Введение
Глава I Христианские представления о войне: теоретический базис
1.1 Православное богословие о войне
1.2 Представления о войне в канонических памятниках
1.3 Отношение к войне в Социальной концепции Русской Православной Церкви
Глава II Отношение Русской Православной Церкви к войне: историческая практика
2.1 Отношение Церкви к вопросам войны и мира в Древней Руси
2.2 Отношение Церкви к вопросам войны и мира в Московской Руси и Императорской России
2.3 Отношение Церкви к войне и миру в советский период…
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Русская Православная Церковь на протяжении большей части истории России играла немаловажную роль в политике и идеологии. Религия и политика - эти две сферы общественной жизни тесно переплетаются. Особенно остро это заметно в отношении к войне. Отношение Церкви к войне и воинскому служению очень показательно для определения роли Церкви в политике. Данная работа имеет теоретический характер и опирается на исследование российской истории. После крушения СССР были отменены все религиозные притеснения, и Русская Православная Церковь вновь получила известную свободу. В довольно короткое время миллионы людей объявили себя православными, и уже вскоре таких людей стало большинство. Сейчас это положение сохраняется – абсолютное большинство населения России причисляют себя именно к Русской Православной Церкви. Соответственно, она имеет доминирующее положение среди религиозных организаций России. Кроме того, Церковь является серьёзной опорой современной политической власти. Церковь используется ею в идеологических целях консолидации общества, поддержания некоторого общественного консенсуса по поводу определённых ценностей, в первую очередь политических. Так же и в армии пытаются внедрить институт военного духовенства. Но Церковь не является пассивным инструментом политики. Она довольно активно использует поддержку государства для реализации собственных целей и сама претендует на занятие важной роли в таких институтах как армия или школа. Исследовав, как именно изменялось отношение Церкви к войне в определённые периоды российской истории, мы сможем вывести закономерность, знание которой актуально в данный момент, а именно: Церковь, в зависимости от положения в обществе, особенностей политической системы и политической конъюнктуры, по-разному воспринимает войну. Чем более Церковь объединена с государством и вовлечена в решение политических задач, тем более она ангажирована в её отношении к войнам. Чем более Церковь отступает от библейских принципов в пользу государственных интересов в вопросах войны, тем более она связанна с государством, даже если эта связь неочевидна. В этом состоит основная исследовательская гипотеза работы. Поэтому сейчас, когда государством выстраиваются новые отношения с Русской Православной Церковью на совершенно новой исторической почве важно знать историю таких отношений и последствия тех или иных способов взаимодействия.
Степень разработанности проблемы. Данную проблему в различных её проявлениях рассматривали множество исследователей. Так, вопросами военного духовенства занимались: отечественные дореволюционные исследователи – Невзоров Н., Куропаткин А.Н., Скворцов В.М.; советские исследователи – Сидоров Д. И., Суглобов Г. А.; постсоветские исследователи – Кузнецов А. М., Ивашко М. И., Байдаков А. В., Золотарёв О. В., Балошина Н. Ю., Цветков И. Ф., Мельникова Л. В, Котков В.М., Чимаров С.Ю. Различные проявления Церкви в период Советского господства изучали: Амельченков В. Л., Болотов С. В., Зин Н. В., Новикова Т. М., Прядкина О. А., Рашитова О. А., Якунин В. Н., Яшин В. В. Также вопросы близкие нашей теме изучали: Григорьев А. Б., Мусин А. Е., Сутягина Л. Э., Язынина Т. Ю., Боголюбов Ф., Яковлев П.П., Кандидов Б. П., Карташов С.В. Также следует упомянуть православных богословов, обращавшихся к данной тематике и являющихся идейной базой для формирования позиций Церкви по отношению к войне: Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Исидора Пелусиота.
Объектом исследования является отношение Русской Православной Церкви к войне в различные периоды российской истории.
Предмет исследования: богословские труды, канонические памятники, Социальная концепция Русской Православной Церкви, а также исторические материалы, позволяющие раскрыть отношение Церкви к войне.
Цель исследования: выявление взаимосвязи между отношением Русской Православной Церкви к войне и внешней средой, в первую очередь политической.
Задачи исследования.
• выяснить теоретические основы отношения Русской Православной Церкви к войне;
• проанализировать взаимодействие Церкви и армии в различные периоды истории;
• выяснить реальное отношение Церкви к войне в различные периоды истории.
В ходе исследования автором использовались следующие методы: историографическое исследование, анализ источников. Метод периодизации позволил разделить анализ истории на несколько взаимосвязанных, но, тем не менее, особых, периода. Метод актуализации позволил выявить важность данной, преимущественно теоретической с сильной опорой на историю, темы для настоящего момента.
Структура работы. Работа делится на две части: теоретическую и историческую. В первой проводится исследование богословских трудов и канонических памятников с целью анализа теоретической базы отношения Русской Православной Церкви к войне. Вторая часть исследования - попытка определить, как именно идеи, изложенные в первой части проявляются в историческом контексте, а также – как они изменяются со сменой эпох и политических реалий. С этой целью глава поделена в историческом порядке: от более ранней эпохи к более поздней.
Исследовав проблему отношения Русской Православной Церкви к войне, мы можем сделать определённые выводы и обобщения.
Первая наша задача состояла в исследовании теоретических основ отношения Церкви к войне. Во-первых, Церковь определяет войну как безусловное зло, которое, однако, иногда может быть меньшим злом. Во-вторых, воинское служение с одной стороны почитается как в высшей степени достойное, однако, с другой – воспринимается как совершение пусть меньшего, но, всё же, зла. В-третьих, Церковь отрицает принцип «непротивления злу силою», ей чужды пацифистские установки. В-четвёртых, она почитает мир за высшее земное благо, трактуя его более широко, чем простое отсутствие войны. В целом можно утверждать, что Церковь выработала особую этику войны, по крайней мере, на теоретическом уровне.
Вторая задача состояла в ретроспективном анализе отношения Церкви и армии. Изначально Церковь и армия образовывали собой некоторое органичное единство. Армия, представляющая собой дружину, воспринимала себя как оплот христианских ценностей. Каждый воин пытался поставить на службу кресту то, что он умел лучше всего, а именно умение воевать. Церковь же, со своей стороны ещё не стала замкнутой сословной корпорацией. Она была близко к народу, испытывала все те же радости и горести, в связи с чем была распространена даже практика непосредственного участия представителей духовенства в вооружённых столкновениях. Однако, постепенно Церковь превратилось в особое сословие со своими правами, обязанностями, привилегиями и даже судом. Армия же утратила характер дружины, становилась более массовой и превращалась в простое орудие в руках государя. Исходя из этих тенденций, изменилось и отношение между Церковью и армией. Место «меча», поставленного на службу «кресту», «крест» становился орудием милитаризированного государства. И не только Церковь как организация, само христианство начало рассматриваться с иных позиций.
Третья задача исследования заключалась в том, чтобы установить реальное отношение Русской Православной Церкви к войне в различные периоды истории. Война в Древней Руси воспринималась как естественная часть жизни, настолько естественная, что, как мы показали, появление священника на поле боя в качестве воина было довольно частым явлением. Однако, несмотря на нарушение канонических правил, именно этот период истории можно назвать в идеологическом плане наиболее соответствующим Евангельским принципам. Церковь всячески стремилась к миру, предотвращала и жёстко порицала междоусобные войны и, в случае Новгорода, межпартийные столкновения. Со временем, однако, её позиция начала меняться. В период объединения Руси Церковь заняла активную политическую позицию и поддержала Москву. Как следствие, она оправдывала Москву во всех тех междоусобных войнах, которые та вела. После же объединения русских земель, создания сильного централизованного государства и свержения монгольского ига Церковь начала легитимизировать завоевательную политику государства.
Немногое изменилось с приходом к власти большевиков. Хотя Церковь утратила лидирующее положение в идеологической сфере и, более того, стала гонимой, однако, кардинальных изменений, в общем-то, не произошло. Раннюю советскую Церковь составляли люди, которые были рождены и воспитаны в царской России, а позднее, начиная с Великой Отечественной, власть снова обратила на Церковь своё внимание и ей, чтобы не быть до конца уничтоженной, приходилось проводить просоветскую политику. Однако, следует сказать, что позиция Церкви в советское время всё же была более соответствующая христианским принципам, чем в царской России. По крайней мере, она открыто не поддерживала откровенно агрессивные действия Советского Союза.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая во Введении подтверждена. Чем более Церковь слита с государством, тем более она ангажирована в её отношении к войнам. Она не может оставаться беспристрастной, когда все её интересы слиты с интересами государства, когда её привилегии зависят от воли государя и её высший клир постановляется либо утверждается им же. Также Церковь не может быть беспристрастной и тогда, когда, как в Советском Союзе, от этого зависит само её существование. Также, как мы указывали, можно просчитать эту ситуацию в обратном порядке: чем более Церковь отступает от библейских принципов в пользу потакания государственным интересам в вопросах войны, тем более она связанна с государством, даже если эта связь неочевидна. Особенно этот момент виден на примере Советского Союза. Церковь, хотя и унижаемая и гонимая, всё же была связана с государством. Это можно заметить хотя бы по тому, что Церковь, хотя и не отступала далеко от Евангельских принципов, всё же создала новый богословских подход к проблеме войны и мира, который более соответствовал советской идеологии.
Окончательный вывод следующий: максимальное отделение Церкви от государства является самой благоприятной позицией для Церкви, которой не придётся оправдывать все, даже не совсем моральные действия государства. Что касается пользы самого государства, то слишком сильное слияние с Церковью имеет для него определённые негативные последствия. Например, приходится вступать в некоторые войны и конфликты вопреки государственным интересам. С другой стороны для государства определённо полезно установить диалог с Церковью, чтобы она, в свою очередь, обеспечивала решениям властей дополнительную легитимность.
1. Амельченков В.Л. Воздействие Русской Православной Церкви на социальную сферу общества в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. (на материалах Смоленской области): автореф. дис….канд. истор. наук: 07.00.02. – Брянск: 2010. – 27с.
2. Байдаков А.В. Православное духовенство русской армии и флота (Вторая половина XIX – начала XX века). Дис….канд. ист. наук. – М. 1995. – 179с.
3. Балошина Н.Ю., Цветков И.Ф. Из истории православия в российской армии и на флоте // КЛИО. 1997. №2. – С. 41-60.
4. Байковский К.Ю. Развитие концепций царства, святости и войны за веру в трудах московских книжников XV века: автореф. дис….канд. истор. наук: 07.00.02. – М.: 2003. – 25с.
5. Боголюбов Ф. Взгляд генералиссимуса А.В. Суворова на религию в деле воспитания солдата. – СПб. 1894. – 399с.
6. Болотов С.В. Роль Русской Православной Церкви в международной политике СССР в конце 1930-х – начале 1950-х гг. автореф. дис….канд. истор. наук: 07.00.02. М.: 2011. – 24с.
7. Василий Великий Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Изд.3 Ч.4 – 2-я типография А.М. Снегиревой, в Сергиевом Посаде, 1892. – 374 с.
8. Василий Великий Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Изд.3 Ч.7 – 2-я типография А.М. Снегиревой, в Сергиевом Посаде, 1892. – 324 с.
9. Григорьев А.Б. Вера и верность: Очерки из истории отношений Русской Православной Церкви и Российской армии. – Жуковский; М.: Кучково поле, 2005. – 472с.
10. Зин Н.В. Взаимоотношение государства и Церкви в 1943 – 1953гг. (на материалах Владимирского края). автореф. дис….канд. истор. наук: 07.00.02. – М.: 2010. – 26с.
11. Золотарёв О.В. Христолюбивое воинство Русское М.: Граница, 1994. – 109с.
12. Ивашко М.И. Военное и морское духовенство России (XVIII – начало XX вв.). Историографическое исследование. – М.: ВВИА им. Про. Н.Е. Жуковского, 2005. – 194с.
13. Иоанн Златоуст. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1900. Т. 6.
14. Иоанн Златоуст. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – Издание СПб. Духовной Академии, 1896.
15. Иоанн Златоуст. Избранные творения св. Иоанна Златоуста кн. VII Против иудеев. – СПб: Типография М. Меркушева, 1907. – 226с.
16. Исидор Пелусиот. Творения святого Исидора Пелусиота Ч.3 – М.: Типография Готье, 1860. – 502 с.
17. Кандидов Б.П. Церковь и гражданская война на Юге: (Материалы к истории религиозной контрреволюции в годы гражданской войны). – М.: Безбожник, 1931. – 295с.
18. Карташов С.В. Военно-философская мысль в отечественной историографии русской армии: Дисс….канд. философ. наук. – М. 1995. – 204с.
19. Катков В.М. Социально-культурная деятельность в армии. – СПб. 2000. – 372с.
20. Кузнецов А.М. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVIII – начала XX века) Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. – М.: 2000. – 24с.
21. Куропаткин А.Н. Русская армия. – СПб.: Полигон, 2003. – 590с.
22. Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 года. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2002. – 239с.
23. Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь и Крымская война 1853-1856 гг. – М.: Кучково поле, 2012. – 392с.
24. Миротворчество в России: Церковь, политики, мыслители. От раннего средневековья до рубежа XIX-XX столетий / Ин-т российской истории; Отв. ред. Е.Л. Рудницкая. – Наука, 2003. – 503с.
25. Мусин А.Е. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. – 368с.
26. Невзоров Н. Исторический очерк управления Военного ведомства в России. – СПб.: тип. Ф.Г. Елеонского и А.И. Поповицкого, 1875. – 101с.
27. Новикова Т.М. Русская Православная Церковь и власть в годы Гражданской войны в Восточной Сибири (декабрь 1917 г. – август 1921 г.). автореф. дис….канд. истор. наук: 07.00.02. – Иркутск: 2011. – 27с.
28. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2000. – 57 с.
29. Осташкин В.Н. Православное воспитание офицеров и нижних чинов русской армии в часы досуга (вторая половина XIX века). – М. 1998. – 60с.
30. Прядкина О.А. Взаимоотношение Советского государства и Русской Православной Церкви в 1941 – 1954 гг. (на материалах областей Верхнего Поволжья). автореф. дис….канд. истор. наук: 07.00.02. – Кострома: 2004. – 29с.
31. Рашитова О.А. Деятельность Русской Православной Церкви в годы блокады Ленинграда 1941-1945 гг. (на материалах Ленинграда). автореф. дис….канд. истор. наук: 07.00.02. – СПб.: 2006. – 24с.
32. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. – М.: Ломоносовъ, 2013. – 218с.
33. Сидоров Д.И. Защита Родины и религия. – М.: Воениздат, 1963. – 115с.
34. Скворцов В.М. Содействие полкового духовенства делу религиозно-нравственного просвещения. – Киев. 1886. – 16с.
35. Суглобов Г.А. Союз креста и меча (Церковь и война). – М.: Воениздат, 1969. – 145с.
36. Сутягина Л.Э. Проблемы войны и мира в русской религиозно-философской и богословской мысли рубежа XIX-XX столетий. автореф. дис….канд. филос. наук: 09.00.13. – СПб.: 2007. – 25с.
37. Творения Святых Отцов. Т.18 – М.: Типография Готье,1860. – 488 с.
38. Творения Святых Отцов. Т. 38 – М.: Типография Готье,1861.–478 с.
39. Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь и Вооружённые Силы России в 1800-1917 гг. – Спб.: Нестор, 1999. – 272с.
40. Язынина Т.Ю. Православные традиции офицерского состава российской армии: культурологический анализ. автореф. дис….канд. культур. наук: 24.00.01. – Краснодар: Типография Краснодарского гос. университета культуры и искусств, 2010. – 23с.
41.Яковлев П.П. Влияние веры на воинское дело в нашей стране и иностранных армиях: очерк. – М.: тип. Кушнерев и Ко, 1900.
42. Якунин В.Н. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. автореф. дис….канд. истор. наук: 07.00.02. – Самара: 1998. – 20с.
43. Яшин В.В. Русская Православная Церковь и проблемы войны и мира. автореф. дис….канд. филос. наук: 09.00.06. – М.: ПМБ АОН при ЦК КПСС, 1984. – 24с.
Источники на электронных носителях
44. Афанасий Великий. Послание к монаху Амунну [электронный ресурс] // Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/poslanie-k-ammunu-monakhu/ - Загл. с экрана. (05.04.2016).