Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА. ЕГО РОЛЬ И МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 8
1.1 Сущность предприятия малого бизнеса 8
1.2 Малые предприятия в структуре экономики 10
1.3 Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем 15
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 23
2.1. Анализ деятельности малого предприятия ООО «Ордин» 23
2.2. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности малого предприятия ООО «Ордин» 29
2.3. Особенности функционирования предприятия ООО «Ордин», как объекта малого бизнеса 50
Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 63
3.1. Разработка мероприятий, направленных на оптимизацию процесса функционирования предприятия ООО «Ордин» 63
3.2. Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия 67
3.3. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
С момента возникновения малого бизнеса, отношение к нему постоянно менялось. Лишь в шестидесятые годы прошлого века человек осознал, насколько важна роль данного вида бизнеса. В то же время правительства развитых стран начали осуществлять политику комплексной поддержки и стимулирования малого бизнеса. На сегодняшний день опыт Японии, США, Италии и ряда других стран говорит нам о том, что развитие малых предприятий способствует ускоренному экономическому росту, насыщению местных рынков и диверсификации. Также он помогает бороться с издержками рыночной экономики: кризисными явлениями, безработицей, конъюнктурными колебаниями.
В России наблюдаются существенные изменения в данной сфере: сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых фирм, бизнес - инкубаторов; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов. [22, с.48]
Для современного человека важна возможность сделать выбор: стать наемным работником, либо работать на себя и быть предпринимателем; этот факт позволяет сделать вывод, что малое предпринимательство в значительной степени влияет на становление локальных рыночных отношений.
Очень важно уделять внимание человеческому фактору: именно благодаря этому можно создать благоприятный климат для развития малого предпринимательства. Также не менее важно ориентироваться на конкретного потребителя.
На сегодняшний день каждый регион нашей страны по-своему поддерживает малый бизнес: дотации, субсидии, - большое множество форм и средств. Изначально практически в каждом объекте Российской Федерации происходил процесс формирования структуры и механизмов поддержки малого предпринимательства: все зависело от сложившейся ситуации; однако со временем появилась возможность из всего многообразия выбрать наиболее эффективные и действенные методы и формы. Таким образом постепенно возникла основа технологии, позволяющая решить типовые региональные задачи поддержки и развития малого предпринимательства.
Малое предпринимательство - это важная часть экономики государства; оно мобильно, гибко и высокоэффективно. Также отчасти благодаря ему происходит повышение духовного и материального потенциала социума, создается основа для осуществления способностей и талантов любого человека. [15, с.31]
Благодаря рассматриваемым фирмам создаются наиболее благоприятные условия для оздоровления экономики страны, так как условия рынка приближаются к совершенной конкуренции, увеличивается количество рабочих мест, происходит структурная перестройка, увеличивается потребительский сектор. Более того, развитие предприятий малого бизнеса ведет к улучшению экспортного потенциала страны, так как рынок больше насыщается товарами и услугами, также более эффективно используются ресурсы местного уровня; компании создаются в любом секторе экономической жизни общества в ответ на неудовлетворенные потребности - данный факт является наиболее важной и отличительной особенностью таких фирм. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Так, можно утверждать, что предприятия малого бизнеса является важным аспектом не только для населения, но и для государства (судя по растущему количеству форм его поддержки). От ситуации в данном секторе зависит и экономическое состояние нашей страны в будущем.
Кроме того, многие малые предприятия, выходя на рынок, могут выжить 1-2 года, после чего ликвидируются. Причиной тому может служить выбор неправильной стратегии управления предприятием, это и является одной из наиболее распространенных проблем в малом бизнесе.
Таким образом, актуальность данного исследования подтверждает проблема высокой «смертности» малых предприятий на начальных этапах их деятельности.
Целью данной работы является разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности ООО «Ордин» и основанных на анализе организационной структуры предприятия.
Задачи исследования:
- собрать теоретическую информацию о малых предприятиях;
- проанализировать существующую ситуацию на рынке с помощью табличных методов;
- проанализировать экономическое состояние выбранного предприятия на основе статистических данных динамики и относительных показателей;
- проанализировать динамику персонала, состояние организационной структуры;
- разработать мероприятия для повышения экономической эффективности;
- спрогнозировать экономические выгоды от разработанных предприятий.
Так, объектом исследования является малое предприятие ООО «Ордин», а предметом - процесс организации предприятия малого бизнеса.
Малый бизнес очень важен для Российской Федерации, поэтому государство заинтересованно в его развитии. В советском союзе предлагалась работа по найму, что привело к краху и жесточайшему кризису в экономике в начале 90х. Если бы на тот момент у нас в стране был развит малый бизнес, этот удар был бы гораздо менее ощутим. Также малый бизнес мобилен и в условиях кризиса может менять свою деятельность, не затрачивая огромных сил и ресурсов. [16,с.14]
С точки зрения экономики, одним из важнейших преимуществ фирм малого бизнеса является относительная низкая стоимость производства продукции, возможность снижения издержек из-за более узкой специализации, а также более дешевых ресурсов и средств производства. Так, качество товаров и услуг зачастую не уступает крупным корпорациям, а себестоимость продукции в разы ниже. В этом малый бизнес имеет огромное преимущество перед средним и крупным. Малые бизнес также решает большое количество экономических и социальных проблем в стране.
Малые компании представляют собой своего рода основание, фундамент, на котором впоследствии строятся высотное здание хозяйства, а, как известно, именно от фундамента зависит, сколько и как простоит дом. На данный момент малый бизнес - это основа экономики нашего государства. Но как бороться за выход на рынок с монополиями, которые давно существуют в нашей стране. Предприниматели не стремятся вытеснить сформировавшиеся монополии, они стремятся заполнить свободное пространство, которое существует между товарами и услугами. [4, с.65]
Большие предприятия ориентируются на более усредненный, стандартизированный товар. В этот момент и появляется необходимость в малом бизнесе, который богат на ассортимент товара и может предложить огромный выбор. В силу своей массовости вносит большой вклад в налоговую копилку страны. Так и немалый вклад малый бизнес вносит в социальную структуру страны, создавая огромное количество рабочих мест для наемных рабочих, разнорабочие, кассиры, менеджеры и т.д. Малый бизнес сильно помогает развиваться отдаленным регионам. Согласно закону радиуса, чем дальше от центра столицы или страны, тем выше потенциальные возможности его развития.
Таким образом, в процессе экономического анализа предприятия ООО «Ордин» было выявлено, что показатели прибыли и экономической эффективности - высокие и, в основном, растут с каждым годом. Однако при анализе персонала организации выяснилось, что уровень текучести кадров значительно выше нормального в 20%. Также были выявлены потенциальные возможности по увеличению выручки компании почти на 100%.
Так, с помощью мировой практики были выдвинуты следующие предложения по повышению эффективности процесса управления:
Нематериальная мотивация: позитивная - дополнительные выходные и отгулы рабочим, которые хорошо себя зарекомендовали; негативная - выговоры и беседы с начальством, увольнение после трех выговоров.
Материальная: денежное вознаграждение за выполнение плана или привлечение новых клиентов. Каждый работник будет стремиться повысить свою заработную плату и будет искать среди своих знакомых людей, которые хотят и могут купить лестницу или какой-либо другой продукт компании.
Введение в работу системы 5С: с помощью данной системы компания ООО «Ордин» на начальном этапе избавится от ненужных инструментов и «хлама», который скопился в цехе за время работы. Так, за продажу и сдачу станка в аренду предприятие получит прибыль, также расчистятся рабочие места, что благоприятно скажется на работе: быстрее будет находится весь нужный инструмент, следовательно, скорость производства возрастет. Уборка и рациональное расположение всех вещей на рабочем месте аналогичным образом повысит качество товара и снизит время на поиски необходимого оборудования в цехе. При введении данной системы в привычку персоналу во всем предприятии повысится скорость производства, выручка, а также уменьшится количество травм.
Таким образом, выполняя разработанные указания, предприниматель Ордин Вячеслав Дмитриевич сможет не только улучшить условия труда своих наемных рабочих, но и получить существенную прибыль, которая будет очень кстати во время экономического спада.
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» С изменениями и дополнениями от 3 июля 2016 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//base.garant.ru/12154854;
2. Агузарова Ф.С., Хидирова Э.А. «Тенденции развития налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015, №3-3, с. 406-410;
3. Александрова Е.Н. «Формирование системы маркетингового управления в малом бизнесе» // Теория и практика общественного развития, 2014, №3, с. 272-274;
4. Андреева И., Павлов К. «О критериях выделения малого и среднего бизнеса» // Общество и экономика, 2012, №7. с. 62-79;
5. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. - М.: Альфа Книга, 2015 г;
6. Быкова Н.Н., Шайдуллова А.И. «Роль малого бизнеса в экономике России» // Вестник НГИЭИ, 2015, №3, с. 93-96;
7. Блинов А.О. Малое предпринимательство. М.: Дашков и Компания, 2013;
8. Васючкова Т.С., Елисафенко М.Е. «Особенности разработки систем управления предприятием для малого бизнеса» // Universum: технические науки, 2015, №3, с 38-49;
9. Веснин В.Р. Основы менеджмента // М.: Бизнес 2012;
10. Владимирова С.В. «К вопросу о значении малого бизнеса в развитии региональной экономики» // Социально-экономические явления и процессы, 2013, №9, с. 17-21;
11. Воробьев С.Н Управление рисками в предпринимательстве. М.: Юнити, 2014;
12. Восканян Е. Г. «Предвидеть и минимизировать» // Эффективное и антикризисное управление, 2016, №5, с. 8-10;
13. Глинова Т.А. «Проблемы развития малого бизнеса в России» // Концепт, 2015, № 8, с. 1-6;
14. Грамм Д. Как стать богатым. - М.: Альпина. Бизнес. Букс, 2014;
15. Голубинский Ю.М., Елистратова А.Г., Пискунова В.А., Чернова Е.С. «Совершенствование нормативной базы менеджмента качества на основе внедрения новой версии стандартов» // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль, 2016, №1, с. 56-61;
...