Финансовая безопасность российских домохозяйств: социальный аспект
|
Введение 3
1. Теоретико - методологические основания изучения финансовой безопасности домохозяйств 8
1.1. Социологические подходы к анализу феномена безопасности 8
1.2. Финансы как технология социальной безопасности 19
1.3. Теоретические основания концепции финансовой безопасности домохозяйств в рамках поведенческой экономики 23
2. Финансовая безопасность как финансовая грамотность домохозяйств 34
2.1 Причины возникновения программы «финансовая грамотность» 34
2.2 Финансовая безопасность в России: проблемы и тенденции 41
3. Эмпирическое исследование "Социальный аспект в области финансовой безопасности домохозяйств" 55
3.1 Методика проведения эмпирического социологического исследования 55
3.2 Результаты социологического исследования и их обоснование. 58
Заключение 80
Список литературы 82
Приложение 1 87
Приложение 2 96
Приложение 3 106
1. Теоретико - методологические основания изучения финансовой безопасности домохозяйств 8
1.1. Социологические подходы к анализу феномена безопасности 8
1.2. Финансы как технология социальной безопасности 19
1.3. Теоретические основания концепции финансовой безопасности домохозяйств в рамках поведенческой экономики 23
2. Финансовая безопасность как финансовая грамотность домохозяйств 34
2.1 Причины возникновения программы «финансовая грамотность» 34
2.2 Финансовая безопасность в России: проблемы и тенденции 41
3. Эмпирическое исследование "Социальный аспект в области финансовой безопасности домохозяйств" 55
3.1 Методика проведения эмпирического социологического исследования 55
3.2 Результаты социологического исследования и их обоснование. 58
Заключение 80
Список литературы 82
Приложение 1 87
Приложение 2 96
Приложение 3 106
Домохозяйства могут выгодно интегрироваться в экономику, используя различные финансовые продукты, такие как страховые полисы, инвестиции и микрокредит. Они также могут платить налоги, чтобы оказать поддержку инфраструктуре и другим социальным проектам. Таким образом, домохозяйства могут стимулировать рост экономики и приносить полезную помощь всему обществу.
Финансовые продукты - это широкий спектр услуг и продуктов, которые помогают людям эффективно управлять их финансовыми активами. Они включают в себя такие продукты как страховые полисы, инвестиционные продукты, пенсионные планы, кредиты и многое другое. Они могут помочь домохозяйствам сохранить и наращивать свой денежный капитал, а также получать доступ к прибыли и доходу от успешных инвестиций.
Однако, где есть финансовые продукты, обязательно присутствуют и риски, которые можно разделить на информационные и социальные. К социальным рискам относится: потеря работы, ухудшение здоровья, становление недееспособным выполнять ту работу, в который ты наиболее компетентен. При использовании финансовых продуктов существует риск потери денежных средств. Некоторые продукты связаны с большими рисками, которые могут привести к большой потере денег. Поэтому перед использованием финансовых продуктов важно обратить внимание на все возможные риски и преимущества, а также принять во внимание условия для их использования.
Еще одним актуальным информационным риском является недостаток знаний. Недостаток образования в области финансовой безопасности является вопросом социальной и практической необходимости. Планируя и управляя финансовыми делами, люди могут достичь своих длительных целей и предотвратить совершение финансовых ошибок, которые могут быть дорогостоящими для них в будущем.
Недостаток образования в области финансового управления может привести к большим расходам и проблемам в будущем. Это означает, что может быть сложно достичь краткосрочных и долгосрочных финансовых целей, а также может быть затрачено неоправданно много финансовых ресурсов на нецелевые проекты или планы.
Последние пару лет в нашей стране активно вводятся программы по повышению уровня финансовой грамотности среди населения для обеспечения их будущей финансовой безопасности. Остановимся немного подробнее на портрете финансово грамотного человека внутри нашей страны.
В соответствии с размером и типом семьи меняется показатель финансовой грамотности. Уровень знаний в этой области выше всего в составе семей с 1-2 несовершеннолетними детьми. В семьях с 3 и более детьми, а также неполных семьях (один родитель), уровень финансовой грамотности значительно меньше.
Вот, что НАФИ пишет про взаимосвязь финансовой грамотности и финансовой безопасности: «Финансовая безопасность – важная составляющая финансовой грамотности. Треть респондентов (34%) не смогли правильно указать связь между высокой доходностью и высоким риском денежных вложений. Каждый третий владелец банковской карты (31%) сталкивался с попытками мошенничества. Чаще всего мошенники пытались узнать данные карты или добиться перевода денег на подставные счета. 4% владельцев карт признались, что понесли финансовые потери в результате мошеннических действий». Здесь мы начинаем понимать взаимосвязь двух понятий, что именно из одного вытекает другое.
Стоит также отметить, что чуть меньше половины количества населения стремится к новым знаниям в данной области. По данным НАФИ, «Значительная часть населения (43%) заинтересованы в получении новых знаний в сфере финансов. Самая востребованная тема – способы защиты от мошенничества. Женщины проявляют интерес к финансовым темам чаще мужчин и больше открыты к учебе: повысить свою информированность в сфере финансов хотели бы 45% женщин и 39% мужчин». [51]
Проблема данного исследования заключается в обеспечении безопасного финансового состояния домохозяйств, при котором сформирован их достаточный уровень персональных финансовых ресурсов для финансирования их жизненных потребностей, инвестирования и страхования обеспечения за счет финансовой вовлеченности и финансовой грамотности субъектов.
Предполагается получить результаты, которые подтвердят или опровергнут следующую гипотезу–представители домохозяйств отожествляют понятия финансовой безопасности и финансовой грамотности. Введение в домохозяйства эффективных методов инвестирования и страхования бюджета не только поможет людям достичь финансового благосостояния, но и обеспечит их финансовую безопасность.
Для верификации выдвинутой гипотезы, было проведено эмпирическое исследование на тему финансовая безопасность домохозяйств, в основе которого лежала количественная и качественная стратегии. Выборка осуществлялась на основе доступных случаев.
Целью является исследование безопасного финансового состояния домохозяйств и вовлеченность в процессы взаимодействия с финансовыми продуктами и услугами.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть социологические подходы к анализу феномена финансовой безопасности;
• рассмотреть финансы, как технологию социальной безопасности;
• рассмотреть анализ подходов к исследованию социальных рисков в сфере финансов;
• рассмотреть причины возникновения программы «финансовой грамотности»;
• проработать материалы про финансовую безопасность в России;
• определить методику проведения эмпирического исследования;
• дать обоснование и сделать выводы по результатам социологического исследования.
Актуальность данной проблемы можно описать следующим образом. В последние годы все чаще вводятся программы по повышению финансовой грамотности среди населения, все чаще люди начинают интересоваться грамотным распределением своих финансов, а также с минимизацией рисков, присутствующих в данной области, получения знаний в данной сфере является необходимым для большинства граждан.
Объект исследования - домохозяйства.
Эмпирический объект исследования - молодые семьи (молодых семей из Санкт-Петербурга до 35 лет).
Предметом исследования являются методы, которыми достигается финансовая безопасность молодых домохозяйств.
Методами сбора и анализа данных является смешанная стратегия. Произведен количественный метод исследования, где респондентам было предложено пройти структурированное интервью. В дальнейшей интерпретации данных была использована программа SPSS, а именно корреляционный анализ данных. Качественным же методом выступило интервью. Было проинтервьюировано 30 человек по 10 из каждой категории людей (18-24, 25-30, 31-35 лет). Описание и транскрипт представлены в третьей главе.
Теоретико-методологическая база исследования будет включать в себя работы таких авторов, как де Геде (deGoede) и Лангле (Langley, P.),Лаццарато(Lazzarato, M.),Берлант(Berlant, L.),Биссел (Bissell, D.),Салливан(SullivanS.),Айткен (AitkenR.),Тикелл(TickellА.), Кейнс Дж. (KeynesJ.),а также Канеман Д. (KahnemanD.) и Тверски(TverskyА.).
Финансовые продукты - это широкий спектр услуг и продуктов, которые помогают людям эффективно управлять их финансовыми активами. Они включают в себя такие продукты как страховые полисы, инвестиционные продукты, пенсионные планы, кредиты и многое другое. Они могут помочь домохозяйствам сохранить и наращивать свой денежный капитал, а также получать доступ к прибыли и доходу от успешных инвестиций.
Однако, где есть финансовые продукты, обязательно присутствуют и риски, которые можно разделить на информационные и социальные. К социальным рискам относится: потеря работы, ухудшение здоровья, становление недееспособным выполнять ту работу, в который ты наиболее компетентен. При использовании финансовых продуктов существует риск потери денежных средств. Некоторые продукты связаны с большими рисками, которые могут привести к большой потере денег. Поэтому перед использованием финансовых продуктов важно обратить внимание на все возможные риски и преимущества, а также принять во внимание условия для их использования.
Еще одним актуальным информационным риском является недостаток знаний. Недостаток образования в области финансовой безопасности является вопросом социальной и практической необходимости. Планируя и управляя финансовыми делами, люди могут достичь своих длительных целей и предотвратить совершение финансовых ошибок, которые могут быть дорогостоящими для них в будущем.
Недостаток образования в области финансового управления может привести к большим расходам и проблемам в будущем. Это означает, что может быть сложно достичь краткосрочных и долгосрочных финансовых целей, а также может быть затрачено неоправданно много финансовых ресурсов на нецелевые проекты или планы.
Последние пару лет в нашей стране активно вводятся программы по повышению уровня финансовой грамотности среди населения для обеспечения их будущей финансовой безопасности. Остановимся немного подробнее на портрете финансово грамотного человека внутри нашей страны.
В соответствии с размером и типом семьи меняется показатель финансовой грамотности. Уровень знаний в этой области выше всего в составе семей с 1-2 несовершеннолетними детьми. В семьях с 3 и более детьми, а также неполных семьях (один родитель), уровень финансовой грамотности значительно меньше.
Вот, что НАФИ пишет про взаимосвязь финансовой грамотности и финансовой безопасности: «Финансовая безопасность – важная составляющая финансовой грамотности. Треть респондентов (34%) не смогли правильно указать связь между высокой доходностью и высоким риском денежных вложений. Каждый третий владелец банковской карты (31%) сталкивался с попытками мошенничества. Чаще всего мошенники пытались узнать данные карты или добиться перевода денег на подставные счета. 4% владельцев карт признались, что понесли финансовые потери в результате мошеннических действий». Здесь мы начинаем понимать взаимосвязь двух понятий, что именно из одного вытекает другое.
Стоит также отметить, что чуть меньше половины количества населения стремится к новым знаниям в данной области. По данным НАФИ, «Значительная часть населения (43%) заинтересованы в получении новых знаний в сфере финансов. Самая востребованная тема – способы защиты от мошенничества. Женщины проявляют интерес к финансовым темам чаще мужчин и больше открыты к учебе: повысить свою информированность в сфере финансов хотели бы 45% женщин и 39% мужчин». [51]
Проблема данного исследования заключается в обеспечении безопасного финансового состояния домохозяйств, при котором сформирован их достаточный уровень персональных финансовых ресурсов для финансирования их жизненных потребностей, инвестирования и страхования обеспечения за счет финансовой вовлеченности и финансовой грамотности субъектов.
Предполагается получить результаты, которые подтвердят или опровергнут следующую гипотезу–представители домохозяйств отожествляют понятия финансовой безопасности и финансовой грамотности. Введение в домохозяйства эффективных методов инвестирования и страхования бюджета не только поможет людям достичь финансового благосостояния, но и обеспечит их финансовую безопасность.
Для верификации выдвинутой гипотезы, было проведено эмпирическое исследование на тему финансовая безопасность домохозяйств, в основе которого лежала количественная и качественная стратегии. Выборка осуществлялась на основе доступных случаев.
Целью является исследование безопасного финансового состояния домохозяйств и вовлеченность в процессы взаимодействия с финансовыми продуктами и услугами.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть социологические подходы к анализу феномена финансовой безопасности;
• рассмотреть финансы, как технологию социальной безопасности;
• рассмотреть анализ подходов к исследованию социальных рисков в сфере финансов;
• рассмотреть причины возникновения программы «финансовой грамотности»;
• проработать материалы про финансовую безопасность в России;
• определить методику проведения эмпирического исследования;
• дать обоснование и сделать выводы по результатам социологического исследования.
Актуальность данной проблемы можно описать следующим образом. В последние годы все чаще вводятся программы по повышению финансовой грамотности среди населения, все чаще люди начинают интересоваться грамотным распределением своих финансов, а также с минимизацией рисков, присутствующих в данной области, получения знаний в данной сфере является необходимым для большинства граждан.
Объект исследования - домохозяйства.
Эмпирический объект исследования - молодые семьи (молодых семей из Санкт-Петербурга до 35 лет).
Предметом исследования являются методы, которыми достигается финансовая безопасность молодых домохозяйств.
Методами сбора и анализа данных является смешанная стратегия. Произведен количественный метод исследования, где респондентам было предложено пройти структурированное интервью. В дальнейшей интерпретации данных была использована программа SPSS, а именно корреляционный анализ данных. Качественным же методом выступило интервью. Было проинтервьюировано 30 человек по 10 из каждой категории людей (18-24, 25-30, 31-35 лет). Описание и транскрипт представлены в третьей главе.
Теоретико-методологическая база исследования будет включать в себя работы таких авторов, как де Геде (deGoede) и Лангле (Langley, P.),Лаццарато(Lazzarato, M.),Берлант(Berlant, L.),Биссел (Bissell, D.),Салливан(SullivanS.),Айткен (AitkenR.),Тикелл(TickellА.), Кейнс Дж. (KeynesJ.),а также Канеман Д. (KahnemanD.) и Тверски(TverskyА.).
Основной целью исследования являлось узнать, что значит быть финансово защищенным для молодых домохозяйств, отожествляют лидомохозяйства понятия финансовой безопасности и финансовой грамотности, а также, что быть финансово грамотным значит быть в финансовой безопасности. Для понимания данной темы были разобраны ряд теорий де Геде М. иЛаглиП. и теория связывающая финансовую безопасность с повседневной жизнью, Лаццарато М., Берлант Л., Бисселл Д., чья теория легла в доказательство выводов о повседневных практиках домохозяйств,Салливан С., Айткен Р., чья теория легла в доказательство того, что финансы и инвестиции в руках финансово-грамотных представителей домохозяйств может помочь обеспечить будущее своих семей, Тикелл А., Кейнс Дж., а также Канеман Д. и Тверски А., и других авторов, которые освещали свои идеи. Благодаря связи теории с целью, а также проведенному исследованию, удалось доказать поставленную гипотезу.
По приведенным выше выводам следует ряд заключений:
• Раздел бюджета способствует более грамотному планированию;
• У людей, которые имеют личный сформированный финансовый план, финансовое состояние лучше, чем у тех, кто не имеет личного плана;
• Финансовая грамотность приобретается с опытом, а вместе с ней происходит укрепление финансовой безопасности;
• Представители домохозяйств видят прямую зависимость между финансовой грамотностью и финансовой безопасностью;
• Планированием своего будущего с финансовой стороны занимается меньшая часть опрошенных;
• Подавляющая часть опрошенных предпочитают разделять бюджет только на расходы и сбережения.
• Высокий уровень финансовой грамотности не означает грамотное распределение финансов внутри домохозяйств;
• Высокий уровень финансовой грамотности у молодежи не значит, что они финансово защищены.
Для решения первых трех задач в первой главе исследования была разобрана литература, связанная с распределением финансов и причин такого поведения у домохозяйств, были представлены теории авторов, которые занимались исследованием данной тематики или работали в похожем направлении, были рассмотрены подходы к анализу домохозяйств и описаны некоторые концепции их финансовой грамотности.
Для решения четвертой и пятой задачи были разобраны программы повышения финансовой грамотности у населения, а также произведен анализ статистики уже проведенных исследований на предмет выявления причин, связанных с низкой финансовой грамотность и низким уровнем финансовой грамотности у представителей домохозяйств.
Проведение эмпирического исследования позволило сделать выводы по определенной ранее проблеме. Были выявлены социальные особенности финансовой безопасности у молодых домохозяйств, что позволило сформулировать вывод об основных тенденциях процесса повышения уровня финансовой безопасности и грамотности у молодых семей.
Из этого следует, что поставленные исследовательские гипотезы, что представители домохозяйств отожествляют понятия финансовой безопасности и финансовой грамотности и, что введение в домохозяйства эффективных методов инвестирования и страхования бюджета не только поможет людям достичь финансового благосостояния, но и обеспечит их финансовую безопасность – частично подтвердились.
По приведенным выше выводам следует ряд заключений:
• Раздел бюджета способствует более грамотному планированию;
• У людей, которые имеют личный сформированный финансовый план, финансовое состояние лучше, чем у тех, кто не имеет личного плана;
• Финансовая грамотность приобретается с опытом, а вместе с ней происходит укрепление финансовой безопасности;
• Представители домохозяйств видят прямую зависимость между финансовой грамотностью и финансовой безопасностью;
• Планированием своего будущего с финансовой стороны занимается меньшая часть опрошенных;
• Подавляющая часть опрошенных предпочитают разделять бюджет только на расходы и сбережения.
• Высокий уровень финансовой грамотности не означает грамотное распределение финансов внутри домохозяйств;
• Высокий уровень финансовой грамотности у молодежи не значит, что они финансово защищены.
Для решения первых трех задач в первой главе исследования была разобрана литература, связанная с распределением финансов и причин такого поведения у домохозяйств, были представлены теории авторов, которые занимались исследованием данной тематики или работали в похожем направлении, были рассмотрены подходы к анализу домохозяйств и описаны некоторые концепции их финансовой грамотности.
Для решения четвертой и пятой задачи были разобраны программы повышения финансовой грамотности у населения, а также произведен анализ статистики уже проведенных исследований на предмет выявления причин, связанных с низкой финансовой грамотность и низким уровнем финансовой грамотности у представителей домохозяйств.
Проведение эмпирического исследования позволило сделать выводы по определенной ранее проблеме. Были выявлены социальные особенности финансовой безопасности у молодых домохозяйств, что позволило сформулировать вывод об основных тенденциях процесса повышения уровня финансовой безопасности и грамотности у молодых семей.
Из этого следует, что поставленные исследовательские гипотезы, что представители домохозяйств отожествляют понятия финансовой безопасности и финансовой грамотности и, что введение в домохозяйства эффективных методов инвестирования и страхования бюджета не только поможет людям достичь финансового благосостояния, но и обеспечит их финансовую безопасность – частично подтвердились.



