Введение 2
Глава I. Инвалидность и теоретические подходы к её изучению 8
§ 1.1. Феномен инвалидности и эволюция отношения к нему в различные исторические периоды 8
§ 1.2. Концептуальные модели изучения инвалидности 13
Глава II. Международные соглашения в области защиты прав людей с инвалидностью, участником которых является Эквадор 19
Глава III. Эволюция внутреннего законодательства Эквадора в области защиты прав людей с инвалидностью 38
Глава IV. Реализация прав людей с инвалидностью в Республике Эквадор 48
§ 4.1. Проведение Миссии солидарности «Мануэла Эспехо» 49
§ 4.2. Гарантия достаточного уровня жизни и социальная защита людей с инвалидностью 52
§ 4.3. Образование и трудоустройство людей с инвалидностью 55
§ 4.4. Получение медицинских услуг и реабилитация людей с инвалидностью 59
§ 4.5. Проблемы людей с инвалидностью в области правосудия 61
§ 4.6. Реализация прочих прав людей с инвалидностью 62
§ 4.7. Деятельность организаций, представляющих людей с инвалидностью в Эквадоре 64
Заключение 69
Список сокращений 73
Список использованных источников и литературы 74
В мире насчитывается около миллиарда человек с инвалидностью, или около 15 % всего населения Земли, что делает их крупнейшим идентифицируемым меньшинством на планете.
В Эквадоре, по данным последней переписи населения 2010 г., их число превышает 816 тыс. (чуть менее 3% от общей численности населения), причём по состоянию на 2018 г. только 458 тыс. из них имеют свидетельство об инвалидности, а значит, могут пользоваться мерами социальной поддержки. При этом, из них как минимум 110 тыс. проживает в условиях крайней бедности, ещё 90 тыс. – за чертой бедности, что делает инвалидность острой социальной проблемой. Неслучайно, что вскоре после того, как вице-президентом страны стал Л. Морено, передвигающийся на инвалидном кресле вследствие паралича нижних конечностей, им был подписан указ о введении чрезвычайного положения в стране в связи с тяжёлой экономической ситуацией, в которой находились люди с инвалидностью. В качестве ответных мер были разработаны и реализованы план «Эквадор без барьеров», а также Миссия солидарности «Мануэла Эспехо»(исп. LaMisiónSolidariaManuelaEspejo)– уникальная программа, на первом этапе которой (2009 – 2010 гг.) было проведено биопсихосоциальное обследование людей с инвалидностью, затронувшего самые отдалённые и труднодоступные районы страны и выявившее почти 300 тыс. чел. с инвалидностью. Государственная политика по обеспечению всесторонней помощи людям с ограниченными возможностями, проживающим в условиях бедности и крайней нищеты, а также их семьям для повышения их автономии и полной интеграции в семью и общество в целом, а также профилактике инвалидизации в дальнейшем также получила название «Миссия солидарности «Мануэла Эспехо»».
Кроме того, в 2007 г. Эквадор в числе первых ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов (КПИ). А год спустя была принята новая Конституция Республики Эквадор, где провозглашались права лиц с инвалидностью на инклюзивное образование, а также на трудоустройство в соответствии с системой квот. По утверждению властей, в 2007 – 2008 гг. произошла «революция в вопросах инвалидности».
В самом деле, в период с 2007 по 2017 гг. проблемы людей с ограниченными возможностями стали одним из приоритетных направлений политики государства.
Помимо этого, при непосредственном участии Л. Морено, Эквадор выдвинул целый ряд инициатив по защите прав лиц с инвалидностью. Среди инициатив регионального уровня это, прежде всего, принятие разработанной Эквадором Андской политики в отношении лиц с инвалидностью и организация I континентальной встречи «Единая и инклюзивная Америка» с участием практически всех государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Главной инициативой мирового уровня стал Глобальный план ВОЗ по инвалидности на 2014–2021 гг.: Лучшее здоровье для всех людей с инвалидностью, принятый в 2014 году. Также, Испания и Уругвай активно сотрудничают с Эквадором в осуществлении национальных программ в интересах лиц с инвалидностью, разработанных с учётом опыта проведения Миссии «Мануэла Эспехо», что служит ещё одним подтверждением её успешности. Любопытно, что ещё в 2001 г. Эквадор стал первой страной Латинской Америки, чья деятельность по защите прав инвалидов была удостоена премии ООН им. Франклина Делано Рузвельта. Кроме того, с 2013 по 2016 гг. Л. Морено занимал пост спецпосланника Генерального секретаря ООН по вопросам инвалидности и доступности.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью анализа опыта Эквадора в области проведения комплексной политики в отношении лиц с инвалидностью. Он позволяет понять, как эквадорским властям следует выстраивать её в дальнейшем, а также как накопленный опыт может быть применён в других государствах Латинской Америки. Кроме того, анализ международно-правовых норм в области защиты прав лиц с инвалидностью, и, прежде всего, КПИ, в контексте реализации политики Эквадора в отношении лиц с инвалидностью позволяет понять, в какой мере данные нормы способствуют реализации данных прав и пресечению их нарушений на национальном уровне. Этот вопрос актуален и для России, которая присоединилась к КПИ лишь несколько лет назад.
Целью исследования является анализ политики Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью в период 2007-2017 гг.
Для достижения вышеизложенной цели поставлены следующие задачи:
1. исследовать международные и национальные правовые нормы, определяющие политику Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью и регулирующие конкретные механизмы поддержки данной категории населения
2. оценить роль международных и национальных организаций, занимающихся вопросами защиты прав людей с инвалидностью в Республике Эквадор
3. проанализировать, насколько эффективно реализуются права людей с инвалидностью в Республике Эквадор
4. определить факторы, препятствующие полной реализации этих прав
Объектом исследования работы является политика Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью.
В работе рассмотрены концепция инвалидности, правовые гарантии, которыми наделяются лица с инвалидностью в эквадорской правовой системе, а также конкретные механизмы и эффективность такой реализации этих гарантий; дана оценка роли международных и национальных организаций в разработке и контроле за имплементацией политики Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью.
Предмет исследования –реализация политики Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью в 2007-2017 гг.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2007 г., когда с подписанием КПИ и принятием новой Конституции Эквадора произошла «революция в вопросах инвалидности», по 2017 г., когда пост президента страны занял Л. Морено, до этого много лет занимавший пост вице-президента. Данный период полностью охватывает деятельность Л. Морено на посту вице-президента. В отдельных случаях, для решения конкретных исследовательских задач, автор выходит за хронологические рамки работы.
Методологической основой исследования стали логико-эвристические, социально-гуманитарные методы, а также методы политической науки. В частности, в первой главе при рассмотрении различных определений инвалидности, а также концептуальных моделей её изучения применён метод анализа. В работе широко использовался метод анализа документов, применённый автором как при анализе правовых гарантий лиц с инвалидностью в Эквадоре во второй главе, так и при анализе статистических показателей реализации политики в отношении лиц с инвалидностью в третьей главе. Также, при анализе роли Комитета по правам инвалидов ООН в выработке инструментов правовой защиты людей с инвалидностью и контроле за их имплементацией и роли объединений инвалидов в реализации государственной политики в Эквадоре применён институциональный метод.
Степень научной разработанности темы. С 2007 г. по настоящее время в Эквадоре вышел целый ряд научных работ, посвящённых политике Эквадора в отношении лиц с инвалидностью. Диссертация Лопес Бустос М. Ж., посвящённая оценке реализации Миссии «Мануэла Эспехо», хотя и наиболее близка к теме данного исследования, в основном сосредоточена на оценке результатов Миссии в отдельно взятом кантоне и данных, достаточных для оценки реализации Миссии в целом по стране не содержит. Но в ней чётко описаны масштабы проблем, с которыми сталкивались люди с инвалидностью в 2010-е гг. – безграмотность, безработица, бедность, а даже отсутствие собственного жилья – и продемонстрировано, что Миссия стала первым шагом к удовлетворению базовых потребностей лиц с инвалидностью. Несколько статей, в частности, Нарваэса Э. Ф. и Тотоя Л. Э., а также К. Ордоньес посвящены проблеме трудовой интеграции людей с инвалидностью. В статье «Трудовая интеграция людей с ограниченными возможностями в Эквадоре» (исп. «InserciónlaboraldelaspersonascondiscapacidadenEcuador»)М. А. Эспиноса Мина и Гальегос Борзола Д. дель П. утверждают, что интеграции препятствуют стереотипы о неспособности лиц с инвалидностью к трудовой деятельности в условиях равенства. Наконец, работа «Политика по отношению к людям с ограниченными возможностями в Эквадоре: к модели экспорта» (исп. «PolíticadeatenciónapersonascondiscapacidadenelEcuador: haciaunmodelodeexportación») посвящена деятельности Эквадора по защите прав людей с инвалидностью на региональном уровне. Также, она позволяет судить об эволюции роли эквадорских НПО в предоставлении помощи лицам с инвалидностью. Однако, практически все работы эквадорских авторов опираются преимущественно - на нормативно-правовые акты Эквадора и статистические данные государственных органов, которые отрывочны и, как правило, являются устаревшими. Вопросы защиты прав инвалидов в стране и их международно-правового регулирования зачастую не рассматриваются ими как взаимосвязанные.
Вопросы международно-правового регулирования прав людей с инвалидностью, напротив, изучены гораздо более детально. Особо значима для данного исследования диссертация Яковлевой Е. Н. на тему «Поощрение и защита прав инвалидов в международном праве», в которой даётся обзор нормативно-правовых актов Организации американских государств в данной сфере. Однако, предметом особых дискуссий стали преимущества и недостатки КПИ, а также роль НКО в вопросе защиты прав инвалидов. Так, С. Дроздовский и С. Мэйэрс считают, что КПИ – уникальный инструмент международного права, в то время как Р. МакКалум и У. ЛопесМариньери, а также З.Г. Алиев оглы придерживаются мнения о том, что КПИ - неэффективный инструмент решения реальных проблем лиц с инвалидностью. Также особого упоминания заслуживает сборник статей под редакцией М. Сабателло, авторами которых являются люди, принимавшие непосредственное участие в разработке КПИ и могущие разъяснить смысл её правовых положений.
Большое количество преимущественно англоязычных работ (Р. Лэнга, Т. Дегенер) затрагивает медицинскую, социальную и биопсихосоциальную модели инвалидности. Среди русскоязычных работ данная тема подробнее всего рассматривается в статье Е. Ю. Бабенко «Научные подходы к изучению социальных аспектов инвалидности», Большинство авторов сходятся во мнении, что именно последняя лучше всего отражает современные подходы к феномену инвалидности. Работы таких авторов, как В. Финкельштейн, Дж. Сингх посвящены эволюции отношения обществ к людям с инвалидностью. Монография Малофеева Н.Н. «Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии» отличается наиболее детальной периодизацией отношения обществ к людям с инвалидностью.
Источниковая база исследования подразделяется на:
1. Нормативно-правовые акты международных организаций - ООН (и, прежде всего, Комитета по правам инвалидов), ВОЗ, МОТ, а также региональных организаций (ОАГ). К наиболее важным из них относятся КПИ, а также Межамериканская конвенция об устранении всех форм дискриминации в отношении инвалидов.
2. Нормативно-правовые акты Республики Эквадор, важнейшими из которых являются Конституция и Органический закон о лицах с инвалидностью.
3. Официальные статистические данные международных организаций и Национального совета по равному положению инвалидов (исп. Consejo Nacional de Igualdad de Discapacidades- CONADIS)
4. Доклады CONADISо своей деятельности за период 2007 - 2017 гг., а также доклады различных международных организаций, содержащие обзор эквадорского законодательства, применяемого по отношению к инвалидам.
Для двух последних типов источников характерна несистематичность и отрывистость информации, включая источники международных организаций, т.к. они базируются на данных официальных органов Эквадора - независимые источники информации практически отсутствуют. Исключение составляют Заключительные замечания по первоначальному докладу Эквадора об исполнении своих обязательств по КПИ.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в российской науке проанализирован правовой статус лиц с инвалидностью в Эквадоре, а также проблемы, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Для этого в научный оборот введены доклады Национального совета по равному положению инвалидов (CONADIS) и Заключительные замечания по первоначальному докладу Эквадора Комитета ООН по правам инвалидов. Доказано, что статистические данные о количестве лиц с инвалидностью недостоверны, механизмы обеспечения защиты прав лиц с инвалидностью в судебной системе малоэффективны, существует ряд проблем в областях здравоохранения, образования, а внешняя среда, во многом, не отвечает потребностям инвалидов в свободном передвижении. В то же время, реализация Миссии солидарности «Мануэла Эспехо» ознаменовала начало нового подхода эквадорских властей к проблеме инвалидности, заключающегося в том, что последняя стала рассматриваться ими как требующая долгосрочных и комплексных мер для улучшения качества жизни лиц с инвалидностью и их постепенной интеграции в общество.
Также, впервые в российской науке проведён детальный анализ положений КПИ, показавший, что механизм контроля за исполнением прав людей с инвалидностью в рамках Комитета ООН по правам инвалидов не является эффективным средством влияния на национальную политику Эквадора в отношении людей с инвалидностью с целью пресечения нарушений их прав.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы достоинства и недостатки КПИ, и теоретически обоснована её неэффективность как основного инструмента защиты прав лиц с инвалидностью на международном уровне.
Внесён теоретический вклад в изучение результатов политики эквадорских властей в отношении людей с инвалидностью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют выработать рекомендации по совершенствованию правовых и практических мер для улучшения качества жизни людей с инвалидностью в Республике Эквадор и устранения барьеров на пути полной реализации их прав. Также, его результаты позволяют понять, в каком направлении должны развиваться международные механизмы защиты прав инвалидов.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В работе рассмотрены основные права людей с инвалидностью в Эквадоре - на достаточный уровень жизни, образование, трудоустройство, медицинское обслуживание и реабилитацию, доступность городской среды и транспорта, участие в культурных мероприятиях, занятие спортом, политическое участие, исследованы права детей с инвалидностью и их реализация. Большую сложность представлял сбор статистических данных для исследования – данные разрознены, множество критериев отслеживается несистематически и нерегулярно, поэтому оценивать те или иные аспекты реализации прав людей с инвалидностью можно лишь очень приближённо.
Большое внимание уделено и международным соглашениям в области защиты прав инвалидов, участником которых является Эквадор, ведь они расширяют набор прав, предоставляемых лицам с инвалидностью, а анализ таких соглашений, и, в первую очередь, КПИ, помогает лучше понять практическую значимость правовых гарантий.
Как показало исследование, какой-либо единой политики в отношении людей с инвалидностью на уровне АЛБА,СЕЛАК и УНАСУР как организаций не проводится. Напротив, весомый вклад в защиту прав инвалидов внесла Организация американских государств, приняв в 1999 г. Межамериканскую конвенцию об устранении всех форм дискриминации в отношении инвалидов. Спустя 7 лет, в 2006 г. была принята Конвенция ООН о правах инвалидов, во многом подобная Межамериканской конвенции, но делающая больший акцент на закреплении прав инвалидов, тогда как первый документ был принят с целью не допустить дискриминации. В соответствии с КПИ был создан Комитет ООН по правам инвалидов, однако, в его компетенцию по вопросам мониторинга за исполнением КПИ входит только подготовка рекомендаций на основе представляемых странами отчётов, а также, при необходимости, их последующая передача в компетентные органы ООН. Несколько позже был учреждён Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов с аналогичными полномочиями в рамках ОАГ. При всех недостатках этих конвенций нельзя отрицать, что они дают лицам с инвалидностью возможность представлять свою позицию при принятии решений, непосредственно затрагивающих их интересы, чего не предусматривалось ранее принятыми международными договорами в области прав человека. Кроме того, предусмотренные конвенциями механизмы мониторинга придают им характер обязательных.
Ратификация Эквадором КПИ, наряду с осуществлением плана «Эквадор без барьеров», а также проведением при содействии кубинских специалистов Миссии «Мануэла Эспехо» – уникальной программы, первый этап которой (2009 – 2010 гг.) заключался в проведении «беспрецедентного» биопсихосоциального обследования лиц с инвалидностью, затронувшего самые отдалённые и труднодоступные районы страны, привлекла большое внимание эквадорского общества к проблеме инвалидности. В результате исследования было выявлено почти 300 тыс. чел. с инвалидностью. Затем Миссия трансформировалась в государственную политику, нацеленную на обеспечение всесторонней помощи людям с ограниченными возможностями, находящимся в условиях бедности и крайней нищеты, а также их семьям для повышения их автономии и полной интеграции в семью и общество в целом. Ещё одним компонентом этой политики стала профилактика инвалидизации. К 2017 г. различные меры поддержки, разработанные по результатам Миссии, охватили более 200 тыс. человек. За исследуемый период в сотни раз увеличился объём средств, направляемых на нужды людей с инвалидностью.
Эти шаги ознаменовали становление нового подхода властей страны к проблемам инвалидности, когда она стала рассматриваться как комплексная проблема, влияющая на качество жизни человека.
По мнению автора, важную роль в качественном изменении политики государства в отношении лиц с инвалидностью, наметившемся с 2006 г., сыграл и тот факт, что незадолго до этого пост вице-президента страны занял человек с ограниченными возможностями – Л. Морено. Символично принятое им решение об объявлении чрезвычайного положения в стране в связи с тяжёлой экономической ситуацией, в которой находятся люди с инвалидностью. Хочется верить, что на посту президента ему удастся добиться ещё больших успехов в продвижении прав инвалидов. Поддержка людей с инвалидностью и сегодня остаётся приоритетом эквадорских властей, о чём свидетельствует возобновление Миссии «Мануэла Эспехо» в 2017 г.
Что касается национального законодательства Эквадора, его отличительной особенностью являются акценты на профилактике инвалидизации, необходимости комплексной поддержки семей людей с инвалидностью и необходимости достижения людьми с инвалидностью максимально возможного уровня здоровья и независимости. За последние годы в эквадорской правовой системе было закреплено право лиц с инвалидностью на инклюзивное образование и квоты при трудоустройстве на работу, однако, инвалидность до сих пор рассматривается как преимущественно медицинский феномен. Кроме того, ряд нормативно – правовых актов до сих пор не приведён в соответствие с нормами КПИ. Ещё один существенный недостаток правовой системы - неэффективные механизмы обеспечения участия лиц с ограниченными возможностями в судебных процессах, осложняющие им защиту своих прав. Кроме того, зачастую лица с инвалидностью не заявляют о нарушениях своих прав.
Для Эквадора характерен достаточно низкий уровень интеграции людей с инвалидностью на трудовом рынке, что обусловлено большим количеством тех, кто нетрудоспособен в силу своих ограничений и небольшим количеством рабочих мест, где с работой могли бы справиться люди с физическими или умственными нарушениями, а также низкой степенью доступности высшего образования. Те, кто всё же трудоустроен, заняты преимущественно неквалифицированным трудом. В последние годы Эквадору удалось добиться значительного прогресса в вопросе трудовой интеграции людей с инвалидностью, однако на сегодня трудоустроены менее четверти трудоспособных инвалидов. Качественно изменить ситуацию могло бы постепенное внедрение новых технологий и создание высокотехнологичных рабочих мест, что позволило бы людям с инвалидностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал, несмотря на имеющиеся у них ограничения.
Выплата «Хоакин Гальегос Лара» позволила решить проблему нехватки средств в семьях нетрудоспособных инвалидов, однако, по разным причинам, не все из них получают необходимый уход.
Быстрыми темпами идёт построение системы инклюзивного образования в стране, однако, образовательная среда ещё не стала по-настоящему комфортной для обучающихся с инвалидностью.
Предстоит большая работа по повышению доступности объектов инфраструктуры и транспорта.
Несмотря на вышеописанные достижения, включая значительное расширение масштабов регистрации лиц с инвалидностью, около половины людей из них по-прежнему не прошли медико-социальную экспертизу, а значит, не могут воспользоваться предусмотренными для них мерами поддержки, что может привести к ущемлению их прав. Тот факт, что половины населения с инвалидностью для эквадорского государства попросту «не существует», вызывает крайнее беспокойство, ведь неизвестно, каково их экономическое положение и как реализуются их права.
Кроме того, к сожалению, в настоящее время эквадорские НКО не вносят существенного вклада в улучшение качества жизни людей с инвалидностью, т. к., в основном, они занимаются образовательной и правозащитной деятельностью, а не удовлетворением насущных нужд людей с инвалидностью. Деятельность НКО не только контролируется, но и направляется государством в лице CONADIS, и, следовательно, не носит независимый характер.
Напоследок, хочется отметить деятельность Эквадора и лично Л. Морено по продвижению прав людей с инвалидностью на региональном и международном уровнях. Среди инициатив на региональном уровне одними из самых значимых являются разработка Андской политики в отношении лиц с инвалидностью и проведение I континентальной встречи «Единая и инклюзивная Америка» с участием практически всех государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Кроме того, опыт проведенной по инициативе Л. Морено Миссии «Мануэла Эспехо» применяется в Испании и Уругвае. Также, он выступил инициатором принятия Глобального плана ВОЗ по инвалидности на 2014–2021 гг.: Лучшее здоровье для всех людей с инвалидностью, базирующегося на понимании комплексности феномена инвалидности. В нём нашли отражение понятия профилактики инвалидизации, максимально достижимого уровня здоровья и максимально достижимого уровня независимости. Они закладывают основу для понимания инвалидности как нормального условия жизни человека, как данности, а не как недостатка, который необходимо компенсировать, что создаёт предпосылки для построения действительно инклюзивных обществ в будущем. Однако, на сегодняшний день неизвестно, предприняты ли практические шаги для реализации перечисленных инициатив.
1. Конвенция о правах инвалидов//ООН. 2006. URL: http://ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf (дата обращения: 08.12.2018)
2. Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов// МОТ. 1983 г. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c159_ru.htm (дата обращения: 05.02.2019)
3. Проект Глобального плана ВОЗ по инвалидности на 2014–2021 гг.: Лучшее здоровье для всех людей с инвалидностью// ВОЗ. 2014 г. URL: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/EB134/B134_16-ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 29.03.2019)
4. Рекомендация о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов// МОТ. 1983. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_r168_ru.htm (дата обращения: 05.02.2019)
5. Agenda Nacional para la Igualdad en Discapacidades 2013-2017// SNPD.URL: http://www.planificacion.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2014/09/Agenda-Nacional-para-Discapacidades.pdf (дата обращения: 13.03.2019)
6. Agenda Nacional para la Igualdad de Discapacidades 2017 – 2021// CONADIS. URL: https://drive.google.com/file/d/1qjqDxjHUXa4G5jxAGdDqEqBx07bOBlaA/view (дата обращения: 13.03.2019)
7. Código del trabajo// Ministerio del Trabajo. URL: http://www.trabajo.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2012/11/C%C3%B3digo-de-Tabajo-PDF.pdf (дата обращения: 18.04.2019)
8. Constitución de 1998//WIPO. URL: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/es/ec/ec016es.pdf (датаобращения: 10.03.2019)
9. Convención interamericana para la eliminación de todas las formas de discriminación contra las personas con discapacidad //Organización de Estados Americanos. 1999, www.oas.org/juridico/spanish/tratados/a-65.html (дата обращения: 27.03.2019)
10. Convention against discrimination in education// UNESCO. 1960. URL: http://www.unesco.org/education/pdf/DISCRI_E.PDF(дата обращения: 05.02.2019)
11. Declaración especial sobre la designación del enviado especial del secretario general en discapacidad y accesibilidad// CELAC. 2014. URL: http://celac.cubaminrex.cu/sites/default/files/ficheros/doc_3_8_declaracion_enviado_esp__discapacidad_espanol.pdf (дата обращения: 04.03.2019)
12. Intervención de la presidenta del Comité para la Eliminación de Todas las Formas de Discriminación contra las Personas con Discapacidad//ONU. 2011. URL:www.un.org/disabilities/documents/COP/cosp4_presentation_pignato.doc (датаобращения:27.03.2019)
13. Ley sobre las discapacidades// CONADIS. 2001. URL: https://socialprotection-humanrights.org/wp-content/uploads/2017/06/2001_ley180_ecu.pdf (дата обращения: 18.04.2019)
14. Ley orgánica de discapacidades// Servicio de Rentas Internas. 2012. URL: http://www.sri.gob.ec/BibliotecaPortlet/descargar/84125c39-ec3d-4e50-89db-82ca2ab83a62/LEY+ORG%C1NICA+DE+DISCAPACIDADES.pdf (дата обращения:22.03.2019)
15. Ley orgánica de régimen tributario interno// Servicio de Rentas Internas. 2015. URL: www.sri.gob.ec/BibliotecaPortlet/descargar/cbac1cfa-7546.../20151228+LRTI.pdf (дата обращения:22.03.2019)
16. Ley orgánica electoral Código de la democracia//Consejo Nacional Electoral. 2012. URL: http://cne.gob.ec/documents/lotaip/2.informacion_legal/base_legal/ley_orgnica_electoral_-_cdigo_de_la_democracia.pdf (дата обращения: 02.03.2019)
17. Plan Nacional de Desarrollo 2017-2021-Toda una Vida// CEPAL. URL: https://observatorioplanificacion.cepal.org/sites/default/files/plan/files/EcuandorPlanNacionalTodaUnaVida20172021.pdf (дата обращения: 10.03.2019)
18. Reglamento a la Ley Orgánica de Discapacidades//CONADIS. 2017. URL: https://www.consejodiscapacidades.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2017/11/Regalamento-lod-decre_-194.pdf (дата обращения: 17.03.2019)
19. Reglamento a la Ley Orgánica de Discapacidades// Servicio de Rentas Internas. 2013. URL: https://www.consejodiscapacidades.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2014/02/reglamento_ley_organica_discapacidades.pdf (дата обращения: 17.03.2019)
20. RTE INEN 042:2009 Accesibilidad de las personas con discapacidad y movilidad reducida al medio físico//Instituto Ecuatoriano de Normalización. 2009. URL: http://www.normalizacion.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2013/11/rte_042.pdf (дата обращения: 02.03.2019)
21. Towards a common language for functioning, disability and health. ICF// World Health Organization. Geneva. URL: http://www.who.int/classifications/icf/training/icfbeginnersguide.pdf (датаобращения: 05.01.2019)
Статистические данные:
22. Рост численности членов ООН с 1945 года//ООН. URL: http://www.un.org/ru/sections/member-states/growth-united-nations-membership-1945-present/index.html (дата обращения: 04.01.2019)
23. Cursos de capacitación y sensibilización en discapacidades//CONADIS. URL: http://www.consejodiscapacidades.gob.ec/estadistica/index.html (дата обращения: 23.03.2019)
24. Ecuador at the Paralympic Games//International Paralympic Committee. URL: https://db.ipc-services.org/sdms/hira/web/country/ecuador (дата обращения: 13.03.2019)
25. Food prices in Ecuador//URL: https://www.numbeo.com/food-prices/country_result.jsp?country=Ecuador(датаобращения: 14.04.2019)
26. Mapeo organizaciones sociales ‐ ONG 's que trabajan en el ámbito de las discapacidades // CONADIS. URL: https://www.consejodiscapacidades.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2017/07/mapeo-nacional-organizaciones-sociales-ong.pdf (дата обращения: 08.03.2019)
27. Matriz consolidada de centros de calificación// Ministerio de Salud Pública de Ecuador. 2017. URL: http://www.salud.gob.ec/wp-content/uploads/2017/04/Establecimientos-de-Salud-de-Primer-Nivel-autorizados_Calificadores-1.pdf(дата обращения 15.03.2019)
28. Personas con discapacidad registradas// CONADIS. URL: http://www.consejodiscapacidades.gob.ec/estadistica/index.html(дата обращения: 25.02.2019)
29. Población por condición de discapacidad, según provincia, cantón, parroquia y área de empadronamiento//INEC. URL:http://www.ecuadorencifras.gob.ec/wp-content/plugins/download-monitor/download.php?id=326&force=0 (дата обращения: 25.02.2019)
Доклады:
30. Заключительные замечания по первоначальному докладу Эквадора//Комитет по правам инвалидов ООН. 2014. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CRPD%2fC%2fECU%2fCO%2f1&Lang=ru (дата обращения: 08.12.2018)
31. Avances de las políticas públicas de discapacidades y aportes ciudadanos. Rendición de cuentas 2016// CONADIS.2016. URL: https://www.consejodiscapacidades.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2017/06/INFORME-DE-RENDICI%C3%93N-DE-CUENTAS-2016.pdf(датаобращения: 03.03.2019)
32. Documento de políticas// Ministerio de Inclusión Económica y Social. URL: http://repositoriocdpd.net:8080/bitstream/handle/123456789/412/Inf_DocumentoPoliticas_sf.pdf?sequence=1 (дата обращения: 13.04.2019)
33. Ecuador 2016 Human Rights Report// US Department of State. 2016. URL: http://www.state.gov/j/drl/rls/hrrpt/humanrightsreport/index.htm?year=2016&dlid=265584(дата обращения: 11.03.2019)
34. Medidas para la promoción del empleo de personas con discapacidad en Iberoamérica //Organización Iberoamericana de Seguridad Social.p. 188 – 197.2014. URL: http://www.oiss.org/microsite_medidas/files/assets/common/downloads/Oiss_Estudio_sobre_medidas_promocion_de_empleo.pdf(дата обращения: 25.03.2019)
35. Monitoring of the implementation of the Convention and recommendation against discrimination in education (8th Consultation) The right to education for persons with disabilities// UNESCO.2015. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002325/232592e.pdf (дата обращения: 05.02.2019)
36. Panizo Robles, J.A. La seguridad social en las constituciones iberoamericanas/J.A.Panizo Robles//Organización Iberoamericana de Seguridad Social. p. 109 -128. URL: www.oiss.org/IMG/.../La_Seguridad_Social_en_las_Constituciones_Iberoamericanas.pdf(дата обращения: 10.03.2019)
37. Rendición de cuentas. Año 2017// CONADIS. URL: https://www.consejodiscapacidades.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2018/03/PRESENTACI%C3%93N-RENDICION-DE-CUENTAS-2017.pdf (дата обращения: 03.03.2019)
38. Toda una Vida Intervención emblemática Misión Las Manuelas//Secretaría Técnica Toda una Vida. 2018. URL: https://www.todaunavida.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2019/01/MisionLasManuelas-L7-2.pdf(дата обращения: 10.03.2019)
39. Theytaz-Bergman L., TrömelS. Documento orientativo Aplicación eficaz de los mecanismos internacionales de vigilancia de los derechos humanos para la protección de los derechos de las personas con discapacidad/L.Theytaz-Bergman, S. Trömel// International Disability Alliance.– Geneva, 2010. – 89 p.URL: https://www.internationaldisabilityalliance.org/sites/default/files/documents/crpd_guidance_document_spanish-11.pdf (датаобращения: 03.04.2019)
40. Valencia, C., Bernal, M.E. Institucionalidad y marco legislativo de la discapacidad en el Ecuador/C.Valencia, M.E.Bernal// CEPAL. – Santiago, 2016 – 56 p. URL: http://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/39995/1/S1600203_es.pdf(датаобращения: 11.03.2019)
Литература
Монографиии диссертации:
41. Малофеев, Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии/ Малофеев Н.Н. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 256 с. URL: http://www.studmed.ru/malofeev-nn-zapadnaya-evropa-evolyuciya-otnosheniya-obschestva-i-gosudarstva-k-licam-s-otkloneniyami-v-razvitii_0be509df5c9.html (дата обращения: 08.12.2018)
42. Яковлева, Е. Н., Поощрение и защита прав инвалидов в международном праве: дисс. к. ю. н. Яковлевой Е. Н./ Яковлева, Е. Н.// Институт государства и права РАН, М: 2015. – 269 стр. URL: www.igpran.ru/prepare/a.persons/YakovlevaEN/YakovlevaEN_diss.pdf (дата обращения: 24.03.2019)
43. Finkelstein, V. Attitudes and disabled people: issues for discussion/ V. Finkelstein// New York: World Rehabilitation Fund. – 1980 – 72 p. URL: https://www.um.es/discatif/PROYECTO_DISCATIF/Textos_discapacidad/01_Finkelstein.pdf (датаобращения: 25.04.2018)
44. López Bustos M. J., Influencia de la Misión Manuela Espejo en la calidad de vida de las personas con discapacidad durante los años 2010-2015. Caso de estudio: Cantón Loja/ M. J. López Bustos// Pontificia Universidad Católica del Ecuador. - Quito, 2016. – 155 p. URL: http://repositorio.puce.edu.ec/bitstream/handle/22000/10484/TESIS%20_%20Maren%20L%C3%B3pez%20%20MISION%20MANUELA%20ESPEJO_CALIDAD%20DE%20VIDA.%20marzo%202016.pdf?sequence=1 (датаобращения: 10.12.2018)
45. Momm W., GeieckerО., Discapacidad: conceptos y definiciones/ Momm W., GeieckerО. URL: http://www.insht.es/InshtWeb/Contenidos/Documentacion/TextosOnline/EnciclopediaOIT/tomo1/17.pdf (датаобращения: 07.02.2018)
46. Quinatoa, E.J., Accesibilidad a los servicios de salud de personas con discapacidad desde la perspectiva de los usuarios en la Unidad especializada fisco misional “Nuestra señora del Carmen” en los Rios – Urdaneta- Riacaurte/Quinatoa E.J.//Pontificia Universidad Católica del Ecuador. - Quito, 2016. – 122 p. URL: http://repositorio.puce.edu.ec/handle/22000/11191 (датаобращения: 18.03.2019)
47. Roulstone, A. Disability and technology: an interdisciplinary and international approach/ A. Roulstone - London:Macmillan Publishers Ltd., 2016.- 249 p. URL: https://proxy.library.spbu.ru:2167/content/pdf/10.1057%2F978-1-137-45042-5.pdf (датаобращения: 04.01.2019)
Статьи:
48. Алиев, З.Г. оглы.Некоторые особенности деятельности международныхквазисудебных механизмов по защите прав человека/З.Г. Алиев оглы //Реализация Конвенции ООНо правах инвалидов:опыт, проблемы, пути их решения: сб. научных статей, материалов докладов и выступлений (14 декабря 2016 г., Кемерово)/Администрация Кемеровской области;отв. ред. Н. А. Волков. – Кемерово: Примула, 2017. – 172 с. – С. 150 – 154. URL:http://ombudsmankuzbass.ru/attaches/45/Sbornik_OON.pdf (дата обращения: 25.03.2019)
49. Бабенко, Е. Ю., Научные подходы к изучению социальных аспектов инвалидности/Е. Ю.Бабенко// Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2013. №3 (175). –C. 13 – 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-izucheniyu-sotsialnyh-aspektov-invalidnosti (дата обращения: 21.12.2018)
50. Барсукова, В. Н., Понятие и критерии достойной жизни / В. Н.Барсукова// Вестник СГЮА. 2016. №4 (111). –C. 131 – 137. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-kriterii-dostoynoy-zhizni (дата обращения: 29.03.2019)
51. Дроздовский, С., Инвалидность: от пациента к гражданину/ Дроздовский, С. URL: http://www.disright.org/ru/info/invalidnost-ot-pacienta-k-grazhdaninu (дата обращения: 08.12.2018)
52. Самович, Ю. В., Козлова, Н. В.Защита прав личности в Комитете по правам инвалидов/Ю. В. Самович, Н. В. Козлова//Реализация Конвенции ООНо правах инвалидов: опыт, проблемы, пути их решения: сб. научных статей, материалов докладов и выступлений (14 декабря 2016 г., Кемерово)/Администрация Кемеровской области; отв. ред. Н. А. Волков. – Кемерово: Примула, 2017. – 172 с. – С. 10 – 13. URL:http://ombudsmankuzbass.ru/attaches/45/Sbornik_OON.pdf(дата обращения: 25.03.2019)
53. Brolan, C.E. A word of caution: human rights, disability, and implementation of the post-2015 Sustainable Development Goals/C.E.Brolan// Laws. - 2016. № 5. P. 1-18. URL: https://www.mdpi.com/2075-471X/5/2/22/pdf(дата обращения: 23.03.2019)
54. Byrnes, A. The role of national human rights institutions/A. Byrnes// Human Rights and Disability Advocacy/ Pennsylvania studies in human rights/ed. Sabatello, M. et Schulze, M. University of Pennsylvania Press, 2013 – P. 222 – 239. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/stpeterst/detail.action?docID=3442299 (дата обращения: 31.03.2019)
55. Camacho, Á., et al., Política de atención a personas con discapacidad en el Ecuador: hacia un modelo de exportación /Á.Camacho et al.// Revista Línea Sur. -2013. - Vol. 2. - no. 6. –P. 95-110. URL: https://www.siis.net/documentos/ficha/217938.pdf (дата обращения: 11.03.2019)
56. Degener, T. Disability in a human rights context/ T. Degener, // Laws. - 2016. № 5. P. 1 -24. URL: https://www.mdpi.com/2075-471X/5/3/35/pdf (дата обращения: 25.04.2019)
57. Devi, N. et al., Moving towards substituted or supported decision-making? Article 12 of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities/ N. Devi et al.//Alter. -2011. -Vol. 5, 4. -PP. 249-264. URL: https://doi.org/10.1016/j.alter.2011.07.002. (дата обращения: 30.03.2019)
58. Espinosa Mina, M.A., Gallegos Barzola, D. del P., Inserción laboral de las personas con discapacidad en Ecuador /M.A.EspinosaMina, D. del P.GallegosBarzola // Espacios. -2018. - Vol. 39 (Nº 51). – P. 3-15.URL: http://revistaespacios.com/a18v39n51/18395103.html (дата обращения: 02.03.2019)
59. Ferraina, S. analysis of the legal meaning of Article 27 of theUN CRPD: Key Challenges for adapted work settings/S. Ferraina//Cornell University, -2012 – 36 p. URL:https://digitalcommons.ilr.cornell.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1559&context=gladnetcollect(датаобращения: 14.04.2019)
60. Kim, M. Y., Women with disabilities: the convention through the prism of gender/M. Y. Kim// Human Rights and Disability Advocacy/ Pennsylvania studies in human rights/ed. Sabatello, M. et Schulze, M. University of Pennsylvania Press, 2013 – P. 113 - 130. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/stpeterst/detail.action?docID=3442299 (дата обращения: 30.03.2019)
61. Lang R., The role of NGOs in the process of empowerment and social transformation of people with disabilities/Lang R. URL: http://english.aifo.it/disability/apdrj/selread100/ngos_empowerment_lang.pdf (дата обращения: 30.03.2018)
62. Lansdown, G. Children with disabilities/G. Lansdown// Human Rights and Disability Advocacy/ Pennsylvania studies in human rights/ed. Sabatello, M. et Schulze, M. University of Pennsylvania Press, 2013 – P. 97 - 113. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/stpeterst/detail.action?docID=3442299 (дата обращения: 30.03.2019)
63. Leibowitz, T. Living in the community, access to justice: having the right makes all the difference/ T. Leibowitz// Human Rights and Disability Advocacy/ Pennsylvania studies in human rights/ed. Sabatello, M. et Schulze, M. University of Pennsylvania Press, 2013 – P. 45 - 57. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/stpeterst/detail.action?docID=3442299 (дата обращения: 30.03.2019)
64. López González, M.L., Modelos teóricos e investigación en el ámbito de la discapacidad. Hacia la incorporación de la experiencia personal /M.L.López González// Docencia e Investigación: revista de la Escuela Universitaria de Magisterio de Toledo. – 2006. -№ 31(16). – P. 215-240. URL:https://ruidera.uclm.es/xmlui/bitstream/handle/10578/8063/Modelos_te_ricos_e_investigaci_n_en_el_mbito_de_la.pdf?sequence=1&isAllowed=y(дата обращения: 08.12.2018)
65. López Mainieri, W. La autodeterminación como derecho social de las personas con discapacidad/ López Mainieri, W. – P.36-44. URL: https://www.imserso.es/InterPresent1/groups/imserso/documents/binario/enlace31_19autodeterminacion.pdf (дата обращения: 11.04.2019)
66. Löve, L. et al. The inclusion of the lived experience of disability in policymaking/ L. Löve et al. //Laws. – 2017. № 6. – P. 1 - 16. URL: https://www.mdpi.com/2075-471X/6/4/33/pdf (дата обращения: 31.03.2019)
67. Massé, G.M., Rodríguez Gauna, M. C., La discapacidad en América Latina: reflexiones en torno a la medición de un fenómeno complejo en una región demográfica heterogénea/G.M.Massé, M. C.Rodríguez Gauna //Notas de Población. 2015.- Nº 100.- P. 195 – 223. URL: http://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/38528/1/S1500199_es.pdf(дата обращения: 08.03.2018)
68. Mazibuko, F. D. The role of non-governmental organisations (NGO’s) in educational advancement in developing countries: the South African experience/F. D. Mazibuko. P. 1. URL: https://home.hiroshima-u.ac.jp/cice/wp-content/uploads/publications/Journal3-1/3-1-2.pdf (дата обращения: 15.04.2019)
69. McCallum, R.The United Nations Convention on the Rights of Persons with Disabilities: some reflections/R. McCallum// Sydney Law School Research Paper – 2010 - No. 10/30. URL:https://ssrn.com/abstract=1563883 (дата обращения: 25.04.2019)
70. Meyers, S. NGO-ization and human rights law: The CRPD’s civil society mandate/ S. Meyers // Laws. - 2016. № 5. P. 1-14. URL:https://www.mdpi.com/2075-471X/5/2/21/pdf (дата обращения: 31.03.2019)
71. Narváez T. E. F., Totoy B.L.E., Intervención del estado ecuatoriano ante la problemática del desempleo de personas que sufren de discapacidades/ Narváez T. E. F., Totoy B.L.E. URL: https://www.monografias.com/trabajos89/estado-ecuatoriano-discapacidades/estado-ecuatoriano-discapacidades.shtml (дата обращения: 13.03.2019)
72. Ordóñez, C. Breve análisis de la inserción laboral de personas con discapacidad en el Ecuador/C. Ordóñez// Políticas, cultura y prácticas de educación inclusiva – 2011 – Vol. 6 Núm. 2. URL: https://doi.org/10.17163/alt.v6n2.2011.06 (дата обращения: 25.04.2019)
73. Sabatello, M. A short history of the international disability rights movement/ M. Sabatello//Human Rights and Disability Advocacy/ Pennsylvania studies in human rights/ed. Sabatello, M. et Schulze, M. University of Pennsylvania Press, 2013 – P. 13 – 24. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/stpeterst/detail.action?docID=3442299 (дата обращения: 31.03.2019)
74. Shaw, B. Inclusion or choice? securing the rightto inclusive education for all/B.Shaw //Human Rights and Disability Advocacy/ Pennsylvania studies in human rights/ed. Sabatello, M.et Schulze, M.University of Pennsylvania Press, 2013 – P. 58 - 69. URL:https://ebookcentral.proquest.com/lib/stpeterst/detail.action?docID=3442299 (дата обращения: 31.03.2019)
75. Singh J.P. Changing attitude a paradigm shift in perception: Focus on disability Studies/J.P.Singh // Delhi Psychiatry Journal. -2010. - Vol. 13. - No.1. URL: http://medind.nic.in/daa/t10/i1/daat10i1p101.pdf(дата обращения: 07.02.2019)
76. Teng, S.-W. et. al. Evolution of system for disability assessment based on the International Classification of FunctioningDisability, and Health: A Taiwanese study/S.-W.Teng et. al.//Journal of the Formosan Medical Association.- 2013. –Vol. 112. - Issue 11. - P. 692. URL: https://doi.org/10.1016/j.jfma.2013.09.007 (дата обращения: 07.02.2018)
77. WaMunyi, C., Past and present perceptions towards disability: a historical perspective/ C. WaMunyi // Disability studies Quarterly. – 2012. – Vol 32. – No 2. – P. 4. URL: http://dsq-sds.org/article/view/3197 (дата обращения: 05.01.2018)
78. Wehmeyer, M. L. Self-Determination and individuals with significant disabilities: examining meanings and misinterpretations/M. L. Wehmeyer//Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 1998- Vol 23. - Issue 1. - P. 5 - 16. URL: https://doi.org/10.2511%2Frpsd.23.1.5 (дата обращения: 11.04.2019)
Публикации в электронных СМИ:
79. Ленин Морено вступил в должность президента Эквадора// РИА Новости.24.05.2017.URL: https://ria.ru/world/20170524/1495018719.html(дата обращения: 09.12.2018)
80. Alza del Salario Básico Unificado en Ecuador será de $ 11 para el 2018//El Universo. 27 de diciembre 2017. URL: https://www.eluniverso.com/noticias/2017/12/27/nota/6541678/alza-salario-basico-unificado-ecuador-sera-11-2018 (дата обращения: 14.04.2019)
81. Centros médicos sin barreras beneficiarán a más de 400 mil personas con discapacidad// El Telégrafo. 16 de noviembre de 2014. URL:https://www.eltelegrafo.com.ec/noticias/salud/1/centros-medicos-sin-barreras-beneficiaran-a-mas-de-400-mil-personas-con-discapacidad (дата обращения: 15.03.2019)
82. Con Las Manuelas se reeditó el plan ‘bandera’ de Lenín Moreno// El Universo,22 de mayo 2018. URL: https://www.eluniverso.com/noticias/2018/05/22/nota/6771992/manuelas-se-reedito-plan-bandera-lenin (дата обращения: 10.03.2019)
83. Córdova, M. El deporte paralímpico muestra todo su potencial en Guayaquil/ M. Córdova//El Comercio. 21 de noviembre de 2017.URL: http://www.elcomercio.com/deportes/deporte-paralimpico-guayaquil-deportistas-discapacidad.html (дата обращения: 13.03.2019)
84. Depuración anterior cambió a 800 ‘cuidadores’ del bono Joaquín Gallegos Lara// El Universo.7 deagosto 2013.URL: https://www.eluniverso.com/noticias/2013/08/07/nota/1256246/depuracion-anterior-cambio-800-cuidadores-bono(датаобращения: 29.03.2019)
85. Discapacitados se benefician de convenio Ecuador-Cuba//Cuba Debate.13 febrero 2015.URL: http://www.cubadebate.cu/noticias/2015/02/13/discapacitados-se-benefician-de-convenio-ecuador-cuba(дата обращения: 29.03.2019)
86. Ecuador tiene rutas para el turismo inclusivo y accesible// El Comercio. 22 de octubre de 2018. URL:https://www.elcomercio.com/tendencias/ecuador-rutas-turismo-inclusivo-feriado.html (дата обращения: 10.03.2019)
87. Edgar Romero, G. Alternativas a métodos tradicionales: ¿Cómo mejorar la educación de los niños con discapacidad en Ecuador?/G. Edgar Romero //RT.18 mar 2019. URL: https://actualidad.rt.com/actualidad/309006-mejorar-educacion-ninos-discapacitados-ecuador (дата обращения: 29.03.2019)
88. El 0,89% de personas con discapacidad importó vehículos en siete años// El Comercio. 27 de mayo de 2016. URL: https://www.elcomercio.com/actualidad/personas-discapacidad-importacion-vehiculos-bonos.html (дата обращения: 10.03.2019)
89. Equipo paralímpico ecuatoriano retorna al país con cinco medallas de Toronto2015//Andes. 19 de agosto de 2015. URL: https://www.andes.info.ec/es/noticias/deportes/1/42309/equipo-paralimpico-ecuatoriano-retorna-pais-cinco-medallas-toronto-2015(датаобращения: 13.03.2019)
90. Gobierno Nacional presentó el Plan Nacional de Discapacidades 2017-2021// Pública FM. 4 de diciembre de 2017. URL: https://www.publicafm.ec/noticias/actualidad/1/gobierno-nacional-presento-el-plan-nacional-de-discapacidades-2017-2021(дата обращения: 13.03.2019)
91. La inserción laboral de personas con discapacidad incluye un buen trato// El Telégrafo. 24 de octubre de 2015. URL: https://www.eltelegrafo.com.ec/noticias/sociedad/4/la-insercion-laboral-de-personas-con-discapacidad-incluye-un-buen-trato(дата обращения: 13.03.2019)
92. La Misión Solidaria Manuela Espejo llega a Uruguay// El Telégrafo. 12 de abril de 2013. URL: https://www.eltelegrafo.com.ec/noticias/sociedad/4/la-mision-solidaria-manuela-espejo-llega-a-uruguay (дата обращения: 13.03.2019)
93. La Misión Solidaria Manuela Espejo marcó la pauta// Ecuador Actual.27 septiembre2016. URL: http://ecuadoractual.com/la-mision-solidaria-manuela-espejo-marco-la-pauta(дата обращения: 13.03.2019)
94. Moreno presenta programa "Ecuador sin Barreras"// El Diario. 24 mayo 2007. URL: http://www.eldiario.ec/noticias-manabi-ecuador/37371-moreno-presenta-programa-ecuador-sin-barreras (дата обращения: 03.03.2019)
95. ONU: CELAC presenta compromiso con inclusión de discapacitados// Escambray.23 septiembre 2013. URL: http://www.escambray.cu/2013/onu-celac-presenta-compromiso-con-inclusion-de-discapacitados(датаобращения: 18.03.2019)
96. Padrino, I. de A. En países del ALBA, ayuda de Cuba en estudios de discapacidad/Padrino, I. de A. //Agencia Cubana de Noticias.12 diciembre 2014. URL: http://www.acn.cu/alba-tcp/5957-en-paises-del-alba-ayuda-de-cuba-en-estudios-de-discapacidad (дата обращения: 29.03.2019)
97. Se aumenta el Bono de Desarrollo Humano por el número de los hijos// El Universo. 22 de diciembre 2017. URL: https://www.eluniverso.com/noticias/2017/12/22/nota/6537280/se-aumenta-bono-desarrollo-humano-numero-hijos(датаобращения: 13.03.2019)
98. Sistema de Salud Público de Ecuador brinda atención prioritaria a personas con discapacidad// Ecuador Inmediato. 31.01.2016. URL: http://www.ecuadorinmediato.com/index.php?module=Noticias&func=news_user_view&id=2818795627 (дата обращения 15.03.2019)
99. Sosa, C. A. INEC: el ingreso de la familia típica en Ecuador es USD 700 mensuales, en promedio/C. A. Sosa//El Comercio. 6 de febrero de 2017. URL: http://www.elcomercio.com/actualidad/inec-ingreso-familia-ecuador-sueldo.html (дата обращения: 14.04.2019)
100. Toral, R. C.La creación del Conadis/R. C.Toral //El Comercio. 1 de diciembre de 2015. URL: https://www.elcomercio.com/cartas/cartas-conadis-discapacidades-ecuador-leninmoreno.html (дата обращения: 10.03.2019)
101. UNASUR debate plan regional sobre las discapacidades// El Telégrafo. 10 de septiembre de 2012. URL: https://www.eltelegrafo.com.ec/noticias/informacion/1/unasur-debate-plan-regional-sobre-las-discapacidades (дата обращения: 27.03.2019)
Интернет-ресурсы
102. Анча Г., Неймане И., Практическое руководство для целевых групп «Как опознать и обходиться с людьми с ограниченными возможностями»/ Анча Г., Неймане И.// Объединение организаций людей с инвалидностью Латвии SUSTENTO. 2014. URL: https://www.daba.gov.lv/upload/File/Publikacijas/BRO_14_Zalie_marsruti_turisma_uznemejiem_RU.pdf (дата обращения: 04.01.2019)
103. Инвалидность// ВОЗ. URL: https://www.who.int/topics/disabilities/ru (дата обращения: 11.12.2018)
104. Медико-социальная экспертиза// ФКУ "Главное бюро МСЭ по Тамбовской области". URL: http://www.mse68.ru/inf/medsotseksz (дата обращения: 04.01.2019)
105. Основные положения Марракешского договора…// ВОИС. URL: https://www.wipo.int/treaties/ru/ip/marrakesh/summary_marrakesh.html (дата обращения: 01.04.2019)
106. Условия и порядок признания гражданина инвалидом// ФКУ "Главное бюро МСЭ по Тамбовской области". URL: http://www.mse68.ru/inf/usloviya (дата обращения: 04.01.2019)
107. Эквадор// ВОИС. URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/profile/EC (дата обращения: 01.04.2019)
108. Bono de Desarrollo Humano//Plataforma CELAC. URL: http://plataformacelac.org/programa/38 (дата обращения: 13.03.2019)
109. Bono Manuela Espejo// Ministerio de Desarrollo Urbano y Vivienda. URL: https://www.habitatyvivienda.gob.ec/bono-manuela-espejo (дата обращения: 13.03.2019)
110. Convention on the Rights of Persons with Disabilities, Chapter IV, Human Rights 15// UN. 2006. URL: https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=IV-15&chapter=4&clang=_en (дата обращения: 04.01.2019)
111. Crédito de Desarrollo Humano// BanEcuador. 2017. URL: https://www.banecuador.fin.ec/noticias-banecuador/boletines-de-prensa/credito-desarrollo-humano (дата обращения: 13.03.2019)
112. Ecuador: personas con discapacidad luchan por inclusión real// Banco Mundial. 2012. URL: http://www.bancomundial.org/es/news/feature/2012/01/23/ecuador-people-with-disabilities-fight-for-real-inclusion (дата обращения: 13.03.2019)
113. El Teletrabajo impulsa una política inclusiva y en igualdad de oportunidades// Ministerio del Trabajo. URL: http://www.trabajo.gob.ec/el-teletrabajo-impulsa-una-politica-inclusiva-y-en-igualdad-de-oportunidades(дата обращения: 12.03.2019)
114. El 78% de niños y jóvenes con discapacidad en edad escolar asiste al sistema educativo//Ministerio de Educación. URL: https://educacion.gob.ec/el-78-de-ninos-y-jovenes-con-discapacidad-en-edad-escolar-asiste-al-sistema-educativo(дата обращения: 26.03.2019)
115. En 2014 se presentaron 2018 personas con discapacidad a rendir pruebas para acceder a la educación superior// CORDICOM. 25 de agosto de 2014. URL: http://www.cordicom.gob.ec/personas-con-discapacidad-rindieron-pruebas-para-acceder-a-la-educacion-superior (дата обращения: 11.03.2019)
116. Estudiantes con discapacidad rinden el examen Ser Bachiller//Ministerio de Educación. 2018. URL: https://educacion.gob.ec/estudiantes-con-discapacidad-rinden-el-examen-ser-bachiller (дата обращения: 11.03.2019)
117. Hecho histórico: 67a Asamblea Mundial de la Salud aprueba Plan de Acción Mundial de Discapacidades impulsado por Ecuador// Ministerio de Salud Pública de Ecuador. 2014. URL: http://www.salud.gob.ec/ecuador-modelo-de-plan-de-accion-mundial-en-discapacidades(дата обращения: 07.02.2019)
118. Las políticas públicas del sector social priorizan a las personas condiscapacidad//Secretaría Técnica Plan Toda una Vida. URL: https://www.todaunavida.gob.ec/las-politicas-publicas-del-sector-social-priorizan-a-las-personas-con-discapacidad (дата обращения:10.03.2019)
119. Ministerio de Relaciones Laborales organiza encuentros laborales para personas con discapacidad// Ministerio del Trabajo. URL: http://www.trabajo.gob.ec/ministerio-de-relaciones-laborales-organiza-encuentros-laborales-para-personas-con-discapacidad (дата обращения: 13.03.2019)
120. Misión Las Manuelas//Plan Toda Una Vida. URL: http://www.todaunavida.gob.ec/lasmanuelaslamisioncontinua(дата обращения: 10.03.2019)
121. Optional Protocol to the Convention on the Rights of Persons with Disabilities, Chapter IV, Human Rights 15.a// UN. 2006. URL: https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=IV-15-a&chapter=4&clang=_en (дата обращения: 04.01.2019)
122. Programa “Manuela Espejo” se implementa en España// Ministerio de Desarrollo Urbano y Vivienda. URL: http://www.cancilleria.gob.ec/programa-manuela-espejo-se-implementa-en-espana (дата обращения: 29.03.2019)
123. Programas del Ministerio de Salud Pública// Ministerio de Salud Pública. URL: http://www.salud.gob.ec/programas-del-ministerio-de-salud-publica (дата обращения 15.03.2019)
124. Propuesta de atención integral para personas con discapacidad// Ministerio de Inclusión Económica y Social. URL: ww.inclusion.gob.ec/wp-content/.../Modelo-de-Atención-de-Discapacidades.pdf(дата обращения: 17.03.2019)
125. ¿Qué es el grado de discapacidad y quién lo certifica? //Sunrise Medical. 2016. URL: https://www.sunrisemedical.es/blog/grado-de-discapacidad-como-se-califica (дата обращения: 04.01.2019)
126. Sentencia Nº 004-18-SEP-CC//Corte Constitucional. 2018. URL: http://www.corteconstitucional.gob.ec/index.php/casos-y-sentencias/casos-y-sentencias/novedades-jurisprudenciales/item/3485-sentencia-n-%C2%BA-004-18-sep-cc.html (дата обращения: 02.03.2019)
127. Sentencia Nº 017-17-SIN-CC//Corte Constitucional. 2017. URL: http://www.corteconstitucional.gob.ec/index.php/casos-y-sentencias/casos-y-sentencias/novedades-jurisprudenciales/item/3268-corte-constitucional-declara-inconstitucionalidad-y-garantiza-el-car%C3%A1cter-no-regresivo-de-los-derechos-de-las-personas-con-discapacidad-reduciendo-del-40-al-30-el-grado-de-discapacidad-previsto-en-el-reglamento-a-la-ley-org%C3%A1nica-de-discapacidades.html (дата обращения: 02.03.2019)
128. Sentencia Nº 019-17-SIN-CC//Corte Constitucional. 2017. URL: http://www.corteconstitucional.gob.ec/index.php/casos-y-sentencias/casos-y-sentencias/novedades-jurisprudenciales/item/3263-pleno-de-la-corte-constitucional-conmina-a-la-asamblea-nacional-a-fin-de-que-en-el-marco-de-sus-competencias-constitucionales,-dentro-del-plazo-de-un-a%C3%B1o,-adecue-el-contenido-de-la-ley-de-reforma-tributaria-y-el-c%C3%B3digo-org%C3%A1nico-de-organizaci%C3%B3n-territ.html (дата обращения: 02.03.2019)
129. Servicios MIES para personas con Discapacidad// Ministerio de Inclusión Económica y Social. URL: http://www.inclusion.gob.ec/servicios-mies-para-personas-con-discapacidad (дата обращения: 13.02.2019)
130. Tableofpendingcases//Комитет по правам инвалидов ООН. 2017. URL: https://www.ohchr.org/EN/HRBodies/CRPD/Pages/Tablependingcases.aspx (дата обращения: 04.01.2019)
131. Una feria por la inclusión e inserción laboral de personas con discapacidad//Ministerio del Trabajo. URL: http://www.trabajo.gob.ec/una-feria-por-la-inclusion-e-insercion-laboral-de-personas-con-discapacidad(дата обращения: 13.03.2019)
132. 304.108 personas con discapacidad podrán sufragar// Consejo Nacional Electoral. 7 febrero 2014. URL: http://cne.gob.ec/es/institucion/sala-de-prensa/noticias/2176-304-108-personas-con-discapacidad-podran-sufragar (дата обращения: 10.03.2019)