Введение 3
1. Теоретико - методологические основания изучения финансовой безопасности домохозяйств 8
1.1. Социологические подходы к анализу феномена безопасности 8
1.2. Финансы как технология социальной безопасности 19
1.3. Теоретические основания концепции финансовой безопасности домохозяйств в рамках поведенческой экономики 23
2. Финансовая безопасность как финансовая грамотность домохозяйств 34
2.1 Причины возникновения программы «финансовая грамотность» 34
2.2 Финансовая безопасность в России: проблемы и тенденции 41
3. Эмпирическое исследование "Социальный аспект в области финансовой безопасности домохозяйств" 55
3.1 Методика проведения эмпирического социологического исследования 55
3.2 Результаты социологического исследования и их обоснование. 58
Заключение 80
Список литературы 82
Приложение 1 87
Приложение 2 96
Приложение 3 106
Домохозяйства могут выгодно интегрироваться в экономику, используя различные финансовые продукты, такие как страховые полисы, инвестиции и микрокредит. Они также могут платить налоги, чтобы оказать поддержку инфраструктуре и другим социальным проектам. Таким образом, домохозяйства могут стимулировать рост экономики и приносить полезную помощь всему обществу.
Финансовые продукты - это широкий спектр услуг и продуктов, которые помогают людям эффективно управлять их финансовыми активами. Они включают в себя такие продукты как страховые полисы, инвестиционные продукты, пенсионные планы, кредиты и многое другое. Они могут помочь домохозяйствам сохранить и наращивать свой денежный капитал, а также получать доступ к прибыли и доходу от успешных инвестиций.
Однако, где есть финансовые продукты, обязательно присутствуют и риски, которые можно разделить на информационные и социальные. К социальным рискам относится: потеря работы, ухудшение здоровья, становление недееспособным выполнять ту работу, в который ты наиболее компетентен. При использовании финансовых продуктов существует риск потери денежных средств. Некоторые продукты связаны с большими рисками, которые могут привести к большой потере денег. Поэтому перед использованием финансовых продуктов важно обратить внимание на все возможные риски и преимущества, а также принять во внимание условия для их использования.
Еще одним актуальным информационным риском является недостаток знаний. Недостаток образования в области финансовой безопасности является вопросом социальной и практической необходимости. Планируя и управляя финансовыми делами, люди могут достичь своих длительных целей и предотвратить совершение финансовых ошибок, которые могут быть дорогостоящими для них в будущем.
Недостаток образования в области финансового управления может привести к большим расходам и проблемам в будущем. Это означает, что может быть сложно достичь краткосрочных и долгосрочных финансовых целей, а также может быть затрачено неоправданно много финансовых ресурсов на нецелевые проекты или планы.
Последние пару лет в нашей стране активно вводятся программы по повышению уровня финансовой грамотности среди населения для обеспечения их будущей финансовой безопасности. Остановимся немного подробнее на портрете финансово грамотного человека внутри нашей страны.
В соответствии с размером и типом семьи меняется показатель финансовой грамотности. Уровень знаний в этой области выше всего в составе семей с 1-2 несовершеннолетними детьми. В семьях с 3 и более детьми, а также неполных семьях (один родитель), уровень финансовой грамотности значительно меньше.
Вот, что НАФИ пишет про взаимосвязь финансовой грамотности и финансовой безопасности: «Финансовая безопасность – важная составляющая финансовой грамотности. Треть респондентов (34%) не смогли правильно указать связь между высокой доходностью и высоким риском денежных вложений. Каждый третий владелец банковской карты (31%) сталкивался с попытками мошенничества. Чаще всего мошенники пытались узнать данные карты или добиться перевода денег на подставные счета. 4% владельцев карт признались, что понесли финансовые потери в результате мошеннических действий». Здесь мы начинаем понимать взаимосвязь двух понятий, что именно из одного вытекает другое.
Стоит также отметить, что чуть меньше половины количества населения стремится к новым знаниям в данной области. По данным НАФИ, «Значительная часть населения (43%) заинтересованы в получении новых знаний в сфере финансов. Самая востребованная тема – способы защиты от мошенничества. Женщины проявляют интерес к финансовым темам чаще мужчин и больше открыты к учебе: повысить свою информированность в сфере финансов хотели бы 45% женщин и 39% мужчин». [51]
Проблема данного исследования заключается в обеспечении безопасного финансового состояния домохозяйств, при котором сформирован их достаточный уровень персональных финансовых ресурсов для финансирования их жизненных потребностей, инвестирования и страхования обеспечения за счет финансовой вовлеченности и финансовой грамотности субъектов.
Предполагается получить результаты, которые подтвердят или опровергнут следующую гипотезу–представители домохозяйств отожествляют понятия финансовой безопасности и финансовой грамотности. Введение в домохозяйства эффективных методов инвестирования и страхования бюджета не только поможет людям достичь финансового благосостояния, но и обеспечит их финансовую безопасность.
Для верификации выдвинутой гипотезы, было проведено эмпирическое исследование на тему финансовая безопасность домохозяйств, в основе которого лежала количественная и качественная стратегии. Выборка осуществлялась на основе доступных случаев.
Целью является исследование безопасного финансового состояния домохозяйств и вовлеченность в процессы взаимодействия с финансовыми продуктами и услугами.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть социологические подходы к анализу феномена финансовой безопасности;
• рассмотреть финансы, как технологию социальной безопасности;
• рассмотреть анализ подходов к исследованию социальных рисков в сфере финансов;
• рассмотреть причины возникновения программы «финансовой грамотности»;
• проработать материалы про финансовую безопасность в России;
• определить методику проведения эмпирического исследования;
• дать обоснование и сделать выводы по результатам социологического исследования.
Актуальность данной проблемы можно описать следующим образом. В последние годы все чаще вводятся программы по повышению финансовой грамотности среди населения, все чаще люди начинают интересоваться грамотным распределением своих финансов, а также с минимизацией рисков, присутствующих в данной области, получения знаний в данной сфере является необходимым для большинства граждан.
Объект исследования - домохозяйства.
Эмпирический объект исследования - молодые семьи (молодых семей из Санкт-Петербурга до 35 лет).
Предметом исследования являются методы, которыми достигается финансовая безопасность молодых домохозяйств.
Методами сбора и анализа данных является смешанная стратегия. Произведен количественный метод исследования, где респондентам было предложено пройти структурированное интервью. В дальнейшей интерпретации данных была использована программа SPSS, а именно корреляционный анализ данных. Качественным же методом выступило интервью. Было проинтервьюировано 30 человек по 10 из каждой категории людей (18-24, 25-30, 31-35 лет). Описание и транскрипт представлены в третьей главе.
Теоретико-методологическая база исследования будет включать в себя работы таких авторов, как де Геде (deGoede) и Лангле (Langley, P.),Лаццарато(Lazzarato, M.),Берлант(Berlant, L.),Биссел (Bissell, D.),Салливан(SullivanS.),Айткен (AitkenR.),Тикелл(TickellА.), Кейнс Дж. (KeynesJ.),а также Канеман Д. (KahnemanD.) и Тверски(TverskyА.).
Основной целью исследования являлось узнать, что значит быть финансово защищенным для молодых домохозяйств, отожествляют лидомохозяйства понятия финансовой безопасности и финансовой грамотности, а также, что быть финансово грамотным значит быть в финансовой безопасности. Для понимания данной темы были разобраны ряд теорий де Геде М. иЛаглиП. и теория связывающая финансовую безопасность с повседневной жизнью, Лаццарато М., Берлант Л., Бисселл Д., чья теория легла в доказательство выводов о повседневных практиках домохозяйств,Салливан С., Айткен Р., чья теория легла в доказательство того, что финансы и инвестиции в руках финансово-грамотных представителей домохозяйств может помочь обеспечить будущее своих семей, Тикелл А., Кейнс Дж., а также Канеман Д. и Тверски А., и других авторов, которые освещали свои идеи. Благодаря связи теории с целью, а также проведенному исследованию, удалось доказать поставленную гипотезу.
По приведенным выше выводам следует ряд заключений:
• Раздел бюджета способствует более грамотному планированию;
• У людей, которые имеют личный сформированный финансовый план, финансовое состояние лучше, чем у тех, кто не имеет личного плана;
• Финансовая грамотность приобретается с опытом, а вместе с ней происходит укрепление финансовой безопасности;
• Представители домохозяйств видят прямую зависимость между финансовой грамотностью и финансовой безопасностью;
• Планированием своего будущего с финансовой стороны занимается меньшая часть опрошенных;
• Подавляющая часть опрошенных предпочитают разделять бюджет только на расходы и сбережения.
• Высокий уровень финансовой грамотности не означает грамотное распределение финансов внутри домохозяйств;
• Высокий уровень финансовой грамотности у молодежи не значит, что они финансово защищены.
Для решения первых трех задач в первой главе исследования была разобрана литература, связанная с распределением финансов и причин такого поведения у домохозяйств, были представлены теории авторов, которые занимались исследованием данной тематики или работали в похожем направлении, были рассмотрены подходы к анализу домохозяйств и описаны некоторые концепции их финансовой грамотности.
Для решения четвертой и пятой задачи были разобраны программы повышения финансовой грамотности у населения, а также произведен анализ статистики уже проведенных исследований на предмет выявления причин, связанных с низкой финансовой грамотность и низким уровнем финансовой грамотности у представителей домохозяйств.
Проведение эмпирического исследования позволило сделать выводы по определенной ранее проблеме. Были выявлены социальные особенности финансовой безопасности у молодых домохозяйств, что позволило сформулировать вывод об основных тенденциях процесса повышения уровня финансовой безопасности и грамотности у молодых семей.
Из этого следует, что поставленные исследовательские гипотезы, что представители домохозяйств отожествляют понятия финансовой безопасности и финансовой грамотности и, что введение в домохозяйства эффективных методов инвестирования и страхования бюджета не только поможет людям достичь финансового благосостояния, но и обеспечит их финансовую безопасность – частично подтвердились.
1. Аганбегян А. Г. О восстановлении сохранности народа России, подорванной короновирусной пандемией // Сбережение населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни. М. 2022. С. 37 - 46
2. Александрова О. А., Аликперова Н. В., Борковская Е. И. Финансовое поведение населения // Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук. М. 2021.С. 8-10
3. Александрова О. А., Аликперова Н. В., Бурдастова Ю. В. Финансовое поведение населения // Институт социально-экономических проблем народонаселения федерального научно-исследовательского социологического центра российской академии наук. М. 2020. №2 С. 5-40
4. Баева Д. А., Камнева В. В., Осакве К. Инвестиции в криптовалюту: теоретическая основа выявления внутренних факторов готовности к инвестированию // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2022. №3
5. Белехова Г. В. Финансовая грамотность старшего поколения: особенности и возможности повышения (на примере Вологодской области) // Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук. 2022. С. 19-22
6. Воробьева Е. И. Актуальные проблемы финансов в условиях воздействия глобальных рисков на национальную экономику // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2020. №2 (51).
7. Джонс М. М. История возникновения теории поведенческой экономики // Научные записки молодых исследователей. 2021. №1.
8. Единый государственный портал услуг и функций (ЕПГУ). URL: https://www.gosuslugi.ru/
9. Зелизер В. Создание множественных денег / В. Зелизер. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2002. С. 58-72.
10. Земцов А. А., Осипова Т. Ю. Значение, структура и соотношение персональных и семейных финансов в финансовой системе// Вестник Томского государственного университета 2010. №331, сс. 135-142.
11. Зорилэ М.М. Характеристики программ повышения финансовой грамотности населения // Вестник науки. 2019. №6 (15)
12. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег, М.: Гелиос АРВ, 1999. 154 с.
13. Коротаева Н. В. Электронные деньги: сущность, функции и роль в экономике // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №12.
14. Кузина О. Е. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг. 2009. №4 (92).
15. Маркелова С. Е. Значимость и перспективы поведенческой экономики // StudNet. 2020. №10.
16. Масленников О. В., Масленникова Н. В. Новые риски для молодежи в результате развития цифровых финансов в российской федерации // Известия ВУЗов ЭФиУП. 2020. №4 (46).
17. Остальский А.В. Краткая история денег / А.В. Остальский. СПб.: Амфора, 2008.
18. Палеев Р. Ценности экономического человека // Философская антропология. 2017. №2.
19. Панфилова А. О., Савинова К. А. Финансовая культура студенческой молодежи // SocietyandSecurityInsights. 2022. №3
20. Пациорковский В.В. Усилия монетарных властей и банковского сообщества по трансформации сбережений населения в инвестиции // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. 2019. М. стр 91.
21. Разов П. В., Аликперова Н. В. Финансовая безопасность личности: проблемы и пути решений // Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук. 2022. С. 182-188
22. Разов П. В., Аликперова Н.В. Факторы влияния на инвестиционное поведения населения // Сбережение населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни. М. 2022.С. 374-376
23. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать М: Эксмо, 2017. 368 с.
24. Тимошина А. Роль денег в межличностном взаимодействии: обзор микросоциологических концепций денег // Социологическое обозрение. 2007. №2.
25. Цветова Г. В., Ерофеева М. В. Повышение финансовой грамотности населения России: обзор образовательных проектов // Власть и управление на Востоке России. 2017. №3 (80).
26. Шадрина Ю. А. Национальная программа повышения финансовой грамотности в России: долгосрочная перспектива // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2015. №5 (83).
27. Aitken, R. Performing Capital: Toward a Cultural Economy of Popular and Global Finance. Basingstoke: Palgrave MacMillan(2007) p. 27-45.
28. Becker G. A theory of social interactions. Journal of Political Economy, 82(6). (1974)
29. Berlant, L. Cruel Optimism, Durham, NC: Duke University Press(2010) p. 41-52.
30. Best, J. ‘Security, economy, population: The political economic logic of liberal exceptionalism’, Security Dialogue, forthcoming.(2017)
31. Bissell, D. ‘Encountering stressed bodies: Slow creep transformations and tipping points of commuting mobilities’, Geoforum 51(2)(2014). pp. 191-201.
32. Boy, N., Burgess, P. and Leander, A. ‘The global governance of security and finance’, Security Dialogue (2011) 42(2): pp. 115-122.
33. de Goede, M. Financial security, in J.P Burgess (ed.) The Routledge Handbook of the New Security Studies, London and New York: Routledge, 2010. 100–109.
34. Elsinger H., Fessler P., Feyrer J., Richter K., Silgoner M., Timel A. Digitalization in financial services and household finance: fintech, financial literacy and financial stability 2018. pp. 50-55.
35. Goldstein A. The Emergence of a Finance Culture in American Households: Some Preliminary Evidence. Socio-Economic Review. 2015. pp. 575-601.
36. Langley, P. Liquidity Lost: The Governance of the Global Financial Crisis, Oxford: Oxford University Press 2015.
37. Langley, P. ‘Financial flows: Spatial imaginaries of speculative circulations’, in B. Christophers, A. Leyshon and G. Mann (eds.) Money and Finance after the Crisis: Critical Thinking for Uncertain Times, Oxford: Wiley-Blackwell, 2017 pp. 69-90.
38. Lazzarato, M. The Making of the Indebted Man, Los Angeles, CA: Semiotext(e) 2012. P. 78-90.
39. Mader K., Schneebaum A. The gendered nature of intra-household decision making in and across Europe (Department of Economics Working Paper No. 157). Vienna, Austria: Vienna University of Economics and Business. 2013
40. Natascha van der Zwan. Making sense of financialization // Socio-Economic Review 12. 2014. Pp. 99–129.
41. Pellandini-Simányi L., Hammer H., Vargha Z. The Financialization of Everyday life or the Domestication of Finance? // 2015. P. 733-759.
42. Simmel G. Philosophy of money. Boston, 1978. Pp. 803.
43. Sullivan, S. ‘Banking nature? The Spectacular financialisation of environmental conservation, Antipode 45(1): 2012. Pp. 198–217
44. Thaler R. Misbehaving: The Making of Behavioral Economics. New York: W. W. Norton 2015. P. 45-78.
45. Thaler R., Cass S. Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth and Happiness. New Haven: Yale University Press. 2008.
46. Tickell, A. Dangerous derivatives: Controlling and creating risks in international money. Geoforum, 31(1): 2000. 87-99.
47. Zaloom C. How will we pay? // Journal of Ethnographic Theory 8 (1/2). 2018. pp 239–251.
48. Аналитический центр // Как молодежь стран СНГ оценивает свои знания и навыки в сфере финансовой безопасности URL: https://nafi.ru/analytics/kak-molodezh-stran-sng-otsenivaet-svoi-znaniya-i-navyki-v-sfere-finansovoy-bezopasnosti/ (дата обращения: 05.05.2023)
49. Аналитический центр // Финансовая безопасность: чему и как обучать молодежь URL: https://nafi.ru/analytics/finansovaya-bezopasnost-chemu-i-kak-obuchat-molodezh-/ (дата обращения: 04.05.2023)
50. Аналитический центр // Финансовая подушка и структура расходов российских семей URL: https://nafi.ru/analytics/finansovaya-podushka-i-struktura-raskhodov-rossiyskikh-semey-spetsproekt-nafi/ (дата обращения: 06.05.2023)
51. Аналитический центр НАФИ. URL: https://nafi.ru/analytics/portret-finansovo-gramotnogo-cheloveka/. (дата обращения: 04.05.2023)