ПОВСЕДНЕВНЫЙ СТРЕСС И КОПИНГ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА
|
Аннотация. 2
Введение 5
Глава 1. Понятие повседневного стресса и копинга в семьях с больными детьми. 9
1.1. Системный подход в исследовании «особых семей» 9
1.2. Концепции семейного кризиса и семейной адаптации 12
1.3. Современные представления о стрессе 15
1.4. Совладание со стрессом 24
1.5. Проблемы «особых семей», воспитывающих подростка 27
1.6. Влияние диабета на семью 29
Глава 2. Материал и методы исследования. 35
2.1 Характеристика выборки 36
2.2 Методы исследования 37
2.3 Процедура исследования 43
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 43
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение. 44
3.1. Исследование наиболее распространенных стрессоров повседневной жизни в семьях с ребенком, страдающим СД1. 44
3.2 Валидизация анкет самонаблюдения за повседневным стрессом для родителей детей с СД1 и подростков с СД1. 54
3.3 Выявление различий между родителями в зависимости от возраста ребенка, стажа и степени компенсированности СД1, вида инсулинотерапии, наличия осложнений СД1, соблюдения диеты, мониторирования показателей СД1 (уровня глюкозы крови, потребляемых углеводов и доз инсулина) и физических нагрузок. 55
3.5 Выявление различий в уровне противодействии стрессу между родителями и подростками с СД1. 72
3.5 Поиск предикторов уровня воспринимаемого стресса, перенапряжения, противодействия стрессу у родителей и подростков, страдающих СД1. 72
3.6 Поиск предикторов копинг-поведения у родителей и подростков, страдающих СД1. 76
3.7 Поиск предикторов семейной сплоченности и адаптации у родителей и подростков, страдающих СД1 83
3.8 Поиск предикторов детско-родительских отношений в семьях с детьми с СД1. 90
3.9 Поиск предикторов отношения родителей у болезни ребенка. 101
3. 10 Обсуждение результатов исследования 103
Выводы 106
Заключение 109
Список литературы 111
Приложения 121
Приложение A 121
Приложение B 139
Приложение С 156
Приложение D
Введение 5
Глава 1. Понятие повседневного стресса и копинга в семьях с больными детьми. 9
1.1. Системный подход в исследовании «особых семей» 9
1.2. Концепции семейного кризиса и семейной адаптации 12
1.3. Современные представления о стрессе 15
1.4. Совладание со стрессом 24
1.5. Проблемы «особых семей», воспитывающих подростка 27
1.6. Влияние диабета на семью 29
Глава 2. Материал и методы исследования. 35
2.1 Характеристика выборки 36
2.2 Методы исследования 37
2.3 Процедура исследования 43
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 43
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение. 44
3.1. Исследование наиболее распространенных стрессоров повседневной жизни в семьях с ребенком, страдающим СД1. 44
3.2 Валидизация анкет самонаблюдения за повседневным стрессом для родителей детей с СД1 и подростков с СД1. 54
3.3 Выявление различий между родителями в зависимости от возраста ребенка, стажа и степени компенсированности СД1, вида инсулинотерапии, наличия осложнений СД1, соблюдения диеты, мониторирования показателей СД1 (уровня глюкозы крови, потребляемых углеводов и доз инсулина) и физических нагрузок. 55
3.5 Выявление различий в уровне противодействии стрессу между родителями и подростками с СД1. 72
3.5 Поиск предикторов уровня воспринимаемого стресса, перенапряжения, противодействия стрессу у родителей и подростков, страдающих СД1. 72
3.6 Поиск предикторов копинг-поведения у родителей и подростков, страдающих СД1. 76
3.7 Поиск предикторов семейной сплоченности и адаптации у родителей и подростков, страдающих СД1 83
3.8 Поиск предикторов детско-родительских отношений в семьях с детьми с СД1. 90
3.9 Поиск предикторов отношения родителей у болезни ребенка. 101
3. 10 Обсуждение результатов исследования 103
Выводы 106
Заключение 109
Список литературы 111
Приложения 121
Приложение A 121
Приложение B 139
Приложение С 156
Приложение D
Сахарный диабет (СД) – одно из самых распространенных заболеваний современности. По данным ВОЗ за 2014 год около 9% взрослого (старше 18 лет) и 3% детского населения Земного шара страдают от этого заболевания и с каждым годом количество заболевших увеличивается.
На данный момент в России среди детей зарегистрировано более 300000 больных диабетом, при чем у 95% из них диагностирован сахарный диабет 1 типа (СД1), считающийся более тяжелой формой из-за быстрой скорости развития, острых осложнений и необходимости непрерывной инсулинотерапии.
Постановка диагноза СД1 является макрострессором как для взрослого, так и для ребенка. Кроме непосредственно пациента, стресс переживают также близкие ему люди: родственники и друзья.
Поскольку ребенок в силу возраста еще не способен осознать всю меру опасности заболевания, вся ответственность за его жизнь лежит на плечах родителей, приводя их к хроническому дисстрессу и накладывая тяжелый отпечаток на жизнь всей семьи и каждого из родителей в отдельности. Это сильно может изменить их жизненные планы, поскольку кому-то из них теперь придется постоянно следить у ребенка за содержанием глюкозы, приемом инсулина, соблюдением диеты и выполнением других не менее важных медицинских рекомендаций.
Зачастую родители жизнь и здоровье своего ребенка оценивают выше, чем собственные, поэтому его диагноз ими переживается тяжелее, нежели если бы он был поставлен самому родителю. Следствием этого являются частые психические и психосоматические нарушения, развивающиеся у самих родителей детей с диабетом.
Несмотря на то, что внутренняя картина тяжелого заболевания изучается уже давно (Лурия А.Р., 1977; Николаева В.В., 1987; Алексеева А.М., 2005; Шац И.К., 2005), однако проблема переживания детьми СД исследована недостаточно, особенно, в психологическом аспекте (Баранов В.Г., 1980; Касаткина Э.П., 1990; Долженкова Н.А., 2000). А исследования семейного стресса, вызванного обнаружением СД у ребенка, даже в зарубежной литературе – единичные.
Однако по мере роста заболеваемости СД и его «омоложении» необходимость изучения психологических и семейных аспектов возрастает, поскольку позволяет выявить не только индивидуальные (внутренние), но семейные ресурсы в борьбе с болезнью и психической адаптацией в целом.
По данным ВОЗ к 2030 году СД станет седьмой по значимости причиной смерти в мире, и, соответственно, возрастет количество больных среди детей и количество семей, столкнувшихся с этой проблемой и нуждающихся в психологической помощи в том числе. По данным поисковой системы SCOPUS количество психологических статей, где “diabetes” указано как одно из ключевых слов, возросло с 1282 единиц в период с 2010-2013 годы до 1711 - в период с 2014 по 2017, что отражает рост интереса к этой теме. Для того, чтобы осуществлять грамотную и эффективную поддержку этим семьям необходимо изучить все аспекты семейной адаптации к стрессу, вызванному СД1.
Наше исследование актуально еще и потому, что в качестве уникальной модели для исследования стресса повседневной жизни мы выбрали семьи подростков, страдающих СД1. Несмотря на то, что последствия первичного шока от постановки диагноза в большинстве этих семей уже позади, тем не менее, подростковый возраст представляет угрозу для нормализации большинства семей, независимо от того, есть ли у их ребенка нарушение или нет, и рассматривается семейными психологами, как самая стрессогенная фаза жизненного цикла семьи.
Лечение диабета может осложняться конфликтами в отношениях ребенка и родителей, характерными для подросткового возраста. Стремление подростка сепарироваться от родителей и остаться в кругу своих сверстников, может повлечь за собой нежелание выполнять режим и рекомендации врачей и даже отказ их посещать. С одной стороны, это является проявлением отрицания заболевания и стигматизированностью подростка из-за СД1, который мешает им «быть как все» и подтверждает их отличие от сверстников. С другой стороны – это влечет за собой не только ухудшение его физического состояния, но и конфликты с родителями и ухудшение психологического климата в семье, что, в конечном итоге, приводит к еще большей гипергликемии у подростка, образуя так называемый «замкнутый круг». В связи с этим, изучение влияния на семейную систему стресса повседневной жизни и совладания в семьях подростков с СД1, является важным как в теоретическом, так и практическом плане.
Общей целью данного исследования стало изучение повседневного стресса и копинга в семьях с детьми, страдающими СД1.
Объектом исследования стали стрессоры повседневной жизни, совладающее поведение, детско-родительские отношения, а также отношение к болезни ребенка, характеристики личности и семейного функционирования в семьях с ребенком, страдающим СД1.
Предметом исследования стали – личностные, семейные и связанные с болезнью факторы, влияющие на уровень воспринимаемого стресса и совладание с ним в семьях больных СД1.
Конкретными задачами исследования были:
1. Выявление наиболее распространенных стрессоров повседневной жизни в семьях с ребенком, страдающим СД1.
2. Валидизация анкет повседневного стресса, специально модифицированных для подростков с СД1 и их родителей.
3. Обнаружение различий у родителей в повседневных стрессорах, уровне воспринимаемого стресса, копинг-поведении, характеристиках личности и семейного функционирования, стилях воспитания, отношении к болезни ребенка в зависимости от возраста больного ребенка, стажа и компенсированности его заболевания, вида инсулинотерапии и наличия осложнений, соблюдения диеты и ведения самоконтроля (за уровнем глюкозы в крови, дозировки инсулина и продуктов ежедневного питания), а также физической нагрузки.
4. Выявление различий у подростков с СД1 в повседневных стрессорах, уровне воспринимаемого стресса, копинг-поведении, характеристиках личности, воспитания и семейного функционирования в зависимости от их возраста и пола, вида инсулинотерапии и компенсированности заболевания, наличия осложнений, соблюдения диеты, ведения самоконтроля (за уровнем глюкозы в крови, дозировки инсулина и продуктов ежедневного питания), а также физической нагрузки.
5. Выявление различий в уровнях воспринимаемого стресса, перенапряжения, противодействия стрессу между родителями и подростками с СД1.
6. Поиск предикторов уровней воспринимаемого стресса, перенапряжения и противодействия стрессу у родителей и подростков, страдающих СД1.
7. Поиск предикторов копинг-поведения у родителей и подростков, страдающих СД1.
8. Поиск предикторов семейной сплоченности, семейной адаптации, детско-родительских отношений у родителей и подростков, страдающих СД1.
9. Поиск предикторов отношения родителей к болезни ребенка.
Основные гипотезы исследования заключались в следующем:
1. Наличие заболевания СД1 у ребенка окажет влияние на психическую адаптацию всей семейной системы – негативно скажется на характере повседневных стрессоров, уровне воспринимаемого стресса, копинг-поведении как у родителей, так и у их больных детей.
2. Наличие заболевание СД1 у ребенка вызовет изменения как в структуре детско-родительских отношений, так и в семейном функционировании у всех членов семейной системы.
На данный момент в России среди детей зарегистрировано более 300000 больных диабетом, при чем у 95% из них диагностирован сахарный диабет 1 типа (СД1), считающийся более тяжелой формой из-за быстрой скорости развития, острых осложнений и необходимости непрерывной инсулинотерапии.
Постановка диагноза СД1 является макрострессором как для взрослого, так и для ребенка. Кроме непосредственно пациента, стресс переживают также близкие ему люди: родственники и друзья.
Поскольку ребенок в силу возраста еще не способен осознать всю меру опасности заболевания, вся ответственность за его жизнь лежит на плечах родителей, приводя их к хроническому дисстрессу и накладывая тяжелый отпечаток на жизнь всей семьи и каждого из родителей в отдельности. Это сильно может изменить их жизненные планы, поскольку кому-то из них теперь придется постоянно следить у ребенка за содержанием глюкозы, приемом инсулина, соблюдением диеты и выполнением других не менее важных медицинских рекомендаций.
Зачастую родители жизнь и здоровье своего ребенка оценивают выше, чем собственные, поэтому его диагноз ими переживается тяжелее, нежели если бы он был поставлен самому родителю. Следствием этого являются частые психические и психосоматические нарушения, развивающиеся у самих родителей детей с диабетом.
Несмотря на то, что внутренняя картина тяжелого заболевания изучается уже давно (Лурия А.Р., 1977; Николаева В.В., 1987; Алексеева А.М., 2005; Шац И.К., 2005), однако проблема переживания детьми СД исследована недостаточно, особенно, в психологическом аспекте (Баранов В.Г., 1980; Касаткина Э.П., 1990; Долженкова Н.А., 2000). А исследования семейного стресса, вызванного обнаружением СД у ребенка, даже в зарубежной литературе – единичные.
Однако по мере роста заболеваемости СД и его «омоложении» необходимость изучения психологических и семейных аспектов возрастает, поскольку позволяет выявить не только индивидуальные (внутренние), но семейные ресурсы в борьбе с болезнью и психической адаптацией в целом.
По данным ВОЗ к 2030 году СД станет седьмой по значимости причиной смерти в мире, и, соответственно, возрастет количество больных среди детей и количество семей, столкнувшихся с этой проблемой и нуждающихся в психологической помощи в том числе. По данным поисковой системы SCOPUS количество психологических статей, где “diabetes” указано как одно из ключевых слов, возросло с 1282 единиц в период с 2010-2013 годы до 1711 - в период с 2014 по 2017, что отражает рост интереса к этой теме. Для того, чтобы осуществлять грамотную и эффективную поддержку этим семьям необходимо изучить все аспекты семейной адаптации к стрессу, вызванному СД1.
Наше исследование актуально еще и потому, что в качестве уникальной модели для исследования стресса повседневной жизни мы выбрали семьи подростков, страдающих СД1. Несмотря на то, что последствия первичного шока от постановки диагноза в большинстве этих семей уже позади, тем не менее, подростковый возраст представляет угрозу для нормализации большинства семей, независимо от того, есть ли у их ребенка нарушение или нет, и рассматривается семейными психологами, как самая стрессогенная фаза жизненного цикла семьи.
Лечение диабета может осложняться конфликтами в отношениях ребенка и родителей, характерными для подросткового возраста. Стремление подростка сепарироваться от родителей и остаться в кругу своих сверстников, может повлечь за собой нежелание выполнять режим и рекомендации врачей и даже отказ их посещать. С одной стороны, это является проявлением отрицания заболевания и стигматизированностью подростка из-за СД1, который мешает им «быть как все» и подтверждает их отличие от сверстников. С другой стороны – это влечет за собой не только ухудшение его физического состояния, но и конфликты с родителями и ухудшение психологического климата в семье, что, в конечном итоге, приводит к еще большей гипергликемии у подростка, образуя так называемый «замкнутый круг». В связи с этим, изучение влияния на семейную систему стресса повседневной жизни и совладания в семьях подростков с СД1, является важным как в теоретическом, так и практическом плане.
Общей целью данного исследования стало изучение повседневного стресса и копинга в семьях с детьми, страдающими СД1.
Объектом исследования стали стрессоры повседневной жизни, совладающее поведение, детско-родительские отношения, а также отношение к болезни ребенка, характеристики личности и семейного функционирования в семьях с ребенком, страдающим СД1.
Предметом исследования стали – личностные, семейные и связанные с болезнью факторы, влияющие на уровень воспринимаемого стресса и совладание с ним в семьях больных СД1.
Конкретными задачами исследования были:
1. Выявление наиболее распространенных стрессоров повседневной жизни в семьях с ребенком, страдающим СД1.
2. Валидизация анкет повседневного стресса, специально модифицированных для подростков с СД1 и их родителей.
3. Обнаружение различий у родителей в повседневных стрессорах, уровне воспринимаемого стресса, копинг-поведении, характеристиках личности и семейного функционирования, стилях воспитания, отношении к болезни ребенка в зависимости от возраста больного ребенка, стажа и компенсированности его заболевания, вида инсулинотерапии и наличия осложнений, соблюдения диеты и ведения самоконтроля (за уровнем глюкозы в крови, дозировки инсулина и продуктов ежедневного питания), а также физической нагрузки.
4. Выявление различий у подростков с СД1 в повседневных стрессорах, уровне воспринимаемого стресса, копинг-поведении, характеристиках личности, воспитания и семейного функционирования в зависимости от их возраста и пола, вида инсулинотерапии и компенсированности заболевания, наличия осложнений, соблюдения диеты, ведения самоконтроля (за уровнем глюкозы в крови, дозировки инсулина и продуктов ежедневного питания), а также физической нагрузки.
5. Выявление различий в уровнях воспринимаемого стресса, перенапряжения, противодействия стрессу между родителями и подростками с СД1.
6. Поиск предикторов уровней воспринимаемого стресса, перенапряжения и противодействия стрессу у родителей и подростков, страдающих СД1.
7. Поиск предикторов копинг-поведения у родителей и подростков, страдающих СД1.
8. Поиск предикторов семейной сплоченности, семейной адаптации, детско-родительских отношений у родителей и подростков, страдающих СД1.
9. Поиск предикторов отношения родителей к болезни ребенка.
Основные гипотезы исследования заключались в следующем:
1. Наличие заболевания СД1 у ребенка окажет влияние на психическую адаптацию всей семейной системы – негативно скажется на характере повседневных стрессоров, уровне воспринимаемого стресса, копинг-поведении как у родителей, так и у их больных детей.
2. Наличие заболевание СД1 у ребенка вызовет изменения как в структуре детско-родительских отношений, так и в семейном функционировании у всех членов семейной системы.
Гипотеза о том, что наличие заболевания СД1 у ребенка окажет влияние на психическую адаптацию всей семейной системы – негативно скажется на характере повседневных стрессоров, уровне воспринимаемого стресса, копинг-поведении как у родителей, так и у их больных детей подтвердилась частично.
Стресс, связанный с СД1 имел определенную стрессорную нагрузку наряду с внутриличностным, внутрисемейным и социальным стрессом как у родителей, так и у подростков. Также он стал предиктором уровня воспринимаемого стресса и некоторых стратегий копинг поведения. У подростков стресс, связанный с СД1, стал предиктором такого деструктивного копинг-поведения как дистанцирование и бегство-избегание, отрицательным предиктором стратегии конфронтации и увеличивал склонность к поиску социальной поддержки. У родителей стрессоры, связанные с СД1 ребенка стали предикторами различных копинг-стратегий, включая как конструктивные, так и деструктивные, поэтому нельзя говорить о том, что повседневный стресс, связанный с заболеванием сказывается на совладающем поведении исключительно негативно.
Гипотеза о том, что наличие заболевание СД1 у ребенка вызовет изменения как в структуре детско-родительских отношений, так и в семейном функционировании у всех членов семейной системы подтвердилась.
Стресс, связанный с заболеванием влиял на различные характеристики семейного функционирования и детско-родительских отношений, при чем семейное функционирование в большой мере зависело не только от стресса, испытываемого самими респондентами, но и от стресса, испытываемого другими членами семейной системы – стресс у подростков являлся предиктором различных показателей семейного функционирования по мнению родителей, а стресс у родителей – предиктором семейного функционирования по мнению подростков. Заболевание также повлияло на всю структуру детско-родительских отношений как по мнению родителей, так и по мнению подростков.
Можно сказать, что СД1 является серьезным ежедневным испытанием для всей семьи и влияет как на семейное функционирование в целом, так и на жизнь каждого члена семейной системы, будь то подросток, которому был поставлен диагноз или родители ребенка, здоровье которого было нарушено.
Стресс, связанный с СД1 имел определенную стрессорную нагрузку наряду с внутриличностным, внутрисемейным и социальным стрессом как у родителей, так и у подростков. Также он стал предиктором уровня воспринимаемого стресса и некоторых стратегий копинг поведения. У подростков стресс, связанный с СД1, стал предиктором такого деструктивного копинг-поведения как дистанцирование и бегство-избегание, отрицательным предиктором стратегии конфронтации и увеличивал склонность к поиску социальной поддержки. У родителей стрессоры, связанные с СД1 ребенка стали предикторами различных копинг-стратегий, включая как конструктивные, так и деструктивные, поэтому нельзя говорить о том, что повседневный стресс, связанный с заболеванием сказывается на совладающем поведении исключительно негативно.
Гипотеза о том, что наличие заболевание СД1 у ребенка вызовет изменения как в структуре детско-родительских отношений, так и в семейном функционировании у всех членов семейной системы подтвердилась.
Стресс, связанный с заболеванием влиял на различные характеристики семейного функционирования и детско-родительских отношений, при чем семейное функционирование в большой мере зависело не только от стресса, испытываемого самими респондентами, но и от стресса, испытываемого другими членами семейной системы – стресс у подростков являлся предиктором различных показателей семейного функционирования по мнению родителей, а стресс у родителей – предиктором семейного функционирования по мнению подростков. Заболевание также повлияло на всю структуру детско-родительских отношений как по мнению родителей, так и по мнению подростков.
Можно сказать, что СД1 является серьезным ежедневным испытанием для всей семьи и влияет как на семейное функционирование в целом, так и на жизнь каждого члена семейной системы, будь то подросток, которому был поставлен диагноз или родители ребенка, здоровье которого было нарушено.



