Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕФЛЕКСИВНОСТЬ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ

Работа №122626

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы117
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СВЯЗИ С РЕФЛЕКСИВНОСТЬЮ И ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТЬЮ 9
1.1. Понятие психологического здоровья
1.1.1. Подходы к психологическому здоровью
1.1.2. Компоненты психологического здоровья. Психологическое благополучие……27
1.2. Рефлексивность и её взаимосвязь с психологическим благополучием 39
1.2.1. Понятие рефлексивности
1.2.2. Значение рефлексивности для психологического здоровья
1.3. Психическая ригидность и психологическое благополучие
1.3.1. Понятие психической ригидности
1.3.2. Психическая ригидность в контексте психологического здоровья……………..64
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИВНОСТИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ: ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Постановка проблемы исследования………………………………….71
2.2. Характеристика методов исследования……………………………….72
2.3. Процедура исследования. Математико-статистические методы исследования
ГЛАВА З. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……81
3.1. Результаты корреляционного исследования психологического благополучия, рефлексивности и психической ригидности
3.2. Результаты корреляционного исследования рефлексивности и психологического благополучия в группах с разным уровнем психической ригидности
3.3. Обсуждение
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение А. Шкала психологического благополучия К.Рифф (адаптация Шевеленковой-Фесенко)
Приложение Б. Опросник рефлексивности А.В. Карпова
Приложение В. Томский опросник ригидности Г.В.Залевского…



Проблема здоровья, его поддержания и профилактики заболеваний, достижения благополучной жизнедеятельности, всегда представляли животрепещущий интерес для человечества. На данном этапе развития науки не вызывает сомнений, что в формировании здоровья принимают участие как физиологические, так и психологические, социальные факторы. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Научная актуальность исследования психологического здоровья объясняется тем, что данный уровень здоровья человека не используется в классической медицинской практике, меж тем являясь залогом общего уровня благополучия индивида, источником его энергетических ресурсов для продуктивной жизнедеятельности и совладания с различного рода негативными воздействиями. Психологическое здоровье невозможно свести к физическому и психическому здоровью индивида; оно представляет собой качественно новое образование, включающее, помимо сохранности физиологических и психических процессов, возможности для субъективной реализации своего индивидуального личностного потенциала, полной жизни в качестве уникального участника общественного процесса, полноценной личности, реализующей своё человеческое «Я». Рефлексивность как свойство личности, характеризующее её способность к самопознанию и познанию окружающего мира, обладает потенциалом для воздействия на психологическое здоровье, а следовательно – и здоровье человека в целом. В свою очередь, ригидность-флексибильность как психическое свойство, характеризующее способность человека к быстрой перестройке когнитивных, эмоциональных и поведенческих процессов в ответ на требования ситуации, обладает потенциалом влияния как на процессы рефлексии, так и психологическое здоровье и благополучие, и должна учитываться при совместном изучении этих явлений.
Цель данного исследования заключается в выявлении роли такого психического свойства, как рефлексивность, в формировании психологического здоровья и благополучия личности, в контексте вероятной взаимосвязи с психической ригидностью.
Объект исследования – составляющие психологического здоровья личности. Предмет исследования – рефлексивность и психическая ригидность как возможные факторы психологического здоровья.
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического анализа проблем психологического здоровья личности; рефлексивности и психической ригидности как возможного фактора психологического здоровья в современной литературе.
2. Подбор методического инструментария исследования и организация соответствующих процедур его проведения.
3. Определение взаимосвязей между рефлексивностью, психической ригидностью и общим уровнем психологического здоровья, их направленности, характера и статистической значимости. Выявление возможных различий во взаимосвязи между рефлексивностью и психологическим здоровьем у лиц с разным уровнем психической ригидности.
4. Анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования – между показателями рефлексивности, психической ригидности и психологического благополучия существует статистически значимая взаимосвязь. Методологическая основа исследования – анализ литературных источников, сопоставление и анализ теоретических подходов, обобщение материала; психологическое тестирование; методы статистической обработки психологических данных.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что рефлексивность и психическая ригидность в контексте психологического здоровья и благополучия – мало изученная тема, их теоретический анализ мог бы наметить путь для дальнейших исследований этого интереснейшего психического свойства. Практическая значимость данной работы заключается в том, что выявление возможной взаимосвязи между рефлексивностью и психологическим здоровьем – или напротив, подтверждение её отсутствия – могут быть использованы в психологической практике для коррекции психологического здоровья личности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема психологического здоровья, как и проблема собственно здоровья человека, сохраняет актуальность на сегодняшний день. В связи с современными условиями жизни людей, при уровне развития современной медицины и психологии, обладающих широчайшим потенциалом для обеспечения и сохранения здоровья, коррекции и профилактики расстройств, назревает особенная необходимость учитывать такую структурную составляющую здоровья в целом, как психологическое здоровье. Подходы к реализации концепции здоровой личности обусловливают различные терапевтические практики, эффективные в разных случаях. Выявление общих компонентов психологического здоровья послужило бы более чёткой операционализации понятия психологического здоровья, единого подхода к которому на данный момент не существует, а также созданию комплексной теоретической базы этого сложного феномена, на основе которой можно было бы осуществить новые, ещё более эффективные методы психологической интервенции.
В данной работе мы приблизились к разрешению поставленной задачи: понять, каким образом, за счёт каких механизмов и при учёте каких нюансов рефлексивность и психическая ригидность-флексибильность могли бы оказать влияние на психологическое здоровье и благополучие личности. Был проведён анализ теоретических подходов к психологическому здоровью, психологическому благополучию, рефлексивности и психической ригидности. Были выявлены основные компоненты психологического здоровья и благополучия.
К эмпирическому исследованию рефлексивности и её возможной взаимосвязи с психологическим благополучием в контексте психической ригидности как возможного фактора обоих рассматриваемых характеристик, мы подошли с двух сторон. Во-первых, было проведено корреляционное исследование психологического благополучия, рефлексивности и психической ригидности на «общей» выборке из 94 человек. Во-вторых, выборка была разделена на три группы по уровню психической ригидности, и в каждой из них был проведён собственный корреляционный анализ. Такой подход позволил более полно рассмотреть проблему взаимосвязи психологического благополучия и рефлексивности. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что:
– психическая ригидность связана с психологическим благополучием и оказывает на него негативное влияние; в свою очередь, психическая флексибильность является положительным фактором психологического благополучия;
– психическая ригидность положительно связана с рефлексивностью;
– рефлексивность и психологическое благополучие статистически достоверно не связаны между собой; положительная взаимосвязь на уровне статистической тенденции наблюдается в группе со средними значениями психической ригидности.
Иначе говоря, рефлексивность не является детерминирующим фактором психологического благополучия. В свою очередь, психическая ригидность – является; и также положительно связана с рефлексивностью. Это означает, во-первых, что в психологической практике применения методов интервенции, связанных с рефлексивностью, стоит попутно осуществлять способы нивелирования негативных эмоциональных переживаний, которые могут проявляться в ходе рефлексии. Кроме того, «рефлексивные» техники должны учитывать, что процесс рефлексии неспецифичен, и на него может оказывать влияние «ригидный характер» личности, иными словами, в этом случае рефлексивность будет работать на закрепление психической ригидности и, как следствие, неадаптивности личности. Также, при учёте того, что рефлексивность не является детерминантой психологического благополучия, «рефлексивные» методы терапии должны проводиться в комплексе с методами, затрагивающими другие психические свойства и личностные предикторы психологического благополучия. Дальнейшие исследования по проблеме могут быть направлены на уточнение характера и конкретизацию взаимосвязей между рефлексивностью, психической ригидностью и психологическим благополучием на различных выборках (либо проверку отсутствия таковых), а также на формирование таких «рефлексивных» методов терапии, которые учитывали бы вышеуказанные особенности.



1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб, 2006.
2. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. – СПб., 2002
3. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство. – М., 2006.
4. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. – М., 1997
5. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. – М., 2000
6. Водопьянова Н.Е. Дисфункции ценностно-смысловой регуляции личности как риск психического выгорания и профессионального здоровья // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2013. С. 296-312
7. Волканевский С.В. Рефлексивность как детерминанта синдрома психического выгорания личности. – Ярославль, 2010
8. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы. – Томск, 2002
9. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. – М.,1992.
10. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов // Вестник ПСТГУ, 2012; вып. 1 (24). С. 121-134
11. Залевский В.Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориентацией. – Томск.: 1999
12. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. – М., 2007
13. Залевский Г.В. Ригидность как свойство личности и её физиологические корреляты. // Вопросы психологии труда и личности. Иркутск, 1972 – С. 100-108.
14. Залевский Г.В. Теория субъекта и фиксированные формы поведения. // Психологический журнал. 2003. Т. 24, №3. – С. 32-36
15. Залевский Г.В., Козлова Н.В. Психическая ригидность-флексибильность как акмеологический инвариант профессионализма. // Сибирский психологический журнал. 2005. №22 – С. 146-149
16. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М., 2004
17. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
18. Коржова Е.Ю. Здоровая личность: теоретические модели // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2013. С. 146-173
19. Корниенко Д.С. Личностные предикторы психологического благополучия. // Фундаментальные исследования. 2014. Вып. №11-2. С. 429-432
20. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб., 2005.
21. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М., 2003
22. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3- 22
23. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб, 2002
24. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога – М., 2010.
25. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 1999
26. Маслоу, А. Психология бытия. – М., 1997
27. Москвина М.В. Теория и практика психологического здоровья для педагогов всех типов образовательных учреждений: учебное пособие. – М., 2013
28. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. – М., 2003
29. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб, 2006
30. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов. – СПб, 2006
31. Никифоров Г.С. Становление психологии здоровья в России // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2013. С. 8-26
32. Олпорт Г. Личность в психологии. – М., 1998.
33. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды. Коллективная монография. – М., 2011
34. Пуговкина О.Д., Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №2. С. 18-28
35. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб, 2001.
36. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. – М., 2005.
37. Сокольская М. В. Личностное здоровье человека (теоретический аспект : моногр.) – Хабаровск, 2007.
38. Тучина О.Р. Самоинтерпретация и рефлексивность // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №5(13)
39. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 132–138.
40. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М, 1990
41. Фромм М. Бегство от свободы – М., 2009
42. Шапиро Д. Автономия и ригидная личность. – М., 2009
43. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005, №3. С. 95-130
44. Шингаев С.М. Здоровая личность: структура и направление развития // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2013. С. 174-213
45. Ширяева О.В. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. – Петропавловск-Камчатский, 2008
46. Gu J., Strauss C., Bond R., Cavanagh K. How do mindfulness-based cognitive therapy and mindfulness-based stress reduction improve mental health and wellbeing? A systematic review and meta-analysis of mediation studies // Clinical Psychology Review. 2015. 37. P. 1-12
47. Harrington R., Loffredo D.A. Insight, rumination and self-reflection as predictors of well-being // Journal of psychology. 2011. Vol. 145, №1. P. 39-57
48. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. 57. P. 1069–1081
49. Ryff C.D., Keyes C. The structure of psychological well-being revisited //Journal of Personality and Social Psychology.1995. Vol 69, №4. P. 719-727
50. Silvia P.J., Phillips A.G. Evaluating self-reflection and self-conscious traits. // Personality and individual differences. 2011. Vol 50, №2. P. 234-237


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ