Введение 5
Глава 1. Теоретические и методические аспекты разработки рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции в угольной промышленности 11
1.1. Общие подходы к разработке стратегии компании 11
1.2. Рыночная стратегия предприятия в угольной промышленности.
Методические подходы к ее разработке 18
1.3. Конкурентоспособность продукции в угольной промышленности:
понятие, сущность, оценка 27
Глава 2. Анализ существующих подходов к разработке рыночной стратегии угледобывающих компаний (на примере ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания», АО «Сибирская угольная энергетическая компания») 42
2.1. Общая характеристика компаний 42
2.2. Оценка внешней и внутренней среды компаний 69
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции компаний 113
2.4. Разработка рыночной стратегии компаний на основе управления
конкурентоспособностью продукции 126
Глава 3. Пути повышения эффективности рыночной стратегии компаний ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания», АО «Сибирская угольная энергетическая компания» 135
3.1. Программы повышения конкурентоспособности продукции компаний 135
3.2. Оценка эффективности программ повышения конкурентоспособности
продукции компаний 153
3.3. Формирование обобщенной методики (концепции) разработки и внедрения рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции на угледобывающих предприятиях .. 158
Заключение 165
Список использованной литературы 167
ПРИЛОЖЕНИЯ 180
Актуальность темы исследования. Переход к рыночным отношениям изменил ситуацию в топливно-энергетическом комплексе России. Особенно в части организации процесса обеспечения углем промышленности и сельского хозяйства. Большая часть предприятий, которые входили в министерства или ведомства, получили экономическую самостоятельность и стали субъектами рынка, стали определять требования к покупательским свойствам товара, объемам его потребления и приемлемому уровню цен. Все это сопровождалось существенным сокращением спроса на уголь со стороны предприятий промышленности и сельского хозяйства, значительным увеличением себестоимости добычи, снижением объема дотаций на поддержание отрасли.
В условиях конкурентной борьбы и сокращающегося рынка главная роль в производственной цепочке сместилась от добычи к сбыту угольной продукции, т.к. его надо быстро и выгодно реализовать, опередив своих конкурентов. Руководство компании желает знать: где можно прибыльно продавать свою продукцию; какую цену можно назначить за товар; с каким объемом угля следует выходить на рынок; где меньше риск встретить неплатежеспособного или недобросовестного покупателя. Конечно, это во многом зависит от опыта, интуиции и искусства руководителя угледобывающего предприятия. Но это искусство будет иметь больше шансов на успех, если оно базируется на современных знаниях методологии и инструментария маркетинга.
В настоящее время методика рыночного исследования и коммерческая информация являются одним из самых дорогих и востребованных товаров на рынке. Ни одно угледобывающее предприятие не может себе позволить постоянно обращаться к помощи консалтинговых фирм, выполняющих исследования в области маркетинга и обладающих соответствующими знаниями. В сложившейся ситуации разработка рыночной стратегии угледобывающего предприятия, позволяющей принимать решения относительно рынка сбыта, позиционирования своего товара и политики в отношении конкурентов, является актуальной задачей и приобретает сегодня для шахт и разрезов особое значение.
Выбор предприятия угольной промышленности в качестве объекта исследований сделан по причине того, что угольная промышленность является перспективной, развивающейся и прибыльной, так как объемы потребления угля с каждым годом растут как показано на рис.А (в 2016 году потребление каменного угля в Европе было больше, чем в США, и по сравнению с 2015 годом увеличилось на 3,3%, а в 2016 году - еще на 3%. Кроме того, в некоторых странах ЕС количество произведенной с его помощью электроэнергии за год выросло на 50% ). В марте 2017 года экспорт угля из России вырос на 18% к аналогичному периоду прошлого года. Минэнерго России ожидает, что рост экспорта угля по итогам 2017 года составит 2,7-3,3%, а добыча возрастет на 3,1% (за счет энергетического угля) .
В научной квалификационной работе (НКР) - диссертации аспиранта были рассмотрены проблемы разработки рыночной стратегии на основе анализа конкурентоспособности продукции в угольной промышленности на примере трех компаний: ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри» (малая компания), ООО «Восточная горнорудная компания» (средняя компания) и АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (крупная компания).
На основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:
• В угольной промышленности самым важным в комплексе факторов, определяющих конкурентоспособность продукции, является ее качество, т.к. от качества угля зависит не только его стоимость, но и выбор рынка сбыта (для энергетических нужд или для нужд коксохимической и металлургической промышленности). От качества угля во многом зависят экономические показатели работы не только предприятий угольной промышленности, но и других отраслей народного хозяйства.
• Продукция анализируемых компаний является вполне
конкурентоспособной:
- У ЗАО «МРН» вполне конкурентоспособна на внутреннем энергетическом рынке РФ,
- У ООО «ВГК» конкурентоспособна как на внутреннем рынке региона (Сахалин), так и на международном(Азиатском) рынке.
-У АО «СУЭК» абсолютно конкурентоспособна как на внутреннем рынке РФ, так и на международном.
• Компании являются надежными поставщиками своей продукции, что, несомненно, делает их привлекательными и конкурентоспособными.
• Существующая в компаниях рыночная стратегия подходит в современных условиях на рынке, но требует корректировки.
• Для совершенствования рыночной стратегии автором разработана и предложена общая методика (концепция) формирования рыночной стратегии, как для малых и средних угледобывающих компаний, так и для крупных:
-для малых и средних: открытые горные работы, т.к. они менее затратные; выемка угля селективным способом, что позволит минимизировать затраты на технику и автотранспорт, а также на обогащение; установка дробильно-сортировочного комплекса для получения необходимого качества и размера угля без обогащения; реализация со своего склада для исключения транспортной составляющей в стоимости угля
-для крупных: подходит любая добыча (и открытым способом, и подземным); строительство обогатительной фабрики с большими мощностями для повышения конкурентоспособности своей продукции и, возможно, обогащения угля других компаний и повышения за этот счет своей прибыли; обустройство портовых и ж/д инфраструктур, диверсификация своей деятельности за счет перегрузки и перевалки продукции сторонних компаний; лоббирование своих интересов в правительстве за счет объединения с аналогичными крупными угледобывающими предприятиями.
• Практическое использование разработанной автором концепции позволит предприятиям отрасли снизить себестоимость своего угля, увеличить прибыль, расширить долю рынка, т.е. в конечном итоге значительно увеличить их конкурентоспособность.
1. Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 2002.
2. Абрамова Г.П. Маркетинг. Вопросы и ответы. Рыночная экономика для всех. - М.: Юнити, 2004. - 117 с.
3. Адмираал П. Куда идет Россия? / /Проблемы теории и практики управления. - 1995 г. - № 4. - С.8 — 13.
4. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). - М.: Экономика, 1982. - 256 с.
5. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Типография «Новости», 2000
6. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике.
- М.: Маркетинг, 1999 - №2. - С.3-19.
7. Ансофф И. - Стратегическое управление - М.: Экономика, 2005.
8. Аренков И.А. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития. - СПб.: Изд-во СПБГУЭиФ, 2001
9. Аренков И. А., Бичун Ю.А. Бизнес-комуникации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2001
10. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Хан Н.Х. Маркетинг. - М.: Экономика, 1999.
11. Бедрань Н.Г., Скоробогатова Л.М. Переработка и качество полезных ископаемых. - М.: Недра, 1986. - 272 с.
12. Белорус О., Майценко Ю. Конкурентоспособность в современном глобальном мире. - М.: Экономический журнал XXI. - 2002. -№9. - С.12.
13. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз — М.: Финансы и статистика, 2001
14. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. перераб. и дополн. изд. М.: АОЗТ "Интерэксперт", "ИНФРА-М". - 1995. - 528 с.
15. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х т. Т. II: Пер. с фр.- М.: Междунар. Отношения. - 1994. - 720 с.
16. Бойетт Д.Г., Бойетт Л.Г., Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления. - СПб.: Питер, 2002
17. Бокия О.Б. Анализ экономики угольной шахты. - М.: Недра, 1974. - 208 с.
18. Боумен К. Стратегия на практике. - СПб.: Питер, 2003
19. Василишина Л.Н. Донецкий национальный технический университет, аспирант, «Оценка Факторов конкурентоспособности угольных предприятий».
20. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. - М.: Дело, 2002
21. Винницкий К. Е. Оптимизация технологических процессов на открытых разработках. - М.: Недра. -1976 - 260 с.
22. Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: Возможности для будущего процветания.- М.: Финпресс, 2000.
23. Виханский О.С. Менеджмент. - М.: Высшая школа. - 2007. - 214 с.
24. Виханский О.С., Наумов А.И. Менедежмент: учебник. - М.:
Экономистъ. - 2008. - 670 с.
25. Виханский О.С. - Стратегическое управление - М.: Гардарики, 2011.
26. Воронов А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия. - М.: Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №4. - С.44-52.
27. Гавриленков Е. Макроэкономическая стабилизация и "черные Дыры" российской экономики/ / Проблемы теории и практики управления/№2, 1996 г., с. 18 —23.
28. Гальчев Ф.И. Маркетинг угля в России. - М.: Институт конъюнктуры угля. - 1997. - 150 с.
29. Гертман М. Стратегический менеджмент. - СПб.: НЕВА, 2003
30. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело: Учебник. М.: Внешторгиздат, 1990. - 263 с.
31. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи,1. ЮНИТИ, 1995.-480 с.
32. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. - М.: Финпресс, 1998
33. Голубков Е.П. Основы маркетинга - М.: Финпресс, 2003
34. Горбашко Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. - 178 с.
35. Горемыкин В.А. Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия. - М.: Дашков и Ко, 2003
36. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. - М.: Юнити- Дана. - 2007. - 670 с.
37. Горяинов В.В. Управление рентабельностью и системой цен на уголь. - М.: Недра, 1985.-С. 171-172.
38. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. - М.: ТЕИС, 2003
39. Грибин Ю.Г. Сопоставительная оценка эффективности экономического управления угольным производством при различных формах собственности. М.: ЦНИЭИУголь, 2000. - С. 37-41.
40. Грибин Ю.Г., Иващенко Ф.И. Рекомендации по совершенствованию механизма управления затратами на угледобывающих предприятиях. - М.: Уголь. - 2002. - №5. - С.52-55.
41. Грюниг Р. Методы и средства стратегического планирования на фирме// Проблемы теории и практики управления.- 1993. № 3. - С. 52 -57
42. Гюльмалиев, А. М. Классификация горючих ископаемых по структурно¬химическим показателям и основные пути использования ископаемых углей / А.М. Гюльмалиев, Г.С. Головин, С.Г. Гагарин. - М.: НТК "Трек", 2014. - 152 с.
43. Дафт P.JI. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2000.
44. Деминг В.Е. Выход из кризиса. - М.:Альба. - 1994
45. Диколенко Е. Я. Российская угольная энциклопедия. СПб.: Изд-во «ВСЕГЕИ», 2004.-С. 31-35.
46. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. - СПб: Питер, 2001 г.
47. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999.
48. Долинер Е. Конкурентоспособность шахт Донбасса. - М.: Экономика. Финансы. Право. - 1999. - №2. - С. 8-10.
49. Дорогань В.В., д. э. н., Игнатьева И.А., проф. Обеспечение конкурентоспособности предприятий угольной промышленности Украины.
- М.: Национальный технический университет Украины «Киевский
политехнический институт»
50. Друкер П.В. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: Учебное пособие. - М.: Вильяме. - 2007. - 272 с.
51. Дулин А.Н. Возможности диверсификации предприятий угольной промышленности в современных условиях / Изд-во «Новочеркас. политехи, ин-т», 2005. С. 42-43.
52. Дэй Д. Стратегический маркетинг. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002
53. Ефремов Э.И. Оценка экономической эффективности освоения угольных ресурсов Якутии. - М.: Янцсо Ран. - 1993
54. Ефремов Э.И. Экономика топливно-энергетического комплекса Якутии. Новосибирск: Изд-во «СО РАН». Фил. Тео", 2001. - С.32.
55. Желинский В.М. Мезозойская угленосная формация Южной Якутии. - М.: Новосибирск. - 1980. - 146 с.
56. Зайденварг В.Е. Реструктуризация угольной промышленности -М.: Компания "Росуголь", 1996. -С.37-42.
57. Засько Ю.Е. Стратегическое управление угольной отраслью. -М.: Изд- во «Моск. гос. горн, ун-та», 2005. С. 16.
58. Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность предприятия. - М.: Бизнес и банки. - №1. - 2008.
59. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. С англ./ Научн. Ред. И авт.
60. Кирюков B.B. Топливно-энергетический комплекс России: перспективы развития угольной промышленности. С.-Петерб. гос. горн, ин-т им. Г. В. Плеханова (техн. ун-т) СПб., 1997. - С. 31-32.