Объект исследования - ООО «ТамбовРыба».
Основные виды деятельности:
– переработка рыбы и морепродуктов в соленую и копченую продукцию, пресервы и рыбную кулинарию;
– импорт и оптовая торговля рыбой, морепродуктами и рыбной консервацией;
– розничная торговля.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОИЗОВДСТВА ПРОДУКЦИИ 5
1.1 Экономическая сущность и виды себестоимости продукции 5
1.2 Сущность, значение и методы управления себестоимостью производства продукции 9
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТАМБОВРЫБА» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ формирования себестоимости на предприятии ООО «ТамбовРыба» 21
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 33
3.1 Разработка рекомендаций по снижению себестоимости продукции предприятия 33
3.2 Оценка экономической эффективности от разработанных рекомендаций 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Актуальность. Существует необходимость постоянного внимания к проблемам формирования себестоимости продукции, получения наиболее точного и правильного ее показателя во всех сферах экономической деятельности. При этом, практика показывает, что в настоящее время не уделяется должного внимания выявлению причин высокой себестоимости и убыточности, изысканию внутрихозяйственных производственных резервов, улучшению качественных показателей деятельности производственных предприятий, в результате чего возникают избыточные затраты в производстве и потери готовой продукции.
Все вышеизложенное обусловило высокую актуальность и практическую значимость исследования по данной проблематике, выбор темы, постановку цели и задач исследования.
Целью курсовой работы является разработка комплекса методических положений и практических рекомендаций, направленных на снижение себестоимости произведенной продукции.
В соответствии с вышеизложенной целью в работе поставлены и решены следующие задачи, определяющие структуру исследования:
– изучить экономическую сущность и виды себестоимости продукции;
– обозначить задачи и методический инструментарий анализа себестоимости продукции;
– дать организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «ТамбовРыба»;
– провести анализ формирования себестоимости продукции предприятия;
– определить основные источники резервов снижения себестоимости продукции;
– обосновать величины резервов снижения себестоимости продукции на анализируемом предприятии.
Объектом исследования выступила производственно-хозяйственная деятельность ООО «ТамбовРыба».
Предметом исследования явились теоретико-методологические аспекты управления себестоимостью производства продукции.
Теоретической и методологической основой исследования явились:
– труды отечественных и зарубежных ученых по экономике промышленности, производственному менеджменту, анализу хозяйственной деятельности и другим экономическим наукам;
– законодательные и нормативные акты;
– годовые отчетные данные ООО «ТамбовРыба».
Для проведения анализа себестоимости продукции, выявления факторов развития производства в работе использован комплекс современных методов экономических исследований, в частности, абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический и экономико-математический (статистические группировки, факторный анализ), а также специальные методы менеджмента.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования изложенных в курсовой работе теоретических и методологических разработок, выводов и предложений для формирования рационального организационно-экономического механизма снижения себестоимости продукции.
Себестоимость продукции во многом определяет размер получаемой прибыли, рентабельность производства, от чего в свою очередь зависит величина отчислений в фонды экономического стимулирования предприятий. Изменение себестоимости по различным ее затратам является одним из главных показателей эффективности внедрения организационно-технических мероприятий. Себестоимость продукции используется при решении вопросов выбора оптимального варианта технических решений.
Современные подходы к определению сущности управления себестоимостью производства продукции рассматривают этот процесс как последовательную реализацию основных функций управления, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом и направленных на минимизацию и оптимизацию затрат. В качестве основных функций управления принимаются планирование, учет, анализ и контроль. Указанные функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.
Основными видами деятельности организации являются: переработка рыбы и морепродуктов в соленую и копченую продукцию, пресервы и рыбную кулинарию; импорт и оптовая торговля рыбой, морепродуктами и рыбной консервацией; розничная торговля.
ООО «ТамбовРыба» за анализируемый период имеет не стабильное положение, отрицательная тенденция показателей рентабельности, свидетельствует об ухудшении эффективности текущей деятельности в 2021 г. в сравнении с 2019 г. Необходимо отметить, в целом, в анализируемом периоде ООО «ТамбовРыба» смогло обеспечить безубыточную работу.
Полная себестоимость реализованной продукции предприятия в течение анализируемого периода возросла на 100762 млн. руб. Основными причинами повышения себестоимости является рост цен на энергоносители, ГСМ, сырье и материалы.
В 2021 г. по сравнению с 2019 г. затраты на 1000 рубль реализованной продукции возросли на 6,5%, что в денежном выражении 57,5 руб. В отчетном периоде на 1000 руб. выручки от реализации приходится 939,9 руб.
Значительный удельный вес занимают материальные затраты, что связанно со сферой деятельности предприятия, которая характеризуется высокой материалоемкостью (производственная деятельность). В 2021 г. на их долю приходится 53,67 %, при этом в течение анализируемого периода их снижение составило 4,36 процентных пункта. При этом, абсолютное отклонение положительное, а именно 41884 млн. руб., или 153,6 %.
Рост затрат произошел главным образом за счет роста объема реализации продукции в отчетном году на 46379,8 млн руб., рост затрат за счет роста себестоимости продукции (цен) составил 14299,2 млн руб.
Данный факт объясняется следующим: рост стоимости основных материалов, в связи с высоким уровнем инфляции в РФ, явилось определяющим фактором влияния на себестоимость сырья и материалов, используемых ООО «ТамбовРыба» в своей деятельности. При этом в связи с увеличением объемов реализации продукции в 2021 г. затраты организации по статье сырье и материалы возросли на 5974,3 млн. руб.
В ООО «ТамбовРыба» используется метод управления затратами «Стандарт-кост». Плановая калькуляция по расчету отпускной цены «салака копчено-провесная эко-упаковка 1/250 в/у 0,25 кг» составила 18995 руб. не учитывая НДС. При этом статьи затрат, не определенные сметой расхода материала и картой технологического процесса определяются путем процентного соотношения.
Наибольшее влияние на снижение себестоимости оказывают технические и технологические факторы.
Представляется целесообразным заменить часть изношенных основных средств ООО «ТамбовРыба» коптильного цеха, а именно устаревшее оборудования для холодного и горячего копчения рыбы на новое технологическое высокопроизводительное оборудование «Коптильная установка Ижица – 1200 М2» и коптильная установка Ижица-ГК.
Цель проекта – увеличение производительности и снижение трудоемкости и материалоемкости продукции.
Затраты на техническую модернизацию оборудования коптильного цеха в ООО «ТамбовРыба» окупятся в 2023 г. Чистый дисконтированный доход нашего проекта равен 88,3 млн. руб., что является высоким показателем для это вида проекта. Так как ЧДД больше нуля – проект эффективен. Рентабельность инвестиций составила 24,16 %.
1. Абдукаримов И.Т., Тен Н.В. Эффективность и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия: критерии и показатели их характеризующие, методика оценки и анализа / И. Т. Абдукаримов, Н. В. Тен // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 5-6. – С. 11 – 21.
2. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. - М.: КноРус, 2019. - 432 c.
3. Аксенов, А.П. Экономика предприятия: учебник / А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь, Н.Ю. Иванова; Под ред. С.Г. Фалько. – М.: КноРус, 2020. – 350 c.
4. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика организации: учебник для бакалавров / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К. – 2020. – 237 с.
5. Бабук, И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. – М.: ИНФРА-М, 2020. - 439 с.
6. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2020. - 372 c.
7. Базилевич, А.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник для бакалавров / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. – М.: Проспект, 2020. – 640 c.
8. Бычков, В.П. Экономика предприятия и основы предпринимательства: Учебник / В.П. Бычков. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 394 c.
9. Волков, О.И. Экономика предприятия: учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 264 c.
10. Гарнова, В.Ю. Экономический анализ: Учебное пособие / Н.Б. Акуленко, В.Ю. Гарнова, В.А. Колоколов; Под ред. Н.Б. Акуленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 157 c.
11. Гомонко Э. А. Управление затратами на предприятии: учебник / Э. А. Гомонко, Т. Ф. Тарасова, М.: КНОРУС, 2010. — 320 с.
12. Грибов, В.Д. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 448 c.
13. Ежкова И. В. Концепция управления себестоимостью продукции на предприятии / И. В. Ежкова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 180-183.
14. Ефимов О.Н. Экономика предприятия: учебное пособие/ Ефимов О.Н. — Саратов: Вузовское образование, 2021.— 732 с.
15. Иванов, И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / И.Н. Иванов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 348 c.
16. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2021. - 448 с.
17. Когденко, В.Г. Экономический анализ: Учебное пособие для студентов вузов / В.Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 392 c.
18. Крум, Э.В. Экономика предприятия: Учебное пособие / Э.В. Крум. - Мн.: ТетраСистемс, 2020. – 192 c.
19. Лебедев, В. Г. Управление затратами на предприятии : учебник / В. Г. Лебедев. - Санкт-Петербург [и др.]: ПИТЕР, 2019. – 320 с.
20. Любушин, Н.П. Экономический анализ.: Учебник для студентов вузов / Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 575 c.
21. Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - М.: КноРус, 2020. – 536 c.
22. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Г.В. Савицкая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 284 c.
23. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 607 c.
24. Скамай, Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 378 c.
25. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия) / И.В. Сергеев, И.И. Веренникова. – М.: Юрайт, 2020. - 672 с.
26. Скамай, Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 378 c
27. Стражев В.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / В. И. Стражев. – Минск: Вышэйшая школа, 2019. – 144 с.
28. Шегурова В. П. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в производстве пищевых продуктов / В. П. Шегурова, О. В. Коробкова // Молодой ученый. — 2020. — №5. — С. 416-420
29. Якупов И. Ф. Основные принципы и методы управления затратами на производство продукции / И. Ф. Якупов // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2019. — С. 131-134.