Аннотация 1
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Содержание понятия и порядок выбора конкурентной стратегии 8
1.2. Конкурентное преимущество как ключевой элемент разработки конкурентной стратегии торгового предприятия 14
1.3. Общий порядок формирования конкурентной стратегии торгового предприятия 18
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЛЮМИНАТОР» 21
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия 21
2.2. Оценка персонала как фактора внутренней конкурентоспособности организации 27
2.3. Анализ конкурентной позиции ООО «Люминатор» на локальном рынке мебели 34
2.4. Общие выводы о состоянии конкурентоспособности организации 40
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ЛЮМИНАТОР» 43
3.1. Предложение по применению конкурентной стратегии фокусирования 43
3.2. Проект освоения новой рыночной ниши в рамках стратегии фокусирования 46
3.3. Стимулирование повышения деловой активности торгового персонала по оптовым продажам 53
3.4. Экономическая оценка целесообразности реализации предложений 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Конкурентная стратегия торговой организации, как часть общей стратегии ее развития состоит управленческих решений как основы из запланированных действий и необходимых поправок в динамичной рыночной конкурентной среде. Текущая конкурентная стратегия торговой организации составляется с учетом факторов внутренней и внешней среды организации. Мебельная отрасль экономики РФ продемонстрировала резкое снижение объемов реализации товаров в 2016 г., ощутив влияние экономического кризиса достаточно сильно, поскольку мебель не относится к предметам первой необходимости и потребители в условиях ограничений покупательной способности по причине снижения доходов сокращают свои расходы на мебель, вплоть до полного отказа от покупок. Аналогичная тенденция отмечена на рынке осветительных приборов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что эффективность деятельности экономических субъектов в сложных экономических условиях хозяйствования определяется их стратегией. Торговые организации, акцентирующие свое внимание на конкурентной стратегии, являются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования конкурентной стратегии особенно актуальны для малых торговых организаций, действующих на локальных рынках.
Объектом исследования выступает малое оптово-розничное торговое предприятие ООО «Люминатор».
Предмет исследования - конкурентная стратегия торговой организации.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использованы данные из бухгалтерской, экономической и кадровой отчетности ООО «Люминатор» за период 2013-2015 гг.
Основной целью выпускной квалификационной работы является разработка конкурентной стратегии торговой организации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы формирования конкурентной стратегии торговой организации;
• представить общий порядок формирования стратегии развития конкурентоспособности организации;
• дать общую организационно-экономическую характеристику деятельности объекта исследования;
• выполнить оценку персонала как фактора внутренней конкурентоспособности организации;
• осуществить анализ конкурентной позиции ООО «Люминатор» на локальном рынке мебели;
• сделать обоснованные выводы о типе реализуемой конкурентной стратегии;
• разработать предложение формированию стратегии развития конкурентоспособности организации;
• разработать проект освоения новой рыночной ниши в рамках стратегии фокусирования
• разработать предложения по стимулированию повышения деловой активности торгового персонала по оптовым продажам;
• выполнить экономическую оценку целесообразности реализации предложений.
В процессе выполнения применены методы анализа финансового состояния организации, кадровой диагностики, оценки конкурентной среды организации, а именно: отграничения, динамического и структурного анализа, сравнений, обобщения и другие.
Степень изученности проблемы разработки конкурентной стратегии организации высокая, многоаспектный подход к раскрытию понятия стратегия и конкурентная стратегия демонстрируют российские и зарубежные авторы. В качестве теоретической и методологической основы послужили труды российских и зарубежных авторов, а именно Портера М., Жилиной Е. В., Белановой М.А., Солдатова В.В., Ефимовой О.Г. и других авторов, перечисленных в списке литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования конкурентной стратегии организации. Во второй главе дана общая характеристика ООО «Люминатор» как объекта исследования, выполнена оценка доминирующих внутренних и внешних факторов конкурентоспособности организации, сделан вывод о типе реализуемой конкурентной стратегии организации. На основе выводов предложена к применению стратегия фокусирования, разработан проект ее реализации с оценкой экономической эффективности предложений.
Практическая значимость результатов, полученных в выпускной квалификационной работе, состоит в возможности реализации предложенной стратегии и проекта ее реализации в целях укрепления конкурентной позиции организации на локальном рынке, прогнозная эффективность которых подтверждена.
Торговые организации, акцентирующие свое внимание на конкурентной стратегии, являются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования конкурентной стратегии особенно актуальны для малых торговых организаций, действующих на локальных рынках. Объектом исследования выступает малое оптово-розничное торговое предприятие ООО «Люминатор».
В теоретическом разделе согласно предмету исследования, раскрыты основные понятия и подходы формированию конкурентной стратегии торговой организации, описан общий порядок формирования конкурентной стратегии торгового предприятия.
В аналитической части дана организационно-экономическая характеристика объекта исследования ООО «Люминатор» как рознично-торгового, работающего на локальном рынке мебели и светильников. Организация ООО «Люминатор» осуществляет торговлю мебелью и аксессуарами, в 2015 г. занимает стабильное положение на рынке, но сделан вывод о недостаточно эффективном использовании предприятием имеющихся ресурсов, вследствие чего у предприятия снизилась рентабельность продаж.
В целях оценки внутренней конкурентоспособности организации проведена оценка финансово-экономических показателей его развития. В целом результаты финансово - хозяйственной деятельности ООО «Люминатор» в 2015 г. не значительно ухудшились. Опережающий рост прибыли от продаж над соответствующими среднегодовыми величинами, рост товарооборота в целом положительно характеризует деловую активность и эффективности деятельности ООО «Люминатор».
Также выполнена оценка персонала организации, как решающего фактора его внутренней конкурентоспособности. В организации по данным за 2015 г. работает 58 человек. Качественный состав персонала хороший. Выявлена необходимость в четкой постановке целей и задач руководством организации для повышения эффективности и торговой активности персонала, в уточнении мотивационной программы.
Особое внимание уделено внешней оценке конкурентоспособности организации - анализу конкурентной позиции ООО «Люминатор» на локальном рынке мебели. Сложившаяся ситуация на рынке мебели и светильников сложная: сильно растущая конкуренция; снижение платежеспособности населения. Выявлены основные конкуренты ООО «Люминатор» на локальном рынке г. Электросталь и Ногинск, рассмотрены сильные и слабые стороны ООО «Люминатор» и его основных конкурентов. Выполнен SWOT-анализ конкурентной позиции ООО «Люминатор».
Сделан вывод, что в организации отсутствует четко сформулированная конкурентная стратегия. Тип системы стратегического управления в ООО «Люминатор» отнесен к системам с пассивной адаптацией к внешней среде, которая свойственна стратегическому управлению «классическими» магазинами мебели, светильников и аксессуаров со стандартным набором сопутствующих услуг. По сути, реализуется конкурентная стратегия оптимальных издержек, которая требует от торговой организации опыта и возможностей одновременного снижения издержек и дифференциации товара. Это стратегия была достаточно эффективна в относительно стабильных рыночных и экономических условиях хозяйствования, оценивая достигнутые результаты хозяйственной деятельности организации, однако ее эффективность в сложившихся кризисных экономических условиях хозяйствования будет снижаться, и потому конкурентная стратегия должна быть уточнена с учетом динамики внешней среды и с учетом необходимости выявленных проблем конкурентоспособности организации.
Видится актуальным развитие системы стратегического управления с активной адаптацией, в которой должны быть развиты механизмы поиска и использования возможностей внешней среды, которые успешно используются в изменчивой рыночной среде с уточнением конкурентной стратегии торговой организации. Предложена к внедрению конкурентная стратегия фокусирования.
Сформулированы цель и задачи конкурентной стратегии организации. Предлагается к внедрению проект освоения новой рыночной ниши в рамках стратегии фокусирования, разработана общая схема реализации проекта действий на рынке предприятий общественного питания по комплексной поставке мебели на металлическом каркасе, светильников и оказанию сопутствующих услуг.
Предложения по уточнению мотивационной программы организации содержат уточненные цели и ключевые показатели результативности труда менеджеров отдела оптовых и розничных продаж, программу бенефитов. Проект по реализации стратегии фокусирования на основе партнерских отношений с производителем мебели на металлическом каркасе «ОАО «Дебют» по прогнозу позволит ООО «Люминатор» увеличить выручку на 7884 тыс. руб., прибыль от продаж на сумму 2365 тыс. руб.
Под влиянием реализации фокусной стратегии и предложенных мер может быть достигнута положительная динамика финансовых результатов деятельности организации.
Прогнозируется укрепление ее конкурентной позиции на локальном рынке. Выполненные расчеты подтверждают слабоположительное влияние предложенных мероприятий на величину рентабельности продаж, что наряду с расчетом экономического эффекта от внедрения проекта подтверждает целесообразность реализации предложенных мер по внедрению конкурентной стратегии фокусирования.
Нормативно-правовая документация
1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2015). - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью» - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - Режим доступа: https://www.consultant.ru
Литературные источники
4. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2013. - 122 с.
5. Асташова Ю. В. Стратегический менеджмент: учебное пособие для бакалавров. - М.: Юрайт, 2015. - 319 с.
6. Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами. Учебник для бакалавров. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 392 с.
7. Дюков И.И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход. - СПб.: Питер, 2013. - 236с.
8. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. М.: Альпина Паблишер, 2015. - 211 с.
9. Котлер, Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В.Вонг, Дж. Сондерс; 5-е европейское издание. - ИД Вильямс, 2014. - 659 с.
10. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2012. - 454 с.
11. Румянцева З.П. Общее управление организацией: теория и практика. - М.: Инфра М, 2014. - 104 с.
12. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг в предпринимательской деятельности: Учебник - М.: Дашков и К, 2013. - 257 с.
13. Томсон-мл. А. А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. М.: Издательский дом Вильямс, 2013. - 928 с.
14. Тебекин А. В. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2015. - 319 с.
15. Фомичев А. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. М.: Дашков и К°, 2014. - 468 с.
...