Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты создания новостей на телевидении 6
1.1. Исторический аспект развития Первого канала и «России-24» 6
1.2. Особенности стилистики авторских текстов 15
1.3. Изобразительно-выразительные средства сюжета 25
Глава 2. Основные тенденции новостной тележурналистики 30
2.1. Специфика информационных программ на Первом канале 30
2.2. Концепция информационных программ на телеканале
«Россия-24» 42
Заключение 52
Список литературы 55
Согласно последним результатам исследования, проведённым Левада-Центром, несмотря на динамичное развитие Интернет-ресурсов, 90% россиян узнают о событиях в нашей стране и в мире посредством телевизионных программ. Телевидение предоставляет зрителю возможность выбрать определённую новостную передачу, которая бы соответствовала его интересам и запросам. Конкуренция между каналами растёт, так как каждый желает привлечь больше внимания и повысить тем самым собственный рейтинг, поэтому журналисты придумывают различные способы, с помощью которых можно заинтересовать зрителя, пытаются «найти новые формы подачи новостей, поиграть с информацией, красиво её упаковать, заставить её заблестеть всеми гранями события — это задача <…> архиважная».
Константин Гаврилов, корреспондент и режиссёр, работавший на ленинградском телевидении, в своей работе «Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом» рассуждает, что для людей значат выпуски новостей. После чего задаётся вопросом, почему же обществу необходимо получать новую информацию о событиях в собственной стране и за её пределами? Почему новости пользуются спросом аудитории? «Новости стали матрицей̆ реальности, через которую миллионы завороженных людей̆ получают информацию. <…> В чём сила этой матрицы? В правде? В мудрости? В новизне? Может быть, в «эффекте присутствия»? <…> Ответ прост: новости владеют миром потому, что вызывают регулярные эмоции».
Согласно результатам исследований и опросов, 99,2% населения смотрят телевизор и 57% доверяют СМИ. Журналистам необходимо удовлетворять информационные запросы аудитории, поэтому они находят новые способы подачи новостей. Кроме того, по нашим наблюдениям, самый динамично развивающийся сегмент телевизионного вещания — информационные программы. В связи с данным фактом мы считаем, что тема нашего исследования актуальна.
Цель данной дипломной работы — выявить современные тенденции новостной журналистики.
Для нашего исследования мы выбрали Первый канал, занимающий в рейтингах популярности лидирующие позиции, и телеканал «Россия-24», который, напротив, уступает конкуренту.
Наши задачи:
• Охарактеризовать стили подачи материала на Первом канале и «России-24»;
• Описать изобразительно-выразительные средства, которыми пользуются журналисты при создании сюжетов;
• Определить методы и приёмы, благодаря которым каналам удаётся привлекать и удерживать внимание телезрителя;
• Дать сравнительный анализ двух вышеуказанных телеканалов;
Для решения поставленных задач применяются сопоставительный, исторический методы и анализ контента.
Объектом дипломной работы являются новостные передачи Первого канала и «России-24»: «Вечерние новости», «Время», «Вести», «Вести в 20:00». Мы просмотрели 30 выпусков информационных программ, вышедших в эфир в период с февраля по март, и проанализировали их. Все материалы взяты с официальных сайтов телеканалов: www.1tv.ru(Первый канал) и http://www.vesti.ru («Россия-24»).
Предмет — особенности информационных программ, формирующие тенденции новостной журналистики.
Интерес к исследованию новостной журналистики проявляли многие российские специалисты (Гаврилов К., Кузнецов Г., Цвик В., Иванцова С., Олешко В. и др.). Однако научная новизна нашей работы заключается в изучении новых методов и приёмов, находящих своё применение в современных информационных сюжетах.
В первой главе мы прослеживаем историю становления двух телеканалов и разбираем основные теоретические понятия, необходимые для создания новостного материала. Во второй главе определяется концепция информационных программ, даётся сравнительный анализ новостного контента Первого канала и «России-24» и выявляются тенденции новостной журналистики. В заключении мы подводим итоги.
На наш взгляд, мы достигли цель и выполнили все поставленные задачи: проследили историю развития двух телеканалов, проанализировали их новостной контент согласно критериям, которые указали в первой главе, и сделали следующие выводы.
Все вышеперечисленные методы и приёмы, использованные при создании новостных программ Первого канала и «России-24»: запоминающийся стенд-ап, речь ведущих и корреспондентов, приближенная к разговорному стилю, необычный монтаж, графические элементы и динамичные музыкальные вставки — характерные чертыинфотейнмента. Данный термин объединил два понятия «информировать» («INFOrmation» — от англ. «информация») и «развлекать» («enterTAINMENT» — от англ. «развлечение»).
На сегодняшний день принцип «информировать — развлекая» — неотъемлемая часть новостной журналистики. «Желание получать лёгкие, занимательные новости — реакция на вполне реальные процессы, которые, с одной стороны, связаны с увеличением свободного времени, а с другой — с интенсификацией производства, повышением психической напряженности, стрессовыми состояниями, расстройствами нервной системы. Известно, что переутомленный мозг не может подолгу сосредотачиваться на медленном развертывании сюжета. Отсюда вытекает потребность ярких, «шоковых» впечатлений». Любую серьёзную информацию можно преподнести в развлекательной форме, тем самым привлекая внимание зрителей. Отсюда следует, что материалы, выполненные в стиле инфотейнмент, являются ключом к повышению рейтингов, которые стали «главным мерилом работы журналистов».
Авторское «я» — одно из важнейших условий «развлекательных» новостей — проявляется в закадровых текстах корреспондентов (активное использование фигур речи, экспрессивно-окрашенной лексики), в появлениях в кадре самих корреспондентов (оригинальные стенд-апы). Композиционная продуманность играет немаловажную роль: история должна быть выстроена по всем драматургическим законам, иметь своих героев. Визуально привлекательным сюжет делают эффекты монтажа.
Определяющей чертой инфотейнмента является апелляция к эмоциям. Оригинальный стенд-ап, музыка, спецэффекты и разные виды монтажа способны привлечь внимание телезрителя, заставить его следить за развитием события и сопереживать героям. Использование синхронов и лайфов позволяют аудитории перенестись на место события.
Стоит отметить, что инфотейнмент — это прежде всего форма, «упаковка» новости. Журналист обращает внимание зрителя не только на саму суть события, но и на его яркие детали, порой не имеющие особого значения для раскрытия темы, но они обогащают сюжеты образно и эмоционально. В связи с этим некоторые исследователи негативно относятся к тому, что материалов в стиле инфотейнмент становится больше, считая, что из сюжетов вытесняется сама суть события.
И «Россия-24», и Первый канал при создании программ «Вести», «Вести в 20:00», «Вечерние новости» и «Время» используют инфотейнмент. Однако, стоит отметить, что в данном случае стоит уточнить некоторые моменты. Под термином «инфотейнмент» подразумевают стиль информирования и принцип отбора информации для передач. Упомянутые нами элементы развлекательности: яркий стенд-ап, необычный монтаж (полиэкранность), специальные эффекты (стилизация, затемнение и др.), графика, музыкальные вставки — относятся к первой трактовке и встречаются на обоих каналах, так как данные компоненты, благодаря которым выполняется принцип «информировать — развлекая», помогают привлечь и удержать внимание аудитории. Новости жанра «soft-news» относятся ко второму определению. Подобные материалы встречаются только на Первом канале, так как «Россия-24» в силу формата не может позволить себе отойти от принятых норм. В связи с этим мы можем отметить, что на Первом канале используется больше инфотейнмента, чем и объясняется популярность телеканала и лидирующие позиции в рейтингах. Как мы упоминали во введении, общество находится в непрерывном информационном потоке, поэтому люди устают от новостей и стараются закрыться. Однако Первому каналу удаётся находить необходимый баланс: рассказывать о важных событиях нашей страны и зарубежья и уделять эфирное время «мягким новостям».
По нашему мнению, инфотейнмент — отражение жизненных ситуаций в облегчённой форме. Так как современное общество устало от постоянного поступления информации, то журналисты, как посредники между обществом и событием, должны были модернизировать формат новостей, чтобы аудитория могла по-прежнему ориентироваться в окружающем нас мире.
1. Указ Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации» от 06.10.1995 N 1019, ред. от 03.11.2007.
Специальная литература
2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
3. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
4. Васильева Л.А. Делаем новости. М., 2003.
5. Васильева Л.А., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.
6. Гаврилов К.К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом. СПб., 2007.
7. Голядкин Н.А. ТВ информация в США. М., 1995.
8. Дондурей Д. Телевидение: режиссура реальности. М., 2007.
9. Иванцова С. В. Введение в тележурналистику. Пенза, 2005.
10. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2011.
11. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004.
12. Конецкая. В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
13. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М., 2002.
14. Кузьмина Н.А. Современный медиатекст. Омск, 2011.
15. Овсепян Р.П. История новейшей Отечественной журналистики. М., 2005.
16. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Екатеринбург, 2002.
17. Олянич А. Презентационная теория дискурса. М., 2007.
18. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия. СПб., 1999.
19. Почкай Е.П. Технология СМИ. Выразительные средства телевидения и радио. Спб., 2000.
20. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2006.
21. Соколов А.Г. Монтаж изображения и звука. М.,1988.
22. Уорд П. Композиция кадра в кино и на телевидении. М., 2005.
23. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М., 2004.
Справочная литература
24. Егоров В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии. М., 1997.
Иностранная литература
25. Millerson G. The Technique of Television Production. URL: http://www.tokman.ru/tx2.html
26. Olympic Broadcasting Services. Broadcast Training Programme Manual. Madrid, 2014.
Публикации в СМИ
27. Благовещенский А. Телевизор оказался популярнее интернета в России // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2014/06/18/tv-internet-site.html
28. Константин Эрнст предлагает переименовать ОРТ в Первый канал // Newsru.com. URL: http://www.newsru.com/russia/29Jul2002/ort.html
29. Коняев А. Графика в телевидении // «Обзор»: интернет-изд. 2011. 1 апр. URL: http://625-net.ru/files/587/511/h_d91bd9af5a43842dfae8bd80bd4486ee
Электронные ресурсы
30. Доверие российским СМИ // Фонд «Общественное мнение» [Офиц.сайт]. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12140
31. ВГТРК [Офиц.сайт]. URL: http://vgtrk.com
32. Информационно-аналитическая система «Медиалогия» [Офиц.сайт]. URL: http://www.mlg.ru/ratings/federal_media/
33. Компания «TNS» [Офиц.сайт]. URL: http://tns-global.ru
34. ООО Телерадиокомпания «Русь-медиа» [Офиц.сайт]. URL: http://rusmedia.tv/index.php/tv-reklama/1-tv
35. Первый канал [Офиц.сайт]. URL: www.1tv.ru
36. Россия-24 [Офиц.сайт]. URL: www.vesti.ru