Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репрезентация образа Японии при переводе поэтических текстов

Работа №122917

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы103
Год сдачи2023
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Свойства образа Японии 6
1.1. Концепт, стереотип и прототип 8
1.2. Образ как часть картины мира 19
1.3. Композиция образа 30
1.4. Особенности художественного перевода 34
1.5. Поэтический дискурс как способ отражения картины мира 38
1.6. Пересечение образа, символа и мотива 41
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Детализация и системный анализ обобщенных образов Японии 47
2.1. Образ Японии, тесно связанный с природой 48
2.2. Тоска о Японии 54
2.3. Религиозный образ 59
2.4. Образ Японии, связанный с сакурой 60
2.5. Образ Японии, связанный с бедствием 64
Выводы по второй главе 68
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Приложение 81



В настоящее время происходит активная популяризация элементов японской культуры по всему миру, в особенности в странах Европы и Запада. Однако основные черты образа Японии и ее национального менталитета пока не были детально и глубоко раскрыты и разобраны. Эта работа является основой для дальнейшего подробного выявления особенностей образа Японии, японской культуры и ее составляющих.
Данное исследование осуществляется на пересечении таких областей, как лингвокультурология, переводоведение, лингвострановедение, стилистика, семантика и межкультурная коммуникация.
В качестве предмета исследования выступают способы репрезентации образа Японии из нескольких литературных источников, а также в оригинальном и переводном поэтическом дискурсе.
Объектом исследования являются стилистические, семантические, лингвокультурологические, лингвострановедческие и языковые аспекты репрезентации образа Японии.
Материалом для исследования послужили литературные источники, репрезентирующие образ Японии, поэтические тексты японской классической поэзии в переводе на русский язык, а также не переведенные ранее на русский язык англоязычные стихотворения, то есть логически завершенные фрагменты и целые поэтические тексты на английском и русском языках.
Принцип отбора материала — сплошная выборка англоязычных поэтических текстов, обусловленных концептом «Япония», релевантные этой работе и ранее не переведенные на русский язык.
Актуальность исследования заключается в важности раскрытия национально-культурной специфики языкового сознания для совершенствования межкультурной коммуникации между представителями разных стран и культур, а также в уменьшении потенциального развития культурного шока.
Научную новизну этой работы можно объяснить тем, что сегодня происходит активная популяризация культа Японии в странах Восточной и Западной Европы, поэтому данное исследование раскроет многогранность образа выбранной страны и во многом упростит понимание её культуры, народа и национального менталитета в целом, а также продемонстрирует взаимодействие западных и восточных концепций культуры и лингвокультуры.
Подобные исследования в этой области проводились, например, знаменитым японистом, востоковедом В. В. Овчинниковым, который проживал и работал в Японии много лет, он изучал национальной характер этой страны и посвятил ей несколько книг, а также писал о культуре Японии в сопоставлении с английской культурой. Важно добавить и про зарубежных ученых, кто интересовался подобным вопросом. Британский антрополог Джеффри Горер писал о наиболее употребляемых темах, связанных с Японией, а Пол Варли, американский писатель, историк, японист, интересовался особенностями японской культуры и освещал данный вопрос в своих научных трудах.
Целью исследования является составление многоаспектного и целостного образа Японии на материале стереотипных представлений о стране, литературных источников, релевантных этой работе, на содержании японских и англоязычных поэтических текстов и заключительного анализа получившихся результатов.
В связи с поставленной целью в данном исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить стереотипные представления о Японии и продемонстрировать понятие образа и его структурных элементов;
2. Определить особенности японской картины мира в сравнении с английской, а также показать способы отражения картины мира через поэтический дискурс;
3. Раскрыть особенности художественного перевода, в частности перевода поэтических текстов;
4. Выполнить перевод не переведенных ранее на русский язык англоязычных стихотворений, а также провести их языковой и стилистический анализ;
5. Сравнить и сопоставить получившиеся по итогам исследования образы Японии из разных источников и установить целостный, многогранный, многоаспектный образ.
В данном исследовании были задействованы такие методы, как метод дискурсивного, стилистического, концептуального, лингвострановедческого, лингвокультурологического, языкового, сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного анализов, а также метод лингвистического описания.
Работа состоит из введения, общетеоретической главы, исследовательской главы, выводов к главам, заключения, списка использованных источников и приложения. В ходе исследования было переведено и проанализировано 8 англоязычных поэтических текстов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По окончании данного исследования можно сделать вывод, что по общим результатам получился многоаспектный имногоконцептный образ Японии. Как уже было упомянуто ранее, в общетеоретической главе были рассмотрены стереотипы и прототипы, связанные с этой страной, например, прототипом является образ воина, который уважается и почитается на протяжении многих столетий. Были описаны такие важные термины как, например, образ, символ, мотив, концепт, поэтический дискурс и другие. Были рассмотрены особенности японского национального менталитета, характеристики их культуры и истории, при этом были также изучены картины мира англичан и американцев, так как англоязычные поэтические тексты, специально отобранные для этого исследования, были написаны именно ими. Были представлены некоторые важные особенности художественного перевода, для того чтобы продемонстрировать процесс перевода англоязычных стихотворений на русский язык. Было дано описание средств художественной выразительности и стилистических приемов с примерами из японской национальной поэзии и литературы, чтобы затем во второй главе исследования провести стилистический анализ, основываясь на материале из общетеоретической части.
В первой главе исследования было упомянуто мнение ученого В. М. Алпатова, который в своих научных трудах говорил, какой образ возникал у русских относительно Японии и ввиду каких причин. Например, после Русско-японской войны Япония считалась вражеским государством, а к концу прошлого века образ этой страны приобрел оттенок определенной экзотичности и недосягаемости, а также непохожести.
Затем был произведен художественный перевод восьми выбранных англоязычных стихотворений английских и американских поэтов на русский язык, полный перевод и оригинальные тексты которых представлены в приложении к данной работе. Во второй части этого исследования был осуществлен стилистический, языковой, лингвокультурологический, лингвострановедческий, концептуальный и сравнительно-сопоставительный анализ поэтических текстов. По окончании концептуального и сравнительно-сопоставительного анализа выяснилось, что самый часто возникающий образ, который ассоциируется с Японией, это образ природы.
Поэтому подводя итоги к исследованию, стоит сказать о том, что из общетеоретической главы было выявлено несколько образов, тесно связанных конкретно с образом Японии. Например, образ природы, ее ценность и особое, бережное и уважительное отношение к ней; сакура как символ страны; религия, которая важна для японцев как часть их культурного наследия, истории и национального менталитета в общем. Выбранные и проанализированные в исследовательской главе данной работы англоязычные поэтические тексты продемонстрировали, какой именно английские и американские поэты начала XX–начала XXI века видят Страну восходящего солнца, а также какой образ складывается по результатам в целом. То есть выяснилось, что практически каждый из англоязычных писателей связывает образ Японии с концептом природы, стихии и божественного, для некоторых эта страна несет светлые, добрые и приятные воспоминания, кто-то видит символ государства в цветке сакуры, а какие-то поэты ассоциируют страну с сильным чувством грусти и тоски или даже с горем.
Можно сделать вывод, что образ Японии поистине многоаспектный, многогранный, многоконцептный и глубокий. Из стереотипов, описанных в общетеоретической главе этой работы, становится ясно, что Запад и Европа в своем большинстве считают Японию экзотической страной, совсем другой и даже странной. Однако далее выясняется, что, например, англичане имеют с японцами множество точек соприкосновения и они действительно в чем-то похожи друг на друг, особенно это касается природы. Японцы чтут свои культурные традиции и обычаи, они гордятся своей богатой историей. Для них особое значение имеет именно природа и все, что с ней связано. При этом образ природы пересекается с религиозными особенностями. Интересно также, что, как уже говорилось ранее, прототипом в японской культуре является образ воина: славного храброго солдата, самурая или камикадзе, которые с достоинством и большой честью отдавали жизнь за свое Отечество. Важно добавить, что общество в этом государстве отдает дань уважения предкам, в основном следует древним традициям и ритуалам, отмечает особые праздники, связанные с почитанием умерших, для народа важен образ божества и духов. Однако при этом Япония очень технологичная страна, которая привыкла постоянно развиваться и совершенствоваться. Поэтому, основываясь на материале из обеих глав данной работы, можно сказать, что там сочетаются и старые обычаи, и характер современности, при этом они находятся в постоянном балансе и гармонии.
В заключение важно отметить, что исследование было полностью проведено по тем аспектам, которые планировалось затронуть и разобрать. Что касается практического применения данной работы, необходимо сказать, что благодаря ей возможно увеличить уровень подготовленности восприятия культуры, а также снизить уровень культурного шока у иностранцев в Японии. Основываясь на материале выполненного исследования, возможно также составить список практических рекомендаций для курса по художественному переводу, в особенности англоязычных поэтических текстов, набор рекомендаций в сфере межкультурной коммуникации и японоведения, ознакомление и ключи для дальнейшего восприятия Японии. Данная работа имеет перспективу – она является базой для разработок и других исследований в этой области в ближайшем будущем, то есть это основа для более глубокого и детального изучения особенностей культуры и национального менталитета Японии, в том числе и современной.



1. Алексеев В. В. Япония и развивающиеся страны. М.: Международные отношения, 1964. 265 с.
2. Алефиренко Н. Ф. Социокультурные стереотипы и коннотации слова // Русский язык в поликультурном пространстве / под ред. Л. Ю. Касьяновой. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2007. С. 11.
3. Алпатов В. М. Представления о Японии в России // Россия – Япония: политика, история и культура: сборник статей и докладов участников международной научно-практической конференции. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2018. С. 4-10.
4. Аракава Ё. Концепт «любовь» в русском языке на материале русских романсов в сопоставлении с японским романсом (какёку). АД … к. филол. н. СПб., 2005.
5. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 137.
6. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
7. Бабочки и хризантемы. Японская классическая поэзия IX-XIX веков / пер. А. Долина, В. Марковой, А. Глускиной, Т. Соколовой-Делюсиной. СПб: АРКА. 123 С.
8. Бархударов Л. С. Язык и перевод (Вопросы общей и частной теории перевода). М.: Междунар. отношения, 1975. 240 с.
9. Березина Ю. И. Современное японское общество и рабочий класс. М.: Наука. 1981. 184 с.
10. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: изд-во Тамбовского ун-та, 2000. 122 с.
11. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. С. 63.
12. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 494.
13. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / Под редакцией и с послесловием академика Ю. С. Степанова. М.: Индрик, 2005. 1040 с.
14. Вилинбахова Е. Л. Материалы к курсу лекций «Лингвистическое изучение стереотипов»: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУ, 2015. С. 53.
15. Виноградова Н. А. Искусство Японии. М.: Изобразительное искусство, 1985.
16. Воркачев С. Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 17, вып. 2. Краснодар, 2003. С. 268-276.
17. Воркачев С. Г. Любовь как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2007. 284 с.
18. Гак В. Г. Русская динамическая картина мира // Русский язык сегодня: сб. ст. М.: Азбуковник, 2000. С. 36.
19. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования.М.: Новое литературное обозрение, 1996.
20. Герд А. С. Введение в этнолингвистику: Курс лекций и хрестоматия. 2-е изд., исправл. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 457 с.
21. Глускина А. Е. Японская любовная лирика: танка, сэдока, тёка. М.: АСТ, 2003.
22. Гришаева Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
23. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 288 с.
24. Гурочкина А. Г. Этнокультура и языковое сознание. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина.
25. Иванова А. Д. О понятийном аппарате современной имагологии // Вестник Вятского государственного университета. 2016. С. 74.
26. Казаков О. И. Об отношении японцев к другим странам и россиян к Японии в 2018 году // Восточная Азия: факты и аналитика. 2019. №1. С. 25.
27. Казакова Т. А. Художественный перевод: Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. С. 6.
28. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004. С. 232.
29. Ковальчук Ю. С. О чем думают японцы? 1639 фактов. От сегуна до Toyota. М.: РИПОЛ классик, 2019. 288 с.
30. Кочкина А. Е. Формирование нравственных качеств личности в традиционной системе воспитания: На примере Японии. АД … к. пед. н. Карачаевск, 2005.
31. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. / под ред. и с. предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 25.
32. Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации: Сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. С. 105.
33. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.
34. Мазурик В. П. Японская загадка: (Общее и специфическое) // Паремиологические исследования. М., 1984.
35. Майол Э., Милстед Д. Эти странные англичане / пер. с англ. И. Тогоевой. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001.
36. Макарова Л. С. Поэтический дискурс и перевод // Мир лингвистики и коммуникации. Электронный научный журнал, 2017. №4. С. 87.
37. МацуоБасё. Лик вечерней луны. Хайку / пер. В. Марковой, Т. Соколовой-Делюсиной. СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. 304 с.
38. Меньчиков Г. П. Человек и его базовые экзистенциональные детерминации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2008. С. 135.
39. Мисима Ю. ХагакурэНюмон: Самурайская этика в современной Японии / пер. с англ. А. Мищенко. СПб: Евразия, 2018. 330 с.
40. Митупова С. А. Японская социология: история и современность. М., 2007. 147 с.
41. Овчинников В. В. Сакура и дуб. М.: ACT, 2022. С. 20.
42. Павловская А. В. Англия и англичане. М.: Изд-во Моск. ун-та Триада, Лтд, 2004.
43. Полев Д. М. Эталон, прототип и стереотип как механизмы восприятия человека человеком // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. 2009. С. 19-25.
44. Пронников В. А. Японцы: Этнографические очерки.М.: Наука, 2019. 270 с.
45. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие. М.: КИОРУС, 2014. 254 с.
46. Самарская Т. Б., Мартиросьян Е. Г. Художественный дискурс: специфика составляющих и особенности организации художественного текста // Сфера услуг: инновации и качество. Краснодар, 2012. С. 3.
47. Секигути Р. Нагори. Тоска по уходящему сезону / пер. с франц. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. 144 с.
48. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века. Сборник статей. М.: РГГУ, 1995. С. 432.
49. Таникава Т. Душа японца // Восточное обозрение.1939. С. 72.
50. Фиклистова, Я. В. Понятие концепта как составляющей единицы картины мира // Актуальные вопросы филологических наук: материалы V Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2017.С. 36-38.
51. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / Подготовка текста и общая ред. Н. В. Брагинской. М., 1997. С. 224.
52. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. Litres, 2022.
53. Шнырко А. А. Пассивные конструкции в современном японском языке. АД … к. филол. н. М., 1979.
54. Эткинд Е. Г. Поэзия и перевод. Л.: Сов. писатель, 1963. 431 с.
55. Японская поэзия. СПб: СЗКЭО, 2021. 320 с.
56. Baudry P. Français et Américains, l’autre rive / Village Mondial / Pearson Ed. Paris. 2ndedition, 2004.
57. Dollerup C. Poetry: theory, practice and feedback to theory // TRADTERM. 1997. №4 (2). P. 129-147.
58. Frost W. Dryden and the Art of Translation. New Haven, CON: Yale University press, 1969.
59. Galeote G. Les stéréotypes dans la construction des identitésnationalesdepuisune perspective transnationale. 2016. 166 p.
60. Gorer G. Themes in Japanese culture // Transactions of the New York Academy of Sciences. 1943.
61. Jakobson R. Closing Statement: Linguistics and Poetics. Cambridge, MA: MITPress, 1960.
62. Langacker R. W. The conceptual basis of cognitive semantics // Language and conceptualization. Cambridge, 1997. P. 27-44.
63. Munday J. Introducing Translation Studies. London&NewYork: Routledge, 2002.
64. Newmark P. Approaches to Translation. NewYork: PrenticeHall, 1988.
65. Pope A. An Essay on Criticism. 1711.
66. Shlesinger Jr. A. M. The disuniting of America: Reflections on a Multicultural Society. New York: W. W. Norton & Company, 1998. 208 p.
67. Varley P. Japanese culture. University of Hawaii Press, 2000.
Словари
68. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009. 448 с.
69. Жукова И. Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации.М., 2013. 632 с.
70. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб: Норинт, 1998. 1534 с.
71. Москвин А. Ю.Англо-русский и русско-английский словарь наиболее употребительных слов и выражений. М.: Центрполиграф, 2009. 719 с.
72. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь. М.: Флинта:Наука, 2003. 320 с.
73. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
74. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English: В 2-хт. Т. 1. М.: Русский язык, 1982.
Электронные ресурсы
75. Электронный словарь ABBYYLingvo. 2023. URL: https://www.lingvo.ru/
76. Chapman R. “Springtime in Japan”. 2023.URL: https://www.internetpoem.com/
77. DoumitM. “Japan”. 2023. URL: https://www.deviantart.com/
78. Freitag S. “The Japanese Garden”. 2023.URL: https://www.poetrysoup.com/
79. Noyes A. “Haunted in Old Japan”. 2022. URL: https://www.internetpoem.com/
80. NoyesA. “Nippon”. 2022. URL: https://www.internetpoem.com/
81. NoyesA. “OldJapan”. 2022. URL: https://www.internetpoem.com/
82. Wilcox E. W. “On seeing the Diabutsu at Kamakura”. 2023. URL: https://www.internetpoem.com/
83. Wilcox E. W. “Thoughts on leaving Japan”. 2023. URL: https://www.internetpoem.com/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ