Проведен экспериментальное исследование.
Выборка: 11 учащихся 7 класса (4 девочки и 7 мальчиков).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Средства наглядности в процессе обучения школьников на уроке математики по теме «График функции» 5
1.1 Понятие и значение средств наглядности при обучении школьников 5
1.2 Особенности использования средств наглядности на уроках математики 6
1.3 Принцип наглядности в обучении 9
1.4 Классификация наглядных пособий по математике 12
1.5 Развитие понятия функции и ее определение 18
1.6 График функции 21
ГЛАВА 2. Практические основы изучения темы «График функции» с использованием наглядных средств 24
2.1 Анализ теоретического материала учебников математики 24
по теме «Функции» 24
2.2 Анализ задачного материала 28
2.3 Разработка тематического планирования использования средств наглядности по темам «График функции» 32
ГЛАВА 3. Педагогический эксперимент 36
3.1 Выбор и описание эксперимента 36
3.2 Результаты эксперимента 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
При обучении математике существенную роль в управлении деятельностью обучающихся играет наглядность, поскольку она способствует реализации основного принципа доступности, а также успешности формирования понятий, методов, приёмов, поддержанию у них интереса к математике.
Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному, и формирует математические представления. Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что наглядность является одним из компонентов целостной системы обучения, которая позволяет школьнику усвоить изучаемый материал качественно и на более высоком уровне.
Опыт работы учителей показывает, что интерес учащихся к изучению предмета повышается, если учитель продуманно использует на уроках различные виды наглядности, руководствуясь принципом обеспечения усвоения программного материала.
Каждое средство наглядности отличается той специфической функцией, которую оно выполняет в учебном процессе. В связи с этим требуется комплексное использование средств наглядности. Эффективность применения наглядности зависит не только от сочетания разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что наглядность необходимая часть процесса обучения.
Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках математики с использованием средств наглядности.
Предмет исследования: Средства наглядности в курсе математики при изучении темы «График функции».
Цель работы: разработка различных методов и приемов в тематическом планировании с использованием средств наглядности для лучшего усвоения материала у обучающихся на уроках математики по теме «График функции».
При выполнении выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие и значение средств наглядности при обучении школьников математике;
• Определить особенности использования средств наглядности на уроках математики;
• Раскрыть принцип средств наглядности и разобрать классификацию наглядности в обучении математики;
• Указать исторический путь функции и ее определение;
• Рассмотреть примеры графиков функций;
• Разработать различные формы и приемы поурочных работ по теме исследования с использованием средств наглядности.
Гипотеза исследования: использование наглядного средства на уроках математики по темам «График функции» повышает показатель усвоения материала.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии понятии наглядных средств, принципа и ее классификации, рассмотрении представления о понятии функции и графике.
Практическая значимость раскрывается в разработке тематического планирования, планов-конспектов урока и проведении эксперимента.
Раскрытие темы «Использование средств наглядности при изучении темы «График функции» в курсе математики» позволил сделать следующие выводы. Наглядные средства применяются на всех этапах учебного процесса и являются неотъемлемой частью урока. Важным условием эффективности использования наглядных средств является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала (в меру, без излишеств). Если наглядные средства применяются там, где этого совсем не требуется, они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи.
Установлено, что в процессе обучения важно своевременно переходить от предметных и образных наглядных пособий к условной (символической) наглядности. Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся, символическая наглядность (схемы, чертежи, математические записи и т. п.) становится основным средством наглядного обучения математике.
Рассмотрена классификация наглядных средств, и выявлено их главные многообразия использования на уроках математики. В современном мире чаще используются мультимедийные наглядные средства, они помогают учителю правильно поставить ход урока и повысить познавательный интерес к теме и самому предмету математики.
Таким образом, использованные средства наглядности положительно повлияют на результат, если учитель правильно подобрал и обосновал в ходе урока средства наглядности.
В пункте «Принцип наглядности в обучении» рассмотрены некоторые правила, раскрывающие применение принципа наглядности на уроке. Были описаны взгляды на наглядные средства разных эпох таких людей, как Я.А. Коменского, Жан-Жак Руссо, И.Г. Песталоцции и К.Д. Ушинского.
Так же охарактеризовали исторические сведения по определению функции, ее развитие и изменение определения функции. Дали понятие функции, которое используется уже в современных учебниках. Рассмотрели два простейших примера зависимостей одной переменной от другой.
В «Графике функции» прописали определение, выявили важность значений использования графика функции при изучении функций. Привели пример поведения графика функции в зависимости от переменных и коэффициентов на примере линейной функции. Так же был приведен пример функции с ограничением значения аргумента.
Во второй главе был сделан анализ теоретического и задачного материала разный авторов учебников по алгебре 7-9 классов по теме «Функция и ее график». В теоретическом анализе материала учебников рассмотрели и проанализировали параграфы с содержанием функции и ее графиком, различные подходы к оформлению объяснения нового материала с помощью использованных наглядных средств. Охарактеризованы различные подходы к определению понятия «функция» в школьном курсе математики и раскрыта методика введения данного понятия в учебниках разных авторов.
В задачном материале проанализированы все типы заданий, предоставляющие автором в учебниках по теме «Функция и ее график», так же приведены примеры по соответствующей теме.
Используя все выше написанные сведения, разработала тематическое планирование в 7-9 классах по алгебре, темы которых относятся к изучению графика функции. Тематическое планирование представлено в виде таблиц, где записано тема урока, задачи использованных наглядных средств и сами наглядные средства. В таблицах расписаны наглядные средства, которые были использованы при объяснении нового материала на уроках алгебры по отдельным темам, касающихся графика функции.
Был проведен эксперимент в течение 6 уроков. Представила планы-конспекты по трем урокам, тип которых являлся изучение нового материала. С помощью проведения данного эксперимента была подтверждена гипотеза моей выпускной квалификационной работы.
Все выше прописанное позволяет считать, что поставленные задачи были решены, а цель была достигнута.
1. Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Г. Миндюк, И. С. Шлыкова. — М.: Просвещение, 2017. — 176 с.
2. Бабанский, Ю. К. Педагогика: учеб. пособие / Ю. К. Бабанский. - Просвещение, 2018. - 608 с.
3. Блох, А.Я. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат.спец. / А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др.; Сост. В.И. Мишин. – М.: Просвещение, 1987. – 416 с.
4. Виленкин, Н.Я. Как возникло и развивалось понятие функции/ Н.Я. Виленкин // Квант, 1977. - № 7. – С. 41 – 45.
5. Г.М. Коджаспирова «Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах» Высшее образование, 2015г
6. Глазков, Ю.А. Тесты по алгебре: 7 класс: к учебнику Ю.Н. Макарычев и др. «Алгебра. 7классс» / Ю.А.Глазков, М.Я.Гаишвили. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 126 с.
7. Глейзер, Г.И. История математики в школе IX – X кл.: пособие для учителей/ Г.И. Глейзер. – М.: Просвещение, 1983. – 351 с.
8. Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Под редакцией Полат Е.С. — М.: Издательский центр «Академия», 2002- 259с.
9. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
10. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 320 с.
11. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 304 с.
12. Колмогоров, А.Н. Что такое функция / А.Н. Колмогоров // Квант, 2015. - № 1. – С. 27 – 36.
13. Колягин, Ю.М. Методика преподавания математики в средней школы: Частные методики [Текст]: учеб. пособие для студентов физ.-мат. факультетов пед. ин-тов/ Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканин, Е.Л. Мокрушин, В. А. Оганесян и др. – М.: Просвещение, 1977. – 480 с.
14. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: «Учпедгиз», 2015. — 655 с.
15. Конобеевский И.П. Наглядные пособия как средства обучения в начальной школе. — М.: АПН РСФСР, 1958. — 264 с.
16. Лесик, В.Д. Взгляды К.Д. Ушинского: от наглядности к применению дидактический пособий / В.Д. Лесик // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок». – 2021. - № ФС 77. – С. 25-29.
17. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2017. – 256 с.
18. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
19. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – 18-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 271 с.
20. Макарычев, Ю.Н. Алгебра 7 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. – 13-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 336 с.
21. Мордкович, А.Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – 17-е изд., доп. – М.: Мнемозина, 2013. – 175 с.
22. Мордкович, А.Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – 17-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 271 с.
23. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – 12-е изд., доп. – М.: Мнемозина, 2010. – 215 с.
24. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – 12-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2010. – 271 с.
25. Мордкович, А.Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – 12-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 224 с.
26. Мордкович, А.Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, Л.А. Алек- 120 сандрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская, П.В. Семенов. – 12-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2010. – 223 с.
27. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.
28. Тиллаева Ш.М. научная статья по специальности «Науки об образовании» / Ш.М. Тиллаева // Условия эффективного применения наглядности.
29. Турчин, Г. Д. «Золотое правило дидактики Я. А. Коменского»; научная статьи по специальности «Науки об образовании». –
30. Шамова Т.П. Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся. — М.: Прометей, 1990. — 112 с.
31. Русский Викисловарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wiktionary.org. (Дата обращения 26.12.2022)
32. Принципы и правила обучения - Студопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru. (Дата обращения 29.12.2022)