Совершенствование управления деятельностью государственного предприятия на примере Парк-отеля «Озеро Круглое» при Телевизионном техническом центре «Останкино»
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 10
1.1. Понятие государственного унитарного предприятия 10
1.2. Особенности управления государственным унитарным предприятием 15
Глава 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 22
2.1. Общая характеристика деятельности государственного предприятия 22
2.2. Анализ управления государственным унитарным предприятием 26
2.3. Проблемы в управлении деятельностью государственного предприятия 42
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 47
3.1. Направления совершенствования процесса управления государственным предприятием 47
3.2. Ожидаемый результат от внедрения проектных предложений в систему управления государственным унитарным предприятием 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Современный рынок гостиничных услуг характеризуется высоким и интенсивным развитием гостиничных сетей и гостиничных объединений, которые имеют ряд неоспоримых преимуществ перед единичными предприятиями. Наблюдается рост гостиничных корпораций, их укрупнение, увеличение количества заключенных франчайзинговых соглашений. Все это связано с использованием гостиными сетями типовых форм организации бизнеса, экономией средств за счет масштаба в таких сферах деятельности как реклама и продвижение, закупки ресурсов, профессиональное развитие персонала.
Помимо этого существует также тенденция сегментации - специализации на одном или нескольких определенных сегментах. Руководство любого гостиничного комплекса должно четко понимать, на кого нацелено его предложение, кто является конечным потребителем его услуг. Как показывает мировая практика, экономическое развитие повлекло за собой появление отелей, нацеленных на размещение бизнесменов, а также на проведение таких мероприятий как конгрессы, конференции и собрания. Сегментация также позволяет гостиницам быть более гибкими к изменениям спроса и влияниям сезонности. В условиях такого усиленного развития гостиничных сетей на рынке, самостоятельным гостиничным предприятиям становится сложно сохранять свою конкурентоспособность и привлекать искушенного потребителя.
В этой связи, выбирая методы управления, государственное гостиничное предприятие должно осознавать ограниченность своего влияния на рыночный потенциал. Например, при удачном стечении обстоятельств оно может направить потребности клиента в другое русло, удовлетворить скрытые потребности предложением новой продукции и услуг или избежать конкурентной борьбы благодаря освоению новых рынков. Однако и эти примеры свидетельствуют, что рыночный потенциал государственного гостиничного предприятия, в конечном счете, нельзя рассматривать в отрыве от специфического для предприятия производственного потенциала. Суть дела в том, чтобы выявить рыночный потенциал с помощью своего рода управленческих «раннего обнаружения», возможности же его использования зависят от компетенций и ресурсов предприятия.
Поэтому главная задача управления государственным унитарным предприятием гостиничной направленности состоит в организации собственного потенциала с четкой ориентацией на рыночную ситуацию. Эту общую задачу можно разбить на две отдельные задачи принципиального значения. В краткосрочном плане на первое место выдвигается проблема текущей эффективности, т.е. превращения существующих ресурсов и компетенций в рыночные конкурентные преимущества, тогда как в долгосрочной перспективе проблема заключается в развитии новых ресурсов и компетенций, которые позволили бы использовать рыночные шансы. На второй план выходит проблема, состоящая в реализации управленческих планов. Неудачи в их осуществлении могут иметь прямые последствия для успеха предприятия. Сложность проблематики предопределяет необходимость сбалансированного распределения задач в рамках управления государственным унитарным предприятием.
Именно поэтому так актуальна рассматриваемая в работе тема. При этом следует выделить три основные системы, которые должны решать разные задачи - стратегического планирования, реализации и контроля. Эти системы отвечают соответственно за разработку, осуществление и ревизию стратегии управления государственным унитарным предприятием. Определение этих задач и их осуществление - главная цель управленческого менеджмента в рамках государственного предприятия.
В России туристическое направление развивается быстрыми темпами. И сейчас особенно важно применять современные методы управления гостиничными предприятиями. В настоящее время существует масса литературы иностранных авторов по данной теме, в западных странах накоплен огромный многолетний опыт по управлению в гостиничных предприятиях. Но в связи с тем, что индустрия гостеприимства в России функционирует в специфических условиях, сегодня не очень много монографий отечественных авторов, в которых можно было бы найти предложения по созданию именно российской системы управления гостиничными предприятиями, отвечающей нашим российским реалиям. Изучение зарубежного опыта работы предприятий индустрии гостеприимства, безусловно, играет большую роль в деле повышения качества обслуживания гостей, чего невозможно достичь без грамотного управления деятельностью гостиничного предприятия, тем более имеющего статус государственного, ведь во многом остро стоит вопрос его финансового обеспечения.
Научную базу исследования составили работы в области вопросов организации управления государственным предприятием гостиничного типа таких ученых, как В.А. Агарёва, А.П. Агарков, С.М. Алмосов, В.Д. Астафеев, С.И. Берлин, М.В. Босовская, Р.Я. Вакуленко, Д.С. Вяликова, Н.Ю. Давыдова, А.А. Донец, С.П. Друганов, Л.Л. Духовная, Н.А. Зайцева, Л.Н. Захарова, Н.А. Левочкина, Л.А. Любимова, С.А. Михайлов, М.А Морозова, В.Д. Омельченко, М. Райли, В.Н. Столярчук, В.А. Тультаев, И.И. Холодцова, Г.В. Чекмарева, А.Т. Шилкина и др.
Объектом исследования является управление деятельностью государственного предприятия.
Предмет исследования - совершенствование управленческого процесса в рамках государственного унитарного предприятия гостиничного типа.
Цель исследования - анализ деятельности и разработка рекомендаций по совершенствованию управления государственным предприятием.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления государственным унитарным предприятием.
2. Осуществить анализ практики управления деятельностью государственного предприятия.
3. Определить направления совершенствования концепции управления государственным унитарным предприятием.
В качестве методологических и теоретических основ исследования приняты следующие общенаучные подходы: деятельностный подход, в котором структура управления государственным унитарным предприятием рассматривается как основа улучшения социально-экономической ситуации в России; аналитический метод в части анализа существующих методов управления государственным унитарным предприятием в Российской Федерации.
Методология исследования базируется на широком круге теоретических разработок общеэкономического и социального характера на основе научных принципов познания: объективности, анализа и синтеза с точки зрения цивилизационного подхода, позволивших изучить такой вопрос, как управление деятельностью государственного предприятия на примере Парк-отеля «Озеро Круглое» при Телевизионном техническом центре «Останкино».
Метод системного анализа позволил рассмотреть различные подходы к изучению сущности понятия государственного унитарного предприятия и управления им, взаимообусловленность эти понятий, а также раскрыть причинно-следственные связи. На основе типологического метода была проведена классификация источников и полученной из них информации. Сравнительный метод применялся при построении историографии этого вопроса, а также при изучении стандартов в управлении государственными унитарными организациями на примере предприятия гостиничного типа . Гипотетико-дедуктивный метод позволил осуществить отбор материала и осуществить его анализ.
Данные методы, применяемые в совокупности, предоставили нам возможность решить поставленные в работе задачи.
Новизна исследования заключается в том, что обобщен опыт реализации управления государственным унитарным предприятием гостиничного типа, а также определены проблемы реализации управления государственным унитарным предприятием и предложены направления совершенствования концепции управления государственным унитарным предприятием.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проведенное исследование является вкладом в развитие научно-практических позиций, касающихся организации управления деятельностью государственного унитарного предприятия в рамках гостиничного сервиса. Кроме того, возможно использование материалов и выводов настоящей работы в учебном процессе, научных статьях, выступлениях на конференциях и семинарах.
Структура работы отвечает цели исследования, обусловлена задачами и спецификой предмета исследования. Работа состоит из введения, трех глав, семи частей, заключительной части, списка использованных источников и литературы, приложений.
В выпускной квалификационной работе изучены вопросы управления деятельностью государственного унитарного предприятия на примере предприятия гостиничного типа, в частности, определены направления совершенствования процесса управления государственным предприятием.
В первой главе рассмотрены теоретические основы управления государственным унитарным предприятием, а именно: рассмотрено понятие государственного унитарного предприятия и изучены особенности управления государственным унитарным предприятием.
Во второй главе осуществлен анализ практики управления деятельностью государственного предприятия, в частности: дана общая характеристика деятельности государственного предприятия, осуществлен анализ управления государственным унитарным предприятием, выявлены проблемы в управлении деятельностью государственного предприятия.
В третьей главе изучены вопросы совершенствования концепции управления государственным унитарным предприятием, а именно: определены направления совершенствования процесса управления государственным предприятием и рассмотрены предполагаемые результаты внедрения проектных предложений в систему управления государственным унитарным предприятием.
Все найденные и рассмотренные проблемы неразрывно связаны с неэффективной действующей системой мотивации в гостинице, которая повлечет за собой снижение эффективности работы организации в целом.
Поэтому необходимо незамедлительно принять меры, а именно разработать комплекс мероприятий для повышения эффективной работы коллектива, то есть начать разработку качественной и эффективной системы мотивации, социальной инфраструктуры, придумать способ оздоровления сотрудников, наладить социально-психологический климат и т.д.
В результате проведенного исследования было установлено, что система управления персоналом в Парк-отеле «Озеро Круглое» не является хорошо развитой, в связи с чем предложены рекомендации по оптимизации системы управления персоналом в данном государственном унитарном предприятии.
В связи с чем предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию концепции управления государственным унитарным предприятием.
1. Чтобы совершенствовать систему подбора персонала, предлагается дополнить существующую в Парк-отеле технологию некоторыми действенными методами: составить простую схему собеседования при отборе кандидатов для работы в Парк-отеле «Озеро Круглое» и применять ее на каждом собеседовании; ввести психологические тесты в процесс подбора работников; применять в работе такой метод, как «кейс-интервью»; использовать короткую стажировку работника при его трудоустройстве.
2. Способствовать решению следующей проблемной стороны в управлении персоналом Парк-отеля «Озеро Круглое», которая состоит в неполноценной процедуре оценки деятельности персонала, предлагается также с помощью рекомендаций. Полагая, в этом вопросе именно оценка деятельности работников имеет большое значение, в частности, аттестация (оценка знаний) и система контроля и оценки работы каждого сотрудника. В этой связи, предлагается активное использование метода аттестационного письменного теста и валидации.
3. Решая проблему обучения персонала, предлагается использовать следующие рекомендации: внедрение учебной программы ориентации и адаптации нового сотрудника; внедрение системы наставничества и стажерства; ежедневные короткие (10-20 мин.) тренинги для официантов; создание и поддержка кадрового резерва; использование наглядных пособий- стендов; конкурсы.
4. В результате проведенного анализа документации Парк-отеля «Озеро Круглое», а также работы с его персоналом выявлено, что требуется оптимизация управления персоналом в области мотивации и стимулирования. Здесь также предлагается ряд простых рекомендаций, которые можно разделить на две группы: нематериальные и материальные. Относительно нематериальных методов стимулирования мотивации работников, предлагаются простые, но важные методы: подведение итогов работы каждую неделю; разработка «Этического кодекса»; поощрение и стимулирование предложений персонала; регулярные встречи директора или менеджера с персоналом; регулярный анонимный опрос персонала; разработка и внедрение внутренней разрядной сетки.
Нематериальные методы стимулирования мотивации обязательно должны использоваться совместно с материальными. Это объясняется тем, что без материальных методов они не будут носить эффективный характер. В этой связи предлагаются следующие рекомендации: заключение недельных договоров с контактным персоналом; использование накопительных бонусов.
Планируется, что при реализации приведенных рекомендаций, в основу которых заложены три составляющих - стимулирование, активация и мотивация - менеджмент Парк-отеля «Озеро Круглое» будет действительно являться мотивационным. В новых экономических условиях он станет действенным инструментом удержания сотрудников и повышения эффективности их труда.
В связи с тем, что ситуация, связанная с управлением деятельностью государственного унитарного предприятия относительно работы с персоналом в части его мотивации и стимулирования, описанная на примере Парк-отеля «Озеро Круглое», в изменяющихся условиях экономики и кризисной ситуации не является единичной, приведенные рекомендации имеют универсальный характер и могут применяться в любой современной организации, руководство которой задумывается над тем, каким образом повысить уровень мотивации и стимулирования труда, а также повысить эффективность работы сотрудников в целом.
Таким образом, приведенные в данном разделе рекомендации будут способствовать оптимизации существующей в Парк-отеле «Озеро Круглое» системы управления персоналом. Данные рекомендации также можно использовать с целью стимулирования работы персонала любого гостиничного комплекса, в том числе ресторана или кафе.
Предполагается следующий ожидаемый эффект при использовании разработанных рекомендаций в Парк-отеле «Озеро Круглое». Между менеджерами должна появиться четкая ясность в распределении существующих обязанностей относительно управления персоналом, а также менеджеры будут принимать непосредственное участие в процессе адаптации и обучения нового персонала, в процессе планирования карьерного роста работников гостиничного комплекса. Схема проведения собеседования с кандидатами при подборе персонала, особенно на должности, которые предполагают непосредственное взаимодействие с посетителями, должна обновиться и иметь более результативный характер. Предполагается также, что повысится уровень внимания к личностным характеристикам соискателей и общая эффективность деятельности специалистов службы управления персоналом в вопросах создания внешнего резерва кадров, появятся и получат развитие программы карьерного роста сотрудников, а также программы, которые будут помогать стимулировать труд работников.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // КонсультантПлюс - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 14.11.2002 г. №161-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» С изменениями и дополнениями от: 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г., 2 июля 2010 г., 18 июля, 19 июля, 6 ноября, 30 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 ноября 2014 г., 13 июля, 23 ноября 2015 г., 23 мая 2016 г., 18 июля, 29 июля, 29 декабря 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. consultant.ru
3. Агарёва В.А. Развитие гостиничного бизнеса в рамках внедрения новых услуг: необходимость и перспективы развития // Концепт. 2015. №5. - С.1-7.
4. Агарков А.П. Управление качеством: учебник для бакалавров. М.: Дашков и К. 2014. - 208 с.
5. Астафеев В.Д. Управление качеством на основе использования международных стандартов ИСО серии 9000 и отечественных стандартов - ГОСТов: монография. М.: Лаборатория книги. 2012. - 109 с.
6. Белавина Я.А. Управление гостиничными предприятиями на основе современных бизнес-моделей // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. 2015. № 2 (32). - С. 35-38.
7. Берлин С.И. Современная концепция управления качеством гостиничных услуг малых средств размещения // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. №2. - С.45-50.
8. Берлин С.И., Михайлов С.А. Совершенствование критериев оценки качества гостиничных услуг // Новые технологии. 2012. №1. С.89-91.
9. Давыдова Н.Ю. Правовое обеспечение сервиса и туризма: практикум. - Оренбург: ОГУ, 2014. - 102 с.
10. Донец А.А. Повышение качества услуг как инструмент управления конкурентоспособностью гостиничного предприятия // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. №4(28). - С.138-143.
11. Друганов С.П. Формирование национальной стратегии развития ресторанно-гостиничного комплекса // Теория и практика общественного развития. 2014. №7. С.113-115.
12. Духовная Л.Л., Холодцова И.И. Инновационные технологии в гостиничном бизнесе // Сервис в России и за рубежом. 2014. №7 (54). - С.166-178.
13. Зайцева Н.А. Проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса в России // Сервис plus. 2013. №4. - С.48-54.
14. Ильин В.В. Проектный менеджмент: практическое пособие. М.: Интермедиатор. 2015. - 266 с.
15. Ильин Е.Л., Литвиненко Т.В. Анализ мировой индустрии туризма: учебное пособие / Е. Л. Ильина, Т. В. Литвиненко, Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова. - М. : Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2013. - 100 с.
...