Аннотация 1
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ 8
1.1. Понятие себестоимости продукции и ее виды 8
1.2. Сущность и значение управления себестоимостью продукции предприятия 17
1.3. Система управления себестоимостью продукции промышленного предприятия 19
1.4. Методы управления себестоимостью продукции предприятия 22
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ В AO "АЛЮМИНИЙ МЕТАЛЛУРГ РУС" 28
2.1. Организационно - экономическая характеристика деятельности AO "Алюминий Металлург Рус" 28
2.2. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции 31
2.3. Факторный анализ себестоимости 36
2.4. Оценка эффективности управления себестоимостью в Обществе 40
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ В AO "АЛЮМИНИЙ МЕТАЛЛУРГ РУС" 44
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию управления себестоимостью продукции 44
3.2. Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий по управлению себестоимость продукции в Обществе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
На современном этапе развития экономики в России промышленные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность с целью завоевания большей доли рынка и в условиях быстрорастущей конкуренции. В связи с этим, удержание лидирующих позиций на рынке товаров и услуг возможно при более низкой себестоимости производимой и выпускаемой продукции, также при оптимальном соотношении цены и качества.
В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности организации. При этом с переходом к современному состоянию рыночной экономики понимание себестоимости и ее значения претерпевает определенные изменения, выводящие данный показатель на новый этап экономических отношений.
Одной из актуальных экономических проблем современного бизнеса, направленного на удовлетворение потребителя, является проблема управления себестоимостью. от ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширения воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д.
Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что решение проблемы управления себестоимостью выпускаемой продукции с целью снижения затрат на стадиях разработки, планирования, проектирования и производства является одним из главных средств обеспечения конкурентоспособности предприятия в современных условиях работы на потребительском рынке.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления себестоимостью продукции предприятия.
Предметом исследования является система управления себестоимостью продукции.
Объектом исследования в рамках выпускной квалификационной работы является деятельность предприятия AO "Алюминий Металлург Рус" (АО "АМР").
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы управления себестоимостью продукции предприятия;
• выполнить анализ структуры и динамики себестоимости продукции Общества;
• провести факторный анализ себестоимости продукции;
• дать оценку эффективности управления себестоимостью продукции в AO "АМР";
• разработать мероприятия по совершенствованию управления себестоимостью продукции на исследуемом предприятии.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе "Теоретические основы управления себестоимостью продукции" раскрыты сущность и значение управления себестоимостью продукции, определено понятие себестоимости и рассмотрены ее виды, рассмотрены система и методы управления себестоимостью продукции.
Во второй главе "Оценка управления себестоимостью продукции в AO "Алюминий Металлург Рус" дана организационно - экономическая характеристика деятельности Общества; выполнен анализ структуры и динамики себестоимости продукции, выполнен факторный анализ себестоимости; дана оценка эффективности управления себестоимостью в Обществе.
В третьей главе "Совершенствование управления себестоимостью продукции в AO "Алюминий Металлург Рус" разработаны мероприятия по совершенствованию управления себестоимостью на предприятии и дано экономическое обоснование предлагаемых мероприятий.
В процессе написания выпускной квалификационной работы была рассмотрена организация управления себестоимостью продукции на исследуемом предприятии.
В работе приведена характеристика деятельности AO "АМР", выполнен анализ структуры и динамики себестоимости продукции, факторный анализ себестоимости, дана оценка эффективности управления себестоимостью в Обществе.
Основной вид деятельности AO "АМР" - производство продукции из алюминия и его сплавов.
В процессе анализа мы выяснили, что основную долю в общих затратах на производство составляют затраты, связанные с использованием предметов труда - материальные затраты.
Темп роста выручки опережал темп роста полной себестоимости, что повлияло сокращение затрат на рубль продукции на 21%..
Затраты AO "АМР" являются дегрессивными, т.к. темп роста выручки опережает темп роста затрат. Данная тенденция приводит к росту прибыли от продаж.
В структуре суммарных затрат на производство и реализацию продукции в 2015г. преобладает себестоимость продаж (87,5%), при этом структура меняется в направлении увеличения ее удельного веса.
Анализируя этапы формирования себестоимости продукции AO "АМР", можно заметить поэтапное снижение показателя расходов, что не характерно для растущей организации и свидетельствует о вероятном дальнейшем снижении объема производства и реализации продукции.
Показатели контролируемости расходов в AO "АМР", от которых отчасти зависит и устойчивость и качество прибыли, в целом неустойчивы, их колебания не находятся в пределах от +10 до -10% от уровня 2014 года.
Все это может свидетельствовать о не эффективной политике управления себестоимостью продукции в AO "АМР".
В третьей главе представленной выпускной квалификационной работы предложены мероприятия по совершенствованию управления себестоимостью продукции в AO "Алюминий Металлург Рус".
В качестве механизма модернизации организационной и информационной структуры производственно-управленческой деятельности AO "АМР" может быть использована комплексная методология и основанный на ней аналитический инструментарий контроллинга как функционально обоснованное направление организационно-экономической деятельности для обеспечения процесса принятия эффективных стратегических и оперативных управленческих решений.
Контроллинг затрат является одной из важных составляющих общей системы управления стратегическим развитием предприятия. Контроллинг затрат при правильной его организации с учетом особенностей функционирования промышленного предприятия позволит рационально использовать его ресурсный потенциал, необходимый субъекту хозяйствования для его стратегического развития.
Рациональное управление затратами на предприятии с помощью интегрированной системы контроллинга создает соответствующий запас прочности и повышает его эффективность, то есть предприятие усиливает способность к защите своих рыночных интересов и получает возможность при прочих равных условиях получить большую прибыль или создать необходимый запас ресурсного потенциала для будущего развития.
Для исчисления целевой себестоимости рекомендовано использовать инструмент превентивного контроля и экономии затрат ещё на стадии проектирования - метод "таргет-костинг".
Для снижения себестоимости продукции AO "АМР" можно порекомендовать внедрить аутсорсинг. Аутсорсинг - распространенный механизм, позволяющий бизнесу минимизировать расходы на содержание персонала. Обществу рекомендовано перевести на аутсорсинг такие функции вспомогательных производств как: ремонт производственного оборудования, организация питания, уборка производственных и офисных помещений. Такой перевод обеспечит снижение себестоимости на 20977 тыс. руб.
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.11.2016)
3. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия / Табурчак П.П., Викуленко .Е.: Учебное пособие для вузов - Спб.: ХимИздат, 2013
4. Анализ финансовой отчетности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов направлений подготовки 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавриат)/ Е.В. Смирнова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015
5. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2014.
6. Вахрушина М.. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям/ М.. Вахрушина. - 6-е изд., исп. - М.: Национальное образование, 2014
7. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Юнити-Дана, 2013
8. Демина И.Д. Теория и практика применения современных методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции [Электронный ресурс]: монография/ Демина И.Д., Меркущенков С.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Русайнс, 2015
9. Иванов И.В. Финансовый менеджмент. Стоимостной подход [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Иванов И.В., Баранов В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Альпина Паблишер, 2016
10. Иванилова С.В. Экономика организации [Электронный ресурс]: учебное пособие для ССУЗов/ Иванилова С.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016
11. Игнатьева М. Ю. Контроллинг затрат в современных условиях // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. №6 (96).
12. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений. М.: Омега-Л, 2010.
13. Казакова Н.. Экономический анализ: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 343 с. - (Высшее образование).
14. Лысенко Д.В. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 478 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
15. Менеджмент. 5-е издание. Авторы: Олег Виханский, Александр Наумов. Москва, Инфра-М, 2013.
...