Природно-рекреационные ресурсы Пермского края как объект внеурочной деятельности по географии в школе (Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения природно-рекреационных ресурсов……6
1.1. Понятие о рекреации и виды рекреации6
1.2. Рекреационные ресурсы: понятие и характеристика…………………...15
1.3. Оценка рекреационных ресурсов: основные понятия и подходы……..21
1.4. Методы оценки природных рекреационных ресурсов…………………..24
Глава 2. Характеристика природно-рекреационных ресурсов Пермского края …41
2.1. Общая географическая характеристика Пермского края…...……………41
2.2. Лечебно-оздоровительные ресурсы…52
2.3. Ресурсы активного отдыха……………57
2.4. Туристско-рекреационные территории Пермского края…...…................67
Глава 3. Изучение природно-рекреационных ресурсов Пермского края в рамках внеурочной работы в школе. ……75
3.1. Программа курса внеурочной деятельности «Рекреационная география Пермского края» 75
3.2. Организация проектной и исследовательской работы учащихся…82
3.3. Туристско-рекреационная деятельность школьников (походы, экскурсии….87
Заключение…………………………………………………………………….…91
Библиографический список………………93
Рекреационные ресурсы являются важной составляющей в жизни человека, особенно в наше динамичное время, ведь именно они помогают удовлетворить нужды людей в отдыхе и восстановлении жизненных сил. Поэтому для целей рекреации осваиваются всё новые и новые территории природных ландшафтов. И в дальнейшем, чтобы повысить уровень развития рекреации на различных территориях, оборудуются различные места отдыха, строятся здравницы, санатории, пансионаты. В городах происходит увеличение числа и площади парков и скверов, создаются искусственные озёра, строятся аквапарки. Но для всего этого необходимо знать, насколько благоприятна та или иная территория для развития рекреационной деятельности.
Изучение территориальных рекреационных систем помогает понять, что в пределах географической оболочки природа и общество функционируют как единое целое, поэтому необходима интеграция физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.
В настоящее время Пермский край имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал для зимнего и летнего отдыха, что явилось основой для развития значительного числа видов туризма в Пермском крае.
Данная работа посвящена изучению природно-рекреационных ресурсов Пермского края.
Цель данной работы – рассмотреть природно-рекреационные ресурсы Пермского края в рамках внеурочной работы по географии
Объект исследования – природно-рекреационные ресурсы Пермского края.
Предмет исследования – разработка программы курса внеурочной деятельности по географии.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования решались следующие задачи:
- определить основные понятия, связанные с темой работы («рекреация», «рекреационные ресурсы» и др.), их виды и основные характеризующие их показатели;
- познакомиться с методами оценки природных ресурсов для разных видов рекреации;
- изучить природно-рекреационные ресурсы Пермского края;
- разработать программу изучения природно-рекреационных ресурсов Пермского края в рамках внеурочной работы в школе;
Гипотеза данной работы заключается в том, что изучение природно-рекреационных ресурсов Пермского края в рамках внеурочной работы в школе является объективно необходимым. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по природно-рекреационным ресурсам, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.
Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.
Теоретико-методологической базой исследования явились труды отечественных ученых в области географии, истории, а также работы краеведов Прикамья, труды классической отечественной школы рекреационной географии, представленной работами B. C. Преображенского, И. В. Зорина, Б. Н. Лиханова, А. С. Орлова, Н. С. Мироненко, и других авторов, работавших в русле теории рекреационных систем.
Для написания курсовой были использованы следующие методы исследования: общенаучный метод: анализ литературы про проблему исследования, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Объем основного содержания работы - 90 страниц машинописного текста. Основная часть работы содержит 9 таблиц, 5 рисунков. Список литературы включает 46 наименований источников
С нашей точки зрения, для современной рекреационной географии Пермского края исключительно важно следующее:
1) Изучение рекреационных ресурсов, рекреационной деятельности и показателей, их характеризующих, виды рекреационных ресурсов - важное направление фундаментальных исследований реальности (именно реальности, а не преходящих идеологических стандартов того, какой должна быть рекреация годового цикла). Рекреация есть явление пространственное, в высшей степени благодатная почва для работы географов;
2) изучить методы оценки природных ресурсов для разных видов рекреации, используя эти знания для изучения рекреационных ресурсов для дальнейшего их использования. Существует масса возможностей теоретического и методологического плана для изучения рекреационных процессов с эмпирической точки зрения - дело только в их использовании. Практически не нужно менять имеющиеся методологии, спешить создавать новые. Нужно лишь отойти от привычных установок, что рекреация - это только летний отдых у теплого моря, который может иметь место только в рамках созданной государством ТРС.
3) изучить природно-рекреационных ресурсов Пермского края, с целью ознакомления школьников и через путешествие формировать впечатление о российской действительности.
4) предложить программу изучения природно-рекреационных ресурсов Пермского края в рамках внеурочной работы в школе, в качестве элективного курса. Это объективный и закономерный процесс, который требует осмысления и с точки зрения рекреационной географии.
В заключение еще раз отметим, что рекреационная география Пермского края стоит перед интересным и мало изученным явлением - рекреацией. Сотни миллионов людей в различных социокультурных образованиях включены в этот вид деятельности, который имеет множество пространственных проявлений, но с географической точки зрения практически не изучен. В этой связи перспективы географического исследования изменившейся реальности удивительны.
1. Александрова А. Ю. География международного туризма//
География в школе. - 2013. - № 4
2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб., 2001.-265с.
3. Гаврилов А. Ю. Развитие методологии оценки ресурсного
потенциала туризма на региональном уровне // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 59-68.
4. География России: энцикл./ Гл. ред. А. П. Горкин. — М.: Большая
Рос. энцикл., 1998.
5. Герасимова И. П., Преображенский В. С. Основы конструктивной
географии. - М., 1986. C. 7-55.
6. Гировка Н. Н. Рекреационные ресурсы: учебное пособие /
Н.Н. Гировка; Министерство образования и науки, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ), 2012. – 3 с.: табл., граф., ил, схемы
7. Глазырина Ю.В., Лучников А.С., Мышлявцева С.Э., Фирсова А.В.,
Фролова И.В. Мой Пермский край. Географические экспедиции в пермский период. М.: Владос, 2014. c. 112
8. Госкомстат. Туризм в цифрах 2011 г. - М, 2012. – С. 213
9. Зайцева Н. А. Использование природно-рекреационных и
культурно-исторических ресурсов Балтийского региона для формирования конкурентоспособного трансграничного регионального турпродукта: монография / Зайцева Н.А., Семенова Л.В. - Москва: Русайнс, 2019. - 127 с.
10. Зорин И. В. Рекреационная сущность экологического туризма //
Теория и практика физ. культуры. 2002. № 11. С. 9–13.
11. Зырянов А. И. Теория и методология рекреационной географии:
учебное пособие / А. И. Зырянов; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2021. – 265 с.
12. Зырянов А. И., Слащёв Д. Н. Виды туристско-рекреационной
деятельности на особо охраняемых природных территориях Пермского края // А. И. Зырянов; Вестник Удмуртского университета. – 2018. – 2 с.
13. Еремченко О. З. Почвы и техногенные поверхностные
образования урбанизированных территорий Пермского Прикамья: монография/ О. З. Еремченко, И. Е. Шестаков, Н. В. Москвина; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2016. – 252 с.
14. Квартальнов В.А. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые
системы: Учебник. - М. Финансы и статистика, 2008. – 352 с.
15. Климанова, О.А. Географические аспекты туристского
страноведения/ О.А.Климанова, Н.В.Шабалина // География туризма. - М.: Кнорус, 2008. - 592 с. - С.306-311.
16. Козлова И. И. Здравницы, санатории, пансионаты, дома отдыха.
– М., изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Профиздат, 2016 – 704 с.
17. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие
для студентов, обучающихся по специальности “Менеджмент”. – М., 1999
18. Кугушева А.Н. Теоретические аспекты активного туризма//
Сервис в России и за рубежом. 2012. - Т. 35. - № 8. - С. 43-52.
19. Кусков А.С. Основы туризма: учебник /А.С. Кусков, Ю.Л.
Джаладян.– МКНОРУС, 2010. – 400с.
20. Лаппо Т.М. Города России. – М., Большая Российская
энциклопедия, 2009 – 559с.
21. Лукашина Н. С., Трунев А. П. Природные рекреационные
ресурсы, состояние окружающей среды - Букинистика, М.,2017, с. 186.
22. Максаковский В.П. Развитие и география международного
туризма. / География в школе. 2010. - №7. – С. 19-25
23. Методические рекомендации по подготовке туристов-лыжников
(техника и тактика) [Электронный ресурс].
24. Мещерская Л. Автомобильные путешествия по России. М: АСТ,
2018.
25. Мироненко Н.С., Твердохлёбов И.Т. Рекреационная география. –
М.,1981. – C. 10-14.
26. Николаенко Д.В. Рекреационная география: учебное пособие.
/Д.В. Николаенко. - М.: ВЛАДОС, 2001, с.67.
27. О Пермском крае-Инвестиционный портал Пермского края –
2018. [Электронный ресурс].
28. Орлов А.С. Социология рекреации. М., 1995. 247 с.
29. Пешие походы [Электронный ресурс].
30. Река Визжай [Электронный ресурс].
31. Родионова И.А. Экономическая география. – М., Москва
“Московский лицей”, 1999.
32. Степанов М.В. Региональная экономика. – М., Москва “Инфа М”,
2020
33. Сто сокровищ России. Памятные места и
достопримечательности России. М.: Мир книги, 2018.
34. Тархов С.А. Пространственный подход в географии туризма //
Географический вестник. 2019. № 4 (51). C. 172–178
35. Хильченко Л. Н. Практическая работа. Составление картосхемы
основных районов международного туризма» // География в школе. - 2013. - № 4.
36. Холодова Р.А. Оценка природно-ресурсного потенциала
Белгородской области для развития экологического туризма: автореф. дис. … канд. геогр. наук. Астрахань, 2010. 22 с.
37. Чемисин П. А. Виды современного туризма // География в школе.
– 2013. № 6.
38. Чудновский А. Д. Устойчивое развитие региона на основе
использования рекреационных ресурсов: монография / Чудновский А.Д., Жукова М.А., Кормишова А.В., Свистунов Б.М., Алешникова В.И., Антонов В.Г., Аникин Б.А., Ивановский В.С., Латфуллин Г.Р. - Москва: Русайнс, 2020. - 487 с.
39. Шаруненко Ю. М., Рекреационный туризм. – Академия
безопасности и выживания, М.,2014, с. 249.
40. https://big-archive.ru
41. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09b0/00059b77-2f53b707/hello_html_21b5e6c8.jpg
42. https://gnilomedova.59313s016.edusite.ru
43. https://helpiks.org
44. https://projecteducation.ru
45. https://studfile.net
46. https://wikimapia.org/26033328/ru/Суксунский-пруд#/photo/3505540