Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения кибербуллинга в отношении учащихся школ 7
1.1. Кибербуллинг: понятие, виды, причины 7
1.2. Особенности кибербуллинга в школьной среде 13
1.3. Психологические и социальные последствия кибербуллинга для участников 19
Глава 2. Профилактика кибербуллинга в школе: направления и проблемы психосоциальной работы 25
2.1. Формы и методы профилактики кибербуллинга среди школьников 25
2.2 Основные подходы психосоциальной работы с участниками кибербуллинга в школьной среде 31
2.3. Межведомственное взаимодействие в психосоциальной работе по профилактике кибербуллинга 37
Глава 3. Кибербуллинг в отношении учащихся и его профилактика методами психосоциальной работы (на основе эмпирических исследований) 44
3.1. Программа, методы и организация исследования 44
3.2. Результаты опроса учащихся 51
3.3. Результаты интервью с педагогами и специалистами учреждений социального обслуживания 56
Заключение 62
Список литературы 66
Приложения 74
С развитием и стремительным распространением доступа в Интернет привычная коммуникация людей изменилась и появились новые социальные риски, например, феномен кибербуллинга – травля в виртуальной среде. Это явление наиболее часто встречается в образовательной среде подростков, так как пубертатный период характеризуется повышенной конфликтностью, агрессивностью, стремлением самоутвердиться за счет других .
Поскольку сегодня Интернет – это неотъемлемая часть образовательной среды, в которой социализируются подростки, специфика виртуальности изменяет привычную для несовершеннолетней молодежи коммуникацию: отмечается высокая вербальная активность, разорванность, новый язык и этикет общения, эмоциональность, погруженность с потерей ощущения времени, возможная анонимность .Подростки, будучи активными пользователями гаджетов, взаимодействуют друг с другом через социальные сети и мессенджеры, образуют посредством их локальные онлайн-сообщества. Как результат, интернет-коммуникация оказывает влияние на отношения в коллективе в реальности, что нередко оказывается скрытым процессом от учителей. Это, в свою очередь, создает новые социальные риски, среди который главное место занимает кибербуллинг.
По данным исследования Mail.ru Group в 2019 г. 45% пользователей Рунета от 14 до 17 лет поделились, что Интернет не является безопасной средой из-за кибербуллинга . Спустя годы проблема кибербуллинга только обострилась: так, онлайн-платформами «Учи.ру» и «VK Образование» была изучена травля в сети среди учителей и школьников. По состоянию на четвертый квартал 2022 г., 47% учителей-респондентов считают кибербуллинг проблемой, но при этом не знают, как бороться с этим явлением. Только 18% учителей не знакомы с кибербуллингом или считают её неактуальной проблемой .
По данным анализа контента сайтов школ Санкт-Петербурга, проведенном в рамках данной работы, не существует единой превентивной программы против кибербуллинга. В большинстве своем школы ограничиваются рекомендациями по безопасному поведению в Интернете. Не смотря на это, учителя уже начинают признавать кибербуллинг как проблему. Это подтверждает актуальность подробного изучения данной проблемы и потребность в совершенствовании программ профилактики против кибербуллинга среди подростков. Специалисты по социальной работе, психологи, социальные педагоги, обладая нужной психологической и правовой подготовкой, способны разработать и внедрить эффективные практики по профилактике этого деструктивного поведения и более быстрой помощи жертвам кибербуллинга. В связи с этим актуальным становится более подробное изучение кибербуллинга и возможности его профилактики через психосоциальную работу.
Исследованием проблемы кибербуллинга в школьной среде уже занимались зарубежные (Д. Олвейс, С. Хиндуя, Д. У. Патчин, Б. Белси и др.) и отечественные ученые (А.А. Бочавер, К.Д. Хломов, Г.У. Солдатова, А.Н. Ярмина и др.). Кроме того, для рассмотрения проблемы будут использованы теория киберагрессии (К. Рунионс), теория виктимной предрасположенности (И.Г. Малкина-Пых), теория виктимной активности (В.А. Туляков), теория экологических систем (У. Бронфенбреннер), теория анонимности (Ф. Зимбардо).В работе над темой кибербуллинга мы будем опираться на опыт изучения темыэтими и другими авторами.
Цель работы: изучить кибербуллинг среди старшеклассников и возможности его профилактики методами психосоциальной работы.
Задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к изучениюкибербуллинга, его видов и причин;
2. Проанализировать специфику кибербуллинга в школьной среде, психологические и социальные последствия для его участников
3. Рассмотреть формы и методы профилактики кибербуллинга среди школьников
4. Изучить основные подходы психосоциальной работы и межведомственное взаимодействие в школьной профилактике кибербуллинга
5. Эмпирически исследовать кибербуллинг в отношении учащихся и практики его профилактики методами психосоциальной работы для дальнейшей разработки рекомендаций
Объект исследования: кибербуллинг в отношении старшеклассников
Предмет исследования: возможности профилактики кибербуллинга в отношении старшеклассников посредством психосоциальной работы
Гипотеза исследования: широкое распространение кибербуллинга в школах свидетельствует о необходимости широкого использования психосоциальной профилактической работы и расширения межведомственного взаимодействия, связанного с использованием методов такой работы в школьной профилактике.
Методы исследования :анализ научной литературы; вторичный анализ результатов исследований; анализ контента сайтов школ Санкт-Петербурга; интервью с педагогами школ и специалистами учреждений социального обслуживания; анкетирование и интернет-опрос школьников.
Выборка исследования:
1. Учащиеся 8-11 классов всех типов образовательных учреждений: мужчины и женщины, возраст от 13 до 18 лет. Количество респондентов: 200 человек.
2. Специалисты по социальной работе с молодежью, социальные педагоги, психологи образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания: мужчины и женщины, возраст от 25 до 60 лет. Количество респондентов: 10 человек.
Эмпирическая база исследования: ГБОУ СОШ №274 с углубленным изучением иностранных языков Кировского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит», БФ «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого», СПБ ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ».
Структура:
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав: в первой рассмотрены теоретические основания изучения кибербуллинга в отношении старшеклассников, во второй главе проанализированы направления и проблемы профилактики кибербуллинга посредством психосоциальной работы, в третьей главе представлены результаты эмпирического исследования кибербуллинга в отношении старшеклассников и его превенции на уровне школы и учреждений социального обслуживания. В заключении сделаны основные выводы и приведены рекомендации по совершенствованию профилактики явления. Объём выпускной квалификационной работы – 72 страницы. Список литературы включает 66 наименований (том числе 16 на английском языке). Выпускная квалификационная работа содержит 3 рисунка и 1 таблицу.
В научном сообществе наиболее распространенным является определение кибербуллинга как злонамеренной травли, которую осуществляют один или несколько человек с помощью информационно-коммуникационных технологий, чтобы причинить вред другому. Кибербуллинг может принимать различные формы в школьных коллективах, и его возникновение можно объяснить индивидуально-личностными характеристиками учеников или неблагополучной школьной средой.
Школьный кибербуллинг характеризуется следующим: может сопровождаться или являться следствием традиционной травли, имеет открытую социальную структуру и высокую степень инверсии ролей. Выделяют основные три типа участников: кибербуллер, жертва и сторонние наблюдатели. Роль последних важна, так как их одобрение может спровоцировать кибербуллинг или наоборот, могут вмешаться и прекратить кибербуллинг. Тем не менее, именно наличие наблюдателей делает явление системным и длительным. Кибербуллинг негативно влияет на психологическое и социальное благополучие всех участников процесса, включая искажение личности, дезадаптацию в обществе, внутриличностные кризисы, психологические травмы, понижение самооценки, тревожность.
Одним из перспективных направлений развития профилактики кибербуллинга является психосоциальная работа, поскольку она комплексно охватывает профилактику на трех уровнях: индивидуальном, групповом и общественном. Среди направлений психосоциальной работы с кибербуллерами и жертвами можно выделить индивидуальные и групповые формы социотерапии личности, психокоррекционную работу с участником кибербуллинга и его окружением, а также информационно-образовательная работа с целью просвещения о кибербуллинге и его наказуемости с точки зрения правового аспекта. Использование методов психосоциальной работы способствует преодолению психологических последствий кибербуллинга и помогает приспособиться в социальной среде. Однако на сегодня существует множество препятствий на пути широкого распространения технологий психосоциальной работы: недостаток психолого-педагогических кадров, нехватка методических пособий и рекомендаций по профилактике кибербуллинга в школьной среде, слабое межведомственное взаимодействие.
Как показало исследование, осведомленность учащихся, педагогов и специалистов учреждений социального обслуживания относительно кибербуллинга значительно отличается: сотрудники учреждений социального обслуживания и их подопечные подростки сталкивались с кибербуллингом на практике, поэтому им больше известно о возможных причинах феномена, его видах; для педагогов эта проблема остается теоретической и неактуальной для школы. Это свидетельствует о недостаточной информированности и вовлеченности педагогов в субкультуру детей, что осложняет внедрение и реализацию профилактики кибербуллинга. Учащиеся отмечают неактуальность реализуемых школой мер профилактики и низкое доверие к школьным специалистам. Ввиду этого есть запрос на изменение существующего подхода к профилактике кибербуллинга в школьной среде в пользу методов психосоциальной работы, поскольку работа с личностью ребенка и окружающей его средой делает возможным комплексно предотвратить риски кибербуллинга. В частности, специалисты учреждений социального обслуживания имеют большой потенциал и желание делиться своим опытом и технологиями работы по превенции кибербуллинга с педагогами: обучать приемам психологического консультирования, делиться диагностическими методиками по определению маркеров кибербуллинга, технологиями работы с жертвами и кибербуллерами.
На основании изучения научной литературы и проведенного исследования можно выделить несколько наиболее важных рекомендаций. Для профилактики явления было бы полезно:
1. Повышать информированность школьных педагогов о кибербуллинге и возможностях его профилактики методами психосоциальной работы. Для этого можно использовать обучающие курсы по повышению психолого-педагогической компетентности, а также круглые столы по обмену опытом с другими субъектами контроля, в частности, со специалистами учреждений социального обслуживания.
2. Проводить регулярный мониторинг психологической атмосферы в классах посредством психологической и социометрической диагностики. В случае обнаружения ситуаций риска и возникновения необходимо своевременно организовывать тренинги по сплочению или другие тренинги в зависимости от ситуации и запроса учащихся. При нехватке специалистов следует приглашать психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе с молодежью из других ведомств.
3. Проводить мониторинг социальных сетей, в которых зарегистрированы и принимают участие учащиеся из группы риска. Это можно делать по запросу учителей или родителей с привлечением соответствующих специалистов.
4. Внедрить новые форматы информирования учащихся о кибербуллинге и как ему противостоять: интерактивные уроки, классные часы с участием психологов и социальных педагогов, практические занятия с разбором реальных случаев кибербуллинга и последствий для его участников.
5. Улучшать осведомленность учащихся о возможностях школы оказывать помощь ученикам, столкнувшимся с кибербуллингом. Для этого классным руководителям и администрации школы необходимо регулярно напоминать о кабинете школьного психолога, службы медиации, консультаций с социальным педагогом, чаще проводить занятия психолого-педагогический коллектива со школьниками для установления контакта и доверия с ними. Кроме того, педагогам важно разработать и распространять на школьных стендах памятки, посвященные безопасному поведению в Сети, и список полезных номеров, где учащиеся тоже смогут получить психологическую поддержку.
6. Внедрять и распространять психосоциальных технологий в профилактике кибербуллинга в школе: прохождение школьными психологами, социальными педагогами и классными руководителями тренингов и курсов по повышению квалификации с целью освоения базовых психодиагностических методик, методов психологического консультирования, тренинговых технологий для несовершеннолетних.
7. Рекомендовать Комитету по образованию разработать нормативные правовые акты, регламентирующие межведомственное взаимодействие образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания по профилактике кибербуллинга. В рамках данного сотрудничества должны быть разработаны методические рекомендации по профилактике кибербуллинга в школьной среде, где будут даны алгоритмы действий для педагогов по противодействию кибербуллингу на трех уровнях профилактики.
1. Межведомственное взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних // Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Тверской области. 2013. С.1
2. Рекомендации об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также о выявленных несовершеннолетних "группы риска" // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/573910652?marker=6500IL (дата обращения: 17.04.2023)
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
6. Антипина С. С. Опросник «Типология киберагрессии»: структура и первичные психометрические характеристики // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 1(85). С. 113-122.
7. Ануфриева Е.В., Набойченко Е.С., Ковтун О.П. Буллинг и кибербуллинг: проблема современного подростка // ПФ. 2021. №5. С. 423-429.
8. Ардашкин И.Б. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебное пособие / И.Б. Ардашкин. — Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2004. 106 с.
9. Баранов, А. А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. 2015. № 3. С. 37-41.
10. Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: практическое пособие // СПб.: СПб ГУ СПСиД «Региональный центр «СЕМЬЯ». 2005. 44 с.
11. Бочавер А. А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 177-191.
12. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия РГПУ имени А.И.Герцена. 2009. № 105. С. 159-165.
13. Дёгтева Т.А. Профилактика кибермоббинга и кибербуллинга в среде несовершеннолетних: методическое пособие / Т.А. Дёгтева и др. – Ставрополь: Ставропольское издательство «Параграф», 2017. 81 с.
14. Дегтярев Е.А. Стратегия профилактики буллинга и кибербуллинга образовательной организации в подростковой среде // Мир науки, культуры, образования. 2021. №4 (89). С. 121-123.
15. Дейнека О. С., Духанина Л. Н., Максименко А. А. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 273-292.
16. Жевлакович С.С., Чижова Д.Д. Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, продуцируемого контентом сети Интернет // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. №1. С. 83-88.
17. Инчли Дж., Карри Д., Будисавлевич С. и др. В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде // Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ. Т. 1. 2020. 58 с.
18. Макарова Е. А., Макарова Е. Л., Махрина Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 3. С. 293-311.
19. Маклаков А. Г., Сидорова А.А. Особенности психического развития старших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №4. С. 33-44.
20. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы: учебное пособие / И.Г. Малкина-Пых – М.: ЭКСМО, 2006. 832 с.
21. Маренцова А. И. Запугивание и травля в сети: феномен cyberbullying // Профилактика зависимостей. 2017. № 3(11). С. 44-67.
22. Мишина М. М., Воробьева К. А. Психологические особенности личности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях // Вестник Московского государственного областного университета. №3. С. 29-43.
23. Муравская Г.В. Профилактика кибербуллинга в учреждении образования: методические рекомендации / Г.В. Муравская. Витебск: Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Витебского района, 2018. 27 с.
24. Носова Н.В., Калинкина Е.М., Камракова Н.Ю. Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации // Вологда: «Вологодский институт развития образования», 2019. 52 с.
25. Обухова Ю.В., Гурьева В.О. Образ сверстника - жертвы буллинга у школьников с разной выраженностью виктимного поведения // Российский психологический журнал. 2017. №2. С. 118-134.
26. Окунева Л.И. Социально-психологические детерминанты склонности к кибераддикции в подростковой среде // Педагогическое образование в России. 2016. №1. С. 188-191.
27. Паршина В.В. Деятельность социальных учреждений по оказанию помощи женщинам, пострадавшим от насилия (на примере ГБУ города Москвы «Кризисный центр помощи женщинам и детям») // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №1-4. С. 164-167.
28. Попов В.В., Ерохина А.В., Черкасова С.В. Юридическая ответственность несовершеннолетних граждан за противоправные действия в сети интернет (сравнительно-правовой аспект) // Вестник Московского университета МВД России. 2022. №5. С. 202-207.
29. Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3(35). С. 17-31.
30. Сухов, А. Н. Психосоциальная работа с населением: учебно-научный и практический аспекты // Отечественный журнал социальной работы. 2016. № 4(67). С. 76-85.
31. Тиркашева Г.М. Кибербуллинг среди детей: понятие, современные формы и защитные механизмы // Oriental Renaissance: Innovative, Educational, Natural and Social sciences. 2022. №5. С. 84-93.
32. Федунина Н.Ю. Представления о триаде «Преследователь – жертва – наблюдатель» в кибербуллинге в англоязычной литературе // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 41. 11 с.
33. Фирсов М.В. Основы клинической геронтологической социальной работы / М.В. Фирсов, З.Х. Саралиева, С.А. Судьин, А.А. Черникова. – Н. Новгород: Издательство «НИСОЦ». 2020. 189 с.
34. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учебное пособие / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 2-е изд. 192 с.
35. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 276-295.
36. Чумакова, В. А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях // Молодой ученый. 2013. № 3 (50). С. 451-453.
37. Шипунова Т. В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения : Социальная работа с лицами девиантного поведения : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. В. Шипунова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. 240 с.
38. Шпаковская Е. Ю., Клюкина А.А. Психологические особенности виктимного поведения подростков, подвергавшихся кибербуллингу // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 1. 11 с.
39. Щенникова С.В., Алешенькина Е.Е. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебное пособие / С.В. Щенникова. — Арзамас: Арзамасский филиал Национального исследовательского нижегородского государственного университета, 2013. 106 с.
40. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
41. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление // Народное образование. 2019. 448 с.
42. Barlett C.P., DeWitt C.C., Maronna B. and, Johnson K. Social media use as a tool to facilitate or reduce cyberbullying perpetration: A review focusing on anonymous and nonanonymous social media platforms // Violence and Gender. №5. 2018. P. 147–152.
43. Ch.W. Wang et al. Overlap of traditional bullying and cyberbullying and correlates of bullying among Taiwanese adolescents: a cross-sectional study // BMC Public Health. 2019. 14 p.
44. Chouhan D. S. Cyberbullying: The Scale of the Problem in Adults & Children // International Journal of Research. 2019. Vol. 8. №6. P. 1502-1510.
45. Finkel E. J., Hall, A. N. The I3 Model: a metatheoretical framework for understanding aggression // Current Opinion in Psychology. 2018. Vol. 19. P. 125-130.
46. Görzig A., Machackova H. Cyberbullying from a Socio-Ecological Perspective: A Contemporary synthesis of findings from EU Kids Online // MEDIA@LSE Working Paper Series. №36. 37 p.
47. Hinduja S., Patchin J. W. Cyberbullying: identification, prevention, and response // Cyberbullying.org: Cyberbullying Research Center. 2014. 9 p.
48. Juvonen J., Gross E. F. Extending the school grounds? - Bullying experiences in cyberspace // Journal of school Health. 2008. №78 (9). P. 496-505.
49. Kopecký K., Szotkowski R. Cyberbullying, cyber aggression and their impact on the victim — the teacher // Telematics and Informatics. 2016. Vol. 34(2). P. 506-517.
50. Olweus D.A. Cyberbullying: An overrated phenomenon? // European Journal of Developmental Psychology. 2012. №9 (5). P. 1-19.
51. Runions K. C. Toward a conceptual model of motive and self-control in cyber-aggression: Rage, revenge, reward and recreation // Journal of Youth and Adolescence. 2013. Vol. 42. № 5. P. 751-771.
52. Schneider S.K., O'donnell L., Stueve A., Coulter R.W. Cyberbullying, school bullying, and psychological distress: A regional census of high school students // American Journal of Public Health. 2012. P. 171-177.
53. Suler J. The online disinhibition effect // CyberPsychology & Behavior. Vol. 7. №3. P. 321–326.
54. Willard, N.E. From Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress // Research Press. 2007. 311 p.
55. Автономная некоммерческая организация «Благотворительная организация «Журавлик» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zhuravlik.org/ (дата обращения: 18.04.2023)
56. Исследование: 55% подростков в России сталкивались с кибербуллингом // Агентство социальной информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2021/04/26/issledovanie-55-podrotskov-v-rossii-stalkivalis-s-kiberbullingom/ (дата обращения: 10.02.2023)
57. Как Интернет изменил коммуникативные способности подростков? // Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/kak-sotsialnye-seti-vliyayut-na-realnoe-obshchenie-sovremennykh-podrostkov/ (дата обращения 15.03.2023)
58. Кибербуллинг подведут под статью // RSpectr.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rspectr.com/articles/kiberbulling-podvedut-pod-statyu?utm_source=telegram (дата обращения 01.02.2023).
59. Кибербуллинг: почему люди становятся наблюдателями // Исследование Mail.ru Group. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kiberbulling.net/cyberbullying.pdf (дата обращения 15.03.2023).
60. Нет кибербуллингу. Об исследовании // // Исследование Mail.ru Group [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kiberbulling.net/2019/about.html (дата обращения: 11.02.2023).
61. Стоп, контент: новые обязанности владельцев соцсетей и права пользователей // Гарант.ру Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/article/1444081/ (дата обращения 20.11.2022)
62. Учи.ру и VK образование провели опрос о проблеме травли в сети среди учителей и школьников // Новости Учи.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lp.uchi.ru/news/tpost/zuhan70371-uchiru-i-vk-obrazovanie-proveli-opros-o (дата обращения 03.01.2023)
63. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fond-detyam.ru/ (дата обращения: 17.04.2023)
64. Cyberbullying: What it is and how social workers can help // MSW Online [Electronic resource]. URL: https://mastersinsocialworkonline.org/resources/cyberbullying/ (date of treatment: 13.10.2022).
65. People In Japan Can Now Be Sent To Jail For Up To One Year For Cyberbullying // Ladbible.com [Electronic resource]. URL: https://www.ladbible.com/news/latest-people-in-japan-can-now-be-sent-to-jailed-for-cyberbullying-20220616 (data of treatment: 03.04.2023)
66. The World’s First Definition of “Cyberbullying” // www.cyberbullying.ca [Electronic resource]. URL: http://www.cyberbullying.ca/ (date of treatment: 13.03.2023).