Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МОУ Гимназия №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева г.Комсомольска-на-Амуре.
Выборка: 32 старших подростка (14-15 лет), учащихся 8 «Б» класса и 30 юношей (17-18 лет), учащихся 11 «А» и 11 «Б» классов.
Есть приложения.
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты самооценки в подростковом и юношеском возрасте 7
1.1 Проблема формирования самооценки человека в психологии 7
1.2 Особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте 14
1.3 Анализ психологических исследований самооценки подростков и юношей 24
Выводы по Главе 1 28
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей самооценки современных подростков и юношей 30
2.1 Организация и методология исследования 30
2.2 Результаты экспериментального исследования 31
2.3 Сравнительный анализ результатов исследований особенностей самооценки подростков и юношей 36
2.4 Психологические рекомендации по коррекции и развитию адекватной самооценки у подростков и юношей 38
Выводы по Главе 2 42
Заключение 43
Список библиографических источников 46
Приложения 50
В формировании и развитии личности индивида значительную роль играет его самосознание и самооценка. Это обусловлено тем, что от способности человека адекватно оценивать себя, свои возможности и способности, свои действия и поведение напрямую зависит формирование его ценностей и идеалов, стремлений и целей его жизнедеятельности, уровень социального
и эмоционального развития, а также развитие личностных качеств (уверенности в себе, чувства собственного достоинства, самостоятельности, инициативности и др.).
Исследованием особенностей сущности самооценки занимаются ученые ряда научных областей – психологии, педагогики, социологии, философии и др. С этим связано наличие различных трактовок данного понятия, а также подходов к формированию самооценки индивида. Как отмечает Л.С.Выготский, самооценка является важным и значимым психологическим компонентом личности индивида [9]. Многими психологами отмечается, что подростковый возраст характеризуется формированием Я-концепции и самосознания индивида, которое становится основой его личностного развития [6]. В связи
с этим у подростков происходит активное развитие и изменение самооценки, обогащенной новым содержанием и функциями. В этом возрасте она имеет важное значение не только для развития личности, но и для регуляции поведения и взаимоотношений подростков.
К проблеме самоотношения и самооценки обращались многие психологи. В зарубежной психологии проблеме самооценке посвящены работы Р.Бернса, У.Джеймса, Э.Эриксона, К.Роджерса и др. В трудах отечественных психологов разработка данной проблематики представлена в исследованиях Л.В.Бороздиной, Т.В.Галкиной, Т.В.Дембо, А.А.Деркач, Е.В.Зинько, Т.В.Корниловой, О.Н.Молчановой, С.Р.Пантелеева, А.М.Прихожан и др.
Изучению проблемы формирования и развития самооценки
в подростковом и юношеском возрасте уделяли внимание многие ученые, такие как И.А.Кон, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В.Столин, А.А.Реан, Н.В.Бордовская, И.И.Чеснокова и др.
Они в своих работах определяют понятие, функции и структурные элементы самооценки, отмечают ее особенности в подростковом и юношеском возрасте. Но, несмотря на это, следует отметить, что в настоящее время остается необходимость исследования самооценки подростков и юношей.
Это обусловлено тем, что современные подростки и молодежь «поколения Z» отличаются от предыдущих поколений, имеют свои психологические особенности. Как отмечает ряд ученых (Белозерова, Поляков, Жидяева, Кулакова и др.), для современных подростков и юношей характерна развитая рефлексия, индивидуализм, измененная система самооценивания и построения образа себя, что связано с большой погруженностью в интернет среду.
Эти особенности, в свою очередь, оказывают значительное влияние
на их самосознание и самооценку. Исходя из этого, исследование особенностей самооценки современных подростков и юношей является актуальной проблемой психологической науки и практики и требует дальнейшего изучения. Этим
и объясняется актуальность данной работы.
Цель: изучение теоретических и практических аспектов особенностей самооценки современных подростков и юношей.
Задачи:
1. Рассмотреть проблему формирования самооценки человека
в психологии.
2. Выявить особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
3. Провести анализ психологических исследований самооценки подростков и юношей.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование самооценки подростков и юношей, подвести итоги.
5. Провести сравнительный анализ результатов исследований особенностей самооценки и выявить отличительные особенности самооценки современных подростков и юношей.
6. Составить психологические рекомендации по развитию адекватной самооценки подростков и юношей.
Объект исследования: самооценка.
Предмет исследования: самооценка современных подростков и юношей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка современных подростков и юношей имеет черты, отличительные от самооценки подростков
и юношей прошлых поколений.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
1) теоретические - обзор и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, классификация;
2) практические (эмпирические) – тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов, сравнительный анализ.
Для экспериментального исследования нами были подобраны
и использованы следующие методики:
- Методика Т. Дембо — С. Рубинштейн, модификация А. М. Прихожан [22];
- Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантилеева [20].
Выборку испытуемых составили старшие подростки и юноши
в количестве 62 чел. – учащиеся 8 «Б» класса в количестве 32 чел. и юноши
в возрасте 17-18 – учащиеся 11 «А» класса МОУ Гимназия №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева г.Комсомольска-на-Амуре.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список библиографических источников, приложения.
В процессе исследования нами были изучены теоретические и практические аспекты особенностей самооценки современных подростков и юношей. Нами были решены все поставленные задачи, в частности:
1) рассмотрена проблема формирования самооценки человека в психологии;
2) выявлены особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте;
3) проведен анализ психологических исследований самооценки подростков и юношей разных поколений;
4) организовано и проведено экспериментальное исследование самооценки подростков и юношей, подведены его итоги;
5) проведен сравнительный анализ уровня самооценки современных подростков и юношей с предыдущими поколениями;
6) составлены психологические рекомендации по коррекции и развитию адекватной самооценки у подростков и юношей.
В результате решения поставленных задач были сделаны следующие выводы:
1. Самооценка понимается в психологии, как важная составляющая самосознания и самопознания индивида, заключающаяся в понимании и оценке своих качеств, возможностей, поведения и результатов деятельности, формировании представлений о себе и своем образе «Я». При этом формирование самооценки происходит неравномерно на протяжении всей жизни человека и в тесной взаимосвязи с деятельностью, включает в себя такие параметры, как адекватность, устойчивость, динамика, эмоциональность, подвижность, точность, согласованность, степень сформированности, на основании которых определяется уровень самооценки человека и ее характерные особенности.
2. В подростковом возрасте происходит интенсивное и поэтапное развитие самооценки, которая характеризуется переходом от внешних оценок к внутренним, собственным оценкам, неустойчивостью, противоречивостью, самокритичностью, ситуативностью, постепенным увеличением устойчивости, обобщенности, независимости и адекватности самооценки. Наиболее важными факторами, влияющими на уровень и развитие самооценки подростков, являются его социально-психологическое положение в системе межличностных отношений, педагогическая оценка и стиль общения в семье. В юношеском возрасте самооценка является одной из самых важных социально-психологических характеристик личности. Для нее характерны такие особенности, как осознание своей личностной идентичности и неповторимости, постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. При этом основными факторами для развития самооценки в юности являются саморефлексия, Я-концепция и становление сознательного Я, психологическая готовность к самоопределению.
3. Для большинства старших подростков и юношей, принявших участие в экспериментальном исследовании, характерен средний (адекватный) уровень самооценки (53% и 73%), но при этом большинство старших подростков имеют высокий уровень притязаний (62%), а большинство юношей (67%) – средний, более адекватный уровень притязаний.
4. Для большинства старших подростков и юношей характерен высокий имеют высокий уровень самоуверенности (62% и 77%) и высокий уровень самоценности (56% и 73%), но при этом большинство подростков имеют средний уровень самопринятия (62%), а большинство юношей – высокий уровень самопринятия (63%).
5. В результате сравнительного анализа исследований самооценки подростков и юношей разных поколений выявлен ряд отличительных особенностей самооценки современных подростков и юношей, такие как преобладание среднего (адекватного) уровня самооценки, более высокий уровень притязаний подростков, умеренная разница между уровнем самооценки и притязаний, высокий уровень самоуверенности и самоценности, отсутствие значимых гендерных отличий между самооценкой.
6. На основании того, что часть подростков и юношей, согласно проведенному исследованию, имеет завышенную или заниженную самооценку, а также недостаточный уровень самоуверенности, самоценности и самопринятия, нами были составлены соответствующие психологические рекомендации, направленные на коррекцию и развитие адекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза, что самооценка современных подростков и юношей имеет особенности, отличительные от самооценки подростков и юношей прошлых поколений. По нашему мнению, выявленные отличия связаны с социально-экономическими, социально-демографическими, гендерными и культурно-ценностными особенностями современного общества, а также большой погруженностью в Интернет-среду, которые способствуют развитию у современного поколения самостоятельности, независимости и эмансипированности, индивидуализма, уверенности в себе, высокого уровня социальной желательности, рефлексии и др.
1. Ананьев, Б.Г. Психология индивидуальных различий: хрестоматия по психологии // под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Наука, 2010. - 268 с.
2. Бернс, Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2003. - С.333-393.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Институт практической психологии, 2015. - 399 с.
4. Бондаренко, Н.Я. Роль самооценки в формировании личности подростка / Н.Я.Бондаренко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2007. - № 1-2. - С. 101-105.
5. Бороздина, Л.В., Видинска, Л. Притязания и самооценка / Л.В. Бороздина, Л.Видинска // Вестник МГУ. - 1986. - № 3. - С. 3 -18.
6. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14. - Психология, 2011 - №1. - С.24-29.
7. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. Для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
8. Волков, Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2017. - 240 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 220 с.
10. Джемс, У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.: Изд-во Просвещение, 2009. – 246 с.
12. Кравченко, А.И. Родителям о подростках, и подросткам о родителях / А.И. Кравченко. - М.: Изд-во «Русское слово - учебная книга», 2002. - 178 с.
13. Куперсмит, С. Предпосылки самооценки / С.Куперсмит. - М., 1959. - 117 с.
14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.
15. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И.Липкина. - М.: Знания, 1976. - 64 с.
16. Малиновский, И.Н. Формирование самооценки подростка / И.Н.Малиновский // Адукацыя i выхаванне, 2004. - №11. - с.12 – 15.
17. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г.Маралов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
18. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2013. - 351 с.
19. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие / О.Н.Молчанова. - М.: Флинта, 2010. - 482 с
20. Пантилеев, С.Р., Столин, В.В. Методика исследования самоотношения / С.Р.Пантелеев, В.В.Столин. - М.: Смысл, 1993. - 32 с. (Психодиагностическая серия. № 7).
21. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К.Н.Поливанова // Вопросы психологии, 2015. - № 1. – С.20-33.
22. Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М.Прихожан. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 135 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С.Л.Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. - 463 с.
24. Сафин, В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения / В.Ф.Сафин // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С. 62-72.
25. Старостина, Е.А. Социально-психологические детерминанты самооценки подростка в системе межличностного общения / Е.А.Старостина // Конференция «Ломоносов 2012». Секция «Психология», 2012. - 68 с.
26. Теория личности в западноевропейской и американской психологии / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1996. - 480 с.
27. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: Структур.-содерж. характеристики процесса развития личности: Избр. тр. / Д.И.Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2004. - 670 с.
28. Шаяхметова, В.К. Исследование формирования самооценки младших подростков / В.К.Шаяхметова // Концепт, 2015. – № 03 (март). – С.35-39.
29. Юрчик, С.Н. Психологические аспекты формирования самооценки в подростково-юношеском возрасте / С.Н.Юрчик // Социально-педагогическая работа. Серия «В подмогу педагогу», 2008. - № 11. - С.23-28.
30. Юсупова, Р.Б. Изучение самооценки старших подростков / Р.Б.Юсупова // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. - Т.10. - С. 341-345.
31. Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков [Электронный ресурс] / Горохова А.А., Сомова Н.Л., Киричик Е.С. // Психология человека в образовании, 2021 - Т. 3. - № 2. – С. 128-139. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-samootsenki-sovremennyh-detey-i-podrostkov/viewer
32. Макеева, Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Автореферат по ВАК РФ 19.00.07, 2002. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/dinamika-samootsenki-lichnosti-v-podrostkovom-vozraste
33. Федосенко, Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография [Электронный ресурс] / Е.В. Федосенко. — СПб.: Речь, 2008. Режим доступа: https://scicenter.online/pedagogika-psihologiya-scicenter/psihologicheskoe-soprovojdenie-podrostkov.html
34. Бассет Л. Только без паники! [Электронный ресурс] / Л.Бассет. – Изд-во Питер, 1997. Режим доступа: https://www.livelib.ru/author/302883/top-lyuchinda-basset