Работа сделана по произведению «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой
Введение 3
1. Теоретические основы изучения произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 4
1.1. История создания произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 4
1.2. События произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 6
2. Практический анализ выживания в плену среди горцев Жилина и Костылина – героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник 7
2.1. Особенности выживания в плену среди горцев Жилина и Костылина – героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник 7
2.2. Сравнительная характеристика выживания в плену среди горцев Жилина и Костылина – героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник 9
Заключение 11
Список использованных источников 12
Актуальность. В истории русской культуры есть немало имен выдающихся деятелей, ученых, мыслителей, художников, писателей, которые составляют славу и гордость нации. Среди них одно из самых почетных мест по праву принадлежит Льву Николаевичу Толстому, великому творцу, создавшему бессмертные образы и характеры, которые остаются актуальными и в наши дни. Таковым становится и образ «кавказского пленника» – человека высокой нравственности. В рассказе «Кавказский пленник» Толстой хочет сказать главное – правду, правду о человеке и о месте этого человека в обществе, причем в обществе ему чуждом, совершенно чужом. Эта тема не теряет своей актуальности на протяжении уже нескольких веков.
Объект проекта: главные герои произведения «Кавказский пленник».
Предмет проекта: особенности выживания в плену среди горцев главных героев произведения «Кавказский пленник» Жилина и Костылина.
Цель проекта: изучить как выжить в плену среди горцев? (по мотивам произведения «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого).
Задачи проекта:
1. Раскрыть историю создания произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
2. Обосновать особенности выживания в плену среди горцев Жилина и Костылина.
3.Составить сравнительную характеристику выживания в плену среди горцев Жилина и Костылина.
Гипотеза проекта: предположим, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями и выжить в плену.
Методы проекта: теоретический анализ специальной литературы, интернет-источников, обобщение, конспектирование.
Таким образом, события, описанные Львом Николаевичем в рассказе, происходили больше 100 лет назад. Российские войска, защищавшие дружеские народы Кавказа от набегов племён кавказских горцев, имевших тесные связи с мусульманской Турцией, постепенно продвигались от крепости к крепости. Горцы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Журналы и газеты того времени охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену. Известно, что в основе рассказа лежит реальное происшествие – нападение горцев на Толстого и четырёх других офицеров, отставших от обоза.
Главная мысль рассказа – яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины Жилина своему товарищу – человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому – Костылину. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего – освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Л.Н. Толстой все время подчеркивает, что Жилин по отношению к Костылину, несмотря на все его поведение, проявляет большую терпимость. Один раз во время первого побега – и то мысленно – обругал... себя: «И черт меня дернул эту колоду с собой брать. Один бы я давно ушел». Но тут же «подхватил опять на плечи, попер». При прощании с ним (второй побег) Жилин поцеловался с Костылиным, не чувствуя, по-видимому, никаких обид на него. Л.Н. Толстой внушает читателю, что человечность в том и заключается, чтобы принимать человека, каков он есть, не паниковать, не презирать его, а стремиться помочь ему.
1. Гуданова Г.И. Тема дружбы в рассказе Кавказский пленник / Г.И. Гуданова. Витебск, 2006. – 120 с.
2. Коровина В. Я. Литература. 5-й класс / В. Я.Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2018. – 305 с.
3. Ломуков К.Н. Очерк жизни и творчества Л. Толстого / К.Н. Ломуков М.: Наука, 2017. – 120 с.
4. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера / Ф.Ф.Торнау. М.: Наука, 2015. – 40 с.
5. Шишмаренкова Г. Я. Изучение рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» на уроке литературы в школе / Г. Я. Шишмаренкова [электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращение 23.01.2023)