СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА США В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ И ПРЕЗИДЕНТСТВА ДОНАЛЬДА ТРАМПА
|
Введение 3
Глава 1. Место дипломатии социальных сетей в системе публичной дипломатии 10
1.1. Феномен публичной дипломатии Web 2.0 10
1.2. Роль социальных сетей в формировании имиджа государства за рубежом..…………15
Глава 2. Социальные сети как инструмент формирования международного имиджа США в период президентской гонки 2016 г
2.1. Отражение мирополитических событий официальными представителями США в социальных сетях…27
2.2. Отражение мирополитических событий американскими негосударственными лидерами мнений и новостными агентствами в социальных сетях
Глава 3. Социальные сети как инструмент формирования международного имиджа США в период президентства Д. Трампа
3.1. Роль официальных представителей США в формировании имиджа США через социальные сети
3.2. Роль американских негосударственных лидеров мнений и новостных агентств в формировании имиджа США через социальные сети…
Заключение 55
Список источников и литературы.
Приложение
Глава 1. Место дипломатии социальных сетей в системе публичной дипломатии 10
1.1. Феномен публичной дипломатии Web 2.0 10
1.2. Роль социальных сетей в формировании имиджа государства за рубежом..…………15
Глава 2. Социальные сети как инструмент формирования международного имиджа США в период президентской гонки 2016 г
2.1. Отражение мирополитических событий официальными представителями США в социальных сетях…27
2.2. Отражение мирополитических событий американскими негосударственными лидерами мнений и новостными агентствами в социальных сетях
Глава 3. Социальные сети как инструмент формирования международного имиджа США в период президентства Д. Трампа
3.1. Роль официальных представителей США в формировании имиджа США через социальные сети
3.2. Роль американских негосударственных лидеров мнений и новостных агентств в формировании имиджа США через социальные сети…
Заключение 55
Список источников и литературы.
Приложение
Актуальность исследования. Использование социальных медиа в качестве инструмента публичной дипломатии сегодня получило поддержку во внешнеполитических инициативах США. В связи с появлением новых современных технологий в мире официальные лица все чаще стали использовать социальные медиа в качестве инструмента публичной дипломатии. Аудитория во всем мире быстро меняется, вынуждая тем самым политиков адаптироваться к ее потребностям и интересам. Участие – это важная часть дипломатии, а использование социальных сетей - один из способов продвижения позитивного имиджа страны.
Ведущая роль в формировании политического дискурса принадлежит политическому деятелю, а, в наибольшей степени, политическому лидеру, поскольку именно политик-лидер представляет государство, его идеологию в своих заявлениях, в том числе и на просторах Интернета.
Популярность в политическом контексте социальные медиа получили благодаря предоставлению самой актуальной информации в режиме нон-стоп. Наряду с этим явным их преимуществом выступает прямое взаимодействие граждан с представителями власти. Политики и обычные граждане используют Facebook, Twitter и другие социальные платформы как средство, при помощи которого они делятся определенной информацией: выкладывают фотографии, личную информацию и оставляют публичные сообщения в кибер-пространстве. Таким образом, стирается барьер между политиками и массовой аудиторией, создается подходящая обстановка для политика, который может использовать ее для достижения широкого признания и общественной поддержки.
В отличие от традиционных СМИ, социальные платформы являются наиболее выгодным инструментом продвижения национального имиджа государства, поскольку страны могут контролировать обстановку и общественные настроения в сети, моментально реагируя на обвинения и дезинформацию.
Выборы в США 2016 года вполне можно назвать выборами в Twitter: две ключевые фигуры предвыборной кампании – Хилари Клинтон и Дональд Трамп – активно использовали данную социальную сеть для усиления собственных позиций путем совершенствования или уточнения своих заявлений, предъявления обвинений оппоненту и прямого общения с избирателями.
Таким образом, тенденция возрастания внимания к изучению возможностей использования социальных медиа как инструмента формирования имиджа государства является реалией сегодняшнего политического дискурса. Имидж государства представляет собой совокупность общих представлений, складывающихся у зарубежных граждан в отношении страны в целом посредством профессиональных усилий. Функциональность имиджа имеет огромное значение для поддержания позиций государства на международной арене.
Целью работы является определение особенностей использования социальных сетей как инструмента построения имиджа США в период предвыборной кампании и президентства Д. Трампа.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- проанализировать и обобщить труды, посвященные тематике публичной дипломатии и публичной дипломатии Web 2.0, выявить цели и особенности их использования в рамках государственной политики;
- раскрыть особенности построения имиджа государства через имидж политического деятеля;
- определить роль социальных сетей в рамках публичной дипломатии, выявить плюсы и минусы их использования в политическом контексте;
- исследовать степень влияния государственных деятелей и лидеров мнений на формирование имиджа США посредством использования социальных сетей в период предвыборной кампании и президентства Д. Трампа.
Степень разработанности темы. Публичная дипломатия и публичная дипломатия Web 2.0 как инструменты внешней политики государства рассматриваются в работах Н. Калла, Дж. Мелиссена, Н. Цветковой, И. Сегев, Л. Майнора, Д. Льюиса, С. Сотириу, С. Бьолы, Л. Пермяковой, У. Сеидова .
Д. Балуев, Дж. Барнс,Д. Бойд,Н. Элисон, Е. Ефимова, А. Маковейчук посвятили себя изучению феномена социальных сетей и их особенностей. Рассмотрением функционирования социальных сетей в рамках публичной дипломатии и политической коммуникации занимаются С. Алашри, С. Кандала, В. Баджаж, Р. Рави, К. Смит, К. Десоуза,Д. Триллинг, А. Таго, Дж. Пармели, Л. Галвец, М. Форель, П. Ховард, А. Монрой-Фернандес, С. Савадж, Г. Энли, А. Марчуков, Д. Фатыхова и др.
Роли социальных сетей в публичной дипломатии США уделяет внимание ряд авторов – Н. Цветкова, А. Инджиева,А. Барлоу, Г. Энли, А. Фишер. Так, Цветкова Н.А. в статье «Социальные сети в публичной дипломатии США» дает определение публичной дипломатии Web 2.0, обозначая ее как «механизм влияния на зарубежную аудиторию посредством следующих методов: размещение радио- и телепередач в сети Интернет, распространение в открытомдоступе литературы о США в цифровом формате, мониторинг дискуссий в блог-пространстве, создание персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, а также рассылка информации через мобильные телефоны ».Особое внимание уделяется совершенствованию правительственного механизма США для реализации целей публичной дипломатии. Отмечается также, что «наибольшую популярность завоевывают личные аккаунты официальных лиц Вашингтона, которые созданы на платформе Twitter », число подписчиков на которых в сотни раз превышает число последователей на официальных страницах правительства США.
Роль социальных сетей в избирательных кампаниях, в том числе и в рамках президентских выборов США 2016 года, была рассмотрена рядом авторов, таких как C. Алашри, C.C. Кандала, В. Багаж, Р. Рави, К.Л. Смит, К.С. Десоуза, Дж.Пармели, Д. Триллинг, Г.Энли, Й. Сипко и др.
Г. Энли, автор статьи «Twitter как арена для подлинного аутсайдера: изучение социальных медиа-кампаний Трампа и Клинтон в период президентских выборов США 2016 года», отмечает, чтоизбирательные кампании использовали социальные медиа в первую очередь в качестве маркетингового инструмента. Даже Дональд Трамп, нарушивший все традиционные правила деятельности в социальных сетях в рамках избирательной кампании, преимущественно ведя свой блог в Twitter самостоятельно, не прибегая к помощи помощников, все же держал своих последователей в социальных сетях на расстоянии вытянутой руки. В статье отмечается, что Twitter-стратегии двух президентских кампаний 2016 года существенно различались: кампания Трампа была более открыта к диалогу с широкой общественностью, в то время как кампания Клинтон была более охраняема и ориентирована на контроль над публикуемым контентом. Энли приходит к выводу, что социальные медиа представляют возможность как для политических аутсайдеров, так и для любимчиков медиа-кампаний добиться успеха, даже в том случае, если они нарушают установленные прежде рамки осуществления профессиональных кампаний.
Вопрос имиджа и использования социальных сетей вполитическом имиджмейкинге изучается А. Блудовой, Н. Акулич, С. Масеевым, В. Бозаджиевым,Дж. Пармели,Д. Триллингом, Б. Харрисом, И. Ефимовой, А. Маковейчуком, Д. Фатыховой.
Так, например, Дж. Пармелив статье «Функция политических «твитов» по формированию повестки дня », поднимает вопрос о том, как «твиты» политических деятелей могут оказать влияние на освещение в СМИ, которые, в свою очередь, все еще остаются важнейшим механизмом формирования имиджа страны. Затрагивая вопрос об элементах, которые делают отдельные политические «твиты» успешными в формировании освещения, автор констатирует, что такого рода «твиты» должны содержать последние новости, информацию, которая дополняет более широкую новостную историю, а также информацию, которая четко и быстро доставляется. Несмотря на то что твиты многих политических лидеров являются ценными для журналистов, твиты политических блоггеров, аналитических центров и групп интересов определяются в статье как особенно полезные.
Фигуре Д. Трампа и проводимой им политике посвятили свои работы Г. Энли, Дж. Киган, Л. Венгель, Ч. Георг, Р. Перлоф, А. Безруков, П. Яковлев, А. Кудинов, В. Печатнов.
Научная новизна исследования. На данный момент нет комплексного обобщающего исследования, посвященного роли социальных сетей в формировании международного имиджа США в период предвыборной кампании и президентства Дональда Трампа. Исследователи в своих работах рассматривали данный вопрос, затрагивая лишь определенные его аспекты, такие как влияние социальных сетей на политику государства, роль социальных сетей в рамках публичной дипломатии Web 2.0., социальные медиа как инструмент формирования имиджа политика и кандидата и т.п. В этой связи нужно отметить, что проведенное исследование по теме, избранной для анализа, позволит систематизировать и обобщить все накопленные знания, полученные от изучения более узких аспектов выбранной тематики, что, в свою очередь, внесет вклад в понимание вопросов влияния процессов, происходящих в социальных сетях, на формирование имиджа Америки на современном этапе.
Объектом исследования выступает международный имидж США.
Предметом исследования является процесс формирования международного имиджа США посредством деятельности, осуществляемой на платформе социальных сетей.
Методологическая база исследования определяется его целью и задачами и опирается на методы системного, исторического и сравнительного анализа. Кроме того, в работе автор обратился к контент-анализу применительно к информационному наполнению соответствующих аккаунтов в социальных сетях, таких как «Твиттер» и т.д..
Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка источников и литературы.
Ведущая роль в формировании политического дискурса принадлежит политическому деятелю, а, в наибольшей степени, политическому лидеру, поскольку именно политик-лидер представляет государство, его идеологию в своих заявлениях, в том числе и на просторах Интернета.
Популярность в политическом контексте социальные медиа получили благодаря предоставлению самой актуальной информации в режиме нон-стоп. Наряду с этим явным их преимуществом выступает прямое взаимодействие граждан с представителями власти. Политики и обычные граждане используют Facebook, Twitter и другие социальные платформы как средство, при помощи которого они делятся определенной информацией: выкладывают фотографии, личную информацию и оставляют публичные сообщения в кибер-пространстве. Таким образом, стирается барьер между политиками и массовой аудиторией, создается подходящая обстановка для политика, который может использовать ее для достижения широкого признания и общественной поддержки.
В отличие от традиционных СМИ, социальные платформы являются наиболее выгодным инструментом продвижения национального имиджа государства, поскольку страны могут контролировать обстановку и общественные настроения в сети, моментально реагируя на обвинения и дезинформацию.
Выборы в США 2016 года вполне можно назвать выборами в Twitter: две ключевые фигуры предвыборной кампании – Хилари Клинтон и Дональд Трамп – активно использовали данную социальную сеть для усиления собственных позиций путем совершенствования или уточнения своих заявлений, предъявления обвинений оппоненту и прямого общения с избирателями.
Таким образом, тенденция возрастания внимания к изучению возможностей использования социальных медиа как инструмента формирования имиджа государства является реалией сегодняшнего политического дискурса. Имидж государства представляет собой совокупность общих представлений, складывающихся у зарубежных граждан в отношении страны в целом посредством профессиональных усилий. Функциональность имиджа имеет огромное значение для поддержания позиций государства на международной арене.
Целью работы является определение особенностей использования социальных сетей как инструмента построения имиджа США в период предвыборной кампании и президентства Д. Трампа.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- проанализировать и обобщить труды, посвященные тематике публичной дипломатии и публичной дипломатии Web 2.0, выявить цели и особенности их использования в рамках государственной политики;
- раскрыть особенности построения имиджа государства через имидж политического деятеля;
- определить роль социальных сетей в рамках публичной дипломатии, выявить плюсы и минусы их использования в политическом контексте;
- исследовать степень влияния государственных деятелей и лидеров мнений на формирование имиджа США посредством использования социальных сетей в период предвыборной кампании и президентства Д. Трампа.
Степень разработанности темы. Публичная дипломатия и публичная дипломатия Web 2.0 как инструменты внешней политики государства рассматриваются в работах Н. Калла, Дж. Мелиссена, Н. Цветковой, И. Сегев, Л. Майнора, Д. Льюиса, С. Сотириу, С. Бьолы, Л. Пермяковой, У. Сеидова .
Д. Балуев, Дж. Барнс,Д. Бойд,Н. Элисон, Е. Ефимова, А. Маковейчук посвятили себя изучению феномена социальных сетей и их особенностей. Рассмотрением функционирования социальных сетей в рамках публичной дипломатии и политической коммуникации занимаются С. Алашри, С. Кандала, В. Баджаж, Р. Рави, К. Смит, К. Десоуза,Д. Триллинг, А. Таго, Дж. Пармели, Л. Галвец, М. Форель, П. Ховард, А. Монрой-Фернандес, С. Савадж, Г. Энли, А. Марчуков, Д. Фатыхова и др.
Роли социальных сетей в публичной дипломатии США уделяет внимание ряд авторов – Н. Цветкова, А. Инджиева,А. Барлоу, Г. Энли, А. Фишер. Так, Цветкова Н.А. в статье «Социальные сети в публичной дипломатии США» дает определение публичной дипломатии Web 2.0, обозначая ее как «механизм влияния на зарубежную аудиторию посредством следующих методов: размещение радио- и телепередач в сети Интернет, распространение в открытомдоступе литературы о США в цифровом формате, мониторинг дискуссий в блог-пространстве, создание персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, а также рассылка информации через мобильные телефоны ».Особое внимание уделяется совершенствованию правительственного механизма США для реализации целей публичной дипломатии. Отмечается также, что «наибольшую популярность завоевывают личные аккаунты официальных лиц Вашингтона, которые созданы на платформе Twitter », число подписчиков на которых в сотни раз превышает число последователей на официальных страницах правительства США.
Роль социальных сетей в избирательных кампаниях, в том числе и в рамках президентских выборов США 2016 года, была рассмотрена рядом авторов, таких как C. Алашри, C.C. Кандала, В. Багаж, Р. Рави, К.Л. Смит, К.С. Десоуза, Дж.Пармели, Д. Триллинг, Г.Энли, Й. Сипко и др.
Г. Энли, автор статьи «Twitter как арена для подлинного аутсайдера: изучение социальных медиа-кампаний Трампа и Клинтон в период президентских выборов США 2016 года», отмечает, чтоизбирательные кампании использовали социальные медиа в первую очередь в качестве маркетингового инструмента. Даже Дональд Трамп, нарушивший все традиционные правила деятельности в социальных сетях в рамках избирательной кампании, преимущественно ведя свой блог в Twitter самостоятельно, не прибегая к помощи помощников, все же держал своих последователей в социальных сетях на расстоянии вытянутой руки. В статье отмечается, что Twitter-стратегии двух президентских кампаний 2016 года существенно различались: кампания Трампа была более открыта к диалогу с широкой общественностью, в то время как кампания Клинтон была более охраняема и ориентирована на контроль над публикуемым контентом. Энли приходит к выводу, что социальные медиа представляют возможность как для политических аутсайдеров, так и для любимчиков медиа-кампаний добиться успеха, даже в том случае, если они нарушают установленные прежде рамки осуществления профессиональных кампаний.
Вопрос имиджа и использования социальных сетей вполитическом имиджмейкинге изучается А. Блудовой, Н. Акулич, С. Масеевым, В. Бозаджиевым,Дж. Пармели,Д. Триллингом, Б. Харрисом, И. Ефимовой, А. Маковейчуком, Д. Фатыховой.
Так, например, Дж. Пармелив статье «Функция политических «твитов» по формированию повестки дня », поднимает вопрос о том, как «твиты» политических деятелей могут оказать влияние на освещение в СМИ, которые, в свою очередь, все еще остаются важнейшим механизмом формирования имиджа страны. Затрагивая вопрос об элементах, которые делают отдельные политические «твиты» успешными в формировании освещения, автор констатирует, что такого рода «твиты» должны содержать последние новости, информацию, которая дополняет более широкую новостную историю, а также информацию, которая четко и быстро доставляется. Несмотря на то что твиты многих политических лидеров являются ценными для журналистов, твиты политических блоггеров, аналитических центров и групп интересов определяются в статье как особенно полезные.
Фигуре Д. Трампа и проводимой им политике посвятили свои работы Г. Энли, Дж. Киган, Л. Венгель, Ч. Георг, Р. Перлоф, А. Безруков, П. Яковлев, А. Кудинов, В. Печатнов.
Научная новизна исследования. На данный момент нет комплексного обобщающего исследования, посвященного роли социальных сетей в формировании международного имиджа США в период предвыборной кампании и президентства Дональда Трампа. Исследователи в своих работах рассматривали данный вопрос, затрагивая лишь определенные его аспекты, такие как влияние социальных сетей на политику государства, роль социальных сетей в рамках публичной дипломатии Web 2.0., социальные медиа как инструмент формирования имиджа политика и кандидата и т.п. В этой связи нужно отметить, что проведенное исследование по теме, избранной для анализа, позволит систематизировать и обобщить все накопленные знания, полученные от изучения более узких аспектов выбранной тематики, что, в свою очередь, внесет вклад в понимание вопросов влияния процессов, происходящих в социальных сетях, на формирование имиджа Америки на современном этапе.
Объектом исследования выступает международный имидж США.
Предметом исследования является процесс формирования международного имиджа США посредством деятельности, осуществляемой на платформе социальных сетей.
Методологическая база исследования определяется его целью и задачами и опирается на методы системного, исторического и сравнительного анализа. Кроме того, в работе автор обратился к контент-анализу применительно к информационному наполнению соответствующих аккаунтов в социальных сетях, таких как «Твиттер» и т.д..
Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка источников и литературы.
Проведенный анализ источников, изученных в рамках данной работы, показал, что нынешние исследования на сегодняшний день не преуспели в том, чтобы полноценно раскрыть суть, потенциал и возможности реализации публичной дипломатии Web 2.0. Цифровая дипломатия, безусловно, начинает приобретать все более существенное значение в рамках реализации внешней политики государства. Можно смело утверждать, что социальные сети в рамках публичной дипломатии могут выполнять как минимум 3 важнейшие функции, выступая в качестве площадки для: 1) широкого распространения информации; 2) сбора сведений, определения характера общественных настроений и повестки дня; 3) для противодействия дезинформации.
Включение социальных медиа в практику реализации внешнеполитической деятельности представляет собой новую форму дипломатии, которая позволяет государствам оказывать воздействие на зарубежную аудиторию. Поскольку ключевым свойством социальных сетей является общественное взаимодействие и упрощение координации двусторонних связей, цифровая дипломатия, в отличие от традиционной публичной дипломатии, для которой характерен монолог, может обеспечить выстраивание диалога с зарубежной общественностью. Кроме того, социальные сети позволяют прямо доносить информацию до пользователей, не прибегая при этом к посреднику в лице традиционных СМИ.
Вследствие событий 11 сентября 2001 года к правительству США пришло осознание необходимости мониторинга общественного мнения за рубежом путем реализации программ публичной дипломатии Web 1.0 и Web 2.0. С течением времени технологии Web 2.0. начали использоваться американским правительством с целью построения положительного имиджа в мировом масштабе. Успешная деятельность политика на площадке социальных сетей может спровоцировать положительный отклик своей и зарубежной аудитории, что в свое время доказал Б. Обама и частично подтвердил Д. Трамп, сумевший одержать победу на выборах вопреки всесторонней поддержке лидерами большинства стран кандидатуры Хилари Клинтон.
Социальные сети, в общем, и Twitter, признающийся исследователями как наиболее ценная платформа с точки зрения политического воздействия, в частности, имеют ряд весомых преимуществ для государства в рамках проводимой им деятельности в области публичной дипломатии: возможность взаимодействия с зарубежной аудиторией, сбора необходимой информации, реагирования на распространение ложных сведений в сети и другое. При этом нужно отметить и наличие негативных факторов в социальных сетях, таких как возможность распространения недостоверных сведений в режиме 24/7, утечки информации, взломов, пропаганды.
Эффект публичной дипломатии с использованием ресурса социальных сетей в целом трудно оценить. Серьезным препятствием является отсутствие общепризнанных критериев ее эффективности. В случае с Twitter наиболее распространенными критериями измерения степени влияния персональных страниц на социальных платформах выступают количество: 1) последователей на странице пользователя, 2) отметок «мне нравится» и 3) сделанных «ретвитов». Данная методология все же подвергается со стороны исследователей большим сомнениям.
Избирательная кампания США 2016 года представляла собой своего рода выборы в Twitter. Два главных кандидата в президенты использовали различные методы, чтобы добиться одобрения публики, часто прибегая к взаимным оскорблениям и изощренным унижениям на платформе социальных сетей. В этом Twitter-противостоянии, равно как и на самих выборах, Дональд Трамп одержал победу: в то время как Х. Клинтон старалась не вестись на провокации своего оппонента в социальных сетях, стремясь казаться на его фоне более сдержанной и здравомыслящей, Трамп завоевал свои голоса на выборах за счет лично написанных «твитов», чаще всего содержащих громкие, провокационные заявления, приковывающие внимание как американской, так и зарубежной публики. Кроме того, по личному убеждению автора, поспособствовало достижению столь значительных результатов и своеобразная риторика Трампа, противопоставляющая его предыдущей администрации США, на протяжении нескольких лет постепенно теряющей одобрение и поддержку граждан, что тем самым дало надежду американским гражданам на кардинальные изменения в их жизни.
Союзники Америки по всему миру, однако, были потрясены изоляционистскими лозунгами Дональда Трампа. Своими резкими заявлениями Трамп спровоцировал волну критики со стороны мирового сообщества. Еще во время избирательной кампании многие из его наиболее значимых политических предложений, таких как строительство стены на границе США с Мексикой, ограничение въезда в Америку граждан из некоторых мусульманских стран, выход из Парижского соглашения по климату, были крайне непопулярны.
В период президентства республиканца общие настроения в мире по отношению к Трампу не изменились. Уже за год своего пребывания в должности Трамп успел спровоцировать ряд конфликтов с лидерами других государств, как это было в случае с Северной Кореей и Мексикой. Данное положение дел подтверждается результатами исследования GfK: Anholt-GfKNationBrandIndex, показавшими еще более резкое снижение, в сравнении с 2016 годом, степени одобрения США в мире, в первую очередь по такому критерию, как Власть и Госуправление. К большому удивлению, лидеры мнений США – известные политические обозреватели и блогеры, согласно проведенному в рамках данной работы исследованию, придерживаются аналогичной точки зрения, преимущественно высказываясь отрицательно в отношении политики, проводимой нынешним президентом Штатов.
Деятельность лидеров общественного мнения в сети теоретически может служить обеспечению политических целей государства: большое количество последователей, в том числе и среди иностранной публики, доверие аудитории ввиду высокой степени активности, взаимодействия и открытости блогеров к диалогу со своей публикой, позволяют лидерам мнений влиять на принятие решений их аудиторией. При этом точка зрения читателей блога, сформированная под влиянием его автора, наиболее вероятно будет соответствовать позиции лидера мнений. То же самое касается видения и восприятия государства, формируемых сквозь призму взглядов политических обозревателей.
Таким образом, в отличие от традиционных каналов публичной дипломатии, социальные сети дают больше возможностей государству, центральным элементом среди которых выступает прямое взаимодействие с зарубежной публикой. Несмотря на активную деятельность американского президента в социальных сетях, администрация Д. Трампа довольно пассивна в использовании всего спектра преимуществ технологий Web 2.0 для реализации внешнеполитических целей и поддержания позитивного имиджа государства. И хотя при правильном использовании социальные платформы могут способствовать преодолению дефектов традиционной государственной дипломатии, данные инструменты используются высшим руководством США не в полной мере.
Включение социальных медиа в практику реализации внешнеполитической деятельности представляет собой новую форму дипломатии, которая позволяет государствам оказывать воздействие на зарубежную аудиторию. Поскольку ключевым свойством социальных сетей является общественное взаимодействие и упрощение координации двусторонних связей, цифровая дипломатия, в отличие от традиционной публичной дипломатии, для которой характерен монолог, может обеспечить выстраивание диалога с зарубежной общественностью. Кроме того, социальные сети позволяют прямо доносить информацию до пользователей, не прибегая при этом к посреднику в лице традиционных СМИ.
Вследствие событий 11 сентября 2001 года к правительству США пришло осознание необходимости мониторинга общественного мнения за рубежом путем реализации программ публичной дипломатии Web 1.0 и Web 2.0. С течением времени технологии Web 2.0. начали использоваться американским правительством с целью построения положительного имиджа в мировом масштабе. Успешная деятельность политика на площадке социальных сетей может спровоцировать положительный отклик своей и зарубежной аудитории, что в свое время доказал Б. Обама и частично подтвердил Д. Трамп, сумевший одержать победу на выборах вопреки всесторонней поддержке лидерами большинства стран кандидатуры Хилари Клинтон.
Социальные сети, в общем, и Twitter, признающийся исследователями как наиболее ценная платформа с точки зрения политического воздействия, в частности, имеют ряд весомых преимуществ для государства в рамках проводимой им деятельности в области публичной дипломатии: возможность взаимодействия с зарубежной аудиторией, сбора необходимой информации, реагирования на распространение ложных сведений в сети и другое. При этом нужно отметить и наличие негативных факторов в социальных сетях, таких как возможность распространения недостоверных сведений в режиме 24/7, утечки информации, взломов, пропаганды.
Эффект публичной дипломатии с использованием ресурса социальных сетей в целом трудно оценить. Серьезным препятствием является отсутствие общепризнанных критериев ее эффективности. В случае с Twitter наиболее распространенными критериями измерения степени влияния персональных страниц на социальных платформах выступают количество: 1) последователей на странице пользователя, 2) отметок «мне нравится» и 3) сделанных «ретвитов». Данная методология все же подвергается со стороны исследователей большим сомнениям.
Избирательная кампания США 2016 года представляла собой своего рода выборы в Twitter. Два главных кандидата в президенты использовали различные методы, чтобы добиться одобрения публики, часто прибегая к взаимным оскорблениям и изощренным унижениям на платформе социальных сетей. В этом Twitter-противостоянии, равно как и на самих выборах, Дональд Трамп одержал победу: в то время как Х. Клинтон старалась не вестись на провокации своего оппонента в социальных сетях, стремясь казаться на его фоне более сдержанной и здравомыслящей, Трамп завоевал свои голоса на выборах за счет лично написанных «твитов», чаще всего содержащих громкие, провокационные заявления, приковывающие внимание как американской, так и зарубежной публики. Кроме того, по личному убеждению автора, поспособствовало достижению столь значительных результатов и своеобразная риторика Трампа, противопоставляющая его предыдущей администрации США, на протяжении нескольких лет постепенно теряющей одобрение и поддержку граждан, что тем самым дало надежду американским гражданам на кардинальные изменения в их жизни.
Союзники Америки по всему миру, однако, были потрясены изоляционистскими лозунгами Дональда Трампа. Своими резкими заявлениями Трамп спровоцировал волну критики со стороны мирового сообщества. Еще во время избирательной кампании многие из его наиболее значимых политических предложений, таких как строительство стены на границе США с Мексикой, ограничение въезда в Америку граждан из некоторых мусульманских стран, выход из Парижского соглашения по климату, были крайне непопулярны.
В период президентства республиканца общие настроения в мире по отношению к Трампу не изменились. Уже за год своего пребывания в должности Трамп успел спровоцировать ряд конфликтов с лидерами других государств, как это было в случае с Северной Кореей и Мексикой. Данное положение дел подтверждается результатами исследования GfK: Anholt-GfKNationBrandIndex, показавшими еще более резкое снижение, в сравнении с 2016 годом, степени одобрения США в мире, в первую очередь по такому критерию, как Власть и Госуправление. К большому удивлению, лидеры мнений США – известные политические обозреватели и блогеры, согласно проведенному в рамках данной работы исследованию, придерживаются аналогичной точки зрения, преимущественно высказываясь отрицательно в отношении политики, проводимой нынешним президентом Штатов.
Деятельность лидеров общественного мнения в сети теоретически может служить обеспечению политических целей государства: большое количество последователей, в том числе и среди иностранной публики, доверие аудитории ввиду высокой степени активности, взаимодействия и открытости блогеров к диалогу со своей публикой, позволяют лидерам мнений влиять на принятие решений их аудиторией. При этом точка зрения читателей блога, сформированная под влиянием его автора, наиболее вероятно будет соответствовать позиции лидера мнений. То же самое касается видения и восприятия государства, формируемых сквозь призму взглядов политических обозревателей.
Таким образом, в отличие от традиционных каналов публичной дипломатии, социальные сети дают больше возможностей государству, центральным элементом среди которых выступает прямое взаимодействие с зарубежной публикой. Несмотря на активную деятельность американского президента в социальных сетях, администрация Д. Трампа довольно пассивна в использовании всего спектра преимуществ технологий Web 2.0 для реализации внешнеполитических целей и поддержания позитивного имиджа государства. И хотя при правильном использовании социальные платформы могут способствовать преодолению дефектов традиционной государственной дипломатии, данные инструменты используются высшим руководством США не в полной мере.
Подобные работы
- ИМИДЖ Д. ТРАМПА В АМЕРИКАНСКИХ СМИ (2016-2020 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ НА ВЫБОРАХ В США (НА ПРИМЕРЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ КАМПАНИЙ ДОНАЛЬДА ТРАМПА)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021



