Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВСЕДНЕВНЫЙ СТРЕСС И КОПИНГ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА

Работа №123350

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация. 2
Введение 5
Глава 1. Понятие повседневного стресса и копинга в семьях с больными детьми. 9
1.1. Системный подход в исследовании «особых семей» 9
1.2. Концепции семейного кризиса и семейной адаптации 12
1.3. Современные представления о стрессе 15
1.4. Совладание со стрессом 24
1.5. Проблемы «особых семей», воспитывающих подростка 27
1.6. Влияние диабета на семью 29
Глава 2. Материал и методы исследования. 35
2.1 Характеристика выборки 36
2.2 Методы исследования 37
2.3 Процедура исследования 43
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 43
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение. 44
3.1. Исследование наиболее распространенных стрессоров повседневной жизни в семьях с ребенком, страдающим СД1. 44
3.2 Валидизация анкет самонаблюдения за повседневным стрессом для родителей детей с СД1 и подростков с СД1. 54
3.3 Выявление различий между родителями в зависимости от возраста ребенка, стажа и степени компенсированности СД1, вида инсулинотерапии, наличия осложнений СД1, соблюдения диеты, мониторирования показателей СД1 (уровня глюкозы крови, потребляемых углеводов и доз инсулина) и физических нагрузок. 55
3.5 Выявление различий в уровне противодействии стрессу между родителями и подростками с СД1. 72
3.5 Поиск предикторов уровня воспринимаемого стресса, перенапряжения, противодействия стрессу у родителей и подростков, страдающих СД1. 72
3.6 Поиск предикторов копинг-поведения у родителей и подростков, страдающих СД1. 76
3.7 Поиск предикторов семейной сплоченности и адаптации у родителей и подростков, страдающих СД1 83
3.8 Поиск предикторов детско-родительских отношений в семьях с детьми с СД1. 90
3.9 Поиск предикторов отношения родителей у болезни ребенка. 101
3. 10 Обсуждение результатов исследования 103
Выводы 106
Заключение 109
Список литературы 111
Приложения 121
Приложение A 121
Приложение B 139
Приложение С 156
Приложение D


Сахарный диабет (СД) – одно из самых распространенных заболеваний современности. По данным ВОЗ за 2014 год около 9% взрослого (старше 18 лет) и 3% детского населения Земного шара страдают от этого заболевания и с каждым годом количество заболевших увеличивается.
На данный момент в России среди детей зарегистрировано более 300000 больных диабетом, при чем у 95% из них диагностирован сахарный диабет 1 типа (СД1), считающийся более тяжелой формой из-за быстрой скорости развития, острых осложнений и необходимости непрерывной инсулинотерапии.
Постановка диагноза СД1 является макрострессором как для взрослого, так и для ребенка. Кроме непосредственно пациента, стресс переживают также близкие ему люди: родственники и друзья.
Поскольку ребенок в силу возраста еще не способен осознать всю меру опасности заболевания, вся ответственность за его жизнь лежит на плечах родителей, приводя их к хроническому дисстрессу и накладывая тяжелый отпечаток на жизнь всей семьи и каждого из родителей в отдельности. Это сильно может изменить их жизненные планы, поскольку кому-то из них теперь придется постоянно следить у ребенка за содержанием глюкозы, приемом инсулина, соблюдением диеты и выполнением других не менее важных медицинских рекомендаций.
Зачастую родители жизнь и здоровье своего ребенка оценивают выше, чем собственные, поэтому его диагноз ими переживается тяжелее, нежели если бы он был поставлен самому родителю. Следствием этого являются частые психические и психосоматические нарушения, развивающиеся у самих родителей детей с диабетом.
Несмотря на то, что внутренняя картина тяжелого заболевания изучается уже давно (Лурия А.Р., 1977; Николаева В.В., 1987; Алексеева А.М., 2005; Шац И.К., 2005), однако проблема переживания детьми СД исследована недостаточно, особенно, в психологическом аспекте (Баранов В.Г., 1980; Касаткина Э.П., 1990; Долженкова Н.А., 2000). А исследования семейного стресса, вызванного обнаружением СД у ребенка, даже в зарубежной литературе – единичные.
Однако по мере роста заболеваемости СД и его «омоложении» необходимость изучения психологических и семейных аспектов возрастает, поскольку позволяет выявить не только индивидуальные (внутренние), но семейные ресурсы в борьбе с болезнью и психической адаптацией в целом.
По данным ВОЗ к 2030 году СД станет седьмой по значимости причиной смерти в мире, и, соответственно, возрастет количество больных среди детей и количество семей, столкнувшихся с этой проблемой и нуждающихся в психологической помощи в том числе. По данным поисковой системы SCOPUS количество психологических статей, где “diabetes” указано как одно из ключевых слов, возросло с 1282 единиц в период с 2010-2013 годы до 1711 - в период с 2014 по 2017, что отражает рост интереса к этой теме. Для того, чтобы осуществлять грамотную и эффективную поддержку этим семьям необходимо изучить все аспекты семейной адаптации к стрессу, вызванному СД1.
Наше исследование актуально еще и потому, что в качестве уникальной модели для исследования стресса повседневной жизни мы выбрали семьи подростков, страдающих СД1. Несмотря на то, что последствия первичного шока от постановки диагноза в большинстве этих семей уже позади, тем не менее, подростковый возраст представляет угрозу для нормализации большинства семей, независимо от того, есть ли у их ребенка нарушение или нет, и рассматривается семейными психологами, как самая стрессогенная фаза жизненного цикла семьи.
Лечение диабета может осложняться конфликтами в отношениях ребенка и родителей, характерными для подросткового возраста. Стремление подростка сепарироваться от родителей и остаться в кругу своих сверстников, может повлечь за собой нежелание выполнять режим и рекомендации врачей и даже отказ их посещать. С одной стороны, это является проявлением отрицания заболевания и стигматизированностью подростка из-за СД1, который мешает им «быть как все» и подтверждает их отличие от сверстников. С другой стороны – это влечет за собой не только ухудшение его физического состояния, но и конфликты с родителями и ухудшение психологического климата в семье, что, в конечном итоге, приводит к еще большей гипергликемии у подростка, образуя так называемый «замкнутый круг». В связи с этим, изучение влияния на семейную систему стресса повседневной жизни и совладания в семьях подростков с СД1, является важным как в теоретическом, так и практическом плане.
Общей целью данного исследования стало изучение повседневного стресса и копинга в семьях с детьми, страдающими СД1.
Объектом исследования стали стрессоры повседневной жизни, совладающее поведение, детско-родительские отношения, а также отношение к болезни ребенка, характеристики личности и семейного функционирования в семьях с ребенком, страдающим СД1.
Предметом исследования стали – личностные, семейные и связанные с болезнью факторы, влияющие на уровень воспринимаемого стресса и совладание с ним в семьях больных СД1.
Конкретными задачами исследования были:
1. Выявление наиболее распространенных стрессоров повседневной жизни в семьях с ребенком, страдающим СД1.
2. Валидизация анкет повседневного стресса, специально модифицированных для подростков с СД1 и их родителей.
3. Обнаружение различий у родителей в повседневных стрессорах, уровне воспринимаемого стресса, копинг-поведении, характеристиках личности и семейного функционирования, стилях воспитания, отношении к болезни ребенка в зависимости от возраста больного ребенка, стажа и компенсированности его заболевания, вида инсулинотерапии и наличия осложнений, соблюдения диеты и ведения самоконтроля (за уровнем глюкозы в крови, дозировки инсулина и продуктов ежедневного питания), а также физической нагрузки.
4. Выявление различий у подростков с СД1 в повседневных стрессорах, уровне воспринимаемого стресса, копинг-поведении, характеристиках личности, воспитания и семейного функционирования в зависимости от их возраста и пола, вида инсулинотерапии и компенсированности заболевания, наличия осложнений, соблюдения диеты, ведения самоконтроля (за уровнем глюкозы в крови, дозировки инсулина и продуктов ежедневного питания), а также физической нагрузки.
5. Выявление различий в уровнях воспринимаемого стресса, перенапряжения, противодействия стрессу между родителями и подростками с СД1.
6. Поиск предикторов уровней воспринимаемого стресса, перенапряжения и противодействия стрессу у родителей и подростков, страдающих СД1.
7. Поиск предикторов копинг-поведения у родителей и подростков, страдающих СД1.
8. Поиск предикторов семейной сплоченности, семейной адаптации, детско-родительских отношений у родителей и подростков, страдающих СД1.
9. Поиск предикторов отношения родителей к болезни ребенка.
Основные гипотезы исследования заключались в следующем:
1. Наличие заболевания СД1 у ребенка окажет влияние на психическую адаптацию всей семейной системы – негативно скажется на характере повседневных стрессоров, уровне воспринимаемого стресса, копинг-поведении как у родителей, так и у их больных детей.
2. Наличие заболевание СД1 у ребенка вызовет изменения как в структуре детско-родительских отношений, так и в семейном функционировании у всех членов семейной системы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Гипотеза о том, что наличие заболевания СД1 у ребенка окажет влияние на психическую адаптацию всей семейной системы – негативно скажется на характере повседневных стрессоров, уровне воспринимаемого стресса, копинг-поведении как у родителей, так и у их больных детей подтвердилась частично.
Стресс, связанный с СД1 имел определенную стрессорную нагрузку наряду с внутриличностным, внутрисемейным и социальным стрессом как у родителей, так и у подростков. Также он стал предиктором уровня воспринимаемого стресса и некоторых стратегий копинг поведения. У подростков стресс, связанный с СД1, стал предиктором такого деструктивного копинг-поведения как дистанцирование и бегство-избегание, отрицательным предиктором стратегии конфронтации и увеличивал склонность к поиску социальной поддержки. У родителей стрессоры, связанные с СД1 ребенка стали предикторами различных копинг-стратегий, включая как конструктивные, так и деструктивные, поэтому нельзя говорить о том, что повседневный стресс, связанный с заболеванием сказывается на совладающем поведении исключительно негативно.
Гипотеза о том, что наличие заболевание СД1 у ребенка вызовет изменения как в структуре детско-родительских отношений, так и в семейном функционировании у всех членов семейной системы подтвердилась.
Стресс, связанный с заболеванием влиял на различные характеристики семейного функционирования и детско-родительских отношений, при чем семейное функционирование в большой мере зависело не только от стресса, испытываемого самими респондентами, но и от стресса, испытываемого другими членами семейной системы – стресс у подростков являлся предиктором различных показателей семейного функционирования по мнению родителей, а стресс у родителей – предиктором семейного функционирования по мнению подростков. Заболевание также повлияло на всю структуру детско-родительских отношений как по мнению родителей, так и по мнению подростков.
Можно сказать, что СД1 является серьезным ежедневным испытанием для всей семьи и влияет как на семейное функционирование в целом, так и на жизнь каждого члена семейной системы, будь то подросток, которому был поставлен диагноз или родители ребенка, здоровье которого было нарушено.




1. Абабков В. А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О. В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К. А. Валидизация русскоязычной версии опросника«Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №2. С.6-15
2. Алексеева A. M. Проблемы воспитания в ситуации онкологического заболевания ребенка // Социальные и психологические аспекты помощи детям с онкологическими заболеваниями и их семьям. СПб, 2005. С.28-31.
3. Балаболкин М. И. Эндокринология изд. 2. М.: 'Универсум паблишинг' 1998.
4. Баранов В. Г. Сахарный диабет у детей. Л., 1980.
5. Бендас Т. В.. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).. 2006
6. Внутринние болезни в амбулаторной практике под ред. Смирнова А., СПб, СпецЛит, 2014, 367 стр.
7. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6-ти томах. М., 1982-84. Том 4. «Детская психология». Ч.1 Педология подростка. М.: Педагогика, 1984.
8. Д. Б. Эльконин Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
9. Долженкова Н.А. Диабет. Книга для пациентов и их близких. СПб.: Питер, 2000.
10. Касаткина Э.П. Сахарный диабет у детей. М.: Медицина, 1990.
11. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М. : 2007. C. 93-112
12. Лурия А. Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. М.: Мир, 1977.
13. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 150с.
14. Михайлова Н. Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса повседневной жизни в полных семьях подростков с сенсорными нарушениями // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12.2013. Вып. 4. С7 75-88
15. Михайлова, Н. Ф., Гутшабаш, М. Е.,2016. «Повседневный стресс и копинг родителей, воспитывающих детей с аутизмом». Проблемы современного педагогического образования, часть 10 (Выпуск 53), 294-302..
16. Мотовилин О.Г., Шишкова Ю.А., Дивисенко С.И., Андрианова Е.А., Суркова Е.В., Дедов И.И.Психологические эффекты достижения компенсации сахарного диабета у пациентов молодого возраста//Сахарный диабет. -2010. -№ 1. -С. 66-76.
17. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.
18. Перре М., Бауман У. Клиническая психология и психотерапия 3-е изд. — СПб.: Питер, 2012. — 944 с.
19. Самойлова, Ю. Г. Влияние психологических факторов на достижение компенсации сахарного диабета I типа в детском и подростковом возрастах/Ю. Г. Самойлова, В. Я. Семке, М. Ф. Белокрылова, О. А. Олейник, А. В. Энерт//Сибирский вестник психиатрии и наркологии. -2010. -№ 1 (58). -С. 35-40.
20. Сахарный диабет: учебно – методическое пособие. Вып.1. Этиология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, принципы лечения./ Сост. М. Е. Стаценко, А. Ф. Косицина, С. В. Туркина, С. Л. Болотова. Волгоград. Изд. ВолГУ, 2002. 64 с.
21. Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети М.:Теревинф 2013.
22. Шац И. К. Современные медико-психологические проблемы в детской онкологии и некоторые пути их решения // Социальные и психологические аспекты помощи детям с онкологическими заболеваниями и их семьям. СПб, 2005. С.32-46.
23. Эллис А. Гуманистическая психотерапия. Рационально-эмоциональный подход. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
24. Яничев Д.П. «Когнитивные аспекты самовосприятия личностных черт у пациентов с невротической и неврозоподобной симптоматикой». Автореф. канд. дисс. СПб, 2006.
25. Aldwin C. M., Gilmer D. F. Health, illness, and optional aging: Biological and psychological perspectives. Thousand Oaks, CA: Sage, 2004
26. Aldwin C. Stress, coping, and development: An integrative approach, 2ndnd ed. New York: Guilford, 2007.
27. Alexander F. Psychosomatic medicine: Its principles and applications. New York: Norton, 1950
28. Amir S, Rabin C, Galatzer A. Cognitive and behavioral determinants of compliance in diabetics. Health Soc Work. May;15(2), 1990
29. Becker P. Trier personality questionnaire, Gottingen: Hogrefe, 1989
30. Berscheid E. The human’s greatest strength: Other humans. In L. G. Aspinwall & U. M. Staudinger, A psychology of human strengths: Fundamental questions and future directions for a positive psychology (pp. 37-47). Washington, DC: American Psychological Association, 2003
31. Bowes S, Lowes L, Warner J, Gregory JW. Chronic sorrow in parents of children with type 1 diabetes. // University Hospital of Wales, Cardiff, UK. - 2009 May;65(5):992-1000
32. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.
33. Cannon W. B. The wisdom of the body. New York: Norton, 1939
34. Carter E., McGoldrick M. The family life cycle: A framework for family therapy. New York: Gardner, 1980.
35. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: A theoretically-based approach. // Journal of Personality and Social Psychology, 56, 1989, p. 267-283
36. Conger R. D., Conger K. J. Resilience in Midwestern families: Selected findings from the first decade of a prospective, longitudinal study. // Journal of Marriage and Family. 2002; 64:361–373.
37. Dantzer R, Innate immunity at the forefront of psychoneuroimmunology. Brain, Behavior and immunology, 18, 2004, p.1-6
38. DeLongis A., Coyne J. C., Dacof G., Folkman S., Lazarus R. S. Relationship of daily hassles, uplifts, and major life events to health status. Health psychology, 1, 1982, p. 119-136
39. DeLongis A., Preece M. Emotional and relational consequences of coping in stepfamilies. Marriage and Family Review, 65, 2002, p. 115-138
40. De Ridder D. Gender, stress and coping: Do women handle stressful situations differently from men? // Women, health, and the mind. / Eds. Sher L., Lawrence J. S. St., New York: Wiley, 2000, p. 115-135
41. Dickerson S. S., Kemeny M. E. Acute stressors and control responses: A theoretical integration and synthesis of laboratory research. Psychological Bulletin, 130, 2004, p. 355-391
42. Diehl M., Coyle N., Labouvie-Vief G. Age and sex differences in strategies of coping and defense across the life span. Psychology and Aging, 11, 1996, p. 127-139
43. Dienstbier R. A., Arousal and psychological toughness: Implications for mental and physical health. Psychological Bulletin, 96, 1989, p. 84-100
44. Doherty. W. J. Family intervention in health care. Family Relations, 34, 129-137, 1985.
45. Druley, Jennifer Ann,Stephens, Mary Ann Parris,Coyne, James C. Emotional and physical intimacy in coping with lupus: Women's dilemmas of disclosure and approach. Health Psychology, Vol 16(6), Nov 1997, 506-514
46. Dubos R. Man adapting. New Heaven: Yale University Press, 1965
47. Endler N., Parker J. D. A. Multidimensional assessment of coping: A critical evaluation. // Journal of Personality and Social Psychology, 58, 1990, p. 844-854
48. Evans G. W. The environment of childhood poverty. American Psychologist, 59, 2004, p. 77-92
49. Folkman S., Lazarus R.S. Manual for the Ways of Coping Questionnaire- - Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1988.
50. Franks M. M., Parris Stephiens M. A. Sotial support in the context of caregivong: Husband's provision of support to wives involved in parent care. // Journal of Gerontology: Psychological Sciences, 51B, 1998, p. 43-52
51. Gleason M. E., Iida M., Bolger N., Shrout P.E. Daily supportive equity in close relationships. Pers Soc Psychol Bull. 2003 Aug;29(8):1036-45.
52. Gove W. R. The relationship between six roles, marital status, and mental illnesses. Social Forces, 51, 1972, p. 34-44
53. Greenberg M. T., Leguna L. J., Calderon R. The nexus of culture and sensory loss: Coping with deafness // Handbook of children's coping: Linking theory and intrvention /Wolchik S. A., Samdler I. N., New York: Plenum Press, 1997, p. 301-331
54. Grey M., Boland E.A., Davidson M., Li J., Tamborlane W.V. Coping skills training for youth with diabetes mellitus has long-lasting effects on metabolic control and quality of life. J Pediatr. Jul;137(1), 2000
55. Gruenewald T. L., Kemeny M. E. Aging and health: Psychoneuroimmunology processes. // Handbook of Health psychology and aging / Aldwin C. M., Park C. L., Spiro A. III. New York: Guilford Press, 2007, p. 97-118
56. Hamilton S., Fagot B.I., Chronic stress and coping styles: a comparison of male and female undergraduates. J Pers Soc Psychol, 55, 1988:819–823
57. Hartman A. Diagrammatic assessment of family relationship. Social Casework, 1978, pp. 465-476.
58. Hatton D.L., Canam C., Thorne S., Hughes A.M. Parents' perceptions of caring for an infant or toddler with diabetes.//School of Nursing, University of British Columbia, Vancouver, Canada. -1995 Sep;22(3):569-77.
59. Helgeson V. S., Becker D., Escobar O., Siminerio L. Families With Children With Diabetes: Implications of Parent Stress for Parent and Child Health. Pediatric Psychology №10 2012.
60. Holahn G. K., Holahn C. J., Belk S. S. Ajusting in aging: The role of life stress, hassles, and self-efficacy. Health Psychology, 3, 1984, p. 315-328
61. Hornby, G. Counselling in child disability: Skills for working with parents. London: Chapman & Hall, 1994.
62. Ironson G., Wynings C., Schneiderman N., Baum A., Rodriguez M., Greenwood D., et. al. Posttraumatic stress symptoms, intrusive thoughts, loss and immune function after Hurricane Andrew. Psychosomatic medecine, 59, 1997, p. 128-141
63. Kanner A. D., Coyne J. C, Schaefer C. Lazarus, R. S.. Comparison of two modes of stress measurement: Daily hasseis and uplifts versus major life events. // Journal of Behavioral Medicine, 4, 1981, 1-39.
64. Kasl S. Pursuming the link between stressful life experiences and disease: A time for reppeaisal // Stress research / Cooper C. I., New York: Mentor books, 1983, p. 79-102
65. Kiekolt-Glaser J. K., McGuire L., Robles T. F., Glaser R., Psychoneuroimmunology: Psychological influences on immune function and health. / // Journal of consulting and clinical Psychology, 70, 2002, p. 537-547
66. Kohn P. M., Lafreniere K., Gurevich M. Hassles, health, and personality. // Journal of Personality and Social Psychology, 61(3), 1991, p. 478-482.
67. Lazarus R. S., Averill J. R., Opton E. M., Jr. The psychology of coping: Issues of research and assessment // Coping and adaptation / Eds. Coelho G. V., Hamburg D. A., Adams J. E., New York: Basic Books, 1974, p. 249-315
68. Lazarus R. S., Emotion and adaptation. New York: Oxford University Press, 1991
69. Lazarus R. S., Folkman S., Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984
70. Luterman D. Counseling the communicatively disordered and their families. Boston: Little, Brown, 1984.
71. Manson J. W. A historical view of the stress field. // Journal of human stress, 1, 1975, p. 6-27
72. Markus H. R., Kitayama S. The cultural construction of self and emotion: implications for sociel behaviour. // Emotion and culture: Empirical studies of mutual influence / Eds. Kitayama S., Markus H. R., Washington, DC: American Psychological Association, 1994, p. 89-130
73. Marrero D., Adjustment to misfortune: The process of coping with diabetes mellitus in children and their parents. University of California, Irvine, 1982
74. Marshak L. E., Seligman M. Counseling persons with disabilities: Theoretical and clinical perspectives. Austin, TX: Pro-Ed, 1993.
75. McCubbin H.I., McCubbin M.A., Patterson J.M., Cauble A.E., Wilson L.R. Warwick W. CHIP-Coping Health Inventory for Parents: An Assessment of Parental Coping Patterns in the Care of the Chronically Ill Child. // Journal of Marriage and the Family, 1983, 359-370.
76. Mechanic D. Students under stress: A study in the social psychology of adaptation, 1978
77. Monjan A. A. Stress and immunological competence: Studies in animals // Psychoneuroimmunology / Ed. Ader R., New York: Academic Press, 1981, p. 185-228
78. Olson D., Portner J., Lavcc Y. FACES III.- Minnesota, 1985.-56 p.
79. Patterson J. M. Chronic illness in children and the impact on families. In C. Chilman, E. Nunnally, & E. Cox (Eds.),Chronic illness and disability (pp. 69-107). Beverly Hills: Sage, 1988.
80. Pearlin L. I. The sociological study of stress // Journal of Health and Social Behaviour, 30, 1989, p.241-256
81. Pearlin L.I., Schooler C. The structure of coping. J Health Soc Behav, 1978, 19:2–21
82. Porter L. S., Stone A. A. Are there really gender differences in coping? A reconsideration of previous data and results from daily study. // Journal of Social and Clinical Psychology, 14, 1995, p. 184-202
83. Ptacek J. T., Smith R. E., Zanas J. Gender, Appraisal, and Coping: A Longitudinal Analysis. // Journal of Personality, 60(4), 1992, 747-770
84. R. R., Vadasy R. F., Families of handicapped children(pp. 3-34). Austin, TX: Pro-Ed, 1986.
85. Rabin B. S. Stress, immune function, and health: The connection. New York: Wiley-Liss and Sons, 1999
86. Repetti R.L., Taylor S. E., Seeman T.E. Risky families: family social environments and the mental and physical health of offspring.Psychol Bull. 2002 Mar;128(2):330-66.
87. Rolland J. S. Mastering family challenges in series illness & disability. In E Walsh (Ed.), Normal family processes (2nd ed., pp. 444-473). New York: Guilford Press, 1993.
88. Rook K. S. Exposure and reactivity to negative social exchanges: A preliminary investigation using daily dairy data. // Journals of Gerontology: Sreies B: Psychological Sciences and Social Sciences, 58, 2003, p. 100-111
89. Rosario M., Shinn M., Morch H., Huckabee C. Gender differences in coping and social supports: Testing socialization and role constraints theories. // Journal of Community Psychology, 16, 1988, p. 55-69
90. Rowlison R., Felner R. Major life events, hassles, and adaptation in adolescence: Confounding in the conceptualization and measurementog life events revosited. // Journal of Personality and Social Psychology, 55, 1989, p. 432-444
91. Schrier A., Evans G. W., Adrenal cortical response of young children to modern and ancient stressors // Current Antropology, 44, 2003, p. 306-309
92. Sigmon S. T., Stanton A. L., & Snyder C. R. Gender differences in coping: A further test of socialization and role constraint theories. Sex Roles, 1995, 33, 565-587.
93. Smith R. S. The immune system is a key factorin the etiology of psychosocial disease. // Medical Hypothesis, 34, 1991, p. 49-57
94. Solomon R. L., The opponent-process theory of acquired motivation: The costs of pleasure and the benefits of pain. // American Psychologist, 35, 1980, p. 691-712
95. Stanton A. L., Danoff-Burg S., Cameron C. L., Ellis A. P. Coping through emotional approach: Problems of conceptualization and confounding. // Journal of Personality and Social Psychology, 66, 1994, 350- 362.
96. Stone A. A., Neale J. M., New measure of daily coping: Development and preliminary results. // Journal of Personality and Social Psychology, 46(4), 1984, p. 892-906
97. Taylor S. E. Adjustment to threatening events: A theory of cognitive adaptation. // American Psychologist, 39, 1983, p. 1161-1173
98. Thoits P. A. Social support as coping assistance. // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 54, 1986, 416-423.
99. Thompson A., Bolger N., Emotional transmission in couples under stress. // Journal of Merriage and the Family, 61, 1999, p. 38-48
100. A. P., Patterson J. M., Behr S. K., Murphy D. L., Marquis J. G., Blue-Banning M. J. Cognitive coping, families, and disability. Baltimore: Brookes, 1993.
101. Turnbull A. P., Summers J. A., Brotherson M. J. Family life cycle: Theoretical and empirical implications and future directions for families with mentally retarded members. // Families of handicapped persons / J. J. Gallagher & P. M. Vietze (pp. 45-65). Baltimore: Brookes, 1986.
102. Turnbull A. P., Turnbull H. R. Families, professionals, and exceptionality (2nd ed.). Columbus, OH: Merrill, 1990.
103. Veroff J., Julka R. A., Douvan E. Mental Health in America: patterns of health-seeking from 1957 to 1976. New York: Basic Books, 1981
104. Von Bertalanffy L. General systems theory. New York: Braziller, 1968.
105. Weinberger M., Hiner S. L., Tierney W. M. In support of hassles as a measure of stress in predicting health outcomes. // Journal of Behavioral Medecine, 10, 1987, p. 19-31
106. Wheaton B. The nature of chronic stress. // Coping with chronic stress / Ed. Gottelib. B. H., New York: Plenum Press, 1996, p. 343-374
107. Whittemore R., Jaser S., Chao A., Jang M., Grey M. Psychological Experience of Parents of Children With Type 1 Diabetes. // Yale School of Nursing, New Haven, Connecticut.-2012
108. Wiener H., Psychology and Human disease. New York: Elsevier, 1977
109. Woolf C., Muscara F., Anderson V. A., McCarthy M. C. Early Traumatic Stress Responses in Parents Following a Serious Illness in Their Child: A Systematic Review. // Journal of Clinical Psychology in Medical Settings March 2016, Volume 23, Issue 1, pp 53-66.
110. Yafi М. Two cases of type 1 diabetes in adolescents: to test blood glucose or not to test? Practical Diabetes Volume 30, Issue 7, September 2013 р. 294-295.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ