АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы агрессивного поведения…………………7
1.1. Понятие агрессии, её виды и формы……………………………………...7
1.2. Агрессия в ситуации фрустрации………………………………………..15
1.3. Агрессивность как устойчивая характеристика личности……………..18
1.4. Агрессия в детском возрасте у представителей разного пола…………20
1.5. Общие выводы…………………………………………………………….28
ГЛАВА2. Организация и методы исследования………..…………………...30
2.1. Общее описание исследования…………………………………………..30
2.2. Процедура исследования…………………………………………………31
2.3. Описание выборки ……..………………………………………………...32
2.4. Методы исследования………………………………………………….....33
2.4.1. Тест руки Вагнера………………………………………………………33
2.4.2. Интервью с педагогами……………………………………………...…34
2.4.3. Экспериментально — психологический метод……………………….35
2.5. Список исследуемых параметров ……………………………………….38
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждения……………………..41
3.1. Результаты экспертной оценки…………………………………………..41
3.2. Анализ данных экспериментально-психологического исследования…………………………………………………………………..41
3.2.1. Результаты анализа таблиц сопряжённости……………………….….41
3.2.2. Результаты анализа корреляционных связей
3.3. Обсуждение полученных результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проявление агрессии в современном обществе неустанно увеличивается год от года, на это указывают СМИ, многочисленные исследования в журналах, научные статьи. Исследование РАН уровня негативных явлений в поведении россиян с 1981 по 2011 года показали, что 32 года назад уровень таких явлений, как агрессивность, враждебность к окружению, грубость, склонность к насилию оценивался в 3-3,5 балла, то к 2015 он повысился до 7-7,4 балла, а одновременно способность контролировать свои реакции снизилась с 5,45 до 4,4 баллов [46]. Сходная картина представлена и в исследованиях, регулярно проводимых на нашей кафедре с 1982 года по сегодняшний день [26,27,28]. Всё чаще можно слышать из СМИ, что дети проявляют агрессию с особой жестокостью: устраивают стрельбу в школе, жестоко избивают одноклассников. Реальность такова, что расширение масштаба агрессии в современном обществе приводит к тому, что её принятие становится для общества – нормой. Данные явления диктуют необходимость в изучении детской агрессии, особенностей её проявлений. Актуальность данной работы обусловлена поиском новых знаний в сфере управления агрессией в детском возрасте, когда формируются основы поведения и его контролирование.
Целью работы является сравнение исследуемых проявлений агрессии в трёх возрастных группах.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу по агрессии и агрессивному поведению детей, особенностей его проявлений;
2) исследовать особенности проявлений агрессии у мальчиков трёх возрастов;
3) исследовать особенности личности мальчиков, проявляющих агрессию;
4) сравнительный анализ особенностей проявлений агрессии мальчиков трёх возрастов;
Объект исследования - дети от 6 до 12 лет, мальчики, 120 человек.
Предмет исследования - проявления агрессии, особенности личности.
Гипотезы:
1. В возрасте 6, 9 и 12 лет агрессия у лиц мужского пола проявляется по- разному.
2. Проявления агрессии в ситуации фрустрации у мальчиков обусловлены такими особенностями личности, как агрессивность и тревожность.
Данная работа описывает особенности проявлений агрессии у детей по средствам эксперимента, включающего в себя 120 испытуемых, что делает её теоретически значимой. В настоящее время экспериментальных исследований по изучению детской агрессии становится всё меньше.Результаты исследования будут полезны для психологов, занимающихся возрастной и детской психологией,в профилактике и коррекции агрессивного поведения детей.
Настоящая работа была посвящена исследованию проявлений агрессии у мальчиков в возрасте 6 – 12 лет. Были сформулированы гипотезы о том, что в возрасте 6, 9 и 12 лет агрессия у лиц мужского пола проявляется по-разному, а проявления агрессии в ситуации фрустрации у мальчиков обусловлены такими особенностями личности, как агрессивность и тревожность.
В соответствии с целью и выдвинутыми гипотезами были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературу по агрессии и агрессивному поведению детей, особенностей его проявлений;
2) исследовать особенностей проявлений агрессии у мальчиков трёх возрастов;
3) исследовать особенностей личности мальчиков, проявляющих агрессию;
4) сравнить особенности проявлений агрессии у мальчиков трёх возрастов;
В результате проведённого исследования была полностью подтверждена гипотеза о том, что мальчики по-разному проявляют агрессию в 6, 9 и 12 лет. Так же, частично была подтверждена вторая гипотеза: проявления агрессии в ситуации фрустрации у мальчиков обусловлены такими особенностями личности, как агрессивность и тревожность, однако такие особенности личности, как директивность и уровень страха, также оказывают влияние на особенности агрессивного поведения.
Полученные результаты обладают теоретической ценностью, так как помогают выявить особенности агрессивного поведения у мальчиков в разном возрасте, а также классифицировать проявления агрессии.
Кроме того, стоит заметить, что полученные в данном исследовании результаты можно использовать для психологической работы с детьми, профилактики и коррекции агрессивного поведения.
1. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей / Т. П. Авдулова. — М.: Академия, 2008.
2. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006.
3. Адлер А. Понять природу человека / Пер. с англ. Е.А. Цыпина. - 6-е изд. - М.: Академический проект, 2017.
4. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности / Алфимова М.В., Трубников В.И. // Вопросы психологии - 2000. - №6. – С. 112.
5. Антонян Ю.М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди. –М.: Юнити-Дана, 2013.
6. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. / изд. 9. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006
7. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. - М.: Просвещение, 2008.
8. Бандура А. Теория социального научения. - СПб., 2000.
9. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. -Спб.: Прайс-Еврознак, 2001.
10. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов. - СПб.: Речь, 2007.
11. Бурминская Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций: дис. ... канд. психол. наук. / Бурминская Т.В. - Ставрополь, 2004. – С. 199.
12. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с анг. А.И. Федорова. – С – Петербург: МФИН, 1992.
13. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001.
14. Волкова Е. Н. Трудные дети или трудные родители? - М.: Профиздат,1992.
15. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001.
16. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
17. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. – Российская политическая энциклопедия. - 2014.
18. Заостровцева М. Н. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
19. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. - Минск: Педагогика, 1985.
20. Калер К. Практическое руководство по использованию теста, выявляющего основные эмоциональные структуры. - СПб.: Знак, 2000.
21. Карайченцев А.В. Гендерные особенности проявления агрессии у школьников среднего звена. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. / - Уфа: Аэтерна, 2017 - С.115-118.
22. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2005.
23. Копченова Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: дис. ... канд. психол. наук. / Копченова Е.Е. - М., 2000. – С. 193.
24. Краснов В.В. Измерение самоконтроля и агрессии преступников / Краснов В.В., Курбатова Т.Н., Наследов А.Д., Никифоров Г.С. // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2016. - Т.5. - №3. – С. 91-103.
25. Кудрявцева, Л. Типология агрессии у детей и подростков / Л. Кудрявцева // Народное образование. - 2005. - №8.- С. 193-195.
26. Курбатова Т.Н. Агрессия и деструктивное поведение / Курбатова Т.Н., Горбатов С.В. // Психология и право. - 2012. - №3. - С.77-78.
27. Курбатова Т.Н. Психология агрессии // Агрессия: сборник статей по материалам научно-практической конференции: Агрессия: биологические, психологические и филосовские аспекты. / отв. ред. А.М. Ельяшевич. - СПб., 2004.
28. Курбатова Т.Н. Самореализация и агрессия // Психологические проблемы самореализации личности. №8 / под ред. Л.А. Коростылевой. - СПб., 2004.
29. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте / Лангмейер Йозеф, Матейчек Зденек. - Прага: Авиценум, 1984.
30. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: Просвещение, 1994.
31. Мещеряков,Б. Г. , Зинченко В.П. Большой психологический словарь. -СПб.: Прайм-Еврознак., 2009.
32. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. - М.: Когито-Центр, 2006.
33. Палагина А. О. Взаимосвязь направленности личности с формами проявления агрессии // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 703-707.
34. Почебут Л.Б. Социальная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.- СПб.: Питер, 2017.
35. Райгородский Д. Я. Самосознание и защитные механизмы. - Самара: Бахрах., 2006.
36. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб, 1995.
37. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии /Т.Г. Румянцева //Вопросы психологии.- № 1.- 1991. - С.42.
38. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психологии. - 2002. - №1.- С. 17-26.
39. Фармунов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В.П., 1996.
40. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994.
41. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. / X. Хекхаузен. - 2-е изд., серия «Мастера психологии» - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.
42. Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников: дис. … канд. психол. наук. / Хузеева Г.Р. - М., 2002. - 187 с.
43. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 3-е издание, 2009.
44. Чижова С. Ю. Детская агрессивность. - Ярославль: Владос, 2001
45. Шестакова Е. Г. Личностные предпосылки агрессии / Е. Г. Шестакова, Л. Я. Дорфман // Мир психологии. - 2011. - №1. - С. 211-225.
46. Юревич А.В. Экспертная оценка динамики психологического состояния российского общества. 1981-2011 гг./ Юревич А.В., Ушаков Д.В.// Вестник Российской академии наук. – 2012. - №10. – С. 930-937.
47 Banny A. Personality features as a predictor of forms and functions of aggression during middle childhood: examining the roles of gender and physiological reactivity / Banny A., Tseng W., Murray-Close D., Pitula C., Crick N. // Development and Psychopathology. - 2014.- №26(3) – P. 789-804.
48 Barker R., Dembo Т., Lewin К. Frustration and regression: an experiment with young children. // Studies in topological and vector psychology. V. II, Univ. Iowa Stud, Child Welf., 1941, 18, №1, P. 1-314.
49 Brendgen M. Gene–environment interaction between peer victimization and child aggression. / Brendgen M., Boivin M., Vitaro F., Girard A., Dionne G., Perusse D. // Development and Psychopathology. - 2008. - №20(2) – P. 455-471.
50 Calkins S. Self-regulatory processes in early personality development: a multilevel approach to the study of childhood social withdrawal and aggression. / Calkins S, Fox N. // Development and Psychopathology – 2002. - №14(3) – P. 477-498.
51 Cote S. The development of physical aggression from toddlerhood to pre-adolescence: a nation wide longitudinal study of Canadian children. / Cote S. M., Vaillancourt T., LeBlanc J. C., Nagin D. S., Tremblay R. E. // Journal of Abnormal Child Psychology.- 2006. - №34.- P. 71-85.
52 David M. Developmental Psychobiology of Aggression / David M. Stoff, Elizabeth J. Susman // Cambridge University Press, 2005.
53 Lagerspetz, K. Theories of male and female aggression // Behavioral and Brain Sciences – 1990 - №22(2) – P. 229-230.
54 Mackinnon, C. An affective-cognitive model of mother-child aggression / Mackinnon C., Lamb M., Belsky J., Baum C. // Development and Psychopathology – 1990 - № 2(1) – P. 1-13.
55 Mackinnon-Lewis, C. A longitudinal examination of the associations between mothers' and sons' attributions and their aggression. / Mackinnon-Lewis C., Lamb M., Hattie J, Baradaran L. // Development and Psychopathology – 2001 - №13(1). – P. 69-81.
56 Mueller U. Aggressiveness and dominance // Behavioral and Brain Sciences – 1998. - № 21(3) – P. 381-382.
57 Murray-Close D. Gender differences in the association between cardiovascular reactivity and aggressive conduct. / Murray-Close D., Crick N. R. // International Journal of Psychophysiology – 2007- №65. – P. 103-113.
58 Nelson D. Relational aggression, and borderline personality features: Associations over time in a Russian longitudinal sample. / Nelson D., Coyne S., Swanson S., Hart C., Olsen J. // Development and Psychopathology. – 2014. - №26(3). – P. 773-787.
59 Sijtsema J. J. Physiological reactivity and different forms of aggression in girls: moderating roles of rejection sensitivity and peer rejection. / Sijtsema J. J., Shoulberg E. K., Murray-Close D. // Biological Psychology - 2011 - №8. – P. 181-192.
60 Ионова Н. В., Пичугина А. А. Гендерные особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -Т. 13. - С. 1791-1795. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85359.htm