Введение 3
1. Теоретические основы учета расчетов по налогу на доходы физических лиц 6
1.1. Экономическая сущность налогообложения 6
1.2. Особенности налогообложения доходов физических лиц 11
1.3. Бухгалтерский учет расчетов по налогу на доходы физических лиц 22
2. Учет расчетов по налогу на доходы физических лиц в СПК «Родина» 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика СПК «Родина» 26
2.2. Формирования налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц в СПК «Родина» 32
2.3. Расчет и удержание сумм подоходного налога с физических лиц в СПК «Родина» 35
2.4. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогу на доходы с физических лиц в СПК «Родина» 44
2.5. Налоговая отчетность по НДФЛ в СПК«Родина» 48
3. Аудит расчетов по НДФЛ в СПК «Родина» 52
3.1. Аудит расчетов с бюджетом по НДФЛ 52
3.2. Аудит расчетов по НДФЛ в СПК «Родина» 55
3.3. Рекомендации по совершенствованию учета и внутреннего контроля расчетов по НДФЛ в СПК «Родина» 59
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Приложения отсутствуют
Целью данной дипломной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц на примере СПК «Родина.
Налоги - важнейший инструмент осуществления экономической политики государства. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, если в обществе создана атмосфера уважения к налоговому обязательству, основанная на понимании, как на экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. Непременным условием формирования налоговой культуры у каждого члена общества является знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования. Налоговая грамотность - необходимое условие успешного осуществления экономических реформ. В последние годы опубликовано немало научных и учебных изданий, посвященных проблемам налогов и налогообложения. И это не случайно. Российское налоговое законодательство достаточно сложно и в высшей степени непостоянно.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц. Это федеральный налог с дифференцированными пропорциональными ставками в зависимости от вида дохода. В настоящий момент порядок расчёта, взимания и уплаты налога на доходы физических лиц регламентируется гл. 23 НК РФ. Подоходный налог (НДФЛ) является прямым регулирующим налогом, что указывает на его большое значение для регулирования экономики и формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налогообложение доходов физических лиц в большинстве развитых стран осуществляется с использованием прогрессивных налоговых ставок, что в наибольшей степени способствует реализации принципа равенства и справедливости налогообложения. Вместе с тем в сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе РФ. [18, с. 123].
В Конституции Российской Федерации (статья 57)написано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Все российские граждане (в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают налог на эти доходы. Большинство видов доходов, выплачиваемых предприятием работникам в течение календарного года, облагается налогом на доходы физических лиц. Налогом облагаются такие доходы как заработная плата, премии и вознаграждения, надбавки и доплаты (например,стаж работы, за выслугу лет, совмещение профессий,работу в ночное время) и т.п.
Правильное исчисление налога, и особенно правильное применение льгот, имеет большое значение для налогоплательщика, так как ошибка в определении сумм, причитающихся бюджету, влечет за собой финансовые санкции в виде штрафов и пени в значительных размерах.
Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц заключается в проверке соблюдения норм, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и другими нормативными актами в области налогообложения. Аудиторская проверка обеспечивает достаточную степень уверенности в том, что налоговые обязательства исчислены своевременно и корректно отражены в налоговой и бухгалтерской отчетности. Можно так же говорить о необходимости аудита деятельности предприятия и бухгалтерской отчетности. Поскольку вопросы, возникающие в процессе рассмотрение подоходного налога с физических лиц, затрагивают не только расчеты с бюджетом, но и правильность начисления заработной платы.
Таким образом, в настоящее время очень актуальными являются вопросы бухгалтерского учета расчетов по налогу на доходы физических лиц. Для выполнения данной бакалаврской работы предполагается решение следующих основных задач:
• теоретическое обоснование и раскрытие сущности исследуемой проблемы;
• обработка, систематизация и анализ фактических данных на основе разработанных таблиц, схем, графиков и т.п.;
• использование экономико-математических методов исследования и компьютерных технологий;
• разработка обоснованных конкретных предложений, рекомендаций, реализация которых позволит наметить пути решения выявленных проблем.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов налогообложения доходов физических лиц.
Объектом изучения в данной работе является процесс удержания с доходов физических лиц и уплаты в бюджет сумм налога на доходы физических лиц предприятием СПК «Родина».
Для написания данной работы в качестве нормативно - правовой базы использовались законы РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Министерства Финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ, а также регистры синтетического и аналитического учета, учетная политика, бухгалтерская и налоговая отчетность СПК «Родина» за 2014 - 2016 годы.
Дипломная работа по учету и аудиту расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц, написана на примере СПК «Родина».
СПК является коммерческой организацией, созданной гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.
В СПК «Родина»в 2015 году увеличивается выручка от продаж на 18,7%. В тоже время наблюдается рост себестоимости на 17,3%. Прибыль от продаж в 2015 году увеличивается на 25,3%, а чистая прибыль увеличилась на 28,5%. Списочная численность работников СПК «Родина» в 2015 году увеличилась на 2,7%. Производительность труда в 2015 году увеличилась на 15,5%. Положительным моментом является рост фондоотдачи в 2015 году на 0,1 руб. руб. Рост фондоотдачи обусловлен увеличением показателей выручки и среднегодовой стоимости основных фондов. Рентабельность продукции, по причине увеличения прибыли от продаж, увеличилась на 1,43 п.п.
Налог на доходы физических лиц установлен главой 23 Налогового кодекса. Налог уплачивают физические лица, которые являются резидентами Российской Федерации и которые не являются резидентами. В отдельную категорию плательщиков налога выделены индивидуальные предприниматели. Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода: полученные в денежной и натуральной форм , в виде материальной выгоды, возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами.
Налоговые вычеты — это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения при определении налоговой базы. Плательщики налога на доходы физических лиц имеют право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.
Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в виде размера процента, который следует применить к налоговой базе при исчислении налога. Главой 23 Налогового кодекса РФ введены четыре твердо фиксированные налоговые ставки - 9, 13, 30 и 35 процентов. Ставка налога, которую надо применить при исчислении налога, зависит от вида дохода.
Как показало исследование, СПК «Родина» осуществляет расчеты с бюджетом по налогу на доходы физических лиц в соответствии с требованиями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.
Порядок налогообложения работников СПК «Родина» налогом на доходы физических лиц зависит от налогового статуса — является работник налоговым резидентом Российской Федерации, или ее нерезидентом. Исследуемый кооператив обеспечивает правильность расчета налогооблагаемой базы и сумм налога, соответствие регистров синтетического и аналитического учета расчетов СПК «Родина» с бюджетом по налогу на доходы физических лиц и правильность отражения задолженности в бюджет в бухгалтерской отчетности (в соответствии с требованиями п. 46-54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ).
Обобщение информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемых СПК «Родина»», и налогах, удержанных с работников этой организации, производится на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором ведется синтетический учет данного объекта бухгалтерского учета. Аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" ведется по видам налогов. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: текущим налоговым платежам; просроченным налоговым платежам; штрафным санкциям; отстроченным и рассроченным суммам по уплате налога и сбора.
Типичные ошибки и нарушения в СПК «Родина»» являются следующие:
- применение стандартных налоговых вычетов при отсутствии документов, подтверждающих право на предоставление налогового вычета.
СПК «родина» необходимо провести анализ документов и устранить недостатки
Аудиторская проверка налоговых обязательств заключается в проверке соблюдения норм, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и другими нормативными актами в области налогообложения. Она обеспечивает достаточную степень уверенности в том, что:
• налоговые обязательства исчислены своевременно и корректно отражены в налоговой отчетности;
• исчисленные налоговые обязательства корректно отражены в бухгалтерской отчетности;
• отсутствуют дополнительные существенные налоговые обязательства, связанные с нарушением налогового законодательства и иных нормативных документов в области налогообложения, не отраженные в бухгалтерской отчетности;
• организация и состояние налогового учета, а также существующие контрольные процедуры обеспечивают своевременное и правильное исчисление и уплату налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и другими нормативными документами в области налогообложения.
Правильность расчета подоходного налога с физических лиц обусловлена сложностью расчета и множеством категорий лиц пользующихся льготами по подоходному налогу.
Так же можно говорить о необходимости аудита деятельности предприятия и бухгалтерской отчетности. Поскольку вопросы, возникающие в процессе рассмотрения подоходного налога с физических лиц, затрагивают не только расчеты с бюджетом, но и правильность начисления заработной платы, правильность оплаты рабочего времени и его рационального использования. В результате получается, что необходимо подвергать аудиторской проверке всю деятельность организации.
Учет расчетов по НДФЛ отличается своей кропотливостью. Ввиду того, что по каждому из сотрудников достижение сумм выплат накопленным итогом, выше которой не применяются имущественные и социальные вычеты, наступает в различное время, учет данных по листкам временной нетрудоспособности, учет информации из табелей рабочего времени - все это предписывает индивидуализацию процессов учета; по каждому сотруднику, отдельно, аккумулируется информация о всех суммах доходах, полученных им на предприятии за отчетный период, производятся выплаты, определяется налоговая база. Только после всех этих операций с сумм налогооблагаемого дохода по каждому из сотрудников исчисляется и удерживается НДФЛ. Тем самым становится очевидным, что для целей бухгалтерского учета расчетов по НДФЛ на предприятии существенно возрастает роль автоматизации труда бухгалтера и применения современных автоматизированных систем, позволяющих отслеживать изменения условий применения налоговых вычетов, оплату периодов временной нетрудоспособности и другие индивидуальные особенности.
1. "Конституция Ро с сийской Ф едер ации" (пр инята в с енар одны м голо с ов анием 12.12.1993) (с учетом попр ав ок, вне с енных З аконами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Гр ажданский кодекс Ро с сийско й Ф ед ер ации (часть втор ая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 23.052016).
3. Налого вый кодекс Ро с сийской Ф едер ации. Ч.2 от 05.08.2000 № 117-Ф З (ред. от 03.07.2016) с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).
4. Ф едер альный з акон «О бухгалтер ско м учете» от 06.12.2011 №402-Ф З (ред. от 23.05.2016).
5. Федеральный закон об «Аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
6. Ф едер альный з акон «О с ель скохозяйств енной ко опер ации» от 08.12.1995 № 193-фз (ред. от 03.07.2016).
7. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н (в ред. от 06.04.2015 №57н) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организ ации" ПБУ 10/99».
8. Приказ Минфина России от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счето в б ухгалтер с ко го учета финанс о в о -хо зяйств е нно й деятель но с ти организ аций и Инструкции по е го пр им енению» (р ед. от 08.11.2010).
9. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБ У 1/2008)", "Поло же ние м по бухгалтер с ко м у учету "Из м е не ния оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте Ро с сии 27.10.2008 N 12522)
10. Приказ ФНС Ро с сии от 10.09.2015 N ММВ -7-11/387@ "Об утв ер ждении ко до в в идо в дохо до в и в ычето в" (Заре гистр ир о в ано в Миню с те Ро с с ии 13.11.2015 N 39705).
11. Приказ ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ "Об утверждении ф ормы р асчета сумм налога на д оходы физиче ских лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (ф орм а 6-НДФЛ), порядка ее з аполнения и пр едставления, а также ф ормата представления расчета сумм налога на доходы физиче ских лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015 N 39578).
12. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (р ед. от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598).
13. Пис ьм о ФНС Ро с сии от 29.04.2016 N БС -4-11/7893 "О налого обложении дохо до в ф из иче с ких лиц".
14. Устав С ПК «Ро дина».
15. Аудит: учебник для б акалавров/Т.М. Рогуленко [и др.]: под ред. Т.М.Рогуленко.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.:ИздательствоЮрайт, 2015. - 541 с .
...