Профилактика кибербуллинга в отношении учащихся старших классов как направление психосоциальной работы
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения кибербуллинга в отношении учащихся школ 7
1.1. Кибербуллинг: понятие, виды, причины 7
1.2. Особенности кибербуллинга в школьной среде 13
1.3. Психологические и социальные последствия кибербуллинга для участников 19
Глава 2. Профилактика кибербуллинга в школе: направления и проблемы психосоциальной работы 25
2.1. Формы и методы профилактики кибербуллинга среди школьников 25
2.2 Основные подходы психосоциальной работы с участниками кибербуллинга в школьной среде 31
2.3. Межведомственное взаимодействие в психосоциальной работе по профилактике кибербуллинга 37
Глава 3. Кибербуллинг в отношении учащихся и его профилактика методами психосоциальной работы (на основе эмпирических исследований) 44
3.1. Программа, методы и организация исследования 44
3.2. Результаты опроса учащихся 51
3.3. Результаты интервью с педагогами и специалистами учреждений социального обслуживания 56
Заключение 62
Список литературы 66
Приложения 74
Глава 1. Теоретические основы изучения кибербуллинга в отношении учащихся школ 7
1.1. Кибербуллинг: понятие, виды, причины 7
1.2. Особенности кибербуллинга в школьной среде 13
1.3. Психологические и социальные последствия кибербуллинга для участников 19
Глава 2. Профилактика кибербуллинга в школе: направления и проблемы психосоциальной работы 25
2.1. Формы и методы профилактики кибербуллинга среди школьников 25
2.2 Основные подходы психосоциальной работы с участниками кибербуллинга в школьной среде 31
2.3. Межведомственное взаимодействие в психосоциальной работе по профилактике кибербуллинга 37
Глава 3. Кибербуллинг в отношении учащихся и его профилактика методами психосоциальной работы (на основе эмпирических исследований) 44
3.1. Программа, методы и организация исследования 44
3.2. Результаты опроса учащихся 51
3.3. Результаты интервью с педагогами и специалистами учреждений социального обслуживания 56
Заключение 62
Список литературы 66
Приложения 74
С развитием и стремительным распространением доступа в Интернет привычная коммуникация людей изменилась и появились новые социальные риски, например, феномен кибербуллинга – травля в виртуальной среде. Это явление наиболее часто встречается в образовательной среде подростков, так как пубертатный период характеризуется повышенной конфликтностью, агрессивностью, стремлением самоутвердиться за счет других .
Поскольку сегодня Интернет – это неотъемлемая часть образовательной среды, в которой социализируются подростки, специфика виртуальности изменяет привычную для несовершеннолетней молодежи коммуникацию: отмечается высокая вербальная активность, разорванность, новый язык и этикет общения, эмоциональность, погруженность с потерей ощущения времени, возможная анонимность .Подростки, будучи активными пользователями гаджетов, взаимодействуют друг с другом через социальные сети и мессенджеры, образуют посредством их локальные онлайн-сообщества. Как результат, интернет-коммуникация оказывает влияние на отношения в коллективе в реальности, что нередко оказывается скрытым процессом от учителей. Это, в свою очередь, создает новые социальные риски, среди который главное место занимает кибербуллинг.
По данным исследования Mail.ru Group в 2019 г. 45% пользователей Рунета от 14 до 17 лет поделились, что Интернет не является безопасной средой из-за кибербуллинга . Спустя годы проблема кибербуллинга только обострилась: так, онлайн-платформами «Учи.ру» и «VK Образование» была изучена травля в сети среди учителей и школьников. По состоянию на четвертый квартал 2022 г., 47% учителей-респондентов считают кибербуллинг проблемой, но при этом не знают, как бороться с этим явлением. Только 18% учителей не знакомы с кибербуллингом или считают её неактуальной проблемой .
По данным анализа контента сайтов школ Санкт-Петербурга, проведенном в рамках данной работы, не существует единой превентивной программы против кибербуллинга. В большинстве своем школы ограничиваются рекомендациями по безопасному поведению в Интернете. Не смотря на это, учителя уже начинают признавать кибербуллинг как проблему. Это подтверждает актуальность подробного изучения данной проблемы и потребность в совершенствовании программ профилактики против кибербуллинга среди подростков. Специалисты по социальной работе, психологи, социальные педагоги, обладая нужной психологической и правовой подготовкой, способны разработать и внедрить эффективные практики по профилактике этого деструктивного поведения и более быстрой помощи жертвам кибербуллинга. В связи с этим актуальным становится более подробное изучение кибербуллинга и возможности его профилактики через психосоциальную работу.
Исследованием проблемы кибербуллинга в школьной среде уже занимались зарубежные (Д. Олвейс, С. Хиндуя, Д. У. Патчин, Б. Белси и др.) и отечественные ученые (А.А. Бочавер, К.Д. Хломов, Г.У. Солдатова, А.Н. Ярмина и др.). Кроме того, для рассмотрения проблемы будут использованы теория киберагрессии (К. Рунионс), теория виктимной предрасположенности (И.Г. Малкина-Пых), теория виктимной активности (В.А. Туляков), теория экологических систем (У. Бронфенбреннер), теория анонимности (Ф. Зимбардо).В работе над темой кибербуллинга мы будем опираться на опыт изучения темыэтими и другими авторами.
Цель работы: изучить кибербуллинг среди старшеклассников и возможности его профилактики методами психосоциальной работы.
Задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к изучениюкибербуллинга, его видов и причин;
2. Проанализировать специфику кибербуллинга в школьной среде, психологические и социальные последствия для его участников
3. Рассмотреть формы и методы профилактики кибербуллинга среди школьников
4. Изучить основные подходы психосоциальной работы и межведомственное взаимодействие в школьной профилактике кибербуллинга
5. Эмпирически исследовать кибербуллинг в отношении учащихся и практики его профилактики методами психосоциальной работы для дальнейшей разработки рекомендаций
Объект исследования: кибербуллинг в отношении старшеклассников
Предмет исследования: возможности профилактики кибербуллинга в отношении старшеклассников посредством психосоциальной работы
Гипотеза исследования: широкое распространение кибербуллинга в школах свидетельствует о необходимости широкого использования психосоциальной профилактической работы и расширения межведомственного взаимодействия, связанного с использованием методов такой работы в школьной профилактике.
Методы исследования :анализ научной литературы; вторичный анализ результатов исследований; анализ контента сайтов школ Санкт-Петербурга; интервью с педагогами школ и специалистами учреждений социального обслуживания; анкетирование и интернет-опрос школьников.
Выборка исследования:
1. Учащиеся 8-11 классов всех типов образовательных учреждений: мужчины и женщины, возраст от 13 до 18 лет. Количество респондентов: 200 человек.
2. Специалисты по социальной работе с молодежью, социальные педагоги, психологи образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания: мужчины и женщины, возраст от 25 до 60 лет. Количество респондентов: 10 человек.
Эмпирическая база исследования: ГБОУ СОШ №274 с углубленным изучением иностранных языков Кировского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит», БФ «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого», СПБ ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ».
Структура:
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав: в первой рассмотрены теоретические основания изучения кибербуллинга в отношении старшеклассников, во второй главе проанализированы направления и проблемы профилактики кибербуллинга посредством психосоциальной работы, в третьей главе представлены результаты эмпирического исследования кибербуллинга в отношении старшеклассников и его превенции на уровне школы и учреждений социального обслуживания. В заключении сделаны основные выводы и приведены рекомендации по совершенствованию профилактики явления. Объём выпускной квалификационной работы – 72 страницы. Список литературы включает 66 наименований (том числе 16 на английском языке). Выпускная квалификационная работа содержит 3 рисунка и 1 таблицу.
Поскольку сегодня Интернет – это неотъемлемая часть образовательной среды, в которой социализируются подростки, специфика виртуальности изменяет привычную для несовершеннолетней молодежи коммуникацию: отмечается высокая вербальная активность, разорванность, новый язык и этикет общения, эмоциональность, погруженность с потерей ощущения времени, возможная анонимность .Подростки, будучи активными пользователями гаджетов, взаимодействуют друг с другом через социальные сети и мессенджеры, образуют посредством их локальные онлайн-сообщества. Как результат, интернет-коммуникация оказывает влияние на отношения в коллективе в реальности, что нередко оказывается скрытым процессом от учителей. Это, в свою очередь, создает новые социальные риски, среди который главное место занимает кибербуллинг.
По данным исследования Mail.ru Group в 2019 г. 45% пользователей Рунета от 14 до 17 лет поделились, что Интернет не является безопасной средой из-за кибербуллинга . Спустя годы проблема кибербуллинга только обострилась: так, онлайн-платформами «Учи.ру» и «VK Образование» была изучена травля в сети среди учителей и школьников. По состоянию на четвертый квартал 2022 г., 47% учителей-респондентов считают кибербуллинг проблемой, но при этом не знают, как бороться с этим явлением. Только 18% учителей не знакомы с кибербуллингом или считают её неактуальной проблемой .
По данным анализа контента сайтов школ Санкт-Петербурга, проведенном в рамках данной работы, не существует единой превентивной программы против кибербуллинга. В большинстве своем школы ограничиваются рекомендациями по безопасному поведению в Интернете. Не смотря на это, учителя уже начинают признавать кибербуллинг как проблему. Это подтверждает актуальность подробного изучения данной проблемы и потребность в совершенствовании программ профилактики против кибербуллинга среди подростков. Специалисты по социальной работе, психологи, социальные педагоги, обладая нужной психологической и правовой подготовкой, способны разработать и внедрить эффективные практики по профилактике этого деструктивного поведения и более быстрой помощи жертвам кибербуллинга. В связи с этим актуальным становится более подробное изучение кибербуллинга и возможности его профилактики через психосоциальную работу.
Исследованием проблемы кибербуллинга в школьной среде уже занимались зарубежные (Д. Олвейс, С. Хиндуя, Д. У. Патчин, Б. Белси и др.) и отечественные ученые (А.А. Бочавер, К.Д. Хломов, Г.У. Солдатова, А.Н. Ярмина и др.). Кроме того, для рассмотрения проблемы будут использованы теория киберагрессии (К. Рунионс), теория виктимной предрасположенности (И.Г. Малкина-Пых), теория виктимной активности (В.А. Туляков), теория экологических систем (У. Бронфенбреннер), теория анонимности (Ф. Зимбардо).В работе над темой кибербуллинга мы будем опираться на опыт изучения темыэтими и другими авторами.
Цель работы: изучить кибербуллинг среди старшеклассников и возможности его профилактики методами психосоциальной работы.
Задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к изучениюкибербуллинга, его видов и причин;
2. Проанализировать специфику кибербуллинга в школьной среде, психологические и социальные последствия для его участников
3. Рассмотреть формы и методы профилактики кибербуллинга среди школьников
4. Изучить основные подходы психосоциальной работы и межведомственное взаимодействие в школьной профилактике кибербуллинга
5. Эмпирически исследовать кибербуллинг в отношении учащихся и практики его профилактики методами психосоциальной работы для дальнейшей разработки рекомендаций
Объект исследования: кибербуллинг в отношении старшеклассников
Предмет исследования: возможности профилактики кибербуллинга в отношении старшеклассников посредством психосоциальной работы
Гипотеза исследования: широкое распространение кибербуллинга в школах свидетельствует о необходимости широкого использования психосоциальной профилактической работы и расширения межведомственного взаимодействия, связанного с использованием методов такой работы в школьной профилактике.
Методы исследования :анализ научной литературы; вторичный анализ результатов исследований; анализ контента сайтов школ Санкт-Петербурга; интервью с педагогами школ и специалистами учреждений социального обслуживания; анкетирование и интернет-опрос школьников.
Выборка исследования:
1. Учащиеся 8-11 классов всех типов образовательных учреждений: мужчины и женщины, возраст от 13 до 18 лет. Количество респондентов: 200 человек.
2. Специалисты по социальной работе с молодежью, социальные педагоги, психологи образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания: мужчины и женщины, возраст от 25 до 60 лет. Количество респондентов: 10 человек.
Эмпирическая база исследования: ГБОУ СОШ №274 с углубленным изучением иностранных языков Кировского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит», БФ «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого», СПБ ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ».
Структура:
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав: в первой рассмотрены теоретические основания изучения кибербуллинга в отношении старшеклассников, во второй главе проанализированы направления и проблемы профилактики кибербуллинга посредством психосоциальной работы, в третьей главе представлены результаты эмпирического исследования кибербуллинга в отношении старшеклассников и его превенции на уровне школы и учреждений социального обслуживания. В заключении сделаны основные выводы и приведены рекомендации по совершенствованию профилактики явления. Объём выпускной квалификационной работы – 72 страницы. Список литературы включает 66 наименований (том числе 16 на английском языке). Выпускная квалификационная работа содержит 3 рисунка и 1 таблицу.
В научном сообществе наиболее распространенным является определение кибербуллинга как злонамеренной травли, которую осуществляют один или несколько человек с помощью информационно-коммуникационных технологий, чтобы причинить вред другому. Кибербуллинг может принимать различные формы в школьных коллективах, и его возникновение можно объяснить индивидуально-личностными характеристиками учеников или неблагополучной школьной средой.
Школьный кибербуллинг характеризуется следующим: может сопровождаться или являться следствием традиционной травли, имеет открытую социальную структуру и высокую степень инверсии ролей. Выделяют основные три типа участников: кибербуллер, жертва и сторонние наблюдатели. Роль последних важна, так как их одобрение может спровоцировать кибербуллинг или наоборот, могут вмешаться и прекратить кибербуллинг. Тем не менее, именно наличие наблюдателей делает явление системным и длительным. Кибербуллинг негативно влияет на психологическое и социальное благополучие всех участников процесса, включая искажение личности, дезадаптацию в обществе, внутриличностные кризисы, психологические травмы, понижение самооценки, тревожность.
Одним из перспективных направлений развития профилактики кибербуллинга является психосоциальная работа, поскольку она комплексно охватывает профилактику на трех уровнях: индивидуальном, групповом и общественном. Среди направлений психосоциальной работы с кибербуллерами и жертвами можно выделить индивидуальные и групповые формы социотерапии личности, психокоррекционную работу с участником кибербуллинга и его окружением, а также информационно-образовательная работа с целью просвещения о кибербуллинге и его наказуемости с точки зрения правового аспекта. Использование методов психосоциальной работы способствует преодолению психологических последствий кибербуллинга и помогает приспособиться в социальной среде. Однако на сегодня существует множество препятствий на пути широкого распространения технологий психосоциальной работы: недостаток психолого-педагогических кадров, нехватка методических пособий и рекомендаций по профилактике кибербуллинга в школьной среде, слабое межведомственное взаимодействие.
Как показало исследование, осведомленность учащихся, педагогов и специалистов учреждений социального обслуживания относительно кибербуллинга значительно отличается: сотрудники учреждений социального обслуживания и их подопечные подростки сталкивались с кибербуллингом на практике, поэтому им больше известно о возможных причинах феномена, его видах; для педагогов эта проблема остается теоретической и неактуальной для школы. Это свидетельствует о недостаточной информированности и вовлеченности педагогов в субкультуру детей, что осложняет внедрение и реализацию профилактики кибербуллинга. Учащиеся отмечают неактуальность реализуемых школой мер профилактики и низкое доверие к школьным специалистам. Ввиду этого есть запрос на изменение существующего подхода к профилактике кибербуллинга в школьной среде в пользу методов психосоциальной работы, поскольку работа с личностью ребенка и окружающей его средой делает возможным комплексно предотвратить риски кибербуллинга. В частности, специалисты учреждений социального обслуживания имеют большой потенциал и желание делиться своим опытом и технологиями работы по превенции кибербуллинга с педагогами: обучать приемам психологического консультирования, делиться диагностическими методиками по определению маркеров кибербуллинга, технологиями работы с жертвами и кибербуллерами.
На основании изучения научной литературы и проведенного исследования можно выделить несколько наиболее важных рекомендаций. Для профилактики явления было бы полезно:
1. Повышать информированность школьных педагогов о кибербуллинге и возможностях его профилактики методами психосоциальной работы. Для этого можно использовать обучающие курсы по повышению психолого-педагогической компетентности, а также круглые столы по обмену опытом с другими субъектами контроля, в частности, со специалистами учреждений социального обслуживания.
2. Проводить регулярный мониторинг психологической атмосферы в классах посредством психологической и социометрической диагностики. В случае обнаружения ситуаций риска и возникновения необходимо своевременно организовывать тренинги по сплочению или другие тренинги в зависимости от ситуации и запроса учащихся. При нехватке специалистов следует приглашать психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе с молодежью из других ведомств.
3. Проводить мониторинг социальных сетей, в которых зарегистрированы и принимают участие учащиеся из группы риска. Это можно делать по запросу учителей или родителей с привлечением соответствующих специалистов.
4. Внедрить новые форматы информирования учащихся о кибербуллинге и как ему противостоять: интерактивные уроки, классные часы с участием психологов и социальных педагогов, практические занятия с разбором реальных случаев кибербуллинга и последствий для его участников.
5. Улучшать осведомленность учащихся о возможностях школы оказывать помощь ученикам, столкнувшимся с кибербуллингом. Для этого классным руководителям и администрации школы необходимо регулярно напоминать о кабинете школьного психолога, службы медиации, консультаций с социальным педагогом, чаще проводить занятия психолого-педагогический коллектива со школьниками для установления контакта и доверия с ними. Кроме того, педагогам важно разработать и распространять на школьных стендах памятки, посвященные безопасному поведению в Сети, и список полезных номеров, где учащиеся тоже смогут получить психологическую поддержку.
6. Внедрять и распространять психосоциальных технологий в профилактике кибербуллинга в школе: прохождение школьными психологами, социальными педагогами и классными руководителями тренингов и курсов по повышению квалификации с целью освоения базовых психодиагностических методик, методов психологического консультирования, тренинговых технологий для несовершеннолетних.
7. Рекомендовать Комитету по образованию разработать нормативные правовые акты, регламентирующие межведомственное взаимодействие образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания по профилактике кибербуллинга. В рамках данного сотрудничества должны быть разработаны методические рекомендации по профилактике кибербуллинга в школьной среде, где будут даны алгоритмы действий для педагогов по противодействию кибербуллингу на трех уровнях профилактики.
Школьный кибербуллинг характеризуется следующим: может сопровождаться или являться следствием традиционной травли, имеет открытую социальную структуру и высокую степень инверсии ролей. Выделяют основные три типа участников: кибербуллер, жертва и сторонние наблюдатели. Роль последних важна, так как их одобрение может спровоцировать кибербуллинг или наоборот, могут вмешаться и прекратить кибербуллинг. Тем не менее, именно наличие наблюдателей делает явление системным и длительным. Кибербуллинг негативно влияет на психологическое и социальное благополучие всех участников процесса, включая искажение личности, дезадаптацию в обществе, внутриличностные кризисы, психологические травмы, понижение самооценки, тревожность.
Одним из перспективных направлений развития профилактики кибербуллинга является психосоциальная работа, поскольку она комплексно охватывает профилактику на трех уровнях: индивидуальном, групповом и общественном. Среди направлений психосоциальной работы с кибербуллерами и жертвами можно выделить индивидуальные и групповые формы социотерапии личности, психокоррекционную работу с участником кибербуллинга и его окружением, а также информационно-образовательная работа с целью просвещения о кибербуллинге и его наказуемости с точки зрения правового аспекта. Использование методов психосоциальной работы способствует преодолению психологических последствий кибербуллинга и помогает приспособиться в социальной среде. Однако на сегодня существует множество препятствий на пути широкого распространения технологий психосоциальной работы: недостаток психолого-педагогических кадров, нехватка методических пособий и рекомендаций по профилактике кибербуллинга в школьной среде, слабое межведомственное взаимодействие.
Как показало исследование, осведомленность учащихся, педагогов и специалистов учреждений социального обслуживания относительно кибербуллинга значительно отличается: сотрудники учреждений социального обслуживания и их подопечные подростки сталкивались с кибербуллингом на практике, поэтому им больше известно о возможных причинах феномена, его видах; для педагогов эта проблема остается теоретической и неактуальной для школы. Это свидетельствует о недостаточной информированности и вовлеченности педагогов в субкультуру детей, что осложняет внедрение и реализацию профилактики кибербуллинга. Учащиеся отмечают неактуальность реализуемых школой мер профилактики и низкое доверие к школьным специалистам. Ввиду этого есть запрос на изменение существующего подхода к профилактике кибербуллинга в школьной среде в пользу методов психосоциальной работы, поскольку работа с личностью ребенка и окружающей его средой делает возможным комплексно предотвратить риски кибербуллинга. В частности, специалисты учреждений социального обслуживания имеют большой потенциал и желание делиться своим опытом и технологиями работы по превенции кибербуллинга с педагогами: обучать приемам психологического консультирования, делиться диагностическими методиками по определению маркеров кибербуллинга, технологиями работы с жертвами и кибербуллерами.
На основании изучения научной литературы и проведенного исследования можно выделить несколько наиболее важных рекомендаций. Для профилактики явления было бы полезно:
1. Повышать информированность школьных педагогов о кибербуллинге и возможностях его профилактики методами психосоциальной работы. Для этого можно использовать обучающие курсы по повышению психолого-педагогической компетентности, а также круглые столы по обмену опытом с другими субъектами контроля, в частности, со специалистами учреждений социального обслуживания.
2. Проводить регулярный мониторинг психологической атмосферы в классах посредством психологической и социометрической диагностики. В случае обнаружения ситуаций риска и возникновения необходимо своевременно организовывать тренинги по сплочению или другие тренинги в зависимости от ситуации и запроса учащихся. При нехватке специалистов следует приглашать психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе с молодежью из других ведомств.
3. Проводить мониторинг социальных сетей, в которых зарегистрированы и принимают участие учащиеся из группы риска. Это можно делать по запросу учителей или родителей с привлечением соответствующих специалистов.
4. Внедрить новые форматы информирования учащихся о кибербуллинге и как ему противостоять: интерактивные уроки, классные часы с участием психологов и социальных педагогов, практические занятия с разбором реальных случаев кибербуллинга и последствий для его участников.
5. Улучшать осведомленность учащихся о возможностях школы оказывать помощь ученикам, столкнувшимся с кибербуллингом. Для этого классным руководителям и администрации школы необходимо регулярно напоминать о кабинете школьного психолога, службы медиации, консультаций с социальным педагогом, чаще проводить занятия психолого-педагогический коллектива со школьниками для установления контакта и доверия с ними. Кроме того, педагогам важно разработать и распространять на школьных стендах памятки, посвященные безопасному поведению в Сети, и список полезных номеров, где учащиеся тоже смогут получить психологическую поддержку.
6. Внедрять и распространять психосоциальных технологий в профилактике кибербуллинга в школе: прохождение школьными психологами, социальными педагогами и классными руководителями тренингов и курсов по повышению квалификации с целью освоения базовых психодиагностических методик, методов психологического консультирования, тренинговых технологий для несовершеннолетних.
7. Рекомендовать Комитету по образованию разработать нормативные правовые акты, регламентирующие межведомственное взаимодействие образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания по профилактике кибербуллинга. В рамках данного сотрудничества должны быть разработаны методические рекомендации по профилактике кибербуллинга в школьной среде, где будут даны алгоритмы действий для педагогов по противодействию кибербуллингу на трех уровнях профилактики.
Подобные работы
- Профилактика зависимости от социальных сетей у студенческой молодежи
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2023 - ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018



