Введение 3
Глава I. Историография 5
§1. Проблема историографии стиля барокко 5
§2. Русское письмо конца XVII – первой половины XVIII вв. Палеографические процессы 10
§3. История русской подписи 16
Глава II. Обзор источников и методология 19
§1. Материалы частной переписки как источник по изучению подписей 20
§2. Методы и принципы изучения русской подписи 24
§3. Методология исследования 27
Глава III. Результат анализа подписей 29
§1. Классификация подписей 29
§2. Типология росчерков конца XVII – первой половины XVIII в. 41
Заключение 48
Список источников и литературы 51
Данная работа посвящена изучению истории развития подписи в России с конца XVII по середину XVIII в.
Являясь формой социального поведения, индивидуальное письмо выступает одним из способов изучения общества, что может быть особенно актуально в контексте исторического развития. Подпись является ключевым элементом понятия «индивидуальное письмо», однако ее изучение долгое время рассматривалось в рамках палеографии и судебного почерковедения. Актуальность исследования состоит в изучении истории подписи, поскольку на определенном этапе формируется подпись в ее современном значении.
Цель исследования – изучить историю подписи конца XVII – первой половины XVIII в.
Задачи настоящего исследования состоят в следующем:
1. Рассмотреть историю русского письма в контексте эпохи барокко;
2. Рассмотреть существующие подходы к изучению подписей;
3. Проанализировать подписи конца XVII – середины XVIII в.;
4. Выяснить, когда произошло формирование подписи в ее современной форме;
5. Определить происхождение подписей: является ли подпись преемником западноевропейской традиции, или она возникает в результате внутреннего развития русской культуры;
6. Разработать типологию росчерков, встречающихся в подписях исследуемого периода.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. Первая глава включает историографический обзор барокко как стиля эпохи, развитие графики русского письма конца XVII – первой половины XVIII в. и историю русской подписи. Во второй главе рассматриваются личные письма как источник по изучению подписей, подходы к изучению подписи в судебном и историческом почерковедении и методология исследования. Третья глава – результат анализа подписей и росчерков и их классификация.
В качестве основного материала для исследования были использованы материалы личной переписки из собрания Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, которые дают ценные сведения о формуляре писем, графике письма автора и его подписи. Однако провести комплексное исследование было бы нельзя без всей полноты источников, использующих подписи, поэтому были исследованы также материалы фондов Российского государственного исторического архива (РГИА) и «Древлехранилища» Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Материалы были отобраны по хронологическому принципу: с середины XVII по первую половину XVIII в.
Разделив понятия «рукоприкладство» и «подпись», мы выяснили, что становление подписи в ее современном понимании происходит на рубеже XVII – XVIII вв. Постепенно подписи вытесняют рукоприкладства, численность которых в исследовании не превышает 15%. Именно в эпоху барокко, для которой характерно повышенное стремление личности к самовыражению, на наш взгляд, происходит становление русской подписи, ведь подпись является не просто удостоверительным текстом, а осмысленной формой саморепрезентации (как, например, одежда или стиль языка).
В процессе анализа двухсот шестидесяти образцов подписей и рукоприкладств, мы пришли к заключению, что подпись постепенно выделяется из рукоприкладства, становится связной и в отдельных случаях украшается росчерком. Становление подписи в ее современной форме могло происходить под влиянием Южной Руси, возросшем с середины XVII в. Выпускники Киево-Могилянской академии, ориентированной на западноевропейскую систему образования, в дальнейшем связали свою жизнь с распространением просвещения в Москве и Петербурге. Они же – первооткрыватели литературы русского барокко: Симеон Полоцкий, Дмитрий Ростовский и Феофан Прокопович.
Не стоит также забывать о прямых связях с Западной Европой: обращаясь к подписям иностранцев на русской службе, нельзя сказать, что они были более выработаны, чем русские подписи, но также повлияли на их становление: помимо высокой связности и стремления к курсивизации письма, они поспособствовали распространению моды на фамильные приставки в среде русского дворянства («de Narishkin», «Caterine de Razoumowsky» и т.д.).
Наиболее часто встречающиеся структуры подписи содержат, помимо имени и фамилии, обозначение должности или титула. В силу особенностей исследованных документов (указы, реестры, доношения и т.д.), часто формуляры подписи включают обозначение делопроизводственных должностей (дьяк, канцелярист, секретарь и др.). Большинство подписей с указанием титула содержат формуляры «князь» или «граф».
Употребление росчерков характерно не только для подписей конца XVII в., но также они встречаются и в учебных пособиях еще в середине XVII в. (например, в «Азбуке» 1678 г., принадлежавшей С.В. Ромодановскому). Росчерки встречаются в 75% подписей исследуемого периода. Эти росчерки западно-европейского типа: на рисунке 49 представлен росчерк, представленный в «Азбуке» 1678 г., а на рисунке 50 – росчерк французского каллиграфа Джона де Бошесна 1580 г