Введение
Глава 1. Миграционная политика как фактор изменения национального состава Европейского Союза
1.1 Основные причины и пути иммиграции в ЕС…………………………9
1.2 Национальные диаспоры на территории Бельгии и Франции ……. .18
Глава 2. Законодательная и государственная организационные
базы миграционной политики ЕС ……………………………………....25
2.1. Законодательная база миграционной политики Бельгии и Франции
2.2 Государственные ведомства, ответственные за миграционную политику в Бельгии и во Франции
2.3 Процесс получения статуса беженца и подданства в Королевстве Бельгия
и гражданства во Франции
Глава 3. Последствия провала миграционных политик Бельгии и Франции
как результат длительного кризиса………………………… …………. 50
3.1 Негативный исход политики мультикультурализма …………….……. 50
3.2 Вопросы миграционной политики как инструмент праворадикальных партий в борьбе за власть
3.3 Последствия миграционной политики в вопросе национальной безопасности
Заключение
Список источников и литературы
Миграция является одной из важных составляющих глобализационного процесса. Улучшение показателей экономического роста во многом достигнуто благодаря усиливающихся темпов глобализации, которая проявляется в виде внедрений высоко наукоемких инноваций, быстрого и более экологичного роста производства, улучшения моделей государственного управления.
Миграция, являясь неотъемлемой частью этого процесса, влияет не только на политическую систему, но и на развитие экономической, культурной и социальной сфер. Беспрепятственное распределение трудовых ресурсов, взаимообогащения культурного наследия и обмен интеллектуальным потенциалом стали возможным благодаря миграционным процессам.
По определению Международной миграционной организации (IOM) «миграция - это процесс передвижения населения через международные границы, или перемещения в пределах самой страны. Миграция охватывает любой вид таких перемещений, независимо от их продолжительности, состава и причин..»
На сегодняшний день Западная Европа притягивает большое количество мигрантов на свою территорию. Но помимо позитивных эффектов данного явления странам ЕС пришлось столкнуться и с негативными сторонами, которые, возможно, оказывают более губительные последствия, чем это предполагалось раньше.
Европейская миграционная политика представляет комплексную проблему. Мультикультурализм и политика «открытых дверей» показали свою полную несостоятельность. Совместные решения Евросоюза зачастую, помимо положительных явлений имеют негативные последствия, оказывающее значительное влияние на ее членов. Так, наиболее уязвимыми оказались Германия, как главный локомотив миграционной политики, Франция и Бельгия, как наиболее пострадавшие от проводимой совместной политики. Национальная безопасность этих стран стоит под угрозой. В последние года произошли трагедии, которые заставили мировую общественность в первую очередь осознать стоящие перед Европой проблемы.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях глобализации практически невозможно стало вести свою однородную национальную политику. Все страны вовлечены в интеграционные процессы. Одним из ключевых вопросов является возможная степень свободы в самостоятельной политике Бельгии и Франции для сохранения своей безопасности и культурного единства. Особенно это важно для стран, которые подвержены такому явлению, когда большие объединения новых этнических меньшинств, чаще всего в формах диаспор, все чаще требуют осуществления своих культурных, этнических, религиозных притязания в контексте западноевропейского признания коллективных прав.
Помимо этого, актуальность темы выражается в том, что происходящие военные конфликты в мире и методы решения данных проблем привели к сегодняшним неразрешенным конфликтам уже в самой Европе. Необходимость изменения проводимой политики определяет существующую на сегодняшний день реалию Брюсселя как политического центра ЕС.
Страна разделена между голландско-говорящим и франкоговорящим населения. Согласованные решения, принятые в ЕС вызывают критику со стороны Северной Бельгии. Все больше и больше на выборах местного уровня к власти приходят партии ультра-правового толка.
Королевство Бельгия, по причине миграционной политики и ее практики в предшествующие десятилетия, обладает весьма широким этническим разнообразием. Большинство иммигрантов являются резидентами стран Европейского Союза: Франции, Нидерланд и Германии, но общественное мнение относиться более насторожено к мигрантам из мусульманских стран: Марокко и Турции, - в связи с культурно-религиозными различиями.
Франция в свою очередь привлекала миграционные потоки из соседних европейских стран, таких как: Португалия, Испания, Италия и Германия, а также как и Бельгия, принимала мигрантов из Северной Африки и стан Азии, в основном Турции. Такая миграция во Францию связана с ее колониальным прошлым (Северная Африка), а также обусловлена интеграционными причинами по отношению с другими странами. Значительная доля иммигрантов концентрируется в пригородах Парижа, Марселя, Лиона и других промышленных центрах страны
Степень научной разработанности темы:
Вопросы, рассматриваемые в работе недостаточно изучены, как и в отечественной научной литературе, так и зарубежной. Некоторые кардинальные проблемы остаются дискуссионными, а другие неисследованными. Отсутствуют фундаментальные труды, которые полностью посвященные миграционной политики Франции и Королевства Бельгии. Существуют лишь небольшие научные статьи в российских и зарубежных журналах, которые в основе своей рассматривают отдельное узкое направление по проблеме миграционной политики в Бельгии и во Франции. Среди более последовательных исследователей миграционного вопроса в западноевропейских странах являются Х. де Хаас, и Мартинелло М.. Так, Х. де Хаас рассматривал вопрос интеграции мигрантов, выходцев из Африканского континента, в европейское общество. В основном, он рассматривал миграцию из Северной Африки во Францию. Что касается М. Мартинелло, то он больше рассматривал становление и развитие бельгийской миграционной политики. Из российских авторов стоит отметит работы Долгова Б., Пономаревой А., которые писал про мусульманские диаспоры в Европе, и работу Веретевской А. В., посвященную политике мультикультурализма.
Так же стоит отметить научные статьи Гийона М., Гамильтона К., Симона П., Веньярда С., Оне Т., Айен А. и Кентел Ф. объеденные единой темой, заключающиеся в рассмотрении историческое становление миграционных систем Франции и Бельгиии их проблем.
Помимо этого, необходимо подчеркнуть, что более теоретически рассмотренным вопросом стала политика мультикультурализма. Этой проблемой занимались Ч. Тэйлор, Кукатас Ч., Демидов А., Русских Л. В., Махова А. и другие.
Источников базой на данный момент выступают отчеты и публикации государственных ведомств, в основном министерства внутренних дел и министерства иностранных дел двух стран. Статистическую же информацию в основном можно найти в трех статистических базах: Eurostat, статистическая база ЕС; INSEE, Национальный институт статистики и экономических исследований; и Statbel, бельгийская статистическая база, под контролем правительства.
Объектом исследования является национальные миграционные политики Бельгии и Франции в рамках европейской интеграции.
Предметом исследования – процесс изменения законодательства внутри исследуемых стран
Целью работы является выявление влияния миграционного кризиса ЕС на внутренние политики Бельгии и Франции.
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:
- выявить источники и направления миграционных потоков;
- изучить причины, вызвавшие данные явления;
- рассмотреть процесс получения статуса беженца и гражданства (подданства) в Бельгии и во Франции;
- рассмотреть процесс ассимиляции мигрантов и местного населения;
- определить влияние роста притока населения из-за рубежа на национальную безопасность страны.
Методологическая основа исследования обусловлена многоаспектным характером избранной проблемы. В работе используются такие общенаучные теоретические методы, как анализ, аналогия, обобщение, а также сравнение и классификация.
Анализ стал ключевым методом при работе со справочными, статистическими материалами, рейтинговыми оценками для обработки информации на всех этапах изучения проблемы.
Был использован системный подход при изучении влияние миграционных потоков на выработку политического курса на разных уровнях от государственного до международного, и сравнительно-исторический метод для изучения этапов развития миграционного кризиса в ЕС, а также в Бельгии и Франции в частности.
При рассмотрении последствий миграционного кризиса для его западноевропейских участников был использован комплексный подход, включающий в себя понятийные аппарат из социологии, истории и политологии.
Применялся компаративный метод для раскрытия сущности и особенности развития отношений государства и мигрантов, учитывая политическое влияние этнических диаспор.
Франция и Бельгия, по причине миграционной политики и ее практики в предшествующие десятилетия, обладают весьма широким этническим разнообразием. Большинство иммигрантов являются резидентами стран Европейского Союза: Италии, Испании, Нидерланд и Германии, но общественное мнение относиться более насторожено к мигрантам из мусульманских стран: Алжира, Марокко и Турции, - в связи с культурно-религиозными различиями. Процесс роста мигрантов в эти страны изначально был связан с требованиями восстановления экономики после Второй мировой войны, но в последующим все-таки начали преобладать социальные и политические причины.
Отличительной особенностью мигрантов из неевропейских стран становится этническая и религиозная отдаленность от населения принимающей страны, которая усугубляется из-за желания самих представителей национального большинства держаться отстранённо от новых сограждан, безразличием официальных структур, и даже дискриминацией.
Таким образом, отвечая на поставленную цель работы, необходимо отметить, что миграционный кризис ЕС значительно повлиял, как и на внешнюю, так и на внутреннюю политику изучаемых стран. Правительство этих стран столкнулось с серьезной проблемой регулирования как самой миграционной политики, так и выстраивание отношений между коренным европейским населением и новыми подданными страны.
Основное формирование законодательной базы и государственных органов в Бельгии, ответственных за миграционную политику, происходит с начала 1980 года (Акт от 15 декабря 1980 года (the Aliens Act) и Королевский Декрет от 8 октября 1981 года) и дополняется новыми положениями по сегодняшний день.
Во Франции же до первого марта 2005 года миграция осуществлялась по предписанию целого ряда официальных документов. Но в ходе реформирования данные законодательные акты утратили силу с выходом упорядоченного миграционного кодекса принятого Постановление от 25 ноября 2004 г. № 274. С тех пор основным государственным законодательным актом является Кодекс о въезде и проживанию иностранцев и право на убежище (Le code de l'entrée et du séjour des étrangers et du droit d'asile). Особое место в миграционной системе Франции занимают ряд государств заключившие с ней двусторонние соглашения.
Для обоих стран сейчас характерным является усложнение правил въезда и процесса натурализации насколько это возможно в рамках интеграционных процессов Европейского Союза, вызванный ростом напряженности между европейским и приезжим населением.
Наблюдается рост недовольства среди, как и коренных европейцев, так и мигрантов. Местные жители Бельгии видят в увеличении количества мигрантов не только причину экономических кризисов, но что более важно - угрозу национальной безопасности. Мигранты убеждены в том, что государство ущемляет их права, и они подвержены гонению со стороны населения. Вызывающее поведение некоторых приезжих, выдвижение зачастую абсолютно нелепых требований под предлогом соблюдение толерантности, их нежелание интегрироваться в жизнь страны привели к росту популярности праворадикальных партий.
На данный момент в Бельгии у власти находиться «Новый Фламандский альянс», который является более умеренной партией среди правых радикалов, но в то же время НФА выступает за отмену политику мультикультурализма и ужесточение миграционной политики.
Во Франции же насчитывается пять крупных праворадикальных партий: Национальное объединение (до 1 июня 2018 Национальный Фронт), Патриоты, Национальное республиканское движение и др.
Рост популярности националистических партий также связывают с реакцией населения на террористические акты и кризисы миграционной политики. Так некоторые политики увидели причину произошедших трагических событий в Париже 2015г. и в Брюсселе 2016 г. существующей миграционной политики государств.
Коренные европейцы больше не чувствуют себя в безопасности. В стране за последние года произошел ряд террористических атак, в котором были виновны люди, имеющие неевропейское происхождение.
Многие видят выход из сложившейся ситуации в ужесточении миграционной политики и ассимиляции мигрантов в жизнь страны, что позволило бы сохранить традиционный европейский уклад и не допустить проникновения и роста радикальных взглядов.
Так в 2018 году страны ЕС провели саммит по вопросам миграции, целью которого стало реформирования Дублинских соглашений. Итогами саммита стало компромиссное решение об установлении новых правил приема беженцев по принципу разделенной ответственности. Другой инициативой стала договоренность стран о возможном строительстве центров приема на территории самой Северной Африки, чтобы изначально определить цели мигрантов, направляющихся в Европу, и заранее отсеять экономических мигрантов.
Помимо совместных действий на общеевропейской арене, Бельгия и Франция после кризиса реформируют собственные национальные системы.
Так, Франция приняла Закон № 2018-778 от 10 сентября 2018 года о контролируемой иммиграции, эффективном праве на убежище и успешной интеграции (Loi pour une immigration maîtrisée, un droit d'asile effectif et une intégration réussie). Этот законопроект был внесен в Национальное Собрание 21 февраля 2018 года Жераром Колломом. Закон увеличил срок рассмотрения заявлений на предоставлении статуса беженца, как и время задержания мигрантов для проверки места жительства.
Бельгия приняла Закон от 21 ноября 2017 года об изменения в Основной миграционный Акт. Целью закона стала имплементация европейских директив о предоставлении убежища Директивы об общих процедурах предоставления и отмены международной защиты (директива 2013/32/EU) и директивы, устанавливающей стандарты приема просителей международной защиты (директива 2013/33/EU) в национальную систему.
Таким образом, мы изучили существующую миграционную политику Франции и Бельгии и причины настигшего их кризиса. А также выявили источники и направления миграционных потоков; изучили причины, вызвавшие данные явления; рассмотрели процесс получения статуса беженца и подданства в Бельгии, гражданства во Франции и процесс ассимиляции мигрантов и местного населения и определили влияние роста притока населения из-за рубежа на национальную безопасность страны.
1. 2018 in brief// Frontex URL: https://frontex.europa.eu/assets/Publications/briefreport2018/ - (дата обращения 19.05.19)
2. About CCME //The Council for the Moroccan Community Abroad
URL: http://www.ccme.org.ma/en/the-council - (дата обращения 05.05.19)
3. About Fedasil// The Federal Agency for the reception of asylum seekers (Fedasil) URL: https://www.fedasil.be/en/about-fedasil - (дата обращения: 05.05.19)
4. Article 3 Décret n° 2012-771 du 24 mai 2012 relatif aux attributions du ministre de l'intérieur// Legifrance.gouv.fr URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000025915768 - (дата обращения: 09.05.19)
5. Article 37-1 Code de la nationalité française// Legifrance URL:
https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=2734C928F08CE46DE82B2006D90E8E25.tplgfr24s_1?cidTexte=LEGITEXT000006071189&dateTexte=19930722 - (дата обращения:12.05.19)
6. Article 44 Code de la nationalité française // Legifrance URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=2734C928F08CE46DE82B2006D90E8E25.tplgfr24s_1?idSectionTA=LEGISCTA000006137595&cidTexte=LEGITEXT000006071189&dateTexte=19930722- (датаобращения:12.05.19)
7. Article L111-2. Modifié par LOI n°2018-778 du 10 septembre 2018 - art. 68 // Code de l'entrée et du séjour des étrangers et du droit d'asile/ Légifrance – URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070158&dateTexte=20130322 -(дата обращения 13.05.19)
8. Assemblée nationale 1986// France Politique URL: https://www.france-politique.fr/assemblee-nationale-1986.htm - (дата обращения 05.05.19)
9. Associations // Embassy and Consulate of Belgium in Turkey URL:http://turkey.diplomatie.belgium.be/en/relations-between-belgium-and-turkey/associations - (дата обращения 15.05.19)
10. Assemblée nationale 1986// France Politique URL: https://www.france-politique.fr/assemblee-nationale-1986.htm - (дата обращения 05.05.19
11. Asylum// FPS Foreign Affairs, Foreign Trade and Development Cooperation URL:https://diplomatie.belgium.be/en/policy/policy_areas/striving_for_global_solidarity/asylum_and_migration/asylum -(дата обращения 05.05.19)
12. Code de l'entrée et du séjour des étrangers et du droit d'asile// Légifrance – URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070158&dateTexte=20130322 (дата обращения 13.05.19)
13. COM/2016/0270 final - 2016/0133 (COD)/ Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL// EUR – lex URL:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1463478150871&uri=CELEX:52016PC0270 – (дата обращения 17.05.19)
14. Competences/ Office des Etrangers URL: https://dofi.ibz.be/sites/dvzoe/FR/Apropos/Pages/Competences.aspx (дата обращения 05.05.19)
15. Council Directive 2003/86/EC //EU law URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2003:251:0012:0018:en:PDF - (датаобращения:11.05.19)
16. Déclaration de M. Jean-Marie Le Pen, président du Front national et candidat à l'élection présidentielle 2002, sur son projet politique en matière d'immigration et de souveraineté nationale, Paris, le 27 janvier 2002.// vie public.fr URL:http://discours.vie-publique.fr/notices/023000912.html - (дата обращения 05.05.19)
17. Décret du 6 mai 1939 relatif au contrôle de la presse étrangère// LEXPOL URL: http://lexpol.cloud.pf/document.php?document=217227&deb=442&fin=442&titre=RMOpY3JldCBkdSAwNi8wNS8xOTM5 – (дата обращения 16.05.19)
18. Décret n° 2013-728 du 12 août 2013 portant organisation de l'administration centrale du ministère de l'intérieur et du ministère des outre-mer// Legifrance.gouv.fr URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=9CA8ACDB9B40AD04D83073188248A9B2.tplgfr26s_2?cidTexte=JORFTEXT000027838041&dateTexte=20190420 - (дата обращения: 09.05.19)
19. Directions et services/ La Direction générale des étrangers en France // Ministère de l'Interieur
URL:https://www.immigration.interieur.gouv.fr/La-Direction-generale/Directions-et-services- (дата обращения: 09.05.19)
20. Élections européennes 2019// France Politique URL:https://www.france-politique.fr/elections-europeennes-2019.htm - (дата обращения 05.05.19)
21. Élection présidentielle 2002// France Politique URL:https://www.france-politique.fr/election-presidentielle-2002.htm - (дата обращения 05.05.19)
22. Enquêtes annuelles de recensement 2004 et 2005// INSEE URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/1280789 - (дата обращения 12.05.19)
23. Foreign affairs URL: http://diplomatie.belgium.be/en - (дата обращения: 05.05.19)
24. IMG1B - Population immigrée par sexe, âge et pays de naissance en 2008// INSEE URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/2020046?sommaire=2133781&geo=FE-1 – (дата обращения 16.09.19)
25. Immigration by citizenship, 2014// Eurostat URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/File:Immigration_by_citizenship,_2014_(¹)_YB16.png -(дата обращения: 16.05.19)
26. Immigration by citizenship, 2017// Eurostat URLhttps://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=File:Immigration_by_citizenship,_2017_.png -(дата обращения: 16.05.19)
27. Immigration dans les anciennes et nouvelles régions de France// Infos migrations № 85, 2016 URL:https://www.immigration.interieur.gouv.fr/fr/Info-ressources/Etudes-et-statistiques/Etudes/Etudes/Infos-migrations- (дата обращения 13.05.19)
28. Immigration Office URL:https://dofi.ibz.be/sites/dvzoe/EN/Pages/home.aspx -(дата обращения 14.05.19)
29. International Protection// Office of the commissioner general for refugees and stateless persons URL:http://www.cgrs.be/en/international-protection - (датаобращения:11.05.19)
30. La procédure de demande d'asile/ Office français de protection des réfugiés et apatrides URL:https://www.ofpra.gouv.fr/asile/la-procedure-de-demande-d-asile/demander-l-asile-en-france - (датаобращения:13.05.19)
31. L’ARRETE ROYAL DU 8 OCTOBRE 1981 concernant l’accès au territoire, le séjour, l’établissement et l’éloignement des étrangers //Immigration Office URL: https://dofi.ibz.be/sites/dvzoe/FR/Documents/19811008_f.pdf - (дата обращения 16.05.19)
32. L’attribution de la nationalité française// France Diplomatie URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/services-aux-citoyens/etat-civil-et-nationalite-francaise/nationalite-francaise/article/l-attribution-de-la-nationalite-francaise - (датаобращения:12.05.19)
33. Le directeur général/ La Direction générale des étrangers en France // Ministère de l'Interieur URL:
https://www.immigration.interieur.gouv.fr/La-Direction-generale/Le-directeur-general- (дата обращения:11.05.19)
34. Le Programme // Democratie National URL:http://www.dnat.be/index.php/nos-idees/le-programme/immigration?showall=1&limitstart - (дата обращения 05.05.19)
35. Les demandes d’asile chiffres clefs // Ministère de l'Interieur URL: https://www.interieur.gouv.fr/content/download/114412/915645/file/EM-2019-29-Demandes-d_asile-publication-du-15-janvier-2019.pdf - (дата обращения 14.09.19)
36. Les principales données de l’immigration en France// Ministère de l'Interieur URL: https://www.immigration.interieur.gouv.fr/content/download/114416/915665/file/Les-principales-donnees-de-l_immigration-au-15-janvier-2019.pdf - (дата обращения 14.05.19)
37. Leterme: "Merkel heeft gelijk over multiculturele samenleving"// HLN URL:http://www.hln.be/hln/nl/957/Belgie/article/detail/1177457/2010/11/02/Leterme-Merkel-heeft-gelijk-over-multiculturele-samenleving.dhtml - (дата обращения 03.05.19)
38. Loi n° 78-17 du 6 janvier 1978 relative à l'informatique, aux fichiers et aux libertés// Legifrance, le service de publique de l`acces au droit URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000886460 – (дата обращения 16.05.19)
39. LOI n° 2017-1510 du 30 octobre 2017 renforçant la sécurité intérieure et la lutte contre le terrorisme (1)// Legifrance URL: https://www.legifrance.gouv.fr/eli/loi/2017/10/30/INTX1716370L/jo/texte - (дата обращения 08.05.19)
40. Loi du 10 septembre 2018 pour une immigration maîtrisée, un droit d’asile effectif et une intégration réussie//vie publique: au coeur du debat public URL:https://www.vie-publique.fr/actualite/panorama/texte-discussion/projet-loi-pour-immigration-maitrisee-droit-asile-effectif.html - (дата обращения 14.05.19)
41. LOI DU 15 DÉCEMBRE 1980 sur l'accès au territoire, le séjour, l'établissement et l'éloignement des étrangers.// EMN BELGIUM URL: https://emnbelgium.be/publication/aliens-act-law-15-december-1980 - (дата обращения 16.05.19)
42. Loi asile et immigration définitivement adoptée à l’Assemblée// Le Monde - https://www.lemonde.fr/politique/article/2018/08/01/la-loi-asile-et-immigration-definitivement-adoptee-a-l-assemblee_5338430_823448.html -(дата обращения 13.05.19)
43. Loi modifiant la loi du 15 décembre 1980 sur l'accès au territoire, le séjour, l'établissement et l'éloignement des étrangers// J U S T E L URL:http://www.ejustice.just.fgov.be/cgi_loi/change_lg.pl?language=fr&la=F&cn=2015022613&table_name=loi - (дата обращения 17.05.19)
44. Loi pour une immigration maîtrisée, un droit d'asile effectif et une intégration réussie// Senat URL:http://www.senat.fr/dossier-legislatif/pjl17-464.html -(дата обращения 14.05.19)
45. Main countries of citizenship and birth of the foreign foreign-born population, 1 January 2015// Eurostat URL:http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/images/ - (дата обращения 13.05.19)
46. Main countries of citizenship and birth of the foreign foreign-born population, 1 January 2017//Eurostat URL:https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/images/6/60/Main_countries_of_citizenship_and_birth_of_the_foreign_foreign-born_population%2C_1_January_2017_%28in_absolute_numbers_and_as_a_percentage_of_the_total_foreign_foreign-born_population%29.png – (дата обращение 03.04.18)
47. Migrant population: 22.3 million non-EU citizens living in the EU on 1 January 2018// Eurostat URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Migration_and_migrant_population_statistics&oldid=427107#Migrant_population:_22.3_million_non-EU_citizens_living_in_the_EU_on_1_January_2018 -(дата обращения: 16.05.19)
48. Net migration in Belgium // World Bank URL:http://data.worldbank.org/indicator/SM.POP.NETM?end=1984&locations=BE&start=1962 (дата обращения: 15.05.2019)
49. Office des Etrangers//Service public federal Intérieur URL:https://www.ibz.be/fr/office-des-etrangers -(дата обращения 15.05.19)
50. Office of the commissioner general for refugees and stateless persons URL: http://www.cgrs.be/en - (дата обращения: 05.05.19)
51. Organigramme// Structure et organisation/ Office des Etrangers URL:https://dofi.ibz.be/sites/dvzoe/FR/Documents/_Organigramme_FR.pdf - (дата обращения 05.05.19)
52. Police de sécurité du quotidien : 30 quartiers et 20 départements concernés// Public Sénat, 2018 URL: https://www.publicsenat.fr/article/politique/police-de-securite-du-quotidien-30-quartiers-et-20-departements-concernes-82547 - (дата обращения 15.05.19)
53. Population by place of residence, nationality, marital status, age and gender//STATBEL URL: https://bestat.statbel.fgov.be/bestat/crosstable.xhtml?view=f2bf9fa3-6609-4955-9627-76180ae20d66 -(дата обращения: 16.05.19)
54. Présentation/ La Direction générale des étrangers en France // Ministère de l'Interieur URL:https://www.immigration.interieur.gouv.fr/La-Direction-generale/Presentation - (дата обращения: 09.05.19)
55. PROGRAMMA Vlaamse Belgan// Vlaamse Belgan URL:https://www.vlaamsbelang.org/programma/ - (дата обращения 08.05.19)
56. Projet de loi Asile et Immigration// Gouvernement.fr URL: https://www.gouvernement.fr/action/projet-de-loi-asile-et-immigration - (дата обращения 14.05.19)
57. Qu’est-ce que la nationalité française ? // France Diplomatie URL:https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/services-aux-citoyens/etat-civil-et-nationalite-francaise/nationalite-francaise/article/la-nationalite-francaise - (датаобращения:12.05.19)
58. Sarkozy declares multiculturalism "a failure", 2011 // France 24 URL: https://www.france24.com/en/20110210-multiculturalism-failed-immigration-sarkozy-live-broadcast-tf1-france-public-questions - (дата обращения 03.05.19)
59. Section V : Acquisition de la nationalité française par décision de l'autorité publique. Code de la nationalité française // Legifrance URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=2734C928F08CE46DE82B2006D90E8E25.tplgfr24s_1?idSectionTA=LEGISCTA000006137597&cidTexte=LEGITEXT000006071189&dateTexte=19930722 - (датаобращения:12.05.19)
60. Tableaux de l'économie française/ INSEE, 2018 URL:https://www.insee.fr/fr/statistiques/3303358?sommaire=3353488 - (дата обращения 13.05.19)
61. The African diaspora in France// France Diplomatie URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/africa/the-african-diaspora-in-france/ - (дата обращения 13.05.19)
62. The Organisation of Asylum and Migration Policies Factsheet: Belgium// EMN Belgium
http://www.india-eu-migration.eu/media/legal_module/Country%20Factsheets%20on%20migration/EMN_BELGIUM_Factsheet_Institutional_Chart_October2012.pdf - (дата обращения: 05.05.19)
63. Titre II : De la nationalité française d'origine. Code de la nationalité française/ Legifrance URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=2734C928F08CE46DE82B2006D90E8E25.tplgfr24s_1?cidTexte=LEGITEXT000006071189&dateTexte=19930722 - (датаобращения:11.05.19)
64. Naturalisation procedure// belgium.be URL: https://www.belgium.be/en/family/naturalisation_procedure - (датаобращения:11.05.19)
65. Né(e) d’un parent belge// SPF Affaires étrangères, Commerce extérieur et Coopération au développement URL:
https://diplomatie.belgium.be/fr/Services/services_a_letranger/nationalite/attribution_avant_18_ans/ne_parent_belge - (дата обращения:11.05.19)
66. Né(e) en Belgique// SPF Affaires étrangères, Commerce extérieur et Coopération au développement URL: https://diplomatie.belgium.be/fr/Services/services_a_letranger/nationalite/attribution_avant_18_ans/ne_en_belgique - (датаобращения:11.05.19)
67. Total international migration (Belgian and stranger) 1948-2017// STATBEL URL: https://statbel.fgov.be/en/themes/population/migration#figures – (дата обращение 15.05.19)
68. AFP: парламент Франции одобрил законопроект о борьбе с терроризмом, 2017// ТАСС URL:https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4657765 - (дата обращения 08.05.19)
69. Во Франции запретили причастные к убийству антифашиста группировки// Lenta.ru URL:https://lenta.ru/news/2013/07/10/farright/ - (дата обращения 05.05.19)
70. Выборы в европарламент// vie public.fr URL: https://www.france-politique.fr/elections-europeennes.htm - (дата обращения 05.05.19)
71. Залечь на дно в Моленбеке: почему Бельгия стала базой исламистов// РБК URL:http://www.rbc.ru/politics/17/11/2015/564b20359a794778fefca6ab - (дата обращения 08.05.19)
72. Крайне правые провели в Париже митинг протеста против нелегальных мигрантов// ТАСС URL:https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3321917 - (дата обращения 05.05.19)
73. Крупнейшие теракты во Франции. История вопроса, 2015 // Коммерсантъ URL:https://www.kommersant.ru/doc/2854661 - (дата обращения 08.05.19)
74. Меркель заявила о провале мультикультурализма // BBC Русская служба URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2010/10/101016_merkel_multiculturalism_failed.shtml - (дата обращения 30.04.19)
75. Основные маршруты, по которым мигранты и беженцы попадают в Европу// ТАСС URL: https://tass.ru/infographics/8268- (дата обращения: 16.05.19)
76. Поколение идентичности»: группировка, объявившая охоту на мигрантов//RFI URL:
http://ru.rfi.fr/frantsiya/20180512-pokolenie-identichnosti-gruppirovka-obyavivshaya-okhotu-na-migrantov - (дата обращения 05.05.19)
77. Реакция мирового сообщества на теракты в Брюсселе// ТАСС URL:http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2777822 - (дата обращения 08.05.19)
78. Результаты выборов 2014 года в Палату Представителей// SPF Intérieur URL: http://elections2014.belgium.be/fr/ - (дата обращения 08.05.19)
79. Террористические акты во Франции. Досье// ТАСС URL:https://tass.ru/info/5060873- (дата обращения 08.05.19)
80. Ультра-правые партии в Бельгии URL: http://voprosik.net/ultra-pravye-partii-v-belgii/ - (дата обращения 05.05.19)
Литература:
1. Abramowicz M. Le Front national belge est liquid? // ResistanceS.be, 2012 URL:http://www.resistances.be/fninterdit02.html - (дата обращения 05.05.19)
2. .Aunay T., 45 ANS D’IMMIGRATION EN FRANCE : PLUS DE FEMMES, DES ORIGINES PLUS VARIEES// Infos Migrations №89, 2017
URL: https://www.immigration.interieur.gouv.fr/fr/Info-ressources/Etudes-et-statistiques/Etudes/Etudes/Infos-migrations- (дата обращения 15.05.19)
3. Ayhan, A., Kentel F., 2007. Belgian-Turks A Bridge or a Breach between Turkey and the European Union?. Brussels: the King Baudouin Foundation, pp: 104.
4. Beaulieu С. Paris : des femmes victimes de harcèlement dans les rues du quartier Chapelle-Pajol// Le Parisien, 2017 URL: http://www.leparisien.fr/paris-75018/harcelement-les-femmes-chassees-des-rues-dans-le-quartier-chapelle-pajol-18-05-2017-6961779.php - (дата обращения 14.05.19)
5. Beaulieu С Paris : le quartier Chapelle-Pajol veut sortir de «l’enfer» de la délinquance// Le Parisien, 2018 URL: http://www.leparisien.fr/paris-75/paris-le-quartier-chapelle-pajol-veut-sortir-de-l-enfer-de-la-delinquance-31-10-2018-7932507.php - (дата обращения 15.05.19)
6. Bousetta H. New Moroccan Migrants in Belgium // Journal of Immigrant & Refugee Studies - 12 Dec 2008. Vol. 6(3)
7. Brutel Ch. La localisation géographique des immigrés// INSEE PREMIÈRE №1591, 2016 URL:https://insee.fr/fr/statistiques/2121524 - (дата обращения 13.05.19)
8. De Wit J. Belgium: Who are the Belgian Moroccans // Gazet van Antwerpen URL: http://www.gva.be/cnt/aid843441/wie-zijn-de-belgische-marokkanen – (Дата обращения 04.03.2017)
9. Guillon M. Flux de réfugiés et flux migratoires en France. Les réfugiés en France et en Europe : quarante ans d’application de la Convention de Genève 1952-1992, Jun 1992, Paris, France. Paris : OFPRA, pp.381-388, 1992
10. Halikiopoulou D. (2019) Right-wing Populism as a Nationalist Vision of Legitimating Collective Choice: A Supply-side Perspective, The International Spectator// Taylor and Francis Online URL:https://doi.org/10.1080/03932729.2019.1588544 - (дата обращения 05.05.19)
11. Hamilton K., Simon P., Veniard C. The Challenge of French Diversity// Migration information source, 2014 URL: https://www.migrationpolicy.org/article/challenge-french-diversity - (дата обращения 15.05.19)
12. Hein de Haas. Migration irrégulière d’Afrique Occidentale en Afrique du Nord et en Union européenne . Une vue d’ensemble des tendances générales // Série Migration Research (MRS) de l’OIM, № 32, 2008 URL: https://publications.iom.int/books/mrs-ndeg32-migration-irreguliere-dafrique-occidentale-en-afrique-du-nord-et-en-union-0 -(дата обращения: 16.05.19)
13. Hein de Haas Morocco: Setting the Stage for Becoming a Migration Transition Country?// Migration Information Source, 2014 URL: http://www.migrationpolicy.org/article/morocco-setting-stage-becoming-migration-transition-country - (дата обращения: 16.05.19)
14. Kanmaz M. Does a Turkish Diaspora still exist? Turkish immigrants in Belgium, between Europe and Turkey, 2003//Communicatie, Informatie, Educatie URL: http://www.cie.ugent.be/CIE/kanmaz5.htm - (дата обращения 15.05.19)
15. Lucas A. Op-Ed: Situation for asylum seekers in Paris remains critical despite promises// The European Council on Refugees and Exiles URL: https://www.ecre.org/op-ed-situation-for-asylum-seekers-in-paris-remains-critical-despite-promises/ - (дата обращения 17.05.19)
16. Martiniello M. Belgium, migration, 1946 to present //The encyclopedia of global human migration. – 2013. URL: https://doi.org/10.1002/9781444351071.wbeghm063 - (дата обращения 16.05.19)
17. Martiniello M., Rea A. Belgium's Immigration Policy Brings Renewal and Challenges, 2003// Migration Information Source URL: https://www.migrationpolicy.org/article/belgiums-immigration-policy-brings-renewal-and-challenges -(дата обращения 17.05.19)
18. Paz J., Pinho J. Breaking the Status Quo: Sarkozy’s France, the European Union, and Immigration Reform// Humanity in action URL: https://www.humanityinaction.org/knowledgebase/118-breaking-the-status-quo-sarkozy-s-france-the-european-union-and-immigration-reform - (дата обращения 17.05.19)
19. RADJENOVIC A. Reform of the Dublin system// European Parliament Think Tank, 2019
URL:http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2016/586639/EPRS_BRI%282016%29586639_EN.pdf – (дата обращения 17.05.19)
20. Vluchtelingenwerk Vlaanderen OVERVIEW OF THE LEGAL FRAMEWORK// The Asylum Information Database (AIDA) URL:http://www.asylumineurope.org/reports/country/belgium/overview-legal-framework - (дата обращения 17.05.19)
21. Wets J. The Turkish Community in Austria and Belgium: The Challenge of Integration // Turkish Studies -Vol. 7, No. 1, 85–100, 2006
22. Бадаева А. Возрождение Праворадикальных Партий В Западной Европе// ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В ФОРМИРУЮЩЕМСЯ МИРОПОРЯДКЕ, 2014 – с. 91-106
23. Бубликов В.В. «Ассимиляция или мультикультурализм – опыт зарубежных стран по интеграции иммигрантов» - Вестник томского государственного университета / №315 – 2008 г.
24. Веретевская А. В Мультикультурализм, которого не было : анализ европейских практик политической интеграции этнокультурных меньшинств : монография.; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. сравнительной политологии. — Москва : МГИМО-Университет, 2018. — 182, с.21
25. Геополитические аспекты развития миграционного кризиса в Европе //Миграционный кризис в Европе / под ред. А. П. Кошкина. – Вып. 6. – Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. – 92 с
26. Гулина О. Уроки Парижа: почему ЕС не был готов к новым терактам// РБК URL:http://www.rbc.ru/opinions/politics/23/03/2016/56f238ad9a7947b4cdcf2771 - (дата обращения 08.05.19)
27. Демидов А. М. Институциональные причины кризиса политики мультикультурализма в Европе // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 338-342. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7409/ (дата обращения: 30.04.2019).
28. Долгов Б. Арабо-Мусульманская Диаспора Во Франции: Исламская идентификация и светская демократия // Ислам в современном мире № 3–4, 2012 с. 96- 102
29. Иванова Е.В. Формирование крайне правого движения в Бельгии// Политэкс URL:http://www.politex.info/content/view/407/30/ - (дата обращения 05.05.19)
30. Кисилев В. В., Жукова О. Г., Праворадикальные Организации И Политические Партии Франции: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ// ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ/ № 13, 2016 г с. 61-70
31. Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма. //Официальный сайт Информационный канал новостей политики. Полит Ру– URL: http://polit.ru/article/2007/05/27/multiculturalism/ - (дата обращение 17.05.19)
32. Кулизаде З. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ//
Проблемы восточной философии URL:http://orientalphilosophy.org/nesrler/seminar/87-3a-kul-zade-multikulturalizm-metodologiya-issledovaniya.html - (дата обращения 17.09.19)
33. Купцов. А. Миграционная политика Эммануэля Макрона в первый год президентства// International Studies, 2018 URL: http://internationalstudies.ru/migratsionnaya-politika-emmanuelya-makrona-v-pervyj-god-prezidentstva/ - (14.04.19 дата обращения)
34. Махова А. Мультикультурализм оборачивается новой конкистой// Sensus Novus URL: http://www.sensusnovus.ru/analytics/2013/10/04/17252.html - (дата обращения 03.05.19)
35. Пономарева А. «Мусульмане Европы: прогрессирующий фактор страха» // "Индекс безопасности", 2007, №3, с. 61-79
36. Русских Л. В. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ: ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ РАСКОЛ?// Вестник Южно-Уральского государственного университета. /№ 1 том 13, 2013
37. Рыбаков А. В., Квон Д. А. Мультикультурализм как социальная теория и политическая практика.// Власть, (6), 2016, с. 63-68.
38. Трофимова, Т. И. (2007). Европейская миграция: тенденции и социально-экономические последствия// Известия Байкальского государственного университета, (4), 112-115
39. Тэйлор Ч. Демократическое исключение (и «лекарство» от него?).- перевод Малахова Е. В. // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ.- под ред. Малахова В. С, Тишкова В. А. М., 2002. - Стр 11- 37
40. Узнародов И. М. «Новый национализм в современной Европе»// СОВРЕМЕННАЯ ЕВРОПА/№5, 2015 – с. 79-90
41. Шишло А. Реформа Дублинского соглашения как тест на единство Евросоюза// РИА новости, 2018 URL:https://ria.ru/20180620/1523102647.html - (дата обращения 17.05.19)
42. Шмелева, Н. В. (2011). Иммиграционная политика Франции в 2000-е годы: побуждение и принуждение к интеграции. Вестник МГИМО Университета, (2), 135-140.
43. Шульте фон Драх М. Почему Бельгия? // Süddeutsche Zeitung , 2016 URL:https://www.inopressa.ru/article/23Mar2016/sueddeutsche/brus5.html – (дата обращения 04.03.2017