АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме миграционных потоков 10
1.1. Виды современной миграции населения 10
1.2. Основные теории миграционных потоков 16
Глава 2. История возникновения и становления иммиграционной проблемы и политики во Французской Республике 26
2.1. История миграции во Французскую Республику 26
2.2. Нормативно-правовые основы миграционной политики Франции 31
Глава 3. Проблема адаптации иммигрантов в социокультурной среде Французской Республики 44
3.1. Социокультурный состав французских иммигрантов 44
3.2. Проблемы взаимодействия мигрантов с французским населением 53
3.3. Практические шаги по интеграции мигрантов во французское общество 64
Заключение 71
Список используемых источников и литературы 75
Приложение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме миграционных потоков 10
1.1. Виды современной миграции населения 10
1.2. Основные теории миграционных потоков 16
Глава 2. История возникновения и становления иммиграционной проблемы и политики во Французской Республике 26
2.1. История миграции во Французскую Республику 26
2.2. Нормативно-правовые основы миграционной политики Франции 31
Глава 3. Проблема адаптации иммигрантов в социокультурной среде Французской Республики 44
3.1. Социокультурный состав французских иммигрантов 44
3.2. Проблемы взаимодействия мигрантов с французским населением 53
3.3. Практические шаги по интеграции мигрантов во французское общество 64
Заключение 71
Список используемых источников и литературы 75
Приложение
Тема миграции по ряду причин вышла на первый план в современной повестке дня. Одна из возможных тому причин – это усиление интенсивности миграционных оборотов, которое сопряжено с рядом проблем: проблема неконтролируемой миграции, проблема соотношения миграции и безопасности, проблема национальной идентичности и т.д. Адекватное решение всех этих проблем Французской Республике еще предстоит найти.
Франция традиционно относится к «национальному государству» Старого Света, на которое миграция не оказала формообразующего воздействия, но сыграла значительную роль в его развитии. Многие известные деятели разных времен, являясь иммигрантами, внесли значительный вклад в развитие общественной жизни Франции. Тому примеры: Клод Лелуш (французский режиссер, выходец из семьи алжирского мигранта), Патрик Брюэль (иммигрант из Алжира), Кадер Беларби (французская балерина арабского происхождения), Сами Насери (киноактер, алжирский иммигрант) и многие другие. Принципиально важной задачей Французской Республики представляется поиск возможных путей интеграции мигрантов и людей, получивших французское гражданство, но также имеющих проблем с интеграцией во французское общество.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, уменьшение количества усилий, потраченных на поездку из одной страны в другую, привело к увеличению количества миграционных, туристических потоков. Доступность транспортных средств, а также изобретение новых, отличных от традиционных, способов перемещения на большие расстояния ведут к тому, что значительная часть населения Земли имеет возможность жить и работать практически в любой точке земного шара.
На масштабность миграционных потоков в современном мире также повлиял процесс глобализации. Глобальные тенденции перехода обществ развитых стран со ступени «общество индустриальное» на «постиндустриальное» повлекли за собой повсеместную массовую информатизацию и интернетизацию, что позволило большому количеству людей наблюдать за событиями, которые происходят за сотни километров от них, читать зарубежные СМИ, узнавать новое о государствах мира. У значительной части людей появилась возможность выбирать страну своего проживания. В целом, картина мира под воздействием интенсивных миграционных потоков постоянно изменяется.
Вторым фактором, обуславливающим актуальность выбранной темы, является тот факт, что современная миграционная политика Французской Республики во многом не выполняет свою функцию. Несмотря на то что тема миграции во Франции является одной из самых дискуссионных, как миграционная, так и интеграционная политика зачастую приводит не к тем последствиям, которых от нее ожидает французское правительство. Адекватная современным реалиям миграционная политика до сих пор не нашла свое отражение в национальном законодательстве Франции. Мультикультурализм, как считают некоторые французские политики, не является универсальным средством от всех проблем, о чем еще в 2011 году заявлял Н. Саркози, на тот момент президент Франции: «Да, это провал мультикультурализма. Сейчас основное внимание уделяется сохранению идентичности мигрантов, а не сохранению собственной идентичности».
Наконец, третий фактор касается ситуации, сложившейся в Европе за последние несколько лет. Вынужденная миграция беженцев с охваченных войной на Ближнем Востоке территорий хоть и не является беспрецедентной по своим масштабам, но одной из самых крупных за период Новейшей истории. С данным процессом сопряжен целый ряд социальных и экономических проблем: проблема безопасности и нелегальной миграции, проблема адаптации беженцев, которые представляют совершенно иную культуру, во французское общество, проблемы, связанные с устранением в обществе нетерпимости и ксенофобии. В начале 2016 года президент Франции Ф. Олланд сказал, что будущее Европы зависит от миграционного кризиса и от того, насколько быстро Европа сможет его решить.
Таким образом, целью данного исследования является определение актуальных проблем современной миграционной политики Французской Республики.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
• Проанализировать развитие основных теорий международной миграции;
• Рассмотреть основные виды миграции и модели интеграции мигрантов в общество;
• Определить основные этапы развития миграционного законодательства Французской Республики;
• Проанализировать социокультурные особенности французских мигрантов;
• Определить основные проблемы взаимодействия мигрантов с французским населением;
• Дать анализ попыткам правительства Французской Республики и соответствующих организаций адаптировать мигрантов в общество.
Объектом данного исследования являются проблемы современной миграционной политики Французской Республики, предметом – интеграция мигрантов в общественную жизнь.
При характеристике актуальных проблем миграционной политики Франции использовались следующие методы. В данной работе использовался исторический метод исследования. Для изучения истории французской миграции и французского законодательства в области миграционной политики был использован, в частности, историко-генетический метод. Сравнительно-исторический метод был применен для сопоставления этапов в развитии миграционной политики и для определения дальнейших тенденций.
Источниковая база исследования состоит из источников и литературы. Источники можно поделить на:
• Актовые источники
• Нарративные источники
К актовым источникам, использованным в данном исследовании, были отнесены следующие источники:
• Учредительные документы международных универсальных организаций (например, Устав ООН) ;
• Декларации и резолюции основных органов универсальных международных организаций, например, Конвенция о статусе беженцев) ;
• Международные конвенции, международные договоры и международные соглашения (например, Соглашение между правительствами государств экономического союза БЕНИЛЮКС, Федеративной Республики Германии и Французской Республики.)
• Конституции и другие законодательные акты, принятые в рамках национального права (например, Конституция Франции от 1958 года)
К нарративным источникам были отнесены следующие источники:
• Выступления и доклады глав государств и правительств, общественных и политических деятелей (например, выступление Олланда о запрете буркини и хиджаба );
• Информационные материалы средств массовой информации (к примеру, статья из журнала Le Monde о визите премьер-министра Франции М. Вальса в Германию и обсуждение там темы миграции );
• Статистические материалы (например, статистические сборники INSEE )
В основу данного исследования легли также работы отечественных и зарубежных исследователей.
На сегодняшний день существуют многочисленные работы, посвященные теории миграции – это работы, основная цель которых – исследование причин и объективных факторов миграции. Среди них работы В.Л. Иноземцева, В.А. Ионцева, Э.Г. Равенштейна (Ravenstein), С. Стауффера (Stouffer), Л.Л. Рыбаковского. Экономический и неоклассический подходы к теории миграции были развиты в трудах М. Тодаро (Todaro), А. Льюиса (Lewis ), М. Пиоре (Piore), О. Старка (Stark), Э. Ли (Lee)
Теория миграции рассматривалась через призму глобализации в работах исследователей С. Сассена (Sassen), И. Валлерстайна (Wallerstein). Теорию самоподдержания миграции выработал Д. Массей (Massey.
Полезными для изучения данной темы оказались сборники, рабочие тетради и доклады Российского совета по международным делам, например, одна из последних рабочей тетрадей была посвящена миграционному кризису.
Также полезными оказались работы и монографии, авторы которых изучают миграцию в конкретных странах - В. Малахов, С. В. Рязанцев, М. Денисенко, О. Хараева, О. Чудиновских, Рубинский Ю., В. Г. Соболев, Иванников И.В, Чернов И.В., Шевченко С.В.
Различные классификации миграции предлагали Ивахнюк И.В., Ионцев В.А.
Структурно данная работа стоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В первой главе представлен анализ основных теоретических представлений о миграции и миграционных потоках, а также анализ видов и форм миграции. Во второй главе определены основные направления миграционной политики Французской Республики, проанализированы основные вехи истории миграции во Францию. Третья глава представляет собой подробное рассмотрение практических аспектов проблем, сопровождающих мигрантов во Французской Республике. В данной главе представлен социокультурный анализ миграционных потоков за разные годы, проанализированы основные проблемы, с которыми сталкиваются французские иммигранты, а также основные направления деятельности правительства Франции и соответствующих организаций, их роль в решении возникающих перед мигрантами проблем.
Общий объем основной части работы 91 страница. Библиография содержит 158 наименований.
Франция традиционно относится к «национальному государству» Старого Света, на которое миграция не оказала формообразующего воздействия, но сыграла значительную роль в его развитии. Многие известные деятели разных времен, являясь иммигрантами, внесли значительный вклад в развитие общественной жизни Франции. Тому примеры: Клод Лелуш (французский режиссер, выходец из семьи алжирского мигранта), Патрик Брюэль (иммигрант из Алжира), Кадер Беларби (французская балерина арабского происхождения), Сами Насери (киноактер, алжирский иммигрант) и многие другие. Принципиально важной задачей Французской Республики представляется поиск возможных путей интеграции мигрантов и людей, получивших французское гражданство, но также имеющих проблем с интеграцией во французское общество.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, уменьшение количества усилий, потраченных на поездку из одной страны в другую, привело к увеличению количества миграционных, туристических потоков. Доступность транспортных средств, а также изобретение новых, отличных от традиционных, способов перемещения на большие расстояния ведут к тому, что значительная часть населения Земли имеет возможность жить и работать практически в любой точке земного шара.
На масштабность миграционных потоков в современном мире также повлиял процесс глобализации. Глобальные тенденции перехода обществ развитых стран со ступени «общество индустриальное» на «постиндустриальное» повлекли за собой повсеместную массовую информатизацию и интернетизацию, что позволило большому количеству людей наблюдать за событиями, которые происходят за сотни километров от них, читать зарубежные СМИ, узнавать новое о государствах мира. У значительной части людей появилась возможность выбирать страну своего проживания. В целом, картина мира под воздействием интенсивных миграционных потоков постоянно изменяется.
Вторым фактором, обуславливающим актуальность выбранной темы, является тот факт, что современная миграционная политика Французской Республики во многом не выполняет свою функцию. Несмотря на то что тема миграции во Франции является одной из самых дискуссионных, как миграционная, так и интеграционная политика зачастую приводит не к тем последствиям, которых от нее ожидает французское правительство. Адекватная современным реалиям миграционная политика до сих пор не нашла свое отражение в национальном законодательстве Франции. Мультикультурализм, как считают некоторые французские политики, не является универсальным средством от всех проблем, о чем еще в 2011 году заявлял Н. Саркози, на тот момент президент Франции: «Да, это провал мультикультурализма. Сейчас основное внимание уделяется сохранению идентичности мигрантов, а не сохранению собственной идентичности».
Наконец, третий фактор касается ситуации, сложившейся в Европе за последние несколько лет. Вынужденная миграция беженцев с охваченных войной на Ближнем Востоке территорий хоть и не является беспрецедентной по своим масштабам, но одной из самых крупных за период Новейшей истории. С данным процессом сопряжен целый ряд социальных и экономических проблем: проблема безопасности и нелегальной миграции, проблема адаптации беженцев, которые представляют совершенно иную культуру, во французское общество, проблемы, связанные с устранением в обществе нетерпимости и ксенофобии. В начале 2016 года президент Франции Ф. Олланд сказал, что будущее Европы зависит от миграционного кризиса и от того, насколько быстро Европа сможет его решить.
Таким образом, целью данного исследования является определение актуальных проблем современной миграционной политики Французской Республики.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
• Проанализировать развитие основных теорий международной миграции;
• Рассмотреть основные виды миграции и модели интеграции мигрантов в общество;
• Определить основные этапы развития миграционного законодательства Французской Республики;
• Проанализировать социокультурные особенности французских мигрантов;
• Определить основные проблемы взаимодействия мигрантов с французским населением;
• Дать анализ попыткам правительства Французской Республики и соответствующих организаций адаптировать мигрантов в общество.
Объектом данного исследования являются проблемы современной миграционной политики Французской Республики, предметом – интеграция мигрантов в общественную жизнь.
При характеристике актуальных проблем миграционной политики Франции использовались следующие методы. В данной работе использовался исторический метод исследования. Для изучения истории французской миграции и французского законодательства в области миграционной политики был использован, в частности, историко-генетический метод. Сравнительно-исторический метод был применен для сопоставления этапов в развитии миграционной политики и для определения дальнейших тенденций.
Источниковая база исследования состоит из источников и литературы. Источники можно поделить на:
• Актовые источники
• Нарративные источники
К актовым источникам, использованным в данном исследовании, были отнесены следующие источники:
• Учредительные документы международных универсальных организаций (например, Устав ООН) ;
• Декларации и резолюции основных органов универсальных международных организаций, например, Конвенция о статусе беженцев) ;
• Международные конвенции, международные договоры и международные соглашения (например, Соглашение между правительствами государств экономического союза БЕНИЛЮКС, Федеративной Республики Германии и Французской Республики.)
• Конституции и другие законодательные акты, принятые в рамках национального права (например, Конституция Франции от 1958 года)
К нарративным источникам были отнесены следующие источники:
• Выступления и доклады глав государств и правительств, общественных и политических деятелей (например, выступление Олланда о запрете буркини и хиджаба );
• Информационные материалы средств массовой информации (к примеру, статья из журнала Le Monde о визите премьер-министра Франции М. Вальса в Германию и обсуждение там темы миграции );
• Статистические материалы (например, статистические сборники INSEE )
В основу данного исследования легли также работы отечественных и зарубежных исследователей.
На сегодняшний день существуют многочисленные работы, посвященные теории миграции – это работы, основная цель которых – исследование причин и объективных факторов миграции. Среди них работы В.Л. Иноземцева, В.А. Ионцева, Э.Г. Равенштейна (Ravenstein), С. Стауффера (Stouffer), Л.Л. Рыбаковского. Экономический и неоклассический подходы к теории миграции были развиты в трудах М. Тодаро (Todaro), А. Льюиса (Lewis ), М. Пиоре (Piore), О. Старка (Stark), Э. Ли (Lee)
Теория миграции рассматривалась через призму глобализации в работах исследователей С. Сассена (Sassen), И. Валлерстайна (Wallerstein). Теорию самоподдержания миграции выработал Д. Массей (Massey.
Полезными для изучения данной темы оказались сборники, рабочие тетради и доклады Российского совета по международным делам, например, одна из последних рабочей тетрадей была посвящена миграционному кризису.
Также полезными оказались работы и монографии, авторы которых изучают миграцию в конкретных странах - В. Малахов, С. В. Рязанцев, М. Денисенко, О. Хараева, О. Чудиновских, Рубинский Ю., В. Г. Соболев, Иванников И.В, Чернов И.В., Шевченко С.В.
Различные классификации миграции предлагали Ивахнюк И.В., Ионцев В.А.
Структурно данная работа стоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В первой главе представлен анализ основных теоретических представлений о миграции и миграционных потоках, а также анализ видов и форм миграции. Во второй главе определены основные направления миграционной политики Французской Республики, проанализированы основные вехи истории миграции во Францию. Третья глава представляет собой подробное рассмотрение практических аспектов проблем, сопровождающих мигрантов во Французской Республике. В данной главе представлен социокультурный анализ миграционных потоков за разные годы, проанализированы основные проблемы, с которыми сталкиваются французские иммигранты, а также основные направления деятельности правительства Франции и соответствующих организаций, их роль в решении возникающих перед мигрантами проблем.
Общий объем основной части работы 91 страница. Библиография содержит 158 наименований.
Проведенное исследование свидетельствует, что миграция населения стала одним из основополагающим вопросов в политике практически любого государства мира. Миграция является сложным и противоречивым процессом, оценить масштабы которого возможно только через историческую призму.
Сложность и неоднозначность данного процесса подтверждается тем фактом, что до сих пор не существует единого комплексного исследования на эту тему. Практически каждый исследователь миграции предлагает свою классификацию этого явления. Это представляется возможным, поскольку действительно можно найти большое количество разноплановых критериев выделения групп миграции, сравнения их между собой и т.д.
В данном исследовании был проведен анализ развития основных теорий международной миграции и моделей интеграции мигрантов в общество. Теория миграции за несколько столетий своего существования претерпела значительные изменения. Если в XIX – первой половине XX века исследователи рассматривали преимущественно внутренние миграции (из города в село и наоборот), то позднее начали рассматривать международные миграции, фокусировать свои исследования на причинах данного процесса, связывать процесс миграции с определенными экономическими реалиями, с процессом глобализации. В этой связи некоторые исследователи делят все теории на «классические» и «неоклассические».
Когда процесс миграции стал массовым и, зачастую, неконтролируемым, появились исследования на тему интеграции мигрантов в общественную жизнь. Традиционно выделяют 4 модели интеграции мигрантов: исключение, сегрегация, ассимиляция, мультикультурализм. Традиционно Французская Республика придерживалась политики ассимиляции, но позднее под воздействием левых сил стал популярен тезис о необходимости проведения политики мультикультурализма. Некоторые исследователи связывают этот факт с тем, что маленькой группе, представляющей этническое меньшинство, ассимилироваться проще, чем большой, поэтому проведение политики ассимиляции с момента начала массового процесса притока мигрантов из конкретных стран и образование ими этнических диаспор показалось нерациональным.
Обе политики показали свою неэффективность: политика ассимиляции не помогает адаптировать в социокультурное общество мигрантов, а политика мультикультурализма не отвечает закрепленному в Конституции Французской Республики принципу лаицизма. Административно-политическая практика приспособления мультикультурализма под французские реалии не привела к ожидаемым от нее результатам. Несмотря на это, со стороны социалистов время от времени возникают предложения по «воскрешению» мультикультурализма, но, как показала практика, во французском обществе эта политика вряд ли сможет когда-либо прижиться.
В данной работе был проведен анализ основных этапов развития миграционного законодательства Французской Республики и этапов иммиграции. Всю историю иммиграции можно, по мнению многих исследователей, поделить на три этапа: с конца XIX века до начала Первой мировой войны; межвоенный период между Первой и Второй мировыми войнами; период с конца Второй мировой войны по 1970-е годы. События 2014-2017 годов (усиление позиций террористических организаций на Ближнем Востоке, гражданская война в Сирии, а, следовательно, большой приток беженцев в Европу) могут, на наш взгляд, справедливо рассматриваться как четвертый этап истории французской иммиграции.
Миграционное законодательство Франции начало зарождаться во времена третьей волны миграции. Первый законодательный акт датируется 1945 годом. В дальнейшем, миграционная политика Франции ужесточалась, а интеграция, как было отмечено выше, базировалась на принципе жесткой ассимиляции. Ассимиляция не была тщательно разработанной политикой французского правительства, скорее, стихийным желанием интегрировать мигрантов без значительных на то усилий. Попытка улучшить демографическую ситуацию за счет приезжих иммигрантов являлась неуспешной, поскольку она не сопровождалась необходимыми действиями для всесторонней интеграции мигрантов во французское общество. После 1990 года, с приходом к власти социалистов, стали слышны голоса тех, кто хотел видеть во Франции адаптированную к ее реалиям версию мультикультурализма. Провал политики Франции по отношению к мигрантам стал очевиден после массовых демонстраций 2005 года.
В последние годы ситуация с мигрантами стала особенно серьезной, поскольку, в отличие от мигрантов, которые приезжают в выбранную страну осознанно, беженцы не имеют значительной мотивации и возможностей к интеграции.
Одной из задач, поставленных перед автором в данном исследовании, было проанализировать социокультурные особенности прибывающих во Францию иммигрантов. Была сделана попытка сравнить группы мигрантов, разделив их по временному критерию: мигранты, прибывшие за период между 1990 и 1999 годами, с 2000 по 2014 и, наконец, с 2014 по 2017 года. Приведенный анализ свидетельствует о ряде тенденций, существующих на сегодняшний день. Во-первых, серьезно изменились страны исхода иммигрантов. Количество мигрантов из традиционных для Франции стран исхода уменьшилось (здесь имеются в виду такие страны, как Испания, Португалия, Италия). Число мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки, напротив, увеличилось. Во-вторых, само количество мигрантов увеличилось: если в 1990 году их было 4.2 млн человек, то в 2016 – 6 млн (учитывается только легальная миграция). В-третьих, изменились основные причины иммиграции. Если в 1990-х годах основной причиной прибытия иммигрантов были экономические причины, то уже в 2014-2017 гг основными мотивами переезда иммигрантов были гуманитарные катастрофы и войны в их странах исхода. В-четвертых, был изучен половозрастной состав мигрантов. Был сделан вывод касаемо соотношения страны исхода и пола мигранта: из европейских стран во Французскую Республику иммигрируют преимущественно женщины, в то время как из стран Ближнего Востока, Африки и Азии – мужчины. Возраст также зависит от страны исхода. В-пятых, была сделана попытка изучить религиозный состав мигрантов, однако, это не представилось возможным из-за принципа лаицизма, существующего во Франции.
В ходе исследования были также определены основные проблемы взаимодействия мигрантов с французским обществом. Были проанализированы факторы, которые препятствуют адаптации мигрантов в общество. Одним из основных факторов является фактор непринятия мигрантов самим обществом, поддержка французским населением действий правительства, направленных на ограничение пребывания иммигрантов во Франции. Негативные взаимоотношения могут иметь под собой разную подоплеку, например, публикации в средствах массовой информации, существующие стереотипы, отождествление конкретных этнических групп с террористами и т.д.
Экономическая адаптация также представляется важным шагом на пути к всесторонней интеграции иммигранта. Показатели, по которым можно оценить уровень экономической адаптации, следующие: уровень безработицы, характер расселения (наличие иммигрантских «гетто») и т.д.
На интеграцию мигрантов также могут влиять определенные акторы, чьи практические шаги могут как помогать адаптировать мигрантов в общество, так и, напротив, помешать этому процессу. Государство, как показала практика, несмотря на громкие заявления, остаются индифферентными к проблемам иммигрантов, многие политические деятели, даже находясь в составе одного правительства, часто высказывают совершенно противоположные по этому вопросу мнения.
В этой связи общественные объединения и диаспоры представляются более эффективными средствами реализации мигрантами их прав, они оказывают большее влияние на адаптацию мигрантов в общество. Тем не менее, активное вмешательство стран исхода в работу этих организаций, на наш взгляд, должно вызывать определенные опасения.
Сложность и неоднозначность данного процесса подтверждается тем фактом, что до сих пор не существует единого комплексного исследования на эту тему. Практически каждый исследователь миграции предлагает свою классификацию этого явления. Это представляется возможным, поскольку действительно можно найти большое количество разноплановых критериев выделения групп миграции, сравнения их между собой и т.д.
В данном исследовании был проведен анализ развития основных теорий международной миграции и моделей интеграции мигрантов в общество. Теория миграции за несколько столетий своего существования претерпела значительные изменения. Если в XIX – первой половине XX века исследователи рассматривали преимущественно внутренние миграции (из города в село и наоборот), то позднее начали рассматривать международные миграции, фокусировать свои исследования на причинах данного процесса, связывать процесс миграции с определенными экономическими реалиями, с процессом глобализации. В этой связи некоторые исследователи делят все теории на «классические» и «неоклассические».
Когда процесс миграции стал массовым и, зачастую, неконтролируемым, появились исследования на тему интеграции мигрантов в общественную жизнь. Традиционно выделяют 4 модели интеграции мигрантов: исключение, сегрегация, ассимиляция, мультикультурализм. Традиционно Французская Республика придерживалась политики ассимиляции, но позднее под воздействием левых сил стал популярен тезис о необходимости проведения политики мультикультурализма. Некоторые исследователи связывают этот факт с тем, что маленькой группе, представляющей этническое меньшинство, ассимилироваться проще, чем большой, поэтому проведение политики ассимиляции с момента начала массового процесса притока мигрантов из конкретных стран и образование ими этнических диаспор показалось нерациональным.
Обе политики показали свою неэффективность: политика ассимиляции не помогает адаптировать в социокультурное общество мигрантов, а политика мультикультурализма не отвечает закрепленному в Конституции Французской Республики принципу лаицизма. Административно-политическая практика приспособления мультикультурализма под французские реалии не привела к ожидаемым от нее результатам. Несмотря на это, со стороны социалистов время от времени возникают предложения по «воскрешению» мультикультурализма, но, как показала практика, во французском обществе эта политика вряд ли сможет когда-либо прижиться.
В данной работе был проведен анализ основных этапов развития миграционного законодательства Французской Республики и этапов иммиграции. Всю историю иммиграции можно, по мнению многих исследователей, поделить на три этапа: с конца XIX века до начала Первой мировой войны; межвоенный период между Первой и Второй мировыми войнами; период с конца Второй мировой войны по 1970-е годы. События 2014-2017 годов (усиление позиций террористических организаций на Ближнем Востоке, гражданская война в Сирии, а, следовательно, большой приток беженцев в Европу) могут, на наш взгляд, справедливо рассматриваться как четвертый этап истории французской иммиграции.
Миграционное законодательство Франции начало зарождаться во времена третьей волны миграции. Первый законодательный акт датируется 1945 годом. В дальнейшем, миграционная политика Франции ужесточалась, а интеграция, как было отмечено выше, базировалась на принципе жесткой ассимиляции. Ассимиляция не была тщательно разработанной политикой французского правительства, скорее, стихийным желанием интегрировать мигрантов без значительных на то усилий. Попытка улучшить демографическую ситуацию за счет приезжих иммигрантов являлась неуспешной, поскольку она не сопровождалась необходимыми действиями для всесторонней интеграции мигрантов во французское общество. После 1990 года, с приходом к власти социалистов, стали слышны голоса тех, кто хотел видеть во Франции адаптированную к ее реалиям версию мультикультурализма. Провал политики Франции по отношению к мигрантам стал очевиден после массовых демонстраций 2005 года.
В последние годы ситуация с мигрантами стала особенно серьезной, поскольку, в отличие от мигрантов, которые приезжают в выбранную страну осознанно, беженцы не имеют значительной мотивации и возможностей к интеграции.
Одной из задач, поставленных перед автором в данном исследовании, было проанализировать социокультурные особенности прибывающих во Францию иммигрантов. Была сделана попытка сравнить группы мигрантов, разделив их по временному критерию: мигранты, прибывшие за период между 1990 и 1999 годами, с 2000 по 2014 и, наконец, с 2014 по 2017 года. Приведенный анализ свидетельствует о ряде тенденций, существующих на сегодняшний день. Во-первых, серьезно изменились страны исхода иммигрантов. Количество мигрантов из традиционных для Франции стран исхода уменьшилось (здесь имеются в виду такие страны, как Испания, Португалия, Италия). Число мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки, напротив, увеличилось. Во-вторых, само количество мигрантов увеличилось: если в 1990 году их было 4.2 млн человек, то в 2016 – 6 млн (учитывается только легальная миграция). В-третьих, изменились основные причины иммиграции. Если в 1990-х годах основной причиной прибытия иммигрантов были экономические причины, то уже в 2014-2017 гг основными мотивами переезда иммигрантов были гуманитарные катастрофы и войны в их странах исхода. В-четвертых, был изучен половозрастной состав мигрантов. Был сделан вывод касаемо соотношения страны исхода и пола мигранта: из европейских стран во Французскую Республику иммигрируют преимущественно женщины, в то время как из стран Ближнего Востока, Африки и Азии – мужчины. Возраст также зависит от страны исхода. В-пятых, была сделана попытка изучить религиозный состав мигрантов, однако, это не представилось возможным из-за принципа лаицизма, существующего во Франции.
В ходе исследования были также определены основные проблемы взаимодействия мигрантов с французским обществом. Были проанализированы факторы, которые препятствуют адаптации мигрантов в общество. Одним из основных факторов является фактор непринятия мигрантов самим обществом, поддержка французским населением действий правительства, направленных на ограничение пребывания иммигрантов во Франции. Негативные взаимоотношения могут иметь под собой разную подоплеку, например, публикации в средствах массовой информации, существующие стереотипы, отождествление конкретных этнических групп с террористами и т.д.
Экономическая адаптация также представляется важным шагом на пути к всесторонней интеграции иммигранта. Показатели, по которым можно оценить уровень экономической адаптации, следующие: уровень безработицы, характер расселения (наличие иммигрантских «гетто») и т.д.
На интеграцию мигрантов также могут влиять определенные акторы, чьи практические шаги могут как помогать адаптировать мигрантов в общество, так и, напротив, помешать этому процессу. Государство, как показала практика, несмотря на громкие заявления, остаются индифферентными к проблемам иммигрантов, многие политические деятели, даже находясь в составе одного правительства, часто высказывают совершенно противоположные по этому вопросу мнения.
В этой связи общественные объединения и диаспоры представляются более эффективными средствами реализации мигрантами их прав, они оказывают большее влияние на адаптацию мигрантов в общество. Тем не менее, активное вмешательство стран исхода в работу этих организаций, на наш взгляд, должно вызывать определенные опасения.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Влияние алжирской миграции на внутреннюю политику Франции в 1989-
2012 годах
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИММИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА
ПУБЛИЧНУЮ ПОЛИТИКУ В ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ.
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА В СИРИИ И ФРАНЦУЗСКИЕ СМИ: 2013-2017 ГГ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИММИГРАНТСКИХ КВАРТАЛОВ (1980-2000-Е ГГ.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ИММИГРАЦИОННАЯ И ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В 2002-2015 ГОДАХ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ФРАНЦУЗСКИХ ПРАВИТЕЛЬСТВ В ОТНОШЕНИИ
ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА, 2007-2018 ГГ.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА(07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



