Введение
Глава I. Публично-правовые и частноправовые аспекты правовой природы недропользования
§1 Правовая природа права недропользования…………………………..8
§2 Лицензионный порядок пользования недрами………………………10
§3 Российская практика договорных отношений в сфере недропользования
§4 Договорные правовые формы недропользования в мировой практике
Глава II. Механизм реализации права недропользования…………………….38
§1 Предоставление права пользования недрами………………………..38
§2 Публично-правовые начала перехода права недропользования…...47
§3 Частноправовой аспект перехода права недропользования
§4 Проблемы правового регулирования перехода права пользования недрами
Заключение…
Список использованной литературы
Надлежащее правовое регулирование отношений по пользованию недрами в Российской Федерации, несомненно, играет значимую роль в развитии хозяйственной деятельности в нашей стране ввиду сохраняющейся ресурсо-ориентированной направленности российской экономической системы. Как известно, доходы от добываемых и экспортируемых полезных ископаемых составляют значительную долю валового внутреннего продукта России. Предприятия минерально-сырьевого сектора выпускают 50-60% общего объема промышленной продукции, или 30-36% ВВП. Поступления в бюджетную систему Российской Федерации во многом зависят от развития добывающей промышленности, её эффективной, чёткой правовой регламентации, направленной на создание условий для рационального использования и охраны недр, защиты как интересов государства, так и прав пользователей недр.
Важность адекватной правовой регламентации отношений по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых обусловлена также объективной, всё возрастающей потребностью человечества в достаточном количестве энергоресурсов. На Петербургском международном экономическом форуме в 2017 году министр энергетики Российской Федерации А.В. Новак отметил, что «все страны, в том числе и Россия, развивают возобновляемые источники энергии, но они не покроют прирост мировых потребностей в энергии. Углеводороды будут ещё несколько десятилетий доминировать. К 2040 году углеводороды будут занимать порядка 80% в структуре энергобаланса. Доля возобновляемых источников энергии увеличится с 3 до 10%».
Горное законодательство Российской Федерации охватывает многочисленные институты, такие как охрана недр, государственное управление отношениями недропользования, платежи за пользование недрами и др. Однако особое значение, с точки зрения его востребованности практикой и важности в определении принципиального подхода государства к свободе доступа частных субъектов к недрам, имеет институт права пользования недрами. В данной работе мы сосредоточимся, главным образом, на таком его аспекте, как предоставление права пользования недрами, а также рассмотрим переход права недропользования, поскольку в особенности на примере перехода права очевидными становятся практические проблемы соотношения гражданско-правового и административного начал в сфере регулирования недропользования в России.
На настоящий момент в российской правовой системе не нашли должного отражения договорно-правовые формы предоставления права недропользования. Потенциально такую возможность предоставляет Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – Закон об СРП), однако, как известно, на основании этого законодательного акта до сих пор не было заключено ни одного соглашения, ввиду, главным образом, экономических причин – сложностей с достижением желаемой рентабельности при весьма существенных инвестициях. Существуют также государственные контракты на выполнение работ по геологическому изучению недр, но эта договорная форма не имеет решающего значения для горнопромышленной отрасли. Между тем, в зарубежной практике можно встретить многочисленные варианты предоставления права пользования недрами на основании договоров – концессионных договоров, сервисных контрактов и др. Многообразие договорно-правовых форм и их востребованность объясняется стремлением найти наиболее привлекательные варианты для инвесторов, развивать меры их экономического стимулирования, значительно не поступившись при этом охраной публичных интересов. Всё большая доля вновь открываемых месторождений полезных ископаемых относится в трудноизвлекаемым запасам, возрастает потребность обращения к месторождениям, относящимся к зонам континентального шельфа, что порождает всё большую необходимость увеличения объёмов инвестиций и повышения эффективности их использования. Кроме того, существование договорных форм предоставления права недропользования позволяет учесть специфику конкретных участков недр. Высокие цены на углеводороды в 2000-е годы и соответственно постоянно возраставшие доходы государственного бюджета позволяли закрывать глаза на недостатки лицензионной системы недропользования и порождали нежелание что-либо реформировать. Однако изменившаяся в 2010-х годах обстановка обнажила признаки кризиса российской горнодобывающей промышленности, в особенности нефтегазовой отрасли. По этой причине актуальным становится вопрос о применении различных правовых форм инвестирования.
Нужно отметить особую важность выбора оптимального режима недропользования именно для России. Если во многих странах эффективно действует и лицензионная (разрешительная) система недропользования, то в современной России, существующей в условиях сохраняющейся непрочности гарантий предпринимательской деятельности, вопрос поиска наиболее подходящего инструмента защиты прав инвестора приобретает большую значимость. Многим исследователям таким инструментом видится договор с его цивилистическими принципами равенства и взаимной ответственности сторон, судебными гарантиями защиты их прав.
Объектом настоящего исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в процессе предоставления и перехода права пользования недрами.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие указанные общественные отношения, а также практика их правоприменения.
Степень разработанности темы настоящего исследования невелика. Отдельные вопросы правового регулирования предоставления и перехода права пользования недрами затрагиваются в юридической литературе в монографиях, посвящённых праву недропользования в целом, например, под авторством Д.В. Василевской, Б.Д. Клюкина, Д.В. Козлова, И.Н. Сидорова и других. Имеются отдельные статьи в научных журналах по данной тематике, к авторам которых следует отнести, в частности, М.В. Дудикова, Р.В. Квитко, В.Д. Мельгунова, Д.Л. Никишина, П.М. Ходырева и других. Однако монографии, полностью посвящённые исследованию правового режима недропользования и комплексно его рассматривающие, в настоящее время отсутствуют, в связи с чем представляется, что тема настоящего исследования в современной правовой науке должным образом не раскрыта.
Целью настоящего исследования является определение сущностных характеристик правового режима недропользования в Российской Федерации, выявление актуальных тенденций и проблем правоприменительной практики в сфере предоставления и перехода права пользования недрами и предложение путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: проанализировать нормативно-правовые акты Российской Федерации, примеры из зарубежной практики правового регулирования недропользования, актуальную российскую правоприменительную практику по вопросам предоставления и перехода права пользования недрами.
В качестве методологической основы работы используются следующие методы: системный, формально-юридический, сравнительный анализ, логический, исторический, толкование права, технико-юридический анализ.
Структура работы обусловлена решением поставленных целей и задач. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Нашедший отражение в данной работе анализ юридической доктрины и правоприменительной практики в сфере права пользования недрами, режима его предоставления и перехода выявил ряд актуальных проблем и позволил прийти к следующим выводам.
Право недропользования является имущественным правом, носящим публично-правовую природу. При характеристике права пользования недрами обойтись исключительно гражданско-правовыми категориями вещного или обязательственного права не представляется возможным.
В условиях рынка требуются меры экономического стимулирования инвесторов, гарантии прав частных субъектов. Как следствие, лицензионная система недропользования, на наш взгляд, не может существовать достаточно плодотворно без внесения, по крайней мере, элементов гражданско-правового регулирования. Использование законодателем в рассматриваемой сфере общественных отношений исключительно административно-правового регулирования делает возможным смещение баланса частных и публичных интересов в сторону публичного субъекта. В результате под удар попадает инвестиционная привлекательность российских недр – механизм гарантирования прав инвестора вследствие оторванности от целостной системы гражданского законодательства искажается и не обеспечивает надлежащей защиты прав и законных интересов частного субъекта. Кроме того, в нынешних условиях лицензионный режим не стимулирует недропользователей к ответственному и рациональному освоению недр, а также не обеспечивает необходимую для инвесторов стабильность условий недропользования, не защищает их от произвола администрации.
Предоставление права пользования недрами в рамках Закона о недрах осуществляется исключительно в административном порядке. Закрепление же формы договорных отношений в лицензии, о котором говорит часть 2 статьи 12 Закона о недрах, возможно, только если лицензия выдана на основании заключенного договора – соглашения о разделе продукции либо государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр. При этом анализируя существо рассматриваемых правоотношений, можно прийти к выводу, что административные акты в действительности «маскируют» фактически достигаемое между государством и недропользователем соглашение. Использование лицензионного порядка несомненно является целесообразным в случае, когда закон полностью исключает возможность одной из сторон определять содержание соглашения, но российская лицензия на право недропользования подразумевает определенные согласительные элементы, что вносит в неё черты договора.
Относительно анализа российской практики договорных отношений в сфере недропользования, необходимо отметить следующее. Закон об СРП устанавливает неоправданно сложную процедуру отнесения участков недр к участкам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, надлежащим образом не продуман механизм ведения переговоров об условиях СРП. Существующая в нынешний момент редакция Закона об СРП не устраивает в полной мере ни инвесторов, ни государство: изменения, внесенные в Закон в 2003 году, сделали СРП максимально непривлекательными для инвесторов, в результате чего с тех пор не было заключено ни одного соглашения; при этом государство не устраивает то, что в рамках существующего регулирования СРП все нити управления проектами оказываются в руках зарубежных компаний. Вместе с тем, на наш взгляд, всё это не должно ставить крест на СРП как модели организации правоотношений государства и инвестора. Расширение возможности доступа к российским недрам, в том числе на участках недр федерального значения, для иностранных инвесторов, а также введение императивных положений, позволяющих государству в ряде отношений (например, при определении размера компенсационной продукции) контролировать деятельность инвестора, могли бы дать Закону об СРП вторую жизнь.
По итогам анализа законодательства и судебной практики, касающихся перехода права пользования недрами, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, регулирование отношений по переходу права недропользования на сегодняшний день носит, в большей степени, публично-правовой характер. Не допускается передача права недропользования путём совершения гражданско-правовых сделок. При переоформлении лицензии запрещён пересмотр условий пользования недрами, являющихся её неотъемлемой частью. Хотя в целом такое императивное регулирование оправдывается необходимостью охраны недр, обеспечение рационального и эффективного использования которых должно являться приоритетом государственной политики по управлению недрами в рамках концепции устойчивого развития, условия современной экономической деятельности требуют расширения частноправовых начал в этой сфере, главным образом, для возрастания инвестиционной привлекательности российских недр как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.
Во-вторых, нормативное регулирование отношений по переходу права пользования недрами сосредоточено на регламентации административной процедуры переоформления лицензии, при этом без внимания остаются многие крайне важные для недропользователей вопросы, например, оформление прав на земельный участок, необходимый для проведения работ на соответствующем горном или геологическом отводе; юридическая судьба недвижимого имущества, фактически связанного с участком недр и необходимого для его разработки (горного имущества); процедура возврата лицензии в случае, если сделка, в результате которой возникло основание для перехода права недропользования и была переоформлена лицензия, будет признана недействительной; ответственность предыдущего недропользователя за нарушения условий пользования недрами.
Представляется, что решение на законодательном уровне этих вопросов поспособствует не только снижению числа судебных споров, но и большей устойчивости и определённости отношений по недропользованию, а значит, и более благоприятному инвестиционному климату.
1.1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. –2014. – № 31. – ст. 4398. – (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). – СПС «Консультант Плюс».
1.2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)[Электронный ресурс]: федер. закон от 05 августа2000 г. №117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2000. – №32. – Ст.3340. – СПС «КонсультантПлюс».
1.3. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 44. – Ст. 4147. – СПС «Консультант Плюс».
1.4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации[Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – №30. – Ст.3012. – СПС «КонсультантПлюс».
1.5. О недрах [Электронный ресурс]: закон РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 10. – Ст. 823. – СПС «Консультант Плюс».
1.6. О соглашениях о разделе продукции [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – №1. – Ст.18. – СПС «КонсультантПлюс».
1.7. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 июля2006 г. №135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3434. –СПС «КонсультантПлюс».
1.8. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 04 мая 2011 г. №99-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – №19. – Ст.2716. – СПС «КонсультантПлюс».
1.9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – №14. – Ст.1652. – СПС «КонсультантПлюс».
1.10. Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2285 // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. – 1994. – №1. – Ст.3. – СПС «КонсультантПлюс».
1.11. Об утверждении Положения о принятии решения о прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 16 сентября 2008 г. № 697 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – №39. – Ст.4437. – СПС «Консультант Плюс».
1.12. Об утверждении Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2003 г. №494-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003. – №17. – Ст.1637. – СПС «Консультант Плюс».
1.13. Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами[Электронный ресурс]: приказ Минприроды РФ от 17 июня 2009 г. №156 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2009. – №38. – СПС «КонсультантПлюс».
1.14. Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр [Электронный ресурс]: приказ Минприроды России от 29 сентября 2009 г. № 315 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – №10. – СПС «Консультант Плюс».
Б. Недействующие нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.15. Горное положение Союза ССР [Электронный ресурс]: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 09 ноября 1927 г. // Собр. законодательства СССР. – 1927. – №68. – Ст.688. – СПС «Консультант Плюс».
1.16. Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах [Электронный ресурс]: закон СССР от 09 июля 1975 г. №1840-IX // Ведомости ВС СССР. – 1975. – №29. – Ст.435. – СПС «Консультант Плюс».
1.17. О недрах и недропользовании [Электронный ресурс]: кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 2017 г. №125-VI // Информационная система «Параграф» [сайт]. – Режим доступа:http://online.zakon.kz.
2.Судебная практика
А. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации
2.1. Постановление Конституционного Суда РФ от 07 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений конституции республики Алтай и Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» :[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.2. Определение Конституционного Суда РФ от 04 марта 2004 г. №90-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 7 статьи 2 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.3. Определение Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2011 г. №204-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Русский вольфрам" на нарушение конституционных прав и свобод частью второй статьи 17.1, пунктом 2 части второй статьи 20, частью четвертой статьи 21 и пунктом 7 части первой статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах":[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.4. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 апреля 2011 г. №ВАС-3584/11 по делу №А58-4506/09:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.5. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 07 октября 2011 г. №ВАС-12412/11 по делу №А63-4244/10:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.6. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. №ВАС-497/13:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.7. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04 февраля 2014 г. №13728/13 по делу №А40-97102/12-154-913:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.8. Определение Верховного Суда РФ от 19 января 2015 г. №310-КГ14-6639:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.9. Определение Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 г. №305-ЭС15-9139:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.10. Определение Верховного Суда РФ от 30 декабря 2015 г. №305-ЭС15-16814:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.11. Определение Верховного Суда РФ от 01 ноября 2016 г. №307-КГ16-16240:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.12. Определение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2016 г. №303-КГ-15014:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.13. Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2016 г. №304-КГ16-17168:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
Б. Иные судебные решения
2.14. Постановление ФАС Уральского округа от 15 июля 2009 г. №Ф09-4888/09-С1 по делу №А07-3607/2009-А-НИИ:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.15. Постановление ФАС Уральского округа от 22 октября 2012 г. №Ф09-10052/2012 :[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.16. Постановление ФАС Уральского округа от 22 октября 2012 г. №Ф09-10055/2012:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.17. Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2012 г. по делу №А40-97102/12-154-93:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.18. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 февраля 2013 г. по делу №А16-761/2011:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.19. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2013 г. по делу №А75-5718/2012:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.20. Постановление от 10 июня 2013 г. по делу №А10-3947/2012 ФАС Восточно-Сибирского округа :[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.21. Постановление ФАС Московского округа от 13 июня 2013 г. по делу №А40-97102/12-154-913:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.22. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2013 г. №18АП-3804/2013:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.23. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2016 г. по делу №А13-10721/2014:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.24. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2013 г. №09АП-40994/2012 по делу №А40-97102/12-154-913:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.25. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2013 г. №18АП-3804/2013:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.26. Постановление ФАС Поволжского округа от 29 июля 2014 г. по делу №А57-17563/12:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.27. Постановление АС Дальневосточного округа от 27 мая 2015 г. №Ф03-1495/2015:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.28. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2016 г. по делу №А70-6325/2015:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.29. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2016 г. № 06АП-2803/2016 по делу № А73-13709/2015 :[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.30. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2016 г. №09АП-27443/2016:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.31. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2016 г. по делу № А57-27523/2014:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.32. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2016 г. по делу N А33-734/2016 :[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.33. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2016 г. №18АП-8113/2016:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
2.34. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2016 г. №18АП-13370/2016:[Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
3. Специальная литература
А. Книги
3.1. Аллен Ф., Мани С., Кипинг Дж. Передача лицензий на добычу нефти и газа – важный фактор развития экономики Канады // Анализ нормативно-правовых баз по недропользованию, действующих в России и в Канаде. – М., 2001. – 201 с.
3.2. Бринчук, М.М. Экологическое право : учебник /М.М. Бринчук. – 4-е изд. – М.Эксмо, 2010. –672 с.
3.3.Дудиков, М.В. Прекращение права пользования недрами : теория и практика / М.В. Дудиков. – М. : Издательство АНО «Аудит недропользования и консалтинг», 2008. – 190 с.
3.4. Клюкин, Б.Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки : Англия, Канада, США, Франция, ФРГ / Б.Д. Клюкин. – М. : Городец, 2000. – 443 с.
3.5. Кокин, В.Н. Недропользование : теоретико-правовой анализ / В.Н. Кокин. - М. : «Нестор Академик Паблишерз», 2005. – 224 с.
3.6. Махлина, М.И. Избранные публикации. 1992-1999 / М.И. Махлина. – М., 2000. – 126 с.
3.7. Пешков, А.Б. Проблемы административно-правового метода регулирования советских общественных отношений / А.Б. Пешков. – Иркутск, 1974. – 180 с.
3.8. Сидоров, И.Н. Право пользования недрами в России : возникновение и переход / И.Н. Сидоров. – Науч. изд. – М. : Проспект, 2016. – 128 с.
3.9. Сосна, С.А. Концессионные соглашения: теория и практика / С.А. Сосна. – М.: Нестор Академик Паблишерз, 2002. – 252 с.
3.10. Ходырев П.М. Договор и лицензия в механизме возникновения права пользования недрами // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Материалы Международной VI научной конференции молодых учёных : сборник науч. статей / отв. ред. Ю.С. Поваров. – Самара : «Универс-групп», 2006. С. 163-165.
Б. Статьи:
3.11. Быстров, Г.Е. О разрешительном (административно-правовом) и договорном (гражданско-правовом) регулировании недропользования в России / Г.Е. Быстров// Argumentumadjudicium. Том 1. – М., 2006. – С.473-481.
3.12. Даниленко, М.А., Курский, А.Н. Скважина как элемент горного имущества / М.А. Даниленко, А.Н. Курский // Нефть России. – 2000. – № 12. – С. 33-37.
3.13. Дроздов, И.А. О развитии правового регулирования недропользования / И.А. Дроздов // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 2007. - №8. – С. 30-44.
3.14. Дудиков, М.В. Понятие и виды мер правового обеспечения публичных интересов при недропользовании / М.В. Дудиков // LexRussica. – 2016. – №5. – С. 105-116.
3.15. Елисеев, В.С. Почему неэффективен механизм соглашений о разделе продукции? / В.С. Елисеев // Право и государство. – 2012. – №12. – С. 109-112.
3.16. Квитко, Р.В. Правовые условия привлечения инвесторов в недропользовании: на примере проблем законодательного регулирования нефтегазового сектора в России / Р.В. Квитко, Д.Б. Смирнягин,Б.В.Галеев// Закон. – 2015. – №1. – С. 24-37.
3.17. Кириллова, Т.Е. Правовая природа прав пользования недрами: соотношение публично-правовых и гражданско-правовых начал / Т.Е. Кириллова // Нефть, газ и право. – 2014. – №6. – С. 27-34.
3.18. Кокин, В.Н. Лицензионное соглашение при недропользовании / В.Н. Кокин // Право и экономика. – 2008. – №4. – С. 16-18.
3.19. Мазков, Е.Ю. Аукционы на право пользования участками недр: актуальные проблемы правоприменения// Нефтегаз, энергетика и законодательство. – Вып. 5. – 2005-2006. – С. 56-64.
3.20. Мельгунов, В.Д. К вопросу о правовой природе права пользования недрами / В.Д. Мельгунов // Нефть, Газ и Право. – 2008. – №3. – С. 27-34.
3.21. Мельгунов, В.Д. О понятии, содержании и правовой природе права пользования недрами / В.Д. Мельгунов // Государство и право. – 2008. – №9. – С. 43-50.
3.22. Мельгунов, В.Д. Правовое регулирование перехода права пользования недрами: соотношение частноправовых и публично-правовых элементов в действующем законодательстве / В.Д. Мельгунов // Нефть, Газ и Право. – 2008. – №4. – С. 25-32.
3.23. Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ (постановление Межпарламентской ассамблеи стран - участников СНГ от 07.12.2002 г. №20-8) // Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ. – 2003. – №30. – Ч. 2.
3.24. Морковских, К.Д. Административно-разрешительный метод в правовом регулировании отношений недропользования / К.Д. Морковских // Петербургский юрист. – 2016. – №4. – С. 141-147.
3.25. Никишин, Д.Л. Предоставление права пользования участками недр как правовой институт горного права / Д.Л. Никишин // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2013. – №5. – С. 88-99.
3.26. Пиванова, А.В. Концессионные модели предоставления прав недропользования в целях разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе: отечественный и зарубежный опыт / А.В. Пиванова // Нефть, Газ и Право. – 2012. – №3. – С. 57-61.
3.27. Пиванова, А.В. Становление и развитие законодательства Бразилии в нефтегазовой сфере / А.В. Пиванова // Латинская Америка. – 2012. – №12. – С. 16-19.
3.28. Сидоров, И.Н. Переход права пользования недрами: аспекты комплексного регулирования / И.Н. Сидоров // Право и государство: теория и практика. – 2010. – №4. – С. 91-94.
3.29. Сидоров, И.Н. Система правоотношений при переходе права пользования недрами как межинституциональная проблема горного права / И.Н. Сидоров // Актуальные проблемы горного права. – М. : МГЮА, 2010. – С. 131-135.
3.30. Скобелева, Л.В. Проблемы соглашений о разделе продукции в России в современный период / Л.В. Скобелева // Проблемы безопасности российского общества. – 2015. – № 4. – С. 78-87.
3.31. Сосна, С.А. Становление концессионно-договорных отношений в Российском недропользовании: проблемы и перспективы формирования нового законодательства / С.А. Сосна // Московский журнал международного права. – 2005. – Специальный выпуск, декабрь. – С. 118-148.
3.32. Токмаков, Е.А. Об эффективности реализации соглашения о разделе продукции на примере проекта «Сахалин-2» / Е.А. Токмаков // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий : материалы конференции. – Хабаровск, 2016. – С. 363-366.
3.33. Толстых, Н.И. Правовое регулирование организации и проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами /Н.И. Толстых // Право и экономика. – 2000. – №3. – С. 63-65.
3.34. Хаустов, Д.В. Природоресурсное лицензирование : теория правового регулирования / Д.В. Хаустов // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. – 2004. – №5. – С.67-93.
3.35. Экимов, А.И., Курбанов, Р.А. Правовое регулирование инвестиций в ТЭК в Республике Казахстан / А.И. Экимов, Р.А. Курбанов // Чёрные дыры в российском законодательстве. – 2010. – №4. – С. 32-35.
3.36. Finked,R.D.RegionalImpactofProjectSpending / R.D. Finked, A.A. Arbatov,A.V. Moukhin,A. Suvorov, H.L. York// Oil&GasExecutive, SocietyofPetroleumEngineers, p.38-43,50.
В. Диссертации и авторефераты диссертаций:
3.37. Колдаев, С.В. Договорные формы недропользования :автореф. дис. … канд. юрид. наук / С.В. Колдаев. – М., 2005. – 32 с.
3.38. Сапожников, А.В. Правовой режим перехода права пользования участками недр в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.В. Сапожников.– М., 2006. – 30 с.
3.39. Храмов, Д.Г. Право пользования недрами в Российской Федерации :автореф. дис. … канд. юрид. наук / Д.Г. Храмов. – М., 2004. – 24 с.