ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕОФШОРИЗАЦИИ 9
1.1. Офшорные зоны: классификация терминов и группировка 9
1.2. Причины и последствия офшоризации российской экономики 23
1.3. История возникновения офшорных зон в современном понимании 25
1.4. Отражение эволюции экономической политики в сфере деофшоризации в зарубежных исследованиях 31
ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 40
2.1. Поиск оптимального показателя для измерения офшоризации России 42
2.2. Анализ схем международного бизнеса с участием офшорных резидентов в российской практике 50
2.3. Неправовые меры экономической политики России в области деофшоризации 54
2.4. Правовые меры экономической политики России в области деофшоризации 58
2.4.1. Межстрановой обмен налоговой информацией в условиях экономической политики в области деофшоризации 73
2.4.2. Другие рекомендации ОЭСР, применимые для целей экономической политики России в области деофшоризации 78
2.5. Выводы и рекомендации по совершенствованию экономической политики России в области деофшоризации 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Хронология экономической политики РФ и мира в области деофшоризации с 2003 г. 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Список офшорных зон по версии различных организаций по состоянию на май 2017 101
Актуальность темы исследования. Нарастающая глобализация, характерная периоду с начала XXI века, приводит к тому, что бизнес становится транснациональным. Все больше компаний усложняют свою структуру, расширяясь географически. В этом проявляется стремление к увеличению прибыли за счет расширения, экспансии. Однако, есть и иные причины, по которым бизнес так активно основывает дочерние компании и филиалы в других государствах.
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), треть мирового богатства расположена в офшорных юрисдикциях мира, через которые проходит половина мировой торговли[102]. Такие территории предоставляют льготные условия налогообложения и анонимность конечного выгодоприобретателя. Интересен факт того, что к ряду таких юрисдикций за последние десятилетия стали относиться и высоконалоговые европейские страны, которые предлагают льготные налоговые режимы для иностранных компаний (например, Швейцария, Люксембург, Нидерланды). Это так или иначе расширяет возможности для законного и незаконного налогового планирования [42].
Отток капиталов в офшорные зоны, в результате, подрывает доверие к правительствам неофшорных экономик, что в значительной степени урезает возможность финансирования социально значимых статей расходов бюджета. Кроме того, зависимость от офшорных юрисдикций компаний из ключевых, стратегически важных отраслей несет определенные риски для устойчивости экономической безопасности страны. Таким образом, появляется потребность в изучении мероприятий экономической политики государства, которые смогли бы противостоять негативным тенденциям, которые порождает офшоризация.
На сегодняшний день Россия следует общемировому тренду. В особенности, как и другие развивающиеся экономики (Китай, Бразилия), Россия подвержена рискам, связанным с высокой степенью офшоризации экономики. Как следует из многочисленных источников[30; 36; 44;75 и др.], проблема офшоризации в России остра. При отсутствии соответствующих мер экономической политики государства, стране грозит перспектива финансового обескровливания бюджета (в условиях снижения его доходов), растущего социального недовольства из-за неприятия в обществе «офшорной аристократии», получающей основные доходы в России и инвестирующей их за рубежом. Среди социальных последствий можно выделить углубление неравенства в доходах населения, что несет некоторую опасность для страны.
В последние годы заметно активизировался интерес мирового сообщества к вопросам офшоров. В результате мирового финансового кризиса 2008 г., обострения долговых и бюджетных проблем, страны мира и наднациональные организации стали активно работать над антиофшорной политикой. Россия при этом определенно стремится играть активную роль и проявлять заинтересованность в сотрудничестве. Формирующаяся при этом национальная деофшоризационная политика является, по своей сути, направлением экономической политики, меры которой направлены на минимизацию негативных последствий деятельности офшорных юрисдикций на экономику страны. Важно заметить, что эта политика не ставит перед собой цель ликвидировать офшоры вовсе. Отнюдь – она направлена на ограничение только тех видов офшорной деятельности, которые представляются правительству нечестными (что специфицируется в национальном законодательстве).
Приоритетность экономической политики в сфере деофшоризации в России данное исследование обосновывает с двух позиций:
- во-первых, любая деятельность государства, главным образом, финансируется за счет налоговых платежей, которые поступают от физических и юридических лиц. То есть доходы государства – или его способность вообще функционировать – напрямую зависит от места регистрации налогоплательщика и его мотивации сократить собственную налоговую базу путем вывоза активов в другую юрисдикцию.
- во-вторых, приоритетность деофшоризационного направления относительно отраслевых и даже регионального направлений экономической политики государства состоит в том, что деофшоризационное может частично заменить многие мероприятия, направленные на развитие отраслей и регионов. Фокус на деофшоризации дал бы более комплексный инструментарий, который бы косвенно повлек за собой положительные эффекты в вышеуказанных направлениях. Это заменило бы разрозненные и фрагментарные меры, которые бы, кроме того, были бы более затратными, в сравнении с деофшоризационными.
Указанное объясняет повышенный интерес в науке к изучению вопросов, связанных с экономической политикой России в области деофшоризации, обращение к опыту иностранных государств, влияющего на становление российской антиофшорной политики, и рекомендациям наднациональных образований. Особый интерес для изучения представляют собой недавние законодательные нововведения, такие как Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (2015 г.) [13], нормы, обеспечивающие порядок обмена международной налоговой информацией и др.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы экономической политики, направленной на ограничение офшорной деятельности налогоплательщиков, занимают значимое место в зарубежной научной литературе. С теоретической точки зрения интересны труды А. Зороме (Zoromé, A.) [54], Г. Закмена (Zucman, G.) [55], М. Эльзаяда и А. Конрада (Elsayyad, M.; Konrad, K.A.) [46], а также Дж. Хайнса (Hines, J. R. Jr.) [48]. Стоит обозначить значимость публикаций международных организаций – таких, как ОЭСР [17; 47; 102], Форума финансовой стабильности (ФФС) [107], Сети налоговой справедливости (TaxJusticeNetwork, TJN)[49] и Международного валютного фонда (МВФ) [106].
Если зарубежные исследования и публикации стали активно появляться уже в 1990-е гг., то рамках российской науки работы по вопросам деофшоризации стали появляться значительно позже – после мирового финансового кризиса 2008 г. Интерес российского научного сообщества к данной теме возрос после открытых заявлений лидеров российской власти о планах по деофшоризации в 2012-2013 гг.[88]. Значимыми работами являются публикации Б. Хейфеца [44], С. Глазьева [36], В. Гидирима[44], Старженецкой Л. [110] иПолежаровой Л.В. [40; 41].
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является оценка российской экономической политики в области деофшоризации как приоритетной в данный момент посредством анализа ее отдельных мер и сопоставления со спецификой национальных экономических условий. Для достижения указанной цели исследования определяются следующие задачи:
1. Классифицировать совокупность терминов, используемых в специальной литературе по деофшоризации, и сформировать из нее упорядоченную систему.
2. Выявить причины офшоризации бизнеса путем ретроспективного анализа явления офшоров, а также их влияния на организацию офшорных бизнес-схем.
3. Определить основные направления экономической политики в сфере деофшоризации с позиции зарубежных исследований и оценить их применимость в российской экономике.
4. Выбрать подходящий количественный показатель, и с его помощью оценить динамику результативности экономической политики России в сфере деофшоризации, при возможности построив прогнозную модель.
5. Этапизировать мероприятия экономической политики России в сфере деофшоризации, отразив их суть и проанализировав различные взгляды на них, на основе чего представить предложения для совершенствования данной политики.
Объектом исследования является офшоризация российского бизнеса, который изучается на предмет мероприятий экономической политики государства, нейтрализующей ее негативные последствия в отношении бизнеса, граждан России и российской экономики в целом.
Методологическая основа исследования. При изучении офшорной деятельности необходимо сочетать как количественные, так и качественные методы исследования, отдавая приоритет качественным. Рациональные ожидания нередко лучше описывают ситуацию ближайшего будущего, чем адаптивные. Кроме того, изучая серую сферу экономики, нельзя полностью положиться на официальные данные, так как они не могут точно выражать реальную ситуацию. При подготовке исследования использовались исторический и системный методы познания, а также абстрактно-логический и статистико-экспериментальный подходы
Научная новизна данного исследования состоит в комплексности изучения текущих тенденций деофшоризационного курса экономической политики России и мира, прямо или косвенно влияющего на российский бизнес; формулирование первой классификации терминов о деофшоризации, а также выделение этапов деофшоризационной политики в России. Впервые в российской науке автор предпринимает попытку: (а) обосновать приоритетность экономической политики государства в области деофшоризации над другими видами экономической политики, (б) найти и исследовать статистическим и эконометрическим методами количественного анализа показатель, который бы отражал динамику результативности деофшоризационной политики в России.
Практическая значимость исследования. Выводы автора касательно состояния процесса деофшоризации и экономической политики в этом отношении могут быть полезны для других исследователей соответствующей темы, для представителей бизнеса, оценивающих влияние текущей деофшоризационной политики на свой бизнес, для представителей власти РФ.
Апробация результатов исследования. Отдельные идеи данного исследования нашли отражение в научных статьях автора, размещенных в российских изданиях (например, статьи «Влияние экономических санкций ЕС против РФ на деофшоризационный процесс в российской экономике»(«Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием», №3, 2015 г.), «Деофшоризация российской экономики: пути, меры и результаты» («Актуальные проблемы современной экономики: от практического маркетинга и проблем регионального развития к инклюзивным институтам», сборник, 2016 г.) и «Высокоэффективный общественный сектор как драйвер процесса деофшоризации в России» (там же)).
Материалы диссертации также использовались автором на открытых обсуждениях в научном сообществе в рамках научно-практических конференций: на XVIIIи XIX межвузовских студенческих научных конференциях «Студент-Исследователь-Учитель», проводившимся на базе РГПУ им. А.И. Герцена в 2016 и 2017 гг., где автор представляла тезисы своих исследований; в Санкт-Петербургском международном исследовательском форуме «Synergyinpublicsectorreforms: lessons, bestpracticesandnewhorizons”, проходившем в Высшей Школе Экономики в Санкт-Петербурге 4 – 5 февраля 2016 г., где автор представляла доклад в англоязычной секции; а также на III Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие: общество и экономика», проводившемся на экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета 20 – 23 апреля 2016 г., где автор за выступление с научным докладом была награждена дипломом I степени.
Структура работы определяется основной целью и задачами исследования, и состоит из введения, двух глав и заключения, а также библиографического списка и двух приложений.
Уход российского бизнеса в офшорные юрисдикции начался в 1990-е гг., что повлекло за собой ряд серьезных негативных социально-экономических последствий. В силу этого, возникла необходимость в протекционистской экономической политике государства, которая бы явилась комплексом мер, направленных на минимизацию отрицательных последствий офшоризации. Ее приоритетность и цель определяются потребностью в обеспечении здоровой конкуренции и достаточного притока налоговых поступлений в бюджет путем создания условий для возврата максимально возможного объема вывезенных в офшоры капиталов, а также недопущении массивных оттоков капитала в офшоры в будущем.
Анализ отдельных мероприятий экономической политики России в области деофшоризации и их сопоставление со спецификой национальных экономических условий позволило сделать следующие выводы. Деофшоризация в России направлена на определенные действия налогоплательщиков, что отменяет утверждение о том, что офшоры – это абсолютное злов глазах регулятора, а всякий бизнес, их использующий нужно считать нелегальным. Отнюдь – лишь определенные виды офшорной деятельности должны быть недопустимы, но не все. Деофшоризационная политика России следует опыту других стран. Тем не менее, нужна корректировка уже применяемых мер, их упрощение и гармонизация с экономической действительностью на национальном уровне и международными соглашениями. Кроме того, не хватает комплексности мероприятий экономической политики в этой области для достижения более эффективного результата. Работа государства в этом направлении активно ведется, необходимые корректировки постепенно вводятся, что позволяет видеть его оптимистичные перспективы.
В ходе настоящего исследования были решены поставленные ранее задачи.
1. Была предложена новая классификация терминов, используемых в специальной литературе по деофшоризации. В результате анализа подходов к пониманию тех или иных явлений, была сформирована упорядоченная система терминов, которая позволяет избежать двоякого или чересчур размытого толкования ее элементов. Результатом оказалась трехуровневая классификация, подчиняющаяся логике исторического происхождения и специфики контекстного применения исследуемых терминов.
2. Путем ретроспективного анализа офшоризации, проведенного (в том числе) на основе данных по оттоку капитала Внешэкономбанка, было выявлен опять причин офшоризации российского бизнеса. Среди них следует указать: (а) стабильность и предсказуемость макроэкономической ситуации и законодательства, а также надежная защита прав собственности и высокое качество судебной системы (сильная институциональная среда); (б) возможность работать по низким или нулевым налоговым ставкам на прибыль / доходы; (в) предоставление анонимности, что может быть использовано для отмывания коррупционным или криминальным путем полученные деньги, а также для финансирования терроризма; (г) облегченная интеграция в международный бизнес и публичное размещение акций; (д) низкие издержки на ведение бизнеса и контроль, что позволяет повысить конкурентоспособность компании. Причина офшоризации той или иной компании зависит от ее специфической мотивации, что оказывает влияние на структуру офшорной схемы. Например, для «благородных» целей схемы будут простыми. Однако в целях легализации коррупционных денег схемы, как правило, содержат несколько уровней фирм разного резидентства, сложные гибридные организации или инструменты, номинальных директоров и иное.
3. Анализ теоретических и практических исследований зарубежных авторов позволил сделать вывод об основных направлениях экономической политики в сфере деофшоризации. Среди них можно выделить четыре основных:
- регламентация правил по трансфертному ценообразованию в целях недопущения занижения/завышения цен и ставок по кредитам между взаимозависимыми лицами.
- сотрудничество по обмену налоговой информацией с другими странами в виде двусторонних соглашений (СИДН), а также различных многосторонних соглашений.
- реформирование корпоративного налогообложения.
- введение понятных правил определения резидентства и правил контролируемых иностранных компаний.
Целесообразность полной имплементации зарубежных мер деофшоризационной политики в России спорна. Дело в том, что офшоризация российской экономики имеет несколько иную природу, отличную от западных экономик, для которых актуальны высокие ставки корпоративного налогообложения. В остальном, перечисленные направления деофшоризационной политики могут быть применимы в России с учетом национальной специфики, которая связана с многоаспектностью – необходима работа и с законодательством, и с бизнес-средой.
4. Был выбран показатель «Трансграничные переводы физических лиц (резидентов и нерезидентов) из России в страны, которые считаются офшорными зонами» как отражающий динамику результативности деофшоризационной политики России. В результате статистического и эконометрического анализа глубины офшоризации российской экономики, был сделан вывод о текущем локальном сокращении суммы трансферов в офшоры, которое предположительно будет корректироваться и снова расти в ближайший год. Также была выявлена прямая зависимость между периодами макроэкономической нестабильности (кризисами) и усилением офшоризации.
5. В результате анализа содержания экономической политики России в области деофшоризации, ее мероприятия были разделены на дваэтапа. Первый этап (с начала 2000 гг. по 2015 г.) можно назвать подготовительным – поскольку масштабных мероприятий экономической политики в области деофшоризации в этот период не проводилось. Они носили фрагментарный и в какой-то степени декларативный характер и, скорее, подготавливали почву для введения более значительных мер. Второй этап начался в 2015 г. и идет до сих пор. В 2015 г. Законом № 376 ФЗ были введены правила о контролируемых иностранных компаниях, определения резидентства и бенефициарного собственника. Помимо этого, государство шаг за шагом имплементирует стандарты международной отчетности ОЭСР, гармонизируя их с российским законодательством.
На основе изученной информации, настоящим исследованием предлагаются некоторые рекомендации по улучшению экономической политики России в сфере деофшоризации. Тем, что определяет успешность деофшоризационного процесса в долгосрочной перспективе, являются, скорее, не законы, вводящие со временем усложняющиеся громоздкие правила, а благоприятный инвестиционный климат. Необходимо непрерывно работать над ликвидацией тех несовершенств российского инвестиционного климата, которые рождают причины офшоризации бизнеса. Что касается законодательства, предлагается ввести следующие улучшения: (а) сбалансировать правила КИК и условия СИДН в случаях их противоречия по отношению друг к другу; (б) и гарантировать защиту добросовестным иностранным компаниям, ведущим активную деятельность в стране регистрации путем детализации термина «доходы от услуг» и применения правила о проведении сущностного анализа операций компании.
1. Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н. – [Электронный ресурс] – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171378/ (дата обращения: 05.05.2016).
2. Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) – документ от 25.01.2013 // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – [Электронный ресурс] -http://minfin.ru/ru/document/?id_4=18409&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz4gnBQ0U8G (дата обращения: 18.04.2017).
3. Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 декабря 2016 г. N 03-08-05/73316 к вопросу «О налогообложении доходов иностранной организации, полученных в виде дивидендов».
4. Письмо Минфина России от 03.04.2017 N 03-12-11/2/19348 к вопросу «О дате признания резидента РФ контролирующим лицом КИК исходя из доли участия в ней».
5. Письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395 к вопросу «Об отдельных вопросах, связанных с участием в КИК, налогообложением прибыли КИК и дохода их контролирующих лиц».
6. Письмо Минфина России от 23.12.2016 N 03-12-11/2/77590 к вопросу «О признании организации контролирующим лицом иностранной организации и учете у нее прибыли КИК».
7. Письмо Минфина России от 31.03.2017 N 03-12-12/2/19071 к вопросу «О признании резидента РФ контролирующим лицом КИК».
8. Письмо Федеральной налоговой службы от 30 марта 2012 г. N СА-20-7/348 О направлении проекта Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Типовое соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество", а также проекта Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
9. Пресс-релиз о принятии Указания Банка России № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» и Указание Банка России № 1318-У «О формировании и размере резерва под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон».
10. Решение от 31 октября 2016 г. по делу № А40-113217/2016 Арбитражного суда города Москвы (АС города Москвы), 2016, 31 октября, г. Москва – [Электронный ресурс] - http://sudact.ru/arbitral/doc/9V1mk4uXnPlR/ (дата обращения: 17.04.2017).
11. Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующих на 01.01.2016 // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – [Электронный ресурс] – http://minfin.ru/ru/document/?id_4=94639&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz4eVrK31nv (дата обращения: 17.04.2017).
12. Указание Банка России от 07.08.2003 N 1317-У (ред. от 18.02.2014) "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)".
13. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" от 24.11.2014 N 376-ФЗ (последняя редакция).
14. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" от 15.02.2016 N 32-ФЗ (последняя редакция).
15. AEOI: Status of Commitments (100 jurisdictions have committed) // OECD documents. – 2017. – April, 10. – [Electronic source] – http://www.oecd.org/tax/transparency/AEOI-commitments.pdf] (датаобращения: 18.04.2017).
16. BEPS action 2: Neutralizing the effects of hybrid mismatch arrangements. OECD Tax Alert. International Tax // Deloitte. – 2015. – October, 16. – [Electronic source] – https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Tax/dttl-tax-alert-oecd-16-october-2015.pdf (датаобращения: 01.05.2017).
17. Designing Effective Controlled Foreign Company Rules, Action 3 - 2015 Final Report // OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project // OECD – Paris.: OECD Publishing, 2015. – [Electronic source] – http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/designing-effective-controlled-foreign-company-rules-action-3-2015-final-report_9789264241152-en#page1 (датаобращения: 06.04.2017).
18. Neutralising the Effects of Hybrid Mismatch Arrangements, Action 2. Final Report // OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project. – 2015. – [Электронныйдоступ] – http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/neutralising-the-effects-of-hybrid-mismatch-arrangements-action-2-2015-final-report_9789264241138-en#page1 (датаобращения: 01.05.2017).
II. Учебники, справочники
19. Гончаров А.А. Оффшорные правовые модели и их применение. – М.: Дата Сквер, 2009. – 192 с.: ил.
20. Инвестиционный климат и международный финансовый центр в Москве: тенденции и перспективы: Монография / Под ред. В.Н. Алексеева, В.В. Ильина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 127 с.
21. Левашенко А.Д. Офшоры: налоговая привлекательность Кипра. Институт экономики переходного периода. – М. : Проспект, 2010. – 32 с.
22. Современная экономическая политика России: Учебник / СПбГУ, экон. факультет; под ред. Г.Е. Алпатова. – М.: Экономика, 2011. – 349 с. – (Учебники экономического факультета СПбГУ).
23. Трофимов Г., Трофимов А. Словарь финансово-экономических терминов и определений. – СПб.: ИВЭСЭП, 2008. – 128 с.
24. Шексон, Н. Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных офшорных зонах. – М.: ЭКСМО, Библиотека Коммерсантъ, 2012. – 383 с.
25. Экономическая политика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. А.Н. Лякина. – М.: Юрайт, 2015. – 432 c.
26. Husted, S., Melvin, M. International Economics (8th ed). – Prentice Hall, 2009. – 576 p.
27. Krugman, P.R., Obstfeld, M. International Economics: Theory and Policy (7th ed). – Addison Wesley. – 2005. – 784 p.
28. Salvatore, D. International Economics: Trade and Finance (10th ed). – Wiley, 2012. – 848 p.
29. The Political Economy of Offshore Jurisdictions / Ötsch W.O., Grözinger G., Beyer K.M., Bräutigam. L. – Marburg: Metropolis-Verlag, 2014. – 219 p.
III. Монографии и научные статьи
30. Андрианов В., Кривопустова Е. Офшоры и деофшоризация экономики. – «Общество и экономика». – 2014. – май, №5. –53-91 с.
31. Архангельский И. Ю. Штат Делавэр – трастовая гавань / США – Канада. Экономика, политика, культура. – 2014. – февраль, № 2. – 89-104 с.
32. Гидирим В.В. Концепция "бенефициарной собственности" в международном налогообложении // Сайт издательства Notabene, 2014. - [Электронный ресурс] – http://e-notabene.ru/wl/article_10812.html (дата обращения: 17.04.2017).
33. Голохвастов Д.В., Курбанов Р.Н., Покровская Н.Н. Деофшоризация и развитие механизмов контроля трансфертного ценообразования и налогового поведения рыночных агентов // Финансовый сектор экономики. – 2016, № 5 (101). – 37-43 с.
34. Демина С.П. Деформализация правил как угроза институциональной трансформации российской экономики // «Таможенные чтения – 2011: Материалы всероссийской научно-практической конференции. «Инновационная Россия: вызовы образованию и науке». – СПб.: РТА, 2011. С. 148-154.
35. Демина С.П. Институциональные проблемы формирования инновационной экономики в России // Информационная среда инновационного вуза как фактор устойчивого развития: сборник статей. – СПб.: РГПУ, 2013. – С.34-44.
36. Деофшоризация российской экономики. Пути и меры: доклад, вер. 2.3. 19.04.2013 г. / С. Глазьев, Н. Стариков, А. Недошивин, Ю. Петров, Д. Митяев. – [Электронный документ] – http://geopolitics.by/analytics/deoffshorizaciya-rossiyskoy-ekonomiki-puti-i-mery#sthash.f0gElVmE.dpuf (дата обращения: 05.02.2016).
37. Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским Союзом // Вопросы экономики. – 2014, №12. – 67-79 с.
38. Кохно А. Модели вывоза капитала // «Общество и экономика». – 2014, август, 17. – 66-74 с.
39. Мачехин В.А. Налоговая деофшоризация в России и проект БЕПС: попытка сравнения / Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2016, №6. – с. 107-117.
40. Полежарова Л.В. Инструменты стимулирования реинвестиций капитала // Финансы. – 2016, № 2. – 19–22 с.
41. Полежарова Л.В., Лукьянец К.В. Деофшоризация российской экономики: прогноз налоговых поступлений от контролируемых иностранных компаний // Налоги и налогообложение. – 2016, №3. – 128-134 с.
42. Старженецкая Л.Н. Правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и России: дис. … канд. юрид. наук. 12.00.04 / Старженецкая Любовь Николаевна; науч. рук. Г.П. Толстопятенко; МГИМО МИД России. - Москва, 2016. – 225 с.
43. Хейфец Б. Деофшоризация российской экономики: процесс пошел // Информационное агентство Regnum. – 2016. – 31 октября. – [Электронный доступ] – https://regnum.ru/news/economy/2199754.html (дата обращения: 02.05.2017).
44. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. – М.: Институт экономики РАН, 2013. – 63 с.
45. Хейфец Б.А. Деофшоризация экономики: мировой опыт и российская специфика // «Вопросы экономики». – 2013, № 17. – с. 29-48.
46. Elsayyad, M.; Konrad, K.A. Fighting multiple tax havens / Journal of International Economics. – 2012. – No. 86. –295-305 p.
47. Harmful Tax Competition. An Emerging Global Issue / OECD. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development, 1998. – 42 р.
48. Hines, J. R. Jr. Treasure Islands / Journal of Economic Perspectives. – 2010. – Vol. 24. – Nо. 4. – 103-126 p.
49. Identifying Tax Havens and Offshore Finance Centres // Tax Justice Network Official Website. – [Electronic source] – https://www.taxjustice.net/cms/upload/pdf/Identifying_Tax_Havens_Jul_07.pdf (датаобращения: 18.04.2017).
50. Johnson, S.; La Porta, R.; Lopez-de-Silanes, F.; Shleifer, A. Tunneling. // AEA Papers and Proceedings. – 2000. – Vol. 90, No. 2. – 22-27 p.
51. Kleinbard Ed. D. Stateless Income // Florida Tax Review. – 2011. – Vol. 11 – No 9. – [Electronic source] – http://www.sbs.ox.ac.uk/sites/default/files/Business_Taxation/Docs/WP1208.pdf (датаобращения: 25.04.2017).
52. Lillie, N. Bringing the Offshore Ashore: Transnational Production, Industrial Relations and the Reconfiguration of Sovereignty. – International Studies Quarterly. – 2010. – 54. – 685-704 p
53. Why do firms issue abroad? Lessons from onshore and offshore corporate bond finance in Asian emerging markets / Mizen P., Packer F., Remolona E., Tsoukas S. – December, 2012. – [Electronic source] – http://www.bis.org/publ/work401.pdf, BIS Working Papers No 401 (датаобращения: 04.05.2017).
54. Zoromé, A. Concept of Offshore Financial Centers: In Search of an Operational Definition. WorkingPaper 07/87. – Washington DC: IMF, 2007. – 32 p.
55. Zucman, G. Taxing across Borders: Tracking Personal Wealth and Corporate Profits // The Journal of Economic Perspectives. – 2014. – Vol. 28, No. 4. – Рp. 121-148. – [Electronic source] – http://www.jstor.org/stable/23973561 (датаобращения: 06.05.2016).
IV. Электронные ресурсы, отчеты и публикации
56. Актуальные тенденции международного налогообложения: план BEPS // Deloitte. – 2015. – 29 сентября. – [Электронный доступ] – https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ua/Documents/tax/beps/BEPS%20Presentation_ACCA%20Master.pdf (дата обращения: 01.05.2017).
57. Бенефициарный собственник – развитие арбитражной практики // «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.». – 2015. – [Электронный ресурс] – http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-tax-alert-8-july-2015-rus//EY-tax-alert-8-july-2015-rus.pdf (дата обращения: 17.04.2017).
58. Бизнес представил планы по выходу из офшоров / Экономика и жизнь. – 2013. – [Электронный документ] – http://www.eg-online.ru/news/234315/ (дата обращения: 15.03.2016).
59. Борисяк Д. В России проводится все меньше сомнительных операций. // Центральный Банк России. – 2016. – 11 апреля. – [Электронный ресурс] – http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/04/12/637291-rossii-provoditsya-menshe-somnitelnih-operatsii-tsb (дата обращения: 17.04.2017).
60. Буланов К. Амнистией капиталов воспользовались 2,5 тыс. человек // РосБизнесКонсалтинг Экономика. – 2016. – 30 июня. – [Электронный ресурс] –http://www.rbc.ru/economics/30/06/2016/5774b9ac9a7947e1822daf44 (дата обращения: 23.04.2017).
61. Быркова Е. Итоги внешней торговли России в 2015 году: цифры и факты // ПроВЭД. – 2016. – 15 февраля. – [Электронный ресурс] – http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/32060-itogi-vneshney-topgovli-possii-v-2015-godu-tsifpy-i-fakty.html (дата обращения: 06.04.2017).
62. В казну пришли деньги из офшоров // Официальный сайт ФНС РФ. – 2014 – [Электронный документ] – http://www.nalog.ru/rn77/news/smi/4704788/ (дата обращения: 15.03.2016).
63. В оффшоры бизнес выталкивают дефицит ликвидности и некомпетентные суды // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2013. – 15 февраля. – [Электронный доступ] – https://iq.hse.ru/news/177670781.html (дата обращения: 02.05.2017).
64. Ведение бизнеса, профиль страны: Россия // Всемирный банк (WorldBank). – [Электронный ресурс] – http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia#dealing-with-construction-permits (дата обращения: 11.03.2017).
65. Внедрение инициатив BEPS: Сводный отчет по странам (Country-by-CountryReporting) // «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.». – 2016. – март, выпуск №13. – [Электронный ресурс] – https://www.pwc.ru/ru/tax-consulting-services/assets/legislation/tax-flash-report-2016-13-rus.pdf (дата обращения: 18.04.2017).
66. Воронина Ю. Гарантии для своих: Офшоры больше не получат поддержку. / Российская Газета. – 2016. – 16 февраля, № 6901 (33).
67. Гордеев В. ФНС разработала закон о клиентах-иностранцах российских банков. // РосБизнесКонсалтинг. Финансы. – 2016. – 12 мая. – [Электронный ресурс] – http://www.rbc.ru/finances/12/05/2016/573413b99a79470282c088df (дата обращения: 18.04.2017).
68. Доклад об экономике России: начало новой экономической эры? // WorldBankGroup. – 2015, №33. – [Электронный документ] – http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/russia/rer33-rus.pdf (дата обращения: 06.03.2016).
69. Журсунов Т., Чемерис П. FATCA – время действовать. // Эксперт Online Экономика. – 2017. – 18 апреля. – [Электронный ресурс] – http://expert.ru/kazakhstan/2012/48/fatca-vremya-dejstvovat/ (дата обращения: 18.04.2017).
70. Закон о контролируемых иностранных компаниях: обзор и комментарий // Сайт компании «Гестион». – 2016. – [Электронный ресурс] – http://www.gestion-law.com/kik/ (дата обращения: 06.04.2017).
71. Закон по деофшоризации подписан Президентом. Суммируем новые правила // «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.». – 2014. – ноябрь (выпуск № 40).
72. Запрет на пользу: ЕС устранит популярную офшорную схему // Российская Бизнес-газета. – 2015. – 3 февраля, № 983. – [Электронный ресурс] – http://www.rg.ru/2015/02/03/ofshor.html (дата обращения: 07.05.2016).
73. Захаров А. Почему санкции мешают в борьбе с офшорами // Forbes. – 2015. – 20 февраля. – [Электронный документ] – http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/280773-pochemu-sanktsii-meshayut-borbe-s-ofshorami (дата обращения: 25.10.2015).
74. Как работает деофшоризация после правок // «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.». – 2016. – февраль (выпуск № 3).
75. Кошкаров А. Отток капитала из России сократился в 5 раз из-за снижения внешнего долга // РосБизнесКонсалтинг. Финансы. – 2016. – 9 августа. – [Электронный ресурс] -http://www.rbc.ru/finances/09/08/2016/57a9e47b9a79471518baaee5 (дата обращения: 13.04.2017).
76. Кто не пройдет тест на бенефициарного собственника? // «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.». – 2014, выпуск № 11.
77. Налоговая инверсия США / Налоговед: журнал для профессионалов налогообложения. Пепеляев Груп. – 2015. – 10 августа.
78. Направление информации организациями финансового рынка // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. – [Электронный ресурс] – https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/foreign_clients/ (дата обращения: 18.04.2017).
79. О развитии судебной практики по вопросу бенефициарной собственности на доход // «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.». – 2016. – ноябрь, выпуск № 11.
80. Обзор CRS и FATCA: основные требования к финансовым институтам // КПМГ. – 2016. – 28 ноября. – [Электронный ресурс] – https://home.kpmg.com/ru/ru/home/insights/2016/12/crs-fatca-for-financial-institutions.html (дата обращения: 18.04.2017).
81. Опубликован текст Многостороннего соглашения ОЭСР для внесения изменений в ДИДН (MultilateralConventiontoImplementTaxTreatyRelatedMeasurestoPreventBaseErosionandProfitShifting) // «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.». – 2016. – ноябрь, выпуск № 59.
82. Отток капитала из экономики России: Макроэкономические тенденции // ВнешЭкономБанк. – 2014, май. – 4-13 с.
83. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. – [Электронный ресурс] – https://asi.ru/ (дата обращения: 09.02.2017).
84. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – [Электронный ресурс] – http://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.04.2017).
85. Первые рекомендации по ТЦО в рамках BEPS опубликованы // «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.» – 2014. – сентябрь, выпуск № 28.
86. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации // Банк России. – 2016. – январь-июнь. – [Электронный ресурс] – https://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bp.pdf (дата обращения: 13.04.2017).
87. Приходко Н. Как американский FATCA поможет российской экономике. // Вести Экономика. – 2015. – 8 мая. – [Электронный ресурс] – http://www.vestifinance.ru/articles/57062 (дата обращения: 18.04.2017).
88. Путин выгоняет всех из офшоров: Премьер потребовал проверить стратегические отрасли // Московский Комсомолец. – 2011. – 19 декабря. – [Электронный документ] – http://www.mk.ru/economics/2011/12/19/654330-putin-vyigonyaet-vseh-iz-ofshorov.html (дата обращения: 13.10.2015).
89. Рейтинг РБК 500. РБК назвал 500 крупнейших компаний России // РосБизнесКонсалтинг. – 2016. – 21 сентября. – [Электронный ресурс] -http://www.rbc.ru/business/21/09/2016/57e208779a7947332ed2a895 (дата обращения: 16.03.2017).
90. Российская Федерация подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене налоговой информацией // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. – 2016. – 12 мая. – [Электронный ресурс] – https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6067818/ (дата обращения: 18.04.2017).
91. Россия или офшор: где зарегистрировано 500 крупнейших компаний страны. Игуменов В. // РосБизнесКонсалтинг. – 2015. – 8 октября. – [Электронный ресурс] -http://www.rbc.ru/business/08/10/2015/561583d49a794756766bfe4f (дата обращения: 17.04.2016).
92. РСПП: Капиталы выводят в офшоры, потому что боятся оставить их в РФ // Пресс-служба РСПП. – 2013. – 16 октября. – [Электронный ресурс] – http://rspp.ru/news/view/3628 (дата обращения: 18.04.2017).
93. Рудоманов, Н. КИК: поправки 2016 года. / ЭЖ-Юрист. – 2016. – апрель, №12.
94. Русская «FATCA» может начать работать: последние новости // «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.». – 2016. – апрель, выпуск №75 (146).
95. Сарханянц К. Pfizer и Allergan готовы к историческому слиянию // Коммерсант. – 2015. – 23 ноября. – [Электронный ресурс] – http://www.kommersant.ru/doc/2860682 (дата обращения: 11.05.2016).
96. Силуанов отказался от продления амнистии капиталов // Интерфакс Экономика. – 2016. – 28 апреля. – [Электронный ресурс] –http://www.interfax.ru/business/506131 (дата обращения: 23.04.2017).
97. «Черный список» ФНС России станет короче // «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.». – 2016. – июль, выпуск № 37.
98. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 1997-2016 годах, (по данным платежного баланса Российской Федерации, по методологии РПБ6) // Официальный сайт Банка России. – [Электронный ресурс] – https://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bop/outflow.xlsx (дата обращения: 04.02.2017).
99. Экспертное заключение по проекту ФЗ "О внесении изменении изменений в Федеральный Закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. – [Электронный ресурс] – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=128182 (дата обращения: 25.04.2016).
100. FATCA в России: анализируя ошибки, продолжаем движение. Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке // Сайт Национального расчетного депозитария. Группа Московская биржа. – 2016. – 30 мая. – [Электронный ресурс] – https://www.nsd.ru/ru/press/pubs/index.php?id36=629839 (дата обращения: 18.04.2017).
101. FATCA/CRS // Сайт Национального расчетного депозитария. Группа Московская биржа. – 2016. – [Электронный ресурс] – https://www.nsd.ru/ru/documents/fatca/ (дата обращения: 18.04.2017).
102. Automatic Exchange of Information. Global Forum on Transparency and Exchange of Information on Tax Purposes // OECD website. – [Electronic source] – http://www.oecd.org/tax/transparency/automaticexchangeofinformation.htm (дата обращения: 18.04.2017).
103. BIS Quarterly Review: Highlights of the BIS international statistics / Rixtel, A.V., García, P., Goh, K., Gruić, B., Slee, J. – 2013. – [Electronic source] – http://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt1309b.pdf (дата обращения: 03.05.2017).
104. Drucker, J. The Tax Haven That's Saving Google Billions // Bloomberg Businessweek. – 2010. – October, 21. – [Electronic source] – http://www.bloomberg.com/news/articles/2010-10-21/the-tax-haven-thats-saving-google-billions (дата обращения: 25.04.2017).
105. Garunay M. Why you should care about new actions to tackle corporate inversions. // The White House. President Barack Obama. – 2016. – April, 5. – [Electronic source] – https://www.whitehouse.gov/blog/2016/04/05/why-you-should-care-new-actions-corporate-inversions (дата обращения: 11.05.2016).
106. Offshore Financial Centers. IMF Background Paper // International Monetary Fund (IMF). – 2000. – June, 23.
107. Report of the Working Group on Offshore Financial Centres. – Basel.: Financial Stability Forum (FSF). – 2000.
108. Rockoff, J.D., Hoffman, L., Rubin, R. Pfizer walks away from Allergan deal / The Wall Street Journal. – 2016. – April, 6. – [Electronic source] – http://www.wsj.com/articles/pfizer-walks-away-from-allergan-deal-1459939739 (дата обращения: 11.05.2016).
109. Summary of FATCA Reporting for U.S. Taxpayers // The official IRS website. – 2016. – November, 7. – [Electronic source] – https://www.irs.gov/businesses/corporations/summary-of-fatca-reporting-for-u-s-taxpayers (дата обращения: 18.04.2017).
110. The Global Competitiveness Report 2015–2016. World Economic Forum. – Geneva. – [Электронный документ] – http://www3.weforum.org/docs/ gcr/2015-2016/ Global_Competitiveness_Report_2015-2016.pdf (дата обращения: 5.05.2017).