ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ БРАЗИЛИИ В КОНЦЕ XX – XXI ВВ
|
Введение
Глава I. Становление современной внешней политики Бразилии (эпоха Кардозу-Лулы).
1.1. Новые черты бразильской внешней политики
1.2. Внешнеполитические приоритеты президентской дипломатии Ф.Э.Кардозу (1995 -2003 гг.)
1.3. Внешнеполитические приоритеты президентской дипломатии Л.И.Лулы да Силвы (2003 – 2011 гг.)
ГЛАВА II. Развитие внешней политики Бразилии при Д.Руссефф (2011 - 2016 гг.)
2.1. Глобальная политика
2.2. Региональная политика
ГЛАВА III. Развитие внешней политики Бразилии при М.Темере (2016 – н. в.)
3.1. Глобальная политика
3.2. Региональная политика
Заключение
Список источников и литературы
Глава I. Становление современной внешней политики Бразилии (эпоха Кардозу-Лулы).
1.1. Новые черты бразильской внешней политики
1.2. Внешнеполитические приоритеты президентской дипломатии Ф.Э.Кардозу (1995 -2003 гг.)
1.3. Внешнеполитические приоритеты президентской дипломатии Л.И.Лулы да Силвы (2003 – 2011 гг.)
ГЛАВА II. Развитие внешней политики Бразилии при Д.Руссефф (2011 - 2016 гг.)
2.1. Глобальная политика
2.2. Региональная политика
ГЛАВА III. Развитие внешней политики Бразилии при М.Темере (2016 – н. в.)
3.1. Глобальная политика
3.2. Региональная политика
Заключение
Список источников и литературы
Радикальные изменения на международной арене в 1990-е гг. оказали сильное влияние на латиноамериканские страны и Бразилию в частности. Большие перемены начали происходить практически во всех областях общественной жизни, а необходимость адаптации к новому мировому порядку заставила страну пересмотреть свою внешнюю политику. Начать стремительно развиваться и стать поистине влиятельным игроком на международной арене Бразилия смогла благодаря длительному периоду политической и экономической стабильности при президентах Ф.Э.Кардозу (1995-2003 гг.) и Л.И.Луле да Силве (2003-2011 гг.). Два ярких политика осознали необходимость добиться достойного места для Бразилии в мире, которое соответствовало бы потенциалу этой огромной страны, и начали вести активную целеустремленную деятельность на внешнеполитическом поприще. Благодаря усилиям лидеров был создан прочный фундамент для проведения многовекторной и сбалансированной внешней политики. Их преемники - Д.Руссефф (2011-2016 гг.) и М.Темер (2016 г. – н.в.) стали продолжателями заложенного вектора развития.
За эти 20 с лишним лет Бразилия превратилась в одного из важнейших участников мировой политики, который сегодня имеет широчайшие внешнеполитические связи по всему миру. Без латиноамериканского гиганта не обходится обсуждение практически ни одной проблемы глобального характера. Страна заинтересована в укреплении экономической и политической интеграции в собственном регионе, а также в развитии двусторонних отношений с другими влиятельными державами.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью страны как участника международных отношений на современном этапе. Понимание основных направлений бразильской внешней политики и вектора их изменений необходимо для объективной оценки и прогнозирования развития внешнеполитической ситуации и межгосударственных отношений как внутри всего латиноамериканского региона, так и сотдельными стратегическими партнерами страны, в число которых также входит РФ.
Новизна данного исследования обусловлена отсутствием комплексного анализа эволюции внешнеполитической деятельности при четырех последних президентах Бразилии. В отечественной и зарубежной науке достаточно подробно была описана международная деятельность страны отдельно при Кардозу, Луле, и Руссефф (первые годы ее президентства), в то время как события последних лет не получили должного освещения.
Цель и задачи работы
Целью данной работы является выявление особенностей эволюции внешнеполитического курса Бразилии с конца XX по настоящее время. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить, каким образом изменилась внешняя политика Бразилии в результате внутригосударственных трансформаций и изменений на международной арене в эпоху Кардозу-Лулы.
2) Проследить динамику развития внешней политики Бразилии при Д.Руссефф на глобальном и региональном направлениях сотрудничества.
3) Исследовать динамику развития современных внешнеполитических приоритетов при М.Темере на глобальном и региональном направлениях сотрудничества.
Предмет и объект исследования
Предметом исследования в данной работе являются особенности внешнеполитической деятельности Бразилии при ее четырех последних президентах.
Объектом данного исследования является внешнеполитическая деятельность Бразилии с конца XX века по настоящее время.
Хронологические рамки
Хронологические рамки данного исследования (конец XX – начало XXI века) условно включают в себя время правления 4 последних президентов Бразилии, начиная с Ф.Э.Кардозу (1995-2003 гг.), так как именно с его именем исследователями-латиноамериканистами принято связывать начало важнейших изменений во внутренней и внешней политике страны на рубеже веков, и заканчивая периодами президентств Д.Руссефф (2011-2016 гг.) и М.Темера (2016 – н. в.).
Обзор использованных источников и исследований по избранной проблематике
Источниковая база исследования состоит из нескольких видов источников, опубликованных на русском, английском, испанском и португальском языках.
К нормативно-законодательным актам относятся ежегодные послания президента Бразилии Конгрессу, которые служат источником для понимания приоритетных направлений внутренней и внешней политики на очередной период.
Анализ выступлений официальных лиц способствовал лучшему пониманию эволюции внешней политики страны на современном этапе (прежде всего, это выступления президентов на саммитах и двусторонних встречах).
К отчетам органов государственной власти относятся ежегодные отчеты пресс-секретариата о международных поездках президента Республики, которые содержат информацию о посещенных мероприятиях и проведенных двусторонних встречах, дают в целом представление о направлениях и количестве зарубежных визитов главы государства.
Для изучения наиболее актуальной информации о внешнеполитической деятельности Бразилии активно использовались информационные материалы средств массовой информации и периодических изданий. Здесь особенно необходимо отметить официальный новостной портал правительства Республики Бразилии – BrazilGovNews, который сообщает о всех действиях и решениях Правительства и предоставляет доступ к последним выступлениям и интервью первых лиц Республики. Активно использовались материалы информационного агентства MercoPress, которое фокусируется на предоставлении новостей, связанных с торговым и политическим блоком МЕРКОСУР, а также остальными странами Южной Америки. Также были использованы материалы интернет-изданий крупнейших бразильских газет - Estadao, O Globo, Folha, изданияElPais, российского информационного агентства ТАСС и др.
При написании исследования были использованы научные работы ведущих исследователей-латиноамериканистов нашего времени, занимающихся проблематикой становления и развития бразильского государства и его внешней политики.
В первую очередь это монография Окуневой Л.С. («Бразилия: особенности демократического проекта: Страницы новейшей политической истории латиноамериканского гиганта (1960-е гг.-2006 г.)», 2008 г.), представляющая собой фундаментальное исследование проблем развития политической системы Бразилии. Использовались работы Мартынова Б.Ф. («Бразилия – гигант в глобализирующемся мире», 2008 г.)в которых исследуются различные аспекты становления Бразилии как одного из лидеров современного мира.
Большое значение для данного исследования имеют работы А.Ю. Борзовой, посвященные как отдельным вопросам внешнеполитической деятельности современной Бразилии, так и в общем эволюции концепции внешней политики государства: Диссертация «Дипломатическая служба Бразилии как инструмент реализации внешнеполитического курса страны в 1902-2014 гг.» (2016 г.); статьи «Подходы Бразилии к реформированию ООН» (2012 г.), «Формирование внешнеполитической стратегии современной Бразилии» (2011 г.) и «Подходы Бразилии к урегулированию международных конфликтов» (2015 г.).
Изучение исследований Э.С. Дабагяна («Примеряя одежды великой державы: основные направления внешней политики Бразилии в начале XXI в.», 2014 г.), Т. Вигевани («A políticaexternabrasileiranaera FHC: umexercíciodeautonomiapelaintegração», 2003 г.), С.Аморима(«Brazilian Foreign Policy underPresidentLula (2003-2010): an overview»,2010 г.) способствовали пониманию основных трендов внешней политики Бразилии при президентах Кардозу и Луле.
Работы П. Яковлева («Бразилия Дилмы Руссефф: преемственность и перемены в международных делах.», 2011; «Латиноамериканская политика Б. Обамы (по итогам поездки в Бразилию, Чили и Сальвадор)», 2011) были использованы при описании направлений внешней политики Д. Руссефф.
В разделах, посвященных региональному взаимодействию Бразилии, использовались работы И.А. Гриценко («Кризисные явления в МЕРКОСУР и позиция Аргентины»,2013 г.) и Д.А. Кузнецова. («Латиноамериканская интеграция и субрегионализация на современном этапе: политико-идеологическое измерение», 2015 г.).
Важность для данной работы также представляют исследования М.Г. Сарайвы, посвященные эволюции взаимоотношений Бразилии с партнерами по линии сотрудничества Юг-Юг «South-South cooperation strategies in Brazilian Foreign Policy from 1993 to 2007», 2007 г.
Большое значение для понимания последних событий имели аналитические статьи О. Стункеля (Фонд Жетулио Варгаса, г.Сан-Паулу), изучающего внешнюю политику Бразилии в контексте развития глобальных «восходящих» держав.
Методологическая основа исследования
Методологическая основа определяется характером и взаимосвязью объекта и предмета исследования, поставленной целью и вытекающими из нее задачами.
Помимо общенаучных методов исследования, таких как анализ, синтез и обобщение, в работе были использованы:
1. Исторический метод, который позволил выяснить факторы и особенности возникновения и формирования современной внешнеполитической стратегии Бразилии в эпоху Кардозу-Лулы
2. Системный метод, позволивший рассмотреть различные направления политики и сотрудничества бразильского государства как взаимосвязанные части внешнеполитической стратегии, соподчиненные ее общим целям и задачам
3. Сравнительный анализ, дополненный элементами ивент-анализа поездок и выступлений первых лиц страны позволил установить сходства и различия внешней политики страны в каждый из изучаемых периодов, установить общие закономерности ее развития
За эти 20 с лишним лет Бразилия превратилась в одного из важнейших участников мировой политики, который сегодня имеет широчайшие внешнеполитические связи по всему миру. Без латиноамериканского гиганта не обходится обсуждение практически ни одной проблемы глобального характера. Страна заинтересована в укреплении экономической и политической интеграции в собственном регионе, а также в развитии двусторонних отношений с другими влиятельными державами.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью страны как участника международных отношений на современном этапе. Понимание основных направлений бразильской внешней политики и вектора их изменений необходимо для объективной оценки и прогнозирования развития внешнеполитической ситуации и межгосударственных отношений как внутри всего латиноамериканского региона, так и сотдельными стратегическими партнерами страны, в число которых также входит РФ.
Новизна данного исследования обусловлена отсутствием комплексного анализа эволюции внешнеполитической деятельности при четырех последних президентах Бразилии. В отечественной и зарубежной науке достаточно подробно была описана международная деятельность страны отдельно при Кардозу, Луле, и Руссефф (первые годы ее президентства), в то время как события последних лет не получили должного освещения.
Цель и задачи работы
Целью данной работы является выявление особенностей эволюции внешнеполитического курса Бразилии с конца XX по настоящее время. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить, каким образом изменилась внешняя политика Бразилии в результате внутригосударственных трансформаций и изменений на международной арене в эпоху Кардозу-Лулы.
2) Проследить динамику развития внешней политики Бразилии при Д.Руссефф на глобальном и региональном направлениях сотрудничества.
3) Исследовать динамику развития современных внешнеполитических приоритетов при М.Темере на глобальном и региональном направлениях сотрудничества.
Предмет и объект исследования
Предметом исследования в данной работе являются особенности внешнеполитической деятельности Бразилии при ее четырех последних президентах.
Объектом данного исследования является внешнеполитическая деятельность Бразилии с конца XX века по настоящее время.
Хронологические рамки
Хронологические рамки данного исследования (конец XX – начало XXI века) условно включают в себя время правления 4 последних президентов Бразилии, начиная с Ф.Э.Кардозу (1995-2003 гг.), так как именно с его именем исследователями-латиноамериканистами принято связывать начало важнейших изменений во внутренней и внешней политике страны на рубеже веков, и заканчивая периодами президентств Д.Руссефф (2011-2016 гг.) и М.Темера (2016 – н. в.).
Обзор использованных источников и исследований по избранной проблематике
Источниковая база исследования состоит из нескольких видов источников, опубликованных на русском, английском, испанском и португальском языках.
К нормативно-законодательным актам относятся ежегодные послания президента Бразилии Конгрессу, которые служат источником для понимания приоритетных направлений внутренней и внешней политики на очередной период.
Анализ выступлений официальных лиц способствовал лучшему пониманию эволюции внешней политики страны на современном этапе (прежде всего, это выступления президентов на саммитах и двусторонних встречах).
К отчетам органов государственной власти относятся ежегодные отчеты пресс-секретариата о международных поездках президента Республики, которые содержат информацию о посещенных мероприятиях и проведенных двусторонних встречах, дают в целом представление о направлениях и количестве зарубежных визитов главы государства.
Для изучения наиболее актуальной информации о внешнеполитической деятельности Бразилии активно использовались информационные материалы средств массовой информации и периодических изданий. Здесь особенно необходимо отметить официальный новостной портал правительства Республики Бразилии – BrazilGovNews, который сообщает о всех действиях и решениях Правительства и предоставляет доступ к последним выступлениям и интервью первых лиц Республики. Активно использовались материалы информационного агентства MercoPress, которое фокусируется на предоставлении новостей, связанных с торговым и политическим блоком МЕРКОСУР, а также остальными странами Южной Америки. Также были использованы материалы интернет-изданий крупнейших бразильских газет - Estadao, O Globo, Folha, изданияElPais, российского информационного агентства ТАСС и др.
При написании исследования были использованы научные работы ведущих исследователей-латиноамериканистов нашего времени, занимающихся проблематикой становления и развития бразильского государства и его внешней политики.
В первую очередь это монография Окуневой Л.С. («Бразилия: особенности демократического проекта: Страницы новейшей политической истории латиноамериканского гиганта (1960-е гг.-2006 г.)», 2008 г.), представляющая собой фундаментальное исследование проблем развития политической системы Бразилии. Использовались работы Мартынова Б.Ф. («Бразилия – гигант в глобализирующемся мире», 2008 г.)в которых исследуются различные аспекты становления Бразилии как одного из лидеров современного мира.
Большое значение для данного исследования имеют работы А.Ю. Борзовой, посвященные как отдельным вопросам внешнеполитической деятельности современной Бразилии, так и в общем эволюции концепции внешней политики государства: Диссертация «Дипломатическая служба Бразилии как инструмент реализации внешнеполитического курса страны в 1902-2014 гг.» (2016 г.); статьи «Подходы Бразилии к реформированию ООН» (2012 г.), «Формирование внешнеполитической стратегии современной Бразилии» (2011 г.) и «Подходы Бразилии к урегулированию международных конфликтов» (2015 г.).
Изучение исследований Э.С. Дабагяна («Примеряя одежды великой державы: основные направления внешней политики Бразилии в начале XXI в.», 2014 г.), Т. Вигевани («A políticaexternabrasileiranaera FHC: umexercíciodeautonomiapelaintegração», 2003 г.), С.Аморима(«Brazilian Foreign Policy underPresidentLula (2003-2010): an overview»,2010 г.) способствовали пониманию основных трендов внешней политики Бразилии при президентах Кардозу и Луле.
Работы П. Яковлева («Бразилия Дилмы Руссефф: преемственность и перемены в международных делах.», 2011; «Латиноамериканская политика Б. Обамы (по итогам поездки в Бразилию, Чили и Сальвадор)», 2011) были использованы при описании направлений внешней политики Д. Руссефф.
В разделах, посвященных региональному взаимодействию Бразилии, использовались работы И.А. Гриценко («Кризисные явления в МЕРКОСУР и позиция Аргентины»,2013 г.) и Д.А. Кузнецова. («Латиноамериканская интеграция и субрегионализация на современном этапе: политико-идеологическое измерение», 2015 г.).
Важность для данной работы также представляют исследования М.Г. Сарайвы, посвященные эволюции взаимоотношений Бразилии с партнерами по линии сотрудничества Юг-Юг «South-South cooperation strategies in Brazilian Foreign Policy from 1993 to 2007», 2007 г.
Большое значение для понимания последних событий имели аналитические статьи О. Стункеля (Фонд Жетулио Варгаса, г.Сан-Паулу), изучающего внешнюю политику Бразилии в контексте развития глобальных «восходящих» держав.
Методологическая основа исследования
Методологическая основа определяется характером и взаимосвязью объекта и предмета исследования, поставленной целью и вытекающими из нее задачами.
Помимо общенаучных методов исследования, таких как анализ, синтез и обобщение, в работе были использованы:
1. Исторический метод, который позволил выяснить факторы и особенности возникновения и формирования современной внешнеполитической стратегии Бразилии в эпоху Кардозу-Лулы
2. Системный метод, позволивший рассмотреть различные направления политики и сотрудничества бразильского государства как взаимосвязанные части внешнеполитической стратегии, соподчиненные ее общим целям и задачам
3. Сравнительный анализ, дополненный элементами ивент-анализа поездок и выступлений первых лиц страны позволил установить сходства и различия внешней политики страны в каждый из изучаемых периодов, установить общие закономерности ее развития
По итогам проведенного автором исследования были сделаны следующие выводы:
1. Фундаментальные изменения, произошедшие в мире в связи с окончанием холодной войны и падением биполярного мира, сыграли определяющую роль в развитии большинства стран мира. Бразилия оказалась перед необходимостью политической и экономической трансформации для того, чтобы быть способной более эффективно отвечать на вызовы нового времени.
С приходом к власти Ф. Э. Кардозу а, затем, Л. И. Лулы да Силвы Бразилия вошла в длительный период политической и экономической стабильности, которая дала стране возможность начать стремительно развиваться и стать влиятельным игроком на международной арене. Период правления президентов Кардозу и Лулы стало решающим для всесторонней модернизации Бразилии. Несмотря на то, что они были очень разными политиками, их правление воспринимают как единую политическую эпоху, так как она сильно отличается от предшествующих лет.
Реформирование бразильской внешней политики, в которой определяющую роль сыграли Ф. Э. Кардозу и Л. И. Лула да Силва, было частью глубоких преобразований в государстве и ответом на кардинальные перемены глобального характера. Результатами этих изменений во внешнеполитической деятельности являлись снижение доминирования Итамарати в процессе разработки внешней политики и начало широкого использования инструмента президентской дипломатии. Беспрецедентное к тому времени использование инструмента президентской дипломатии значительно усилило роль президента во внешней политике Бразилии.
В президентство Кардозу были сформированы две цели, ставшие впоследствии традиционными для внешней политики Бразилии – это создание благоприятной внешней среды для национального развития и автономия в отношении США. Можно утверждать, что при Луле изменились лишь акценты сформировавшейся при Кардозу внешнеполитической стратегии.
Однако, как отмечают исследователи, модели личного участия Кардозу и Лулы существенно отличались: Кардозу уделял больше внимания развитым странам, особенно США и Европе, а Лула сделал акцент на отношениях Юг–Юг и использовал инструмент президентской дипломатии для взаимодействия с ранее недооцененными регионами, такими как Азия, Африка и Ближний Восток.
2. Внешнюю политику Д. Руссефф можно разделить на два этапа:
a. Докризисный этап, охвативший период с 2011 по 2015 гг., являлся временем, когда экономическая стабильность в стране позволяла продолжить реализацию внешнеполитической стратегии, сформировавшейся ещё в эпоху Кардозу-Лулы.
Поэтому Д. Руссефф, с одной стороны проводила политику «стратегического терпения» по отношению к Аргентине, которая ввела ряд тарифных и нетарифных мер по поддержке своей экономики в условиях меленной рецессии, для того, чтобы не допустить разлада в МЕРКОСУР, а с другой развивала сотрудничество в БРИКС, учреждая Новый Банк Развития и укрепляя стратегическое и инвестиционное партнёрство с КНР, для усиления своего положения на международной арене.
Во время первого срока Д. Руссефф, Бразилия сохранила свои международные связи со странами Азии, Африки, Европы и конечно же Южной Америки, однако международная деятельность страны к концу первого срока пребывания Руссефф на посту президента, вошла в фазу тяжелейшего кризиса в связи с личной незаинтересованностью президента в участии в международных делах страны. Руссефф не воспринимала внешнюю политику как неотъемлемый элемент или инструмент ее общих политических целей, что позволило международным наблюдателям говорить о «закате» бразильской внешней политики.
b. Кризисный этап, включающий период с 2015 г. по 2016 г., сыграл определяющую роль не только на долгосрочном развитии Бразилии, но и на политической карьере Д. Руссефф.
С 2015 г., когда мировой экономический кризис на сырьевом рынке энергоносителей начал оказывать негативное влияние на экономику Бразилии, Д. Руссефф и вовсе сосредоточилась на внутренней повестке, нежели чем на внешней. Это ограничила международное доверие к Бразилии и ставила под сомнение легитимность требований более заметной роли в глобальном миропорядке.
3. Мишел Темер оказался на посту президента в тяжелый период бразильской истории: самый крупный политический кризис вместе с экономической рецессией поставили под сомнение перспективы Бразилии стать глобальным игроком, влияющим на происходящие в мире процессы. Грамотная инвестиционная и законодательная политика вместе с активным использованием инструмента президентской дипломатии постепенно улучшили деловой климат в стране посредством привлечения иностранных инвестиций.
Первоначальные надежды на углубление торгово-экономический отношений с США не оправдались ввиду протекционистской риторики Д. Трампа. В этих условиях М. Темер начал постепенно проводить политику Лулы да Силвы, а именно начал процесс диверсификации торгово-экономических связей, инициировав торговые процессы с ЕС, представителями Тихоокеанского Альянса, Канада, Сингапуром и Южной Кореей.
Однако, важным фактором, отличающим внешнюю политику Темера от политики его предшественников, является то, что использование преимуществ многовекторной дипломатии и преференций нахождения в интеграционных объединениях, таких как МЕРКОСУР и БРИКС, носит, в основном, экономический характер. Подтверждением этого факта является то, что политическое объединение Южной Америки посредством УНАСУР, созданным еще при Луле, оказался фактически парализованным.
1. Фундаментальные изменения, произошедшие в мире в связи с окончанием холодной войны и падением биполярного мира, сыграли определяющую роль в развитии большинства стран мира. Бразилия оказалась перед необходимостью политической и экономической трансформации для того, чтобы быть способной более эффективно отвечать на вызовы нового времени.
С приходом к власти Ф. Э. Кардозу а, затем, Л. И. Лулы да Силвы Бразилия вошла в длительный период политической и экономической стабильности, которая дала стране возможность начать стремительно развиваться и стать влиятельным игроком на международной арене. Период правления президентов Кардозу и Лулы стало решающим для всесторонней модернизации Бразилии. Несмотря на то, что они были очень разными политиками, их правление воспринимают как единую политическую эпоху, так как она сильно отличается от предшествующих лет.
Реформирование бразильской внешней политики, в которой определяющую роль сыграли Ф. Э. Кардозу и Л. И. Лула да Силва, было частью глубоких преобразований в государстве и ответом на кардинальные перемены глобального характера. Результатами этих изменений во внешнеполитической деятельности являлись снижение доминирования Итамарати в процессе разработки внешней политики и начало широкого использования инструмента президентской дипломатии. Беспрецедентное к тому времени использование инструмента президентской дипломатии значительно усилило роль президента во внешней политике Бразилии.
В президентство Кардозу были сформированы две цели, ставшие впоследствии традиционными для внешней политики Бразилии – это создание благоприятной внешней среды для национального развития и автономия в отношении США. Можно утверждать, что при Луле изменились лишь акценты сформировавшейся при Кардозу внешнеполитической стратегии.
Однако, как отмечают исследователи, модели личного участия Кардозу и Лулы существенно отличались: Кардозу уделял больше внимания развитым странам, особенно США и Европе, а Лула сделал акцент на отношениях Юг–Юг и использовал инструмент президентской дипломатии для взаимодействия с ранее недооцененными регионами, такими как Азия, Африка и Ближний Восток.
2. Внешнюю политику Д. Руссефф можно разделить на два этапа:
a. Докризисный этап, охвативший период с 2011 по 2015 гг., являлся временем, когда экономическая стабильность в стране позволяла продолжить реализацию внешнеполитической стратегии, сформировавшейся ещё в эпоху Кардозу-Лулы.
Поэтому Д. Руссефф, с одной стороны проводила политику «стратегического терпения» по отношению к Аргентине, которая ввела ряд тарифных и нетарифных мер по поддержке своей экономики в условиях меленной рецессии, для того, чтобы не допустить разлада в МЕРКОСУР, а с другой развивала сотрудничество в БРИКС, учреждая Новый Банк Развития и укрепляя стратегическое и инвестиционное партнёрство с КНР, для усиления своего положения на международной арене.
Во время первого срока Д. Руссефф, Бразилия сохранила свои международные связи со странами Азии, Африки, Европы и конечно же Южной Америки, однако международная деятельность страны к концу первого срока пребывания Руссефф на посту президента, вошла в фазу тяжелейшего кризиса в связи с личной незаинтересованностью президента в участии в международных делах страны. Руссефф не воспринимала внешнюю политику как неотъемлемый элемент или инструмент ее общих политических целей, что позволило международным наблюдателям говорить о «закате» бразильской внешней политики.
b. Кризисный этап, включающий период с 2015 г. по 2016 г., сыграл определяющую роль не только на долгосрочном развитии Бразилии, но и на политической карьере Д. Руссефф.
С 2015 г., когда мировой экономический кризис на сырьевом рынке энергоносителей начал оказывать негативное влияние на экономику Бразилии, Д. Руссефф и вовсе сосредоточилась на внутренней повестке, нежели чем на внешней. Это ограничила международное доверие к Бразилии и ставила под сомнение легитимность требований более заметной роли в глобальном миропорядке.
3. Мишел Темер оказался на посту президента в тяжелый период бразильской истории: самый крупный политический кризис вместе с экономической рецессией поставили под сомнение перспективы Бразилии стать глобальным игроком, влияющим на происходящие в мире процессы. Грамотная инвестиционная и законодательная политика вместе с активным использованием инструмента президентской дипломатии постепенно улучшили деловой климат в стране посредством привлечения иностранных инвестиций.
Первоначальные надежды на углубление торгово-экономический отношений с США не оправдались ввиду протекционистской риторики Д. Трампа. В этих условиях М. Темер начал постепенно проводить политику Лулы да Силвы, а именно начал процесс диверсификации торгово-экономических связей, инициировав торговые процессы с ЕС, представителями Тихоокеанского Альянса, Канада, Сингапуром и Южной Кореей.
Однако, важным фактором, отличающим внешнюю политику Темера от политики его предшественников, является то, что использование преимуществ многовекторной дипломатии и преференций нахождения в интеграционных объединениях, таких как МЕРКОСУР и БРИКС, носит, в основном, экономический характер. Подтверждением этого факта является то, что политическое объединение Южной Америки посредством УНАСУР, созданным еще при Луле, оказался фактически парализованным.
Подобные работы
- ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НИКАРАГУА (XXI В.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Роль Бразилии в системе региональной экономической интеграции в Латинской Америке: политические аспекты
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Политика Германии по повышению мирополитического статуса страны на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - РОССИЯ - ТУРЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В
КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - «Мягкая сила» во внешней политике современной
Франции
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НИКАРАГУА (XXI В.) EVOLUTION OF THE FOREIGN POLICY OF NICARAGUA (XXI CENTURY)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Отношения КНР со странами Латинской Америки (конец ХХ - начало
XXI века)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Китайско-Российское партнёрство в разрешении ключевых международных проблем на рубеже XX-XXI вв.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ЯЗЫК В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТАХ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



