Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Декоративно – прикладное искусство в исламе

Работа №123613

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы87
Год сдачи2022
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО
§ 1.1. Особенности мусульманского декоративно -
прикладного искусства
§1.2. Где же начало мусульманского искусства?……..14
§ 1.3. Культура в исламе
§ 1.4. Мусульманское искусство…………………………20
Глава II ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ИСКУССТВО
§ 2.1. Религия как фактор влияния на мусульманское искусство
§ 2.2. Влияние запретов на развитие мусульманского искусства
§ 2.3 Проблема идолопоклонства…………………………..33
Глава III СОВРЕМЕННОЕ ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО
§ 3.1. Современное декоративно – прикладное искусство
§ 3.2. Декоративно – прикладное искусство в Дагестане
§ 3.3. Современное декоративно-прикладное искусство в Дагестане
Заключение
Источники
Фотографии


Актуальность исследования. Актуальность данного исследования определяется тем значительным местом, которое занимает декоративно-прикладное искусство в исламской культуре.
Эстетический взгляд на мир является для мусульман стержнем религиозного мировоззрения.
В известном хадисе говорится:
إنّ اللَّهَ تعالى جَمِيلٌ يُحِبُّ الجَمالَ
1741 ( صحيح )
«Поистине, Аллах — Прекрасен, и Он любит прекрасное».
Красота в исламе признается атрибутом Аллаха. По мнению мусульманских ученых зрение человека не может выдержать красоту, которой обладает Всевышний. Этот атрибут Богаможет ослепить, лишив человека зрения, если Всевышний откроется человеку.
Упор на соблюдение этикета в поклонении и в повседневной жизни, а также разъяснения в священной книге – Коране, о красоте, ясно свидетельствуют о серьёзном внимании мусульман к созданию произведений искусства. Можно говорить о существовании неразрывного единства религии искусства, образующих основу художественной деятельности народов, исповедующих ислам.
Каждый исторический период в развитии человечества в целом, так и стран мусульманской культуры – в частности, характеризуется преобладанием каких-то видов декоративно-прикладного творчества. В разные времена направления такого вида искусства менялись, отвечая на запросы меняющегося общества. Но неизменным остается стремление людей использовать фантазию в создании или украшении мира вокруг себя. Творческое мышление – одна из главных отличительных особенностей деятельности человека.
Но творчество представителей мусульманской религии отличается в общемировом искусстве тем, что мастера и художники соблюдают требования веры в своей деятельности. Требования мусульманской религии в целом подразумевают запрет изображений живых существ. Вот почему в мусульманском искусстве не получили масштабного развития живопись и скульптура. С другой стороны, представители мусульманской цивилизации создали поражающие воображение шедевры. Это и архитектурные сооружения, и каллиграфия, и предметы декоративно – прикладного искусства.
Степень научной разработанности. Источники.
В европейской литературе первые исследования обзорного характера, посвященные исламскому искусству, появились ещё в XIX веке. Можно отметить труды Ж. Буржуана и Ф. Зарре. В XX столетии появилось огромное количество исследований, посвященных интересующей нас проблеме. Особенно следует выделить труды Р. Эттинхаузена, в которых он пытался доказать, что существует единое мусульманское художественное, в частности – декоративно прикладное наследие, а местные особенности имеют второстепенный характер .
Книга Т. Буркхардта «Сакральное искусство Востока и Запада» обращена к сути искусства ислама и приоткрывает дверцу, ведущую к истокам этого искусства. Сакральное искусство любой культуры несет в себе свойственное для нее духовное видение, которое находит свое отражение в особом формальном языке. Излагая общие принципы символизма традиционного искусства, Т. Буркхардт рассматривает характерные методы и особенности сакрального искусства пяти великих традиций: индуизма, христианства, ислама, буддизма и даосизма. Отражение великого Единства через многообразие форм – вот лейтмотив этой работы.
Исследовательница Б. Бренд в своём труде «Искусство Ислама» отмечает: «немало вопросов остались лишь слегка затронутыми, а то и вовсе только упомянутыми. Здесь будут вкратце рассмотрены три из них, безусловно заслуживающие подробного обсуждения. Вот они: какова специфика происхождения исламского искусства, какое влияние оно оказывает за пределами мусульманского мира, в частности на западное искусство, и что с ним происходит сегодня?» Первый вопрос, который касается специфики происхождения исламского искусства, для неё является самым трудным и спорным. Развитие искусства как бы происходит на основе противоположностей: пустыня и оазис, кочевничество и оседлость, аскетизм и чувственность, свет и тень, простота и сложность, прямота и кривизна. Сюда она ещё добавляет самобытность мусульманского творчества, которая обусловлена силовым полем, как считает она созданной географической и культурной средой. Вторая для неё важная черта – чувство порядка, соразмерности, которое, между прочим, смягчает и сглаживает эстетические крайности, наподобие контраста между бедностью и роскошью .
Третий, затронутый ею аспект связан с трактовкой символики ислама. Этот аспект особенно привлекает историков исламского искусства. В искусстве ислама творчество несёт в основном религиозный смысл. Тут исследовательница пытается понять, что же обозначают символические животные в орнаменте и приписывает им смысл из других видов искусства, которые относятся к различным верованиям. И соответственно делает вывод что символику почти никогда нельзя понять .
Немалое число работ, затрагивающих вопрос о влиянии ислама на развитие декоративно-прикладного искусства имеется в отечественной историографии. Ещё в начале 1920-х гг. Б.П. Денике опубликовал работу под названием «Искусство Востока». Она является по его же словам, первой попыткой дать на русском языке общий очерк истории искусств мусульманского Востока. Один из исследователей данной проблемы М. Б. Пиотровский, академик Российской академии наук, знаток древней и средневековой истории Ближнего Востока и Аравийского полуострова. Можно отметить его монографию «Земное искусство – небесная красота», а также целый ряд статей. В этих работах автор анализирует особенности исламского искусства, в частности – понимание красоты в исламе.
Профессор О. Грабар написал работу «Формирование Исламского искусства». Его замечательный труд будет служить многим поколениям ученых. Книга состоит из семи очерков, связанных между собой вопросом, сформулированном в первом очерке. Также исследователь в своей работе попытался определить дату начала исламского искусства. Он пишет, что до возникновения ислама не было никакого исламского искусства и считает, что в практических целях за базисную дату начала формирования исламского искусства можно принять канонический 622 год.
Культуролог Я. С. Полякова является автором книги «Восток и Запад». В ней рассматриваются особенности восточного и западного типа культур и их взаимодействие в современном мире, а также перспективы взаимоотношений и особенности культуры России, ее место и роль в мировой культуре.
Восток и Запад в контексте типологического разделения культур рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия: различие между Востоком и Западом рассматривается культурологией как различие между двумя специфическими типами культур. То есть, другим, не менее, а, может быть, даже более важным фактором деления является своеобразие сложившейся в этих странах культуры. Господствующие в них универсалии культуры: понимание Вселенной, мира, человека, власти, истины, целей и предназначения человека, природы человеческой деятельности и т.д. и т.п., - принципиально различны .
Значительный интерес представляет работа Ш. М. Шукурова «Образ человека в искусстве Ислама». В этой книге автор говорит о существовании образа человека в средневековом, новом и новейшем времени. Материалом для этого послужили архитектура, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство. Особое внимание здесь уделяется исследованию теологических и мистических трактатов и влиянию изложенных в них идей на развитие искусства и архитектуры. Отдельный раздел посвящен современному состоянию каллиграфии и архитектуры исламского мира. Шукуров подчеркивает, что современное состояние исламского искусства невозможно понять без обращения к традиции.
В другой работе Шукурова, носящей название «Искусство и тайна», обсуждаются теоретические проблемы искусства и архитектуры ислама. В ней впервые предпринимается попытка выделения двух содержательных и стилистических пластов в искусстве ислама – суннитского и шиитского.
Очень интересна работа двух авторов – Ю. А Гаврилова и А.Г. Шевченко, носящая название «Мусульманство в истории и культуре народов России: исламская составляющая российской цивилизации». В этой книге кроме анализа развития мусульманской культуры, описаны взаимоотношения ислама и христианства, с упором на толерантный характер их взаимоотношений.
Некоторые ценные мысли и замечания о развитии исламского искусства содержатся в обобщающих трудах. Так, В.Н. Молотова в своей книге «Декоративно – прикладное искусство» пишет: «Искусство ислама развивалось в отрицании греко-римской античности. В мусульманском искусстве доминирует декоративное начало. Две основные особенности художественной культуры мусульманских стран — это отсутствие изображений живых существ и любовь к абстрактному декору, особенно геометрическому». Орнамент в арабо-мусульманском мире, пишет она, существует не сам по себе, а в комплексе с чрезвычайно важным компонентом, входящим в его канву: словом, словесным изречением. Это изречение, начертанное и увековеченное для потомков, — обязательный элемент для любого значимого произведения архитектуры или предметного искусства. Вначале это были изречения из Корана, вдохновлявшие арабов на завоевание мира, затем — славословия владыкам, увековечивавшие их деяния, философско-поэтические высказывания и, наконец, любовная лирика.
В. Н. Молотова не без оснований полагает, что главным выражением развития орнаментальных идей в арабо-мусульманском искусстве являлся архитектурный декор, как ковром покрывающий экстерьеры и интерьеры зданий, выполненный в однотонной резьбе или же в цветных мозаиках, фресках, изразцовых покрытиях. В орнаментике мусульманского мира существуют несколько типов декора. Это ислими, гирих, куфи и насхи. И, что в арабо-мусульманской культуре, единство между архитектурой и декором возникает как результат единства композиционной основы, так как ни орнамент, ни архитектура здесь уже не имеют связи со смысловыми явлениями. Само конструктивное членение зачастую приобретает чисто декоративный смысл.
Большой интерес для раскрытия темы представляет статья О. Г. Большакова «Ислам и изобразительное искусство». В ней автор утверждает, что как такового запрета на изображение живых существ в начале распространения ислама не существовало. Он появился позже и в основном по умозаключениям ученых-богословов. В своей статье он пишет также, что в Коране нет прямого запрета на изображения. Эта статья является попыткой донести миру информацию об отсутствии такого табу. Учёный считает, что хадисы, которые об этом рассказывают, не являются «сильными». взяты из неблагонадежных источников. В конце статьи он пишет, что запрещение изображать живые существа, появившееся в исламе, было лишь частным проявлением тенденции, характерной для искусства всех народов Средиземноморья.
Огромный вклад в изучение материальной и духовной культуры дагестанских народов внёс выдающийся учёный – кавказовед Евгений Михайлович Шиллинг (1892-1953). Научная деятельность Шиллинга началась в 1916 году. С этого времени вплоть до конца своей жизни он осуществил более 30 научных командировок в различные районы Кавказа и собрал ценный, уникальный историко – этнографический материал, характеризующий различные стороны культуры и быта кавказских народов.
Шиллинг был крупнейшим знатоком традиционного народного искусства горного края, целенаправленным изучением которого он занимался на протяжении всей творческой жизни. Собранные его усилиями во время экспедиционных поездок в Дагестан многочисленные предметы народного искусства и материальной культуры кубачинцев и других дагестанских народов пополнили и обогатили коллекции ряда центральных и республиканских музеев .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что избранная нами тема достаточно активно изучалась как отечественной, так и зарубежной историографией, но об её исчерпании судить явно преждевременно.
В качестве источников в данной работе выступают Коран и сборники хадисов, мусульманские сайты.
Объект исследования. Объектом исследования является исламское декоративно прикладное— искусство.
Предмет исследования – вопрос о том, какое влияние оказал запрет на изображение на развитие декоративно-прикладного искусства в мусульманском мире.
Цель работы–показать особенности развития декоративно-прикладного искусства в исламе.
Задачи работы: 1. Охарактеризовать основные черты и специфику развития мусульманского искусства
2. Дать оценку важнейшим трудам, посвященным исламскому искусству.
3. Проанализировать степень влияния запрета изображений на исламское искусство
4. Охарактеризовать основные особенности становления и развития декоративно-прикладного искусства
Для этого применим общенаучные методы, с помощью которых проанализируем исследования посвящённые проблемам развития исламского декоративно – прикладного искусства.
Методология исследования была обусловлена целью и задачами диссертации, а также особенностями исследуемого материала. В её основу был положен принцип аналитического исследования источников, проясняющий их логику и содержание, а также методы сравнительно-исторического и типологического анализа. Это позволило рассмотреть историю и современное состояние запрета на изображения в исламе в контексте политических и социальных изменений, происходивших в стране в прошлом и имеющих место сегодня.
Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании истории и современного положения запрета на изображения живых существ в мусульманском искусстве, учитывающем в первую очередь религиозные, но также и общественные, политические, социологические аспекты проблемы. Вводятся и анализируются новые, не привлекавшиеся ранее отечественными исследователями источники, такие, как результаты социологических исследований и материалы медиа-ресурсов.
Научно-практическая значимость исследования. Данная работа дает представление о современном положении мусульманского декоративно - прикладного искусства и влияния на него запрета на изображения, ставшем результатом его исторического и культурного развития в рассматриваемом регионе. Материалы исследования могут использоваться в учебно-педагогической практике для чтения лекций и проведения семинарских занятий по различным религиоведческим дисциплинам.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав с разделением на параграфы, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
Основные положения выносимые на защиту.
1. В Коране и Сунне содержится достаточно ясно сформулированный запрет на изображения.
2. Этот запрет гораздо более последовательно проводился в жизнь, особенно в сравнении с христианством.
3. В то же время следование же ему в тех или иных странах мусульманского Востока было далеко не всегда последовательным.
4. Запрет на изображения придал своеобразие развитию декоративно-прикладного искусства в мусульманских странах и регионах, в частности, в Дагестане.
5. Это своеобразие проявилось в интенсивном и своеобразном развитии таких форм декоративно-прикладного искусства, как орнамент и каллиграфия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Духовные богатства народа - это исторические и художественные ценности, которые, постоянно пополняются новыми произведениями искусства современных мастеров и выступают единым целостным процессом развития русской культуры. Особое место в нем занимает декоративно-прикладное искусство.
Многие направления декоративного искусства подверглись серьёзной эволюции, а творческий потенциал расширился за счёт участия в художественных процессах непрофессиональных исполнителей, а так же с переориентацией профессионалов с выставочных и музейно-эксклюзивных образцов на салонные изделия и предметы для частного интерьера и арт-дизайн.
Исследования мусульманского декоративно – прикладного искусства или другого сакрального искусства, предпринятое с объективностью может способствовать пониманию духовных истин, лежащих в основе человеческого и космического мира.
Искусство является зеркалом культуры и его мировоззрением. В мусульманском мире искусство отображает его культурные ценности, и показывает то, как мусульмане видят духовный мир и мироздание.
Как считает Молотова, все же искусство стран ислама развивалось незамкнуто и в некоторой мере испытало влияние других культур: Древнего Востока, эллинизма и Китая. Это объясняется использованием мусульманскими правителями труда мастеров подвластных им стран.
Декоративно – прикладное искусство в исламе, следует рассматривать, как отдельный вид в истории мирового искусства. Большинство исследователей сходятся в том, что мусульманское искусство развивалось в другом русле. То есть в русле религиозных предписаний. Этому есть множественные свидетельства. Требования религии максимально соблюдены. Художники, работавшие в мусульманской среде впитали в свои творения, всю красоту Востока. Богатство мусульманских стран давало возможности творить шедевры любой красоты, сложности и цены. Применяя в работе самые передовые идеи в мире.
Исследуя в этой работе, запрет на изображения живых существ в исламском декоративно – прикладном искусстве, на основе работ других исследователей и ученых, и также на основе аятов Корана и хадисов, я сделала вывод, что имеются основания считать запрет на изображения зафиксированным в Коране и хадисах, хотя имеются и противоположные точки зрения. Во всяком случае, этот запрет гораздо более последовательно проводился в жизнь, особенно в сравнении с христианством. Следование же ему в тех или иных странах мусульманского Востока было далеко не всегда последовательным. Это во многом было связано с тем, что в тех регионах, где это запрет жестко не соблюдался (например, Иран, Индия), существовала мощная доисламская изобразительная традиция. Возможно, определенную роль сыграли заказы правителей немусульманских стран, от которых нельзя было отказаться.
В общем декоративно – прикладное искусство развивалось в новом русле, благодаря чему мир получил такое интересное направление в искусстве. Его развитие не остановилось, а приобрело новые формы, которых ранее не было.
Посредством чего само искусство в целом стало разнообразнее.
Ислам таким образом привнёс в мир искусства новую ветвь развития.
Запрет этот никуда не делся и продолжает существовать. Но следование запрету является сегодня личным делом отдельно взятого мастера и художника. Никто не несёт ответственности за его соблюдение и отклонение от него кроме самого человека. Общество уже давно не осуждает мусульманских художников, которые творят в современном мире. Изображают на картинах живых существ, также ваяют скульптуры людей и животных.
Можно провести параллели между искусством всех времён и народов и их религиями. И если взять информацию мусульманских ученых, которые говорят, что у всех религий один источник и каждая следующая это обновление предыдущей, можно сделать предположение, что искусство также является единым для всего человечества и имеет один источник. И меняется только в зависимости от того где, когда и кем созданы предметы.
Важная роль в художественной культуре Дагестана принадлежит прикладному искусству. Декоративное видение проявилось в том, что всем предметам быта стремились придать художественное значение. Высокое эстетическое «чувство вещи» позволяло в соответствии с практической функцией, не нарушая ее, придавать бытовому предмету красивую форму и умело располагать на ней декоративный красочный узор. Изобразительность никогда не исчезала из прикладного искусства, а в некоторые периоды расцветала очень пышно, создав оригинальные, глубоко своеобразные формы.
При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой - эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.
Декоративное искусство - обширная область художественного творчества, включающая в себя традиционные ремесла и новые виды художественной промышленности, внешнюю и внутреннюю отделку зданий и мебель, декоративные ткани и костюмы, сувениры и т.п. Это искусство художественного оформления быта и всей окружающей нас предметной среды. В наше время люди, занимающиеся этим искусством, самые востребованные в мире профессий. Ведущая творческая идея традиционного искусства, основана на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов. Развитие декоративного искусства - это развитие и взаимодействие двух типов творчества - традиционного народного и уникального профессионального искусства. Народное искусство является хранителем национальных традиций, художественного мышления и мировоззрения народа как определенной этнической общности. На протяжении многих веков создавалось прикладное искусство Дагестана, обретая своеобразные национальные черты и традиции, вырабатывавшиеся поколениями мастеров, которые передавали свое искусство непосредственно из рук в руки. Таким образом, мы получили сегодня наследство от предков из глубокой древности многогранное, самобытное национальное искусство, которое должны бережно хранить, развивать, учитывая экономическую сторону наших народных промыслов и их громадную художественную значимость.
Исследование декоративно-прикладного искусства Дагестана позволяет говорить о значительном творческом воздействии народных мастеров на развитие современных декоративных форм профессионального искусства.
Многовековое декоративно-прикладное искусство органично связано с жизнью и повседневной деятельностью народов Дагестана, с их мировосприятием и пониманием прекрасного. Полезное и красивое, функциональное и художественное были неразделимы в представлениях народов. Такое мировосприятие позволяет увидеть в понимании прекрасного черты многовекового развития таких понятий, как «утилитарность» и «декоративность», которые составляли суть декоративно-прикладного искусства. Искусство традиционных художественных промыслов, бережно передававшееся из поколения в поколение, обогащалось новыми художественными и техническими приемами, орнаментальными мотивами, формообразующими характеристиками, отвечающими эстетическим вкусам и предпочтениям новых поколений. Успешное развитие художественной культуры возможно лишь при вдумчивом освоении многовекового опыта профессионального мастерства, творческого осмысления богатого духовного наследия
Исторической миссией декоративного искусства является художественное оформление материальной среды. Смысл и задача декоративного искусства - привнесение художественности, эстетических качеств в окружающее человека жизненное пространство: в предметный мир, в жилую среду, в оборудование и технические средства. Цель декоративного искусства - создание комфортных условий жизнедеятельности человека как в физическом, так и в психологическом отношении, поэтому органическое соединение красоты и пользы в едином художественном объекте -- его важный принцип.
Феномен декоративно прикладного искусства пронизывает все стороны жизни: организацию быта, уклад семейных, родовых, «международных» и межличностных отношений. Не всегда роль и функции декоративно прикладного искусства (просветительские, обрядовые, эстетические и др.) четко осознаются, но они стабильно содержатся в любом предмете искусства, в проявлениях поведения и мышления. Декоративно прикладное искусство понимают, ценят, пользуются его результатами все члены данного сообщества, и не будет преувеличением сказать, что и занимаются им многие. Отношение к нему может служить мерой самосознания народа как содержащее ментальную цельность и выражающееся в знаково-символическом «послании» для других и для себя.



1. Аликберов А.К., Бобровников В.О., Бустанов А.К. Российский ислам: Очерки истории и культуры». – М.: ИВ РАН, 2018., – С . – 456
2. Бренд Б. Искусство Ислама» – М., – 2008
3. Буркхардт Т «Искусство ислама», Язык и значение. Таганрог 2009., – С. – 288
4. БуркхардтТ. «Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы» . London: 1967.
5. А. Башкирова, И. Бороздина, Б. Денике, П. Дульского, Б. Засыпкина, В. Зуммера под общей редакцией И. Бороздина. «Художественная культура советского Востока», М. – СПб., – 1931, – 7 ¼ л
6. Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко. «Мусульманство в истории и культуре народов России: исламская составляющая российской цивилизации». — М., 2007., – С.— 476
7. Грабар О. «Формирование исламского искусства» – М., 2016., – С . – 448
8. ДеникеБ. П. «Искусство Востока». – Очерк истории мусульманского искусства с 11 фотографиями. 1923 год.
9. Малашенко А.В. «Ислам для России», – Москва., 2007., – С. — 192
10. Малашенко А.В. «Мой ислам» – Москва., 2010., – С. – 206
11. Малашенко А. В. «Исламское возрождение в современной России». – М ., 1998., – С . – 222
12. Маммаев М. М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989.
13. Митрохин Л. Н. «Философские проблемы религиоведения».
14. Молотова В. Н. Декоративно – прикладное искусство. М., – 2010., – С. – 288
15. М.Б.Пиотровский. «Орнамент и единобожие». Статья
16. Пиотровский М.Б. «О мусульманском искусстве», Санкт-Петербург, 2001
17. Пиотровский М.Б. «Земное искусство – небесная красота». СПб., – 2000.,– С. – 361
18. Полякова Я. С. Восток и Запад – Волгоград., 2013., – С. – 141
19. Стецкевич Т.А. У истоков мусульманской цивилизации. СПб., 2016.
20. Шиллинг В. М. «Кубачинцы и их культура Москва»
21. Шукуров Ш. М. «Образ человека в искусстве ислама». - М. : УРСС, 2004., – С . – 158
22. ШукуровШ. М. Искусство и Тайна. - М., 1999., – С. – 248
23. Bourgoin J.Grammaire élémentaire de l'ornament. Paris, 1883.

24. EttinghausenR.The Character of Islamic Art. // Arab Heritage. Princeton, 1944.
25. Sarre F.Denkmäler persisher Baukunst. Berlin, 1901, v. 1 2



Интернет-источники:

1.
URL: https://medinaschool.org/library/obshestvo/mechet/mechet-al-aksa
Дата обращения (01.02.2021)
2.
URL: http://transmission.lenin.ru/Burckhardt-About.html
Дата обращения (11.02.2021)

3. Выставка в «Крокус Сити холл» г. Москва 24 января 2016 года
URL:https://news.rambler.ru/moscow_city/32467838-v-krokus-siti-holle-vystavyat-volos-proroka-muhammeda/
Дата обращения (25.02.2021)
18.
URL:https://islamosfera.ru/titus-burkxardt-iskusstvo-nevozmozhno-ponyat-bez-sufizma/
Дата обращения (03.04.2021)
19.
URL: https://religion.wikireading.ru/76695
Дата обращения (04.12.2021)
20.
URL: https://hadis.info/saxix-al-dzhami-as-sagir-1741/7073/
Дата обращения (04.12.2021)
21.
URL:https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ISLAMSKOE_MUSULMANSKOE_ISKUSSTVO
Дата обращения (01.25.2022)
22.
URL: http://www.ruskirchehannover.de
Дата обращения (05.02.2022)
23.
URL: https://isnad.link/book/riyadh-as-salikhin/kniga-o-zapretnyh-delah/glava-305
Дата обращения (01.11.2021)
24.
URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=607234
Дата обращения (03.12.2021)
25.
URL: https://stud.wiki/culture/3c0b65625a2bc68b5c53a89421216d36_1.html
Дата обращения (07.11. 2021)
26.
URL: http://www.kavkazoved.info/
Дата обращения (07.02. 2022)
27.
URL: https://stud.wiki/culture/
Дата обращения (07.02.2022)
28.
URL: https://studbooks.net/1125472/
Дата обращения (09.04.2022)
29.
URL: https://toldot.com/idolopoklonstvo.html
Дата обращения (09.04.2022)
30.
URL: https://foma.ru/ikona-obraz-pervoobraza.html?
Дата обращения (10.05.2022)
31.
URL: https://imrey.org/
Дата обращения (01.02.2022)
32.
URL: https://www.bibliofond.ru/
Дата обращения (16.05.2022)
33.
URL: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/islam-v-rossii
Дата обращения (17.05.2022)
34.
URL: https://otherreferats.allbest.ru/religion/
Дата обращения (14.05.2022)
35.
URL: https://religion.wikireading.ru/
Дата обращения (12.05.2022)
36.
URLhttps://novayaepoxa.com/islamskoe-iskusstvo/
(дата обращения 11.11.2021г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ