Актуальность темы исследования
Переход к рыночным отношениям изменил ситуацию в топливно-энергетическом комплексе России. Особенно в части организации процесса обеспечения углем промышленности и сельского хозяйства. Большая часть предприятий, которые входили в министерства или ведомства, получили экономическую самостоятельность и стали субъектами рынка, стали определять требования к покупательским свойствам товара, объемам его потребления и приемлемому уровню цен. Все это сопровождалось существенным сокращением спроса на уголь со стороны предприятий промышленности и сельского хозяйства, значительным увеличением себестоимости добычи, снижением объема дотаций на поддержание отрасли.
В условиях конкурентной борьбы и сокращающегося рынка главная роль в производственной цепочке сместилась от добычи к сбыту угольной продукции, т.к. его надо быстро и выгодно реализовать, опередив своих конкурентов. Руководство компании желает знать: где можно прибыльно продавать свою продукцию; какую цену можно назначить за товар; с каким объемом угля следует выходить на рынок; где меньше риск встретить неплатежеспособного или недобросовестного покупателя. Конечно, это во многом зависит от опыта, интуиции и искусства руководителя угледобывающего предприятия. Но это искусство будет иметь больше шансов на успех, если оно базируется на современных знаниях методологии и инструментария маркетинга.
В настоящее время методика рыночного исследования и коммерческая информация являются одним из самых дорогих и востребованных товаров на рынке. Ни одно угледобывающее предприятие не может себе позволить постоянно обращаться к помощи консалтинговых фирм, выполняющих исследования в области маркетинга и обладающих соответствующими знаниями. В сложившейся ситуации разработка рыночной стратегии угледобывающего предприятия, позволяющей принимать решения относительно рынка сбыта, позиционирования своего товара и политики в отношении конкурентов, является актуальной задачей и приобретает сегодня для шахт и разрезов особое значение.
Выбор предприятия угольной промышленности в качестве объекта исследований сделан по причине того, что угольная промышленность является перспективной, развивающейся и прибыльной, так как объемы потребления угля с каждым годом растут как показано на рис.1 (в 2016 году потребление каменного угля в Европе было больше, чем в США, и по сравнению с 2015 годом увеличилось на 3,3%, а в 2016 году - еще на 3%. Кроме того, в некоторых странах ЕС количество произведенной с его помощью электроэнергии за год выросло на 50%1). В марте 2017 года экспорт угля из России вырос на 18% к аналогичному периоду прошлого года. Минэнерго России ожидает, что рост экспорта угля по итогам 2017 года составит 2,7-3,3%, а добыча возрастет на 3,1% (за счет энергетического угля)2.
Рис. 1. «Среднесрочный прогноз экспорта энергетического угля в мире (млн.т.)»
Уголь - это не только основа топливно-энергетического комплекса, но и необходимый ресурс в металлургии и коксохимической промышленности. В ежеквартальном прогнозе «Ресурсы и энергия» Правительства Австралии за I квартал 2017 г. предполагается небольшое снижение объемов мировой торговли углем в краткосрочной перспективе с их последующим восстановлением выше значений 2016 года в среднесрочной. При этом в соответствии с российскими ожиданиями экспорт энергетического угля из России будет только возрастать.
Темпы роста российского экспорта угля ускорились. В марте экспорт угля из России вырос на 18% к аналогичному периоду прошлого года. Минэнерго России ожидает, что рост экспорта угля по итогам 2017 года составит 2,7-3,3%, а добыча возрастет на 3,1% (за счет энергетического угля)3. На дальнейшую поддержку российского угольного экспорта направлено распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2017 г. № 435 -р, закрепляющее расширение морского порта Ванино на Дальнем Востоке.
Рис.2. «Добыча угля в России и его экспорт (млн.т.)»
Разработанность проблематики исследования
Несмотря на большой вклад ученых в разработку темы исследования, нельзя не отметить, что в трудах отечественных и зарубежных авторов очень редко прослеживается комплексная методика формирования рыночной стратегии угольного предприятия. Самые поздние труды (в основном, диссертации) датируются 1999г. На мой взгляд, самая основная работа 1991г. - Доклад «Особенности разработки маркетинговой стратегии на угольном рынке России» на симпозиуме "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99" Москва, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99, авторами которого являются В.Л. Сафонов и профессор, доктор экономических наук С.С. Лихтерман;
Недостаточно уделяется внимание рассмотрению различных подходов к формированию рыночной стратегии конкретно для угледобывающего предприятия, особенно, на основе анализа конкурентоспособности его продукции. А как было сказано выше, конкурентоспособность добываемого угля - основа деятельности угледобывающего предприятия.
Существующие методики формирование рыночной стратегии угледобывающих предприятий характеризуются односторонним подходом и не учитывают множество постоянно меняющихся требований, предъявляемых внешней средой предприятия.
Все это определило мой выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Цель и задачи
Целью диссертационного исследования является разработка обобщенной методики (концепции) разработки и внедрения рыночной стратегии компании угледобывающей отрасли на основе управления конкурентоспособностью ее продукции.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Уточнены понятия рыночной стратегии;
Уточнены понятия конкурентоспособности продукции, методы ее оценки применительно к проблематике исследования;
Дана общая характеристика предприятий ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания» и АО «Сибирская угольная энергетическая компания» с точки зрения их позиционирования на рынке угольной продукции;
Проанализированы существующие системы управления конкурентоспособностью продукции компаний;
Проанализированы текущие рыночные стратегии компаний, выявлены слабые стороны и недочеты;
Предложена новая (авторская) обобщенная методология разработки рыночной стратегия компании на основе управления конкурентоспособностью ее продукции;
Дана оценка эффективности от внедрения предложенных стратегий;
На основе оценки эффективности предложенных стратегий разработаны рекомендации по выбору оптимальной стратегии с точки зрения конкурентоспособности компании.
Объекты и предмет исследования
Объектами исследования являются угледобывающие предприятия ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания» и АО «Сибирская угольная энергетическая компания»
Предметом исследования выступают рыночные стратегии и конкурентоспособность продукции ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания» и АО «Сибирская угольная энергетическая компания»
Научная новизна
Процесс разработки стратегии предприятия начался в 50-х годах 20 века и был направлен на развитие организации без учета составляющих организационной культуры предприятия. В середине 1970-х годов теория и практика формирования стратегии получили дальнейшее развитие на основе аналитического подхода, основоположником которого является И. Ансофф. Были сформированы рациональные школы стратегического планирования, каждая из которых обосновывала свое понимание категории «стратегия», подходы к разработке конкурентной стратегии организации, а также методологический инструментарий анализа делового окружения предприятия. При этом в основу процесса формирования стратегии была положена концепция бенчмаркинга. Ее положения нашли отражение в работах Б. Карлоффа, Ж.-Ж. Ламбена, М.Х. Мескона, К. Омэйя, М. Портера, А. Дж. Стрикленда, А.А. Томпсона, Д. Хасси, Г. Штайнера, и др. Значительный интерес представляют собой также исследования Д. Куина и Г. Минцберга, которые являются сторонниками стихийного подхода к созданию стратегии. Наряду с аналитическим возник маркетинговый подход к формированию стратегии повышения конкурентоспособности организации. Его основоположником является Ф. Котлер. Актуализация маркетингового подхода была вызвана ускорением жизненного цикла продукции и ориентацией на потребителя. В рамках стратегического маркетинга вопросы разработки стратегии рассматриваются в трудах К. Бэрри, Д. Дэя, С. Займана, Д.В. Кревенса, М. Мак-Дональда, А. Пулфорда, Э. Э. Смита, Дж. Эткинсона. В последнее время активно развивается новый подход к формированию стратегии повышения конкурентоспособности организации на основе положений концепции всеобщего управления качеством, представленный в работах Е. Ватсона, У.Э. Деминга, Дж. Джурана, К. Исикавы, Р. Каплана, Д. Нортона, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона и др.
Российская научная школа также внесла значительный вклад в разработку современных подходов к процессу формирования стратегии предприятия. В частности, в таких областях, как методология аналитического и маркетингового подхода к ее созданию, разработка системы решающих функций для оценки стратегических условий, стратегическое районирование, развитие экономико-статистических и маркетинговых методов анализа делового окружения фирмы, внедрение основных положений концепции всеобщего управления качеством (TQM) в деятельность организации. Это нашло отражение в работах ведущих российских ученых Ю.П. Адлера, О.С. Виханского, Е.А. Еорбашко, СИ. Ерадова, B.C. Ефремова, У.Е. Зиннурова, А.В. Зозулева, С.Д. Ильенковой, В.А. Качалова, И.П. Конева, М.Е. Кунявского, В.А. Лапидуса, В.В. Окрепилова, А.И. Панова, А.Н. Петрова, А.Е. Поршнева, Е.А. Резник, Ю.Б. Рубина, Н.Н. Тренева и др.
Несмотря на большой вклад ученых в исследование общих теоретических проблем разработки стратегий и конкурентоспособности, нельзя не отметить, что в трудах отечественных и зарубежных авторов очень редко прослеживается комплексная методика формирования рыночной стратегии угольного предприятия. Самые поздние труды (в основном, диссертации) датируются 1999г. На мой взгляд, самая основная работа 1991г. - Доклад «Особенности разработки маркетинговой стратегии на угольном рынке России» на симпозиуме "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99" Москва, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99, авторами которого являются В.Л. Сафонов и профессор, доктор экономических наук С.С. Лихтерман.
Недостаточно уделяется внимание рассмотрению различных подходов к формированию рыночной стратегии конкретно для угледобывающего предприятия, особенно, на основе анализа конкурентоспособности его продукции. А как было сказано выше, конкурентоспособность добываемого угля - основа деятельности угледобывающего предприятия.
Существующие методики формирование рыночной стратегии угледобывающих предприятий характеризуются односторонним подходом и не учитывают множество постоянно меняющихся требований, предъявляемых внешней средой предприятия.
Все это определило мой выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Практическая значимость диссертации
Практическое использование разработанной автором концепции позволит предприятиям отрасли снизить себестоимость своего угля, увеличить прибыль, расширить долю рынка, т.е. в конечном итоге значительно увеличить их конкурентоспособность.
Результаты работы могут быть использованы также в программах дополнительного профессионального образования уровня МВА для руководителей компаний угледобывающей отрасли.
Методология и методы исследования
В работе проведена оценка конкурентоспособности продукции ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания» и АО «Сибирская угольная энергетическая компания» по основным принципам И.Ансоффа и Г.Минцберга: рассмотрены миссия, видение и цели компаний, проанализированы и оценены внутренняя и внешняя среды компаний, рассмотрены сильные и слабые стороны (SWOT-анализ).
В теоретической части мною были описаны четыре различных подхода к разработке рыночной стратегии, но я рассмотрю рыночные стратегии компаний с двух разных точек, т.к. считаю их наиболее показательными и эффективными.
1. Первый подход к разработке рыночной стратегии - это Матрица возможностей по товарам и рынкам И.Ансоффа, представленная в таблице 1.
Табл.1. «Матрица возможностей по товарам и рынкам И.Ансоффа»
Существующий товар
Новый товар
Существующий рынок
Проникновение на
рынок
Развитие товара
Новый рынок
Развитие рынка
Диверсификация
Конец таблицы 1.
Согласно Матрице мною был сделан вывод, что компания:
A. ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри» пользуется стратегией развития рынка, т.к.:
• стремится расширить сбыт товара на уже существующих рынках (энергетика и металлургия).
• стремится расширить свой сбыт, выйдя на зарубежные рынки (Украина, Европа, Азия)
• «по-новому» предложить свой уголь за счет обогащения (для нужд металлургии)
B. ООО «Восточная горнорудная компания» на данном этапе своей деятельности использует стратегию развития товара, т.к. начинает реализовывать новые продукты(антрациты) на существующих рынках с целью увеличения своей рыночной силы C. Поскольку АО «СУЭК» состоит из множества предприятий, можно сказать, что в компании присутствуют все стратегии, что делает ее несомненным лидером не только в РФ, но и во всем мире. В компании постоянно проводятся маркетинговые исследования, подбираются необходимые в данный момент в данном месте стратегии. Если брать в целом, то стратегия СУЭК - это что-то между проникновением на рынок (при условии постоянного укрепления позиций) и диверсификацией, т.к. в компании постоянно изменяют технологии добычи и обогащения, тем самым выпуская на рынок улучшенную, а в некоторых случаях, абсолютно новую для определенных рынков продукцию (марку угля) и, захватывает все новые рынки сбыта, наращивая объемы добычи. При этом происходит постоянно развитие как рынка (привлечение большего числа покупателей, расширяя своя присутствие), так и развитие товара (постоянное повышение качества угля).
2. Второй подход, используемый в моей работе, матрица «BCG». Благодаря данной матрице я классифицировала каждую ассортиментную группу (марку угля) по ее доле на рынке относительно основных конкурентов.
На основании анализа матрицы мною были сделаны следующие выводы:
• руководству ЗАО «МРН» стоит обратить внимание на своевременность корректировок своих действий в отношении управления качеством продуктов и скорректировать рыночную стратегию согласно полученным показателям
• руководство ООО «ВГК» вполне своевременно корректирует свои действия, но ему стоит скорректировать рыночную стратегию для укрепления своих позиций как на региональном рынке, так и на международном
• руководство АО «СУЭК» своевременно корректирует свои действия и рыночную стратегию
Положения на защиту
• В угольной промышленности самым важным в комплексе факторов, определяющих конкурентоспособность продукции, является ее качество
• Продукция анализируемых компаний является вполне конкурентоспособной
• Компании являются надежными поставщиками своей продукции, что, несомненно, делает их привлекательными и конкурентоспособными.
• Существующая в компаниях рыночная стратегия подходит в современных условиях на рынке, но требует корректировки.
• Для совершенствования рыночной стратегии автором разработана и предложена общая методика (концепция) формирования рыночной стратегии, как для малых и средних угледобывающих компаний, так и для крупных, практическое использование которой позволит предприятиям отрасли снизить себестоимость своего угля, увеличить прибыль, расширить долю рынка, т.е. в конечном итоге значительно увеличить их конкурентоспособность.
Структура диссертации
При написании научной квалификационной работы широко использовалась литература и периодические издания по маркетингу, стандартизации и управлению качеством, а также практические материалы деятельности компаний.
В соответствии с изложенными целями, задачами и логикой работы НКР состоит из трех частей (глав):
• Глава 1. «Теоретические и методические аспекты разработки рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции в угольной промышленности»
• Глава 2. «Анализ существующих подходов к разработке рыночной стратегии угледобывающих компаний (на примере ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания», АО «Сибирская угольная энергетическая компания»)»
• Глава 3. «Пути повышения эффективности рыночной стратегии компаний ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания», АО «Сибирская угольная энергетическая компания».
В первой части работы рассматриваются теоретические и методические аспекты разработки рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции в угольной промышленности. В рамках данного раздела рассматривается рыночная стратегия в угольной промышленности, аспекты ее разработки, а также понятие конкурентоспособности продукции в угольной промышленности: понятие, сущность, оценка
Вторая часть работы заключается в анализе и разработке рыночных стратегий угледобывающих компаний (на примере ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Восточная горнорудная компания» и АО «Сибирская угольная энергетическая компания»). В данном разделе говорится об основных направлениях деятельности компаний, оценивается внешняя и внутренняя среды предприятий, проводится детальный анализ конкурентоспособности продукции компаний и, в итоге, разрабатывается рыночная стратегия для каждой компании
В третьей части работы оцениваются результаты разработанных во второй главе стратегий, выявляются недостатки, разрабатываются пути улучшения, а также создается общая уникальная концепция разработки и внедрения рыночной стратегии на основе управления конкурентоспособностью продукции на угледобывающих предприятиях.
Апробация результатов
Апробация работы была проведена на предприятии ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри». Предложения автора были доложены и одобрены на заседании Совета директоров компании. Так же работа была заслушана на ежегодном собрании предприятий, входящих в состав АО «Сибирская угольная энергетическая компания», по защите стратегий. Основные результаты работы докладывались на ряде международных и отечественных конференций, в том числе на Всероссийском молодежном научно-практическом форуме «Горная школа-2017» и «Горная школа-2018».
Публикации по теме исследования: автором опубликовано 2 научные работы общим объемом более 20 п.л..
• Хаспекова В.П. - «Институциональные ограничения повышения конкурентоспособности российских угледобывающих предприятий на мировом рынке угля», «Инновации и инвестиции» (ISSN-2307-180X), №2, 2018г.
• Хаспекова В.П. - «Влияние тенденций российского и мирового рынка угля на разработку рыночной стратегии угледобывающих предприятий», «Экономика: вчера, сегодня, завтра», (ISSN 2222-9167), №1, 2018г.
В научной квалификационной работе (НКР) - диссертации аспиранта были рассмотрены проблемы разработки рыночной стратегии на основе анализа конкурентоспособности продукции в угольной промышленности на примере трех компаний: ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри» (малая компания), ООО «Восточная горнорудная компания» (средняя компания) и АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (крупная компания).
На основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:
• В угольной промышленности самым важным в комплексе факторов, определяющих конкурентоспособность продукции, является ее качество, т.к. от качества угля зависит не только его стоимость, но и выбор рынка сбыта (для энергетических нужд или для нужд коксохимической и металлургической промышленности). От качества угля во многом зависят экономические показатели работы не только предприятий угольной промышленности, но и других отраслей народного хозяйства.
• Продукция анализируемых компаний является вполне конкурентоспособной:
- У ЗАО «МРН» вполне конкурентоспособна на внутреннем энергетическом рынке РФ,
- У ООО «ВГК» конкурентоспособна как на внутреннем рынке региона (Сахалин), так и на международном(Азиатском) рынке.
- У АО «СУЭК» абсолютно конкурентоспособна как на внутреннем рынке РФ, так и на международном.
• Компании являются надежными поставщиками своей продукции, что, несомненно, делает их привлекательными и конкурентоспособными.
• Существующая в компаниях рыночная стратегия подходит в современных условиях на рынке, но требует корректировки.
• Для совершенствования рыночной стратегии автором разработана и предложена общая методика (концепция) формирования рыночной стратегии, как для малых и средних угледобывающих компаний, так и для крупных:
- для малых и средних: открытые горные работы, т.к. они менее затратные; выемка угля селективным способом, что позволит минимизировать затраты на технику и автотранспорт, а также на обогащение; установка дробильно-сортировочного комплекса для получения необходимого качества и размера угля без обогащения; реализация со своего склада для исключения транспортной составляющей в стоимости угля;
- для крупных: подходит любая добыча (и открытым способом, и подземным); строительство обогатительной фабрики с большими мощностями для повышения конкурентоспособности своей продукции и, возможно, обогащения угля других компаний и повышения за этот счет своей прибыли; обустройство портовых и ж/д инфраструктур, диверсификация своей деятельности за счет перегрузки и перевалки продукции сторонних компаний; лоббирование своих интересов в правительстве за счет объединения с аналогичными крупными угледобывающими предприятиями.
• Практическое использование разработанной автором концепции позволит предприятиям отрасли снизить себестоимость своего угля, увеличить прибыль, расширить долю рынка, т.е. в конечном итоге значительно увеличить их конкурентоспособность.
1. Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 2002.
2. Абрамова Г.П. Маркетинг. Вопросы и ответы. Рыночная экономика для всех. - М.: Юнити, 2004. - 117 с.
3. Адмираал П. Куда идет Россия? / /Проблемы теории и практики управления. - 1995 г. - № 4. - С.8 — 13.
4. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). - М.: Экономика, 1982. - 256 с.
5. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Типография «Новости», 2000
6. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике. - М.: Маркетинг, 1999 - №2. - С.3-19.
7. Ансофф И. - Стратегическое управление - М.: Экономика, 2005.
8. Аренков И.А. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития. - СПб.: Изд-во СПБГУЭиФ, 2001
9. Аренков И. А., Бичун Ю.А. Бизнес-комуникации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2001
10. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Хан Н.Х. Маркетинг. - М.: Экономика, 1999.
11. Бедрань Н.Г., Скоробогатова Л.М. Переработка и качество полезных ископаемых. - М.: Недра, 1986. - 272 с.
12. Белорус О., Майценко Ю. Конкурентоспособность в современном глобальном мире. - М.: Экономический журнал XXI. - 2002. -№9. - С.12.
13. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз — М.: Финансы и статистика, 2001
14. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. перераб. и дополн. изд. М.: АОЗТ "Интерэксперт", "ИНФРА-М". - 1995. - 528 с.
15. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х т. Т. II: Пер. с фр.- М.: Междунар. Отношения. - 1994. - 720 с.
...