Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ: ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа №123218

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Феномен непризнанного государства в условиях этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве 9
1.1 Основные признаки, характеристики непризнанных государств постсоветского пространства 9
1.2 Особенности этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве 18
Глава 2. Эволюция внешней политики Российской Федерации в отношении этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР с 1991 года по настоящее время 27
2.1 Постсоветский (1991-2000) и переходный этапы (2000-2008) внешнеполитической позиции Российской Федерации в отношении непризнанных государств постсоветского пространства 27
2.2 Становление современного этапа (2008 – н.в.) внешнеполитической позиции Российской Федерации в отношении непризнанных государств постсоветского пространства 33
Глава 3. Основные особенности современного подхода Российской Федерации к проблематике политико-территориальных образований с неопределенным статусом, его особенности и противоречия. 38
3.1 Влияние мирополитической конъюнктуры на формирование позиции Российской Федерации в отношении непризнанных государств. 39
3.2 Политико-экономические дивиденды и риски, связанные с взаимодействием с непризнанными государствами 44
3.3 Сценарии построения стратегии Российской Федерации в отношении непризнанных государств постсоветского пространства. 50
Заключение 58
Библиография. 61


Последнее десятилетие ХХ века и первая четвертьXXI века ознаменовались коренными изменениями как мирового порядка, так и структуры системы международных отношений. В первом случае речь идет об исчезновении одного из двух полюсов силы и постепенном возрастании у его правопреемника в лице Российской Федерации стремления к региональному лидерству на фоне усиления и периодического доминирования другого (США) вкупе с ростом числа государств на политической карте мира. Появление большинства из них (в особенности на постсоветском пространстве) явилось следствием этнополитических конфликтов, многие из которых до сих пор не урегулированы и имеют «замороженный» характер. Середина второго десятилетия XXI века ознаменовалось охлаждением отношений между США и европейскими странами с одной стороны и Российской Федерацией и ее отдельных партнеров на пространстве СНГ с другой. В подобных условиях малейшее изменение текущих политических границ государств или их экономических/политических/военных объединений воспринимается особенно болезненно, т.к. может кардинально повлиять на расстановку сил и стратегическое положение соперничающих центров силы. Говоря об изменениях структуры мирополитической системы, стоит отметить возникновение и всевозрастающую значимость новых акторов мировой политики: международных правительственных и неправительственных организаций, транснациональных корпораций, различных социальных, этнических и религиозных групп, а также общественных движений. Нельзя не отметить их растущую взаимозависимость ввиду глобализации на фоне стирания границ между внешней и внутренней политикой национальных государств, влекущего как изменение их целей на международной арене, так и делегированием определенной автономии негосударственным акторам в транснациональных отношениях .
Существование непризнанных государств как раз является следствием этих тенденций. Они непосредственно связаны с текущим видоизменением мирополитической системы, т.к. их число с начала 1990-х годов лишь увеличивалось, делая вопрос об определении их статуса на международной арене все более актуальным. С другой стороны, непризнанные государства уже можно считать акторами мировой политики, причем не только ввиду увеличения их количества. Внешнеполитические цели национальных государств и методы их реализации в полной мере учитывают существование данных политико-территориальных образований. За последние полвека их число скачкообразно росло, что привело к активному взаимодействию непризнанных государств с другими акторами мировой политики и росту их значимости на политической карте мира, даже несмотря на то, что абсолютное большинство из них не было признано мировым сообществом ни де-факто, ни, тем более, де-юре.
Непризнанные государства во многом обязаны своим существованием региональным этнополитическим конфликтам, а потому само наличие подобных политических образований является следствием подобных столкновений и свидетельством того, что сами конфликты все еще не решены и требуют пристального внимания, как со стороны всего мирового сообщества, так и отдельных государств. Более того, все еще отсутствуют четкие международные критерии признания новых независимых государств. Именно поэтому на проблему наличия непризнанных государств необходимо ориентироваться любому государству при оформлении и реализации своей внешней политики. Российская Федерация не является исключением, поскольку осуществляет ряд внешнеполитических мер в данном направлении. Наша страна граничит с некоторыми из непризнанных государств постсоветского пространства и до сих пор имеет проблемы с сепаратизмом на собственной территории. События последнего десятилетия в Закавказье и на Украине - признание независимости Южной Осетии и Абхазии, присоединение Крыма и Севастополя к России, косвенное вовлечение в конфликт на юго-востоке Украины -демонстрируют все большую значимость проблемы непризнанных политических образований для нашей страны.
Тем не менее, рассматривая этнополитические конфликты, затрагивающие нашу страну в течение последних десятилетий – как застарелые противостояния вокруг Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха, так и продолжающиеся столкновения на юго-востоке Украины в поддержку ДНР и ЛНР, а также вовлечение РФ в борьбу против группировки «Исламское Государство» (организация запрещена в РФ) на территории Сирии, можно говорить о прямом вовлечении в конфликт помимо непосредственно противоборствующих сторон региональных и даже глобальных игроков. Говоря о подобном вовлечении, следует еще раз отметить явное противостояние США вместе с западноевропейскими союзниками и Российской Федерации вместе с ее партнерами на пространстве СНГ, приведшие к резкому охлаждению отношений и введение обоюдных санкций.
В этом отношении ни в коем случае нельзя упускать из виду риск очередной эскалации замороженных конфликтов, которая более чем вероятна в условиях вышеописанных изменений мирополитической конъюктуры. Немало подобных тлеющих конфликтов находится на территории постсоветского пространства, приоритетном для Российской Федерации регионе. Политика Москвы в отношении подобных политико-территориальных образований с момента распада СССР базируется на эксклюзивной роли гаранта мирного процесса в каждом из пяти этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве .
Нельзя не принимать во внимание и растущую взаимосвязь этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве, выражающуюся в последовательной эскалации нескольких из них в случае обострения обстановки в одной из «горячих точек». Один из недавних примеров – последовавшая за вооруженными столкновениями на Донбассе активизация политической напряженности вокруг российских миротворцев в Приднестровье и даже военного противостояния в Нагорном Карабахе. Подобный эффект цепной реакции объясняется как все более глубоким вовлечением сторонних акторов в вышеуказанные конфликты, так и наблюдающимся, на наш взгляд, постепенным оформлением полноценной внешнеполитической доктрины в отношении непризнанных государств постсоветского пространства со стороны руководства Российской Федерации и ее реализацией для достижения региональных целей. Отчасти ее можно проследить в обновленной Концепции внешней политики, утвержденной в ноябре 2016 года в условиях сложившегося непростого международного положения России ввиду сохраняющихся санкций со стороны Запада и непосредственной вовлеченности сразу в несколько конфликтов вокруг непризнанных государств. Все вышесказанное обуславливает актуальность проблемы данного исследования.
Цель работы. Выявить основные особенности внешнеполитической линии Российской Федерации в отношении непризнанных государств постсоветского пространства и охарактеризовать возможные варианты ее развития в ближайшем будущем, при этом особое внимание уделяя возможным последствиям для политических, экономических и военных позиций России в регионе и мире.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
1) определить сущность понятия «непризнанное государство»
2) выявить основные разновидности непризнанных политико-территориальных образований на постсоветском пространстве, их признаки, сравнительные характеристики и особенности;
3) выделить основные этапы формирования внешней политики Российской Федерации в отношении непризнанных государств,
4) отметить аспекты активности непризнанных государств постсоветского пространства, которые оказывают влияние на международное положение России;
5) рассмотреть возможные варианты дальнейшей стратегии Российской Федерации в отношении непризнанных государств, выявив при этом вероятные последствия их применения.
Объектом данного исследования выступают этнополитические конфликты постсоветского пространства.
Предметом данного исследования является совокупность характеристик внешнеполитической линии России в отношении непризнанных государств постсоветского пространства, возникших в результате этнополитических конфликтов, со всеми произошедшими и возможными изменениями.
Степень разработанности. Позиция Российской Федерации в отношении непризнанных государств постсоветского пространства еще не стала предметом специального обобщающего исследования. Имеющаяся научная библиотека работ на эту тему освещает лишь отдельные этнополитические конфликты в контексте внешней политики нашей страны. Особое внимание при написании данной работы было уделено научным трудам, объединенным в три группы.
Первую группу составляют работы, посвященные проблеме определения непризнанного государства как такового, его основных признаков и разновидностей. Прежде всего, следует отметить обширные исследования зарубежных авторов, которые рассматривают данные вопросы комплексно, стараясь подтверждать свои выводы конкретными примерами. В частности, стоит отметить работы Н.Касперсен и Г.Стэнсфилда, Э.Берга и Р.Тоомла, а также Д.Линча предоставляющие наиболее развернутый спектр теоретических исследований природы непризнанных государств. Следует отметить весьма малое количество оригинальных отечественных исследований, затрагивающих, аналогичную проблему в общемировом масштабе, о чем может свидетельствовать факт отсутствия общепринятого определения понятия «непризнанное государство» в отечественной науке, а также наличие нескольких десятков различных определений для данных политических образований. Тем не менее, особенно хотелось бы отметить работу Добронравина Н.А. «Модернизация на обочине: выживание и развитие непризнанных государств в XX – начале XXI века», где автор затрагивает как проблему определения непризнанных государств, их классификации, так и их статуса в современном мире, перспектив их дальнейшего развития. Однако данная работа не затрагивает позицию Российской Федерации относительно подобных субъектов. В работе же Большакова А.Г. «Непризнанные государства европейской периферии и пограничья», несмотря на выявление определенных причин возникновения подобных политических образований и приведение обширного списка примеров последних, исследование территориально ограничивается лишь пространством Европы.
Вторую группу составляют работы, посвященные проблеме этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве и напрямую связанных с ними наличие политико-территориальных образований с неопределенным статусом. Данная проблема, помимо указанных выше трудов Д.Линча, следует отметить работы ЙокоХиросе и Томаса Фрейра, где затронуты специфические особенности взаимоотношений на постсоветском пространстве между национальными государствами и непризнанными территориями. Данная проблема также обширно и детально рассмотрена в трудах отечественных исследователей: Большакова А.Г., Грибановой Г.И., Чемурзиевой З.И. и других. Из монографий также следует отметить работу Маркедонова С.М. «Турбулентная Евразия: межэтнические, гражданские конфликты, ксенофобия в новых независимых государствах постсоветского пространства», где автором, в частности, детально рассматривается история конфликтов на постсоветском пространстве.
Третью группу составляют работы, посвященные проблеме непосредственной характеристики внешней политики России в отношении непризнанных государств. Через историческую перспективу на этот вопрос обращают свое внимание С.М. Маркедонов и М.А. Махалкина, причем в исследовании последней дается весьма исчерпывающий хронологический анализ внешнеполитической активности нашей страны в отношении самопровозглашённых республик. В исследованиях же А.Г. Большакова и В.В. Шишкова больший акцент делается на взаимосвязи проблемы непризнанных государств с прочими аспектами и направлениями внешней политики Российской Федерации. Стоит упомянуть и работы зарубежных исследователей А.М. Дайнер и М.А. Смита, где затрагивается проблема реализации внешнеполитических интересов России через взаимодействие с непризнанными государствами. Тем не менее, комплексное исследование внешнеполитической линии РФ с учетом исторической ретроспективы, взаимосвязи с внутри- и внешнеполитической ситуацией, а также индивидуальных особенностей каждого этнополитического конфликта на постсоветском пространстве как таковое отсутствует.
Новизна данной работы заключается в том, что проведено комплексное историко-политологическое исследование внешнеполитической позиции Российской Федерации в отношении непризнанных государств (прежде всего, постсоветского пространства) как отдельного аспекта внешней политики и его взаимосвязь с прочими направлениями внешней политики России, что в свою очередь позволяет лучше понять логику и цели российского руководства в регионе.
Методологическую базу исследования составляют методы исторического, сравнительного и системного анализа.
Эмпирическую базу исследования составляют следующие источники: официальные документы (Концепции внешней политики РФ 1993, 2000, 2008, 2013 и 2016 годов, заявления МИД РФ и прочих государств, соглашения, указы и проч.), заявления официальных лиц, различные официальные статистические данные, а также большое количество новостных и аналитических сообщений отечественных и зарубежных СМИ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог рассмотрению проблемы выявления основных особенностей внешнеполитической линии Российской Федерации в отношении непризнанных государств постсоветского пространства, следует четко обозначить логическую цепочку исследовательских выводов, в совокупности образующих цельную картину исследуемых вопросов.
Несмотря на наличие целого ряда трудностей с определением понятийных и смысловых рамок проблемы непризнанных государств в целом, в ходе исследования был использован универсальный метод для характеристики непризнанного политико-территориального образования или их совокупности в определенном регионе. Можно утверждать о наличии целого ряда различных характеристик, свойственных большинству самопровозглашенных государственных образований вне зависимости от их местоположения на политической карте мира. Они касаются, прежде всего, этнополитических конфликтов (их характера и результатов), непосредственно связанных с возникновением непризнанных государств, наличия схожего процесса формирования государственности и политико-экономического контроля над занимаемой территорией. Конфликтный фактор возникновения непризнанных государств является доминирующим, оказывая решающее влияние на политико-идеологическую основу политико-территориальных образований со спорным статусом. Внешне- и внутриполитическое функционирование последних, а также их перспектива возможного международного признания напрямую зависит от наличия государства-покровителя или прочего международного актора, косвенно заинтересованного в существовании подобных образований.
Касательно непризнанных государств постсоветского пространства, то они имеют ряд специфических особенностей, свойственных данному региону и характеризующих их образование и функционирование, которые можно условно поделить на внутренние и внешние. Вся совокупность внутренних особенностей заключается в сильной роли историко-идеологической составляющей внутренней и внешней политики данных самопровозглашенных образований, выливающейся в неуступчивость их правительств, милитаризации общества при растущей тенденции к авторитарному управлению при наличии внешнего «демократического фасада», а также потенциально нестабильную внутриполитическую обстановку. Внешними особенностями непризнанных государств постсоветского пространства являются влияние государств-метрополий, которое обычно имеет негативный характер, заинтересованность сторонних держав в развитии ситуации, а также степень вовлеченности Российской Федерации в происходящие события ввиду очевидного стремления нашей страны к сохранению и увеличению геополитического влияния в регионе.
Говоря об эволюции внешнеполитической линии Российской Федерации в отношении непризнанных государств постсоветского пространства, следует отметить, что, начиная со своего становления в начале 90-х годов XX века и заканчивая настоящим временем, она подвергалась изменениям и концептуальному пересмотру в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств. Изначально постсоветская «перестроечная» внешнеполитическая идентичность вкупе с наличием целого ряда внутренних политических и социально-экономических проблем в условиях резкого обострения внешнеполитических конфликтов по периметру российских границ позволила достичь деэскалации напряженности, но не политико-дипломатического урегулирования этнополитических конфликтов. В условиях, когда наша страна столкнулась с наличием самопровозглашенного государства на собственной территории, только четкое следование нормам международного права в отношении принципа территориальной целостности, могло обеспечить сохранение шатких перемирий и «заморозку» конфликтов. С улучшением положения дел как внутри страны, так и на международной арене, российское руководство постепенно перешло к более активной политике в отношении отдельных самопровозглашенных территорий при сохранении приверженности международно-правовым нормам. Закономерным результатом подобного «внешнеполитического дрейфа» является становление избирательного (или двойственного) подхода к проблеме непризнанных государств, триггерами к которому стали события вокруг Косово и Южной Осетии и Абхазии в 2008 году.
На своем современном этапе внешняя политика РФ в отношении непризнанных государств имеет ряд специфических черт, а именно: тесная увязка с декларированием на официальном уровне приверженности «универсальному» подходу к проблеме; корреляция с идеей евразийской интеграции и опора на лояльные российскому руководству политические элиты в самопровозглашенных республиках. В ходе исследовательской работы был выявлен целый ряд положительных и негативных аспектов активности непризнанных государств постсоветского пространства для внешней политики России и ее позиций в регионе и на мировой арене в целом. К позитивным аспектам можно отнести следующие: позиция России как «нечестного брокера»; сохранение и расширение политического влияния на территории бывшего СССР, недопущение вступления в западные интеграционные структуры бывших советских республик из-за наличия у них проблемы территориальной целостности, а также наличие площадок для размещения воинского контингента. В качестве негативных же аспектов автором были выделены следующие: осложнение отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья; ослабление интеграционного потенциала; необходимость масштабных финансовых вливаний; нестабильность вблизи российских границ. Иначе говоря, вовлеченность России в проблему непризнанных государств несет как политико-экономические дивиденды, так и определенные риски для нашей страны.
При всем при этом на примере нынешней эскалации напряженности вокруг ДНР и ЛНР можно утверждать о парадоксальном отсутствии со стороны Российской Федерации своевременного универсального решения вопроса о политическом статусе самопровозглашенных республик. Напомним, что и в случае Южной Осетии и Абхазии кардинальное разрешение замороженного конфликта в виде признания их независимости случилось как раз после эскалации вооруженного противостояния. Возможно, что причины этого кроются в опасениях российского руководства реакции со стороны мирового сообщества, отсутствия ресурсов для поддержания независимости данных политико-территориальных образований или же в банальном отсутствии четкой доктрины в отношении этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве. Тем не менее, отмеченный нами избирательный подход, который автор исследования считает наиболее оптимальным для разрешения этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве, не тождественен наблюдаемому фактическому расхождению между декларативными заявлениями и реальными действиями в отношении непризнанных государств. Он предполагает необходимость четкого осознания интересов Российской Федерации в отношении того или иного политического образования, ее реальных финансовых возможностей и дипломатического потенциала, на основе которой которых и должна декларироваться четкая позиция, которая не будет предполагать тактику «балансирующих качелей» между метрополией и самопровозглашенной республикой. Это позволит, с одной стороны избежать двойственной трактовки тех или иных внешнеполитических маневров с российской стороны, а с другой – остудить пыл прочих заинтересованных сторон кардинально разрешить замороженный конфликт в свою пользу.



1. Berg E., Toomla R. Forms of Normalisation in the Quest for De Facto Statehood / E. Berg, R. Toomla // The International Spectator. – 2009. Vol. 4. – P.27-45
2. Erasmus G. Criteria for determining statehood: John Dugard’s Recognition and the United Nations // Добронравин Н.А. Указ. соч.
3. Caspersen N. Between Puppets and Independent Actors: Kin-state Involvement in the Conflicts in Bosnia, Croatia and NagornoKarabakh/ N. Caspersen // Ethnopolitics: Formerly Global Review of Ethnopolitics. - 2008, 7:4. - P.357-372
4. Caspersen N. Playing the Recognition Game: External Actors and De Facto States / N. Caspersen // The International Spectator: Italian Journal of International Affairs. - 2009, 44:4. – P.47-60.
5. Caspersen N., Stansfield G. Unrecognized States in the international system // N. Caspersen, G. Stansfield - Routledge, 2010 - 272 p.
6. Caspersen N. The Challenges of Solving ‘Frozen’ Conflicts/ Caspersen N. // European leadership Network. -2015. URL: http://www.europeanleadershipnetwork.org/the-challenges-of-solving-frozen-conflicts_2552.html (дата обращения: 23.10.16).
7. Caspersen N. The Politics of Unrecognized States/ Caspersen N. URL: http://www.lancaster.ac.uk/fass/projects/unrecognised-states/(датаобращения: 09.10.2016).
8. Dyner A.M. The Russian Federation’s New Foreign Policy Concept/ Dyner A.M. // The Polish Institute of International Affairs Bulletin no.1 (941) January 2017.URL: https://www.pism.pl/publications/bulletin/no-1-941(дата обращения: 15.03.2017).
9. Frear, T. The Foreign Policy Options of a Small Unrecognised State: the Case of Abkhazia/ T. Frear // Caucasus Survey. – 2014. 1:2. – P.83-107.
10. Galstyan A., Melkonyan S. Inside Russia's New Foreign Policy Master Plan/ Galstyan A., Melkonyan S. // The National Interest, January 4, 2017.URL: http://nationalinterest.org/feature/inside-russias-new-foreign-policy-master-plan-18943(дата обращения: 14.03.2017).
11. Hirose Y. Unrecognized States in the Former USSR and Kosovo: A Focus on Standing Armies / Y. Hirose // Open Journal of Political Science. – 2016. January. – P.67-82.
12. Lynch D. De facto ‘States’ around the Black Sea: The Importance of Fear / D. Lynch // Southeast European and Black Sea Studies. – 2007. 7:3. – P.483-496
13. Lynch D. Separatist states and Post-Soviet Conflicts / D. Lynch // International Affairs. – 2002. Vol. 78, №4. – P.831-848
14. Smith, M.A. Kosovo's Status: Russian Policy on Unrecognised States/ Smith, M.A. // Conflict Studies Research Centre. 2006. URL: http://www.girodivite.it/IMG/pdf/01_2806_29MAS_1_.pdf(дата обращения: 15.05.2017).
15. Авцинова, Г.И., Новицкая, А.А. Особенности функционирования непризнанных государств/ Г.И. Авцинова, А.А. Новицкая // Наука и современность. - 2015. № 3. - С.65-76
16. Аклаев, А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент/ Аклаев, А.Р. – М.: Дело, 2005. – 472 с.
17. Арбатская, М.Н. Голосование в зарубежных странах и непризнанных государствах: нормы и практика / М.Н. Арбатская //Россия и современный мир. - 2007. № 3. - С.165-178.
18. Бахтуридзе, З.З., Лагутина, М.Л. Особенности формирования системы международных отношений на постсоветском пространстве: непризнанные государства / З.З. Бахтуридзе, М.Д. Лагутина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. № 1-1. - С. 1925
19. Большаков, А.Г. Возможности политического урегулирования «замороженных конфликтов» в постсоветских странах, или почему Приднестровье не Косово / А.Г. Большаков // Политическая экспертиза ПОЛИТЭКС. - 2007. Т. 3. № 3. - С.44-61.
20. Большаков, А.Г. Непризнанные государства европейской периферии и пограничья/ Большаков, А.Г. URL: http://www.intertrends.ru/fifteen/008.htm(дата обращения: 23.03. 2017).
21. Большаков, А.Г. Непризнанные государства постсоветского пространства в системе российских национальных интересов / А.Г. Большаков // ПОЛИТЭКС. - 2008. Том 4, №1. - С.180-197.
22. Большаков, А.Г. Российский интеграционный проект и несостоявшиеся государства постсоветского пространства / А.Г. Большаков // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. – 2014. №4. – С.63-67
23. Грибанова, Г.И. Непризнанные государства в контексте перестройки и распада СССР / Г.И. Грибанова // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. – 2015.Том 6. Выпуск 4(21). - С.15-21.
24. Джозеф С. Най-мл. и Роберт О. Кохэн. Транснациональные отношения и мировая политика / Джозеф С. Най-мл. и Роберт О. Кохэн // Хрестоматия: Теория международных отношений / под ред. П.А. Цыганкова - М.: Гардарики, 2002. – 400 с.
25. Добронравин, Н.А. Модернизация на обочине: выживание и развитие непризнанных государств в XX—начале XXI века / Добронравин Н.А. — СПб.: Издательство Европейского университета вСанкт­Петербурге, 2013. – 252 с.
26. Загладин, Н. Конфликт вокруг Грузии – симптом кризиса системы миропорядка / Н. Загладин // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. № 5. - С.3-10.
27. Кустарев А.С. После понижения в должности – Британия, Франция, Россия // Наследие империй и будущее России /Под ред. А.И. Миллера. — М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое литературное обозрение, 2008. — 528 с.
28. Лагутина, М.Л. Место и роль России в новой системе международных отношений / М.Л. Лагутина // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2010. Т. 1. № 1. - С.204-211.
29. Лагутина, М.Л. Мирополитические аспекты глобальной стратификации/ Лагутина М.Л. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. - 174 с.
30. Лазарев М.И. Вступительная статья, с. 11-12 // Добронравин Н.А. Указ. соч.
31. Маркедонов, С. Де-факто государства постсоветского пространства: выборы и демократизация / С. Маркедонов // Вестник Евразии. - 2008. № 3. - С.75-98.
32. Маркедонов, С. Проблема самоопределения непризнанных республик: интересы России / С. Маркедонов // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. – 2007. Выпуск 9 (25). - C.5-7.
33. Маркедонов, С.М. СНГ-2: непризнанные государства на постсоветском пространстве (к определению природы феномена) / С.М. Маркедонов // Гуманитарная мысль Юга России. -2005. №1. - С.118-126
34. Маркедонов, С.М. Турбулентная Евразия: межэтнические, гражданские конфликты, ксенофобия в новых независимых государствах постсоветского пространства / Маркедонов С.М. – М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2010. – 258 c.
35. Махалкина, М.А. Принцип самоопределения и позиция России (1991-2008) / М.А. Махалкина // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. - 2014. № 1-2. - С.93-103.
36. Николаев, Д.Г. Феномен непризнанных государств в мировой политике / Д.Г. Николаев // Вестник Московского университета, Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. - 2010, №1. - C.27-41.
37. Пряхин, В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан) / Пряхин В.Ф. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 344 с.
38. Романов, В.А. Принцип самоопределения и территориальная целостность государств / В.А. Романов // Дипломатический вестник. - 2000. Сентябрь
39. Сквозников, А.Н. Феномен непризнанных и частично признанных государств и особенности их правосубъектности / А.Н. Сквозников // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2011. № 2. - С.3-12.
40. Тимофеев, И. Н. Российская политическая идентичность сквозь призму интерпретации истории / Тимофеев, И.Н. // Вестник МГИМО. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-politicheskaya-identichnost-skvoz-prizmu-interpretatsii-istorii(дата обращения: 24.03.2016).
41. Хрусталев, И. Признать или не признать / И. Хрусталев // Международные процессы. – 2007.Том 2 (14). - С.118-122.
42. Чемурзиева, З.И. Проблемы легитимации непризнанных государств на постсоветском пространстве: между правом и геополитикой / З.И. Чемурзиева // Философия права. – 2007. № 3. – С.158-161
43. Шишков, В.В. Политика России на постсоветском пространстве / В.В. Шишков // Россия и новые государства Евразии. - 2015. № 1 (26). - С.38-49.
44. The Logic and Risks behind Russia's Statelet Sponsorship // Strateging Forecasting Inc., September 15, 2015 URL: https://www.stratfor.com/weekly/logic-and-risks-behind-russias-statelet-sponsorship(датаобращения: 18.02.2016).
45. Расследование РБК об экономике ДНР и ЛНР от 15.06.2015. URL: http://www.rbc.ru/investigation/politics/15/06/2015/5579b4b99a7947b063440210(дата обращения: 17.04.2017).
Источники:
1. Reports of Judgments, Advisory Opinions and Orders: Accordance with International Law of the Unilateral Declaration of Independence in Respect of Kosovo. URL: http://www.icj-cij.org/docket/files/141/15987.pdf(дата обращения: 19.03.2017).
2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения 12.11.2016).
3. Декларация Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1994 г. "Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств". URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd4044.htm(дата обращения: 09.03.2017)
4. Заявление Государственной Думы «О ситуации в Грузии в связи с военным присутствием США на её территории» от 07.03.2003. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/ns reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/f9944ef9324d0af9c32576b3002b127e!OpenDocument(дата обращения: 29.01.2017)
5. Конституция Республики Молдова, ст. 11. URL: http://lex.justice.md/viewdoc.php?id=311496&lang=2(дата обращения: 29.04.2017).
6. Концепция внешней политики Российской Федерации от 07.10.2000. URL: http://archive.mid.ru//Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3 (дата обращения: 17.02.2017).
7. Концепция внешней политики Российской Федерации от 15.07.2008. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785(дата обращения: 08.09.2017).
8. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.02.2013 URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/newsline/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F(дата обращения: 14.09.2016).
9. Концепция внешней политики Российской Федерации от 30.11.2016 URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/ /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248(дата обращения 14.03.2017).
10. Основные положения Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденные распоряжением Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 23 апреля 1993 г. // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002: Хрестоматия в 4-х т. Т.IV: Документы / Сост. Т.А. Шаклеина; Ред. кол.: А.В. Торкунов и др. - М.: Моск.гос.ин-т междунар.отношений (ун-т) МИД России, Российская ассоциация международных исследований, АНО "ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование.)", 2002. – C.19-50.
11. Постановление Верховного Совета Республики Южная Осетия о проведении всенародного голосования (референдума) Республики Южная Осетия. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-40781.html?page=60#1358821(дата обращения: 18.01.2017).
12. Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 08.04.1992 № 2680-I «О содействии в обеспечении прав человека в Приднестровье». URL: http://sbornik-zakonov.ru/262140.html(дата обращения: 02.12.2016)
13. Стратегия социально-экономического развития Республики Абхазия до 2025 года. - Сухум: Центр Стратегических Исследований при Президенте Республики Абхазия, 2015. - 274 с.
14. Указ о признании документов, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины от 18.02.2017 URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/53895(дата обращения: 24.02.2017).
15. Устав Организации Объединенных Наций, ст.4, п.2. URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html(дата обращения: 21.02.2017).
16. Сообщение Lenta.ru от 10.01.2014. URL: http://lenta.ru/news/2014/01/10/osetia1/(дата обращения: 07.04.2017).
17. Сообщение Lenta.ru от 10.06.2016. URL: https://lenta.ru/news/2016/06/10/abhaziya_referendum/(дата обращения: 11.05.2017).
18. Сообщение NEWSru.com 22.02.2006. URL: http://www.newsru.com/world/22feb2006/kosovo.html(дата обращения: 21.03.2017).
19. Сообщение NEWSru.com от 11.05.2006. URL: http://www.newsru.com/world/11may2006/geonato.html(дата обращения: 06.11.2016).
20. Сообщение NEWSru.com от 11.01.2008. URL: http://www.newsru.com/world/11jan2008/gruz_nato.html(дата обращения: 06.11.2016).
21. Сообщение NEWSru.com от 24.03.2017. URL: http://www.newsru.com/world/24mar2017/ref.html(дата обращения: 05.05.2017).
22. Сообщение NEWSru.com от 06.10.2006. URL: http://www.newsru.com/russia/06oct2006/pmr.html(дата обращения: 05.05.2017).
23. Сообщение RussiaToday от 17.03.2017. URL: https://russian.rt.com/ussr/article/369295-lnr-dnr-prizyvy-prisoedinitsya(дата обращения: 11.05.2017).
24. Сообщение Газета.ru от 22.08.2014. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2014/08/21_a_6185197.shtml(дата обращения: 10.05.2017).
25. Сообщение государственного информационного агентства Республики Абхазия «Апсны-пресс» от 28.12.2011 URL: http://www.apsnypress.info/news/chislennost-naseleniya-abkhazii-sostavlyaet-240-705-chelovek/(дата обращения: 21.05.2017)
26. Сообщение Интерфакс от 18.08.2008 URL: http://www.interfax.ru/russia/33598(дата обращения: 11.03.2017).
27. Сообщение Интерфакс от 12.06.2014. URL: http://www.interfax.ru/world/380797(дата обращения: 18.09.2016).
28. Сообщение Коммерсантъ от 12.08.2002. URL: http://www.kommersant.ru/doc/336071(дата обращения: 13.03.2016).
29. Сообщение Независимой газеты от 16.03.2012. URL: http://www.ng.ru/cis/2012-03-16/100_pridn.html(дата обращения: 10.03.2017).
30. Сообщение РБК от 11.05.2017. URL: http://www.rbc.ru/business/11/05/2017/591337289a7947ca93f4e60a (дата обращения: 15.05.2017).
31. Сообщение РИА Новости от 14.11.2011. URL: http://ria.ru/society/20111114/488192257.html (дата обращения: 07.04.2017)
32. Сообщение РИА Новости от 06.03.2008. URL: https://ria.ru/politics/20080306/100830399.html(дата обращения: 26.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ