Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка рыночной стратегии компании на основе управления конкурентоспособностью ее продукции (на примере угледобывающей промышленности)

Работа №122735

Тип работы

Диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы218
Год сдачи2018
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
79
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические и методические аспекты разработки рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции в угольной промышленности 11
1.1. Общие подходы к разработке стратегии компании 11
1.2. Рыночная стратегия предприятия в угольной промышленности. Методические подходы к ее разработке 18
1.3. Конкурентоспособность продукции в угольной промышленности: понятие, сущность, оценка 27
Глава 2. Анализ существующих подходов к разработке рыночной стратегии угледобывающих компаний (на примере ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания», АО «Сибирская угольная энергетическая компания») 42
2.1. Общая характеристика компаний 42
2.2. Оценка внешней и внутренней среды компаний 69
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции компаний 113
2.4. Разработка рыночной стратегии компаний на основе управления конкурентоспособностью продукции 126
Глава 3. Пути повышения эффективности рыночной стратегии компаний ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания», АО «Сибирская угольная энергетическая компания» 135
3.1. Программы повышения конкурентоспособности продукции компаний 135
3.2. Оценка эффективности программ повышения конкурентоспособности продукции компаний 153
3.3. Формирование обобщенной методики (концепции) разработки и внедрения рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции на угледобывающих предприятиях 158
Заключение 165
Список использованной литературы 167
ПРИЛОЖЕНИЯ 180

Актуальность темы исследования. Переход к рыночным отношениям изменил ситуацию в топливно-энергетическом комплексе России. Особенно в части организации процесса обеспечения углем промышленности и сельского хозяйства. Большая часть предприятий, которые входили в министерства или ведомства, получили экономическую самостоятельность и стали субъектами рынка, стали определять требования к покупательским свойствам товара, объемам его потребления и приемлемому уровню цен. Все это сопровождалось существенным сокращением спроса на уголь со стороны предприятий промышленности и сельского хозяйства, значительным увеличением себестоимости добычи, снижением объема дотаций на поддержание отрасли.
В условиях конкурентной борьбы и сокращающегося рынка главная роль в производственной цепочке сместилась от добычи к сбыту угольной продукции, т.к. его надо быстро и выгодно реализовать, опередив своих конкурентов. Руководство компании желает знать: где можно прибыльно продавать свою продукцию; какую цену можно назначить за товар; с каким объемом угля следует выходить на рынок; где меньше риск встретить неплатежеспособного или недобросовестного покупателя. Конечно, это во многом зависит от опыта, интуиции и искусства руководителя угледобывающего предприятия. Но это искусство будет иметь больше шансов на успех, если оно базируется на современных знаниях методологии и инструментария маркетинга.
В настоящее время методика рыночного исследования и коммерческая информация являются одним из самых дорогих и востребованных товаров на рынке. Ни одно угледобывающее предприятие не может себе позволить постоянно обращаться к помощи консалтинговых фирм, выполняющих исследования в области маркетинга и обладающих соответствующими знаниями. В сложившейся ситуации разработка рыночной стратегии угледобывающего предприятия, позволяющей принимать решения относительно рынка сбыта, позиционирования своего товара и политики в отношении конкурентов, является актуальной задачей и приобретает сегодня для шахт и разрезов особое значение.
Выбор предприятия угольной промышленности в качестве объекта исследований сделан по причине того, что угольная промышленность является перспективной, развивающейся и прибыльной, так как объемы потребления угля с каждым годом растут как показано на рис.А (в 2016 году потребление каменного угля в Европе было больше, чем в США, и по сравнению с 2015 годом увеличилось на 3,3%, а в 2016 году - еще на 3%. Кроме того, в некоторых странах ЕС количество произведенной с его помощью электроэнергии за год выросло на 50%1). В марте 2017 года экспорт угля из России вырос на 18% к аналогичному периоду прошлого года. Минэнерго России ожидает, что рост экспорта угля по итогам 2017 года составит 2,7-3,3%, а добыча возрастет на 3,1% (за счет энергетического угля)2.
Рис.А. «Среднесрочный прогноз экспорта энергетического угля в мире (млн.т.)»
Уголь - это не только основа топливно-энергетического комплекса, но и необходимый ресурс в металлургии и коксохимической промышленности. В ежеквартальном прогнозе «Ресурсы и энергия» Правительства Австралии за I квартал 2017 г. предполагается небольшое снижение объемов мировой торговли углем в краткосрочной перспективе с их последующим восстановлением выше значений 2016 года в среднесрочной. При этом в соответствии с российскими ожиданиями экспорт энергетического угля из России будет только возрастать.
Темпы роста российского экспорта угля ускорились. В марте экспорт угля из России вырос на 18% к аналогичному периоду прошлого года. Минэнерго России ожидает, что рост экспорта угля по итогам 2017 года составит 2,7-3,3%, а добыча возрастет на 3,1% (за счет энергетического угля)3. На дальнейшую поддержку российского угольного экспорта направлено распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2017 г. № 435-р, закрепляющее расширение морского порта Ванино на Дальнем Востоке.
Рис.Б. «Добыча угля в России и его экспорт (млн.т.)»
Целью диссертационного исследования является разработка обобщенной методики (концепции) разработки и внедрения рыночной стратегии компании угледобывающей отрасли на основе управления конкурентоспособностью ее продукции.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• Уточнены понятия рыночной стратегии;
• Уточнены понятия конкурентоспособности продукции, методы ее оценки применительно к проблематике исследования;
• Дана общая характеристика предприятий ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания» и АО «Сибирская угольная энергетическая компания» с точки зрения их позиционирования на рынке угольной продукции;
• Проанализированы существующие системы управления конкурентоспособностью продукции компаний;
• Проанализированы текущие рыночные стратегии компаний, выявлены слабые стороны и недочеты;
• Предложена новая (авторская) обобщенная методика разработки рыночной стратегия компании на основе управления конкурентоспособностью ее продукции;
• Дана оценка эффективности от внедрения предложенных стратегий;
• На основе оценки эффективности предложенных стратегий разработаны рекомендации по выбору оптимальной стратегии с точки зрения конкурентоспособности компании.
Объектами исследования являются угледобывающие предприятия ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания» и АО «Сибирская угольная энергетическая компания»
Предметом исследования выступают рыночные стратегии и конкурентоспособность продукции ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания» и АО «Сибирская угольная энергетическая компания»
Разработанность проблематики исследования. Несмотря на большой вклад ученых в разработку темы исследования, нельзя не отметить, что в трудах отечественных и зарубежных авторов очень редко прослеживается комплексная методика формирования рыночной стратегии угольного предприятия. Самые поздние труды (в основном, диссертации) датируются 1999г. На мой взгляд, самая основная работа 1991г. - Доклад «Особенности разработки маркетинговой стратегии на угольном рынке России» на симпозиуме "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99" Москва, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99, авторами которого являются В.Л. Сафонов и профессор, доктор экономических наук С.С. Лихтерман.
Недостаточно уделяется внимание рассмотрению различных подходов к формированию рыночной стратегии конкретно для угледобывающего предприятия, особенно, на основе анализа конкурентоспособности его продукции. А как было сказано выше, конкурентоспособность добываемого угля - основа деятельности угледобывающего предприятия.
Существующие методики формирование рыночной стратегии угледобывающих предприятий характеризуются односторонним подходом и не учитывают множество постоянно меняющихся требований, предъявляемых внешней средой предприятия.
Все это определило мой выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Основные результаты исследования, полученные лично автором и обладающие признаками научной новизны. Для совершенствования рыночной стратегии автором разработана и предложена общая методика (концепция) формирования рыночной стратегии, как для малых и средних угледобывающих компаний, так и для крупных
Практическая ценность работы. Практическое использование разработанной автором концепции позволит предприятиям отрасли снизить себестоимость своего угля, увеличить прибыль, расширить долю рынка, т.е. в конечном итоге значительно увеличить их конкурентоспособность.
Апробация работы была проведена на предприятии ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри» на заседании Совета директоров.
Публикации по теме исследования: автором опубликовано 2 научные работы общим объемом более 20л.
Структура работы. При написании научной квалификационной работы широко использовалась литература и периодические издания по маркетингу, стандартизации и управлению качеством, а также практические материалы деятельности компаний.
В соответствии с изложенными целями и задачами диплом состоит из трех частей (глав).
В первой части работы рассматриваются теоретические и методические аспекты разработки рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции в угольной промышленности. В рамках данного раздела рассматривается рыночная стратегия в угольной промышленности, аспекты ее разработки, а также понятие конкурентоспособности продукции в угольной промышленности: понятие, сущность, оценка
Вторая часть работы заключается в разработке рыночных стратегий угледобывающих компаний (на примере ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания» и АО «Сибирская угольная энергетическая компания»). В данном разделе говорится об основных направлениях деятельности компаний, оценивается внешняя и внутренняя среды предприятий, проводится детальный анализ конкурентоспособности продукции компаний и, в итоге, разрабатывается рыночная стратегия для каждой компании
В третьей части работы оцениваются результаты разработанных во второй главе стратегий, выявляются недостатки, разрабатываются пути улучшения, а также создается общая уникальная концепция разработки и внедрения рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции на угледобывающих предприятиях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В научной квалификационной работе (НКР) - диссертации аспиранта были рассмотрены проблемы разработки рыночной стратегии на основе анализа конкурентоспособности продукции в угольной промышленности на примере трех компаний: ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри» (малая компания), ООО «Восточная горнорудная компания» (средняя компания) и АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (крупная компания).
На основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:
• В угольной промышленности самым важным в комплексе факторов, определяющих конкурентоспособность продукции, является ее качество, т.к. от качества угля зависит не только его стоимость, но и выбор рынка сбыта (для энергетических нужд или для нужд коксохимической и металлургической промышленности). От качества угля во многом зависят экономические показатели работы не только предприятий угольной промышленности, но и других отраслей народного хозяйства.
• Продукция анализируемых компаний является вполне конкурентоспособной:
- У ЗАО «МРН» вполне конкурентоспособна на внутреннем энергетическом рынке РФ,
- У ООО «ВГК» конкурентоспособна как на внутреннем рынке региона (Сахалин), так и на международном(Азиатском) рынке.
- У АО «СУЭК» абсолютно конкурентоспособна как на внутреннем рынке РФ, так и на международном.
• Компании являются надежными поставщиками своей продукции, что, несомненно, делает их привлекательными и конкурентоспособными.
• Существующая в компаниях рыночная стратегия подходит в современных условиях на рынке, но требует корректировки.
• Для совершенствования рыночной стратегии автором разработана и предложена общая методика (концепция) формирования рыночной стратегии, как для малых и средних угледобывающих компаний, так и для крупных:
- для малых и средних: открытые горные работы, т.к. они менее затратные; выемка угля селективным способом, что позволит минимизировать затраты на технику и автотранспорт, а также на обогащение; установка дробильно-сортировочного комплекса для получения необходимого качества и размера угля без обогащения; реализация со своего склада для исключения транспортной составляющей в стоимости угля
- для крупных: подходит любая добыча (и открытым способом, и подземным); строительство обогатительной фабрики с большими мощностями для повышения конкурентоспособности своей продукции и, возможно, обогащения угля других компаний и повышения за этот счет своей прибыли; обустройство портовых и ж/д инфраструктур, диверсификация своей деятельности за счет перегрузки и перевалки продукции сторонних компаний; лоббирование своих интересов в правительстве за счет объединения с аналогичными крупными угледобывающими предприятиями.
• Практическое использование разработанной автором концепции позволит предприятиям отрасли снизить себестоимость своего угля, увеличить прибыль, расширить долю рынка, т.е. в конечном итоге значительно увеличить их конкурентоспособность.


1. Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 2002.
2. Абрамова Г.П. Маркетинг. Вопросы и ответы. Рыночная экономика для всех. - М.: Юнити, 2004. - 117 с.
3. Адмираал П. Куда идет Россия? / /Проблемы теории и практики управления. - 1995 г. - № 4. - С.8 — 13.
4. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). - М.: Экономика, 1982. - 256 с.
5. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Типография «Новости», 2000
6. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике. - М.: Маркетинг, 1999 - №2. - С.3-19.
7. Ансофф И. - Стратегическое управление - М.: Экономика, 2005.
8. Аренков И.А. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития. - СПб.: Изд-во СПБГУЭиФ, 2001
9. Аренков И. А., Бичун Ю.А. Бизнес-комуникации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2001
10. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Хан Н.Х. Маркетинг. - М.: Экономика, 1999.
11. Бедрань Н.Г., Скоробогатова Л.М. Переработка и качество полезных ископаемых. - М.: Недра, 1986. - 272 с.
12. Белорус О., Майценко Ю. Конкурентоспособность в современном глобальном мире. - М.: Экономический журнал XXI. - 2002. -№9. - С.12.
13. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз — М.: Финансы и статистика, 2001
14. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. перераб. и дополн. изд. М.: АОЗТ "Интерэксперт", "ИНФРА-М". - 1995. - 528 с.
15. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х т. Т. II: Пер. с фр.- М.: Междунар. Отношения. - 1994. - 720 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ