ВВЕДЕНИЕ 3
ОТПРАВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
Рыцарский роман как жанр 4
«Роман о Розе или о Гильоме из Доля» Жана Ренара 5
Авторская оценка 6
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ОЦЕНКИ 10
Конрад 10
Льенор 12
Сенешаль 14
Другие оценочные суждения 15
Выводы 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЯ 21
В теоретической части будет рассмотрено понятие средневекового романа, проблема авторства и особенности стиля «Романа о Розе», а также виды авторской оценки и средства её выражения. В практической части работы мы рассмотрим образы основных персонажей романа с точки зрения авторской оценки, а также средства, которыми она была выражена. Практическая значимость работы заключается в возможности использования её материалов для подготовки курсов лекций по истории французского языка, истории французской литературы и исторической стилистики французского языка.
Актуальность работы заключается в том, что, насколько нам известно, «Роман о Розе» Жана Ренара еще не стал предметом изучения с точки зрения анализа языковых средств выражения авторской оценки. Цель работы состоит в том, чтобы на материале «Романа о Розе или о Гильоме из Доля» Жана Ренара выявить общие закономерности выражения авторской оценки в средневековом романе.
Цель обусловила следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты средневекового романа.
2. Выявить и проанализировать способы выражения авторской оценки в «Романе о Розе»
3. Выявить и классифицировать обнаруженные средства выражения оценки.
Объектом исследования являются языковые средства создания образов средневекового рыцарского романа.
Предметом для исследования стали маркеры авторской оценки в описаниях персонажей.
Материалом для исследования послужил текст «Романа о Розе или о Гильоме из Доля» Жана Ренара.
В качестве методов исследования использовался описательный метод, обусловленный областью и спецификой данного исследования (описание языковых средств на определённом этапе развития языка, то есть в синхронии), а также метод стилистического анализа.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из практической и теоретической части и библиографического списка.
Персонажи романа в основном получают каноническую оценку, характерную для данного жанра, однако наблюдаются некоторые несоответствия. Прежде всего это прослеживается в характеристиках короля Конрада. Его образ в сравнении с традиционным портретом средневекового правителя значительно более светский. Также ему не свойственны черты короля-завоевателя. Он не совершает завоеваний во имя христианской веры, и всё его взаимодействие с церковью сводится к минимуму.
Образ невесты Конрада Льенор также не до конца совпадает с каноническими представлениями о прекрасной даме. Ей свойственны не только красота и скромность, но ещё хитроумие и решительность, что позволяет говорить о трансформации женского образа в субъект, а не объект действия сюжета.
Что касается авторской оценки, она выражается лексическими, синтаксическими и стилистическими средствами. К лексическим средствам можно отнести использование оценочно окрашенной лексики, к синтаксическим — использование восклицаний, а к стилистическим — сравнения, метафоры и гиперболы.