Природно-рекреационные ресурсы Пермского края как объект внеурочной деятельности по географии в школе (Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения природно-рекреационных ресурсов……6
1.1. Понятие о рекреации и виды рекреации6
1.2. Рекреационные ресурсы: понятие и характеристика…………………...15
1.3. Оценка рекреационных ресурсов: основные понятия и подходы……..21
1.4. Методы оценки природных рекреационных ресурсов…………………..24
Глава 2. Характеристика природно-рекреационных ресурсов Пермского края …41
2.1. Общая географическая характеристика Пермского края…...……………41
2.2. Лечебно-оздоровительные ресурсы…52
2.3. Ресурсы активного отдыха……………57
2.4. Туристско-рекреационные территории Пермского края…...…................67
Глава 3. Изучение природно-рекреационных ресурсов Пермского края в рамках внеурочной работы в школе. ……75
3.1. Программа курса внеурочной деятельности «Рекреационная география Пермского края» 75
3.2. Организация проектной и исследовательской работы учащихся…82
3.3. Туристско-рекреационная деятельность школьников (походы, экскурсии….87
Заключение…………………………………………………………………….…91
Библиографический список………………93
Рекреационные ресурсы являются важной составляющей в жизни человека, особенно в наше динамичное время, ведь именно они помогают удовлетворить нужды людей в отдыхе и восстановлении жизненных сил. Поэтому для целей рекреации осваиваются всё новые и новые территории природных ландшафтов. И в дальнейшем, чтобы повысить уровень развития рекреации на различных территориях, оборудуются различные места отдыха, строятся здравницы, санатории, пансионаты. В городах происходит увеличение числа и площади парков и скверов, создаются искусственные озёра, строятся аквапарки. Но для всего этого необходимо знать, насколько благоприятна та или иная территория для развития рекреационной деятельности.
Изучение территориальных рекреационных систем помогает понять, что в пределах географической оболочки природа и общество функционируют как единое целое, поэтому необходима интеграция физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.
В настоящее время Пермский край имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал для зимнего и летнего отдыха, что явилось основой для развития значительного числа видов туризма в Пермском крае.
Данная работа посвящена изучению природно-рекреационных ресурсов Пермского края.
Цель данной работы – рассмотреть природно-рекреационные ресурсы Пермского края в рамках внеурочной работы по географии
Объект исследования – природно-рекреационные ресурсы Пермского края.
Предмет исследования – разработка программы курса внеурочной деятельности по географии.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования решались следующие задачи:
- определить основные понятия, связанные с темой работы («рекреация», «рекреационные ресурсы» и др.), их виды и основные характеризующие их показатели;
- познакомиться с методами оценки природных ресурсов для разных видов рекреации;
- изучить природно-рекреационные ресурсы Пермского края;
- разработать программу изучения природно-рекреационных ресурсов Пермского края в рамках внеурочной работы в школе;
Гипотеза данной работы заключается в том, что изучение природно-рекреационных ресурсов Пермского края в рамках внеурочной работы в школе является объективно необходимым. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по природно-рекреационным ресурсам, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.
Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.
Теоретико-методологической базой исследования явились труды отечественных ученых в области географии, истории, а также работы краеведов Прикамья, труды классической отечественной школы рекреационной географии, представленной работами B. C. Преображенского, И. В. Зорина, Б. Н. Лиханова, А. С. Орлова, Н. С. Мироненко, и других авторов, работавших в русле теории рекреационных систем.
Для написания курсовой были использованы следующие методы исследования: общенаучный метод: анализ литературы про проблему исследования, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Объем основного содержания работы - 90 страниц машинописного текста. Основная часть работы содержит 9 таблиц, 5 рисунков. Список литературы включает 46 наименований источников
С нашей точки зрения, для современной рекреационной географии Пермского края исключительно важно следующее:
1) Изучение рекреационных ресурсов, рекреационной деятельности и показателей, их характеризующих, виды рекреационных ресурсов - важное направление фундаментальных исследований реальности (именно реальности, а не преходящих идеологических стандартов того, какой должна быть рекреация годового цикла). Рекреация есть явление пространственное, в высшей степени благодатная почва для работы географов;
2) изучить методы оценки природных ресурсов для разных видов рекреации, используя эти знания для изучения рекреационных ресурсов для дальнейшего их использования. Существует масса возможностей теоретического и методологического плана для изучения рекреационных процессов с эмпирической точки зрения - дело только в их использовании. Практически не нужно менять имеющиеся методологии, спешить создавать новые. Нужно лишь отойти от привычных установок, что рекреация - это только летний отдых у теплого моря, который может иметь место только в рамках созданной государством ТРС.
3) изучить природно-рекреационных ресурсов Пермского края, с целью ознакомления школьников и через путешествие формировать впечатление о российской действительности.
4) предложить программу изучения природно-рекреационных ресурсов Пермского края в рамках внеурочной работы в школе, в качестве элективного курса. Это объективный и закономерный процесс, который требует осмысления и с точки зрения рекреационной географии.
В заключение еще раз отметим, что рекреационная география Пермского края стоит перед интересным и мало изученным явлением - рекреацией. Сотни миллионов людей в различных социокультурных образованиях включены в этот вид деятельности, который имеет множество пространственных проявлений, но с географической точки зрения практически не изучен. В этой связи перспективы географического исследования изменившейся реальности удивительны.