АМЕРИКАНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В ГЛОБАЛЬНОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ
|
Введение 3
Глава I. Мягкая сила и американский кинематограф 12
1.1 Процесс американизации 13
1.2 Феномен американской массовой культуры 15
Глава II. Развитие американского кинематографа в эпоху Нового Голливуда 19
2.1 Краткая история Голливуда до 1960-х годов. 19
2.2 Переходные шестидесятые годы в Голливуде 21
2.3 1970-е годы: период пересмотра бизнес-стратегии 27
2.4 1980-е годы: закрепление успехов предыдущего десятилетия 36
2.5 1990-е годы: период процветания и перехода к современному этапу 39
Глава III. Современный кинематограф XXI века 45
Глава IV. Влияние американского кинематографа на мировую общественность 53
4.1 Голливуд в международной среде 53
4.2 Политика в кино 61
Заключение 68
Источники и литература 71
Глава I. Мягкая сила и американский кинематограф 12
1.1 Процесс американизации 13
1.2 Феномен американской массовой культуры 15
Глава II. Развитие американского кинематографа в эпоху Нового Голливуда 19
2.1 Краткая история Голливуда до 1960-х годов. 19
2.2 Переходные шестидесятые годы в Голливуде 21
2.3 1970-е годы: период пересмотра бизнес-стратегии 27
2.4 1980-е годы: закрепление успехов предыдущего десятилетия 36
2.5 1990-е годы: период процветания и перехода к современному этапу 39
Глава III. Современный кинематограф XXI века 45
Глава IV. Влияние американского кинематографа на мировую общественность 53
4.1 Голливуд в международной среде 53
4.2 Политика в кино 61
Заключение 68
Источники и литература 71
Мягкая сила в современном мире играет все более заметную роль, постепенно заменяя жесткую силу в условиях глобализации. Взаимосвязанность экономик различных регионов делает использование силового давления на других акторов международной арены не релевантным, поэтому для ключевых игроков так важно развивать и продвигать мягкую силу своего государства. Наиболее совершенным воплощением мягкой силы на данный момент обладают Соединенные Штаты Америки, которые путем продвижения своих ценностей и идей построили современную массовую культуру, основанную на так называемом процессе американизации, который в свою очередь успешно транслируется через американский кинематограф. В связи с этим, исследование американского кинематографа с момента становления Нового Голливуда в 1970-х годах является актуальным, так как непосредственно влияет и формирует современную глобальную массовую культуру. Кроме того, актуальность данного исследования определяется следующими факторами:
Во-первых, американский кинематограф имеет невероятную популярность в мировом сообществе, большинство отдельных кинофильмов и целые франшизы завоевали популярность во многих уголках планеты, многих персонажей знают по всему миру, а идеи, привносимые голливудским кинематографом, отражаются и закрепляются в умах общественности.
Во-вторых, американский кинематограф создает или же развеивает определенные стереотипы в своих кинолентах – это может касаться как образа различных государств, в том числе и США, так и общемировых идей, как расовое и гендерное равенство, равенство представленности национальных культур в искусстве и т. д. С помощью кинематографа освещаются такие актуальные во всем мире темы и проблемы, как применение насилия (от семейного до государственного),дискриминация различных слоев общества, продолжающееся распространение и методы борьбы со СПИДом, раком и другими трудноизлечимыми, но насущными болезнями. Американский кинематограф также часто обращается к проблемам защиты окружающей среды и ответственности человека за те или иные природные катастрофы.
В-третьих, благодаря изучению развития кинематографа, начиная со стадии Нового Голливуда, можно проследить развитие не только самого американского кинематографа, но и историю развития мирового сообщества вплоть до современного этапа, так как уже в этот период начинается становление глобальной массовой культуры какой мы ее знаем сегодня. В-четвертых, история голливудского кино позволяет выявить наиболее популярные направления мысли общества, определить оценку широкой общественности тех или иных политических событий, вычислить векторы развития экономики и бизнеса на разных этапах истории конца XX – начала XXI века, так как капиталистическая модель экономики в первую очередь идет вслед за прибылью, а прибыль приносят люди, их интересы и предпочтения, кинематограф не является исключением.
В-пятых, американский кинематограф напрямую влияет на создание глобальной массовой культуры, которая сегодня объединяет весь мир и косвенно влияет на мировые процессы, а значит является актуальной темой для рассмотрения и изучения.
Объектом данного исследования является мягкая сила Соединенных Штатов Америки в рамках глобальной массовой культуры.
Предметом работы служит американский кинематограф, начиная со становления периода Нового Голливуда в 1970-х годах до настоящего времени.
Цель исследования –выявить существующее влияние американского кинематографа на глобальную массовую культуру, т. е. на мировую общественность.
Исходя из поставленной цели, мы выявили следующие задачи:
1) Определить роль Соединенных Штатов Америки в массовой культуре;
2) По десятилетиям проследить развитие голливудской киноиндустрии и изменений, происходящих в обществе;
3) Рассмотреть, как изменилась структура и направление кино, а также зрительские предпочтения в XXIвеке;
4) Показать на примерах, каково влияние американской киноиндустрии на мир;
5) Оценить сложившийся в кино имидж американского политического истеблишмента, а также образ определенных государств.
Хронологические рамки работы охватывают период, начиная с 1960-х годов, переходного десятилетия, приведшего к становлению Нового Голливуда, черты и влияние которого существуют до сих пор. Исследование охватывает современный этап, вплоть до начала 2020 года.
Источниковая база исследования, в связи с особенностями работы, представлена в основном информацией и подсчетами с сайта BoxOfficeMojobyIMDb, веб-сайта, постоянно отслеживающего кассовые сборы от кинопроката, с целью наглядно показать, какое место в мировом прокате занимают голливудские, а также китайские кинокартины. Для того, чтобы показать, насколько значительные изменения претерпел американский кинематограф, перейдя в период Нового Голливуда, мы ссылались на Кодекс Американской ассоциации кинокомпаний или же Кодекс Хейса. Также, приведены данные сайта «countrymeters», отслеживающего статистику текущего состояния населения любого государства, в качестве показателя разности количества населения Соединенных Штатов и Китая, доказывающее некоторые представленные в работе факты. Кроме того, была взята информация с официальных сайтов таких киностудий, как «DreamWorks»и «Miramax».
Источники, в данном исследовании, можно поделить на три группы: средства массовой информации, в которых прослеживается общественное мнение и позиция различных представителей американского кинематографа; электронные информационные сайты, а также документы ведомств США.
Значительная доля информации была взята из таких авторитетных и популярных СМИ, как «Гардиан» (TheGuardian), «Нью-Йорк Таймс»(TheNew-YorkTimes), «Индепендент» (Independent), «БиБиСи» (BBC), а также «VanityFair», «Empire», «CNBC»и т. д.
В статьях СМИ отражаются события, тесно связанные с киноиндустрией и доказывающие ее влияние на общественность через средства массовой информации. В различных изданиях отражены такие темы, как взаимодействие Голливуда и китайского кинематографа (У. Саиди (U. Saiidi) - «CNBC»; Т. Фельдер (T. Felder) - «Нью-Йорк Таймс») , стрельба в одном из американских кинотеатров во время показа фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и ее последствия (Е. Пилкингтон (E. Pilkington) и М. Уиллиамс (M. Williams) – «Гардиан»; И. Деста (Y. Desta) - «VanityFair») , поддержание негативного образа России в американском кино (Т. Брук (T. Brook) – «БиБиСи»; И. Голдман (E. Goldman) – «RussiaBeyond») и другие.
В рамках второй группы были использованы материалы «Энциклопедии Британника» (Encyclopædia Britannica), наиболее полной и старейшей универсальной энциклопедии, откуда были взяты определение терминов «американизация» и «блэксплойтейшн». Анализ претендентов на премию «Оскар-2020»был взят из крупнейшего русскоязычного интернет-сервиса о кино «КиноПоиск».
Примечательным и наиболее полным источником информации послужил сайт «Интернет-база фильмов» (IMDb–InternetMovieDatabase), крупнейшая в мире база данных и веб-сайт о кинематографе, откуда были получены материалы биографий известных голливудских режиссеров – С. Спилберг, Ф. Ф. Коппола, Дж. Лукас и другие, список кинофильмов, посвященных определенным политическим событиям – Вьетнамская война, террористический акт 11 сентября 2001 года, а также лист голливудских фильмов, передающих элементы арабско-мусульманской культуры и мира.
К третьей группе относятся документы и статьи, опубликованные в рамках министерства обороны США и ЦРУ, посвященные истории взаимодействия Голливуда с правительственными структурами Соединенных Штатови созданию специальных отделов по связям с индустрией развлечений.
Таким образом, источники и литература нашего исследования делятся на статьи из средств массовой информации, посвященных событиям, происходящим в киноиндустрии, документы и статьи государственных ведомств США, а также данные как русских, так и зарубежных информационных веб-сайтов, ориентированных на предоставление релевантных сведений и анализ мира кино.
Историография вопроса включает в себя корпус научных трудов российских и зарубежных исследователей, посвященных анализу влияния американской культуры на мировую общественность. В первой части нашего историографического анализа представлен анализ работ российских экспертов, а во второй части – зарубежных.
Отечественная историография
Работы отечественных исследователей можно разделить на два направления.
К первому направлению относятся работы отечественных экспертов, посвященные процессам глобализации, рассмотрению понятия массовой культуры и, в частности, американизации. Среди отечественных работ, посвященных массовой культуре стоит отметить монографию М. Г. Рыбаковой «Массовая культура и ее влияние на политический имидж государства (на примере США)», где раскрывается понятие массовой культуры как социального феномена, анализируются предпосылки и процесс формирования американской массовой культуры, как отдельного вида поп-культуры, создающего привлекательный образ американского образа жизни. В статье О. С. Карповой рассматриваются истоки глобализации и ее плавного перетекания в американизацию. Работа М. В. Рахимовой раскрывает причины, почему именно Америка является родиной массовой культуры и выделяет основные причины данного факта. Статья Е. В. Рачеевой так же стремится найти истоки популярности американской культуры в мировом контексте. М. В Гринь в своей работе апеллирует к глобализации и говорит про американский культурный империализм, удовлетворяющий потребности и интересы потребителей главным образом в развлекательной сфере.
Ко второму направлению относятся работы более узкой тематики, затрагивающие исследования анализа истории и влияние американского кинематографа. В работе В. М. Рутмана анализируются две основные группы производства кинофильмов в США –независимое кино, голливудские фильмы массового потребления. Интерес для российских авторов представляют, в частности, исчисление доли американских кинофильмов в российском прокате, согласно статье А. В. Грицан. Монография А. В. Федорова является примечательным исследованием, анализирующим западные, в том числе и американские, киноленты, на присутствие в них образа русского/советского человека и каким именно представляется этот образ зрителю, а также обратный анализ советских фильмов. Книга Г. В. Красновой рассматривает узловатые моменты истории США через наиболее известные американские фильмы.
Следовательно, работы отечественных авторов в основном концентрируются на общем изучении процесса глобализации, которое превращает массовую культуру в глобальную и строится на основе образа жизни Соединенных Штатов. Среди российских экспертов мало кто затрагивает более узкую тему влияния голливудского кинематографа на мировую общественность. Специальные работы более посвящены противостоянию России и США в сфере кино и попыткам проанализировать историю США через фильмы.
Зарубежная историография
Работы зарубежных авторов также можно разделить на две категории.
К первой категории относятся труды, посвященные определению и разграничению понятий массовая культура и американизация, а также анализирующие влияние голливудских фильмов на общественность различных регионов планеты. Понятие «мягкой силы» как базиса, на котором построена американская массовая культура, рассмотрел автор концепции Дж. Най-мл. (J. S. Nye-jr). Поиск американской идентичностии ее основные черты раскрывает в своей работе С. Хантингтон (S. Huntington). Азиатские авторы Чуа Бенг Хуат (ChuaBengHuat,)и Юнган Чо (YounghanCho)говорят о нарастающем влиянии американской поп-культуры в Азии в основном посредством широкого распространения американских ценностей через системы вещания и развлечения, получающих экономическую помощь от США. Тайваньский исследователь Тянь-ХуэйЧиан (Tien-HuiChian) рассуждает о негативном влиянии американской популярной культуры, которая захватывает и порабощает национальную культуру, что приводит к введению политики культурной локализации в целях защиты самобытности государств. Немецкий автор Г. Венцель (H. Wenzel) подходит к исследованию вопроса об американизации мира с точки зрения модернизации и считает, что распространение американской массовой культуры – это результат модернизации, а не целенаправленная политика Соединенных Штатов по завоеванию мира посредством культуры. Автор из Туниса В. Дагрир (W. Daghrir) рассматривает американскую массовую культуру не как чисто американский конструкт, а как комплекс разнородных мировых культур, которые и сделали поп-культуру такой привлекательной.
Зарубежные работы второй категории представляют специальную литературу по различным аспектам американского кинематографа. С. Крейг (S. Craig), В. Грин (W. Greene) и С. Дуглас (S. Douglas) в своем исследовании проводят анализ и с помощью математических формул доказывают, что американские фильмы наиболее успешны в странах близких к США в культурном отношении. Авторы Л. Р. Уильямс(L. R. Williams) и М. Хэммонд (M. Hammond)рассмотрели основные вехи развития голливудского кино, начиная с 1960-х годов и заканчивая 1990-ми. Аналогичное исследование в несколько иных временных рамках провел Б. Лэнгфорд (B. Langford).Подробный и достаточно полный анализ истории Голливуда по десятилетиям со дня основания американского кинематографа предпринял Т. Диркс (T. Dirks). Дж. Уилс (J. Wills) описывает современный этап развития компании «Дисней», на сегодняшний день крупнейшего многопрофильного глобального медиагиганта, который формирует и распространяет систему семейных ценностей далеко за пределы США. Д. Крэйн (D. Сrane) утверждает, что доминирование американских фильмов в мире вполне обусловлено и вряд ли преодолимо.
Таким образом, зарубежные исследования, изучающие все возрастающее влияние американского кинематографа на мир, более многочисленны и разнообразны, так как процесс создания глобальной массовой культуры на основе американских идеалов с помощью популярного голливудского кино является актуальной темой современности. Более того, чтобы понять истоки данного процесса, многие эксперты подробно рассматривают и анализируют историю развития Голливуда.
Суммируя отечественную и зарубежную историографию, можно сделать вывод, что что хотя общая исследовательская база в области массовой культуры довольно изучена как отечественными, так и зарубежными авторами, она все еще представляет интерес для исследователей из разных точек планеты, так как феномен американизации уже успел охватить весь мир. Более специальная литература по анализу американского кинематографа, начиная с периода Нового Голливуда, его влияния на мировую общественность в рамках массовой культуры, мало представлена отечественными авторами. Зарубежная же литература богата исследованиями в каких-то определенных областях американского кинематографа, будь то общая история, анализ кассовых сборов, причины наилучшего распространения именно американских кинокартин или же рассмотрение эффективного функционирования отдельных медиакорпораций.
Методология исследования. При проведении исследования нами были использованы следующие методы: метод исторической ретроспективы, метод анализа, метод индукции, метод сравнительного анализа. Посредством метода исторической ретроспективы было рассмотрено, как американский кинематограф добился существующей мировой популярности. Метод анализа был использован при разделении понятия «мягкая сила» на его составляющие, одной из которых является американский кинематограф. Метод индукции позволил на основе отдельных фактов прийти к выводу о повсеместном влиянии голливудского кино. Метод сравнительного анализа использовался при анализе американского и китайского кинематографа.
Структура работы: исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, а также списка источников и литературы. Список источников и литературы включает более 80 наименований, в том числе более 60 публикаций на английском языке.
Во-первых, американский кинематограф имеет невероятную популярность в мировом сообществе, большинство отдельных кинофильмов и целые франшизы завоевали популярность во многих уголках планеты, многих персонажей знают по всему миру, а идеи, привносимые голливудским кинематографом, отражаются и закрепляются в умах общественности.
Во-вторых, американский кинематограф создает или же развеивает определенные стереотипы в своих кинолентах – это может касаться как образа различных государств, в том числе и США, так и общемировых идей, как расовое и гендерное равенство, равенство представленности национальных культур в искусстве и т. д. С помощью кинематографа освещаются такие актуальные во всем мире темы и проблемы, как применение насилия (от семейного до государственного),дискриминация различных слоев общества, продолжающееся распространение и методы борьбы со СПИДом, раком и другими трудноизлечимыми, но насущными болезнями. Американский кинематограф также часто обращается к проблемам защиты окружающей среды и ответственности человека за те или иные природные катастрофы.
В-третьих, благодаря изучению развития кинематографа, начиная со стадии Нового Голливуда, можно проследить развитие не только самого американского кинематографа, но и историю развития мирового сообщества вплоть до современного этапа, так как уже в этот период начинается становление глобальной массовой культуры какой мы ее знаем сегодня. В-четвертых, история голливудского кино позволяет выявить наиболее популярные направления мысли общества, определить оценку широкой общественности тех или иных политических событий, вычислить векторы развития экономики и бизнеса на разных этапах истории конца XX – начала XXI века, так как капиталистическая модель экономики в первую очередь идет вслед за прибылью, а прибыль приносят люди, их интересы и предпочтения, кинематограф не является исключением.
В-пятых, американский кинематограф напрямую влияет на создание глобальной массовой культуры, которая сегодня объединяет весь мир и косвенно влияет на мировые процессы, а значит является актуальной темой для рассмотрения и изучения.
Объектом данного исследования является мягкая сила Соединенных Штатов Америки в рамках глобальной массовой культуры.
Предметом работы служит американский кинематограф, начиная со становления периода Нового Голливуда в 1970-х годах до настоящего времени.
Цель исследования –выявить существующее влияние американского кинематографа на глобальную массовую культуру, т. е. на мировую общественность.
Исходя из поставленной цели, мы выявили следующие задачи:
1) Определить роль Соединенных Штатов Америки в массовой культуре;
2) По десятилетиям проследить развитие голливудской киноиндустрии и изменений, происходящих в обществе;
3) Рассмотреть, как изменилась структура и направление кино, а также зрительские предпочтения в XXIвеке;
4) Показать на примерах, каково влияние американской киноиндустрии на мир;
5) Оценить сложившийся в кино имидж американского политического истеблишмента, а также образ определенных государств.
Хронологические рамки работы охватывают период, начиная с 1960-х годов, переходного десятилетия, приведшего к становлению Нового Голливуда, черты и влияние которого существуют до сих пор. Исследование охватывает современный этап, вплоть до начала 2020 года.
Источниковая база исследования, в связи с особенностями работы, представлена в основном информацией и подсчетами с сайта BoxOfficeMojobyIMDb, веб-сайта, постоянно отслеживающего кассовые сборы от кинопроката, с целью наглядно показать, какое место в мировом прокате занимают голливудские, а также китайские кинокартины. Для того, чтобы показать, насколько значительные изменения претерпел американский кинематограф, перейдя в период Нового Голливуда, мы ссылались на Кодекс Американской ассоциации кинокомпаний или же Кодекс Хейса. Также, приведены данные сайта «countrymeters», отслеживающего статистику текущего состояния населения любого государства, в качестве показателя разности количества населения Соединенных Штатов и Китая, доказывающее некоторые представленные в работе факты. Кроме того, была взята информация с официальных сайтов таких киностудий, как «DreamWorks»и «Miramax».
Источники, в данном исследовании, можно поделить на три группы: средства массовой информации, в которых прослеживается общественное мнение и позиция различных представителей американского кинематографа; электронные информационные сайты, а также документы ведомств США.
Значительная доля информации была взята из таких авторитетных и популярных СМИ, как «Гардиан» (TheGuardian), «Нью-Йорк Таймс»(TheNew-YorkTimes), «Индепендент» (Independent), «БиБиСи» (BBC), а также «VanityFair», «Empire», «CNBC»и т. д.
В статьях СМИ отражаются события, тесно связанные с киноиндустрией и доказывающие ее влияние на общественность через средства массовой информации. В различных изданиях отражены такие темы, как взаимодействие Голливуда и китайского кинематографа (У. Саиди (U. Saiidi) - «CNBC»; Т. Фельдер (T. Felder) - «Нью-Йорк Таймс») , стрельба в одном из американских кинотеатров во время показа фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и ее последствия (Е. Пилкингтон (E. Pilkington) и М. Уиллиамс (M. Williams) – «Гардиан»; И. Деста (Y. Desta) - «VanityFair») , поддержание негативного образа России в американском кино (Т. Брук (T. Brook) – «БиБиСи»; И. Голдман (E. Goldman) – «RussiaBeyond») и другие.
В рамках второй группы были использованы материалы «Энциклопедии Британника» (Encyclopædia Britannica), наиболее полной и старейшей универсальной энциклопедии, откуда были взяты определение терминов «американизация» и «блэксплойтейшн». Анализ претендентов на премию «Оскар-2020»был взят из крупнейшего русскоязычного интернет-сервиса о кино «КиноПоиск».
Примечательным и наиболее полным источником информации послужил сайт «Интернет-база фильмов» (IMDb–InternetMovieDatabase), крупнейшая в мире база данных и веб-сайт о кинематографе, откуда были получены материалы биографий известных голливудских режиссеров – С. Спилберг, Ф. Ф. Коппола, Дж. Лукас и другие, список кинофильмов, посвященных определенным политическим событиям – Вьетнамская война, террористический акт 11 сентября 2001 года, а также лист голливудских фильмов, передающих элементы арабско-мусульманской культуры и мира.
К третьей группе относятся документы и статьи, опубликованные в рамках министерства обороны США и ЦРУ, посвященные истории взаимодействия Голливуда с правительственными структурами Соединенных Штатови созданию специальных отделов по связям с индустрией развлечений.
Таким образом, источники и литература нашего исследования делятся на статьи из средств массовой информации, посвященных событиям, происходящим в киноиндустрии, документы и статьи государственных ведомств США, а также данные как русских, так и зарубежных информационных веб-сайтов, ориентированных на предоставление релевантных сведений и анализ мира кино.
Историография вопроса включает в себя корпус научных трудов российских и зарубежных исследователей, посвященных анализу влияния американской культуры на мировую общественность. В первой части нашего историографического анализа представлен анализ работ российских экспертов, а во второй части – зарубежных.
Отечественная историография
Работы отечественных исследователей можно разделить на два направления.
К первому направлению относятся работы отечественных экспертов, посвященные процессам глобализации, рассмотрению понятия массовой культуры и, в частности, американизации. Среди отечественных работ, посвященных массовой культуре стоит отметить монографию М. Г. Рыбаковой «Массовая культура и ее влияние на политический имидж государства (на примере США)», где раскрывается понятие массовой культуры как социального феномена, анализируются предпосылки и процесс формирования американской массовой культуры, как отдельного вида поп-культуры, создающего привлекательный образ американского образа жизни. В статье О. С. Карповой рассматриваются истоки глобализации и ее плавного перетекания в американизацию. Работа М. В. Рахимовой раскрывает причины, почему именно Америка является родиной массовой культуры и выделяет основные причины данного факта. Статья Е. В. Рачеевой так же стремится найти истоки популярности американской культуры в мировом контексте. М. В Гринь в своей работе апеллирует к глобализации и говорит про американский культурный империализм, удовлетворяющий потребности и интересы потребителей главным образом в развлекательной сфере.
Ко второму направлению относятся работы более узкой тематики, затрагивающие исследования анализа истории и влияние американского кинематографа. В работе В. М. Рутмана анализируются две основные группы производства кинофильмов в США –независимое кино, голливудские фильмы массового потребления. Интерес для российских авторов представляют, в частности, исчисление доли американских кинофильмов в российском прокате, согласно статье А. В. Грицан. Монография А. В. Федорова является примечательным исследованием, анализирующим западные, в том числе и американские, киноленты, на присутствие в них образа русского/советского человека и каким именно представляется этот образ зрителю, а также обратный анализ советских фильмов. Книга Г. В. Красновой рассматривает узловатые моменты истории США через наиболее известные американские фильмы.
Следовательно, работы отечественных авторов в основном концентрируются на общем изучении процесса глобализации, которое превращает массовую культуру в глобальную и строится на основе образа жизни Соединенных Штатов. Среди российских экспертов мало кто затрагивает более узкую тему влияния голливудского кинематографа на мировую общественность. Специальные работы более посвящены противостоянию России и США в сфере кино и попыткам проанализировать историю США через фильмы.
Зарубежная историография
Работы зарубежных авторов также можно разделить на две категории.
К первой категории относятся труды, посвященные определению и разграничению понятий массовая культура и американизация, а также анализирующие влияние голливудских фильмов на общественность различных регионов планеты. Понятие «мягкой силы» как базиса, на котором построена американская массовая культура, рассмотрел автор концепции Дж. Най-мл. (J. S. Nye-jr). Поиск американской идентичностии ее основные черты раскрывает в своей работе С. Хантингтон (S. Huntington). Азиатские авторы Чуа Бенг Хуат (ChuaBengHuat,)и Юнган Чо (YounghanCho)говорят о нарастающем влиянии американской поп-культуры в Азии в основном посредством широкого распространения американских ценностей через системы вещания и развлечения, получающих экономическую помощь от США. Тайваньский исследователь Тянь-ХуэйЧиан (Tien-HuiChian) рассуждает о негативном влиянии американской популярной культуры, которая захватывает и порабощает национальную культуру, что приводит к введению политики культурной локализации в целях защиты самобытности государств. Немецкий автор Г. Венцель (H. Wenzel) подходит к исследованию вопроса об американизации мира с точки зрения модернизации и считает, что распространение американской массовой культуры – это результат модернизации, а не целенаправленная политика Соединенных Штатов по завоеванию мира посредством культуры. Автор из Туниса В. Дагрир (W. Daghrir) рассматривает американскую массовую культуру не как чисто американский конструкт, а как комплекс разнородных мировых культур, которые и сделали поп-культуру такой привлекательной.
Зарубежные работы второй категории представляют специальную литературу по различным аспектам американского кинематографа. С. Крейг (S. Craig), В. Грин (W. Greene) и С. Дуглас (S. Douglas) в своем исследовании проводят анализ и с помощью математических формул доказывают, что американские фильмы наиболее успешны в странах близких к США в культурном отношении. Авторы Л. Р. Уильямс(L. R. Williams) и М. Хэммонд (M. Hammond)рассмотрели основные вехи развития голливудского кино, начиная с 1960-х годов и заканчивая 1990-ми. Аналогичное исследование в несколько иных временных рамках провел Б. Лэнгфорд (B. Langford).Подробный и достаточно полный анализ истории Голливуда по десятилетиям со дня основания американского кинематографа предпринял Т. Диркс (T. Dirks). Дж. Уилс (J. Wills) описывает современный этап развития компании «Дисней», на сегодняшний день крупнейшего многопрофильного глобального медиагиганта, который формирует и распространяет систему семейных ценностей далеко за пределы США. Д. Крэйн (D. Сrane) утверждает, что доминирование американских фильмов в мире вполне обусловлено и вряд ли преодолимо.
Таким образом, зарубежные исследования, изучающие все возрастающее влияние американского кинематографа на мир, более многочисленны и разнообразны, так как процесс создания глобальной массовой культуры на основе американских идеалов с помощью популярного голливудского кино является актуальной темой современности. Более того, чтобы понять истоки данного процесса, многие эксперты подробно рассматривают и анализируют историю развития Голливуда.
Суммируя отечественную и зарубежную историографию, можно сделать вывод, что что хотя общая исследовательская база в области массовой культуры довольно изучена как отечественными, так и зарубежными авторами, она все еще представляет интерес для исследователей из разных точек планеты, так как феномен американизации уже успел охватить весь мир. Более специальная литература по анализу американского кинематографа, начиная с периода Нового Голливуда, его влияния на мировую общественность в рамках массовой культуры, мало представлена отечественными авторами. Зарубежная же литература богата исследованиями в каких-то определенных областях американского кинематографа, будь то общая история, анализ кассовых сборов, причины наилучшего распространения именно американских кинокартин или же рассмотрение эффективного функционирования отдельных медиакорпораций.
Методология исследования. При проведении исследования нами были использованы следующие методы: метод исторической ретроспективы, метод анализа, метод индукции, метод сравнительного анализа. Посредством метода исторической ретроспективы было рассмотрено, как американский кинематограф добился существующей мировой популярности. Метод анализа был использован при разделении понятия «мягкая сила» на его составляющие, одной из которых является американский кинематограф. Метод индукции позволил на основе отдельных фактов прийти к выводу о повсеместном влиянии голливудского кино. Метод сравнительного анализа использовался при анализе американского и китайского кинематографа.
Структура работы: исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, а также списка источников и литературы. Список источников и литературы включает более 80 наименований, в том числе более 60 публикаций на английском языке.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что американский кинематограф стал наиболее успешным случаем проявления мягкой силы государства, который вышел за рамки национальных границ и распространил свое влияние на весь мир. Благодаря голливудским кинолентам мировая общественность воспринимает Соединенные Штаты Америки как государство свободы и благоденствия, знает его историю не по книгам, а по фильмам, разделяет ценности, которые уже успели стать универсальными.
Феномен глобальной массовой культуры, объединяющей весь мир, становится все более актуальным в наше время беспрецедентной глобализации. И переоценить влияние американской культуры в происходящих процессах чрезвычайно сложно, так как именно на основе образа жизни США построена современная массовая культура, которая образовалась в результате «переливания» американского менталитета через границы национального государства. Поддерживать американское влияние в мире помогает всевозможная культурная и бизнес продукция, произведенная в США, которая настолько востребована, высоко квалифицирована и заметна на рынке, что доступна и популярна буквально повсюду на Земле. Музыка, питание, социальные сети, бренды, программное обеспечение, киноиндустрия –все эти составляющие социальной жизни человека пропитаны американскими ценностями, идеями и особенностями, которые ненавязчиво оседают в умах людей, какой бы национальности они бы ни были.
Одним из ключевых инструментов формирования глобальной массовой культуры является американский кинематограф, который бессменно занимает лидирующие позиции среди других национальных киноиндустрий. Американское кино начало формировать глобальную массовую культуру еще с 1970-х годов, когда Голливуд вступил в период Нового Голливуда, приведшего к кардинальным изменениям американской киноиндустрии. Именно во время Нового и Современного Голливуда формируются существующие до сих пор идеалы и подходы к изображению и распространению тех или иных концепций. В период Нового Голливуда кинематограф приобретает свои современные черты: ориентированность на прибыль, а значит на интересы аудитории, что привело к блокбастерскому менталитету, появление мерчендайзинга, которое еще больше усилило заинтересованность людей в кинофильмах, кооперация с конкурентной теле-индустрией, направленной на продвижение студийных фильмов по всем каналам, создание приквелов, сиквелов и ремейков фильмов, которые связывают несколько эпох в одну серию кинофильмов (самый яркий тому пример сага «Звездных войн», активно разрабатываемая по сегодняшний день, берет свое начало в 1977 году), развитие технологически новых способов создания кинофильмов и мультфильмов, которые также берут свое начало в конце XX века, чрезвычайная популярность стриминг-сервисов, которые также появились в результате эволюции: VHS–DVD–стриминговые каналы. Общемировое признание и предпочтение американского кинематографа невозможно понять, не окунувшись в историю, так как именно там заложены ответы на многие современные вопросы.
На сегодняшний момент американский кинематограф также перешагнул национальные границы. Все чаще эксплуатируются сюжеты, посвященные образу жизни других государств планеты, чаще происходит коллаборация различных киноиндустрий, актеров, режиссеров и других деятелей кино, чтобы как можно точнее передать дух времени или нации в определенных фильмах. Более того, сама Американская киноакадемия начинает расширять круг кинокартин, номинируемых на самую престижную премию «Оскар», обращая пристальное внимание на иностранное искусство, признавая его равным американскому. Круг проблем, которым посвящены в наше время кинофильмы также несколько изменился, став более транснациональным. Сегодня чрезвычайно актуальны темы равенства (национального, религиозного, расового, гендерного, сексуального), тема свободы человека и его угнетения, защита окружающей среды и ответственность человека за происходящие в природе негативные изменения.
Кино, бесспорно, влияет на людей, этот факт можно доказать не только рейтингом бокс офиса кинокартин и количеством проданных билетов, но и поведением людей. Герои популярных кино франшиз вдохновляют обычных людей, помогают справляться с трудностями жизни и быта, подавая пример. Популярных персонажей копируют на рисунках, в одежде и поведении, запечатлевают в статуях, цитируют их высказывания, а также используют в бизнесе и рекламе, чтобы передать тот или иной посыл. Однако влияние киноискусства не всегда бывает позитивным, случаи агрессии, косвенно спровоцированные каким-нибудь фильмом, также имеют место быть. Порой кинозлодеев, монстров или диковинных существ изображают так реалистично, что их образ пугает не только детей, но и взрослых, а определенные сцены создают или укрепляют человеческие фобии.
Однако кино – это не всегда абстрактная задумка, передаваемая в форме сказки или фантастики, большая доля фильмов посвящена реально произошедшим событиям, однако их интерпретация режиссером почти всегда является субъективной, но тем не менее в течение просмотра, точка зрения, представленная на экране, оседает в умах зрителей, создавая определенные сильные стереотипы. В фильмах всегда должны быть положительные и отрицательные персонажи, и, если фильм построен на относительно реалистичных основаниях, в роли злодеев чаще всего выступают представители тех или иных наций. Выбор государств-злодеев всегда соотносится с политической обстановкой в Соединенных Штатах. На сегодняшний день это Российская Федерация, арабо-мусульманские страны и Северная Корея.
Таким образом, влияние американского кинематографа как на глобальную массовую культуру, так и на мировую общественность распространяется крайне широко и затрагивает чувства и представления каждого человека, формируя его вкусы, предпочтения и интересы, а также интегрирует его в мир, посредством показа определенных реальных ситуаций или же укоренившихся стереотипов.
Феномен глобальной массовой культуры, объединяющей весь мир, становится все более актуальным в наше время беспрецедентной глобализации. И переоценить влияние американской культуры в происходящих процессах чрезвычайно сложно, так как именно на основе образа жизни США построена современная массовая культура, которая образовалась в результате «переливания» американского менталитета через границы национального государства. Поддерживать американское влияние в мире помогает всевозможная культурная и бизнес продукция, произведенная в США, которая настолько востребована, высоко квалифицирована и заметна на рынке, что доступна и популярна буквально повсюду на Земле. Музыка, питание, социальные сети, бренды, программное обеспечение, киноиндустрия –все эти составляющие социальной жизни человека пропитаны американскими ценностями, идеями и особенностями, которые ненавязчиво оседают в умах людей, какой бы национальности они бы ни были.
Одним из ключевых инструментов формирования глобальной массовой культуры является американский кинематограф, который бессменно занимает лидирующие позиции среди других национальных киноиндустрий. Американское кино начало формировать глобальную массовую культуру еще с 1970-х годов, когда Голливуд вступил в период Нового Голливуда, приведшего к кардинальным изменениям американской киноиндустрии. Именно во время Нового и Современного Голливуда формируются существующие до сих пор идеалы и подходы к изображению и распространению тех или иных концепций. В период Нового Голливуда кинематограф приобретает свои современные черты: ориентированность на прибыль, а значит на интересы аудитории, что привело к блокбастерскому менталитету, появление мерчендайзинга, которое еще больше усилило заинтересованность людей в кинофильмах, кооперация с конкурентной теле-индустрией, направленной на продвижение студийных фильмов по всем каналам, создание приквелов, сиквелов и ремейков фильмов, которые связывают несколько эпох в одну серию кинофильмов (самый яркий тому пример сага «Звездных войн», активно разрабатываемая по сегодняшний день, берет свое начало в 1977 году), развитие технологически новых способов создания кинофильмов и мультфильмов, которые также берут свое начало в конце XX века, чрезвычайная популярность стриминг-сервисов, которые также появились в результате эволюции: VHS–DVD–стриминговые каналы. Общемировое признание и предпочтение американского кинематографа невозможно понять, не окунувшись в историю, так как именно там заложены ответы на многие современные вопросы.
На сегодняшний момент американский кинематограф также перешагнул национальные границы. Все чаще эксплуатируются сюжеты, посвященные образу жизни других государств планеты, чаще происходит коллаборация различных киноиндустрий, актеров, режиссеров и других деятелей кино, чтобы как можно точнее передать дух времени или нации в определенных фильмах. Более того, сама Американская киноакадемия начинает расширять круг кинокартин, номинируемых на самую престижную премию «Оскар», обращая пристальное внимание на иностранное искусство, признавая его равным американскому. Круг проблем, которым посвящены в наше время кинофильмы также несколько изменился, став более транснациональным. Сегодня чрезвычайно актуальны темы равенства (национального, религиозного, расового, гендерного, сексуального), тема свободы человека и его угнетения, защита окружающей среды и ответственность человека за происходящие в природе негативные изменения.
Кино, бесспорно, влияет на людей, этот факт можно доказать не только рейтингом бокс офиса кинокартин и количеством проданных билетов, но и поведением людей. Герои популярных кино франшиз вдохновляют обычных людей, помогают справляться с трудностями жизни и быта, подавая пример. Популярных персонажей копируют на рисунках, в одежде и поведении, запечатлевают в статуях, цитируют их высказывания, а также используют в бизнесе и рекламе, чтобы передать тот или иной посыл. Однако влияние киноискусства не всегда бывает позитивным, случаи агрессии, косвенно спровоцированные каким-нибудь фильмом, также имеют место быть. Порой кинозлодеев, монстров или диковинных существ изображают так реалистично, что их образ пугает не только детей, но и взрослых, а определенные сцены создают или укрепляют человеческие фобии.
Однако кино – это не всегда абстрактная задумка, передаваемая в форме сказки или фантастики, большая доля фильмов посвящена реально произошедшим событиям, однако их интерпретация режиссером почти всегда является субъективной, но тем не менее в течение просмотра, точка зрения, представленная на экране, оседает в умах зрителей, создавая определенные сильные стереотипы. В фильмах всегда должны быть положительные и отрицательные персонажи, и, если фильм построен на относительно реалистичных основаниях, в роли злодеев чаще всего выступают представители тех или иных наций. Выбор государств-злодеев всегда соотносится с политической обстановкой в Соединенных Штатах. На сегодняшний день это Российская Федерация, арабо-мусульманские страны и Северная Корея.
Таким образом, влияние американского кинематографа как на глобальную массовую культуру, так и на мировую общественность распространяется крайне широко и затрагивает чувства и представления каждого человека, формируя его вкусы, предпочтения и интересы, а также интегрирует его в мир, посредством показа определенных реальных ситуаций или же укоренившихся стереотипов.
Подобные работы
- Американская массовая культура как инструмент «холодной войны» второй половины ХХ века (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2018 - Творчество Альфреда Хичкока в контексте массовой культуры Европы и Америки
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - Массовое искусство и национальный миф: проблема взаимовлияния (на материале кинематографа США)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2014 - ДИАЛОГ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛИТАРНОЙ И МАССОВОЙ КУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОЙ КИНОМУЗЫКЕ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЖУРНАЛИСТА КАК «ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (НА ПРИМЕРЕ ПЕРСОНАЖЕЙ КОМИКСОВ)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Образ Человека-паука в оригинальных комиксах и их современных экранизациях
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Социально-идеологическая направленность мультипликации в условиях российско-американского информационного противостояния
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Кинематограф как инструмент публичной дипломатии США
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021



