Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование космического пространства в военных целях как фактор развития стратегического противоборства между РФ и США в 2000-2019 годах

Работа №123483

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы49
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Космическое пространство в системе военно-стратегических интересов ведущих мировых держав: общие и теоретические аспекты 6
1.1 Исторические предпосылки и теоретические концепции развития стратегического соперничества между СССР/РФ и США в сфере военного использования космического пространства 6
1.2 Международно-правовое регулирование вопросов использования космического пространства в военных целях 10
Глава 2. Эволюция подходов РФ и США к осуществлению военной деятельности в космосе в 2000-2018 годах 18
2.1 Освоение космического пространства в контексте развития военной стратегии РФ 18
2.2 Освоение космического пространства в контексте развития военной стратегии США 24
Глава 3. Перспективы развития переговорного процесса между РФ и США в сфере использования космического пространства. Основные сценарии 32
Заключение 40
Список источников и литературы 42


День, когда человечество впервые вышло за пределы атмосферы в космос, был также днем, когда космическое пространство стало предметом международной политики. Первый запущенный человечеством в середине XX века советский спутник стал причиной не только начала гонки в космосе, но и ускорил гонку вооружений в целом, а также обострил напряжение между двумя соперничающими сверхдержавами. Понятие национальной безопасности стало распространяться на новое пространство – космическое, оно стало рассматриваться и как потенциальный театр военных действий, и как сфера, не представляющая прямой угрозы, однако значительно расширяющая потенциал вражеской разведки и возможности соперника.
Осознав опасность, которую несет неконтролируемая милитаризация и военизация космоса, человечество пошло на решительные шаги по сохранению мирного космоса, благодаря которым удалось сформировать ряд международных институтов для контроля ситуации. Тем не менее, несмотря на это и на то, что Холодная война завершилась, а США и Россия наладили сотрудничество в исследовании космического пространства, разговоры о военной угрозе в космосе и из космоса не утихают и сегодня.
Актуальность темы исследования обусловлена стремительной взаимной разработкой Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки оружия классов «земля-космос» и «космос¬¬-космос». Военные космические технологии развиваются беспрерывно, количество государств, обладающих собственными спутниковыми системами военного назначения, растет, что неизбежно провоцирует разработку и совершенствование противоспутникового оружия. Российская Федерация и США разрабатывают системы, способные уничтожать космические аппараты друг друга, ставя под угрозу существование мирного космоса.
Целью дипломной работы является выявление комплекса противоречий между РФ и США в вопросе военного использования космического пространства в долгосрочной перспективе. Для достижения заявленной цели исследования, предполагается решить следующие задачи:
1. Проанализировать потенциал использования космического пространства в военных целях с точки зрения теории международных отношений;
2. Изучить различные аспекты международно-правовой трактовки проблемы милитаризации космоса в международном праве;
3. Выявить основные тенденции развития военно-космической стратегии США и РФ в период с 2000 по 2019 годы;
4. Рассмотреть перспективы диалога между РФ и США по вопросу милитаризации космического пространства.
Объектом исследования являются отношения между РФ и США в сфере военной безопасности.
Предметом исследования является стратегическое противоборство между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки в космическом пространстве.
Методической основой дипломной работы послужили следующие общие теоретические методы: анализ, дедукция, индуктивное обобщение и моделирование для построения возможных сценариев дальнейшего развития ситуации.
Степень изученности проблемы. Заинтересованность в изучении космического пространства с точки зрения международных отношений проявилась в первые десятилетия от начала космической эры. Однако более широкий научный дискурс развернулся лишь в 1980е годы, с этого периода основное внимание научного сообщества направленно на военный потенциал космического пространства. Комплексное исследование проблемы космической политики представлено в ряде работ как отечественных, так и зарубежных ученых. Особый интерес среди отечественных работ вызывают исследования таких авторов, как Г.А. Арбатов, Г.С. Хозин, которые поднимают вопросы военного космоса и проблемы международной космической безопасности. Особое значение для данного исследования имеет публикация Московского Центра Карнеги «Космос: оружие, дипломатия, безопасность» под редакцией А. Арбатова и В. Дворкина, посвященная милитаризации космоса, перспективам решения проблемы космических вооружений.
Кроме того, изучению космических программ государств, а также их влиянию на национальную безопасность, посвящены работы таких ученых, как М.В. Гетман, А.В. Раскин, в частности, в их монографии «Военный космос: без грифа секретно», проанализирована военно-космическая деятельность ведущих держав, начиная с середины XX века и заканчивая началом XXI века.
Что касается изучения современного состояния отношений государств в космосе, а также развития военного космоса сегодня, то большой вклад вносят работы П.А. Лузина, в частности, «Космос, как инструмент мягкой силы во внешней политике России», «Космос: перспективы сотрудничества и конфликтов».
Основную часть зарубежной литературы составили ежегодные публикации Института Эйзенхауэра «Индекс космической безопасности», направленные на предоставление нейтральной фактологической базы, а также совершающие учет космических аппаратов на орбитах, соотношение сил государств в космосе. В отчетах предоставляется информация относительно тенденций в области космической безопасности, обозначаются угрозы и даются общие рекомендации.
Несмотря на широкий ряд литературы по военно-космической тематике, на данный момент еще не было проведено комплексного анализа того, как видят проблему милитаризации космоса две ведущие военно-космические державы РФ и США, не было проведено комплексного сравнения их подходов и приоритетов в сфере космической политики.
Источниковая база. При разработке заявленной темы исследования был собран и обработан комплекс источников на английском и русском зыках, которые можно классифицировать по характеру происхождения.
Первую группу составляют аналитические материалы и документы Организации Объединенных Наций, устанавливающие международный режим использования космического пространства и ставшие главными источниками международного космического права. Основные положения документов ООН касаются запрета на вывод оружия массового уничтожения (ОМУ) и ядерного оружия в космическое пространство; мирного использования космического пространства на благо и в интересах всего человечества; признания космического пространства общей территорией, на которую не распространяется государственный суверенитет и которая не подлежит присвоению.
Во вторую группу вошли правительственные документы и концепции США и РФ в сфере военной безопасности. Что касается рассмотрения военной политики Российской Федерации в работе проанализированы Стратегии национальной безопасности, Военные доктрины различных лет, Федеральные космические программы. Для анализа военной стратегии США были рассмотрены следующие документы: Стратегии национальной безопасности, Стратегии национальной обороны, документы о Национальной космической политики.
В третью группу входят заявления и комментарии официальных лиц РФ и США.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Космос – пространство, освоенное человеком совсем недавно, сегодня является одним из ключевых средств в обеспечении нашей жизнедеятельности, без его использования немыслимы такие базовые вещи как телекоммуникация, метеорология, навигация и так далее, наше представление о собственной планете и вселенной. Однако научно-технический и исследовательский прогресс, позволивший достичь все то, чем мы сегодня обладаем, произошел благодаря военным интересам государств, и война, в очередной раз стала двигателем научной мысли.
С выводом в середине прошлого века первого спутника в космическое пространство, в реалистской парадигме теории международных отношений сразу сформировалось представление о космосе как о еще одном пространстве необходимом для обеспечения национальной безопасности, обладание и доминирование в котором являются таким же национальным интересом, как и обеспечение безопасности на суше, в море и в воздухе, что фактически означало начало милитаризации космического пространства. В то же время стало понятно, что появление новой сферы военных действий вывело вопросы безопасности на новый уровень. Особое значение эти вопросы имели для двух сверхдержав XX века США и СССР, встала необходимость создания международных институтов для урегулирования космической деятельности. Эта проблема не потеряла актуальность и сегодня, как для США, так уже и для Российской Федерации: появились новые космические державы, а развитие технического прогресса позволило говорить о возможном начале нового витка гонки вооружений в космосе.
В результате проведенного исследования удалось сделать ряд выводов. Во-первых, разработанное во второй половине XX века международное космическое право, в частности, основной документ – Договор о космосе 1967 года, хоть и заложило фундамент правого регулирования космической деятельности, но не смогло придать ему всеобъемлющий характер. На сегодняшний день многие нормы нуждаются в уточнении, дополнении, либо изменении, так как уже не отражают существующее положение дел. Основная проблема реформирования касается использования оружия в космическом пространстве. Международное космическое право просто не охватывает часть существенно важных видов военного использования космоса, куда входит использование систем противоракетной обороны (ПРО), проведение военно-прикладных экспериментов в космосе, создание и развертывание в космосе средств оптико- и радиоэлектронного подавления, создание и развертывание в космосе оружия, основанного на новых физических принципах, а также размещение противоспутникового оружия. Сложность состоит и в определение правовых норм использования спутниковых средств разведки, поскольку договоры того периода не отражают и таких важных формальных вещей как методы контроля за исполнением договора. Таким образом, в космическом праве присутствует значительное количество «серых зон», которыми
Во-вторых, усовершенствование космического законодательства сталкивается с рядом существенных трудностей. Прежде всего, это сложность и многогранность технических вопросов, сложность в определении мер транспарентности, контроля. Возможно, это и могло бы решиться одним договором, просто запрещающим все, как, например, по предложенному проекту России и Китая о Договоре о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, но такой проект просто не способен удовлетворить интересы всех игроков.
Здесь можно остановиться на третьем выводе, касающемся позиции РФ и США по вопросам военного использования космоса. Россия видит для себя угрозу в космическом пространстве, считая необходимым создание международного института и заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия, что по факту, является средством затормозить развитие космической деятельности США. На сегодняшний день повестка России эволюционировала, в том плане, что космос стал для нее местом борьбы за статус, за положение относительно других держав, в время как реальное положение дел в индустрии внутри страны находится в плачевном состоянии.
Для США космос хотя и является важным, но все же далеко не первостепенным направлением внешней политики. Соединенные штаты не стремятся ограничивать себя рамками международных институтов, нормами и режимами новых законодательств, считая существующее достаточным. Их космическая деятельность развивается более, чем успешно, чтобы сохранять свободу рук. Таким образом, на сегодняшний день в рамках стратегического противостояния России и США наблюдается очевидная асимметрия и дисбаланс. О проведении полноценного переговорного процесса между США и Россией (и Китаем) можно говорить лишь в случае уменьшения военной асимметрии, когда Соединённым штатам станет выгодно пойти на ограничение конкретных систем



1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года принята от 13 мая 2009 года // http://kremlin.ru/supplement/424
2. Военная доктрина Российской Федерации (в редакции от 2014 г.) от 26 декабря 2014 года // http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/589760
3. Военная доктрина Российской Федерации (в редакции от 2015 г.) от 3 марта 2015 года // http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/976907
4. Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства 13.12.1963 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outerspace_principles.shtml
5. Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания 10.12.1982 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/artificial_earth_satellites.shtml
6. Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства 03.12.1986 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/earth_remote_sensing.shtml
7. Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 14.12.1992
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outerspace_nucpower.shtml
8. Резолюция №1884 Вопрос о всеобщем и полном разоружении от 17 октября 1963 г. принята Генеральной Ассамблеей ООН / Резолюции, принятые по докладам первого комитета – 1963//https://undocs.org/ru/A/RES/1884%28XVIII%29
9. Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран 13.12.1996 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/space.shtml
10. Проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов от 13 февраля 2008 г. / Официальный сайт МИДа РФ – 2008 // http://www.mid.ru/obsie-voprosy-mezdunarodnoj-bezopasnosti-i-kontrola-nad-vooruzeniami/-/asset_publisher/6sN03cZTYZOC/content/id/349082
11. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 19.12.1996 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml
12. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 29.11.1971 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/damage.shtml
13. Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство 12.11.1974 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/objects_registration.shtml
14. Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 10.12.1976 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostenv.shtml
15. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 05.12.1979 https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/moon_agreement.shtml
16. Договор об ограничении систем противоракетной обороны https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/russia_usa.shtml
17. Устав ООН https://www.un.org/ru/charter-united-nations/
18. Заседание Коллегии военного ведомства / Официальный сайт Министерства обороны РФ – 21.04.2017 // https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12119607@egNews
19. Резолюции 1721 (XVI) Генеральной Ассамблеи ООН 20.12.1961 // https://undocs.org/ru/A/RES/1721%28XVI%29
20. Военная доктрина Российской Федерации от 21.04.2000 http://www.ng.ru/politics/2000-04-22/5_doktrina.html
21. Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г. // https://www.vesti.ru/doc.html?id=116869&tid=3727#
22. Федеральная космическая программа 2006-2015 22.10.2005 // http://unigeo.ru/upload/files/abd8babcdcf3302fa6fc538bcdc1b0d2.pdf
23. Военная доктрина Российской Федерации от 05.02.2010 // http://kremlin.ru/supplement/461
24. Указ Президента Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 899 Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации // http://kremlin.ru/acts/bank/33514
25. National Space Policy National Science and Technology Council Presidential Decision Directive/NSC-49/NSTC-8 19.09.1996 // https://fas.org/irp/offdocs/nspd/space.html
26. National Security Strategy of the United States, 2000 / President William Clinton / Office of the Secretary of Defense
27. National Security Strategy of the United States, 2002 / President George W. Bush / Office of the Secretary of Defense
28. National Security Strategy of the United States, 2006 / President George W. Bush / Office of the Secretary of Defense
29. National Security Strategy of the United States, 2010 / President Barack Obama / Office of the Secretary of Defense
30. National Security Strategy of the United States, 2015 / President Barack Obama / Office of the Secretary of Defense
31. National Security Strategy of the United States, 2018 / President Donald Trump / Office of the Secretary of Defense
32. National Defense Strategy, 2005 / President George W. Bush / Office of the Secretary of Defense
33. National Defense Strategy, 2008 / President George W. Bush / Office of the Secretary of Defense
34. National Strategic Guidance, 2012 / President Barack Obama / Office of the Secretary of Defense
35. National Defense Strategy, 2018 / President Donald Trump / Office of the Secretary of Defense
36. UCS Satellite Database / Union of concerned scientists // https://www.ucsusa.org/nuclear-weapons/space-weapons/satellite-database
37. National Security Strategy of the United States December 2000 / President William Clinton / Office of the Secretary of Defense
38. Counterspace Operations Air Force Doctrine Document 2-2.1 02.08.2004 // https://fas.org/irp/doddir/usaf/afdd2_2-1.pdf
39. US National Space Policy 31.08.2006 // https://fas.org/irp/offdocs/nspd/space.html
Литература
40. Арбатов А.Г. Военно-стратегический паритет и политика США. М.: Политиздат, 1984. 318 с.;
41. В США предрекли крах «Роскосмоса» Лента.ру 18.01.2018 // https://lenta.ru/news/2018/01/18/roscosmos/
42. Военно-техническая политика США в 80-е гг./ Под ред. Кокошина А. А., Васильева А. А., Коновалова А. А. и др. М.: Наука, 1989. 208 с.;
43. Гетман М. В., Раскин А. В. Военный космос: без грифа «секретно». М.: Фонд содействия авиации, 2008. 459 с.
44. Гоюй В. Недостатки ДПРОК: реальные или мнимые? Возможные пути решения проблемы контроля над вооружениями в космосе / В. Гоюй // Индекс безопасности №4 (115), Том 21 // http://www.pircenter.org/media/content/files/13/14515077710.pdf
45. Космодром Восточный будут совместно использовать Минобороны и Роскосмос / Агентство РиаНовости – 02.06.2017 // https://ria.ru/20170602/1495724233.html
46. Космос: оружие, дипломатия, безопасность / Под ред. А. Арба-това, В. Дворкина ;Моск. Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. https://carnegieendowment.org/files/12659outer_space_arbatov.pdf
47. Лавров заявляет о недопустимости гонки вооружений в космосе // РИА Новости - 07.03.2009 // https://ria.ru/20090307/164123315.html
48. Лузин П. Космос: перспективы сотрудничества и конфликтов Индекс безопасности No 4 (87), Том 14 // http://www.pircenter.org/kosdata/page_doc/p1737_1.pdf
49. Лукшин Б.С. Анализ космической стратегии США, Россия и Америка в ХХI веке №3 2009 // http://www.rodon.org/polit-091218105325
50. Моргентау Г. Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир // Социально-политический журнал. 1997 // http://read.virmk.ru/m/Morgentau.htm
51. Петров С. Шойгу рассказал о новой системе космической разведки «Лиана» / С. Петров / Федеральное агентство новостей / https://riafan.ru/593980-shoigu-rasskazal-o-novoi-sisteme-kosmicheskoi-razvedki-liana
52. Россия и дилеммы ядерного разоружения. / А.Г. Арбатов [и др.]; под ред. А.Г. Арбатова, В.З. Дворкина, С.К. Ознобищева. – М.: ИМЭМОРАН, 2012.
53. Россия и дилеммы ядерного разоружения. / Под ред. А.Г. Арбатова, В.З. Дворкина, С.К. Ознобищева. – М.: ИМЭМОРАН, 2012.
54. Хитченс Т. Права и свободы на орбите – как обеспечить безопасность космической деятельности Индекс безопасности № 3–4 (118–119), Том 22 http://pircenter.org/media/content/files/13/14875343690.pdf
55. Хозин Г. С. Великое противостояние в космосе (СССР-США). М.: «Вече», 2001.556 с.
56. Черноиванова А. Россия теряет космос // Газета.ру - 2005 URL: https://www.gazeta.ru/2005/11/11/oa_177548.shtml
57. DeFrieze C. D. Defining and Regulating the Weaponization of Space JFQ 74, 3rd Quarter 2014 https://ndupress.ndu.edu/Portals/68/Documents/jfq/jfq-74/jfq-74_110-115_DeFrieze.pdf
58. Jayaprakash N.D. Anti-Satellite Weapons Versus National Security: Part Two 02.05.2019 // https://www.counterpunch.org/2019/05/02/anti-satellite-weapons-versusnational-security-part-two/
59. Kenneth N. Waltz Realist thought and neorealist theory Journal of International Affairs. 1990. Т. 44. № 1. // https://www.jstor.org/stable/24357222?read-now=1&refreqid=excelsior%3Ac8e16a863f49638dd1c6dbd1f880c277&seq=1#page_scan_tab_contents
60. Keohane R.O. Nye J.S. Power and interdependence in the information // Foreign Affairs; Sep/Oct 1998; 77 // http://www.rochelleterman.com/ir/sites/default/files/Keohane%20Nye%202000.pdf
61. Kline P. Capital markets and US victory in the space race 1957-1970 Financial history Fall 2012 // https://www.augie.edu/sites/default/files/thomas-willing-space.pdf
62. Mehta A., Gould J. Nuclear weapons budget gets boost in US spending bill / A. Mehta, J. Gould // Defense News – 11.09.2018 // https://www.defensenews.com/congress/2018/09/11/nuclear-weapons-budget-gets-boost-in-us-spending-bill/
63. Pfaltzgraf R. International Relations Theory and Spacepower 06.05.2013 http://www.css.ethz.ch/en/services/digital-library/articles/article.html/163232/pdf
64. Sheehan, M. The international politics of space. The International Politics of Space London; New York : Routledge, 2007// https://www.taylorfrancis.com/books/9780429240812
65. Snyder G.H. Mearsheimer's World-Offensive Realism and the Struggle for Security: A Review Essay International Security Vol. 27, No. 1 (Summer, 2002) // https://www.jstor.org/stable/3092155?read-now=1&seq=3#page_scan_tab_contents
66. Space Security Index, period 2003-2018, The Eisenhower Institute, Washington, DC: Northview Press Ltd – 2003-2018 // http://spacesecurityindex.org/ssi-archive/
67. Trevithick J. Russia Has Four Potential "Killer Satellites" In Orbit, At Least That We Know About / J. Trevithick // TheWarzone // https://www.thedrive.com/the-war-zone/22941/russia-has-four-potential-killer-satellites-in-orbit-at-least-that-we-know-about
68. Tripathi P.N. Weaponisation and Militarisation of Space CLAWS Journal winter 2013 // https://www.claws.in/images/journals_doc/464050849_PNTripathi.pdf
69. Woolf A.F. Conventional Prompt Global Strike and Long-Range Ballistic Missiles: Background and Issues / A.F. Woolf // Congressional Research Service – 2019 // https://fas.org/sgp/crs/nuke/R41464.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ