ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ЭКВАДОР В ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ (2007 - 2017)
|
Введение 2
Глава I. Инвалидность и теоретические подходы к её изучению 8
§ 1.1. Феномен инвалидности и эволюция отношения к нему в различные исторические периоды 8
§ 1.2. Концептуальные модели изучения инвалидности 13
Глава II. Международные соглашения в области защиты прав людей с инвалидностью, участником которых является Эквадор 19
Глава III. Эволюция внутреннего законодательства Эквадора в области защиты прав людей с инвалидностью 38
Глава IV. Реализация прав людей с инвалидностью в Республике Эквадор 48
§ 4.1. Проведение Миссии солидарности «Мануэла Эспехо» 49
§ 4.2. Гарантия достаточного уровня жизни и социальная защита людей с инвалидностью 52
§ 4.3. Образование и трудоустройство людей с инвалидностью 55
§ 4.4. Получение медицинских услуг и реабилитация людей с инвалидностью 59
§ 4.5. Проблемы людей с инвалидностью в области правосудия 61
§ 4.6. Реализация прочих прав людей с инвалидностью 62
§ 4.7. Деятельность организаций, представляющих людей с инвалидностью в Эквадоре 64
Заключение 69
Список сокращений 73
Список использованных источников и литературы 74
Глава I. Инвалидность и теоретические подходы к её изучению 8
§ 1.1. Феномен инвалидности и эволюция отношения к нему в различные исторические периоды 8
§ 1.2. Концептуальные модели изучения инвалидности 13
Глава II. Международные соглашения в области защиты прав людей с инвалидностью, участником которых является Эквадор 19
Глава III. Эволюция внутреннего законодательства Эквадора в области защиты прав людей с инвалидностью 38
Глава IV. Реализация прав людей с инвалидностью в Республике Эквадор 48
§ 4.1. Проведение Миссии солидарности «Мануэла Эспехо» 49
§ 4.2. Гарантия достаточного уровня жизни и социальная защита людей с инвалидностью 52
§ 4.3. Образование и трудоустройство людей с инвалидностью 55
§ 4.4. Получение медицинских услуг и реабилитация людей с инвалидностью 59
§ 4.5. Проблемы людей с инвалидностью в области правосудия 61
§ 4.6. Реализация прочих прав людей с инвалидностью 62
§ 4.7. Деятельность организаций, представляющих людей с инвалидностью в Эквадоре 64
Заключение 69
Список сокращений 73
Список использованных источников и литературы 74
В мире насчитывается около миллиарда человек с инвалидностью, или около 15 % всего населения Земли, что делает их крупнейшим идентифицируемым меньшинством на планете.
В Эквадоре, по данным последней переписи населения 2010 г., их число превышает 816 тыс. (чуть менее 3% от общей численности населения), причём по состоянию на 2018 г. только 458 тыс. из них имеют свидетельство об инвалидности, а значит, могут пользоваться мерами социальной поддержки. При этом, из них как минимум 110 тыс. проживает в условиях крайней бедности, ещё 90 тыс. – за чертой бедности, что делает инвалидность острой социальной проблемой. Неслучайно, что вскоре после того, как вице-президентом страны стал Л. Морено, передвигающийся на инвалидном кресле вследствие паралича нижних конечностей, им был подписан указ о введении чрезвычайного положения в стране в связи с тяжёлой экономической ситуацией, в которой находились люди с инвалидностью. В качестве ответных мер были разработаны и реализованы план «Эквадор без барьеров», а также Миссия солидарности «Мануэла Эспехо»(исп. LaMisiónSolidariaManuelaEspejo)– уникальная программа, на первом этапе которой (2009 – 2010 гг.) было проведено биопсихосоциальное обследование людей с инвалидностью, затронувшего самые отдалённые и труднодоступные районы страны и выявившее почти 300 тыс. чел. с инвалидностью. Государственная политика по обеспечению всесторонней помощи людям с ограниченными возможностями, проживающим в условиях бедности и крайней нищеты, а также их семьям для повышения их автономии и полной интеграции в семью и общество в целом, а также профилактике инвалидизации в дальнейшем также получила название «Миссия солидарности «Мануэла Эспехо»».
Кроме того, в 2007 г. Эквадор в числе первых ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов (КПИ). А год спустя была принята новая Конституция Республики Эквадор, где провозглашались права лиц с инвалидностью на инклюзивное образование, а также на трудоустройство в соответствии с системой квот. По утверждению властей, в 2007 – 2008 гг. произошла «революция в вопросах инвалидности».
В самом деле, в период с 2007 по 2017 гг. проблемы людей с ограниченными возможностями стали одним из приоритетных направлений политики государства.
Помимо этого, при непосредственном участии Л. Морено, Эквадор выдвинул целый ряд инициатив по защите прав лиц с инвалидностью. Среди инициатив регионального уровня это, прежде всего, принятие разработанной Эквадором Андской политики в отношении лиц с инвалидностью и организация I континентальной встречи «Единая и инклюзивная Америка» с участием практически всех государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Главной инициативой мирового уровня стал Глобальный план ВОЗ по инвалидности на 2014–2021 гг.: Лучшее здоровье для всех людей с инвалидностью, принятый в 2014 году. Также, Испания и Уругвай активно сотрудничают с Эквадором в осуществлении национальных программ в интересах лиц с инвалидностью, разработанных с учётом опыта проведения Миссии «Мануэла Эспехо», что служит ещё одним подтверждением её успешности. Любопытно, что ещё в 2001 г. Эквадор стал первой страной Латинской Америки, чья деятельность по защите прав инвалидов была удостоена премии ООН им. Франклина Делано Рузвельта. Кроме того, с 2013 по 2016 гг. Л. Морено занимал пост спецпосланника Генерального секретаря ООН по вопросам инвалидности и доступности.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью анализа опыта Эквадора в области проведения комплексной политики в отношении лиц с инвалидностью. Он позволяет понять, как эквадорским властям следует выстраивать её в дальнейшем, а также как накопленный опыт может быть применён в других государствах Латинской Америки. Кроме того, анализ международно-правовых норм в области защиты прав лиц с инвалидностью, и, прежде всего, КПИ, в контексте реализации политики Эквадора в отношении лиц с инвалидностью позволяет понять, в какой мере данные нормы способствуют реализации данных прав и пресечению их нарушений на национальном уровне. Этот вопрос актуален и для России, которая присоединилась к КПИ лишь несколько лет назад.
Целью исследования является анализ политики Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью в период 2007-2017 гг.
Для достижения вышеизложенной цели поставлены следующие задачи:
1. исследовать международные и национальные правовые нормы, определяющие политику Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью и регулирующие конкретные механизмы поддержки данной категории населения
2. оценить роль международных и национальных организаций, занимающихся вопросами защиты прав людей с инвалидностью в Республике Эквадор
3. проанализировать, насколько эффективно реализуются права людей с инвалидностью в Республике Эквадор
4. определить факторы, препятствующие полной реализации этих прав
Объектом исследования работы является политика Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью.
В работе рассмотрены концепция инвалидности, правовые гарантии, которыми наделяются лица с инвалидностью в эквадорской правовой системе, а также конкретные механизмы и эффективность такой реализации этих гарантий; дана оценка роли международных и национальных организаций в разработке и контроле за имплементацией политики Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью.
Предмет исследования –реализация политики Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью в 2007-2017 гг.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2007 г., когда с подписанием КПИ и принятием новой Конституции Эквадора произошла «революция в вопросах инвалидности», по 2017 г., когда пост президента страны занял Л. Морено, до этого много лет занимавший пост вице-президента. Данный период полностью охватывает деятельность Л. Морено на посту вице-президента. В отдельных случаях, для решения конкретных исследовательских задач, автор выходит за хронологические рамки работы.
Методологической основой исследования стали логико-эвристические, социально-гуманитарные методы, а также методы политической науки. В частности, в первой главе при рассмотрении различных определений инвалидности, а также концептуальных моделей её изучения применён метод анализа. В работе широко использовался метод анализа документов, применённый автором как при анализе правовых гарантий лиц с инвалидностью в Эквадоре во второй главе, так и при анализе статистических показателей реализации политики в отношении лиц с инвалидностью в третьей главе. Также, при анализе роли Комитета по правам инвалидов ООН в выработке инструментов правовой защиты людей с инвалидностью и контроле за их имплементацией и роли объединений инвалидов в реализации государственной политики в Эквадоре применён институциональный метод.
Степень научной разработанности темы. С 2007 г. по настоящее время в Эквадоре вышел целый ряд научных работ, посвящённых политике Эквадора в отношении лиц с инвалидностью. Диссертация Лопес Бустос М. Ж., посвящённая оценке реализации Миссии «Мануэла Эспехо», хотя и наиболее близка к теме данного исследования, в основном сосредоточена на оценке результатов Миссии в отдельно взятом кантоне и данных, достаточных для оценки реализации Миссии в целом по стране не содержит. Но в ней чётко описаны масштабы проблем, с которыми сталкивались люди с инвалидностью в 2010-е гг. – безграмотность, безработица, бедность, а даже отсутствие собственного жилья – и продемонстрировано, что Миссия стала первым шагом к удовлетворению базовых потребностей лиц с инвалидностью. Несколько статей, в частности, Нарваэса Э. Ф. и Тотоя Л. Э., а также К. Ордоньес посвящены проблеме трудовой интеграции людей с инвалидностью. В статье «Трудовая интеграция людей с ограниченными возможностями в Эквадоре» (исп. «InserciónlaboraldelaspersonascondiscapacidadenEcuador»)М. А. Эспиноса Мина и Гальегос Борзола Д. дель П. утверждают, что интеграции препятствуют стереотипы о неспособности лиц с инвалидностью к трудовой деятельности в условиях равенства. Наконец, работа «Политика по отношению к людям с ограниченными возможностями в Эквадоре: к модели экспорта» (исп. «PolíticadeatenciónapersonascondiscapacidadenelEcuador: haciaunmodelodeexportación») посвящена деятельности Эквадора по защите прав людей с инвалидностью на региональном уровне. Также, она позволяет судить об эволюции роли эквадорских НПО в предоставлении помощи лицам с инвалидностью. Однако, практически все работы эквадорских авторов опираются преимущественно - на нормативно-правовые акты Эквадора и статистические данные государственных органов, которые отрывочны и, как правило, являются устаревшими. Вопросы защиты прав инвалидов в стране и их международно-правового регулирования зачастую не рассматриваются ими как взаимосвязанные.
Вопросы международно-правового регулирования прав людей с инвалидностью, напротив, изучены гораздо более детально. Особо значима для данного исследования диссертация Яковлевой Е. Н. на тему «Поощрение и защита прав инвалидов в международном праве», в которой даётся обзор нормативно-правовых актов Организации американских государств в данной сфере. Однако, предметом особых дискуссий стали преимущества и недостатки КПИ, а также роль НКО в вопросе защиты прав инвалидов. Так, С. Дроздовский и С. Мэйэрс считают, что КПИ – уникальный инструмент международного права, в то время как Р. МакКалум и У. ЛопесМариньери, а также З.Г. Алиев оглы придерживаются мнения о том, что КПИ - неэффективный инструмент решения реальных проблем лиц с инвалидностью. Также особого упоминания заслуживает сборник статей под редакцией М. Сабателло, авторами которых являются люди, принимавшие непосредственное участие в разработке КПИ и могущие разъяснить смысл её правовых положений.
Большое количество преимущественно англоязычных работ (Р. Лэнга, Т. Дегенер) затрагивает медицинскую, социальную и биопсихосоциальную модели инвалидности. Среди русскоязычных работ данная тема подробнее всего рассматривается в статье Е. Ю. Бабенко «Научные подходы к изучению социальных аспектов инвалидности», Большинство авторов сходятся во мнении, что именно последняя лучше всего отражает современные подходы к феномену инвалидности. Работы таких авторов, как В. Финкельштейн, Дж. Сингх посвящены эволюции отношения обществ к людям с инвалидностью. Монография Малофеева Н.Н. «Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии» отличается наиболее детальной периодизацией отношения обществ к людям с инвалидностью.
Источниковая база исследования подразделяется на:
1. Нормативно-правовые акты международных организаций - ООН (и, прежде всего, Комитета по правам инвалидов), ВОЗ, МОТ, а также региональных организаций (ОАГ). К наиболее важным из них относятся КПИ, а также Межамериканская конвенция об устранении всех форм дискриминации в отношении инвалидов.
2. Нормативно-правовые акты Республики Эквадор, важнейшими из которых являются Конституция и Органический закон о лицах с инвалидностью.
3. Официальные статистические данные международных организаций и Национального совета по равному положению инвалидов (исп. Consejo Nacional de Igualdad de Discapacidades- CONADIS)
4. Доклады CONADISо своей деятельности за период 2007 - 2017 гг., а также доклады различных международных организаций, содержащие обзор эквадорского законодательства, применяемого по отношению к инвалидам.
Для двух последних типов источников характерна несистематичность и отрывистость информации, включая источники международных организаций, т.к. они базируются на данных официальных органов Эквадора - независимые источники информации практически отсутствуют. Исключение составляют Заключительные замечания по первоначальному докладу Эквадора об исполнении своих обязательств по КПИ.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в российской науке проанализирован правовой статус лиц с инвалидностью в Эквадоре, а также проблемы, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Для этого в научный оборот введены доклады Национального совета по равному положению инвалидов (CONADIS) и Заключительные замечания по первоначальному докладу Эквадора Комитета ООН по правам инвалидов. Доказано, что статистические данные о количестве лиц с инвалидностью недостоверны, механизмы обеспечения защиты прав лиц с инвалидностью в судебной системе малоэффективны, существует ряд проблем в областях здравоохранения, образования, а внешняя среда, во многом, не отвечает потребностям инвалидов в свободном передвижении. В то же время, реализация Миссии солидарности «Мануэла Эспехо» ознаменовала начало нового подхода эквадорских властей к проблеме инвалидности, заключающегося в том, что последняя стала рассматриваться ими как требующая долгосрочных и комплексных мер для улучшения качества жизни лиц с инвалидностью и их постепенной интеграции в общество.
Также, впервые в российской науке проведён детальный анализ положений КПИ, показавший, что механизм контроля за исполнением прав людей с инвалидностью в рамках Комитета ООН по правам инвалидов не является эффективным средством влияния на национальную политику Эквадора в отношении людей с инвалидностью с целью пресечения нарушений их прав.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы достоинства и недостатки КПИ, и теоретически обоснована её неэффективность как основного инструмента защиты прав лиц с инвалидностью на международном уровне.
Внесён теоретический вклад в изучение результатов политики эквадорских властей в отношении людей с инвалидностью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют выработать рекомендации по совершенствованию правовых и практических мер для улучшения качества жизни людей с инвалидностью в Республике Эквадор и устранения барьеров на пути полной реализации их прав. Также, его результаты позволяют понять, в каком направлении должны развиваться международные механизмы защиты прав инвалидов.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В Эквадоре, по данным последней переписи населения 2010 г., их число превышает 816 тыс. (чуть менее 3% от общей численности населения), причём по состоянию на 2018 г. только 458 тыс. из них имеют свидетельство об инвалидности, а значит, могут пользоваться мерами социальной поддержки. При этом, из них как минимум 110 тыс. проживает в условиях крайней бедности, ещё 90 тыс. – за чертой бедности, что делает инвалидность острой социальной проблемой. Неслучайно, что вскоре после того, как вице-президентом страны стал Л. Морено, передвигающийся на инвалидном кресле вследствие паралича нижних конечностей, им был подписан указ о введении чрезвычайного положения в стране в связи с тяжёлой экономической ситуацией, в которой находились люди с инвалидностью. В качестве ответных мер были разработаны и реализованы план «Эквадор без барьеров», а также Миссия солидарности «Мануэла Эспехо»(исп. LaMisiónSolidariaManuelaEspejo)– уникальная программа, на первом этапе которой (2009 – 2010 гг.) было проведено биопсихосоциальное обследование людей с инвалидностью, затронувшего самые отдалённые и труднодоступные районы страны и выявившее почти 300 тыс. чел. с инвалидностью. Государственная политика по обеспечению всесторонней помощи людям с ограниченными возможностями, проживающим в условиях бедности и крайней нищеты, а также их семьям для повышения их автономии и полной интеграции в семью и общество в целом, а также профилактике инвалидизации в дальнейшем также получила название «Миссия солидарности «Мануэла Эспехо»».
Кроме того, в 2007 г. Эквадор в числе первых ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов (КПИ). А год спустя была принята новая Конституция Республики Эквадор, где провозглашались права лиц с инвалидностью на инклюзивное образование, а также на трудоустройство в соответствии с системой квот. По утверждению властей, в 2007 – 2008 гг. произошла «революция в вопросах инвалидности».
В самом деле, в период с 2007 по 2017 гг. проблемы людей с ограниченными возможностями стали одним из приоритетных направлений политики государства.
Помимо этого, при непосредственном участии Л. Морено, Эквадор выдвинул целый ряд инициатив по защите прав лиц с инвалидностью. Среди инициатив регионального уровня это, прежде всего, принятие разработанной Эквадором Андской политики в отношении лиц с инвалидностью и организация I континентальной встречи «Единая и инклюзивная Америка» с участием практически всех государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Главной инициативой мирового уровня стал Глобальный план ВОЗ по инвалидности на 2014–2021 гг.: Лучшее здоровье для всех людей с инвалидностью, принятый в 2014 году. Также, Испания и Уругвай активно сотрудничают с Эквадором в осуществлении национальных программ в интересах лиц с инвалидностью, разработанных с учётом опыта проведения Миссии «Мануэла Эспехо», что служит ещё одним подтверждением её успешности. Любопытно, что ещё в 2001 г. Эквадор стал первой страной Латинской Америки, чья деятельность по защите прав инвалидов была удостоена премии ООН им. Франклина Делано Рузвельта. Кроме того, с 2013 по 2016 гг. Л. Морено занимал пост спецпосланника Генерального секретаря ООН по вопросам инвалидности и доступности.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью анализа опыта Эквадора в области проведения комплексной политики в отношении лиц с инвалидностью. Он позволяет понять, как эквадорским властям следует выстраивать её в дальнейшем, а также как накопленный опыт может быть применён в других государствах Латинской Америки. Кроме того, анализ международно-правовых норм в области защиты прав лиц с инвалидностью, и, прежде всего, КПИ, в контексте реализации политики Эквадора в отношении лиц с инвалидностью позволяет понять, в какой мере данные нормы способствуют реализации данных прав и пресечению их нарушений на национальном уровне. Этот вопрос актуален и для России, которая присоединилась к КПИ лишь несколько лет назад.
Целью исследования является анализ политики Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью в период 2007-2017 гг.
Для достижения вышеизложенной цели поставлены следующие задачи:
1. исследовать международные и национальные правовые нормы, определяющие политику Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью и регулирующие конкретные механизмы поддержки данной категории населения
2. оценить роль международных и национальных организаций, занимающихся вопросами защиты прав людей с инвалидностью в Республике Эквадор
3. проанализировать, насколько эффективно реализуются права людей с инвалидностью в Республике Эквадор
4. определить факторы, препятствующие полной реализации этих прав
Объектом исследования работы является политика Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью.
В работе рассмотрены концепция инвалидности, правовые гарантии, которыми наделяются лица с инвалидностью в эквадорской правовой системе, а также конкретные механизмы и эффективность такой реализации этих гарантий; дана оценка роли международных и национальных организаций в разработке и контроле за имплементацией политики Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью.
Предмет исследования –реализация политики Республики Эквадор в отношении людей с инвалидностью в 2007-2017 гг.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2007 г., когда с подписанием КПИ и принятием новой Конституции Эквадора произошла «революция в вопросах инвалидности», по 2017 г., когда пост президента страны занял Л. Морено, до этого много лет занимавший пост вице-президента. Данный период полностью охватывает деятельность Л. Морено на посту вице-президента. В отдельных случаях, для решения конкретных исследовательских задач, автор выходит за хронологические рамки работы.
Методологической основой исследования стали логико-эвристические, социально-гуманитарные методы, а также методы политической науки. В частности, в первой главе при рассмотрении различных определений инвалидности, а также концептуальных моделей её изучения применён метод анализа. В работе широко использовался метод анализа документов, применённый автором как при анализе правовых гарантий лиц с инвалидностью в Эквадоре во второй главе, так и при анализе статистических показателей реализации политики в отношении лиц с инвалидностью в третьей главе. Также, при анализе роли Комитета по правам инвалидов ООН в выработке инструментов правовой защиты людей с инвалидностью и контроле за их имплементацией и роли объединений инвалидов в реализации государственной политики в Эквадоре применён институциональный метод.
Степень научной разработанности темы. С 2007 г. по настоящее время в Эквадоре вышел целый ряд научных работ, посвящённых политике Эквадора в отношении лиц с инвалидностью. Диссертация Лопес Бустос М. Ж., посвящённая оценке реализации Миссии «Мануэла Эспехо», хотя и наиболее близка к теме данного исследования, в основном сосредоточена на оценке результатов Миссии в отдельно взятом кантоне и данных, достаточных для оценки реализации Миссии в целом по стране не содержит. Но в ней чётко описаны масштабы проблем, с которыми сталкивались люди с инвалидностью в 2010-е гг. – безграмотность, безработица, бедность, а даже отсутствие собственного жилья – и продемонстрировано, что Миссия стала первым шагом к удовлетворению базовых потребностей лиц с инвалидностью. Несколько статей, в частности, Нарваэса Э. Ф. и Тотоя Л. Э., а также К. Ордоньес посвящены проблеме трудовой интеграции людей с инвалидностью. В статье «Трудовая интеграция людей с ограниченными возможностями в Эквадоре» (исп. «InserciónlaboraldelaspersonascondiscapacidadenEcuador»)М. А. Эспиноса Мина и Гальегос Борзола Д. дель П. утверждают, что интеграции препятствуют стереотипы о неспособности лиц с инвалидностью к трудовой деятельности в условиях равенства. Наконец, работа «Политика по отношению к людям с ограниченными возможностями в Эквадоре: к модели экспорта» (исп. «PolíticadeatenciónapersonascondiscapacidadenelEcuador: haciaunmodelodeexportación») посвящена деятельности Эквадора по защите прав людей с инвалидностью на региональном уровне. Также, она позволяет судить об эволюции роли эквадорских НПО в предоставлении помощи лицам с инвалидностью. Однако, практически все работы эквадорских авторов опираются преимущественно - на нормативно-правовые акты Эквадора и статистические данные государственных органов, которые отрывочны и, как правило, являются устаревшими. Вопросы защиты прав инвалидов в стране и их международно-правового регулирования зачастую не рассматриваются ими как взаимосвязанные.
Вопросы международно-правового регулирования прав людей с инвалидностью, напротив, изучены гораздо более детально. Особо значима для данного исследования диссертация Яковлевой Е. Н. на тему «Поощрение и защита прав инвалидов в международном праве», в которой даётся обзор нормативно-правовых актов Организации американских государств в данной сфере. Однако, предметом особых дискуссий стали преимущества и недостатки КПИ, а также роль НКО в вопросе защиты прав инвалидов. Так, С. Дроздовский и С. Мэйэрс считают, что КПИ – уникальный инструмент международного права, в то время как Р. МакКалум и У. ЛопесМариньери, а также З.Г. Алиев оглы придерживаются мнения о том, что КПИ - неэффективный инструмент решения реальных проблем лиц с инвалидностью. Также особого упоминания заслуживает сборник статей под редакцией М. Сабателло, авторами которых являются люди, принимавшие непосредственное участие в разработке КПИ и могущие разъяснить смысл её правовых положений.
Большое количество преимущественно англоязычных работ (Р. Лэнга, Т. Дегенер) затрагивает медицинскую, социальную и биопсихосоциальную модели инвалидности. Среди русскоязычных работ данная тема подробнее всего рассматривается в статье Е. Ю. Бабенко «Научные подходы к изучению социальных аспектов инвалидности», Большинство авторов сходятся во мнении, что именно последняя лучше всего отражает современные подходы к феномену инвалидности. Работы таких авторов, как В. Финкельштейн, Дж. Сингх посвящены эволюции отношения обществ к людям с инвалидностью. Монография Малофеева Н.Н. «Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии» отличается наиболее детальной периодизацией отношения обществ к людям с инвалидностью.
Источниковая база исследования подразделяется на:
1. Нормативно-правовые акты международных организаций - ООН (и, прежде всего, Комитета по правам инвалидов), ВОЗ, МОТ, а также региональных организаций (ОАГ). К наиболее важным из них относятся КПИ, а также Межамериканская конвенция об устранении всех форм дискриминации в отношении инвалидов.
2. Нормативно-правовые акты Республики Эквадор, важнейшими из которых являются Конституция и Органический закон о лицах с инвалидностью.
3. Официальные статистические данные международных организаций и Национального совета по равному положению инвалидов (исп. Consejo Nacional de Igualdad de Discapacidades- CONADIS)
4. Доклады CONADISо своей деятельности за период 2007 - 2017 гг., а также доклады различных международных организаций, содержащие обзор эквадорского законодательства, применяемого по отношению к инвалидам.
Для двух последних типов источников характерна несистематичность и отрывистость информации, включая источники международных организаций, т.к. они базируются на данных официальных органов Эквадора - независимые источники информации практически отсутствуют. Исключение составляют Заключительные замечания по первоначальному докладу Эквадора об исполнении своих обязательств по КПИ.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в российской науке проанализирован правовой статус лиц с инвалидностью в Эквадоре, а также проблемы, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Для этого в научный оборот введены доклады Национального совета по равному положению инвалидов (CONADIS) и Заключительные замечания по первоначальному докладу Эквадора Комитета ООН по правам инвалидов. Доказано, что статистические данные о количестве лиц с инвалидностью недостоверны, механизмы обеспечения защиты прав лиц с инвалидностью в судебной системе малоэффективны, существует ряд проблем в областях здравоохранения, образования, а внешняя среда, во многом, не отвечает потребностям инвалидов в свободном передвижении. В то же время, реализация Миссии солидарности «Мануэла Эспехо» ознаменовала начало нового подхода эквадорских властей к проблеме инвалидности, заключающегося в том, что последняя стала рассматриваться ими как требующая долгосрочных и комплексных мер для улучшения качества жизни лиц с инвалидностью и их постепенной интеграции в общество.
Также, впервые в российской науке проведён детальный анализ положений КПИ, показавший, что механизм контроля за исполнением прав людей с инвалидностью в рамках Комитета ООН по правам инвалидов не является эффективным средством влияния на национальную политику Эквадора в отношении людей с инвалидностью с целью пресечения нарушений их прав.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы достоинства и недостатки КПИ, и теоретически обоснована её неэффективность как основного инструмента защиты прав лиц с инвалидностью на международном уровне.
Внесён теоретический вклад в изучение результатов политики эквадорских властей в отношении людей с инвалидностью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют выработать рекомендации по совершенствованию правовых и практических мер для улучшения качества жизни людей с инвалидностью в Республике Эквадор и устранения барьеров на пути полной реализации их прав. Также, его результаты позволяют понять, в каком направлении должны развиваться международные механизмы защиты прав инвалидов.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В работе рассмотрены основные права людей с инвалидностью в Эквадоре - на достаточный уровень жизни, образование, трудоустройство, медицинское обслуживание и реабилитацию, доступность городской среды и транспорта, участие в культурных мероприятиях, занятие спортом, политическое участие, исследованы права детей с инвалидностью и их реализация. Большую сложность представлял сбор статистических данных для исследования – данные разрознены, множество критериев отслеживается несистематически и нерегулярно, поэтому оценивать те или иные аспекты реализации прав людей с инвалидностью можно лишь очень приближённо.
Большое внимание уделено и международным соглашениям в области защиты прав инвалидов, участником которых является Эквадор, ведь они расширяют набор прав, предоставляемых лицам с инвалидностью, а анализ таких соглашений, и, в первую очередь, КПИ, помогает лучше понять практическую значимость правовых гарантий.
Как показало исследование, какой-либо единой политики в отношении людей с инвалидностью на уровне АЛБА,СЕЛАК и УНАСУР как организаций не проводится. Напротив, весомый вклад в защиту прав инвалидов внесла Организация американских государств, приняв в 1999 г. Межамериканскую конвенцию об устранении всех форм дискриминации в отношении инвалидов. Спустя 7 лет, в 2006 г. была принята Конвенция ООН о правах инвалидов, во многом подобная Межамериканской конвенции, но делающая больший акцент на закреплении прав инвалидов, тогда как первый документ был принят с целью не допустить дискриминации. В соответствии с КПИ был создан Комитет ООН по правам инвалидов, однако, в его компетенцию по вопросам мониторинга за исполнением КПИ входит только подготовка рекомендаций на основе представляемых странами отчётов, а также, при необходимости, их последующая передача в компетентные органы ООН. Несколько позже был учреждён Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов с аналогичными полномочиями в рамках ОАГ. При всех недостатках этих конвенций нельзя отрицать, что они дают лицам с инвалидностью возможность представлять свою позицию при принятии решений, непосредственно затрагивающих их интересы, чего не предусматривалось ранее принятыми международными договорами в области прав человека. Кроме того, предусмотренные конвенциями механизмы мониторинга придают им характер обязательных.
Ратификация Эквадором КПИ, наряду с осуществлением плана «Эквадор без барьеров», а также проведением при содействии кубинских специалистов Миссии «Мануэла Эспехо» – уникальной программы, первый этап которой (2009 – 2010 гг.) заключался в проведении «беспрецедентного» биопсихосоциального обследования лиц с инвалидностью, затронувшего самые отдалённые и труднодоступные районы страны, привлекла большое внимание эквадорского общества к проблеме инвалидности. В результате исследования было выявлено почти 300 тыс. чел. с инвалидностью. Затем Миссия трансформировалась в государственную политику, нацеленную на обеспечение всесторонней помощи людям с ограниченными возможностями, находящимся в условиях бедности и крайней нищеты, а также их семьям для повышения их автономии и полной интеграции в семью и общество в целом. Ещё одним компонентом этой политики стала профилактика инвалидизации. К 2017 г. различные меры поддержки, разработанные по результатам Миссии, охватили более 200 тыс. человек. За исследуемый период в сотни раз увеличился объём средств, направляемых на нужды людей с инвалидностью.
Эти шаги ознаменовали становление нового подхода властей страны к проблемам инвалидности, когда она стала рассматриваться как комплексная проблема, влияющая на качество жизни человека.
По мнению автора, важную роль в качественном изменении политики государства в отношении лиц с инвалидностью, наметившемся с 2006 г., сыграл и тот факт, что незадолго до этого пост вице-президента страны занял человек с ограниченными возможностями – Л. Морено. Символично принятое им решение об объявлении чрезвычайного положения в стране в связи с тяжёлой экономической ситуацией, в которой находятся люди с инвалидностью. Хочется верить, что на посту президента ему удастся добиться ещё больших успехов в продвижении прав инвалидов. Поддержка людей с инвалидностью и сегодня остаётся приоритетом эквадорских властей, о чём свидетельствует возобновление Миссии «Мануэла Эспехо» в 2017 г.
Что касается национального законодательства Эквадора, его отличительной особенностью являются акценты на профилактике инвалидизации, необходимости комплексной поддержки семей людей с инвалидностью и необходимости достижения людьми с инвалидностью максимально возможного уровня здоровья и независимости. За последние годы в эквадорской правовой системе было закреплено право лиц с инвалидностью на инклюзивное образование и квоты при трудоустройстве на работу, однако, инвалидность до сих пор рассматривается как преимущественно медицинский феномен. Кроме того, ряд нормативно – правовых актов до сих пор не приведён в соответствие с нормами КПИ. Ещё один существенный недостаток правовой системы - неэффективные механизмы обеспечения участия лиц с ограниченными возможностями в судебных процессах, осложняющие им защиту своих прав. Кроме того, зачастую лица с инвалидностью не заявляют о нарушениях своих прав.
Для Эквадора характерен достаточно низкий уровень интеграции людей с инвалидностью на трудовом рынке, что обусловлено большим количеством тех, кто нетрудоспособен в силу своих ограничений и небольшим количеством рабочих мест, где с работой могли бы справиться люди с физическими или умственными нарушениями, а также низкой степенью доступности высшего образования. Те, кто всё же трудоустроен, заняты преимущественно неквалифицированным трудом. В последние годы Эквадору удалось добиться значительного прогресса в вопросе трудовой интеграции людей с инвалидностью, однако на сегодня трудоустроены менее четверти трудоспособных инвалидов. Качественно изменить ситуацию могло бы постепенное внедрение новых технологий и создание высокотехнологичных рабочих мест, что позволило бы людям с инвалидностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал, несмотря на имеющиеся у них ограничения.
Выплата «Хоакин Гальегос Лара» позволила решить проблему нехватки средств в семьях нетрудоспособных инвалидов, однако, по разным причинам, не все из них получают необходимый уход.
Быстрыми темпами идёт построение системы инклюзивного образования в стране, однако, образовательная среда ещё не стала по-настоящему комфортной для обучающихся с инвалидностью.
Предстоит большая работа по повышению доступности объектов инфраструктуры и транспорта.
Несмотря на вышеописанные достижения, включая значительное расширение масштабов регистрации лиц с инвалидностью, около половины людей из них по-прежнему не прошли медико-социальную экспертизу, а значит, не могут воспользоваться предусмотренными для них мерами поддержки, что может привести к ущемлению их прав. Тот факт, что половины населения с инвалидностью для эквадорского государства попросту «не существует», вызывает крайнее беспокойство, ведь неизвестно, каково их экономическое положение и как реализуются их права.
Кроме того, к сожалению, в настоящее время эквадорские НКО не вносят существенного вклада в улучшение качества жизни людей с инвалидностью, т. к., в основном, они занимаются образовательной и правозащитной деятельностью, а не удовлетворением насущных нужд людей с инвалидностью. Деятельность НКО не только контролируется, но и направляется государством в лице CONADIS, и, следовательно, не носит независимый характер.
Напоследок, хочется отметить деятельность Эквадора и лично Л. Морено по продвижению прав людей с инвалидностью на региональном и международном уровнях. Среди инициатив на региональном уровне одними из самых значимых являются разработка Андской политики в отношении лиц с инвалидностью и проведение I континентальной встречи «Единая и инклюзивная Америка» с участием практически всех государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Кроме того, опыт проведенной по инициативе Л. Морено Миссии «Мануэла Эспехо» применяется в Испании и Уругвае. Также, он выступил инициатором принятия Глобального плана ВОЗ по инвалидности на 2014–2021 гг.: Лучшее здоровье для всех людей с инвалидностью, базирующегося на понимании комплексности феномена инвалидности. В нём нашли отражение понятия профилактики инвалидизации, максимально достижимого уровня здоровья и максимально достижимого уровня независимости. Они закладывают основу для понимания инвалидности как нормального условия жизни человека, как данности, а не как недостатка, который необходимо компенсировать, что создаёт предпосылки для построения действительно инклюзивных обществ в будущем. Однако, на сегодняшний день неизвестно, предприняты ли практические шаги для реализации перечисленных инициатив.
Большое внимание уделено и международным соглашениям в области защиты прав инвалидов, участником которых является Эквадор, ведь они расширяют набор прав, предоставляемых лицам с инвалидностью, а анализ таких соглашений, и, в первую очередь, КПИ, помогает лучше понять практическую значимость правовых гарантий.
Как показало исследование, какой-либо единой политики в отношении людей с инвалидностью на уровне АЛБА,СЕЛАК и УНАСУР как организаций не проводится. Напротив, весомый вклад в защиту прав инвалидов внесла Организация американских государств, приняв в 1999 г. Межамериканскую конвенцию об устранении всех форм дискриминации в отношении инвалидов. Спустя 7 лет, в 2006 г. была принята Конвенция ООН о правах инвалидов, во многом подобная Межамериканской конвенции, но делающая больший акцент на закреплении прав инвалидов, тогда как первый документ был принят с целью не допустить дискриминации. В соответствии с КПИ был создан Комитет ООН по правам инвалидов, однако, в его компетенцию по вопросам мониторинга за исполнением КПИ входит только подготовка рекомендаций на основе представляемых странами отчётов, а также, при необходимости, их последующая передача в компетентные органы ООН. Несколько позже был учреждён Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов с аналогичными полномочиями в рамках ОАГ. При всех недостатках этих конвенций нельзя отрицать, что они дают лицам с инвалидностью возможность представлять свою позицию при принятии решений, непосредственно затрагивающих их интересы, чего не предусматривалось ранее принятыми международными договорами в области прав человека. Кроме того, предусмотренные конвенциями механизмы мониторинга придают им характер обязательных.
Ратификация Эквадором КПИ, наряду с осуществлением плана «Эквадор без барьеров», а также проведением при содействии кубинских специалистов Миссии «Мануэла Эспехо» – уникальной программы, первый этап которой (2009 – 2010 гг.) заключался в проведении «беспрецедентного» биопсихосоциального обследования лиц с инвалидностью, затронувшего самые отдалённые и труднодоступные районы страны, привлекла большое внимание эквадорского общества к проблеме инвалидности. В результате исследования было выявлено почти 300 тыс. чел. с инвалидностью. Затем Миссия трансформировалась в государственную политику, нацеленную на обеспечение всесторонней помощи людям с ограниченными возможностями, находящимся в условиях бедности и крайней нищеты, а также их семьям для повышения их автономии и полной интеграции в семью и общество в целом. Ещё одним компонентом этой политики стала профилактика инвалидизации. К 2017 г. различные меры поддержки, разработанные по результатам Миссии, охватили более 200 тыс. человек. За исследуемый период в сотни раз увеличился объём средств, направляемых на нужды людей с инвалидностью.
Эти шаги ознаменовали становление нового подхода властей страны к проблемам инвалидности, когда она стала рассматриваться как комплексная проблема, влияющая на качество жизни человека.
По мнению автора, важную роль в качественном изменении политики государства в отношении лиц с инвалидностью, наметившемся с 2006 г., сыграл и тот факт, что незадолго до этого пост вице-президента страны занял человек с ограниченными возможностями – Л. Морено. Символично принятое им решение об объявлении чрезвычайного положения в стране в связи с тяжёлой экономической ситуацией, в которой находятся люди с инвалидностью. Хочется верить, что на посту президента ему удастся добиться ещё больших успехов в продвижении прав инвалидов. Поддержка людей с инвалидностью и сегодня остаётся приоритетом эквадорских властей, о чём свидетельствует возобновление Миссии «Мануэла Эспехо» в 2017 г.
Что касается национального законодательства Эквадора, его отличительной особенностью являются акценты на профилактике инвалидизации, необходимости комплексной поддержки семей людей с инвалидностью и необходимости достижения людьми с инвалидностью максимально возможного уровня здоровья и независимости. За последние годы в эквадорской правовой системе было закреплено право лиц с инвалидностью на инклюзивное образование и квоты при трудоустройстве на работу, однако, инвалидность до сих пор рассматривается как преимущественно медицинский феномен. Кроме того, ряд нормативно – правовых актов до сих пор не приведён в соответствие с нормами КПИ. Ещё один существенный недостаток правовой системы - неэффективные механизмы обеспечения участия лиц с ограниченными возможностями в судебных процессах, осложняющие им защиту своих прав. Кроме того, зачастую лица с инвалидностью не заявляют о нарушениях своих прав.
Для Эквадора характерен достаточно низкий уровень интеграции людей с инвалидностью на трудовом рынке, что обусловлено большим количеством тех, кто нетрудоспособен в силу своих ограничений и небольшим количеством рабочих мест, где с работой могли бы справиться люди с физическими или умственными нарушениями, а также низкой степенью доступности высшего образования. Те, кто всё же трудоустроен, заняты преимущественно неквалифицированным трудом. В последние годы Эквадору удалось добиться значительного прогресса в вопросе трудовой интеграции людей с инвалидностью, однако на сегодня трудоустроены менее четверти трудоспособных инвалидов. Качественно изменить ситуацию могло бы постепенное внедрение новых технологий и создание высокотехнологичных рабочих мест, что позволило бы людям с инвалидностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал, несмотря на имеющиеся у них ограничения.
Выплата «Хоакин Гальегос Лара» позволила решить проблему нехватки средств в семьях нетрудоспособных инвалидов, однако, по разным причинам, не все из них получают необходимый уход.
Быстрыми темпами идёт построение системы инклюзивного образования в стране, однако, образовательная среда ещё не стала по-настоящему комфортной для обучающихся с инвалидностью.
Предстоит большая работа по повышению доступности объектов инфраструктуры и транспорта.
Несмотря на вышеописанные достижения, включая значительное расширение масштабов регистрации лиц с инвалидностью, около половины людей из них по-прежнему не прошли медико-социальную экспертизу, а значит, не могут воспользоваться предусмотренными для них мерами поддержки, что может привести к ущемлению их прав. Тот факт, что половины населения с инвалидностью для эквадорского государства попросту «не существует», вызывает крайнее беспокойство, ведь неизвестно, каково их экономическое положение и как реализуются их права.
Кроме того, к сожалению, в настоящее время эквадорские НКО не вносят существенного вклада в улучшение качества жизни людей с инвалидностью, т. к., в основном, они занимаются образовательной и правозащитной деятельностью, а не удовлетворением насущных нужд людей с инвалидностью. Деятельность НКО не только контролируется, но и направляется государством в лице CONADIS, и, следовательно, не носит независимый характер.
Напоследок, хочется отметить деятельность Эквадора и лично Л. Морено по продвижению прав людей с инвалидностью на региональном и международном уровнях. Среди инициатив на региональном уровне одними из самых значимых являются разработка Андской политики в отношении лиц с инвалидностью и проведение I континентальной встречи «Единая и инклюзивная Америка» с участием практически всех государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Кроме того, опыт проведенной по инициативе Л. Морено Миссии «Мануэла Эспехо» применяется в Испании и Уругвае. Также, он выступил инициатором принятия Глобального плана ВОЗ по инвалидности на 2014–2021 гг.: Лучшее здоровье для всех людей с инвалидностью, базирующегося на понимании комплексности феномена инвалидности. В нём нашли отражение понятия профилактики инвалидизации, максимально достижимого уровня здоровья и максимально достижимого уровня независимости. Они закладывают основу для понимания инвалидности как нормального условия жизни человека, как данности, а не как недостатка, который необходимо компенсировать, что создаёт предпосылки для построения действительно инклюзивных обществ в будущем. Однако, на сегодняшний день неизвестно, предприняты ли практические шаги для реализации перечисленных инициатив.



