Разработка рыночной стратегии компании на основе управления конкурентоспособностью ее продукции (на примере угледобывающей промышленности)
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические и методические аспекты разработки рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции в угольной промышленности 11
1.1. Общие подходы к разработке стратегии компании 11
1.2. Рыночная стратегия предприятия в угольной промышленности.
Методические подходы к ее разработке 18
1.3. Конкурентоспособность продукции в угольной промышленности:
понятие, сущность, оценка 27
Глава 2. Анализ существующих подходов к разработке рыночной стратегии угледобывающих компаний (на примере ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания», АО «Сибирская угольная энергетическая компания») 42
2.1. Общая характеристика компаний 42
2.2. Оценка внешней и внутренней среды компаний 69
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции компаний 113
2.4. Разработка рыночной стратегии компаний на основе управления
конкурентоспособностью продукции 126
Глава 3. Пути повышения эффективности рыночной стратегии компаний ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания», АО «Сибирская угольная энергетическая компания» 135
3.1. Программы повышения конкурентоспособности продукции компаний 135
3.2. Оценка эффективности программ повышения конкурентоспособности
продукции компаний 153
3.3. Формирование обобщенной методики (концепции) разработки и внедрения рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции на угледобывающих предприятиях .. 158
Заключение 165
Список использованной литературы 167
ПРИЛОЖЕНИЯ 180
Глава 1. Теоретические и методические аспекты разработки рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции в угольной промышленности 11
1.1. Общие подходы к разработке стратегии компании 11
1.2. Рыночная стратегия предприятия в угольной промышленности.
Методические подходы к ее разработке 18
1.3. Конкурентоспособность продукции в угольной промышленности:
понятие, сущность, оценка 27
Глава 2. Анализ существующих подходов к разработке рыночной стратегии угледобывающих компаний (на примере ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания», АО «Сибирская угольная энергетическая компания») 42
2.1. Общая характеристика компаний 42
2.2. Оценка внешней и внутренней среды компаний 69
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции компаний 113
2.4. Разработка рыночной стратегии компаний на основе управления
конкурентоспособностью продукции 126
Глава 3. Пути повышения эффективности рыночной стратегии компаний ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания», АО «Сибирская угольная энергетическая компания» 135
3.1. Программы повышения конкурентоспособности продукции компаний 135
3.2. Оценка эффективности программ повышения конкурентоспособности
продукции компаний 153
3.3. Формирование обобщенной методики (концепции) разработки и внедрения рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции на угледобывающих предприятиях .. 158
Заключение 165
Список использованной литературы 167
ПРИЛОЖЕНИЯ 180
Актуальность темы исследования. Переход к рыночным отношениям изменил ситуацию в топливно-энергетическом комплексе России. Особенно в части организации процесса обеспечения углем промышленности и сельского хозяйства. Большая часть предприятий, которые входили в министерства или ведомства, получили экономическую самостоятельность и стали субъектами рынка, стали определять требования к покупательским свойствам товара, объемам его потребления и приемлемому уровню цен. Все это сопровождалось существенным сокращением спроса на уголь со стороны предприятий промышленности и сельского хозяйства, значительным увеличением себестоимости добычи, снижением объема дотаций на поддержание отрасли.
В условиях конкурентной борьбы и сокращающегося рынка главная роль в производственной цепочке сместилась от добычи к сбыту угольной продукции, т.к. его надо быстро и выгодно реализовать, опередив своих конкурентов. Руководство компании желает знать: где можно прибыльно продавать свою продукцию; какую цену можно назначить за товар; с каким объемом угля следует выходить на рынок; где меньше риск встретить неплатежеспособного или недобросовестного покупателя. Конечно, это во многом зависит от опыта, интуиции и искусства руководителя угледобывающего предприятия. Но это искусство будет иметь больше шансов на успех, если оно базируется на современных знаниях методологии и инструментария маркетинга.
В настоящее время методика рыночного исследования и коммерческая информация являются одним из самых дорогих и востребованных товаров на рынке. Ни одно угледобывающее предприятие не может себе позволить постоянно обращаться к помощи консалтинговых фирм, выполняющих исследования в области маркетинга и обладающих соответствующими знаниями. В сложившейся ситуации разработка рыночной стратегии угледобывающего предприятия, позволяющей принимать решения относительно рынка сбыта, позиционирования своего товара и политики в отношении конкурентов, является актуальной задачей и приобретает сегодня для шахт и разрезов особое значение.
Выбор предприятия угольной промышленности в качестве объекта исследований сделан по причине того, что угольная промышленность является перспективной, развивающейся и прибыльной, так как объемы потребления угля с каждым годом растут как показано на рис.А (в 2016 году потребление каменного угля в Европе было больше, чем в США, и по сравнению с 2015 годом увеличилось на 3,3%, а в 2016 году - еще на 3%. Кроме того, в некоторых странах ЕС количество произведенной с его помощью электроэнергии за год выросло на 50% ). В марте 2017 года экспорт угля из России вырос на 18% к аналогичному периоду прошлого года. Минэнерго России ожидает, что рост экспорта угля по итогам 2017 года составит 2,7-3,3%, а добыча возрастет на 3,1% (за счет энергетического угля) .
В условиях конкурентной борьбы и сокращающегося рынка главная роль в производственной цепочке сместилась от добычи к сбыту угольной продукции, т.к. его надо быстро и выгодно реализовать, опередив своих конкурентов. Руководство компании желает знать: где можно прибыльно продавать свою продукцию; какую цену можно назначить за товар; с каким объемом угля следует выходить на рынок; где меньше риск встретить неплатежеспособного или недобросовестного покупателя. Конечно, это во многом зависит от опыта, интуиции и искусства руководителя угледобывающего предприятия. Но это искусство будет иметь больше шансов на успех, если оно базируется на современных знаниях методологии и инструментария маркетинга.
В настоящее время методика рыночного исследования и коммерческая информация являются одним из самых дорогих и востребованных товаров на рынке. Ни одно угледобывающее предприятие не может себе позволить постоянно обращаться к помощи консалтинговых фирм, выполняющих исследования в области маркетинга и обладающих соответствующими знаниями. В сложившейся ситуации разработка рыночной стратегии угледобывающего предприятия, позволяющей принимать решения относительно рынка сбыта, позиционирования своего товара и политики в отношении конкурентов, является актуальной задачей и приобретает сегодня для шахт и разрезов особое значение.
Выбор предприятия угольной промышленности в качестве объекта исследований сделан по причине того, что угольная промышленность является перспективной, развивающейся и прибыльной, так как объемы потребления угля с каждым годом растут как показано на рис.А (в 2016 году потребление каменного угля в Европе было больше, чем в США, и по сравнению с 2015 годом увеличилось на 3,3%, а в 2016 году - еще на 3%. Кроме того, в некоторых странах ЕС количество произведенной с его помощью электроэнергии за год выросло на 50% ). В марте 2017 года экспорт угля из России вырос на 18% к аналогичному периоду прошлого года. Минэнерго России ожидает, что рост экспорта угля по итогам 2017 года составит 2,7-3,3%, а добыча возрастет на 3,1% (за счет энергетического угля) .
В научной квалификационной работе (НКР) - диссертации аспиранта были рассмотрены проблемы разработки рыночной стратегии на основе анализа конкурентоспособности продукции в угольной промышленности на примере трех компаний: ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри» (малая компания), ООО «Восточная горнорудная компания» (средняя компания) и АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (крупная компания).
На основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:
• В угольной промышленности самым важным в комплексе факторов, определяющих конкурентоспособность продукции, является ее качество, т.к. от качества угля зависит не только его стоимость, но и выбор рынка сбыта (для энергетических нужд или для нужд коксохимической и металлургической промышленности). От качества угля во многом зависят экономические показатели работы не только предприятий угольной промышленности, но и других отраслей народного хозяйства.
• Продукция анализируемых компаний является вполне
конкурентоспособной:
- У ЗАО «МРН» вполне конкурентоспособна на внутреннем энергетическом рынке РФ,
- У ООО «ВГК» конкурентоспособна как на внутреннем рынке региона (Сахалин), так и на международном(Азиатском) рынке.
-У АО «СУЭК» абсолютно конкурентоспособна как на внутреннем рынке РФ, так и на международном.
• Компании являются надежными поставщиками своей продукции, что, несомненно, делает их привлекательными и конкурентоспособными.
• Существующая в компаниях рыночная стратегия подходит в современных условиях на рынке, но требует корректировки.
• Для совершенствования рыночной стратегии автором разработана и предложена общая методика (концепция) формирования рыночной стратегии, как для малых и средних угледобывающих компаний, так и для крупных:
-для малых и средних: открытые горные работы, т.к. они менее затратные; выемка угля селективным способом, что позволит минимизировать затраты на технику и автотранспорт, а также на обогащение; установка дробильно-сортировочного комплекса для получения необходимого качества и размера угля без обогащения; реализация со своего склада для исключения транспортной составляющей в стоимости угля
-для крупных: подходит любая добыча (и открытым способом, и подземным); строительство обогатительной фабрики с большими мощностями для повышения конкурентоспособности своей продукции и, возможно, обогащения угля других компаний и повышения за этот счет своей прибыли; обустройство портовых и ж/д инфраструктур, диверсификация своей деятельности за счет перегрузки и перевалки продукции сторонних компаний; лоббирование своих интересов в правительстве за счет объединения с аналогичными крупными угледобывающими предприятиями.
• Практическое использование разработанной автором концепции позволит предприятиям отрасли снизить себестоимость своего угля, увеличить прибыль, расширить долю рынка, т.е. в конечном итоге значительно увеличить их конкурентоспособность.
На основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:
• В угольной промышленности самым важным в комплексе факторов, определяющих конкурентоспособность продукции, является ее качество, т.к. от качества угля зависит не только его стоимость, но и выбор рынка сбыта (для энергетических нужд или для нужд коксохимической и металлургической промышленности). От качества угля во многом зависят экономические показатели работы не только предприятий угольной промышленности, но и других отраслей народного хозяйства.
• Продукция анализируемых компаний является вполне
конкурентоспособной:
- У ЗАО «МРН» вполне конкурентоспособна на внутреннем энергетическом рынке РФ,
- У ООО «ВГК» конкурентоспособна как на внутреннем рынке региона (Сахалин), так и на международном(Азиатском) рынке.
-У АО «СУЭК» абсолютно конкурентоспособна как на внутреннем рынке РФ, так и на международном.
• Компании являются надежными поставщиками своей продукции, что, несомненно, делает их привлекательными и конкурентоспособными.
• Существующая в компаниях рыночная стратегия подходит в современных условиях на рынке, но требует корректировки.
• Для совершенствования рыночной стратегии автором разработана и предложена общая методика (концепция) формирования рыночной стратегии, как для малых и средних угледобывающих компаний, так и для крупных:
-для малых и средних: открытые горные работы, т.к. они менее затратные; выемка угля селективным способом, что позволит минимизировать затраты на технику и автотранспорт, а также на обогащение; установка дробильно-сортировочного комплекса для получения необходимого качества и размера угля без обогащения; реализация со своего склада для исключения транспортной составляющей в стоимости угля
-для крупных: подходит любая добыча (и открытым способом, и подземным); строительство обогатительной фабрики с большими мощностями для повышения конкурентоспособности своей продукции и, возможно, обогащения угля других компаний и повышения за этот счет своей прибыли; обустройство портовых и ж/д инфраструктур, диверсификация своей деятельности за счет перегрузки и перевалки продукции сторонних компаний; лоббирование своих интересов в правительстве за счет объединения с аналогичными крупными угледобывающими предприятиями.
• Практическое использование разработанной автором концепции позволит предприятиям отрасли снизить себестоимость своего угля, увеличить прибыль, расширить долю рынка, т.е. в конечном итоге значительно увеличить их конкурентоспособность.
Подобные работы
- Разработка рыночной стратегии компании на основе управления конкурентоспособностью ее продукции (на примере угледобывающей промышленности)
Диссертация , менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2018 - Разработка рыночной стратегии компании на основе управления конкурентоспособностью ее продукции (на примере угледобывающей промышленности)
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 100 р. Год сдачи: 2018 - Определение конкурентоспособности
промышленного предприятия
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999 - Исследование интеграционных процессов в угледобывающей отрасли: отечественный и зарубежный опыт
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Повышение конкурентоспособности угледобывающего предприятия применением технологии Lean Production
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Определение конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере предприятий -производителей асбестовых технических изделий)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Оптимизация планирования производственно-сбытовой деятельности угольных
предприятий как инструмент повышения ее эффективности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - РЕИНЖИНИРИНГ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018



