Введение 3
Глава I: Европейский союз как «нормативная сила» 10
1. Европейский союз на международной арене: эволюция актора 10
2. Концепция «нормативной» силы и ее применение в случае Европейского союза 16
3. Критика концепции «нормативной» силы 24
Глава II: Использование принципа политической условности во внешней политике Европейского союза 32
1. Понятие и эволюция политической условности как принципа внешней политики Европейского союза 32
2. Использование политической условности в политике расширения и в Европейской политике соседства 39
2.1 Принцип политической условности в сотрудничестве со странами в рамках политики расширения Европейского союза 39
2.2 Принцип политической условности в сотрудничестве со странами Европейского политического соседства 41
3. Использование принципа политической условности в политике развития Европейского союза 45
Глава III: Демократические ценности в различных механизмах внешнеполитической деятельности Европейского союза 56
1. Сотрудничество Европейского союза с организациями гражданского общества 56
2. Гражданские миссии Европейского союза в сфере поддержания верховенства права
3. Сотрудничество с международными организациями в области демократии и прав человека на примере ООН и Совета Европы 71
Заключение 77
Список использованных источников: 82
Список использованной литературы: 88
Сегодня Европейский союз является уникальным актором на мировой арене. Будучи основанным как организация для защиты торговых интересов узкого круга стран-участниц, на сегодняшний день Союз представляет собой 28 государств, объединенных не только экономическими, но и обширными политическими процессами, включая внешнеполитические и военные аспекты. Центральными в деятельности Европейского союза стали понятия «права человека», «демократия», «верховенство права». Приверженность им в вопросах внутренней политики закреплена в учредительных договорах Европейского союза, а распространение этих ценностей во всем мире стало одной из целей Общей внешней политики и политики безопасности ЕС после ее создания. Сегодня существуют инструменты, позволяющие Европейскому союзу вести диалог с государствами по этой тематике, поддерживать правозащитные движения по всему миру, участвовать в деятельности международных организаций. Отсутствие на протяжении долгого времени общей политической линии, межгосударственный подход к этой сфере, особое внимание к социальным, экологическим и гуманитарными проблемам, недостаточная развитость военной силы в ЕС и акцент на универсальных ценностях привели к формированию особого положения Европейского союза на мировой арене. Следствием невозможности использования традиционных для государства инструментов внешних связей стала политика ЕС, получившая название сначала «гражданской», а впоследствии «нормативной» силы. В связи с институционализацией данного направления деятельности, Европейский союз начал проводить более обширную политику на мировой арене, чем мог позволить себе раньше. Рост активности внешней политики Европейского союза обуславливает важность исследования целей, ценностей и приоритетов этой сферы деятельности Европейского союза. Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью изучения данного аспекта внешних связей ЕС, а также инструментов реализации этого направления политики.
Цель представленной работы заключается в выявлении существенных характеристик и особенностей использования ценностной риторики во внешних связях Европейского союза. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Определение особенностей внешней политики Евросоюза как единого актора на мировой арене;
• Сравнение современных подходов к позиционированию Европейского союза на международной арене;
• Выявление основных черт политики Европейского союза, характеризующих его как «нормативную силу»;
• Определение места демократических ценностей в рамках Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) и Общей политики безопасности и обороны(ОПБО);
• Анализ применения принципа политической условности на примере политики расширения ЕС, Европейской политики соседства, политики развития ЕС;
• Анализ эффективности сотрудничества ЕС с третьими странами на межгосударственном уровне в области продвижения процессов демократизации: межгосударственный диалог, размещение гражданских миссий на территории государств;
• Анализ эффективности деятельности ЕС на негосударственном уровне в области содействия правам человека, установления верховенства права и процессам демократизации с помощью использования Европейского инструмента содействия демократии и правам человека (ЕИДПЧ);
• Изучение деятельности Европейского союза как единого актора в рамках международных организаций на примере ООН и Совета Европы.
Объектом данного исследования является внешняя политика Европейского союза. Предмет исследования – использование демократических ценностей и норм как инструмента в достижении целей внешней политики.
Для достижения поставленных задач в работе используются следующие методы и подходы:
• исторический подход для рассмотрения эволюции места демократических ценностей во внешней политике ЕС,
• комплексный подход для определения роли государств-членов и институтов ЕС в процессе формирования Общей внешней политики и политики безопасности,
• статистический метод для анализа финансирования выбранных направлений деятельности ЕС,
• теория ограниченной рациональности для анализа принятия решений во внешних связях ЕС.
Также в работе используются различные виды анализа текста: интент-анализ и дискурс-анализ для систематизации и оценки места демократических ценностей в учредительных договорах и программных документах Европейского союза. Кроме того, используются такие общенаучные методы, как сравнение, анализ, синтез и сравнительный анализ.
Теоретическая и источниковая база:
В качестве теоретической основы для диссертационного исследования выбран неолиберальный подход теории международных отношений, яркими представителями которого являются Р.Кохейн, Дж. Най. В рамках данной школы международное сотрудничество считается возможным и необходимым для достижения мирового прогресса и отсутствия войн. Утверждая, что государство не является единственным участником международных отношений, неолибералы рассматривают интеграционные процессы как средство достижения мирового порядка. Дж. Най разработал понятие «мягкой силы», которое предполагает способность государства (союза, коалиции) достигать своих целей с помощью собственной привлекательности и убеждения. М. Дойль предложил теорию демократического мира, согласно которой демократизация государственных режимов приведет к сокращению конфликтов и войн, а значит повышению международной безопасности. Распространение ценностей и норм, которые признаны универсальными в мировом сообществе, таким образом приведет к стабильности мировой системы.
В данном исследовании Европейский союз и его политика будут рассматриваться как «нормативная сила», то есть актор, который опирается, прежде всего, на ценностные, а не военные средства. По мнению И.Маннерса, основоположника данной концепции, нормативная мощь Европейского союза создается с помощью идей и мнений, и способна формировать представления других участников международных отношений о том, что является «нормой».
Еще до момента выхода в свет статьи И. Маннерса «Нормативная сила Европы: противоречие в терминах?» место Европейского союза на мировой арене, доступные ему инструменты ее осуществления вызывали множество споров, а после публикации данной статьи в научном сообществе развернулась активная дискуссия по следующим вопросам: можно ли называть Европейский союз нормативной силой, является ли такой силой сегодня только ЕС, каким критериям должен соответствовать ЕС, чтобы оставаться такой силой в будущем. В рамках данной работы по этой теме были изучены работы на иностранном языке таких авторов, как Ф. Дюшен, Х. Булл, Я. Маннерс, Т. Диез, К. Николайдис, Т. Форсберг, К. Смит, Я. Зелонка, а также работы Е. Мухиной, Т.Романовой, Е. Саворской на русском языке. Помимо исследований, посвященных концепции нормативной силы, автором были так же изучены другие теории, касающиеся внешней политики Европейского союза – это работы А. Моравчика, Х. Майера, Л. Аггестама, С. Дамро. Также были изучены работы, посвященные принципу политической условности, следующих авторов: А. Стрелков, М. Робинсон, Я. Ванхекелом, Дж. Кроуфорд, С. Вебер, О. Стокке, С. Кох, Ф. Шиммельфенниг. Важное место занимают исследования, анализирующие европейскую помощь организациям гражданского общества в разных странах – это работы Дж. Гругеля, Р. Янгса, А. Камниковой, Л. Фиорамнти.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных анализу внешних связей Европейского союза, автор предпринимает попытку оценить важность для этого направления деятельности ЕС демократических ценностей с учетом специфики отдельных политик как на государственном, так и на негосударственном уровне взаимодействия. В этом заключается научная новизна работы.
Источниковая база включает в себя различные нормативно-правовые акты Европейского союза, а также материалы периодических изданий:
• Учредительные договоры ЕС и договоры, вносящие в них поправки: Договор о ЕОУС, Договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество, Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии, Единый европейский акт, Маастрихтский, Амстердамский, Ниццский и Лиссабонский договоры, проект Конституции для Европы ;
• Документы, определяющие направления политики ЕС: Декларация о Европейской идентичности, Резолюция Совета ЕС и стран-членов по правам человека, демократии и развитию, Стратегия безопасности Европейского союза, Стратегические рамки в области прав человека и демократии ;
• Акты вторичного права ЕС: коммюнике Еврокомиссии, резолюции Совета, решения Совета, декларации Председателя Европейского совета,
• Официальные сайты институтов и органов Европейского союза ;
• Официальные сайты международных организаций ;
• Новостные сайты .
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе проводится анализ теоретических и исторических причин возникновения концепции нормативной силы Европейского союза.
Вторая глава посвящена анализу применения принципа политической условности во внешних связях ЕС: рассматриваются процесс расширения ЕС, отношения со странами Европейской политики соседства и отношения со странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана.
Третья глава посвящена исследованию таких инструментов распространения демократических ценностей, как Европейский инструмент содействия демократии и правам человека, размещение гражданских миссий ЕС с целью установления и поддержания верховенства права, работа в рамках международных организаций.
Сегодняшняя Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского союза во многом является отражением факторов, повлиявших на ее формирование. Прежде всего, само создание Европейского союза предполагало сложный процесс делегирования государствами компетенций наднациональным органам, вследствие чего долгое время преобладал межгосударственный подход к процессу интеграции из-за нежелания и неготовности стран отказываться от своих традиционных полномочий. Кроме того, особенности исторического опыта стран-членов Евросоюза оказали значительное влияние на цели и принципы его деятельности: множество войн, которые веками вели европейский страны, и, главным образом, две мировые войны привели к переходу от конфронтации к межгосударственному сотрудничеству. Оставшаяся после Второй мировой войны экономическая и политическая нестабильность в Европе привели к особому пониманию взаимосвязи между миром и благополучием. Этим обусловлен акцент на важности для Европейского союза таких понятий, как мир, свобода, демократия и связанных с ними категорий прав человека и верховенства закона. Так как логика процесса интеграции требовала расширения сфер сотрудничества, а среди стран-членов утвердилось понимание того, что защита своих интересов (экономических и прочих) будет более эффективна коллективным образом, то это привело к появлению необходимости «говорить единым голосом», чтобы Европу услышали. Также важным фактором стало отсутствие традиционных методов реализации внешней политики у Европейского союза в силу различий между государством и интеграционной группировкой. Все эти факторы обусловили появление Общей внешней политики и политики безопасности в том виде, в котором она была закреплена в Маастрихтском договоре.
Несмотря на ограниченную компетенцию, Европейский союз фактически сразу стал значимым игроком на мировой арене, что привело к постоянному поиску источников его влияния. Одной из наиболее признанных и обоснованных стала концепция «нормативной силы» Европы, предполагающая концентрацию на ценностях и нормах, продвигаемых актором, а не на традиционных категориях силы и интересов. Однако является ли Европейский союз действительно нормативной силой? В силу обширного закрепления норм и ценностей в своих учредительных документах, опоры на них при принятии актов вторичного права и акцента в программных документах и выступлениях представителей институтов ЕС де-юре Евросоюз полностью подходит под данное описание. Формально он соответствует всем критериям, выдвинутых в работах И. Маннерса. Однако де-факто не всегда действия, осуществляемые Евросоюзом, можно оценить как нормативные. Во многом это зависит от направления политики, а также от ситуации в каждом конкретном случае, когда учитывается политическая обстановка внутри ЕС, внутри государства-партнера, на международной арене в целом. Очевидно, что Европейский союз руководствуется собственными интересами в разработке и осуществлении политики, однако многие из его интересов совпадают с интересами мирового сообщества – это цели развития, установления мира и урегулирования кризисов, укрепления международного сотрудничества и содействия процессам демократизации. На сегодняшний день Европейский союз является наиболее близким к определению «нормативной силы» актором – именно в этом заключается основная особенность использования им ценностей при проведении внешней политики. В отличие от других международных акторов, как отдельных стран, так и международных организаций, Европейский союз сегодня – это единственный игрок на мировой арене, имеющий как финансовые, так и «моральные» возможности сочетать свои экономические, политические и ценностные интересы. Однако утверждать, что он всегда преследует нормативные цели и пользуется исключительно нормативными инструментами, будет ошибочно. К данному выводу автор пришел в процессе рассмотрения различных направлений внешнеполитической деятельности Европейского союза и особенностей использования нормативной риторики в ходе их реализации.
Используя в своих внешних связях принцип политической условности, Европейский союз старается соответствовать своему образу нормативной силы, что получается у него далеко не всегда. Во многом это обусловлено наложением других интересов ЕС и его стран-членов помимо нормативных, которые они имеют в конкретном регионе. Рассматривая случаи применения данного принципа в отношениях ЕС с третьими странами, можно заметить, что Европейский союз старается отказаться от негативной условности, поскольку зачастую она оказывает большое влияние на население стран и фактически не имеет эффекта в том, что касается воздействия на власти этих стран. При этом использование позитивной условности также зачастую показывает свою неэффективность в силу отсутствия достаточных стимулов для третьих стран со стороны Европейского союза. «Бонусы», предлагаемые за выполнение тех или иных условий, обычно формулируются нечетко, и их реальное предоставление ставится под вопрос. Наиболее значительным стимулом (и наиболее эффективным) является предоставление третьей стране после демократических реформ и преобразований статуса государства-члена Европейского союза. В таких случаях процессы политической модернизации действительно следуют установленным условиям.
В отношении Европейской политики соседства стимулы в виде установления особых отношений с Европейским союзом (например, ассоциации) действуют не всегда. Они являются эффективными только в случае, если партнер настроен на углубление сотрудничества ЕС и дальнейшее получение различных «бонусов», таких, как, например, вступление в ЕС. В отношении же других стран Европейский союз фактически не получает механизмов реального воздействия. В договоры со многими странами включаются положения о политической условности, однако в дальнейшем они не используются для защиты прав человека. Евросоюз закрывает глаза на нарушения, поскольку руководствуется в данных случаях другими соображениями (экономическими или политическими).
Что касается сотрудничества со странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, то складывается ситуация во многом похожая на Европейскую политику соседства – в стратегические документы включаются положения о политической условности, однако Европейский союз не имеет механизмов влияния на ситуации в этих странах. В большинстве случаев ЕС и сам признает неэффективность использования данного принципа. Европейский союз пытается избежать применения негативных мер условности, чтобы не навредить населению развивающихся стран, однако не имеет рычагов воздействия на власти, поэтому все, что остается в этих случаях – это пытаться установить политический диалог. Случаи приостановки оказания помощи следовали только за государственными переворотами или массовыми нарушениями прав человека, другие же ситуации остались осужденными лишь в заявлениях Председателя ЕС.
Однако, несмотря на наличие проблем, принцип политической условности играет и позитивную роль. Обсуждение вопросов демократии, прав человека и верховенства права с широким кругом стран создает условия для выработки общего взгляда на проблемы мирового развития и конкретные гуманитарные проблемы.
Изучая другие механизмы осуществления внешней политики ЕС, можно прийти к выводу, что они более соответствуют определению нормативных инструментов, чем политический диалог, поскольку в процессе их использования не задействуются явные ненормативные цели. Европейский инструмент содействия демократии и правам человека применяется для поощрения и продвижения процессов демократизации, а также защиты прав человека в третьих странах. Его использование сталкивается со значительных количеством проблем, начиная от недостаточности финансовых ресурсов ЕС для реальных сдвигов в различных регионах, и заканчивая множественной критикой, как со стороны политических деятелей, так и со стороны исследователей в том, что Европейский союз таким образом не способствует, а, напротив, препятствует развитию горизонтальных и вертикальных связей в обществе, что является важной основой демократии в современном мире. Однако предоставление возможностей на основе грантов и технической поддержки организациям гражданского общества реализовать различные проекты в сфере прав человека, демократизации и верховенства права является инструментом поддержки со стороны международного сообщества для НПО.
Другим механизмом поддержки целей и задач Общей внешней политики и политики безопасности является размещение гражданских миссий Европейского союза в рамках Общей европейской политики безопасности и обороны. Работа экспертных комиссий на местах позволяет принимать участие и оказывать влияние на разработку реформ в области построения и укрепления институтов государственной власти. Сотрудничество гражданских и военных служащих Европейского союза и их коллег из третьих стран позволяет вести обширный обмен опытом в рамках семинаров, тренингов и неформального общения. Проблемы, возникающие в работе гражданских миссий, связаны с недостатком разработанности процесса планирования таких операций. Дальнейшее углубление сотрудничества стран-членов ЕС в данной области должно разрешить возникающие институциональные сложности.
Помимо диалога на государственном уровне и сотрудничества с организациями гражданского общества, Европейский союз принимает активное участие в деятельности международных организаций. В ООН и Совете Европы Евросоюз видит трибуну для донесения своих позиций и продвижения ценностей. Сотрудничество с этими организациями предоставляет ЕС дополнительные возможности реализации своей нормативной силы, причем это включает как привлечение дополнительных финансовых, людских и технических ресурсов, так и получение легитимации проводимых миссий и операций.
Проанализировав различные механизмы реализации внешнеполитических целей Европейского союза, можно сделать вывод, что в своих внешних связях он активно использует ценностную риторику. Она занимает исключительно важное, в определенном смысле, центральное место в нормативно-правовых актах Союза, его соглашениях с третьими странами, однако, несмотря на это, не всегда реализуется практически. Во многом это связано с ограниченностью компетенций Европейского союза в сфере внешних связей. Деятельность органов и институтов должна основываться на консенсусе стран-членов, добиться которого в других аспектах внешней политики сегодня достаточно сложно. Европейский союз как нормативная сила подвержен изменениям, связанным с различными мировыми и европейскими факторами, однако неизменное сохранение важности ценностей для ЕС в процессе его развития, дает возможность предположить, что они по-прежнему будет играть значимую роль, как для внутренней, так и для внешней политики ЕС.
1. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union // Official Journal. C 115. 9 May 2008.
URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX%3A12012M%2FTXT (Дата обращения: 19.01.2017)
2. Consolidated version of the Treaty establishing the European Atomic Energy Community. 1957.
URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A12012A%2FTXT (Дата обращения: 14.02.2017)
3. Single European Act. 1986.
URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/SingleEuropeanAct_Crest.pdf (Дата обращения: 18.02.2017)
4. Treaty establishing a Constitution for Europe. 2005.
URL: https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_establishing_a_ constitution_for_europe_en.pdf (Дата посещения: 27.12.2016)
5. Treaty on European Union. 1992.
URL: https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_ union_en.pdf (Дата обращения: 16.02.2017)
6. Vertragüber die Gründung der EuropäischenGemeinschaftfürKohle und Stahl – 1951.
URL: http://www.europarl.europa.eu/brussels/website/media/Basis/Vertraege/Pdf/EGKS_ Vertrag_1951.pdf (Дата обращения: 14.02.2017)
7. VertragzurGründung der EuropäischenWirtschaftsgemeinschaft. 1957.
URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/DE/TXT/PDF/?uri=CELEX:11957E/TXT&from =EN (Дата обращения: 14.02.2017)
Официальные документы Европейского союза:
1. ЕС принимает Стратегические рамки в области прав человека и демократии (26/06/2012).
URL: http://eeas.europa.eu/archives/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2012/ 20120625_2_ ru.htm (Дата обращения: 25.03.2017)
2. 93/678/CFSP: Council Decision of 6 December 1993.
URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A31993D0678 (Дата обращения: 27.04.2017)
3. A secure Europe in a better world – European Security Strategy.
URL: https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/78367.pdf (Дата обращения: 1.04.2017)
4. Action Plan on Human Rights and Democracy (2015-2019).
URL: https://ec.europa.eu/anti-trafficking/eu-policy/action-plan-human-rights-and-democracy-2015-2019_en (Дата обращения: 2.04.2017)
5. Bulletin of the European Communities, No. 5 – 1992.
URL: http://aei.pitt.edu/65260/ (Дата посещения: 27.04.2017)
6. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament.
URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/enp/pdf/pdf/com03_104_en.pdf (Дата посещения: 26.04.2017)
7. Council Regulation 1257/96.
URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:31996R1257 (Дата обращения: 18.04.2017)
8. Declaration by the Presidency on behalf of the EU on the elections in Liberia. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_PESC-97-82_en.pdf (Дата обращения: 26.04.2017)
9. Declaration by the Presidency on behalf of the European Union on executions in Sierra Leone.
URL: http://europa.eu/rapid/press-release_PESC-97-124_en.htm (Дата обращения: 26.04.2017)
10. Declaration by the Presidency on behalf of the European Union on elections in the Gambia.
URL: http://europa.eu/rapid/press-release_PESC-97-5_en.htm (Дата обращения: 26.04.2017)
11. Declaration by the Presidency on behalf of the European Union on Cameroon.
URL: http://europa.eu/rapid/press-release_PESC-97-43_en.pdf (Дата обращения: 26.04.2017)
12. Declaration on European Identity. Copenhagen, 14 December 1973.
URL: http://www.cvce.eu/content/publication/1999/1/1/02798dc9-9c69-4b7d-b2c9-f03a8db7da 32/publishable_en.pdf (Дата обращения: 14.02.2017)
13. EU Strategic Framework and Action Plan on Human Rights and Democracy 2012.
URL: https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/EN/foraff/131181.pdf (Дата обращения: 2.04.2017)
14. Judgment of the Court of 15 July 1964. - Flaminio Costa v E.N.E.L.
URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:61964CJ0006 &from=DE (Дата обращения: 5.05.2017)
15. Resolution on human rights in the world in 1993-1994 and the Union's human rights policy // Official Journal C 126, 22/05/1995 P. 0015.
URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A51995IP0078 (Дата посещения: 15.04.2017)
16. Resolution on Human Rights. 28 November 1991.
URL: http://archive.idea.int/lome/bgr_docs/resolution.html (Дата обращения: 2.03.2017)
17. The European Court of Auditors 2012 Report.
URL: http://www.eca.europa.eu/Lists/ECADocuments/AR12/AR12_EN.pdf (Дата обращения: 1.05.2017)
Соглашения Европейского союза с третьими странами
1. EU/ MoldovaActionPlan 2005.
URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/moldova_enp_ap_final_en.pdf (Дата обращения: 3.03.2017)
2. EU/Ukraine Action Plan 2005.
URL: http://eubam.org/wp-content/uploads/2015/11/Proposed_Action_Plan_EU-Ukraine.pdf (Дата обращения: 3.03.2017)
Материалы периодических изданий:
1. Angolagate 'arms for oil' trial opens in Paris.
URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/france/3146113/Angolagate-arms-for-oil-trial-opens-in-Paris.html (Дата обращения: 10.05.2017)
2. Capussela: EULEX should leave immediately.
URL: http://prishtinainsight.com/capussela-eulex-leave-immediately/ (Дата обращения: 10.05.2017)
3. Pagni L. The Signing of the Lome III Convention Under the banner of solidarity and human dignity / L. Pagni // The Courier. – 1985, № 89. – 2-3 p.
URL: http://aei.pitt.edu/37200/1/A2039.pdf (Дата обращения: 18.04.2017)
Интернет-ресурсы официальных органов:
1. О Представительстве Европейского Союза в Российской Федерации.
URL: https://eeas.europa.eu/delegations/russia/5716/node/5716_ru (Дата обращения: 10.03.2017)
2. Обзор: Европейский Союз и права человека в России.
URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/civil_society_dialogue/overview/ index_ru.htm (Дата обращения: 25.04.2017)
3. Background notes – Inter-Parliamentary Conference for the CFSP and the CSDP – 5 & 6 September 2015.
URL: http://www.ipex.eu/IPEXL-WEB/dossier/files/download/082dbcc54fa4e46f014fa6c4a 3100113.do. (Дата обращения: 2.05.2017)
4. Briefing by the Head of Mission on the successful conclusion of EUJUST THEMIS.
URL: https://eeas.europa.eu/archives/csdp/missions-and-operations/eujust-themis-georgia /pdf/22072005_factsheet_eujust-themis-georgia_en.pdf (Датаобращения: 2.05.2017)
5. Council of Europe – European Union. “A sole ambition for the European continent”.
URL: https://rm.coe.int/16804e3d96 (Дата обращения: 7.05.2017)
6. EU cooperation.
URL: http://www.coe.int/en/web/programmes/eu-cooperation (Дата обращения: 1.04.2017)
7. EU crisis response capability revisited. Europe Report №160 – 17 January 2005.
URL: https://www.files.ethz.ch/isn/28088/160_eu_crisis_response_capability_revisited_edit.pdf (Дата обращения: 2.05.2017)
8. EU Integrated Rule of Law Mission for Iraq (EUJUST LEX-Iraq).
URL: http://www.eeas.europa.eu/archives/csdp/missions-and-operations/eujust-lex-iraq/pdf/ facsheet_eujust-lex_iraq_en.pdf (Датаобращения: 2.05.2017)
9. EU looks to confirm aid as a lever on human rights issues.
URL: http://www.euractiv.com/section/development-policy/news/eu-looks-to-confirm-aid-as-a-lever-on-human-rights-issues/ (Дата обращения: 12.05.2017)
10. EU Police Mission in Afghanistan (EUPOL AFGHANISTAN).
URL: https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/missionPress/files/090708%20 FACTSHE ET%20EUPOL%20Afghanistan%20-%20version%2015_EN.pdf (Датаобращения: 2.05.2017)
11. EU Rule of Law Mission to Georgia (EUJUST THEMIS).
URL: http://www.eeas.europa.eu/archives/csdp/missions-and-operations/eujust-themis-georgia/ mission-description/index_en.htm (Датаобращения: 2.05.2017)
12. EUAM – Our mission.
URL: http://www.euam-ukraine.eu/en/what-we-do/our-mission (Дата обращения: 24. 04.2017)
13. EUAM achievements and progress in reform.
URL: http://www.euam-ukraine.eu/en/what-we-do/progress-in-reform (Дата обращения: 24. 04.2017)
14. EULEX KOSOVO EU Rule of Law Mission in Kosovo.
URL: http://www.eeas.europa.eu/archives/docs/csdp/missions-and-operations/eulex-kosovo/ pdf/factsheet_eulex_kosovo_en.pdf (Датаобращения: 2.05.2017)
15. European Instrument for Democracy & Human Rights (EIDHR).
URL: http://ec.europa.eu/europeaid/how/finance/eidhr_en.htm_en (Дата обращения: 28.04.2017)
16. European Union, Trade in goods with ACP Total (African Caribbean and Pacific Countries).
URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113340.pdf (Дата обращения: 12.05.2017)
17. How the European Union and the United Nations cooperate.
URL: https://www.unric.org/html/english/pdf/Leporello_EU-VN_e.pdf (Дата обращения: 3.05.2017)
18. Mandelson P. The Challenges and Opportunities of the Economic Partnership Agreements.
URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-06-722_en.htm?locale=en (Дата обращения: 10.05.2017)
19. OECD, OECD Workshop on the Paris Declaration: Implications and Implementation (Paris: OECD, 2006 ) p. 5.
20. Opening speech by President Barroso at the 6th College-to-College Meeting of the African Union Commission and the European Commission (Addis Ababa).
URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-13-374_en.htm (Дата обращения: 22.04.2017)
21. Press release of Fifth meeting of the EU-Morocco Association Council.
URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/er/87085.pdf (Дата обращения: 4.03.2017)
22. Press release on 1989 Council meeting.
URL: http://europa.eu/rapid/press-release_PRES-97-48_en.htm (Дата обращения: 25.04.2017)
23. Public consultation - Towards a new partnership between the EU and the ACP countries after 2020.
URL: http://ec.europa.eu/europeaid/public-consultation-eu-acp-new-partnership_en (Дата обращения: 7.05.2017)
24. Santa Maria da Feira European Council – Conclusions of the Presidency.
URL: http://www.europarl.europa.eu/summits/fei1_en.htm (Дата обращения: 25.04.2017)
25. The Council of Europe and the European Union / Partners in promoting human rights and democracy.
URL: http://www.coe.int/en/web/portal/european-union? (Дата обращения: 1.04.2017)
Список использованной литературы:
Монографии:
1. Европейский Союз и региональные конфликты / Арбатова Н.К. [и др]; под ред. Н.К.Арбатовой, А.М.Кокеева. – М.: ИМЭМО РАН, 2011. – 143 с.
2. Новикова, Д. Новые инструменты международного кризисного урегулирования: опыт Европейского Союза / Д. Новикова. – М.: МГИМО, 2009. – 112 с.
3. Amin, S. Global History: A View from the South / S. Amin. – Fahamu: Pambazuka Press, 2011. – 202 p.
4. Batota-Mpeho, R. From Political Monolithism to Multiparty Autocracy: The Collapse of the Democratic Dream in Congo-Brazzaville / R. Batota-Mpeho. – UK: Lulu Publishing Inc., 2014. – 368 p.
5. Cline, R. S. World Power Assessment. A Calculus of Strategic Drift / R.S. Cline. – Washington: Center for Strategic and International Studies, Georgetown University, 1975. – 206 p.
6. Crawford, G. Foreign Aid and Political Reform A Comparative Analysis of Democracy Assistance and Political Conditionality / G. Crawford. - Palgrave Macmillan UK, 2001. – 293 p.
7. Diamond, L. Developing Democracy / L. Diamond. – Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1999. – 218 p.
8. Holland, M. European Union and the Third World / M. Holland. - Palgrave Macmillan, 2002. – 272 p.
9. Keohane, R.O. Nye, J. S. Power and Interdependence. World Politics in Transition / R. O. Keohane J. S. Nye – New York: TBS The Book Service Ltd, 1977. – 300 p.
10. Khaliq, U. Ethical Dimensions of the Foreign Policy of EU / U. Khaliq [et al.]. – Cambridge: Cambridge University Press, 2008. – 544 p.
11. Kreutz, J. Hard Measures by a Soft Power? Sanctions policy of the European Union 1981—2004 / J. Kreutz. – Bonn: Bonn International Center for Conversion, 2006. – 52 p.
12. Kursani, S. Kosovo in Regional Context: Bilateral Political Relations / S. Kursani. – Kosovo: Kosovar Institute for Policy Research and Development, 2014. – 79 p.
13. Mayer, H. Vogt, H. A Responsible Europe? Ethical foundations of EU external affairs / H. Mayer, H. Vogt. – Palgrave Macmillan UK, 2006. – 240 p.
14. Morgentau, H. Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace / H. Morgentau. – New York: McGraw-Hill/Irwin, 1948. – 952 p.
15. Nye, J. Soft Power: The Means to Success in World Politics/ J. Nye. - New York: Public Affairs, 2004. – 176 p.
16. Pevehouse, J.C. Democracy from Above: Regional Organizations and Democratization / J.C. Pevehouse. – Cambridge: Cambridge University Press, 2005. – 264 p.
17. Rasch, M.B. The European Union at the United Nations/ M.B.Rasch – Leiden: MartinusNijhoff Publishers, 2008. – 340 p.
18. Schimmelfennig, F. Lavenex, S. Democracy Promotion in the EU’s Neighborhood; From Leverage to Governance? / F. Schimmelfennig, S. Lavenex. - New York: Routledge, 2013. – VII. – 182 p.
19. The Foreign Policy of the European Union / F. Bindi [et al.]. – Washington, D.C.: THE BROOKINGS INSTITUTION, 2012. – 366 p.
20. Voorgoeve, J. From war to the rule of law: peacebuilding after violent conflicts / J. Voorhoeve. – Amsterdam: Amsterdam University Press, Den Haag, 2007. – 203 p.
21. Zielonka, J. Explaining Euro-Paralysis: Why Europe is Unable to Act in International Politics / J.Zielonka. – Basingstoke: Macmillan, 1998. – 266 p.
Научные статьи:
1. Заславская, Н.Г. Эволюция институционального баланса в ЕС в контексте европейской интеграции / Н.Г. Заславская // Клио. – 2015. №5. – C. 155-161.
2. Мухина, Е.Е. Нормативная сила Европейского союза / Е.Е. Мухина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2008. №4. – C. 194-170.
3. Романова, Т.А. Евросоюз как нормативная сила и проблемы ее восприятия в России как барьер на пути политико-правового сближения / Т.А. Романова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. – 2011. №1. – C. 52-66.
4. Саворская, Е.К. Сущность концепции «нормативной силы» Европейского союза / Е. К. Саворская // Балтийский регион. – 2015. №4 (26). – С. 90-104.
5. Стрелков, А. Демократия или практический интерес: политика ЕС в отношении стран АКТ / А. Стрелков // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. №6. – С. 67-72.
6. Aggestam, L. Introduction: Ethical Power Europe? / L. Aggestam // International Affairs. – 2008. № 84 (1). – P. 1-11.
7. Barbe, E. Johansson-Hogues, E. The EU as a modest ‘force for good’: the European Neighbourhood Policy / E. Barbe, E. Johansson-Hogues // International Affairs. – 2008. № 84 (1). – P. 81-96.
8. Bull, H. Civilian Power Europe: a Contradiction in Terms / H. Bull // Journal of Common Market Studies. - 1982. №1 (1-2). – P. 149-170.
9. Carothers, T. Think again: Civil society / T. Carothers // Foreign policy. – 1999. Winter. – P. 18–29.
10. Del Biondo K .EU Aid Conditionality in ACP Countries: Explaining Inconsistency in EU Sanctions Practice / K. Del Biondo // Journal of contemporary European Research. – 2011. №7(3). – P: 380-395.
11. Diez, T. Constructing the Self and Changing Others: Reconsidering Normative Power Europe / T. Diez // Journal of International Studies. - 2005. № 33(3). – P. 613-636.
12. Diez, T. Normative power as hegemony / T.Diez // Cooperation and Conflict. – 2013. №48 (2). – P. 194-210.
13. Doyle, M. W. Kant, Liberal Legacies, and Foreign Affairs / M. W. Doyle // Philosophy and Public Affairs. – 1983. № 12(3). – P. 205–235.
14. Doyle, M. W. Kant, Liberal Legacies, and Foreign Affairs, Part 2 / M. W. Doyle // Philosophy and Public Affairs. – 1983. № 12(4). – P. 323–353.
15. Duchene, F. Europe’s Role in World Peace / F. Duchene // Europe Tomorrow. 16 Europeans Look Ahead / Ed. by Mayne R. – London: Collins, 1972. – P. 32-47.
16. Fioramnti, L. Analyzing micro-assistance to democracy: EU support for grassroots organisations in South Africa / L. Fioramonti// Development in Practice. – 2004. №14. – P. 741-752.
17. Forsberg, T. Normative power Europe, once again: a conceptual analysis of an ideal type / T. Forsberg // Journal of common market studies. - 2011, №49 (5). – P. 1183–1204.
18. Geremek, B. Michalski, K. Biedenkopf, K. Rocard, M. Washält Europa zusammen? / B. Geremek K. Michalski K. Biedenkopf M. Rocard // Transit, Europaeische Revue. – 2004, №26. – P. 29-47.
19. Gotterson, C. Is Europe better described by a ‘civilian’ or ‘normative’ power model? / C.Gotterson
URL: http://www.atlantic-community.org/app/webroot/files/articlepdf/PowerEurope. pdf (Дата обращения: 5.03.2017)
20. Grilj, B. Zupancic, R. Assessing the Planning and Implementation of the EU Rule of Law Missions: Case Study of EULEX Kosovo/ B. Grilj R Zupamic// Journal on European perspectives of the Western Balkans. – 2016. №8-2 (15). – P. 62-85.
21. Grugel, J. Romancing civil society: European NGOs in Latin America / J. Grugel // Journal of Interamerican Studies and World Affairs. – 2000. №42(2). – P. 87-107.
22. Hettne, B. Söderbaum, F. Civilian Power or Soft Imperialism? The EU as a Global Actor and the Role of Interregionalism / B. Hettne, F. Söderbaum // European Foreign Affairs Review. – 2005. № 10 (4). – P. 535-552.
23. Hyde-Price, A. ‘Normative’ power Europe: a realist critique / A. Hyde-Price // Journal of European Public Policy. – 2006. № 13 (2). – P. 217-234.
24. Joffe, J. ‘Europe’s American pacifier’/ J. Jofe // Foreign Affairs. – 1984. №54. – P. 64–82.
25. Karnikova, A. Do they actually matter? The impact of NGOs on the European Instrument for Democracy and Human Rights (EIDHR)/ A. Karnikova // Perspectives. – 2012. № 20 (1). – P. 83-109.
26. Koch, S. A Typology of Political Conditionality Beyond Aid: Conceptual Horizons Based on Lessons from the European Union / S. Koch // World Development. – 2015. № 75. – P. 97-108.
27. Kotzian, P. Instruments of the EU’s external democracy promotion / P. Kotzian // Journal of Common Market Studies. – 2011, № 49 (5). – P. 995-1018.
28. Manners, I. Normative Power Europe: A Contradiction in Terms / I. Manners // Journal of Common Market Studies. – 2002. №40 (2). – P. 235-258.
29. Manners, I. The Concept of Normative Power in World Politics / I. Manners // DIIS Brief. - May 2009. – 5 p.
30. Manners, I. The Normative Ethics of the European Union / I. Manners // International Affairs. - 2008. № 84 (1). – P. 45-60.
31. Manners, I. Whitman, R. Towards Identifying the International Identity of the European Union: A Framework for Analysis of the EU's Network of Relationships' / I. Manners, R.Whitman // Journal of European Integration. – 1998. № 21 (2). – P. 231-249.
32. Meunier, S. Nicolaidis, K. The European Union as a trade power / S. Meunier, K. Nicolaidis // Journal of European Public Policy. – 2006. №6. – P. 906-925.
33. Molenaers, N. Dellepiane, S. Faust, J. Political Conditionality and Foreign Aid / N. Molenaers, S. Dellepiane, J. Faust // World Development. – 2015. № 75. – P. 2-12.
34. Moravscik, А. The Quiet Superpower/ А. Moravscik // French Politics. – 2009. №7 (3/4). – P. 403-422.
35. Nicolaidis, K. The power of superpowerless / K. Nicolaidis // Beyond Paradise and Power: Europe, America, and the Future of a Troubled Partnership / ed.: Tod Lindberg. - New York; London: Routledge, 2004. – P. 93-110.
36. Nye, J. S. Owens. W.A. America's Information Edge/ J. S. Nye, W.A. Owens// Foreign Affairs. - March-April 1996.
URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/1996-03-01/americas-information-edge (Дата посещения: 15.04.2017)
37. Radin, A. Analysis of current events: “towards the rule of law in Kosovo: EULEX should go” / A. Radin // Journal of nationalism and ethnicity. – 2014. №42. – P. 181-194.
38. Robinson, M. Aid, democracy and political conditionality in sub‐Saharan Africa /M. Robinson // The European journal of development research. – 1993. № 5. – P.85-99.
39. Sasse, G. The European Neighborhood Policy: Conditionality Revisited for the EU's Eastern Neighbors / G. Sasse // Europe-Asia studies. – 2006. №60. – P. 295-316.
40. Schimmelfennig, F. Sedelmeier, U. Governance by Conditionality: EU rule transfer to the candidate countries of Central and Eastern Europe / F. Schimmelfennig, U. Sedelmeier // Journal of European Public Policy. – 2004. № 11(4). – P. 669-687.
41. Schmidt, V. Discursive Institutionalism: The Explanatory Power of Ideas and Discourse / V. Schmidt // Annual Review of Political Science. – 2008. №11. – P. 303-326.
42. Sepos, A. Imperial power Europe? The EU’s relations with the ACP countries / A. Sepos //Journal of political power. – 2013. №6. – P. 261-287.
43. Slocum-Bradley, N. Constructing and de-constructing the ACP group: actors, strategies and consequences for development / N. Slocum-Bradley // Geopolitics. – 2007. № 12(4). – P. 635–655.
44. Smith, K. The End of Civilian Power EU: A Welcome Demise or Cause for Concern? / K. Smith // International Spectator. – 2000, № 23(2). – P. 11-28.
45. Smith, K.E. Beyond the Civilian Power Debate/ K.E. Smith // London: LSE Research Online. – 2005. – P. 63-82.
46. Staeger, U. Africa–EU Relations and Normative Power Europe: A Decolonial Pan-African Critique / U. Staeger // Journal of common market studies. – 2015. № 54(4). – P. 981-988.
47. Stokke, О. Aid and Political Conditionality Core Issues and State of the Art / O. Stokke. – London: Frank Cass, 1995. – P. 1-88.
48. Vanheukelom, J. Political Conditionality in the EU’s Development Cooperation – Pointers for a Broader Debate / J. Vanheukelom // GREAT Insights. - Brussels: ECDPM. - 2012. №11.
URL: http://ecdpm.org/great-insights/trade-and-human-rights/political-conditionality-eus-dev-cooperation-broader-debate/ (Дата обращения: 10.05.2017).
49. Weber, S. European Union conditionality / S. Weber // Politics and Institutions in an Integrated Europe / ed.: Eichengreen, B. Frieden,J von Hagen, J. – Berlin, Heidelberg: Springer, 1995. – P. 193-220.
50. Wentzel, A. Orbie, J Promoting Embedded Democracy? Researching the Substance of EU Democracy Promotion / A. Wentzel, J. Orbie // 16 European Foreign Affairs Review. – 2011. № 5. – P. 65–588.
51. Wood, S. The European Union: A Normative or Normal Power? / S. Wood // European Foreign Affairs Review. – 2009. № 14 (1). – P. 113-128.
52. Youngs, R. European Approaches to Democracy Assistance: Learning the Right Lessons? / R. Youngs // Third world quarterly. – 2003. №24 (1). – P. 127-138.
53. Youngs, R. The European Union and democracy in Latin America / R. Youngs // Latin American Politics and Society. – 2002. № 44(3). – P. 111-139.
Материалы конференций:
1. Damro, C. Market power Europe/ C. Damro // EUSA Biennial Conference Boston (March 3-5, 2011).
2. Manners, I. Normative power Europe: the International role of the EU / I. Manners// European Communities Studies Association Panel 1D / Madison. – 2001. – 30 p.