СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ДРУГОМ ГОРОДЕ И ЗА РУБЕЖОМ
|
Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Понятие социально-психологической адаптации в психологии 9
1.1. Понятие адаптации 9
1.2. Соотношение понятий «адаптация» и «стресс» 13
1.3. Особенности адаптации и аккультурации мигрантов 17
1.4. Возрастные особенности молодых людей (17-20 лет) 24
1.5. Роль психолога в процессе адаптации 27
Глава 2. Материал и методы исследования. 29
2.1. Характеристика материала 30
2.2. Описание групп 34
2.2.1. Группа студентов, переехавших за рубеж. 34
2.2.2.Группа студентов университетов Санкт-Петербурга. 34
2.3. Методическая база исследования 35
2.3.1. Интервью. 35
2.3.2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса. 35
2.3.3.«Методика диагностики мотивации личности к избеганию неудач» Т. Элерса. 36
2.3.4.«Методика диагностики степени готовности к риску» Шуберта. 36
2.3.5.Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса - Р. Даймонда. 37
Глава 3. Результаты исследования 38
3.1. Анализ социо-демографических и психологических характеристик 38
3.1.1. Анализ результатов социо-демографического интервью 38
3.1.1.1.Выраженность уровня самооценки студентов, частоты их общения с родителями и значимых событий за период обучения. 38
3.1.1.2.Роль достоинств и недостатков города и ВУЗа в адаптации студентов41
3.1.1.3.Анализ трудностей, с которыми студенты сталкиваются за время проживания и учебы в новом городе 47
3.1.1.4. Самонаблюдение 51
3.1.2. Диагностика мотивационной сферы студентов, поменявших город или страну проживания в связи с поступлением в ВУЗ 54
3.1.3. Изучение социально-психологической адаптации студентов, переехавших в другой город или страну в связи с поступлением в ВУЗ 56
3.2. Изучение взаимосвязей личностно-психологических и социо-демографических характеристик, влияющих на адаптацию к новому месту проживания. 60
3.3. Обсуждение результатов 65
Выводы 68
Заключение 72
Список использованных источников 72
Введение 6
Глава 1. Понятие социально-психологической адаптации в психологии 9
1.1. Понятие адаптации 9
1.2. Соотношение понятий «адаптация» и «стресс» 13
1.3. Особенности адаптации и аккультурации мигрантов 17
1.4. Возрастные особенности молодых людей (17-20 лет) 24
1.5. Роль психолога в процессе адаптации 27
Глава 2. Материал и методы исследования. 29
2.1. Характеристика материала 30
2.2. Описание групп 34
2.2.1. Группа студентов, переехавших за рубеж. 34
2.2.2.Группа студентов университетов Санкт-Петербурга. 34
2.3. Методическая база исследования 35
2.3.1. Интервью. 35
2.3.2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса. 35
2.3.3.«Методика диагностики мотивации личности к избеганию неудач» Т. Элерса. 36
2.3.4.«Методика диагностики степени готовности к риску» Шуберта. 36
2.3.5.Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса - Р. Даймонда. 37
Глава 3. Результаты исследования 38
3.1. Анализ социо-демографических и психологических характеристик 38
3.1.1. Анализ результатов социо-демографического интервью 38
3.1.1.1.Выраженность уровня самооценки студентов, частоты их общения с родителями и значимых событий за период обучения. 38
3.1.1.2.Роль достоинств и недостатков города и ВУЗа в адаптации студентов41
3.1.1.3.Анализ трудностей, с которыми студенты сталкиваются за время проживания и учебы в новом городе 47
3.1.1.4. Самонаблюдение 51
3.1.2. Диагностика мотивационной сферы студентов, поменявших город или страну проживания в связи с поступлением в ВУЗ 54
3.1.3. Изучение социально-психологической адаптации студентов, переехавших в другой город или страну в связи с поступлением в ВУЗ 56
3.2. Изучение взаимосвязей личностно-психологических и социо-демографических характеристик, влияющих на адаптацию к новому месту проживания. 60
3.3. Обсуждение результатов 65
Выводы 68
Заключение 72
Список использованных источников 72
В современной образовательной системе наблюдается тенденция к интеграции и интернационализации, что делает её достаточно гибкой и позволяет абитуриентам выбрать для дальнейшего обучения любое высшее учебное заведение, критериям поступления в которое он удовлетворяет. В связи с этим большое количество выпускников переезжает из родных городов в другие, как правило, более крупные города и за рубеж. Так, по данным Смольного института в 2015 году 68 процентов мест в ВУЗах Санкт-Петербурга было занято иногородними студентами, 3 процента – студентами-иностранцами (Летюхина М.,2015). Эта статистика демонстрирует общую тенденцию молодежи к смене места жительства в связи с поступлением в ВУЗ. Основная возрастная группа абитуриентов – 17-20 лет. Для этого возраста характерен период становления и кризис ранней взрослости, на фоне которых у молодых людей могут возникать психологические трудности с адаптацией к новым условиям жизни.
В центре рассмотрения работы находится вопрос того, как протекает адаптация студентов, сменивших место жительства. Данная работа является актуальной, поскольку зачастую, начиная вести самостоятельную жизнь, молодые люди сталкиваются с большим количеством разного рода затруднений от бытовых до психологических, что сказывается на качестве их жизни и успехах в обучении.
Одна из специфических черт данной работы состоит в том, что исследование, которому она посвящена, является кросс-культурным и направлено на сравнение особенностей адаптации студентов-россиян, приехавших в Санкт-Петербург из других городов России и студентов-иностранцев, переехавших в Россию или Австрию с целью получения высшего образования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: комплексный подход к исследованию человека (Ананьев Б.Г., 1968, 1977,1980), психологическая парадигма в понимании природы невротических расстройств (Фрейд З., 1979; Мясищев В.Н., 1960; Kratochvil S., 1988; Карвасарскоий Б.Д., 1990; Роджерс К., 1994; Kępiński A., 2002); концепция личности как системы отношений и патогенетическая концепция неврозов(Мясищев В.Н., 1960; Карвасарский Б.Д., 1980; Исурина Г.Л., 1992; Абабков В.А., 1993, 2004; Ташлыков В.А., 1997, Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2004).
Выявление субъективно значимых общих для студентов факторов адаптации и анализ взаимосвязи мотивационных, адаптационных и биографических показателей, могут послужить в диагностических целях и могут играть предиктивную роль в психологическом сопровождении студентов, сменивших место жительства. Комплексное представление о возможных вариантах протекания адаптационного процесса у студентов позволяет сделать выводы о том, какие факторы сказываются на адаптации негативно и быстрее диагностировать случаи неблагополучной адаптации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранные данные позволяют составить более полное представление об особенностях адаптации и психологического состояния студентов в новых жизненных условиях, что может способствовать совершенствованию диагностического инструментария в работе психологов с клиентами из данной категории. Кроме того, полученные данные демонстрируют необходимость психологического сопровождения иностранных и иногородних студентов, поскольку, нестабильное психологическое состояние на фоне проживания и учебы в новом месте становится большим препятствием для комфортной жизни студента в новых условиях и ведут в некоторых случаях к отчислению или серьезным психологическим трудностям.
Целью работы является выявление общих для многих студентов проблем, особенностей их адаптации и возможности психологической помощи в данном контексте.
Задачи:
1. изучение особенностей адаптации первокурсников, переехавших в Санкт-Петербург или Зальцбург путем анализа данных, полученных по итогам двух интервью с интервалом в 6-8 месяцев и обработки методик, проведенных с респондентами из этой выборки.
2. Сравнение показателей выборки студентов, переехавших в новый город, с теми, кто переехал за рубеж
Гипотеза исследования: существуют различия в адаптации студентов, переезжающих в новый город и за рубеж.
Объектом данной работы являются особенности социально-психологической адаптации, мотивационные и социально-психологические характеристики молодых людей, поступивших в иногородние и зарубежные высшие учебные заведения.
Предмет исследования – студенты, переехавшие в новый город или за рубеж в связи с обучением в ВУЗе.
Исследование проводилось на студентах первого курса Санкт-Петербургских ВУЗов и высших учебных заведений Зальцбурга, а также студентах, участвующих в программе академической мобильности СПБГУ. Респондентам предлагалось пройти опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (Осницкий А.К., 2004), Методики «Мотивация достижения» и «Мотивация избегания неудач» Т. Элерса, а также методику «Склонность к риску» А.М. Шуберта (Райгородский Д.Я., 2001).
В центре рассмотрения работы находится вопрос того, как протекает адаптация студентов, сменивших место жительства. Данная работа является актуальной, поскольку зачастую, начиная вести самостоятельную жизнь, молодые люди сталкиваются с большим количеством разного рода затруднений от бытовых до психологических, что сказывается на качестве их жизни и успехах в обучении.
Одна из специфических черт данной работы состоит в том, что исследование, которому она посвящена, является кросс-культурным и направлено на сравнение особенностей адаптации студентов-россиян, приехавших в Санкт-Петербург из других городов России и студентов-иностранцев, переехавших в Россию или Австрию с целью получения высшего образования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: комплексный подход к исследованию человека (Ананьев Б.Г., 1968, 1977,1980), психологическая парадигма в понимании природы невротических расстройств (Фрейд З., 1979; Мясищев В.Н., 1960; Kratochvil S., 1988; Карвасарскоий Б.Д., 1990; Роджерс К., 1994; Kępiński A., 2002); концепция личности как системы отношений и патогенетическая концепция неврозов(Мясищев В.Н., 1960; Карвасарский Б.Д., 1980; Исурина Г.Л., 1992; Абабков В.А., 1993, 2004; Ташлыков В.А., 1997, Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2004).
Выявление субъективно значимых общих для студентов факторов адаптации и анализ взаимосвязи мотивационных, адаптационных и биографических показателей, могут послужить в диагностических целях и могут играть предиктивную роль в психологическом сопровождении студентов, сменивших место жительства. Комплексное представление о возможных вариантах протекания адаптационного процесса у студентов позволяет сделать выводы о том, какие факторы сказываются на адаптации негативно и быстрее диагностировать случаи неблагополучной адаптации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранные данные позволяют составить более полное представление об особенностях адаптации и психологического состояния студентов в новых жизненных условиях, что может способствовать совершенствованию диагностического инструментария в работе психологов с клиентами из данной категории. Кроме того, полученные данные демонстрируют необходимость психологического сопровождения иностранных и иногородних студентов, поскольку, нестабильное психологическое состояние на фоне проживания и учебы в новом месте становится большим препятствием для комфортной жизни студента в новых условиях и ведут в некоторых случаях к отчислению или серьезным психологическим трудностям.
Целью работы является выявление общих для многих студентов проблем, особенностей их адаптации и возможности психологической помощи в данном контексте.
Задачи:
1. изучение особенностей адаптации первокурсников, переехавших в Санкт-Петербург или Зальцбург путем анализа данных, полученных по итогам двух интервью с интервалом в 6-8 месяцев и обработки методик, проведенных с респондентами из этой выборки.
2. Сравнение показателей выборки студентов, переехавших в новый город, с теми, кто переехал за рубеж
Гипотеза исследования: существуют различия в адаптации студентов, переезжающих в новый город и за рубеж.
Объектом данной работы являются особенности социально-психологической адаптации, мотивационные и социально-психологические характеристики молодых людей, поступивших в иногородние и зарубежные высшие учебные заведения.
Предмет исследования – студенты, переехавшие в новый город или за рубеж в связи с обучением в ВУЗе.
Исследование проводилось на студентах первого курса Санкт-Петербургских ВУЗов и высших учебных заведений Зальцбурга, а также студентах, участвующих в программе академической мобильности СПБГУ. Респондентам предлагалось пройти опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (Осницкий А.К., 2004), Методики «Мотивация достижения» и «Мотивация избегания неудач» Т. Элерса, а также методику «Склонность к риску» А.М. Шуберта (Райгородский Д.Я., 2001).
Гипотеза о существовании различий в адаптации студентов, переезжающих внутри своей страны и за рубеж, подтвердилась по некоторым параметрам.
Студенты, меняющие страну проживания, более адаптивны – быстрее привыкают к новым условиям, осваивают инфраструктуру, знакомятся с культурой и обществом новой страны. Эти студенты имеют более высокий уровень внутреннего контроля, стремятся брать на себя ответственность и организовывать свой быт, время, рассчитывать ресурсы, не опираясь на поддержку извне. Также они лучше принимают как себя (прислушиваются к себе, стремятся создавать для себя комфортные условия и поддерживать стабильное эмоциональное состояние), так и окружающих – заводят знакомства, избегают конфликтов. Кроме того, они находятся в более комфортном эмоциональном состоянии, меньше боятся неудач, реже общаются с родителями и отмечают меньше значимых событий, чем студенты, переезжающие в новый город внутри своей страны.
Таким образом, можно сказать, что решение о поступлении в иностранный ВУЗ принимают молодые люди, мотивированные к достижениям сильнее, чем к избеганию неудач, готовые к преодолению трудностей, стремящиеся к самостоятельности и независимости, способные брать на себя ответственность и нацеленные создавать для себя комфортные условия жизни.
Студенты, поступившие в иногородние ВУЗы, более доминантны, чаще обращаются к поддержке родителей, склонны к избеганию неудач и выделяют большее число важных событий, произошедших с момента переезда, чем студенты-иностранцы.
Обобщая, можно сказать, что абитуриенты, принимающие решение о переезде в другой город, высоко мотивированы к достижениям, но также имеют страх неудач, который, возможно, останавливает их в выборе зарубежного ВУЗа. Тем не менее, их стремление к доминированию позволяет им самостоятельно вести быт, выбирать свой досуг и расставлять приоритеты. Несмотря на стремление к независимости, студенты нуждаются в родительской поддержке и созваниваются с родителями практически каждый день. Важным является тот факт, что студенты из этой группы называют большее количество ярких и запомнившихся событий, чем студенты-иностранцы. Это может означать, что для студентов, переехавших в новый город, важна эмоциональная составляющая жизни, и они склонны придавать эмоциональную окраску многим событиям, происходящим с ними.
Респонденты из группы иностранных студентов склонны более высоко оценивать собственное состояние и способность справляться с трудностями, чем респонденты из группы иногородних студентов.
В целом, можно сказать, что студенты, переезжающие в новую страну, вынуждены затрачивать больше ресурсов и более мотивированы на адаптацию к самостоятельной жизни, чем их ровесники, переезжающие внутри своей страны.
Результаты проведенного нами исследования позволили выявить субъективно значимые общие для студентов факторы адаптации и проанализировать их. Собранные данные позволяют составить более полное представление об особенностях адаптации и психологического состояния студентов в новых жизненных условиях, что может способствовать совершенствованию диагностического инструментария в работе психологов как с новоприбывшими иногородними студентами, так и иностранными студентами, приехавшими в Санкт-Петербург получать высшее образование или по программе академической мобильности. Необходимость психологического сопровождения иностранных и иногородних студентов, является важным вопросом современного высшего образования, поскольку нестабильное психологическое состояние на фоне проживания и учебы в новом месте становится большим препятствием для успешной учебы и жизни студента и в некоторых случаях может привести к отчислению или серьезным психологическим трудностям.
Студенты, меняющие страну проживания, более адаптивны – быстрее привыкают к новым условиям, осваивают инфраструктуру, знакомятся с культурой и обществом новой страны. Эти студенты имеют более высокий уровень внутреннего контроля, стремятся брать на себя ответственность и организовывать свой быт, время, рассчитывать ресурсы, не опираясь на поддержку извне. Также они лучше принимают как себя (прислушиваются к себе, стремятся создавать для себя комфортные условия и поддерживать стабильное эмоциональное состояние), так и окружающих – заводят знакомства, избегают конфликтов. Кроме того, они находятся в более комфортном эмоциональном состоянии, меньше боятся неудач, реже общаются с родителями и отмечают меньше значимых событий, чем студенты, переезжающие в новый город внутри своей страны.
Таким образом, можно сказать, что решение о поступлении в иностранный ВУЗ принимают молодые люди, мотивированные к достижениям сильнее, чем к избеганию неудач, готовые к преодолению трудностей, стремящиеся к самостоятельности и независимости, способные брать на себя ответственность и нацеленные создавать для себя комфортные условия жизни.
Студенты, поступившие в иногородние ВУЗы, более доминантны, чаще обращаются к поддержке родителей, склонны к избеганию неудач и выделяют большее число важных событий, произошедших с момента переезда, чем студенты-иностранцы.
Обобщая, можно сказать, что абитуриенты, принимающие решение о переезде в другой город, высоко мотивированы к достижениям, но также имеют страх неудач, который, возможно, останавливает их в выборе зарубежного ВУЗа. Тем не менее, их стремление к доминированию позволяет им самостоятельно вести быт, выбирать свой досуг и расставлять приоритеты. Несмотря на стремление к независимости, студенты нуждаются в родительской поддержке и созваниваются с родителями практически каждый день. Важным является тот факт, что студенты из этой группы называют большее количество ярких и запомнившихся событий, чем студенты-иностранцы. Это может означать, что для студентов, переехавших в новый город, важна эмоциональная составляющая жизни, и они склонны придавать эмоциональную окраску многим событиям, происходящим с ними.
Респонденты из группы иностранных студентов склонны более высоко оценивать собственное состояние и способность справляться с трудностями, чем респонденты из группы иногородних студентов.
В целом, можно сказать, что студенты, переезжающие в новую страну, вынуждены затрачивать больше ресурсов и более мотивированы на адаптацию к самостоятельной жизни, чем их ровесники, переезжающие внутри своей страны.
Результаты проведенного нами исследования позволили выявить субъективно значимые общие для студентов факторы адаптации и проанализировать их. Собранные данные позволяют составить более полное представление об особенностях адаптации и психологического состояния студентов в новых жизненных условиях, что может способствовать совершенствованию диагностического инструментария в работе психологов как с новоприбывшими иногородними студентами, так и иностранными студентами, приехавшими в Санкт-Петербург получать высшее образование или по программе академической мобильности. Необходимость психологического сопровождения иностранных и иногородних студентов, является важным вопросом современного высшего образования, поскольку нестабильное психологическое состояние на фоне проживания и учебы в новом месте становится большим препятствием для успешной учебы и жизни студента и в некоторых случаях может привести к отчислению или серьезным психологическим трудностям.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С
РЕГИОНАМИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Иммиграционная политика России, Франции и Канады. Сравнительный анализ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Студенты за рубежом: практики использования информационно-коммуникационных технологий для поддержания отношений с родственниками
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - Механизмы управления персоналом на предприятиях малого бизнеса с учетом зарубежного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе "Международный менеджмент", к российской системе образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь психических состояний с характеристиками направленности личности у старшеклассников разного пола в различных учебных ситуациях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Предупреждение оттока высококвалифицированных специалистов за рубеж: управленческие практики России и Китая
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2023 - Способы и механизмы привлечения иностранных студентов в университеты (на примере университетов России и Китая)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023



