ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СВЯЗИ С РЕФЛЕКСИВНОСТЬЮ И ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТЬЮ 9
1.1. Понятие психологического здоровья
1.1.1. Подходы к психологическому здоровью
1.1.2. Компоненты психологического здоровья. Психологическое благополучие……27
1.2. Рефлексивность и её взаимосвязь с психологическим благополучием 39
1.2.1. Понятие рефлексивности
1.2.2. Значение рефлексивности для психологического здоровья
1.3. Психическая ригидность и психологическое благополучие
1.3.1. Понятие психической ригидности
1.3.2. Психическая ригидность в контексте психологического здоровья……………..64
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИВНОСТИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ: ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Постановка проблемы исследования………………………………….71
2.2. Характеристика методов исследования……………………………….72
2.3. Процедура исследования. Математико-статистические методы исследования
ГЛАВА З. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……81
3.1. Результаты корреляционного исследования психологического благополучия, рефлексивности и психической ригидности
3.2. Результаты корреляционного исследования рефлексивности и психологического благополучия в группах с разным уровнем психической ригидности
3.3. Обсуждение
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение А. Шкала психологического благополучия К.Рифф (адаптация Шевеленковой-Фесенко)
Приложение Б. Опросник рефлексивности А.В. Карпова
Приложение В. Томский опросник ригидности Г.В.Залевского…
Проблема здоровья, его поддержания и профилактики заболеваний, достижения благополучной жизнедеятельности, всегда представляли животрепещущий интерес для человечества. На данном этапе развития науки не вызывает сомнений, что в формировании здоровья принимают участие как физиологические, так и психологические, социальные факторы. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Научная актуальность исследования психологического здоровья объясняется тем, что данный уровень здоровья человека не используется в классической медицинской практике, меж тем являясь залогом общего уровня благополучия индивида, источником его энергетических ресурсов для продуктивной жизнедеятельности и совладания с различного рода негативными воздействиями. Психологическое здоровье невозможно свести к физическому и психическому здоровью индивида; оно представляет собой качественно новое образование, включающее, помимо сохранности физиологических и психических процессов, возможности для субъективной реализации своего индивидуального личностного потенциала, полной жизни в качестве уникального участника общественного процесса, полноценной личности, реализующей своё человеческое «Я». Рефлексивность как свойство личности, характеризующее её способность к самопознанию и познанию окружающего мира, обладает потенциалом для воздействия на психологическое здоровье, а следовательно – и здоровье человека в целом. В свою очередь, ригидность-флексибильность как психическое свойство, характеризующее способность человека к быстрой перестройке когнитивных, эмоциональных и поведенческих процессов в ответ на требования ситуации, обладает потенциалом влияния как на процессы рефлексии, так и психологическое здоровье и благополучие, и должна учитываться при совместном изучении этих явлений.
Цель данного исследования заключается в выявлении роли такого психического свойства, как рефлексивность, в формировании психологического здоровья и благополучия личности, в контексте вероятной взаимосвязи с психической ригидностью.
Объект исследования – составляющие психологического здоровья личности. Предмет исследования – рефлексивность и психическая ригидность как возможные факторы психологического здоровья.
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического анализа проблем психологического здоровья личности; рефлексивности и психической ригидности как возможного фактора психологического здоровья в современной литературе.
2. Подбор методического инструментария исследования и организация соответствующих процедур его проведения.
3. Определение взаимосвязей между рефлексивностью, психической ригидностью и общим уровнем психологического здоровья, их направленности, характера и статистической значимости. Выявление возможных различий во взаимосвязи между рефлексивностью и психологическим здоровьем у лиц с разным уровнем психической ригидности.
4. Анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования – между показателями рефлексивности, психической ригидности и психологического благополучия существует статистически значимая взаимосвязь. Методологическая основа исследования – анализ литературных источников, сопоставление и анализ теоретических подходов, обобщение материала; психологическое тестирование; методы статистической обработки психологических данных.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что рефлексивность и психическая ригидность в контексте психологического здоровья и благополучия – мало изученная тема, их теоретический анализ мог бы наметить путь для дальнейших исследований этого интереснейшего психического свойства. Практическая значимость данной работы заключается в том, что выявление возможной взаимосвязи между рефлексивностью и психологическим здоровьем – или напротив, подтверждение её отсутствия – могут быть использованы в психологической практике для коррекции психологического здоровья личности.
Проблема психологического здоровья, как и проблема собственно здоровья человека, сохраняет актуальность на сегодняшний день. В связи с современными условиями жизни людей, при уровне развития современной медицины и психологии, обладающих широчайшим потенциалом для обеспечения и сохранения здоровья, коррекции и профилактики расстройств, назревает особенная необходимость учитывать такую структурную составляющую здоровья в целом, как психологическое здоровье. Подходы к реализации концепции здоровой личности обусловливают различные терапевтические практики, эффективные в разных случаях. Выявление общих компонентов психологического здоровья послужило бы более чёткой операционализации понятия психологического здоровья, единого подхода к которому на данный момент не существует, а также созданию комплексной теоретической базы этого сложного феномена, на основе которой можно было бы осуществить новые, ещё более эффективные методы психологической интервенции.
В данной работе мы приблизились к разрешению поставленной задачи: понять, каким образом, за счёт каких механизмов и при учёте каких нюансов рефлексивность и психическая ригидность-флексибильность могли бы оказать влияние на психологическое здоровье и благополучие личности. Был проведён анализ теоретических подходов к психологическому здоровью, психологическому благополучию, рефлексивности и психической ригидности. Были выявлены основные компоненты психологического здоровья и благополучия.
К эмпирическому исследованию рефлексивности и её возможной взаимосвязи с психологическим благополучием в контексте психической ригидности как возможного фактора обоих рассматриваемых характеристик, мы подошли с двух сторон. Во-первых, было проведено корреляционное исследование психологического благополучия, рефлексивности и психической ригидности на «общей» выборке из 94 человек. Во-вторых, выборка была разделена на три группы по уровню психической ригидности, и в каждой из них был проведён собственный корреляционный анализ. Такой подход позволил более полно рассмотреть проблему взаимосвязи психологического благополучия и рефлексивности. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что:
– психическая ригидность связана с психологическим благополучием и оказывает на него негативное влияние; в свою очередь, психическая флексибильность является положительным фактором психологического благополучия;
– психическая ригидность положительно связана с рефлексивностью;
– рефлексивность и психологическое благополучие статистически достоверно не связаны между собой; положительная взаимосвязь на уровне статистической тенденции наблюдается в группе со средними значениями психической ригидности.
Иначе говоря, рефлексивность не является детерминирующим фактором психологического благополучия. В свою очередь, психическая ригидность – является; и также положительно связана с рефлексивностью. Это означает, во-первых, что в психологической практике применения методов интервенции, связанных с рефлексивностью, стоит попутно осуществлять способы нивелирования негативных эмоциональных переживаний, которые могут проявляться в ходе рефлексии. Кроме того, «рефлексивные» техники должны учитывать, что процесс рефлексии неспецифичен, и на него может оказывать влияние «ригидный характер» личности, иными словами, в этом случае рефлексивность будет работать на закрепление психической ригидности и, как следствие, неадаптивности личности. Также, при учёте того, что рефлексивность не является детерминантой психологического благополучия, «рефлексивные» методы терапии должны проводиться в комплексе с методами, затрагивающими другие психические свойства и личностные предикторы психологического благополучия. Дальнейшие исследования по проблеме могут быть направлены на уточнение характера и конкретизацию взаимосвязей между рефлексивностью, психической ригидностью и психологическим благополучием на различных выборках (либо проверку отсутствия таковых), а также на формирование таких «рефлексивных» методов терапии, которые учитывали бы вышеуказанные особенности.
1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб, 2006.
2. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. – СПб., 2002
3. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство. – М., 2006.
4. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. – М., 1997
5. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. – М., 2000
6. Водопьянова Н.Е. Дисфункции ценностно-смысловой регуляции личности как риск психического выгорания и профессионального здоровья // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2013. С. 296-312
7. Волканевский С.В. Рефлексивность как детерминанта синдрома психического выгорания личности. – Ярославль, 2010
8. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы. – Томск, 2002
9. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. – М.,1992.
10. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов // Вестник ПСТГУ, 2012; вып. 1 (24). С. 121-134
11. Залевский В.Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориентацией. – Томск.: 1999
12. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. – М., 2007
13. Залевский Г.В. Ригидность как свойство личности и её физиологические корреляты. // Вопросы психологии труда и личности. Иркутск, 1972 – С. 100-108.
14. Залевский Г.В. Теория субъекта и фиксированные формы поведения. // Психологический журнал. 2003. Т. 24, №3. – С. 32-36
15. Залевский Г.В., Козлова Н.В. Психическая ригидность-флексибильность как акмеологический инвариант профессионализма. // Сибирский психологический журнал. 2005. №22 – С. 146-149
16. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М., 2004
17. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
18. Коржова Е.Ю. Здоровая личность: теоретические модели // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2013. С. 146-173
19. Корниенко Д.С. Личностные предикторы психологического благополучия. // Фундаментальные исследования. 2014. Вып. №11-2. С. 429-432
20. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб., 2005.
21. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М., 2003
22. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3- 22
23. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб, 2002
24. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога – М., 2010.
25. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 1999
26. Маслоу, А. Психология бытия. – М., 1997
27. Москвина М.В. Теория и практика психологического здоровья для педагогов всех типов образовательных учреждений: учебное пособие. – М., 2013
28. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. – М., 2003
29. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб, 2006
30. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов. – СПб, 2006
31. Никифоров Г.С. Становление психологии здоровья в России // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2013. С. 8-26
32. Олпорт Г. Личность в психологии. – М., 1998.
33. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды. Коллективная монография. – М., 2011
34. Пуговкина О.Д., Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №2. С. 18-28
35. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб, 2001.
36. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. – М., 2005.
37. Сокольская М. В. Личностное здоровье человека (теоретический аспект : моногр.) – Хабаровск, 2007.
38. Тучина О.Р. Самоинтерпретация и рефлексивность // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №5(13)
39. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 132–138.
40. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М, 1990
41. Фромм М. Бегство от свободы – М., 2009
42. Шапиро Д. Автономия и ригидная личность. – М., 2009
43. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005, №3. С. 95-130
44. Шингаев С.М. Здоровая личность: структура и направление развития // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2013. С. 174-213
45. Ширяева О.В. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. – Петропавловск-Камчатский, 2008
46. Gu J., Strauss C., Bond R., Cavanagh K. How do mindfulness-based cognitive therapy and mindfulness-based stress reduction improve mental health and wellbeing? A systematic review and meta-analysis of mediation studies // Clinical Psychology Review. 2015. 37. P. 1-12
47. Harrington R., Loffredo D.A. Insight, rumination and self-reflection as predictors of well-being // Journal of psychology. 2011. Vol. 145, №1. P. 39-57
48. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. 57. P. 1069–1081
49. Ryff C.D., Keyes C. The structure of psychological well-being revisited //Journal of Personality and Social Psychology.1995. Vol 69, №4. P. 719-727
50. Silvia P.J., Phillips A.G. Evaluating self-reflection and self-conscious traits. // Personality and individual differences. 2011. Vol 50, №2. P. 234-237