Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ "Ильино-Заборская основная школа".
Выборка: 15 учеников 3 «Б» класса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты предупреждения и преодоления школьной тревожности у младших школьников 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
1.2 Факторы и особенности проявления школьной тревожности младших школьников 13
1.3 Условия и методы работы педагога по преодолению школьной тревожности младших школьников 20
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня школьной тревожности младших школьников 30
2.1 Организация и методология экспериментального исследования 30
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования 31
2.3 Формирующий этап экспериментального исследования 37
2.4. Контрольный этап экспериментального исследования 43
Выводы по Главе 2 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения 64
Начало обучения в школе и ее начальный этап являются основополагающими для дальнейшего школьного обучения, формируя базу необходимых для этого знаний и навыков, называемых универсальными учебными действиями, а также учебную мотивацию и познавательный интерес. Но, с другой стороны, этот период является сложным и проблемным для школьников, так как связан с адаптацией к новым социальным условиям и коллективу, освоением новой роли ученика, приспособлением к учебным нагрузкам и требованиям и другим важным изменениям. Поэтому младший школьный возраст часто характеризуется повышением уровня тревожности, которая относится прежде всего к обучению в школе. Причем, как отмечается в литературе, в последние годы прослеживается тенденция к увеличению количества младших школьников с повышенной тревожностью, которая выражается в беспокойстве, наличии страхов, неуверенности в своих силах, эмоциональной чувствительности и нестабильности.
Школьная тревожность оказывает негативное влияние как на эмоциональное и личностное развитие учащихся, так и на эффективность их учебной деятельности. Кроме этого, она препятствует коммуникации учащихся как с одноклассниками, так и с педагогами. Высокий уровень тревожности также нередко является одной из причин развития невротических и психосоматических отклонений. Поэтому существует необходимость исследования проблемы выявления и коррекции школьной тревожности младших школьников, что обусловливает актуальность темы данной работы.
Научная разработанность проблемы исследования.
Проблема тревожности исследуется учеными как в психологии, так и в педагогике. Ей посвящены работы таких отечественных ученых, как Г.Г.Аракелов, A.B.Микляева, A.M.Прихожан, П.В.Румянцев, Р.С.Немов, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский и др. Среди зарубежных авторов можно выделить А.Адлера, К.Изарда, Ч.Д.Спилбергера, Д.Тейлор, З.Фрейда, К.Хорни и др. Исследованиям детской тревожности посвящены работы А.И.Захарова, Н.Д.Левитова, Н.В.Имедадзе, А.М.Прихожан, Е.Савина, К.Хорни, Н.Шанина и др.
Объект исследования: школьная тревожность младших школьников.
Предмет исследования: методы и приемы работы учителя по преодолению школьная тревожность младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что занятия с использованием методов арттерапии, сказкотерапии, психогимнастики и т.п. являются эффективными для преодоления школьной тревожности младших школьников.
Цель исследования: изучение и анализ теоретических и практических аспектов работы учителя по преодолению школьной тревожности у младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
2) выявить и рассмотреть факторы и особенности проявления школьной тревожности младших школьников;
3) рассмотреть условия и методы работы педагога по преодолению школьной тревожности младших школьников;
4) организовать и провести экспериментальное исследование по выявлению начального уровня школьной тревожности младших школьников, проанализировать его результаты;
5) разработать комплекс занятий и психолого-педагогические рекомендации для преодоления школьной тревожности младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что будут разработаны психолого-педагогические рекомендации и комплекс занятий по профилактике и коррекции школьной тревожности младших школьников, которые могут быть использованы учителями в своей практической деятельности.
База исследования: МБОУ "Ильино-Заборская основная школа"
Выборка испытуемых: учащиеся 3 «Б» класса (9-10 лет) в количестве 15 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В процессе проведенного исследования нами были изучены и проанализированы теоретические и практические аспекты работы учителя по преодолению школьной тревожности у младших школьников. В результате были решены все поставленные задачи:
1) изучена психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста;
2) выявлены и рассмотрены факторы и особенности проявления школьной тревожности младших школьников;
3) рассмотрены условия и методы работы педагога по преодолению школьной тревожности младших школьников;
4) организовано и проведено экспериментальное исследование по выявлению уровня школьной тревожности младших школьников, проанализированы его результаты;
5) разработан и реализован комплекс занятий и психолого-педагогические рекомендации для преодоления школьной тревожности младших школьников.
На основании этого можно сделать следующие выводы:
1. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Для него следующие новообразования, которые развиваются благодаря ведущей деятельности (учению) и социальной ситуации развития: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, рефлексия, анализ, внутренний план действий, новое познавательное отношение к окружающему миру, ориентация на группу сверстников.
2. Школьная тревожность у младших школьников может проявляться в таких симптомах, как напряженность и скованность, постоянное беспокойство, наличие страхов, повышенная чувствительность к критике, низкая самооценка, замкнутость, молчаливость, пониженный фон настроения, нежелание вступать в новые отношения или виды деятельности, нежелание идти в школу или выполнять задания и др. Среди факторов возникновения и развития школьной тревожности в начальных классах можно выделить: внутриличностные конфликты, нарушения взаимоотношений в семье или в школе, боязнь школы, синдром «хронической неуспешности», педагогическая запущенность, неправильный стиль педагогического стиля и общения, повышенные или противоречивые требования педагогов и/или родителей.
3. Основными условиями коррекции учителем тревожности младших школьников является создание и поддержание на уроках благоприятной психологической атмосферы, обеспечение учащихся необходимым набором способов действий в значимых для них ситуациях, создание верной ценностно-смысловой ориентации учащихся, индивидуальный подход к учащимся, соблюдение щадящего режима и проявление от педагога особого педагогического такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем тревожности, мотивация деятельности учащихся не на страхе получения неудовлетворительной отметки, а на интересе к процессу освоения знаний, увлечении и др. Для коррекции тревожности младших школьников используются следующие методы и способы: арттерапия, психогимнастика, сказкотерапия, куклотерапия, проективное рисование, активная нервно-мышечная релаксация, музыкотерапия. Данные методы целесообразно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
4. На констатирующем этапе исследования, в котором приняли участие 15 учащихся 3 «Б» класса МБОУ "Ильино-Заборская основная школа", было выявлено, что для большинства испытуемых характерен нормальный уровень школьной тревожности. Но вместе с тем для остальных испытуемых характерна низкая сопротивляемость стрессу, напряженность и проблемы в отношениях с учителями, неблагоприятный психический фон (фрустрация), препятствующий развитию потребности в успехе и достижении высоких результатов, а также высокий уровень переживания социального стресса.
3. На основании сравнительного анализа результатов диагностики школьной тревожности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах, можно сделать вывод об эффективности реализации разработанного нами комплекса корректирующих занятий и психолого-педагогических рекомендаций. Это выражается в нормализации (снижении) уровня как общей тревожности, так и ее отдельных факторов (количество детей с нормальным уровнем увеличилось на 13-33% и соответственно стало меньше учащихся, имеющих повышенный и высокий уровень школьной тревожности).
Исходя из вышеизложенных выводов, можно заключить, что соблюдение учителями психолого-педагогических рекомендаций и проведение специальных корректирующих занятий, включающих в себя методы арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, куклотерапии, психогимнастики, активной нервно-мышечной релаксации, проетивного рисования, являются эффективными и способствуют нормализации (снижению) уровня школьной тревожности младших школьников по всем факторам. Это говорит о том, что гипотеза исследования подтверждена.
1. Айзенк Х. Психологические теории тревожности. Тревога и тревожность / Сост. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
2. Аракелов, Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н. Аракелов. - М.: ЭКСМО - 2002. - 224 с.
3. Астапов, В.M. Тревожность у детей / В.M. Астапов. - СПб: Питер Пресс - 2004. – 245 с.
4. Божович Л.И. Личность и еѐ формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. - Изд-во Просвещение, - М., 1968. - 464 с.
5. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
6. Брeль, E.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции / Е.Ю. Брель. – М.: Просвещение, 1996. – 116 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
8. Вудвортс, Р. Экспериментальная психология: Сокр. пер. с англ. / Р. Вудвортс; Ред. Г. К. Гуртового и М. Г. Ярошевского; Вступ. статья ["Деградация современной буржуазной психологии", с. 5-49] М.Г. Ярошевского. - Москва: Изд-во иностр. лит., 1950 (20-я тип. Главполиграфиздата). - 799 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М., 1997 - 224 с.
10. Гальперин, П.Я.Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / П. Я. Гальперин. - 5-е изд. - М.: Университет: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005 (Киров: ОАО Дом печати - Вятка). – 327 с.
11. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2014. – 276 с.
12. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) / Под редакцией Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2013. – 292 с.
13. Добровольская, Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для вузов / Т.А. Добровольская, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева. – М.: Академия, 2011 – 248 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
15. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А.И. Захаров. – Москва, 2012 – 252 с.
16. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2016. – 176 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2010. – 310 с.
18. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2012. – 220 с.
19. Зинченко, В.П., Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - 4-е изд., расш. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2019. - 811 с.
20. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2012. – 446 с.
21. Клюев, А.С. Музыкотерапия: обзор современных методик. Ученые записки Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы / А.С. Клюев. – Издательство: Санкт- Петербургское государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», (Санкт-Петербург), 2018. – 146 с.
22. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. - Санкт-Петербург: Речь, 2013. - 160 с.
23. Костина, Л.M. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2005. – 237 с.
24. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова, Дементьева И.Ф. - Издательство: ИЦ «Академия», 2017. - 320 с.
25. Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. – СПб.: Речь, 2016. – 336 с.
26. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Проф. Н. Д. Левитов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1964. - 478 с.
27. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. - Т.1. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 392 с.
28. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. – П.: Питер. – 2009. – 246 с.
29. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб. - 2014. – 136 с.
30. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2012. - 583 с.
31. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / В. С. Мерлин; под ред. Е. А. Климова. - 2-е изд., стер. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2009. – 542 с.
32. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2004. – 245 с.
33. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 640 с.
34. Найн, А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А.Я. Найн. – М. Астрель, 1999. – 466 с.
35. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 560 с.
36. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2012. – 510 с.
37. Педагогика / Под ред. П.И. Подкасистого и др. – М.: Академия, 2014. – 623 с.
38. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Политиздат, 1990 – 449 с.
39. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов
И.П. Подласый. - М, 2001, с. 182
40. Практическая психология в лабиринтах современного образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Изд-во «НОУ ВПО МПСУ», 2014. – 412 с.
41. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 191 с.
42. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан. // Психологическая наука и образование. – 1998. – №2. – С. 11 – 17.
43. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
44. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
45. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. - 720 с.
46. Савина, Е., Шанина, Н. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // «Дошкольное воспитание». – М.,1996. –№4. – С.12–13.
47. Селье, Г. Стресс без дистресса: [перевод с английского] / Г. Селье; общ. ред. Е. М. Крепса. - Москва: Прогресс, 1982. - 124 с.
48. Сироткин, Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание учебно-методическое пособие / Сост.: Л.Ю. Сироткин, А.Н. Хузиахметов. – Казань: Матбугат йорты, 2014. – 212 с.
49. Слепичева, О.А. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его влияние на уровень тревожности младших школьников / О.А. Слепичева. - СПб.: Питер – пресс, 2002. – 174 с.
50. Специальная психология в 2 т. Том 2: учебник для вузов / В. И. Лубовский [и др.]; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01963-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451829 (Дата обращения: 25.12.2022)
51. Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. - Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1975. - 208 с.
52. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский; [Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик]. - 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. - 270 с.
53. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика [Электронный ресурс] – С.Ю. Тарасова. – Электрон. текстовые данные. – М.: Генезис, 2016 – 143 c. – Режим доступа: https://www.litres.ru/sofya-urevna-tarasova/shkolnaya-trevozhnost-prichiny-sledstviya-i-profilaktika/chitat-onlayn/ – (Дата обращения: 26.12.2022).
54. Фeррои, Л.M. Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.М. Феррои // Школа здоровья. Библиография. - 2005. - № 3. - C. 32-38.
55. Фрейд, З. Истерия и страх / З.Фрейд; пер. А. М. Боковикова. - Москва: Фирма СТД, 2006. - 319 с.
56. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: новые пути в психоанализе: [16+] / К. Хорни; [пер. с англ. А. Боковиков]. - Москва [и др.]: Питер, 2016. - 301 с.
57. Черепкова, Н.В. Особенности проявления тревожности в условиях школы / Н.В. Черепкова, В.А. Дементьева. М.: Астрель, 2013. – 216 с.
58. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. – М.: Просвещение, 1990. – 164 с.
59. Эльконин Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2010. – 384 с.
60. Jacobson E. Progressive relaxation. – Chicago, 1929.