Особенности формирования у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости геометрических представлений (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
|
Проведен эмпирическое исследование.
База исследования: БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №306».
Выборка: 10 человек из числа старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 6
1.1. Понятие «геометрические представления» и их развитие в нормальном онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легко степенью умственной отсталости 12
1.3. Методические аспекты формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 18
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 25
2.1. Организация эмперическим исследованием 25
2.2. Изучение особенностей формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 31
Выводы по 2 главе 38
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 41
Приложения 45
База исследования: БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №306».
Выборка: 10 человек из числа старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 6
1.1. Понятие «геометрические представления» и их развитие в нормальном онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легко степенью умственной отсталости 12
1.3. Методические аспекты формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 18
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 25
2.1. Организация эмперическим исследованием 25
2.2. Изучение особенностей формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости 31
Выводы по 2 главе 38
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 41
Приложения 45
Одним из средств, способствующих успешной математической подготовки старших дошкольников, является их деятельность по изучению геометрического материала. Формирование геометрических представлений старших дошкольников – проблема сложная и многоаспектная, которая решается как в методике математики, так и в психолого-педагогической науке. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Именно эти способности, необходимые для успешного формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости развиты слабо. Старшие дошкольники с умственной отсталостью затрудняются в соотнесении форм объектов с абстрактными геометрическими фигурами. Эти дошкольники испытывают затруднения при выделении геометрических фигур в нерасчлененном контуре, в том числе и в образцах выполняемых аппликаций. Еще большие сложности возникают у детей в продуктивной деятельности, когда им предлагается воспроизвести образец из геометрических фигур, полученных самостоятельно, с использованием чертежных инструментов, а не данных в готовом виде.
Проблема формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посвящены научные труды А.А. Катаевой, С.Ю. Кондратьевой, Е.А. Стреблевой и др. Исследования Н.Л. Дорониной, А.В. Ельцовой и др. показывают, что старшие дошкольники с легкой степенью умственной отсталости воспринимают предмет, данный в необычном положении, как другой предмет. Эти особенности восприятия умственно отсталых детей подтверждаются при узнавании ими геометрической фигуры, показанной им в непривычном положении (Р.А. Курашова, Б.И. Пинский, Е.В. Щербакова и др.). Формирование геометрических представлений у детей с легкой степенью умственной отсталости подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей. Однако вследствие нарушения высшей нервной деятельности, непосредственно сказывающегося на протекании и развитии всех психических процессов, возможности развития геометрических представлений весьма ограничены по сравнению с нормально развивающимися детьми (Г.А. Мишина, Л.А. Якуницкая и др.).
У умственно отсталых дошкольников на разных этапах развития существуют неполные образы предметов, часть предметов и явлений они не воспринимают или воспринимают искаженно, поэтому не могут самостоятельно ориентироваться в незнакомой обстановке, правильно действовать с незнакомыми предметами (Л.Б. Баряева, Е.А. Шевченко и др.). Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно, один и тот же ребенок может хорошо выполнять одно задание, даже достаточно сложное, и не выполнить другое более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: дети выполняют знакомые задания, с переходом на новый материал не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки, переходят к хаотичным действиям (Е.Н. Кошак, Т.А. Павлова и др.).
Несмотря на значительное количество научных работ по изучению особенностей формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легко степенью умственной отсталости теоретического плана, прикладной аспект формирования геометрических представлений продолжает оставаться недостаточно изученной в теории и практике олигофренопедагогики.
Объект исследования: формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью и у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
В процессе исследования решались следующие задачи:
- изучить понятие «геометрические представления» и их формирование в нормальном онтогенезе;
- выявить особенности формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости;
- подвергнуть анализу методы и приемы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;
- установить особенности и уровень сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №306». Экспериментальная выборка составила 10 человек из числа старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Проблема формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посвящены научные труды А.А. Катаевой, С.Ю. Кондратьевой, Е.А. Стреблевой и др. Исследования Н.Л. Дорониной, А.В. Ельцовой и др. показывают, что старшие дошкольники с легкой степенью умственной отсталости воспринимают предмет, данный в необычном положении, как другой предмет. Эти особенности восприятия умственно отсталых детей подтверждаются при узнавании ими геометрической фигуры, показанной им в непривычном положении (Р.А. Курашова, Б.И. Пинский, Е.В. Щербакова и др.). Формирование геометрических представлений у детей с легкой степенью умственной отсталости подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей. Однако вследствие нарушения высшей нервной деятельности, непосредственно сказывающегося на протекании и развитии всех психических процессов, возможности развития геометрических представлений весьма ограничены по сравнению с нормально развивающимися детьми (Г.А. Мишина, Л.А. Якуницкая и др.).
У умственно отсталых дошкольников на разных этапах развития существуют неполные образы предметов, часть предметов и явлений они не воспринимают или воспринимают искаженно, поэтому не могут самостоятельно ориентироваться в незнакомой обстановке, правильно действовать с незнакомыми предметами (Л.Б. Баряева, Е.А. Шевченко и др.). Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно, один и тот же ребенок может хорошо выполнять одно задание, даже достаточно сложное, и не выполнить другое более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: дети выполняют знакомые задания, с переходом на новый материал не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки, переходят к хаотичным действиям (Е.Н. Кошак, Т.А. Павлова и др.).
Несмотря на значительное количество научных работ по изучению особенностей формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легко степенью умственной отсталости теоретического плана, прикладной аспект формирования геометрических представлений продолжает оставаться недостаточно изученной в теории и практике олигофренопедагогики.
Объект исследования: формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью и у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
В процессе исследования решались следующие задачи:
- изучить понятие «геометрические представления» и их формирование в нормальном онтогенезе;
- выявить особенности формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости;
- подвергнуть анализу методы и приемы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;
- установить особенности и уровень сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №306». Экспериментальная выборка составила 10 человек из числа старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Умственная отсталость характеризуется выраженным понижением интеллектуальных способностей по сравнению со средними (часто выражается как коэффициент интеллекта ниже 70-75) в сочетании с ограничением более двух функций из следующих: коммуникация, самостоятельность, социальные навыки, самообслуживание, использование общественных ресурсов, поддержание личной безопасности. Лечение включает обучение, работу с семьей, социальную поддержку.
Формирование геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости представляет большие трудности. Причины этих труд¬ностей заключаются в первую очередь в особенностях познаватель¬ной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей: недоразвитии внимания, воображения, несовершенстве анали¬за, синтеза, слабости обобщения и отвлечения. Умственно отсталые дети старшего дошкольного возраста имеют ограниченный запас наблюде¬ний, малый жизненный опыт, недоразвитие сенсорно-моторных чувств.
С целью определения уровнем сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости было проведено исследование. Результаты по методике «Представления о форме предмета» Л.А. Венгера, Л.И. Сысуевой показывают, что по всем четырем заданиям 6 старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости (60%) набрали 5 балов из 8 возможных; 4 (40%) старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости набрали по 3 балла из 10. В ходе анализа результатов по методике «Пространственные представления» Н.И. Гуткиной было установлено, что у 50% старших дошкольников с легкой степенью умственно отсталости пространственные представления сформированы на среднем уровне, у 50% – на низком уровне.
Формирование геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости представляет большие трудности. Причины этих труд¬ностей заключаются в первую очередь в особенностях познаватель¬ной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей: недоразвитии внимания, воображения, несовершенстве анали¬за, синтеза, слабости обобщения и отвлечения. Умственно отсталые дети старшего дошкольного возраста имеют ограниченный запас наблюде¬ний, малый жизненный опыт, недоразвитие сенсорно-моторных чувств.
С целью определения уровнем сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости было проведено исследование. Результаты по методике «Представления о форме предмета» Л.А. Венгера, Л.И. Сысуевой показывают, что по всем четырем заданиям 6 старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости (60%) набрали 5 балов из 8 возможных; 4 (40%) старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости набрали по 3 балла из 10. В ходе анализа результатов по методике «Пространственные представления» Н.И. Гуткиной было установлено, что у 50% старших дошкольников с легкой степенью умственно отсталости пространственные представления сформированы на среднем уровне, у 50% – на низком уровне.



