СПЕЦИФИКА РЕКЛАМЫ НА СОВРЕМЕННОМ СУДАНСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ
|
Введение 3
Глава 1. Понятие рекламы 9
1.1 Роль рекламы в современном мире 15
Глава 2. Реклама товаров и услуг в периодических изданиях Республики Судан 18
2.1 История развития рекламы в печатных изданиях 18
2.2. Некоторые образцы рекламы из газеты «Аль-Миджхар» 21
2.3. Некоторые образцы рекламы из газеты «Аль-Йоум ат-Тали». 26
2.4. Реклама в электронных версиях суданских газет 32
Глава 3. Реклама международных компаний в Судане 34
3.1. Международный маркетинг 34
3.2. Зарубежные компании на суданском рынке: реклама; способы взаимодействия. 37
Глава 4. Туризм и реклама туристских услуг в Судане 49
4.1. Сведения о туризме в Судане 49
4.2. Рекламные кампании туристических агентств 50
Заключение 54
Список использованных источников и исследований 58
Приложение 63
Опрос населения Судана «Роль рекламы в вашей жизни» 73
Глава 1. Понятие рекламы 9
1.1 Роль рекламы в современном мире 15
Глава 2. Реклама товаров и услуг в периодических изданиях Республики Судан 18
2.1 История развития рекламы в печатных изданиях 18
2.2. Некоторые образцы рекламы из газеты «Аль-Миджхар» 21
2.3. Некоторые образцы рекламы из газеты «Аль-Йоум ат-Тали». 26
2.4. Реклама в электронных версиях суданских газет 32
Глава 3. Реклама международных компаний в Судане 34
3.1. Международный маркетинг 34
3.2. Зарубежные компании на суданском рынке: реклама; способы взаимодействия. 37
Глава 4. Туризм и реклама туристских услуг в Судане 49
4.1. Сведения о туризме в Судане 49
4.2. Рекламные кампании туристических агентств 50
Заключение 54
Список использованных источников и исследований 58
Приложение 63
Опрос населения Судана «Роль рекламы в вашей жизни» 73
Представленная выпускная квалификационная работа (ВКР) является продолжением исследовательских проектов прошлых лет в области изучения такого непростого для Ближнего Востока элемента экономики как реклама. Они осуществлялись путем изучения и осмысления рекламных мероприятий в СМИ Судана, в том числе в виде наружной рекламы, которую можно наблюдать на улицах мегаполиса, а также в крупных и средних населенных пунктах.
В ходе работы над темой были изучены положение и специфика рекламы в условиях нынешнего суданского рынка. Особую важность, как представляется, приобрело изучение методов воздействия на потребительские желания масс через печатные источники, а именно, через страницы объявлений и реклам в газетных изданиях «Ас-Судани», «Аль-Миджхар», «Аль-Йоум ат-Тали», «Аль-Интибаха», «Ас-Сахафа», «Ат-Тайяр» и через другие печатные и электронные СМИ. Немаловажным фактором внедрения рекламы в обществе Судана явилась деятельность ряда компаний по созданию рекламных образов с тем, чтобы продвинуть свой продукт на местный, суданский, и арабский рынки. Таким образом, деятельность по распространению рекламы также попала в сферу интересов исследователя, выполнившего данную ВКР.
Таким образом, цель работы сводится к исследованию особенностей рекламы в современном Судане.
Среди задач работы можно выделить следующие:
• Определить сущность и дать оценку печатной и наружной рекламы;
• Оценить степень присутствия рекламы на рынке;
• Выделить международные и национальные учреждения и предприятия, обладающие большим интересом в создании рекламируемого продукта на суданском рынке;
• Рассмотреть лингвистический и визуальный аспект в формировании суданской рекламной продукции;
• Выявить позитивные стороны и недостатки исследуемых образцов рекламы и дать им объективную оценку;
Актуальность темы:
Реклама, представляя собой социально-экономическое явление, претерпевает постоянные изменения с течением времени. Она изменяется и эволюционирует вместе со становлением и развитием экономического потенциала рынка: разрабатываются новые способы ведения рекламных компаний, внедряются новые рекламные технологии.
Археологические раскопки показывают, что реклама появилась тогда, когда возникли первые товары и люди, которые хотели их продать. На местах древнейших поселений по всему земному шару археологи находят таблички, глиняные пластины, которые извещали жителей о предоставляемых им услугах и развлечениях, содержали информацию о продаже различных товаров. Фактически первые признаки рекламы были обнаружены в руинах древней Аравии в виде устного информирования о продаже товаров и настенных объявлений. Древние египтяне были первыми, кто инициировал рекламные листовки (флаеры), используя в качестве основы папирус.
История рекламы и методов рекламирования уходит корнями в ранние периоды развития человеческого общества, начиная с простейших форм и постепенно переходя к более сложным и многоплановым структурам рекламной деятельности, являясь на сегодняшний день неотъемлемой частью нашей жизни.
Выдающийся маркетолог Филип Котлер даёт следующее определение рекламы: «Реклама – неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования». Основными целями рекламы являются распространение коммерческой информации о продукте, создание осведомленности у клиентов о фирме и товаре, поддержание приверженности конкретному бренду. Реклама, как и другие формы маркетинговых коммуникаций, являются жизненно важным средством общения между производителем и клиентом. Она помогает создать эффективные рынки, как на национальном, так и на международном уровне, принося при этом значительные выгоды потребителю, компании и обществу в целом.
По данным исследования «Ведение бизнеса», Судан до сих пор находится в экономическом застое. На 2017 год лишь один пункт демонстрирует подъем (обеспечение исполнению контрактов), тогда как другие (создание предприятий, международная торговля, получение разрешений на строительство) существенно снизились. Хоть в наши дни бизнесу в Судане приходится нелегко, существующие компании продолжают функционировать и развивать свои маркетинговые стратегии, что позволяет рынку оставаться конкурентоспособным. В данных условиях местные организации не могут не уделять интерес рекламе, так как она является средством, которое поможет выделиться им среди остальных предприятий и компаний. Следовательно, рекламный бизнес не стоит на месте.
Потребительской аудиторией в данной работе являются жители Судана, в подавляющем большинстве - представители негроидной расы и мусульманского вероисповедания (97% населения – мусульмане-сунниты). Уже два данных факта, указывающих на характер целевой аудитории, указывают на высокую вероятность наличия особой специфики при подаче информации.
Нашей задачей является рассмотрение методов воздействия рекламы на аудиторию и выявление специфики создания рекламных объявлений в Судане, в частности, в столице страны - городе Хартум.
Новизна работы:
В отечественной науке работ по маркетинговой деятельности стран Ближнего Востока очень мало. Надо признать, что Санкт-Петербургский государственный университет был одним из первых, в стенах которого выполнялись первые исследования, рассматривавшие отдельные аспекты рекламы и маркетинга. Именно здесь появились диссертационная работа Самар Шуннар Савалха «Паблик рилейшнз в Палестине». Вопросы рекламы на Ближнем Востоке затрагивались и в других трудах, в частности в работе И.В. Герасимова «История публицистики Судана». Насколько известно, делаются попытки и дальше исследовать рекламные тенденции в странах Ближнего Востока. Среди работ на английском языке интерес представляют сравнительное исследование «Gender and the language of advertising: a sociolinguistic analysis of women’s representation in British and Moroccan magazine advertisements» Линды Ахмед Хамад, «A qualitative insight into Islamic advertising ethics» Мухаммада Нуризуддина Нуха. Благодаря таким исследованиям можно понять, как ученые, и в то же время представители той же культуры, что и объект исследования, смотрят на ситуацию.
В предпринятом исследовании впервые исследуются реклама страны, которая редко является предметом изучения в отечественном востоковедении. Собран и проанализирован значительный эмпирический материал, который был предоставлен участниками двух экспедиций СПбГУ в Республику Судан. Выполнению данной работы во многом способствовал тот факт, что между Хартумским университетом и Санкт-Петербургским государственным университетом заключен договор о сотрудничестве. Значительную помощь в написании работы оказали комментарии преподавателей из университета в Хартуме, в том числе доктор Сумейи Абд аль-Азиз Хасан.
Метод исследования:
Так как исследование является уникальным, и подобных ему исследований зафиксировано не было, предметную область работы составляют запечатленные баннеры, флаеры, визитки, интернет-реклама и, конечно же, материалы СМИ суданского происхождения. Это объясняется тем, что печатные издания, на наш взгляд, занимают важное место в анализе рекламы, так как для представителей фирм газеты они являются эффективными промоутерами. Пресса, как средство рекламы, имеет много преимуществ. Среди них - большая аудитория, обеспечивающая высокий процент просмотра рекламного объявления. Большой тираж дает возможность контактировать с несколькими тысячами читателей за умеренную сумму. Также данный способ рекламы предоставляет рекламодателю шанс выбирать место на полосе, которым может оказаться как одна строка в одном из нижних углов, так и целая страница издания.
Помимо задействования экземпляров различных суданских газет, удалось изучить и наружную рекламу в Судане. Это более затратный способ рекламирования, но, тем не менее, в случае его использования, аудитория потенциальных потребителей возрастает. Водители, пешеходы и прочие обращают внимание на разнообразные биллборды с изображениями объекта рекламы той или иной фирмы. Некоторые элементы имеют общие черты с западной рекламой или же заимствуют из нее. По этим причинам мы решили прибегнуть к характеристике вышеперечисленных средств рекламы, а именно, к печатным изданиям и наружной рекламе.
В целях получения важного объема информации о стране и о современном экономическом положении в ее пределах, была изучена экспертно-информационная интернет-площадка «Arafnews», ежегодный отчет Всемирного банка «doing business» и другие авторитетные интернет - источники.
Благодаря личным контактам с местным населением, образовавшимся преимущественно после визита делегации Санкт-Петербургского университета в Хартум, который состоялся в 2015 году, удалось получить новые экземпляры рекламных объявлений, провести анкетирование.
Основой для теоретической составляющей работы являлись труды ведущих специалистов в области маркетинга Ф. Котлера (“Основы маркетинга”), мастера рекламного дела Д. Огилви и других зарубежных исследователей. Из отечественных работ были использованы работы А.Н. Мудрова ("Основы рекламы"), В.Б. Устина ("Искусство наружной рекламы") и Е.В. Медведевой. Её книга “Рекламная коммуникация” даёт глубокие знания о создании рекламного образа, к тому же автор данной работы рассматривает образцы рекламы на английском и немецком языках.
При написании работы применялись теоретические методы исследования, такие как анализ и синтез, и практические: контент - анализ, опрос и наблюдение в пределах Республики Судан.
В ходе работы над темой были изучены положение и специфика рекламы в условиях нынешнего суданского рынка. Особую важность, как представляется, приобрело изучение методов воздействия на потребительские желания масс через печатные источники, а именно, через страницы объявлений и реклам в газетных изданиях «Ас-Судани», «Аль-Миджхар», «Аль-Йоум ат-Тали», «Аль-Интибаха», «Ас-Сахафа», «Ат-Тайяр» и через другие печатные и электронные СМИ. Немаловажным фактором внедрения рекламы в обществе Судана явилась деятельность ряда компаний по созданию рекламных образов с тем, чтобы продвинуть свой продукт на местный, суданский, и арабский рынки. Таким образом, деятельность по распространению рекламы также попала в сферу интересов исследователя, выполнившего данную ВКР.
Таким образом, цель работы сводится к исследованию особенностей рекламы в современном Судане.
Среди задач работы можно выделить следующие:
• Определить сущность и дать оценку печатной и наружной рекламы;
• Оценить степень присутствия рекламы на рынке;
• Выделить международные и национальные учреждения и предприятия, обладающие большим интересом в создании рекламируемого продукта на суданском рынке;
• Рассмотреть лингвистический и визуальный аспект в формировании суданской рекламной продукции;
• Выявить позитивные стороны и недостатки исследуемых образцов рекламы и дать им объективную оценку;
Актуальность темы:
Реклама, представляя собой социально-экономическое явление, претерпевает постоянные изменения с течением времени. Она изменяется и эволюционирует вместе со становлением и развитием экономического потенциала рынка: разрабатываются новые способы ведения рекламных компаний, внедряются новые рекламные технологии.
Археологические раскопки показывают, что реклама появилась тогда, когда возникли первые товары и люди, которые хотели их продать. На местах древнейших поселений по всему земному шару археологи находят таблички, глиняные пластины, которые извещали жителей о предоставляемых им услугах и развлечениях, содержали информацию о продаже различных товаров. Фактически первые признаки рекламы были обнаружены в руинах древней Аравии в виде устного информирования о продаже товаров и настенных объявлений. Древние египтяне были первыми, кто инициировал рекламные листовки (флаеры), используя в качестве основы папирус.
История рекламы и методов рекламирования уходит корнями в ранние периоды развития человеческого общества, начиная с простейших форм и постепенно переходя к более сложным и многоплановым структурам рекламной деятельности, являясь на сегодняшний день неотъемлемой частью нашей жизни.
Выдающийся маркетолог Филип Котлер даёт следующее определение рекламы: «Реклама – неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования». Основными целями рекламы являются распространение коммерческой информации о продукте, создание осведомленности у клиентов о фирме и товаре, поддержание приверженности конкретному бренду. Реклама, как и другие формы маркетинговых коммуникаций, являются жизненно важным средством общения между производителем и клиентом. Она помогает создать эффективные рынки, как на национальном, так и на международном уровне, принося при этом значительные выгоды потребителю, компании и обществу в целом.
По данным исследования «Ведение бизнеса», Судан до сих пор находится в экономическом застое. На 2017 год лишь один пункт демонстрирует подъем (обеспечение исполнению контрактов), тогда как другие (создание предприятий, международная торговля, получение разрешений на строительство) существенно снизились. Хоть в наши дни бизнесу в Судане приходится нелегко, существующие компании продолжают функционировать и развивать свои маркетинговые стратегии, что позволяет рынку оставаться конкурентоспособным. В данных условиях местные организации не могут не уделять интерес рекламе, так как она является средством, которое поможет выделиться им среди остальных предприятий и компаний. Следовательно, рекламный бизнес не стоит на месте.
Потребительской аудиторией в данной работе являются жители Судана, в подавляющем большинстве - представители негроидной расы и мусульманского вероисповедания (97% населения – мусульмане-сунниты). Уже два данных факта, указывающих на характер целевой аудитории, указывают на высокую вероятность наличия особой специфики при подаче информации.
Нашей задачей является рассмотрение методов воздействия рекламы на аудиторию и выявление специфики создания рекламных объявлений в Судане, в частности, в столице страны - городе Хартум.
Новизна работы:
В отечественной науке работ по маркетинговой деятельности стран Ближнего Востока очень мало. Надо признать, что Санкт-Петербургский государственный университет был одним из первых, в стенах которого выполнялись первые исследования, рассматривавшие отдельные аспекты рекламы и маркетинга. Именно здесь появились диссертационная работа Самар Шуннар Савалха «Паблик рилейшнз в Палестине». Вопросы рекламы на Ближнем Востоке затрагивались и в других трудах, в частности в работе И.В. Герасимова «История публицистики Судана». Насколько известно, делаются попытки и дальше исследовать рекламные тенденции в странах Ближнего Востока. Среди работ на английском языке интерес представляют сравнительное исследование «Gender and the language of advertising: a sociolinguistic analysis of women’s representation in British and Moroccan magazine advertisements» Линды Ахмед Хамад, «A qualitative insight into Islamic advertising ethics» Мухаммада Нуризуддина Нуха. Благодаря таким исследованиям можно понять, как ученые, и в то же время представители той же культуры, что и объект исследования, смотрят на ситуацию.
В предпринятом исследовании впервые исследуются реклама страны, которая редко является предметом изучения в отечественном востоковедении. Собран и проанализирован значительный эмпирический материал, который был предоставлен участниками двух экспедиций СПбГУ в Республику Судан. Выполнению данной работы во многом способствовал тот факт, что между Хартумским университетом и Санкт-Петербургским государственным университетом заключен договор о сотрудничестве. Значительную помощь в написании работы оказали комментарии преподавателей из университета в Хартуме, в том числе доктор Сумейи Абд аль-Азиз Хасан.
Метод исследования:
Так как исследование является уникальным, и подобных ему исследований зафиксировано не было, предметную область работы составляют запечатленные баннеры, флаеры, визитки, интернет-реклама и, конечно же, материалы СМИ суданского происхождения. Это объясняется тем, что печатные издания, на наш взгляд, занимают важное место в анализе рекламы, так как для представителей фирм газеты они являются эффективными промоутерами. Пресса, как средство рекламы, имеет много преимуществ. Среди них - большая аудитория, обеспечивающая высокий процент просмотра рекламного объявления. Большой тираж дает возможность контактировать с несколькими тысячами читателей за умеренную сумму. Также данный способ рекламы предоставляет рекламодателю шанс выбирать место на полосе, которым может оказаться как одна строка в одном из нижних углов, так и целая страница издания.
Помимо задействования экземпляров различных суданских газет, удалось изучить и наружную рекламу в Судане. Это более затратный способ рекламирования, но, тем не менее, в случае его использования, аудитория потенциальных потребителей возрастает. Водители, пешеходы и прочие обращают внимание на разнообразные биллборды с изображениями объекта рекламы той или иной фирмы. Некоторые элементы имеют общие черты с западной рекламой или же заимствуют из нее. По этим причинам мы решили прибегнуть к характеристике вышеперечисленных средств рекламы, а именно, к печатным изданиям и наружной рекламе.
В целях получения важного объема информации о стране и о современном экономическом положении в ее пределах, была изучена экспертно-информационная интернет-площадка «Arafnews», ежегодный отчет Всемирного банка «doing business» и другие авторитетные интернет - источники.
Благодаря личным контактам с местным населением, образовавшимся преимущественно после визита делегации Санкт-Петербургского университета в Хартум, который состоялся в 2015 году, удалось получить новые экземпляры рекламных объявлений, провести анкетирование.
Основой для теоретической составляющей работы являлись труды ведущих специалистов в области маркетинга Ф. Котлера (“Основы маркетинга”), мастера рекламного дела Д. Огилви и других зарубежных исследователей. Из отечественных работ были использованы работы А.Н. Мудрова ("Основы рекламы"), В.Б. Устина ("Искусство наружной рекламы") и Е.В. Медведевой. Её книга “Рекламная коммуникация” даёт глубокие знания о создании рекламного образа, к тому же автор данной работы рассматривает образцы рекламы на английском и немецком языках.
При написании работы применялись теоретические методы исследования, такие как анализ и синтез, и практические: контент - анализ, опрос и наблюдение в пределах Республики Судан.
В данной выпускной квалификационной работе ставилась задача выяснить суть и дать оценку механизму наружной рекламы в Судане и рекламы в печатных суданских изданиях наряду с вариантами формирования рыночных предпочтений у потенциальных потребителей. В ходе работы выяснилось, что методы формирования взглядов на товар посредством рекламы в Судане несколько отличаются от того, что привык видеть «европейский глаз». Заказчики в большинстве своем пытаются вместить максимум подробнейшей информации на минимальном пространстве. Подобный сумбурный характер рекламы может быть объяснен тремя путями:
1) Экономия пространства: заказчик пытается выжать из предоставленного его рекламного места максимум и старается уместить все, кажущееся ему важным, о своем товаре;
2) Привлекательность подобного типа рекламы среди людей: заказчик пытается следовать общепринятым тенденциям, которые используются при продвижении продукта, так как вышеупомянутая «сумбурность» является отличительной чертой суданской рекламы и, видимо, имеет непосредственное воздействие на массы. Одним словом, так принято.
3) Стремление достичь такого же эффекта, который характерен для западной рекламной продукции, в которой изображения людей служат в качестве основного элемента рекламы.
Второй задачей работы являлось выявления предприятий или учреждений, обладающих большим интересом в рекламировании своих товаров. В ходе исследования было определено, что чаще всего к рекламированию своих услуг прибегают банки, зарубежные компании, выпускающие напитки, и телекоммуникационные компании. Оповещения о деятельности банков чаще всего встречаются на полосах печатных изданий. Однако они нередко попадаются и на улицах страны. В равной степени заметны надписи «Coca-Cola» / «Pepsi» и «MTN» / «Зайн» (также на арабском) в газетах, и на биллбордах. Подобная тенденция объясняется немалым количеством банков в стране (их более 30-ти), относительно малому числу телекоммуникационных (всего лишь три) и зарубежных компаний, занимающихся производством напитков (их две). Таким образом, реклама одного банка может встречаться не так часто, но в сумме, число рекламирующих себя банков настолько велико, что создается уверенность, будто суданцы в основной своей массе раздумывают над вопросом помещения своих вкладов.
Третьей задачей работы было рассмотрение лингвистического аспекта в формировании суданской рекламной продукции. На протяжении всего исследования встречались лексические ошибки. Чаще они встречались в словах неарабского происхождения (названия городов, устоявшиеся понятия), чему может быть три объяснения:
1) Неграмотность или неосведомленность заказчика рекламы о правилах правописания тех или иных слов;
2) Недосмотр редактора печатного издания / проверяющего баннеры и биллборды на предмет выявления ошибок, помарок и недочетов;
3) Опечатки при наборе текстов газеты или при производстве наружной рекламы.
Помимо этого с лингвистической точки зрения у суданской рекламы есть ещё одна особенность. Она может свободно оперировать как диалектами, так и иностранными языками, а в конкретном случае: суданским диалектом и английским языком. Так, например, при прочтении объявления, кажется, что видишь перед собой арабские слова, а на самом деле это английские слова и выражения на арабской письменности. Существует несколько причин данному явлению:
1) Иностранные слова могут использоваться, чтобы подчеркнуть уникальность продукта (его зарубежное происхождение);
2) Наличие иностранных общин, проживающих на территории Республики Судан;
3) Вера в то, что использование выражений на иностранном языке добавит остроту и притягательность к рекламному образу и повысит репутацию продукции.
Кроме того, перед исследованием стояла задача выделить место и роль рекламы в современном суданском обществе, определить недостатки и достижения исследуемых образцов рекламы и дать им объективную оценку. Ответы респондентов из Судана показали, что роль рекламы в обществе действительно важна, что её роль в выборе продукции и услуг достаточно высока (94,9% и 95,1% респондентов соответственно). Однако, что касается вопросов о наиболее и наименее привлекательных рекламных объявлениях, респонденты подтвердили, что рекламному бизнесу в Судане ещё есть над чем поработать. Очевидно, что практика информирования населения посредством рекламы занимает не последнюю роль в суданском обществе. Сама концепция рекламирования выведена на должный уровень, и разнообразные виды рекламы встречаются повсеместно. Поскольку, согласно теории Кейнса , предложение создается спросом, то подобный массив рекламной продукции необходимо вести в таком объеме, чтобы впоследствии найти отклик у жителей Судана.
Последней задачей исследования было сформулировать перспективы развития и гипотезы касательно путей улучшения качества подачи рекламного материала. Несмотря на тот факт, что подавляющее большинство образцов рекламы носит арабскую стилистику (шрифты, оформление), есть некоторые компании и фирмы, которые предпочитают использовать «западную» тенденцию при оповещениях о своем товаре. Этим отличаются компании, имеющие выход на международный рынок. Тем не менее, большинство образцов рекламы в Хартуме (в особенности, в печатных изданиях) отличается кучностью и сумбурностью подачи материала. Заказчики явно скупятся на приобретение рекламного места и пытаются буквально втиснуть всю кажущуюся им важной информацию на мизерном пространстве на полосе. Тем не менее, доминирование подобной практики рекламирования может свидетельствовать о том, что она более успешна, чем «европеизированные» образцы рекламы.
1) Экономия пространства: заказчик пытается выжать из предоставленного его рекламного места максимум и старается уместить все, кажущееся ему важным, о своем товаре;
2) Привлекательность подобного типа рекламы среди людей: заказчик пытается следовать общепринятым тенденциям, которые используются при продвижении продукта, так как вышеупомянутая «сумбурность» является отличительной чертой суданской рекламы и, видимо, имеет непосредственное воздействие на массы. Одним словом, так принято.
3) Стремление достичь такого же эффекта, который характерен для западной рекламной продукции, в которой изображения людей служат в качестве основного элемента рекламы.
Второй задачей работы являлось выявления предприятий или учреждений, обладающих большим интересом в рекламировании своих товаров. В ходе исследования было определено, что чаще всего к рекламированию своих услуг прибегают банки, зарубежные компании, выпускающие напитки, и телекоммуникационные компании. Оповещения о деятельности банков чаще всего встречаются на полосах печатных изданий. Однако они нередко попадаются и на улицах страны. В равной степени заметны надписи «Coca-Cola» / «Pepsi» и «MTN» / «Зайн» (также на арабском) в газетах, и на биллбордах. Подобная тенденция объясняется немалым количеством банков в стране (их более 30-ти), относительно малому числу телекоммуникационных (всего лишь три) и зарубежных компаний, занимающихся производством напитков (их две). Таким образом, реклама одного банка может встречаться не так часто, но в сумме, число рекламирующих себя банков настолько велико, что создается уверенность, будто суданцы в основной своей массе раздумывают над вопросом помещения своих вкладов.
Третьей задачей работы было рассмотрение лингвистического аспекта в формировании суданской рекламной продукции. На протяжении всего исследования встречались лексические ошибки. Чаще они встречались в словах неарабского происхождения (названия городов, устоявшиеся понятия), чему может быть три объяснения:
1) Неграмотность или неосведомленность заказчика рекламы о правилах правописания тех или иных слов;
2) Недосмотр редактора печатного издания / проверяющего баннеры и биллборды на предмет выявления ошибок, помарок и недочетов;
3) Опечатки при наборе текстов газеты или при производстве наружной рекламы.
Помимо этого с лингвистической точки зрения у суданской рекламы есть ещё одна особенность. Она может свободно оперировать как диалектами, так и иностранными языками, а в конкретном случае: суданским диалектом и английским языком. Так, например, при прочтении объявления, кажется, что видишь перед собой арабские слова, а на самом деле это английские слова и выражения на арабской письменности. Существует несколько причин данному явлению:
1) Иностранные слова могут использоваться, чтобы подчеркнуть уникальность продукта (его зарубежное происхождение);
2) Наличие иностранных общин, проживающих на территории Республики Судан;
3) Вера в то, что использование выражений на иностранном языке добавит остроту и притягательность к рекламному образу и повысит репутацию продукции.
Кроме того, перед исследованием стояла задача выделить место и роль рекламы в современном суданском обществе, определить недостатки и достижения исследуемых образцов рекламы и дать им объективную оценку. Ответы респондентов из Судана показали, что роль рекламы в обществе действительно важна, что её роль в выборе продукции и услуг достаточно высока (94,9% и 95,1% респондентов соответственно). Однако, что касается вопросов о наиболее и наименее привлекательных рекламных объявлениях, респонденты подтвердили, что рекламному бизнесу в Судане ещё есть над чем поработать. Очевидно, что практика информирования населения посредством рекламы занимает не последнюю роль в суданском обществе. Сама концепция рекламирования выведена на должный уровень, и разнообразные виды рекламы встречаются повсеместно. Поскольку, согласно теории Кейнса , предложение создается спросом, то подобный массив рекламной продукции необходимо вести в таком объеме, чтобы впоследствии найти отклик у жителей Судана.
Последней задачей исследования было сформулировать перспективы развития и гипотезы касательно путей улучшения качества подачи рекламного материала. Несмотря на тот факт, что подавляющее большинство образцов рекламы носит арабскую стилистику (шрифты, оформление), есть некоторые компании и фирмы, которые предпочитают использовать «западную» тенденцию при оповещениях о своем товаре. Этим отличаются компании, имеющие выход на международный рынок. Тем не менее, большинство образцов рекламы в Хартуме (в особенности, в печатных изданиях) отличается кучностью и сумбурностью подачи материала. Заказчики явно скупятся на приобретение рекламного места и пытаются буквально втиснуть всю кажущуюся им важной информацию на мизерном пространстве на полосе. Тем не менее, доминирование подобной практики рекламирования может свидетельствовать о том, что она более успешна, чем «европеизированные» образцы рекламы.



