Особенности самооценки подростков в современных условиях (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МОУ Гимназия №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева г.Комсомольска-на-Амуре.
Выборка: 32 старших подростка (14-15 лет), учащихся 8 «Б» класса и 30 юношей (17-18 лет), учащихся 11 «А» и 11 «Б» классов.
Есть приложения.
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты самооценки в подростковом и юношеском возрасте 7
1.1 Проблема формирования самооценки человека в психологии 7
1.2 Особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте 14
1.3 Анализ психологических исследований самооценки подростков и юношей 24
Выводы по Главе 1 28
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей самооценки современных подростков и юношей 30
2.1 Организация и методология исследования 30
2.2 Результаты экспериментального исследования 31
2.3 Сравнительный анализ результатов исследований особенностей самооценки подростков и юношей 36
2.4 Психологические рекомендации по коррекции и развитию адекватной самооценки у подростков и юношей 38
Выводы по Главе 2 42
Заключение 43
Список библиографических источников 46
Приложения 50
База исследования: МОУ Гимназия №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева г.Комсомольска-на-Амуре.
Выборка: 32 старших подростка (14-15 лет), учащихся 8 «Б» класса и 30 юношей (17-18 лет), учащихся 11 «А» и 11 «Б» классов.
Есть приложения.
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты самооценки в подростковом и юношеском возрасте 7
1.1 Проблема формирования самооценки человека в психологии 7
1.2 Особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте 14
1.3 Анализ психологических исследований самооценки подростков и юношей 24
Выводы по Главе 1 28
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей самооценки современных подростков и юношей 30
2.1 Организация и методология исследования 30
2.2 Результаты экспериментального исследования 31
2.3 Сравнительный анализ результатов исследований особенностей самооценки подростков и юношей 36
2.4 Психологические рекомендации по коррекции и развитию адекватной самооценки у подростков и юношей 38
Выводы по Главе 2 42
Заключение 43
Список библиографических источников 46
Приложения 50
В формировании и развитии личности индивида значительную роль играет его самосознание и самооценка. Это обусловлено тем, что от способности человека адекватно оценивать себя, свои возможности и способности, свои действия и поведение напрямую зависит формирование его ценностей и идеалов, стремлений и целей его жизнедеятельности, уровень социального
и эмоционального развития, а также развитие личностных качеств (уверенности в себе, чувства собственного достоинства, самостоятельности, инициативности и др.).
Исследованием особенностей сущности самооценки занимаются ученые ряда научных областей – психологии, педагогики, социологии, философии и др. С этим связано наличие различных трактовок данного понятия, а также подходов к формированию самооценки индивида. Как отмечает Л.С.Выготский, самооценка является важным и значимым психологическим компонентом личности индивида [9]. Многими психологами отмечается, что подростковый возраст характеризуется формированием Я-концепции и самосознания индивида, которое становится основой его личностного развития [6]. В связи
с этим у подростков происходит активное развитие и изменение самооценки, обогащенной новым содержанием и функциями. В этом возрасте она имеет важное значение не только для развития личности, но и для регуляции поведения и взаимоотношений подростков.
К проблеме самоотношения и самооценки обращались многие психологи. В зарубежной психологии проблеме самооценке посвящены работы Р.Бернса, У.Джеймса, Э.Эриксона, К.Роджерса и др. В трудах отечественных психологов разработка данной проблематики представлена в исследованиях Л.В.Бороздиной, Т.В.Галкиной, Т.В.Дембо, А.А.Деркач, Е.В.Зинько, Т.В.Корниловой, О.Н.Молчановой, С.Р.Пантелеева, А.М.Прихожан и др.
Изучению проблемы формирования и развития самооценки
в подростковом и юношеском возрасте уделяли внимание многие ученые, такие как И.А.Кон, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В.Столин, А.А.Реан, Н.В.Бордовская, И.И.Чеснокова и др.
Они в своих работах определяют понятие, функции и структурные элементы самооценки, отмечают ее особенности в подростковом и юношеском возрасте. Но, несмотря на это, следует отметить, что в настоящее время остается необходимость исследования самооценки подростков и юношей.
Это обусловлено тем, что современные подростки и молодежь «поколения Z» отличаются от предыдущих поколений, имеют свои психологические особенности. Как отмечает ряд ученых (Белозерова, Поляков, Жидяева, Кулакова и др.), для современных подростков и юношей характерна развитая рефлексия, индивидуализм, измененная система самооценивания и построения образа себя, что связано с большой погруженностью в интернет среду.
Эти особенности, в свою очередь, оказывают значительное влияние
на их самосознание и самооценку. Исходя из этого, исследование особенностей самооценки современных подростков и юношей является актуальной проблемой психологической науки и практики и требует дальнейшего изучения. Этим
и объясняется актуальность данной работы.
Цель: изучение теоретических и практических аспектов особенностей самооценки современных подростков и юношей.
Задачи:
1. Рассмотреть проблему формирования самооценки человека
в психологии.
2. Выявить особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
3. Провести анализ психологических исследований самооценки подростков и юношей.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование самооценки подростков и юношей, подвести итоги.
5. Провести сравнительный анализ результатов исследований особенностей самооценки и выявить отличительные особенности самооценки современных подростков и юношей.
6. Составить психологические рекомендации по развитию адекватной самооценки подростков и юношей.
Объект исследования: самооценка.
Предмет исследования: самооценка современных подростков и юношей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка современных подростков и юношей имеет черты, отличительные от самооценки подростков
и юношей прошлых поколений.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
1) теоретические - обзор и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, классификация;
2) практические (эмпирические) – тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов, сравнительный анализ.
Для экспериментального исследования нами были подобраны
и использованы следующие методики:
- Методика Т. Дембо — С. Рубинштейн, модификация А. М. Прихожан [22];
- Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантилеева [20].
Выборку испытуемых составили старшие подростки и юноши
в количестве 62 чел. – учащиеся 8 «Б» класса в количестве 32 чел. и юноши
в возрасте 17-18 – учащиеся 11 «А» класса МОУ Гимназия №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева г.Комсомольска-на-Амуре.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список библиографических источников, приложения.
и эмоционального развития, а также развитие личностных качеств (уверенности в себе, чувства собственного достоинства, самостоятельности, инициативности и др.).
Исследованием особенностей сущности самооценки занимаются ученые ряда научных областей – психологии, педагогики, социологии, философии и др. С этим связано наличие различных трактовок данного понятия, а также подходов к формированию самооценки индивида. Как отмечает Л.С.Выготский, самооценка является важным и значимым психологическим компонентом личности индивида [9]. Многими психологами отмечается, что подростковый возраст характеризуется формированием Я-концепции и самосознания индивида, которое становится основой его личностного развития [6]. В связи
с этим у подростков происходит активное развитие и изменение самооценки, обогащенной новым содержанием и функциями. В этом возрасте она имеет важное значение не только для развития личности, но и для регуляции поведения и взаимоотношений подростков.
К проблеме самоотношения и самооценки обращались многие психологи. В зарубежной психологии проблеме самооценке посвящены работы Р.Бернса, У.Джеймса, Э.Эриксона, К.Роджерса и др. В трудах отечественных психологов разработка данной проблематики представлена в исследованиях Л.В.Бороздиной, Т.В.Галкиной, Т.В.Дембо, А.А.Деркач, Е.В.Зинько, Т.В.Корниловой, О.Н.Молчановой, С.Р.Пантелеева, А.М.Прихожан и др.
Изучению проблемы формирования и развития самооценки
в подростковом и юношеском возрасте уделяли внимание многие ученые, такие как И.А.Кон, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В.Столин, А.А.Реан, Н.В.Бордовская, И.И.Чеснокова и др.
Они в своих работах определяют понятие, функции и структурные элементы самооценки, отмечают ее особенности в подростковом и юношеском возрасте. Но, несмотря на это, следует отметить, что в настоящее время остается необходимость исследования самооценки подростков и юношей.
Это обусловлено тем, что современные подростки и молодежь «поколения Z» отличаются от предыдущих поколений, имеют свои психологические особенности. Как отмечает ряд ученых (Белозерова, Поляков, Жидяева, Кулакова и др.), для современных подростков и юношей характерна развитая рефлексия, индивидуализм, измененная система самооценивания и построения образа себя, что связано с большой погруженностью в интернет среду.
Эти особенности, в свою очередь, оказывают значительное влияние
на их самосознание и самооценку. Исходя из этого, исследование особенностей самооценки современных подростков и юношей является актуальной проблемой психологической науки и практики и требует дальнейшего изучения. Этим
и объясняется актуальность данной работы.
Цель: изучение теоретических и практических аспектов особенностей самооценки современных подростков и юношей.
Задачи:
1. Рассмотреть проблему формирования самооценки человека
в психологии.
2. Выявить особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
3. Провести анализ психологических исследований самооценки подростков и юношей.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование самооценки подростков и юношей, подвести итоги.
5. Провести сравнительный анализ результатов исследований особенностей самооценки и выявить отличительные особенности самооценки современных подростков и юношей.
6. Составить психологические рекомендации по развитию адекватной самооценки подростков и юношей.
Объект исследования: самооценка.
Предмет исследования: самооценка современных подростков и юношей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка современных подростков и юношей имеет черты, отличительные от самооценки подростков
и юношей прошлых поколений.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
1) теоретические - обзор и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, классификация;
2) практические (эмпирические) – тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов, сравнительный анализ.
Для экспериментального исследования нами были подобраны
и использованы следующие методики:
- Методика Т. Дембо — С. Рубинштейн, модификация А. М. Прихожан [22];
- Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантилеева [20].
Выборку испытуемых составили старшие подростки и юноши
в количестве 62 чел. – учащиеся 8 «Б» класса в количестве 32 чел. и юноши
в возрасте 17-18 – учащиеся 11 «А» класса МОУ Гимназия №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева г.Комсомольска-на-Амуре.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список библиографических источников, приложения.
В процессе исследования нами были изучены теоретические и практические аспекты особенностей самооценки современных подростков и юношей. Нами были решены все поставленные задачи, в частности:
1) рассмотрена проблема формирования самооценки человека в психологии;
2) выявлены особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте;
3) проведен анализ психологических исследований самооценки подростков и юношей разных поколений;
4) организовано и проведено экспериментальное исследование самооценки подростков и юношей, подведены его итоги;
5) проведен сравнительный анализ уровня самооценки современных подростков и юношей с предыдущими поколениями;
6) составлены психологические рекомендации по коррекции и развитию адекватной самооценки у подростков и юношей.
В результате решения поставленных задач были сделаны следующие выводы:
1. Самооценка понимается в психологии, как важная составляющая самосознания и самопознания индивида, заключающаяся в понимании и оценке своих качеств, возможностей, поведения и результатов деятельности, формировании представлений о себе и своем образе «Я». При этом формирование самооценки происходит неравномерно на протяжении всей жизни человека и в тесной взаимосвязи с деятельностью, включает в себя такие параметры, как адекватность, устойчивость, динамика, эмоциональность, подвижность, точность, согласованность, степень сформированности, на основании которых определяется уровень самооценки человека и ее характерные особенности.
2. В подростковом возрасте происходит интенсивное и поэтапное развитие самооценки, которая характеризуется переходом от внешних оценок к внутренним, собственным оценкам, неустойчивостью, противоречивостью, самокритичностью, ситуативностью, постепенным увеличением устойчивости, обобщенности, независимости и адекватности самооценки. Наиболее важными факторами, влияющими на уровень и развитие самооценки подростков, являются его социально-психологическое положение в системе межличностных отношений, педагогическая оценка и стиль общения в семье. В юношеском возрасте самооценка является одной из самых важных социально-психологических характеристик личности. Для нее характерны такие особенности, как осознание своей личностной идентичности и неповторимости, постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. При этом основными факторами для развития самооценки в юности являются саморефлексия, Я-концепция и становление сознательного Я, психологическая готовность к самоопределению.
3. Для большинства старших подростков и юношей, принявших участие в экспериментальном исследовании, характерен средний (адекватный) уровень самооценки (53% и 73%), но при этом большинство старших подростков имеют высокий уровень притязаний (62%), а большинство юношей (67%) – средний, более адекватный уровень притязаний.
4. Для большинства старших подростков и юношей характерен высокий имеют высокий уровень самоуверенности (62% и 77%) и высокий уровень самоценности (56% и 73%), но при этом большинство подростков имеют средний уровень самопринятия (62%), а большинство юношей – высокий уровень самопринятия (63%).
5. В результате сравнительного анализа исследований самооценки подростков и юношей разных поколений выявлен ряд отличительных особенностей самооценки современных подростков и юношей, такие как преобладание среднего (адекватного) уровня самооценки, более высокий уровень притязаний подростков, умеренная разница между уровнем самооценки и притязаний, высокий уровень самоуверенности и самоценности, отсутствие значимых гендерных отличий между самооценкой.
6. На основании того, что часть подростков и юношей, согласно проведенному исследованию, имеет завышенную или заниженную самооценку, а также недостаточный уровень самоуверенности, самоценности и самопринятия, нами были составлены соответствующие психологические рекомендации, направленные на коррекцию и развитие адекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза, что самооценка современных подростков и юношей имеет особенности, отличительные от самооценки подростков и юношей прошлых поколений. По нашему мнению, выявленные отличия связаны с социально-экономическими, социально-демографическими, гендерными и культурно-ценностными особенностями современного общества, а также большой погруженностью в Интернет-среду, которые способствуют развитию у современного поколения самостоятельности, независимости и эмансипированности, индивидуализма, уверенности в себе, высокого уровня социальной желательности, рефлексии и др.
1) рассмотрена проблема формирования самооценки человека в психологии;
2) выявлены особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте;
3) проведен анализ психологических исследований самооценки подростков и юношей разных поколений;
4) организовано и проведено экспериментальное исследование самооценки подростков и юношей, подведены его итоги;
5) проведен сравнительный анализ уровня самооценки современных подростков и юношей с предыдущими поколениями;
6) составлены психологические рекомендации по коррекции и развитию адекватной самооценки у подростков и юношей.
В результате решения поставленных задач были сделаны следующие выводы:
1. Самооценка понимается в психологии, как важная составляющая самосознания и самопознания индивида, заключающаяся в понимании и оценке своих качеств, возможностей, поведения и результатов деятельности, формировании представлений о себе и своем образе «Я». При этом формирование самооценки происходит неравномерно на протяжении всей жизни человека и в тесной взаимосвязи с деятельностью, включает в себя такие параметры, как адекватность, устойчивость, динамика, эмоциональность, подвижность, точность, согласованность, степень сформированности, на основании которых определяется уровень самооценки человека и ее характерные особенности.
2. В подростковом возрасте происходит интенсивное и поэтапное развитие самооценки, которая характеризуется переходом от внешних оценок к внутренним, собственным оценкам, неустойчивостью, противоречивостью, самокритичностью, ситуативностью, постепенным увеличением устойчивости, обобщенности, независимости и адекватности самооценки. Наиболее важными факторами, влияющими на уровень и развитие самооценки подростков, являются его социально-психологическое положение в системе межличностных отношений, педагогическая оценка и стиль общения в семье. В юношеском возрасте самооценка является одной из самых важных социально-психологических характеристик личности. Для нее характерны такие особенности, как осознание своей личностной идентичности и неповторимости, постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. При этом основными факторами для развития самооценки в юности являются саморефлексия, Я-концепция и становление сознательного Я, психологическая готовность к самоопределению.
3. Для большинства старших подростков и юношей, принявших участие в экспериментальном исследовании, характерен средний (адекватный) уровень самооценки (53% и 73%), но при этом большинство старших подростков имеют высокий уровень притязаний (62%), а большинство юношей (67%) – средний, более адекватный уровень притязаний.
4. Для большинства старших подростков и юношей характерен высокий имеют высокий уровень самоуверенности (62% и 77%) и высокий уровень самоценности (56% и 73%), но при этом большинство подростков имеют средний уровень самопринятия (62%), а большинство юношей – высокий уровень самопринятия (63%).
5. В результате сравнительного анализа исследований самооценки подростков и юношей разных поколений выявлен ряд отличительных особенностей самооценки современных подростков и юношей, такие как преобладание среднего (адекватного) уровня самооценки, более высокий уровень притязаний подростков, умеренная разница между уровнем самооценки и притязаний, высокий уровень самоуверенности и самоценности, отсутствие значимых гендерных отличий между самооценкой.
6. На основании того, что часть подростков и юношей, согласно проведенному исследованию, имеет завышенную или заниженную самооценку, а также недостаточный уровень самоуверенности, самоценности и самопринятия, нами были составлены соответствующие психологические рекомендации, направленные на коррекцию и развитие адекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза, что самооценка современных подростков и юношей имеет особенности, отличительные от самооценки подростков и юношей прошлых поколений. По нашему мнению, выявленные отличия связаны с социально-экономическими, социально-демографическими, гендерными и культурно-ценностными особенностями современного общества, а также большой погруженностью в Интернет-среду, которые способствуют развитию у современного поколения самостоятельности, независимости и эмансипированности, индивидуализма, уверенности в себе, высокого уровня социальной желательности, рефлексии и др.
Подобные работы
- САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Реабилитация и ресоциализация подростков делинквентного поведения
Бакалаврская работа, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019



