НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ КИТАЯ
|
Введение
Глава 1. Экономическая дипломатия в мировом дискурсе и ЭД Китая: теоретическое осмысление
1.1. Категория «экономическая дипломатия» в мировом научном дискурсе и специфика понимания экономической дипломатии в Китае
1.2. Научное сообщество о характере экономической дипломатии Китая
Глава 2. Новая ЭД Китая: историческая ретроспектива и современность
2.1. Развитие ЭД в контексте истории внешней политики КНР ………..…………………..26
2.2. «Один пояс и один путь» как основное направление новой экономической дипломатии КНР
2.3. Новая экономическая дипломатия Китая: вызовы и дальнейшее развитие……………58
Заключение
Список источников и литературы
Глава 1. Экономическая дипломатия в мировом дискурсе и ЭД Китая: теоретическое осмысление
1.1. Категория «экономическая дипломатия» в мировом научном дискурсе и специфика понимания экономической дипломатии в Китае
1.2. Научное сообщество о характере экономической дипломатии Китая
Глава 2. Новая ЭД Китая: историческая ретроспектива и современность
2.1. Развитие ЭД в контексте истории внешней политики КНР ………..…………………..26
2.2. «Один пояс и один путь» как основное направление новой экономической дипломатии КНР
2.3. Новая экономическая дипломатия Китая: вызовы и дальнейшее развитие……………58
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования. Возрастающая экономическая мощь Китайской Народной Республики, усиливающаяся вовлеченность страны в международные процессы экономического и политического характеров, выводят Китай в центр основного внимания современных исследователей. Китай, в силу достигнутых результатов экономического развития страны, переходит в период обладания особыми стратегическими возможностями для дальнейшего обеспечения стабильного внутреннего развития и расширения политического влияния на региональном и глобальном уровнях. Сегодня, практические шаги китайского правительства в сфере реализации его экономической дипломатии (ЭД) можно увидеть практически в каждом крупном регионе мира: Азии, Африке, Латинской Америке и так далее. В условиях ускоряющейся международной экономической интеграции и появлении новых характеристик международной конкуренции, данное направление требует особого глубокого анализа и освещения его основных тенденций. Экономическая дипломатия Китая и успешные результаты китайского правительства являются наглядным свидетельством вероятности экономического возвышения КНР на уровень глобальной державы. Таким образом, изучение новой экономической дипломатии Китая, окончательно сформировавшейся в 2012-2013 годах, обладающей на данный момент своей частной спецификой, особенностями и стратегическими направлениями, имеет большое значения для правильности понимания условий формирования современного международного порядка, прогнозирования дальнейших шагов Пекина на международной арене, своеобразности двустороннего (в частности, китайско-российского) и многостороннего сотрудничества.
Объектом исследования является экономическая дипломатия КНР. Предмет исследования – новая экономическая дипломатия КНР и её основные направления.
Цель исследования заключается в формировании представления о новой экономической дипломатии Китая, выделении её исключительных характеристик, специфики, а также главных направлений.
В соответствии с целью, поставлены задачи:
проанализировать категорию «экономическая дипломатия» в мировом научном дискурсе и рассмотреть специфику интерпретации понятия экономической дипломатии в Китае;
выделить основные подходы к описанию понятия экономической дипломатии и выдвинуть авторское определение данному термину;
выявить различные подходы к интерпретации характера экономической дипломатии Китая;
изучить главные принципы и направления внешней политики КНР с начала её образования и сформировать периодизацию становления и развития новой экономической дипломатии Китая;
проанализировать концепцию «Пояс и путь» через призму реализации Китаем ЭД;
раскрыть основные вызовы новой ЭД Китая и сформировать предположительные дальнейшие действия китайского правительства.
Методология исследования. В работе были использованы: индуктивный метод, предполагающий сбор всех имеющихся частных подходов и выведение на их основе общих принципов и характеристик экономической дипломатии Китая); проблемно-хронологический, позволяющий рассматривать факты и события в их хронологической последовательности (анализ идеологической базы внешней политики Китая проводился поэтапно в хронологическом порядке, начиная с 1949-го года); системный метод, позволивший выявить особенности структуры экономической дипломатии КНР, «Один пояс и один путь» - как один из элементов экономической дипломатии Пекина). А также эмпирические методы: анализ документов и позиций видных политических деятелей, историков, дипломатов, помогающих сформировать собственное, основанное на различных источниках, мнение о проблеме.
Хронологические рамки исследования обозначены периодом с 1949-го года и до настоящего времени. Начальная точка хронологических рамок исследования прикреплена к дате образования Китайской Народной Республики (01.10. 1949), ознаменовавшая собой период, на базе которого произошло становление новой экономической дипломатии КНР.
Источниковая база исследования. Важнейшими источниками служат правовые инструменты: двусторонние и многосторонние договора, дающее полное представление о проведённых и планируемых мероприятиях на высшем уровне в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества. Официальные документы основных органов власти Китая, имеющие определенное отношение к области данного исследования, являющиеся незаменимой основой на пути выделения главных стратегических направлений, как внешней политики Китая, так и внутренней. Наравне с перечисленными материалами, важный источник – публичные выступления и заявления представителей высшего политического слоя, строящие яркое представление о том, какие насущные проблемы и вызовы стоят перед руководством страны и китайской нацией, какие средства для преодоления современных экономических проблем международного и локального характеров.
Степень научной разработанности темы. Проблеме экономической дипломатии, ее теоретическим особенностям и практическим применениям в современных международных отношениях, посвящены работы отечественных и зарубежных авторов. Среди российских исследователей особенно выделяются труды В.Д. Д.А. Дегтерева, Л.М. Капицы и В.Д. Щетинина. Проблематика внешней экономической политики, анализ основных ее направлений, вопросы экономического взаимодействия Китая с основными партнерами исследуются в трудах Я. В. Лексютиной, Bonnie S. Glaser, Christpher Johnon, Scott Kennedy, Xu Jin, Xiaoting Li, Qin Yaqing, Feng Zhang и других.
Огромный вклад в России в насыщении дискурса об экономической дипломатии Китая внесли несколько крупных российских исследователей. Я. В. Лексютина в своих трудах «Экономическая дипломатия Китая в XXI веке», «О «добрососедской» дипломатии Китая» поднимает вопросы особенностей экономической дипломатии Китая с соседними странными и основными партнерами. Е.И. Сафронова, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока, в работах «Экономическая дипломатия Китая и стратегическая безопасность в АТР», «Особенности Экономической дипломатии КНР в Северо-Восточной Азии и безопасность региона» выявляет конкурентные преимущества Китая как фактор поддержания стратегической безопасности в регионе АТР. Американский исследователь Bonnie S. Glaser в публикации на тему: «China s Coercive Economic Diplomacy: a new and worrying trend», говорит о существовании «принудительных способов» в экономической сфере в сотрудничестве с другими странами как способа реализации национальных экономических интересов КНР. А профессор Пекинского Университета Zha Daojiong «Chinese economic diplomacy: new initiatives» исследует особенности экономической дипломатии Китая и специфику взаимоотношений в рамках основных торгово-финансовых интеграциях.
Таким образом, проблематика ЭД Китая является до сих пор недостаточно изученной, иными словами, не рассматривалась в исследовательских кругах всесторонним образом. Во-первых, можно отметить, что существует теоретическая недоработанность в описании понятия ЭД, отсутствует чёткое представление о том, как данное понятие понимается и интерпретируется в Китае. Во-вторых, такие вопросы, как специфика новой экономической дипломатии Китая, её характерные особенности, также не были предметом специальных научных исследований.
Новизна исследования заключается в выявлении особенностей и специфики интерпретации понятия экономической дипломатии в Китае, выдвижении авторского понятия ЭД, выделении двух главных подходов к описанию характера экономической дипломатии, раскрытии особенностей и проблем новой ЭД Китая, а также предполагаемых дальнейших шагов китайского руководства в сфере ЭД,
Структура работы. Диссертация включает введение, две главы и пять подглав, заключение, список используемых источников и литературы. Общий объем работы составляет 71 страницы.
Объектом исследования является экономическая дипломатия КНР. Предмет исследования – новая экономическая дипломатия КНР и её основные направления.
Цель исследования заключается в формировании представления о новой экономической дипломатии Китая, выделении её исключительных характеристик, специфики, а также главных направлений.
В соответствии с целью, поставлены задачи:
проанализировать категорию «экономическая дипломатия» в мировом научном дискурсе и рассмотреть специфику интерпретации понятия экономической дипломатии в Китае;
выделить основные подходы к описанию понятия экономической дипломатии и выдвинуть авторское определение данному термину;
выявить различные подходы к интерпретации характера экономической дипломатии Китая;
изучить главные принципы и направления внешней политики КНР с начала её образования и сформировать периодизацию становления и развития новой экономической дипломатии Китая;
проанализировать концепцию «Пояс и путь» через призму реализации Китаем ЭД;
раскрыть основные вызовы новой ЭД Китая и сформировать предположительные дальнейшие действия китайского правительства.
Методология исследования. В работе были использованы: индуктивный метод, предполагающий сбор всех имеющихся частных подходов и выведение на их основе общих принципов и характеристик экономической дипломатии Китая); проблемно-хронологический, позволяющий рассматривать факты и события в их хронологической последовательности (анализ идеологической базы внешней политики Китая проводился поэтапно в хронологическом порядке, начиная с 1949-го года); системный метод, позволивший выявить особенности структуры экономической дипломатии КНР, «Один пояс и один путь» - как один из элементов экономической дипломатии Пекина). А также эмпирические методы: анализ документов и позиций видных политических деятелей, историков, дипломатов, помогающих сформировать собственное, основанное на различных источниках, мнение о проблеме.
Хронологические рамки исследования обозначены периодом с 1949-го года и до настоящего времени. Начальная точка хронологических рамок исследования прикреплена к дате образования Китайской Народной Республики (01.10. 1949), ознаменовавшая собой период, на базе которого произошло становление новой экономической дипломатии КНР.
Источниковая база исследования. Важнейшими источниками служат правовые инструменты: двусторонние и многосторонние договора, дающее полное представление о проведённых и планируемых мероприятиях на высшем уровне в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества. Официальные документы основных органов власти Китая, имеющие определенное отношение к области данного исследования, являющиеся незаменимой основой на пути выделения главных стратегических направлений, как внешней политики Китая, так и внутренней. Наравне с перечисленными материалами, важный источник – публичные выступления и заявления представителей высшего политического слоя, строящие яркое представление о том, какие насущные проблемы и вызовы стоят перед руководством страны и китайской нацией, какие средства для преодоления современных экономических проблем международного и локального характеров.
Степень научной разработанности темы. Проблеме экономической дипломатии, ее теоретическим особенностям и практическим применениям в современных международных отношениях, посвящены работы отечественных и зарубежных авторов. Среди российских исследователей особенно выделяются труды В.Д. Д.А. Дегтерева, Л.М. Капицы и В.Д. Щетинина. Проблематика внешней экономической политики, анализ основных ее направлений, вопросы экономического взаимодействия Китая с основными партнерами исследуются в трудах Я. В. Лексютиной, Bonnie S. Glaser, Christpher Johnon, Scott Kennedy, Xu Jin, Xiaoting Li, Qin Yaqing, Feng Zhang и других.
Огромный вклад в России в насыщении дискурса об экономической дипломатии Китая внесли несколько крупных российских исследователей. Я. В. Лексютина в своих трудах «Экономическая дипломатия Китая в XXI веке», «О «добрососедской» дипломатии Китая» поднимает вопросы особенностей экономической дипломатии Китая с соседними странными и основными партнерами. Е.И. Сафронова, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока, в работах «Экономическая дипломатия Китая и стратегическая безопасность в АТР», «Особенности Экономической дипломатии КНР в Северо-Восточной Азии и безопасность региона» выявляет конкурентные преимущества Китая как фактор поддержания стратегической безопасности в регионе АТР. Американский исследователь Bonnie S. Glaser в публикации на тему: «China s Coercive Economic Diplomacy: a new and worrying trend», говорит о существовании «принудительных способов» в экономической сфере в сотрудничестве с другими странами как способа реализации национальных экономических интересов КНР. А профессор Пекинского Университета Zha Daojiong «Chinese economic diplomacy: new initiatives» исследует особенности экономической дипломатии Китая и специфику взаимоотношений в рамках основных торгово-финансовых интеграциях.
Таким образом, проблематика ЭД Китая является до сих пор недостаточно изученной, иными словами, не рассматривалась в исследовательских кругах всесторонним образом. Во-первых, можно отметить, что существует теоретическая недоработанность в описании понятия ЭД, отсутствует чёткое представление о том, как данное понятие понимается и интерпретируется в Китае. Во-вторых, такие вопросы, как специфика новой экономической дипломатии Китая, её характерные особенности, также не были предметом специальных научных исследований.
Новизна исследования заключается в выявлении особенностей и специфики интерпретации понятия экономической дипломатии в Китае, выдвижении авторского понятия ЭД, выделении двух главных подходов к описанию характера экономической дипломатии, раскрытии особенностей и проблем новой ЭД Китая, а также предполагаемых дальнейших шагов китайского руководства в сфере ЭД,
Структура работы. Диссертация включает введение, две главы и пять подглав, заключение, список используемых источников и литературы. Общий объем работы составляет 71 страницы.
C начала образования КНР, страна прошла ряд этапов по становлению современной экономической дипломатии. Перегнав главного соперника в лице США по масштабу экономики в 2012 году, Пекин заручился эффективным инструментом в виде экономической дипломатии на пути защиты и продвижения своих интересов. Экономическая дипломатия особенно получила своё широкое распространение в период власти нынешнего китайского руководства, чем объявлено становление форм новой экономической дипломатии Китая в 2012-2013 гг.
Понятию экономической дипломатии дано множество определений и характеристик, однако до сегодняшнего момента отсутствуют общепринятые рамки и границы данного понятия. Выделяются два главных подхода к описанию понятия экономической дипломатии: «экономический» и «политический» подходы. Сторонники первого «экономического» подхода считают: экономическая дипломатия – это средство для достижения внешнеэкономических целей, то есть прямое служение экономике страны.
Представители второго «политического» подхода сводятся к тому, что экономическая дипломатия – это, в первую очередь, средство для достижения внешнеполитических целей, выходящих за рамки «экономического интереса».
Специфика понимания и интерпретации ЭД в Китае имеет свои особенные характеристики и специфику. Ряд китайских авторов закладывают исключительно миролюбивые характеристики в понятие. Идейное насыщение понятия экономической дипломатии «миролюбивыми» понятиями и категориями – это важный инструмент китайского правительства для развития экономической дипломатии КНР агрессивными способами. Выдвижение «миролюбивой» характеристики экономической дипломатии не всегда может быть применено к реалиям событий в международных отношениях. Так, у китайских исследователей отсутствует упоминания о «негативных» экономических средствах, применяемых в ходе реализации экономической дипломатии, которые были не раз освящены и отмечены большим количеством крупных исследователей. Другой отличительной особенностью китайских исследователей также является и акцентирование внимания на централизованном управлении экономической дипломатией и главенствующей роли китайского правительства в сфере экономической дипломатии.
Во-первых, существуют различные подходы, разграничивающие экономику и политику, но остаётся фактом, что срединные связи между данными двумя категориями имеют большую точку соприкосновения и взаимодействия. На фоне любой внешнеполитической концепции, возможно выделение экономических целей и, наоборот, в рамках проведения международных экономических мероприятий – политических мотивов. Поэтому, понятие экономической дипломатии является ничем иным как акцентированием внимания общности и единства двух главных категорий - экономики и политики (дипломатии).
Во-вторых, различие в описании понятия экономической дипломатии в международном дискурсе и в Китае дают представление о наличии широкого угла распространения феномена в современных реалиях. В подтверждение чему целесообразным является использование понятия ЭД в его «широкой трактовке»: экономическая дипломатия - экономические и политические средства для достижения экономических и политических целей. Таким образом, авторское определение экономической дипломатии следующее. Экономическая дипломатия – это использование основными государственными органами экономических средств, как положительного характера (инфраструктурные инвестиции, низкопроцентные или беспроцентные кредиты, предоставление прочей иностранной помощи), так и негативного (таможенные барьеры и другие экономические санкции), проведение дипломатических мероприятий (организация официальных визитов и встреч, инициатива создания международных организаций и т. п.) в отношении одного или ряда зарубежных стран с целью развития своей экономики и обеспечения собственных внешнеэкономических интересов, а также достижения конкретных политических задач и защиты коренных национальных интересов.
В оценке экономической дипломатии Китая различными исследователями встречаются два основных подхода. Первый подход - «агрессивный», содержит в себе тезисы о том, что средства и инструменты экономической дипломатии Китая преимущественно обладают агрессивными характеристиками. Так, новая экономическая дипломатия Китая опирается на использование «кнута и пряника», причем «кнут» - это средство насильственного принуждения, к которому прибегает Пекин для реализации своих целей в отношениях с другими странами. «Миролюбивый» подход, представители которого в большей части своей являются китайскими исследователями, формируют «оборонный лагерь», целью которого является защита имиджа страны и констатация фактов об исключительно мирных и гармоничных взаимоотношениях с зарубежными странами. Авторский подход – оценка новой экономической дипломатии КНР с использованием такого понятия, как «ограниченная дружественность». В сущность понятия закладывается миролюбивый характер экономической дипломатии Китая, с границей в виде коренных интересов и задач страны (например, тайванский вопрос). Подтверждением возможности существования данного подхода является работа Лексютиной Яны Валерьевны, в которой утверждается, что Китаю на данный момент «не интересен» негативный исход событий в двусторонних и многосторонних отношениях, в связи с этим, Пекин в большей мере нацелен на ограничение применения «агрессивных» методов в сфере экономической политики Китая.
Экономическая дипломатия КНР на основе истории её вешней политики характеризуется следующими особенностями. Так, во-первых, весь процесс формирования экономической дипломатии Китая, дозволяется условно разделить её на два периода: пассивный и активный. В рамках пассивного периода (с 1949 по 2000 года) в условиях поиска международного признания, затем укрепления связей происходили первые попытки реализации экономической дипломатии (вначале экономическая помощь в военных конфликтах на территории региона, затем предоставление многовекторной иностранной помощи развивающимся странам третьего мира в виде кредитов, инфраструктурных инвестиций и так далее). Активный период (с 2000 года по настоящее время) в ходе которого правительство Китая с традиционных форм дипломатических и экономических мероприятий перешло в динамичное использование международно-институциональных структур (вступление в ВТО, создание под собственной эгидой региональных объединений – Экономический пояс шёлкового пути). Причем 2012-2013 гг. – это начальный период утверждения форм новой экономической дипломатии КНР. Во-вторых, китайское правительство склонно к чрезмерной идеалогизации и искажению истинных средств и принципов своей экономической дипломатии. Наибольшую частотность получают распространение таких категорий, входящих в разрез с реалиями, как миролюбивость, гармоничность, взаимовыгода и так далее. В-третьих, новая экономическая дипломатия склонна к конфронтации с другими крупными державами, иными словами предоставление экономической помощи и проведение всякого рода дипломатических мероприятий под эгидой Пекина часто имеет характер противостояния (создание единого фронта из стран-реципиентов для противодействия стране-конкуренту). К примеру, беря временной отсчет с момента образования Китая и до настоящего времени, в сфере внешней политики КНР и её экономической дипломатии всегда имела место быть тенденция к созданию политических блоков и организации или поддержки единого фронта по противодействию той или иной концепции либо государству. Образцом данного характера международного поведения может служить создание блоков противостояния СССР или США, составление комплекса частных принципов о тесном взаимодействии со странами третьего мира, беря в расчет общность исторического развития и общий путь дальнейшей модернизации, а также разработку нового международного порядка для развивающихся стран. В-четвёртых, прослеживается тенденция к существованию, как многовекторного, так и традиционного подходов, проявляющиеся в разных объёмах. Многовекторный, менее объёмный подход, охватывает направление по трансформации внешнеполитического курса к уровню всестороннего подхода: стремление к сотрудничеству, не только с развивающимися, но и с развитыми странами (в первую очередь, с целью получения инноваций и технологий). Традиционный подход, в большей степени, представленный в сфере экономической дипломатии, опирается на историческую приверженность традиционным партнёрам (развивающиеся страны и прочие страны третьего мира): в немалой степени, представленные в лице соседних Китаю стран (иначе переферийная экономическая дипломатия).
Одно из текущих главных стратегических направлений ЭД Китая является концепция Экономический пояс шелкового пути, как платформа усиления всестороннего взаимодействия в сфере экономики и политики. Концепция Экономического пояса шелкового пути, выдвинутая в сентябре 2013 года китайским лидером Си Цзиньпином в Казахстане. Включает в себя такие особенности, как развитие политической коммуникации в регионе, совершенствование инфраструктурной транспортной сети, трансформацию валютной системы, развитие мягкой силы и так далее. Предполагается, что в данных условиях Пекинское правительство продолжит также направлять многочисленные инструменты энергетической дипломатии в сторону других развивающихся стран. Данной инициативой Китай стремиться добиться складывания стабильной новой системы безопасности под эгидой и расширить сферу своего политического и экономического влияний. Способность использовать подобные ресурсы ограничивается рядом проблем: вызовами со стороны международного политического сообщества (противник США и его партнеры) и мировой финансовой конъектуры (финансовые кризисы, международная экономическая нестабильность) и так далее
На основе проведенного исследования можно прогнозировать дальнейшие усилия Китая, во-первых, по реконструкции внешней среды (создание новых международных организаций под эгидой Пекина, например, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), во-вторых, по реформированию внутренней системы (упрочение влияние политической власти коммунистической партии, усиление тенденции авторитарного режима, например, как совершенствование системы Народно-освободительной армии Китая). В-третьих, по созданию новых теоретических обоснований понятий с целью поддержки имиджа страны и обеспечивании результативности дальнейших действий.
Понятию экономической дипломатии дано множество определений и характеристик, однако до сегодняшнего момента отсутствуют общепринятые рамки и границы данного понятия. Выделяются два главных подхода к описанию понятия экономической дипломатии: «экономический» и «политический» подходы. Сторонники первого «экономического» подхода считают: экономическая дипломатия – это средство для достижения внешнеэкономических целей, то есть прямое служение экономике страны.
Представители второго «политического» подхода сводятся к тому, что экономическая дипломатия – это, в первую очередь, средство для достижения внешнеполитических целей, выходящих за рамки «экономического интереса».
Специфика понимания и интерпретации ЭД в Китае имеет свои особенные характеристики и специфику. Ряд китайских авторов закладывают исключительно миролюбивые характеристики в понятие. Идейное насыщение понятия экономической дипломатии «миролюбивыми» понятиями и категориями – это важный инструмент китайского правительства для развития экономической дипломатии КНР агрессивными способами. Выдвижение «миролюбивой» характеристики экономической дипломатии не всегда может быть применено к реалиям событий в международных отношениях. Так, у китайских исследователей отсутствует упоминания о «негативных» экономических средствах, применяемых в ходе реализации экономической дипломатии, которые были не раз освящены и отмечены большим количеством крупных исследователей. Другой отличительной особенностью китайских исследователей также является и акцентирование внимания на централизованном управлении экономической дипломатией и главенствующей роли китайского правительства в сфере экономической дипломатии.
Во-первых, существуют различные подходы, разграничивающие экономику и политику, но остаётся фактом, что срединные связи между данными двумя категориями имеют большую точку соприкосновения и взаимодействия. На фоне любой внешнеполитической концепции, возможно выделение экономических целей и, наоборот, в рамках проведения международных экономических мероприятий – политических мотивов. Поэтому, понятие экономической дипломатии является ничем иным как акцентированием внимания общности и единства двух главных категорий - экономики и политики (дипломатии).
Во-вторых, различие в описании понятия экономической дипломатии в международном дискурсе и в Китае дают представление о наличии широкого угла распространения феномена в современных реалиях. В подтверждение чему целесообразным является использование понятия ЭД в его «широкой трактовке»: экономическая дипломатия - экономические и политические средства для достижения экономических и политических целей. Таким образом, авторское определение экономической дипломатии следующее. Экономическая дипломатия – это использование основными государственными органами экономических средств, как положительного характера (инфраструктурные инвестиции, низкопроцентные или беспроцентные кредиты, предоставление прочей иностранной помощи), так и негативного (таможенные барьеры и другие экономические санкции), проведение дипломатических мероприятий (организация официальных визитов и встреч, инициатива создания международных организаций и т. п.) в отношении одного или ряда зарубежных стран с целью развития своей экономики и обеспечения собственных внешнеэкономических интересов, а также достижения конкретных политических задач и защиты коренных национальных интересов.
В оценке экономической дипломатии Китая различными исследователями встречаются два основных подхода. Первый подход - «агрессивный», содержит в себе тезисы о том, что средства и инструменты экономической дипломатии Китая преимущественно обладают агрессивными характеристиками. Так, новая экономическая дипломатия Китая опирается на использование «кнута и пряника», причем «кнут» - это средство насильственного принуждения, к которому прибегает Пекин для реализации своих целей в отношениях с другими странами. «Миролюбивый» подход, представители которого в большей части своей являются китайскими исследователями, формируют «оборонный лагерь», целью которого является защита имиджа страны и констатация фактов об исключительно мирных и гармоничных взаимоотношениях с зарубежными странами. Авторский подход – оценка новой экономической дипломатии КНР с использованием такого понятия, как «ограниченная дружественность». В сущность понятия закладывается миролюбивый характер экономической дипломатии Китая, с границей в виде коренных интересов и задач страны (например, тайванский вопрос). Подтверждением возможности существования данного подхода является работа Лексютиной Яны Валерьевны, в которой утверждается, что Китаю на данный момент «не интересен» негативный исход событий в двусторонних и многосторонних отношениях, в связи с этим, Пекин в большей мере нацелен на ограничение применения «агрессивных» методов в сфере экономической политики Китая.
Экономическая дипломатия КНР на основе истории её вешней политики характеризуется следующими особенностями. Так, во-первых, весь процесс формирования экономической дипломатии Китая, дозволяется условно разделить её на два периода: пассивный и активный. В рамках пассивного периода (с 1949 по 2000 года) в условиях поиска международного признания, затем укрепления связей происходили первые попытки реализации экономической дипломатии (вначале экономическая помощь в военных конфликтах на территории региона, затем предоставление многовекторной иностранной помощи развивающимся странам третьего мира в виде кредитов, инфраструктурных инвестиций и так далее). Активный период (с 2000 года по настоящее время) в ходе которого правительство Китая с традиционных форм дипломатических и экономических мероприятий перешло в динамичное использование международно-институциональных структур (вступление в ВТО, создание под собственной эгидой региональных объединений – Экономический пояс шёлкового пути). Причем 2012-2013 гг. – это начальный период утверждения форм новой экономической дипломатии КНР. Во-вторых, китайское правительство склонно к чрезмерной идеалогизации и искажению истинных средств и принципов своей экономической дипломатии. Наибольшую частотность получают распространение таких категорий, входящих в разрез с реалиями, как миролюбивость, гармоничность, взаимовыгода и так далее. В-третьих, новая экономическая дипломатия склонна к конфронтации с другими крупными державами, иными словами предоставление экономической помощи и проведение всякого рода дипломатических мероприятий под эгидой Пекина часто имеет характер противостояния (создание единого фронта из стран-реципиентов для противодействия стране-конкуренту). К примеру, беря временной отсчет с момента образования Китая и до настоящего времени, в сфере внешней политики КНР и её экономической дипломатии всегда имела место быть тенденция к созданию политических блоков и организации или поддержки единого фронта по противодействию той или иной концепции либо государству. Образцом данного характера международного поведения может служить создание блоков противостояния СССР или США, составление комплекса частных принципов о тесном взаимодействии со странами третьего мира, беря в расчет общность исторического развития и общий путь дальнейшей модернизации, а также разработку нового международного порядка для развивающихся стран. В-четвёртых, прослеживается тенденция к существованию, как многовекторного, так и традиционного подходов, проявляющиеся в разных объёмах. Многовекторный, менее объёмный подход, охватывает направление по трансформации внешнеполитического курса к уровню всестороннего подхода: стремление к сотрудничеству, не только с развивающимися, но и с развитыми странами (в первую очередь, с целью получения инноваций и технологий). Традиционный подход, в большей степени, представленный в сфере экономической дипломатии, опирается на историческую приверженность традиционным партнёрам (развивающиеся страны и прочие страны третьего мира): в немалой степени, представленные в лице соседних Китаю стран (иначе переферийная экономическая дипломатия).
Одно из текущих главных стратегических направлений ЭД Китая является концепция Экономический пояс шелкового пути, как платформа усиления всестороннего взаимодействия в сфере экономики и политики. Концепция Экономического пояса шелкового пути, выдвинутая в сентябре 2013 года китайским лидером Си Цзиньпином в Казахстане. Включает в себя такие особенности, как развитие политической коммуникации в регионе, совершенствование инфраструктурной транспортной сети, трансформацию валютной системы, развитие мягкой силы и так далее. Предполагается, что в данных условиях Пекинское правительство продолжит также направлять многочисленные инструменты энергетической дипломатии в сторону других развивающихся стран. Данной инициативой Китай стремиться добиться складывания стабильной новой системы безопасности под эгидой и расширить сферу своего политического и экономического влияний. Способность использовать подобные ресурсы ограничивается рядом проблем: вызовами со стороны международного политического сообщества (противник США и его партнеры) и мировой финансовой конъектуры (финансовые кризисы, международная экономическая нестабильность) и так далее
На основе проведенного исследования можно прогнозировать дальнейшие усилия Китая, во-первых, по реконструкции внешней среды (создание новых международных организаций под эгидой Пекина, например, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), во-вторых, по реформированию внутренней системы (упрочение влияние политической власти коммунистической партии, усиление тенденции авторитарного режима, например, как совершенствование системы Народно-освободительной армии Китая). В-третьих, по созданию новых теоретических обоснований понятий с целью поддержки имиджа страны и обеспечивании результативности дальнейших действий.
Подобные работы
- Экономическая дипломатия Китая на современном этапе (в Восточной Азии)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Экономическая дипломатия КНР как источник напряженности в современных американо-китайских отношениях
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - Экономическая дипломатия КНР как источник напряженности
в современных американо-китайских отношениях
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Экономическая политика Китая в регионе Центральной Азии
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Новые аспекты экономической дипломатии Соединенных Штатов Америки в Азиатско-Тихоокеанском регионе (2012-последнее время)»
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБМЕНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КИТАЯ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Экономика Китая: состояние, перспективы развития и влияние на
мировую экономику
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



