Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы управленческой деятельности по повышению качества продукции в системе менеджмента предприятия 7
1.1 Общая характеристика системы управления качеством продукции 7
1.2 Система показателей оценки качества продукции 15
1.3 Мировой опыт управления качеством продукции 22
2 Анализ и оценка системы управления качеством продукции в ООО «Белбусел» 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Белбусел» 32
2.2 Анализ организации управления качеством продукции в системе менеджмента ООО «Белбусел» 45
2.3 Оценка системы управления качеством продукции в ООО «Белбусел» и построение диаграммы Парето 52
3 Основные направления совершенствования системы управления качеством продукции на предприятии ООО «Белбусел» 60
3.1 Разработка предложений по совершенствованию системы управления качеством продукции 60
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых мероприятий 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения ее национального богатства.
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции.
Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно - технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия.
Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Увеличение производства высококачественных изделий предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности товаров на внутреннем и мировом рынках.
Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара. Все вышеперечисленное определяет актуальность темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выявлении и обосновании основных направлений совершенствования системы управления качеством продукции на предприятии ООО «Белбусел».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 теоретически обосновать процесс управленческой деятельности по повышению качества продукции в системе менеджмента предприятия;
2 выполнить анализ управленческой деятельности качества продукции ООО «Белбусел»;
3 разработать рекомендации по повышению качества продукции и эффективности менеджмента качества ООО «Белбусел».
Объект исследования выпускной квалификационной работы - ООО «Белбусел».
Предмет - управленческая деятельность по повышению качества продукции в системе менеджмента предприятия.
При написании выпускной квалификационной работы изучены и использованы законодательные, нормативные акты Республики Беларусь и методические материалы, статистические и экономические данные, опубликованные в периодической печати, учебная и научная литература, монографии, результаты производственной практики на ООО «Белбусел».
Качество — не абстрактная категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда. Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинг — разработка — производство — потребление — утилизация), а, следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.
Качество — это авторитет любого предприятия, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством предприятием является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.
При этом в настоящее время особое внимание уделяется не просто повышению качества продукции, а внедрению на предприятии системы управления качеством продукции.
Управление качеством продукции — это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.
Одной из задач нашего исследования являлся анализ управленческой деятельности по качеству продукции на ООО «Белбусел».
Целью деятельности ООО «Белбусел» является выпуск качественной, конкурентоспособной, доступной по цене продукции, удовлетворяющей требованиям потребителя, гарантирующей устойчивую прибыль и расширение рынков сбыта.
Эффективность функционирования существующей организационной структуры в современных условиях мала. В современных условиях структуры должны быть адаптивными и гибкими для приспособления к условиям внешней среды. Стратегической целью ООО «Белбусел» является расширение рынков сбыта продукции.
ООО «Белбусел» предлагает на рынке пластиковые окна, изготовленные из ПВХ - профилей немецкой фирмы «REHAU».
В ходе выполнения работы проанализирована хозяйственная деятельность предприятия за 2014-2015 гг. Источниками информации для анализа являлась бухгалтерская и статистическая отчетность ООО «Белбусел».
ООО «Белбусел» имеет чистую прибыль в размере 4495 тыс. р. По результатам работы в 2015 г. чистая прибыль уменьшилась на 3,44% по отношению к 2014 г., и увеличилась на 145,36% по отношению к 2013 г.
Наибольшее воздействие на динамику чистой прибыли предприятия оказывает прибыль от реализации товаров и услуг ООО «Белбусел». Вторым по значимости видом прибыли является прибыль от инвестиционной деятельности. Предприятие от финансовых доходов и расходов несет убыток.
Валовая прибыль за 2015 год по сравнению к 2013 году увеличилась на 3306 тыс. р., в том числе за счет прибыли от реализации на 2851 тыс. р., прибыли, отражающей инвестиционные доходы и расходы на 457 тыс. р. За счет прибыли, отражающей финансовые доходы и расходы произошло снижение на 2 тыс. р. Основной причиной было увеличение поступлений, связанных с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации.
Рентабельность продукции ООО «Белбусел» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизилась на 6,35% и составила 16,01%. Рентабельность от реализации продукции, в свою, очередь, увеличилась в 2015 г. по отношению к 2014 г. на 6,95%. Однако, несмотря на то, что, финансовое положение предприятие достаточно устойчивое, существует необходимость внедрения новейших технологий для снижения себестоимости продукции, расширение круга заказчиков для дальнейшего эффективного функционирования и развития предприятия и соответственного увеличения прибыли и рентабельности предприятия.
Анализ финансовой устойчивости показал, что предприятие ООО «Белбусел» на 01.01.2016 года финансово устойчиво, так как коэффициент финансовой независимости вырос на 0,01 и на конец квартала он достиг 0,61, что выше нормы, которая составляет 0,5.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составляет на конец квартала 0,64, что выше нормы, равной 0,2 на 0,44. Это признаёт субъект хозяйствования платежеспособным.
Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала на 01.01.2016 года повысился на 0,02 и составил 0,64. Значение данного коэффициента значительно отличается от его норматива, который равен 1. Это все говорит о том, что предприятию недостаточно собственного капитала.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами не должен превышать 0,85. На 01.01.2016 года он составил 0,39, что соответствует норме.
В целом можно сделать вывод, что предприятие ООО «Белбусел» на 01.01.2016 года финансово устойчиво, большинство коэффициентов соответствуют нормативам.
Организационная структура предприятия направлена на установление связей между подразделениями ООО «Белбусел», т. е. отделов, склада и т.д., на распределение между ними прав, полномочий и ответственности.
Особое место на ООО «Белбусел» в системе управления качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. Контроль качества на ООО «Белбусел» подтверждает выполнение заданных требований к продукции, включая в себя:
• входной контроль (материалы не используются в процессе без контроля; проверка входящего продукта соответствует плану качества, закрепленным процедурам, имея различные формы);
• промежуточный контроль (организация имеет специальные документы, фиксирующие процедуру контроля и испытаний внутри процесса, и осуществляет этот контроль систематически);
• окончательный контроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечным продуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям);
• регистрация результатов контроля и испытаний.
В ходе проведенного анализа нами была оценена экспертным путем результативность системы менеджмента качества ООО «Белбусел». Анализ показал, что системы менеджмента качества исследуемого предприятия функционирует результативно, но требует разработки представителем высшего руководства в области качества незначительных корректирующих действий.
Проведенный анализ выявленных дефектов и причин их возникновения показал, что особое внимание следует уделять качеству покупных комплектующих изделий (ПКИ) (в частности — фурнитуры), что соответственно является одним из направлений совершенствования системы управления качеством продукции на ООО «Белбусел».
Сформулированные нами предложения и мероприятия по совершенствованию управленческой деятельности по повышению качества продукции на ООО «Белбусел» основывались на том, что современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращение возможности дефектов (вместо контроля качества продукции), полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации их труда.
Таким образом, мы предлагаем определенный перечень мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности по повышению качества продукции на ООО «Белбусел»:
1. Создать отдел технического сопровождения (СМК),в функции которого будет входить техническое обеспечение процессов качества продукции; организация входного контроля поступающих на предприятие материальных ресурсов (материалов, комплектующих изделий) и подготовка заключений о соответствии их качества стандартам и техническим условиям; составление актов приемочного контроля по качеству материальных ресурсов;организация внутреннего аудита СМК; составление аналитических справок по аудиту СМК и уровню качества продукции;
2. Отправить специалистов предприятия по управлению качеством продукции на переобучение. ЧДД проекта равен 361,77 тыс. р., что является высоким показателем для это вида проекта. Затраты на переобучение и содержание персонала окупятся во втором квартале 2017 г.
Осуществление предложенного комплекса мероприятий положительно повлияет на качество выпускаемой продукции, а, следовательно, более полно удовлетворит требования потребителей. Это позволит ООО «Белбусел» сохранить свое положение, как производителя окон ПВХ и усилить свои позиции в условиях «жесткой» конкуренции на рынке.
1. Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»
2. Об утверждении государственной программы «Качество» на 2012 - 2017 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.05.2011 № 565
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 01.10.2010 № 1420 «Стратегия технологического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
4. Постановление государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 23 «Об утверждении Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 248 с.
6. Арабянц З.И., Благодарев И.М. и др. Справочник начальника цеха промышленного предприятия, — М.: Экономика, 2015.
7. Буренина Г.А. Основы стратегической деятельности промышленного предприятия. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014.
8. Закон Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ, услуг» // «Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь», 2010, N 34, ст. 439.
9. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 212 с.
10. Волкогонова О.Д., Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Форум: Инфра-М, 2015. - 256 с.
11. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 284 с.
12. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. - Мн.: Мисанта, 2012. - 624 с.
13. Ильин А.И., Синица Л. М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. - Мн.: ООО «Новое знание», 2014. - 728 с.
14. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. - Мн.: Мисанта, 2015. - 624 с.
15. Гончаров В.И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием. - Мн.: НИУ, 2015. - 160 с.
...