Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения и развития лидерства и руководства 6
1.1. Особенности социального поведения: от античности до современного времени 6
1.2. Взаимосвязь личностных особенностей лидерства и руководства и их влияние на морально-психологических климат организации 13
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Изучение феномена лидерства и руководства применительно к организационным отношениям 35
2.1. Лидерство в группе. Стили лидерства 35
2.2. Теории лидерства 39
2.2. Психологические качества руководителя 46
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения 57
Актуальность рассматриваемой проблемы связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике, от тоталитарного режима к демократическому. Обеспечение феномена лидерства и руководства, соответствия индивидуальных качеств руководителя предприятия, его стиля деятельности ожиданиям трудового коллектива – одно из условий этого перехода и создания положительного морально – психологического климата. Роль морально – психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива трудно переоценить. Он является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и благополучия человека, в первую очередь – морального, его работоспособности, производительности труда.
Обычно руководитель в коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых зависит очень многое.
По этим причинам, а также потому, что персона лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи уделяют этим вопросам особое внимание. Существуют многочисленные попытки сформулировать как функции руководителя в коллективе, так и присущие ...
Итак, сущность социально-психологических основ лидерства и руководства заключается:
во-первых, в учете состояния индивидуальной и групповой психологии, в психологической обоснованности мер влияния на коллектив, в принятии решений, проведении их в жизнь, организации контроля;
во-вторых, в учете зависимости эффективности влияния на коллектив от решения ряда собственно психологических задач, таких, например, как психологический подбор в коллектив, создание условий психологической совместимости, психологические меры, способствующие адаптации в коллективе новых членов, обеспечению их благоприятного эмоционального самочувствия, сближение официальной и неофициальной структур коллектива в интересах укрепления и повышения действенности последней, развитие социальных потребностей, интересов, идеалов и других общественных мотивов деятельности, создание и укрепление установок в коллективном мнении, внедрение трудовых и бытовых традиций.
Управление психологией коллектива, воздействие ...
1. Американский менеджмент ХХI века. М., Экономика, 2010.
2. Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко Н.Ф., Шеляп В.В. Проблемы психологии воинского коллектива. Военное издательство, М., 2009.
3. Бобрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 2007.
4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт ! Издательство Наука, 2009.
5. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М., Экономика, 2011.
6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., Дело, 2008.
7. Годфруа Ж. Что такое психология, т.2, М., Мир, 1992.
8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. Издательство Московского университета, 1987.
9. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Лениздат, 1990.
10. Дроздова Т.А. Психология личности. Оценка деловых, личностных качеств работника. М., 2009.
11. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. Кодекс порведения. Политиздат, 2009.
...