Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Понятие и общая характеристика обучения 8
1.2. Классификация обучения и их методы 13
1.3. Программы внутрифирменного обучения 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ООО «ТИККУРИЛА» 28
2.1. Краткая характеристика ООО «Тиккурила» 28
2.2. Анализ технико-экономических показателей ООО «Тиккурила» 32
2.3. Анализ системы обучения сотрудников ООО «Тиккурила» 46
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ООО «ТИККУРИЛА» 60
3.1. Разработка плана мероприятий по совершенствованию системы внутрифирменного обучения 60
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
В настоящее время выдвигаются все новые и новые требования к обучению персонала, которые предполагают регулярное обновление, расширение и углубление имеющихся знаний рабочих, специалистов и руководителей всех уровней. Обучение персонала в современной организации является не только одним из инструментов улучшения эффективности работы, но и ведет к повышению ее конкурентоспособности. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на экономических результатах деятельности предприятия. Недостаток у работника знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения порученных ему задач приводит не только к низкой эффективности работы, но и снижению ее удовлетворенностью. Чем хуже работник профессионально подготовлен к выполнению своих рабочих функций, тем выше у него уровень трудозатрат и стрессов, связанных с работой.
Эффективная система обучения персонала, помимо роста прибыли приводит к росту других, не менее важных для предприятия, показателей:
• раскрытие потенциала сотрудников;
• улучшение психологического климата в коллективе;
• рост мотивации сотрудников;
• укрепление преданности сотрудников предприятию;
• формирование необходимой модели поведения, в соответствии с действующей корпоративной культурой и т.д.
Еще одной важной особенностью современного производства, которую необходимо решить с помощью системы обучения, - является постоянное совершенствование используемой компьютерной техники, а также полная или частичная автоматизация производственных процессов. Что приводит к необходимости системного повышения уровня знаний и навыков при работе с новым оборудованием. Таким образом становится понятно, что недостаточно один раз получить профессиональное образование, требуется его постоянное обновление в соответствии с изменениями в технологическом процессе.
Определяющим условием экономического благополучия организации является ее способность адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Поэтому, несмотря на достаточно сложное финансовое положение большинства российских организаций, расходы, связанные с обучением персонала, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые. Затраты на обучение и развитие персонала выступают долгосрочными вложениями в человеческий капитал организации. Однако оправданными такие вложения могут стать при условии понимания руководством компании всех возможностей использования обучения как инструмента управления.
Актуальность данной темы заключается в необходимости понимания руководителями всех уровней тесной взаимосвязи между эффективной работой предприятия и необходимостью постоянного обновления и улучшения качества знаний персонала, что в противном случае приводит к росту необоснованных расходов на дополнительное обучение, снижению эффективности отдела обучения, снижению производительности труда и количества брака.
Объектом исследования является система обучения персонала ООО «Тиккурила».
Предметом - анализ эффективности внутрифирменного обучения персонала ООО «Тиккурила».
Целью данной работы является исследование системы обучения на примере ООО «Тиккурила» и разработка рекомендаций по ее улучшению.
Задачи:
• изучить теоретические основы обучения персонала на предприятии;
• провести анализ эффективности внутрифирменного обучения персонала на примере ООО «Тиккурила»;
• проанализировать структуру и функции корпоративного учебного центра;
• оценить эффективность организации внутрифирменного обучения персонала;
• разработать ряд рекомендаций по совершенствованию внутрифирменного обучения на предприятии.
Теоретической основой написания дипломной работы явились: анализ работ отечественных и зарубежных ученых по управлению персоналом, публикации в периодических изданиях, годовые отчеты предприятия за 2013-2015 годы.
Объектом исследования является ООО «Тиккурила», располагающееся в г. Санкт-Петербург на пр. Девятого Января, д. 15 корп. 3, - лидер российского рынка по производству лакокрасочных материалов. Предприятие производит и продает лакокрасочные материалы бытового и общестроительного назначения.
Анализ динамики изменения выручки показал, что она в 2014 году приросла к 2013 году на 3 %, а в 2015 году снизилась на 1,8%.
Анализ динамики себестоимости продукции показал рост в 2014 году на 168 676 тыс. руб., в 2015 году на 159 974 тыс. руб. Увеличение себестоимости продукции в 2013-2015 гг., в среднем на 2,5%, привело к снижению объема выпускаемой продукции с 2013 по 2015 год на 13 700 тыс. кг.
Анализ динамики среднегодовой стоимости основных производственных фондов показал среднее падение за 2013-2015 гг. на 2,4 %, что говорит о том, что предприятие не обновляет основные фонды. Из-за уменьшения стоимости основных фондов фондоотдача выросла за три года на 6,2.
Результаты анализа оборачиваемости оборотных средств демонстрируют отрицательную тенденцию, так число оборотов за три года уменьшилось на 0,74 раза или на 19,7%.
Анализ валовой прибыли показал, что за три года валовая прибыль уменьшилась на 7,3%. Соответственно уменьшилась рентабельность продукции на 5,52% за три года, что в 2014 году составило 2,89%, в 2015 году -0,79%. Анализ чистой прибыли показал снижение из-за увеличения затрат на выпуск продукции за 2014 год на 219 727 тыс. рублей, в 2015 году на 248 925 тыс. рублей. В целом наблюдается ухудшение практически всех показателей.
Анализ показателей численности работников показал сокращение за три года на 107 человек. В 2014-2015 году производительность труда выросла по сравнению с 2013 годом на 10,8 %, большей частью из-за значительного сокращения рабочих в 2015 году на 100 чел. В результате анализа среднемесячной заработной платы выявлен постепенный ее рост с 41 078 руб. в 2013 году до 45 200 руб. в 2015 году.
Результаты анализа стоимости основных средств показывают рост на конец 2014 года на 7,7%, а на конец 2015 года - на 16,03%, что является положительной тенденцией.
Анализ показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности показал, что все показатели за рассматриваемый период существенно снизились. Такое положение говорит о снижении эффективности управления предприятием.
Анализ системы внутрифирменного обучения персонала ООО «Тиккурила» выявил ряд недостатков:
1. недостаточное количество обучений по продукции и стандартам работы с клиентами, особенно у региональных сотрудников;
2. низкий уровень знаний продающих сотрудников, работающих с конечными потребителями;
3. отсутствие знаний по аналогичной продукции конкурентов;
4. отсутствие информации о проводимых акциях;
5. низкое знание продукции компании;
6. неспособность точно и грамотно определять потребность покупателя.
Были разработаны следующие рекомендации по улучшению системы внутрифирменного обучения в ООО «Тиккурила»:
- проведение мероприятий по изучению ассортимента выпускаемой продукции, подбору дополнительных материалов, решению клиентских задач, технике продаж и правилам работы с клиентами;
- создание дистанционное обучение специалистов-консультантов, в т. ч. региональных сотрудников, в корпоративной LMS Tikkurila, в т. ч. видеофильмов и интерактивных тренажеров.
При внедрении данной программы дополнительный доход от проведения мероприятий составил 140 247,36 тыс. руб., что принесло компании 140 173,26 тыс. руб.; отдача от инвестиций в обучение составила 1892 %, что говорит о высокой эффективности от внедрения проекта.
Предложенные мероприятия позволят оптимизировать систему внутрифирменного обучения персонала ООО «Тиккурила». Таким образом, задачи, поставленные в начале разработки ВКР решены, а цель достигнута.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru.
2. Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" от 13.01.2003 N 1/29 Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru.
3. Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 554 с.
4. Внутрифирменное обучение персонала - журнал Директор по персоналу www.hr-director.ru, май 2015.
5. Герасимов М. В. Внутрифирменное обучение: теоретический аспект // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 319-323.
6. Дистанционное обучение персонала: подходит ли оно вашей компании? - журнал Директор по персоналу www.hr-director.ru, июль 2016.
7. Егоршин А. П. Основы управления персоналом: Учебное пособие / А.П. Егоршин. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352с.
8. Жигалова А.А. Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации в компании. // научно-методический электронный журнал Концепт www.e- koncept.ru. - 2015. - № 06 (июнь).
9. Коптева К. В., Афанасьева Л. А. Эффективная система обучения как основа развития кадрового потенциала предприятия - Журнал Auditorium, выпуск№ 3 (3) / 2014.
10. Коптева К. В., Бакшеева О. А. Профессиональное обучение как основа развития персонала организации - Журнал «Основы экономики, управления и права», 2013, выпуск №5 (11).
11. Короткова Т. Л. -Специфика и факторы эффективного внедрения интерактивных форм обучения в ВУЗе - Журнал «Основы экономики, управления и права», выпуск № 3 (7) / 2015.
12. Кузнецов В.В. Корпоративное образование: теория и практика / В. В. Кузнецов. - Москва: ЭГВЕС, 2013. - 151 с.
13. Мухина М. Г. Моделирование внутрифирменного обучения персонала сервисных организаций // Современные проблемы науки и образования. - 2014.
14. Мягченко О. Глава «Тиккурила»: Политика нам не помешает - газета Деловой Петербург www.dp.ru, октябрь 2014.
15. Нестерова О.В. Обучение персонала как инструмент реализации стратегических целей организации - интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», 2015, выпуск №2.
...