Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЦЕСС МЕДИАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ С РЕЛИГИОЗНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Работа №122919

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы работы 7
1.1. Медиация и ее процесс 7
1.2. Управление конфликтом 15
1.3. Религия и религиозная составляющая 25
Глава 2. Религиозная медиация и применение медиации в конфликтах с религиозной составляющей 38
2.1. Религиозная медиация и правила применения медиации в рамках конфликта с религиозной составляющей 38
2.2. Роль медиатора в управлении конфликтами с религиозной составляющей 54
2.3. Перспективы медиации в рамках конфликтов с религиозной составляющей 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74




Конфликты – это многомерные явления, которые способны приводить как к развитию и интеграции общества, так и полной разобщенности, и хаосу. Конфликтов невозможно избежать. Именно поэтому так важно научиться управлять этим явлением, чтобы его последствия были конструктивными.
Одной из самых перспективных форм управления конфликтами является медиация. Изучение ее возможностей происходит в нескольких направлениях и сферах человеческой жизни.
Проблема религиозных противоречий в современном мире является достаточно актуальной, поскольку данные конфликты затрагивают многие страны, общества и межличностные отношения и по сей день, но разрешение подобного рода противоречий представляет собой сложный и долговременный процесс потому, что религия глубоко проникла во многие сферы общественной жизни: образование, культуру, политику. В связи с взаимозависимым и взаимодополняющим характером религии в сферах общественной жизни, конфликтогенные процессы, связанные с религиозным аспектом, влияют на социальные, политические, экономические и многие другие конфликты. И именно поэтому на современном этапе исторического развития необходимо изучить причины возникновения противоречий с религиозным аспектом, а также научиться контролировать и регулировать их для предотвращения разрастания конфронтации. Религия обладает возможностью гармонизации межнациональных, межгрупповых и межличностных отношений и сглаживанию противоречий, и данный факт служит опорой для построения мирного существования и профилактики конфликтов в целом.
Необходимость изучения возможности регулирования подобного рода конфликтов продиктована сложностью и многогранностью этого феномена, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения.
Объектом нашего исследования является рассмотрение медиации как технологии урегулирования конфликта.
Предметом нашего исследования является рассмотрение возможностей медиации в процессе урегулирования конфликтов с религиозной составляющей.
Целью данной работы является изучение процесса медиации в контексте противоречий с религиозным аспектом.
В соответствии с выделенной целью нами поставлены следующие задачи:
1. сформулировать и разграничить определения понятий религиозный конфликт и религиозная составляющая;
2. рассмотреть тенденцию возникновения и развития конфликтов с религиозной составляющей;
3. рассмотреть конфликт как ресурс развития медиации;
4. проанализировать возможности медиации в рамках конфликта с религиозной составляющей;
5. рассмотреть возможности и необходимость медиации в рамках конфликтов с религиозной составляющей в будущем.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно дает основу для совершенствования института медиации в сфере взаимоотношений, связанных с вопросами религиозной составляющей, способствует прогнозированию и возможному моделированию конфликтогенных процессов в религиозной сфере. Это позволит не только предупреждать назревающие конфликты, но и по возможности вводить их в регулируемое специальными структурами русло.
Результаты исследования также могут быть использованы при чтении курсов лекций по религиоведению, социологии и истории конфликтологии.
Комплексное исследование данного рода конфликтов наиболее продуктивно с позиций междисциплинарного подхода, который предполагает рассмотрение изучаемой проблемы с исторической, философской, религиоведческой, социологической и культурологической точек зрения.
Анализ научной литературы показывает, что конфликтогенные процессы в религиозной среде еще недостаточно изучены в контексте комплексного исследования. Религиоведческих работ, посвященных целенаправленному анализу конфликтов с религиозной составляющей, практически нет. Немногочисленные работы по данной проблематике исследуют в основном зарубежный опыт управления конфликтами данного вида, который возникают локально, что дает понять о наличие дефицита теоретических разработок в данной области, в частности в отечественной литературе.
Используемые в нашей работе методы: анализ литературы, анализ нормативно-правовых актов, изучение и обобщение зарубежной и отечественной практики, сравнение, теоретический анализ и синтез, классификация и обобщение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, шести параграфов, объединенных в две главы, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, проводится анализ степени ее разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования.
Первая глава «Понятие, особенности и способы управления конфликтами с помощью медиации в контексте религии», состоит из трех параграфов и посвящена проблематике определения термина «религиозная составляющая», «медиация в религии», а также изучению причин возникновения и разрешения подобного рода конфликтов.
Вторая глава «Религиозная медиация, правила ее применения и будущее медиации в конфликтах с религиозной составляющей» состоит из трех параграфов, в которых изучается возможность регулирования и профилактики конфликтов с религиозной составляющей, рассмотрение религиозной медиации, а также вносятся рекомендации и прогноз на будущее.
В заключении содержатся обобщающие выводы, подчеркивается важность дальнейшей научной и практической разработки темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проделанной работы все поставленные задачи были выполнены. В нашем исследовании мы рассмотрели особенности управления конфликтами с религиозной составляющей. Использовали различные монографии и периодические издания; изучили концепции и закономерности, касающиеся конфронтации сторон с точки зрения религиозного аспекта, проанализировали статистические данные. Таким образом, мы сделали следующие выводы.
Во-первых, можно сформулировать определение религиозной составляющей как неотъемлемой части структуры социального института религии, которые формируют ее изнутри. Это религиозное сознание, религиозные действия, организации, уровень и степень религиозности индивида. Конфликт с религиозной составляющей – это вид конфликта, в котором задействован один или несколько элементов структуры института религии. Принципиальное отличие религиозного конфликта от конфликта с религиозной составляющей заключается в том, что религиозный конфликт является следствием, конечным итогом и подразумевает конфронтацию между сторонами на религиозной основе или под предлогом религиозной основы, в то время как конфликт с религиозной составляющей это самостоятельное явление, которое основано только на религиозных ценностях и нормах.
Во-вторых, само понятие «медиация» подразумевает особую форму посредничества и особую форму примирительной процедуры, которая позволяет сторонам при содействии беспристрастного медиатора выработать на добровольной основе решение, которое отвечает их интересам. Только взаимное сотрудничество сторон и медиатора позволит вывести конфликтную ситуацию в конструктивное русло.
В-третьих, нами было определено, что религиозный медиатор может быть независимым, объективным представителем, прямо или косвенно связанным с институтом религии, который способен, основываясь на истории мира, принципах и нормах морали выстроить конструктивный диалог и доверительные отношения между сторонами. Его роль и задачи определяются для каждого конкретного случая индивидуально, поскольку необходимо учитывать особенности именно той конфликтной ситуации, для которой он был привлечен.
В-четвертых, для успешного внедрения религиозного медиатора и религии в целом в процесс управления конфликтом необходимы следующие условия: 1) религию следует понимать как систему взаимосвязанных переменных с ролью, которая изменяется, сокращается или расширяется в зависимости от ряда конкретных обстоятельства, исторических изменений и внешних факторов; 2) следует помнить, что взаимодействие с религией не может заменить другие подходы к поиску решений к проблемам; 3) правительствам и дипломатам следует избегать использования чисто инструментального подхода к религиозным общинам, лидерам и НПО для обеспечения законности сторонников, основанных на вере; 4) нет лучшей или идеальной методологии, или дисциплины для понимания того, что такое религия и как она работает и, следовательно, дебаты о «научности» к изучению религии неуместны.
В-пятых, представляя собой альтернативную процедуру урегулирования споров и конфликтов, медиация обладает определенными преимуществами для участников конфликтного процесса. Будущее медиации в конфликтах с религиозной составляющей представляет собой новые возможности для всех сфер человеческой жизни, поскольку религия и ее ценности пронизывают каждого индивида и каждую структуру. Ее принципы и методы, на данный момент, только начинают свое становление, путем метода проб и ошибок. Но текущие достижения и текущая ситуация в мире говорят о том, что подобного рода медиации будет актуальной и спустя многие годы, разрастаясь и укрепляясь.
Важнейшей частью нашего исследования также являлось изучение возможности привлечения религиозных лидеров в процесс разрешения данного рода конфликтов. Нами было выявлено, что в контексте межрелигиозного взаимодействия, необходимо вовлекать религиозные институты и субъектов для урегулирования конфликтов в качестве медиаторов. Религиозные представители и религиозные медиаторы имеют существенное влияние в миротворческом процессе. В то время, как государства несут с собой в процессе посредничества в основном лишь материальные ресурсы, такие как власть и деньги, основанные на вере медиаторы приносят с собой нематериальные ресурсы, такие как уважение, доверие и толерантность. Религия может быть использована в конфликте в целях укрепления мира и примирения.
В заключение отметим, что религия может стать, в своем роде, источником по предупреждению конфликтов в мире. Идея всех мировых религий заключается на принципах всеобщего уважения, доверия и заботы о ближних. Именно отталкиваясь от данных основ, в процессе воспитания личности, существует возможность создания базы толерантного восприятия мира, которая, в свою очередь, положительно скажется на формирование взглядов личности. Такое обязательство должны нести мировые организации по содействию и установлению мира, а также и локальные религиозные организации, и общины в среде своих прихожан. Мир является высшей религиозной ценностью, стремиться к которой должно и все человечество.



1. Appleby R. Scott. The Ambivalence of the Sacred: Religion, Violence and Reconciliation. – New York: Rowman & Littlefield Publishers Inc., 2000. – 92P.
2. Bercovitch J. The role of faith-based actors in international conflict resolution. International Negotiation. – USA: Ayse, 2009. – 78P.
3. Boulle L., Nesic M. Mediation: principles, process, practice. – London, Dublin, Edinburgh: Butterworths, 2001. – 190P.
4. Community of Sant'Egidio. [Электронный ресурс]. URL: https://www.santegidio.org/pageID/30008/langID/en/THE-COMMUNITY.html (дата обращения: 03.03.2018г.)
5. Johnston D., Cox B. Faith-Based Diplomacy and Preventive Engagement. – New York: Oxford University Press, 2003. – 63P.
6. Kemicha F. The Approach to Mediation in the Arab World. – Switzerland, 1996. – 65Р.
7. Reychler L. Religion and Conflict: Introduction: Towards a Religion of World Politics?// International Journal of Peace Studies. – №1. – 1997. – 138 с.
8. Said A.A., Funk N.C. The Role of Faith in Cross-Cultural Conflict Resolution. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gmu.edu/programs/icar/pcs/ASNC83PCS.htm (дата обращения: 03.03.2018г.)
9. United States Institute of Peace. Global Peacebuilding Center. [Электронный ресурс]. URL: http://www.buildingpeace.org/ (дата обращения: 08.02.2018г.)
10. Абгаджава Д.А., Пинкевич А.Г. Переговорно-диалогический подход в регулировании социально-политических конфликтов // Конфликтология., 2013. – № 2. –52 с.
11. Аверин А.Н. Социальное управление: Словарь-справочник. – М.: Издательство МГУ, 1994. – 106 с.
12. Андруник А.П., Черданцев В.П. Управление конфликтами. – Пермь: АстерDigital, 2014. – 356 с.
13. Анцупов А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 530 с.
14. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
15. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – СПБ.: Питер, 2009. – 402 с.
16. Брук Сэр Генри. Посредничество и примирение // Медиация и право. – 2009. – № 14. – 90 с.
17. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: РГИУ, 2002. –347 с.
18. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К.. Конфликтология. – М.: Инфа-М, 2004. – 210 с.
19. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998. – 465 с.
20. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа, 1980. – 316 с.
21. Гречишников А.В., Голубев В.Б. Социально-политические предпосылки возникновения сионизма, Вестник Нижегородского Университета им.Н.И. Лобачевского. – 2010. – №1. – 269 с.
22. Гришина Н.В. Психология конфликта 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 2008. – 325 с.
23. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. – 103 с.
24. Давыденко Д. Л. Вопросы юридической терминологии в сфере «альтернативного разрешения споров» // Третейский суд. – 2009. – №1. – 13 с.
25. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 301 с.
26. Доктор Рахман. Краткая история Ислама / Пер. с англ. Д. Хайретдинов. – М.: Умма, 2002. – 416 с.
27. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001. – 284 с.
28. Зеленков М.Ю. – Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века – Воронеж: ВГУ, 2007. – 132 с.
29. Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология. – М.: Юридический институт МИИТа, 2003. – 103 с.
30. Интернет журнал «Земля. Хроники жизни». [Электронный ресурс]. URL: http://earth-chronicles.ru/news/2012-09-05-30045/ (дата обращения 01.02.2018г.)
31. Калашникова С. И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции, – М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 153 с.
32. Киннемон М., Коуп Б. Экуменическое движение. Антология ключевых текстов. – М.: «Библейско-Богословский Институт св. Апостола Андрея», 2002. – 220 с.
33. Конт-СпонвильА. Философский словарь/ Пер. с фр. Е. В. Головиной. –М.: Этерна, 2012. – 752 с.
34. ЛитвиновА. В. Введение в медиацию// Самиздат. – 2008, Май. – 29 с.
35. Медиация: Учебник / Под ред. А. Д. Карпенко, А. Д. Осиновского. – СПб.: АНО «Редакция журнала «Третейский суд». – М.: Статут, 2016. — 480 c.
36. Международный институт медиации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.institute-mediation.com/ (дата обращения 09.03.2018г.)
37. МельниченкоР.Г. Медиация: учебное пособие для бакалавров, – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 112 c.
38. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры с участием посредника. – СПб: Роза мира, 2007. –144c.
39. Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. – М.: Институт философии РАН, 1993. – 238 с.
40. Пийримяэ Х.А. Страны Северной Европы // История Европы. – 2010. – №1. – 607 с.
41. Почепцов С.С. Методология исследования и субкультурные формы культурно-религиозного многообразия: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. философ.наук. – Белгород, 2013. – 18 с.
42. Решетников С.В. Политология. – М.: Тетрасистемс, 2010. – 502 с.
43. Решетникова И. В. Право встречного движения. Посредничество и российский арбитражный процесс // Медиация и право. Посредничество и примирение. — 2007. N 2(4). – 30 с.
44. Самошонков К.И. Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. философ.наук. – Москва, 2004. – 17 с.
45. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Проспект, 2004. – 280 с.
46. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. – СПб.: ВИК, 2013. – 320 с.
47. Таранюк Ж.П. Религия и политика: трансформация институциональных форм взаимодействия: Дис. на соискание ученой степени канд. полит.наук. – Москва, 2013. – 185 с.
48. Фон Хертель А. Профессиональное разрешение конфликтов. – СПб: Вернера Регена, 2007. – 272 с.
49. Хлопкова О.В. Социально-философские аспекты концептуализации религиозности в современной науке: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. философ.наук. – Владимир, 2013. – 15 с.
50. Чумиков А. Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. – М.: Социс, 1995. – 137 с.
51. Яблоков И.Н. Религия как общественный феномен // Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум. – М.: Кн. дом «Университет», 2005. – 242 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ