Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Понятие социально-психологической адаптации в психологии 9
1.1. Понятие адаптации 9
1.2. Соотношение понятий «адаптация» и «стресс» 13
1.3. Особенности адаптации и аккультурации мигрантов 17
1.4. Возрастные особенности молодых людей (17-20 лет) 24
1.5. Роль психолога в процессе адаптации 27
Глава 2. Материал и методы исследования. 29
2.1. Характеристика материала 30
2.2. Описание групп 34
2.2.1. Группа студентов, переехавших за рубеж. 34
2.2.2.Группа студентов университетов Санкт-Петербурга. 34
2.3. Методическая база исследования 35
2.3.1. Интервью. 35
2.3.2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса. 35
2.3.3.«Методика диагностики мотивации личности к избеганию неудач» Т. Элерса. 36
2.3.4.«Методика диагностики степени готовности к риску» Шуберта. 36
2.3.5.Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса - Р. Даймонда. 37
Глава 3. Результаты исследования 38
3.1. Анализ социо-демографических и психологических характеристик 38
3.1.1. Анализ результатов социо-демографического интервью 38
3.1.1.1.Выраженность уровня самооценки студентов, частоты их общения с родителями и значимых событий за период обучения. 38
3.1.1.2.Роль достоинств и недостатков города и ВУЗа в адаптации студентов41
3.1.1.3.Анализ трудностей, с которыми студенты сталкиваются за время проживания и учебы в новом городе 47
3.1.1.4. Самонаблюдение 51
3.1.2. Диагностика мотивационной сферы студентов, поменявших город или страну проживания в связи с поступлением в ВУЗ 54
3.1.3. Изучение социально-психологической адаптации студентов, переехавших в другой город или страну в связи с поступлением в ВУЗ 56
3.2. Изучение взаимосвязей личностно-психологических и социо-демографических характеристик, влияющих на адаптацию к новому месту проживания. 60
3.3. Обсуждение результатов 65
Выводы 68
Заключение 72
Список использованных источников 72
В современной образовательной системе наблюдается тенденция к интеграции и интернационализации, что делает её достаточно гибкой и позволяет абитуриентам выбрать для дальнейшего обучения любое высшее учебное заведение, критериям поступления в которое он удовлетворяет. В связи с этим большое количество выпускников переезжает из родных городов в другие, как правило, более крупные города и за рубеж. Так, по данным Смольного института в 2015 году 68 процентов мест в ВУЗах Санкт-Петербурга было занято иногородними студентами, 3 процента – студентами-иностранцами (Летюхина М.,2015). Эта статистика демонстрирует общую тенденцию молодежи к смене места жительства в связи с поступлением в ВУЗ. Основная возрастная группа абитуриентов – 17-20 лет. Для этого возраста характерен период становления и кризис ранней взрослости, на фоне которых у молодых людей могут возникать психологические трудности с адаптацией к новым условиям жизни.
В центре рассмотрения работы находится вопрос того, как протекает адаптация студентов, сменивших место жительства. Данная работа является актуальной, поскольку зачастую, начиная вести самостоятельную жизнь, молодые люди сталкиваются с большим количеством разного рода затруднений от бытовых до психологических, что сказывается на качестве их жизни и успехах в обучении.
Одна из специфических черт данной работы состоит в том, что исследование, которому она посвящена, является кросс-культурным и направлено на сравнение особенностей адаптации студентов-россиян, приехавших в Санкт-Петербург из других городов России и студентов-иностранцев, переехавших в Россию или Австрию с целью получения высшего образования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: комплексный подход к исследованию человека (Ананьев Б.Г., 1968, 1977,1980), психологическая парадигма в понимании природы невротических расстройств (Фрейд З., 1979; Мясищев В.Н., 1960; Kratochvil S., 1988; Карвасарскоий Б.Д., 1990; Роджерс К., 1994; Kępiński A., 2002); концепция личности как системы отношений и патогенетическая концепция неврозов(Мясищев В.Н., 1960; Карвасарский Б.Д., 1980; Исурина Г.Л., 1992; Абабков В.А., 1993, 2004; Ташлыков В.А., 1997, Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2004).
Выявление субъективно значимых общих для студентов факторов адаптации и анализ взаимосвязи мотивационных, адаптационных и биографических показателей, могут послужить в диагностических целях и могут играть предиктивную роль в психологическом сопровождении студентов, сменивших место жительства. Комплексное представление о возможных вариантах протекания адаптационного процесса у студентов позволяет сделать выводы о том, какие факторы сказываются на адаптации негативно и быстрее диагностировать случаи неблагополучной адаптации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранные данные позволяют составить более полное представление об особенностях адаптации и психологического состояния студентов в новых жизненных условиях, что может способствовать совершенствованию диагностического инструментария в работе психологов с клиентами из данной категории. Кроме того, полученные данные демонстрируют необходимость психологического сопровождения иностранных и иногородних студентов, поскольку, нестабильное психологическое состояние на фоне проживания и учебы в новом месте становится большим препятствием для комфортной жизни студента в новых условиях и ведут в некоторых случаях к отчислению или серьезным психологическим трудностям.
Целью работы является выявление общих для многих студентов проблем, особенностей их адаптации и возможности психологической помощи в данном контексте.
Задачи:
1. изучение особенностей адаптации первокурсников, переехавших в Санкт-Петербург или Зальцбург путем анализа данных, полученных по итогам двух интервью с интервалом в 6-8 месяцев и обработки методик, проведенных с респондентами из этой выборки.
2. Сравнение показателей выборки студентов, переехавших в новый город, с теми, кто переехал за рубеж
Гипотеза исследования: существуют различия в адаптации студентов, переезжающих в новый город и за рубеж.
Объектом данной работы являются особенности социально-психологической адаптации, мотивационные и социально-психологические характеристики молодых людей, поступивших в иногородние и зарубежные высшие учебные заведения.
Предмет исследования – студенты, переехавшие в новый город или за рубеж в связи с обучением в ВУЗе.
Исследование проводилось на студентах первого курса Санкт-Петербургских ВУЗов и высших учебных заведений Зальцбурга, а также студентах, участвующих в программе академической мобильности СПБГУ. Респондентам предлагалось пройти опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (Осницкий А.К., 2004), Методики «Мотивация достижения» и «Мотивация избегания неудач» Т. Элерса, а также методику «Склонность к риску» А.М. Шуберта (Райгородский Д.Я., 2001).
Гипотеза о существовании различий в адаптации студентов, переезжающих внутри своей страны и за рубеж, подтвердилась по некоторым параметрам.
Студенты, меняющие страну проживания, более адаптивны – быстрее привыкают к новым условиям, осваивают инфраструктуру, знакомятся с культурой и обществом новой страны. Эти студенты имеют более высокий уровень внутреннего контроля, стремятся брать на себя ответственность и организовывать свой быт, время, рассчитывать ресурсы, не опираясь на поддержку извне. Также они лучше принимают как себя (прислушиваются к себе, стремятся создавать для себя комфортные условия и поддерживать стабильное эмоциональное состояние), так и окружающих – заводят знакомства, избегают конфликтов. Кроме того, они находятся в более комфортном эмоциональном состоянии, меньше боятся неудач, реже общаются с родителями и отмечают меньше значимых событий, чем студенты, переезжающие в новый город внутри своей страны.
Таким образом, можно сказать, что решение о поступлении в иностранный ВУЗ принимают молодые люди, мотивированные к достижениям сильнее, чем к избеганию неудач, готовые к преодолению трудностей, стремящиеся к самостоятельности и независимости, способные брать на себя ответственность и нацеленные создавать для себя комфортные условия жизни.
Студенты, поступившие в иногородние ВУЗы, более доминантны, чаще обращаются к поддержке родителей, склонны к избеганию неудач и выделяют большее число важных событий, произошедших с момента переезда, чем студенты-иностранцы.
Обобщая, можно сказать, что абитуриенты, принимающие решение о переезде в другой город, высоко мотивированы к достижениям, но также имеют страх неудач, который, возможно, останавливает их в выборе зарубежного ВУЗа. Тем не менее, их стремление к доминированию позволяет им самостоятельно вести быт, выбирать свой досуг и расставлять приоритеты. Несмотря на стремление к независимости, студенты нуждаются в родительской поддержке и созваниваются с родителями практически каждый день. Важным является тот факт, что студенты из этой группы называют большее количество ярких и запомнившихся событий, чем студенты-иностранцы. Это может означать, что для студентов, переехавших в новый город, важна эмоциональная составляющая жизни, и они склонны придавать эмоциональную окраску многим событиям, происходящим с ними.
Респонденты из группы иностранных студентов склонны более высоко оценивать собственное состояние и способность справляться с трудностями, чем респонденты из группы иногородних студентов.
В целом, можно сказать, что студенты, переезжающие в новую страну, вынуждены затрачивать больше ресурсов и более мотивированы на адаптацию к самостоятельной жизни, чем их ровесники, переезжающие внутри своей страны.
Результаты проведенного нами исследования позволили выявить субъективно значимые общие для студентов факторы адаптации и проанализировать их. Собранные данные позволяют составить более полное представление об особенностях адаптации и психологического состояния студентов в новых жизненных условиях, что может способствовать совершенствованию диагностического инструментария в работе психологов как с новоприбывшими иногородними студентами, так и иностранными студентами, приехавшими в Санкт-Петербург получать высшее образование или по программе академической мобильности. Необходимость психологического сопровождения иностранных и иногородних студентов, является важным вопросом современного высшего образования, поскольку нестабильное психологическое состояние на фоне проживания и учебы в новом месте становится большим препятствием для успешной учебы и жизни студента и в некоторых случаях может привести к отчислению или серьезным психологическим трудностям.
1. Абабков В.А. Перре М. Адаптация к стрессу. Основные теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. – 165.
2. Абабков В.А. Патоморфоз неврозов: дис.докт. мед. наук / В.А. Абабков. — СПб., НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1993. — 335 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т.Т. I. —М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. – 199с.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова, Фак. психологии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 339 с
6. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6. С. 3-15
7. Вассерман, Л.И.Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. – М.: Академия; СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. – 736 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с
9. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии //Universitas. Журнал о жизни университетов № 3 (1) 2013.С. 33–47.
10. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс №09 2001. С. 77-82.
11. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: дис. канд. психол.наук. – М., 1989. – 192с.
12. Исурина Г.Л., Групповые методы психотерапии и психокоррекции//М. М. Кабанов, А. Е. Личко, В. М. Смирнов. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике, Л.: Медицина, 1983, с.231-254.
13. КарвасарскийБ.Д. Клиническая психология. – СПб.; М.; Харьков: Питер, 2004. — 959.
14. КарвасарскийБ.Д. Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов 2-е изд., - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2000. — 544 с.
15. Кемпинский А. Меланхолия. М.: Наука, 2002. – 408 с.
16. Кратохвил С. Терапия функциональных сексуальных расстройств. М.: Медицина, 1985 – 160 с.
17. Левицкий С.А. Трагедия свободы. – М.: Канон, 1995 — 509 с.
18. Летюхина М. Петербург обогнал Москву по приему иногородних студентов// РБК по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. (09), 2015. – Режим доступа: URL:http://www.rbc.ru
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.:Политиздат, 1975 – 352.
20. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб: Питер, 2007. – 672 с.
21. Международная классификация болезней 10-го пересмотра.
22. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 57 с.
23. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития.10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с.
24. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. Пособие для студентов ВУЗов. – 2-е изд.,перераб.и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.
25. Мясищев В.Н. Психология отношений: под ред. А.А. Бодалева/Вступительная статья А.А, Бодалева – М.: МПСИ, 2004 — 399 с.
26. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии – 2-е изд.,перераб.и доп. – М.: Эксмо, 2010 – 368 с.
27. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: Ленинградский университет, 1983. – 167 с.
28. Овсяник О.А. Социально-психологические особенности адаптации личности//Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №1(09), 2012. – Режим доступа: URL:https://cyberleninka.ru.
29. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. — 2004. — №1— С.43-56
30. Попова Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям ВУЗа.// Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер 6, вып 2 ч II: 2007. С 53-57.
31. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
32. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479.
33. Реан А.А. Психология изучения личности – СПб.:Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
34. РоджерсК. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: "Прогресс", 1994. – 480 с.
35. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006. – 365 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – СПб: Питер, 2002 г. – 720 с.
37. Свенцицкий А.Л.Социальная психология: Учебник.— М.:ТКВелби, Изд-во Проспект, 2004. - 336 с.
38. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982 – 128 с.
39. Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимо-действию // Стефаненко Т.Г, Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С.55-78.
40. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 368 с.
41. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л.: «Медицина», 1984. – 192с.
42. ТриандисГ.К. Культура и социальное поведение. – М.:Форум, 2007 – 384 с.
43. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
44. Эмиграция и эмигранты: история и психология. / Фрейкман-ХрусталеваН. С., AvraamI. Novikov. СПБ.:Санкт-Петербургский Государственная Академия Культуры, 1995 – 153 с.
45. Фрейд. З.Введение в психоанализ: Лекции. М., "Наука",1989 – 608 с.
46. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
47. ХекхаузенХ. Психология мотивации достижения. – СПб.:Речь, 2001. – 256 с.
48. Andrade, M. S. International student persistence: Integration or cultural integrity? Journal of College Student Retention: Research, Theory and Practice, 2006, 8(1), 57-81. URL: www.scopus.com
49. BerryJ.W.Immigration, Acculturation, and Adaptation//Applied psychology: an international review, 1997. 46 (1). 5-68.
50. Bornstein, M. H. The specificity principle in acculturation science. Perspectives on Psychological Science, 2017, 12(1), 3-45. doi:10.1177/1745691616655997
51. Graves T.D., Acculturation, Access, and Alcohol in a Tri-Ethnic Community. American Anthropologist, 1967, 69: 306–321. doi:10.1525/aa.1967.69.3-4.02a00030
52. Grigoryev, D., & Berry, J. W. Acculturation preferences, ethnic and religious identification and the socio-economic adaptation of russian-speaking immigrants in Belgium. Journal of Intercultural Communication Research, 2017, 46(6), 537-557. doi:10.1080/17475759.2017.1386122
53. Haugen, I., & Kunst, J. R. A two-way process? A qualitative and quantitative investigation of majority members’ acculturation. International Journal of Intercultural Relations, 2017, 60, 67-82. doi:10.1016/j.ijintrel.2017.07.004
54. Lazarus, Richard S. Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill, 1966. – 466 p.
55. Lazarus, R. Pattern of Adjustment. New York: McGraw-Hill, 1976. – 680p.
56. Lysgaard S. Adjustment in a foreign society: Norwegian Fulbright Grantees Visiting the United States// International Social Science Bulletin, 1955, vol. 7, № 1.
57. Matera, C., Imai, T., &Pinzi, S. (2018). Do you think like me? perceived concordance concerning contact and culture maintenance on international students’ intentions for contact with the host-society. InternationalJournalofInterculturalRelations, 63, 27-37. doi:10.1016/j.ijintrel.2017.11.004
58. Oberg K. Cultural Shock: Adjustment to new cultural environments// Practical Anthropology, 1960, 7, 177-182.
59. Redfield, R., Linton, R., & Herskovits. M. (1936). Memorandum on the study ofacculturation. American Anthropologist. 38. 149-152.
60. Schotte, K., Stanat, P., &Edele, A. Is integration always most adaptive? the role of cultural identity in academic achievement and in psychological adaptation of immigrant students in germany. JournalofYouthandAdolescence, 2018, 47(1), 16-37. doi:10.1007/s10964-017-0737-x
61. Selye H. The story of the adaptation syndrome. Montreal: ACTA inc. Medical publishers, 1960 – 264 p.
62. Smalley W. Culture shock, language shock, and the shock of self-discovery. // Practical Anthropology, 1963, № 10, 49-56
63. Yang, X. Y., & Yang, F. Acculturation versus cultural retention: The interactive impact of acculturation and co-ethnic ties on substance use among chinese students in the united states. Journal of Immigrant and Minority Health, 2018,20(3), 546-560. doi:10.1007/s10903-017-0598-0