Квалификация преступлений экстремистской направленности
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 6
§ 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 6
§ 2. ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 16
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 21
§ 1. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ 23
§ 2. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 282.1, 282.2 И 282.3 УК РФ 33
§ 3. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ « ПО МОТИВАМ НЕНАВИСТИ И ВРАЖДЫ». ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ЦЕЛЬ КАК КРИМИНООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК 45
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 72
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 6
§ 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 6
§ 2. ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 16
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 21
§ 1. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ 23
§ 2. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 282.1, 282.2 И 282.3 УК РФ 33
§ 3. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ « ПО МОТИВАМ НЕНАВИСТИ И ВРАЖДЫ». ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ЦЕЛЬ КАК КРИМИНООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК 45
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 72
Актуальность исследуемой темы обусловлена, прежде всего, тем, что наблюдается серьезный рост преступлений, связанных с экстремизмом, в том числе набирающий обороты экстремизм в сети Интернет и мобильной связи для организации скрытых каналов, и пропаганды преступной деятельности. Это подтверждается анализом статистических данных за 2013-2018 г. (см. Приложение 1).Однако, если обратиться непосредственно к статистике за 2018 г, то наблюдается отрицательный показатель прироста зарегистрированных преступлений экстремистского характера. Данный аспект заслуживает внимания, поскольку такая картина может быть связана непосредственно с политикой государства, выражающейся в законотворчестве и иных рычагах для снижения активности экстремистского характера. Так же не стоит забывать о том, что речь идет в первую очередь о зарегистрированных преступлениях, вычеркивая из полной картины незарегистрированные и иные случаи экстремисткой активности. Тем не менее это указывает на то, что данная тематика требует тщательного анализа, как доктринальных подходов и законотворчества законодателя, так и правоприменительной практики, поскольку подобные преступления несут в себе серьезную угрозу национальной безопасности нашей страны, т.к. направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России, межнационального и межконфессионального согласия. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее РФ) до 2020 г. подчеркивает, что источником угрозы для национальной безопасности служит в том числе и экстремистская деятельность, направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране .
Организовывая рычаги сдерживания экстремисткой деятельности, законодатель, действуя в рамках политики государства, отслеживая модернизацию подходов проникновения экстремистских взглядов в общество, выполняя функцию законотворчества, создает новые нормы или же модернизирует уже существующие в законодательстве. Данная деятельность имеет, как положительные стороны, так и отрицательные, поскольку неизбежно встречаются неоднозначные формулировки и коллизии и ряд других проблем, что на прямую влияет на деятельность правоприменителя и именно это и является источником разрозненного толкования норм, что ведет к ошибкам в судебной и следственной практике. Из этого можно сделать вывод, что имеются проблемные моменты в рамках вопросов квалификации данной категории преступлений и к таким можно отнести, например, проблему разграничения смежных с преступлениями экстремисткой направленности преступлений (преступления экстремисткой направленности и террористической), а также уголовно-наказуемые и административно-наказуемые деяния, проблему размытости понятий, которая кроется в отсутствии закрепленных критериев отнесения деяния к деянию экстремистского толка и это не полный список.
Проблема экстремистских настроений волнует не только государство в лице его правоприменителей и законодателя, но и граждан. Наблюдается общественный резонанс относительно судебных дел, касаемых данной категории, что указывает на остроту вопроса. Я полагаю, что одной из причин подобного явления является то, что граждане не до конца понимают природу экстремизма и если ученые, законодатель и правоприменитель, наиболее просвещенные в этом вопросе имеют разногласия, то от рядового гражданина нельзя ожидать ясного понимания в этих вопросах, а следовательно, и возникает недоверие, а в некоторых случаях и негодование со стороны граждан на действия правоприменителя.
Ситуация неоднозначности складывающаяся вокруг тематики преступлений экстремисткой направленности не может не волновать доктрину. С.В. Борисов, А.С. Ларичев, А.А. Можегова и ряд других научных деятелей акцентируют внимание на данной проблематике, вступая между собой в «дискуссии», но единого взгляда, как и в практике, не выработано.
Целью данной работы является изучение института уголовной ответственности за преступления экстремисткой направленности, а также разработка и предложение вариантов разрешения имеющихся проблемных аспектов в данной категории дел, для этого поставлены следующие задачи:
-проанализировать на соотношение такие понятия как: экстремизм, экстремистская деятельность и преступления экстремисткой направленности;
-определить содержание понятия преступления экстремистской направленности и их виды;
-анализ элементов составов преступлений экстремисткой направленности;
-изучение проблем квалификации вышеуказанной категории дел, в том числе совершенных посредством сети Интернет.
Организовывая рычаги сдерживания экстремисткой деятельности, законодатель, действуя в рамках политики государства, отслеживая модернизацию подходов проникновения экстремистских взглядов в общество, выполняя функцию законотворчества, создает новые нормы или же модернизирует уже существующие в законодательстве. Данная деятельность имеет, как положительные стороны, так и отрицательные, поскольку неизбежно встречаются неоднозначные формулировки и коллизии и ряд других проблем, что на прямую влияет на деятельность правоприменителя и именно это и является источником разрозненного толкования норм, что ведет к ошибкам в судебной и следственной практике. Из этого можно сделать вывод, что имеются проблемные моменты в рамках вопросов квалификации данной категории преступлений и к таким можно отнести, например, проблему разграничения смежных с преступлениями экстремисткой направленности преступлений (преступления экстремисткой направленности и террористической), а также уголовно-наказуемые и административно-наказуемые деяния, проблему размытости понятий, которая кроется в отсутствии закрепленных критериев отнесения деяния к деянию экстремистского толка и это не полный список.
Проблема экстремистских настроений волнует не только государство в лице его правоприменителей и законодателя, но и граждан. Наблюдается общественный резонанс относительно судебных дел, касаемых данной категории, что указывает на остроту вопроса. Я полагаю, что одной из причин подобного явления является то, что граждане не до конца понимают природу экстремизма и если ученые, законодатель и правоприменитель, наиболее просвещенные в этом вопросе имеют разногласия, то от рядового гражданина нельзя ожидать ясного понимания в этих вопросах, а следовательно, и возникает недоверие, а в некоторых случаях и негодование со стороны граждан на действия правоприменителя.
Ситуация неоднозначности складывающаяся вокруг тематики преступлений экстремисткой направленности не может не волновать доктрину. С.В. Борисов, А.С. Ларичев, А.А. Можегова и ряд других научных деятелей акцентируют внимание на данной проблематике, вступая между собой в «дискуссии», но единого взгляда, как и в практике, не выработано.
Целью данной работы является изучение института уголовной ответственности за преступления экстремисткой направленности, а также разработка и предложение вариантов разрешения имеющихся проблемных аспектов в данной категории дел, для этого поставлены следующие задачи:
-проанализировать на соотношение такие понятия как: экстремизм, экстремистская деятельность и преступления экстремисткой направленности;
-определить содержание понятия преступления экстремистской направленности и их виды;
-анализ элементов составов преступлений экстремисткой направленности;
-изучение проблем квалификации вышеуказанной категории дел, в том числе совершенных посредством сети Интернет.
Завершая анализ рассматриваемой категории преступлений, необходимо еще раз указать на проблемные аспекты с которыми сталкиваются и научные деятели и практика, поскольку законодательство в сфере противодействия экстремизму (включая и преступлений экстремистской направленности ) не лишено некорректных формулировок, коллизий, пробелов и иных проблем.
В работе было ни раз отмечено, что остро стоит необходимость в легальном определении понятий (например, «экстремизм», «ненависть»,» вражда», «предоставление средств» и т.д.), поскольку определенный на законодательном уровне понятийный аппарат будет способствовать единообразной практике.
Видится необходимым в рассмотренных выше случаях корректировки открытых перечней форм либо деяний. Посредством юридической техники указать на закрытый перечень, чтобы правоприменитель не мог максимально широко, в некоторых случаях злоупотребляя этим, толковать, или же дать разъяснения на уровне Постановления Пленума ВС РФ.
Достаточное количество проблем в квалификации при наличии смежных составов и не на все проблемные вопросы дано официальное толкование, что дает разрозненную правоприменительную практику. Проблемы разграничения связаны не только с разграничением уголовно-наказуемых деяний, но преступлений и административных правонарушений, а связано это в том числе и с перечислением в одном перечне деяний относимых к обеим категориям, что нуждается в корректировке соответствующими методами (разграничения на законодательном уровне посредством обособления деяний за которые предусмотрена уголовная ответственность и административная в тексте закона).
Рассматриваемое выше явление, как совмещение в одном составе преступления двух мотивов воспринимается негативно, поскольку состав преступления с заложенным в него изначально пороком применяется на практике. Данный факт говорит либо о низком уровне правовой подготовленности правоприменителя, либо что правоприменитель «подводит» под соответствующий состав аргументацию, что в обоих случаях должно восприниматься отрицательно. Таким образом, законодателю необходимо проводить мониторинг законодательства с целью выявления так называемых «мертвых» составов.
Схожая с описанным выше явлением проблема связанная с выделением законодателем отдельных составов, которые могут быть:
-частным случаем определенного состава, например. Ст.280.1 УК РФ;
- выражать сущность пособничества (в понимании как одного из видов соучастия), например, ст.282.3 УК РФ, которая регламентирует финансирование экстремистской деятельности.
Видится, что тем самым законодатель подчеркивает значимость и особую охрану того или иного объекта общественных отношений, подкрепляя ужесточением наказания через соответствующие санкции. Если не брать этот аспект, то нет надобности в дополнительной нагрузке текста закона, а правоприменитель обошёлся бы уже имеющимися приемами юридической техники.
Для правоприменителя при рассмотрении соответствующих категорий дел необходимо проведение соответствующих экспертиз, поскольку компетентные специалисты могут сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях лица экстремистского мотива или же экстремисткой цели.
На основании вышесказанного перед законодателем стоит непростая задача по проведению целого ряда мер в сфере регулирования экстремизма и экстремисткой деятельности, которые будут направлены на эффективное совершенствование законодательства в этой области через внедрение нового понятийного аппарата, тщательной регламентации уже имеющихся перечней и их корректировок, выделения на законодательном уровне признаков экстремисткой деятельности, чтобы правоприменитель мог ориентироваться на них в ходе деятельности) и все они объединены целью противодействия экстремисткой деятельности, которая находит новые пути внедрения экстремистских настроений в массы (например, набирающий оборот экстремизм в сети Интернет).
В Ведении к данной работе отмечалось, что за последний год отмечается отрицательная динамика преступлений рассматриваемой категории, что говорит о верной политике государства, однако подходит к искоренению экстремизма в России необходимо комплексно, не ограничиваясь только уголовно-правовыми мерами.
В работе было ни раз отмечено, что остро стоит необходимость в легальном определении понятий (например, «экстремизм», «ненависть»,» вражда», «предоставление средств» и т.д.), поскольку определенный на законодательном уровне понятийный аппарат будет способствовать единообразной практике.
Видится необходимым в рассмотренных выше случаях корректировки открытых перечней форм либо деяний. Посредством юридической техники указать на закрытый перечень, чтобы правоприменитель не мог максимально широко, в некоторых случаях злоупотребляя этим, толковать, или же дать разъяснения на уровне Постановления Пленума ВС РФ.
Достаточное количество проблем в квалификации при наличии смежных составов и не на все проблемные вопросы дано официальное толкование, что дает разрозненную правоприменительную практику. Проблемы разграничения связаны не только с разграничением уголовно-наказуемых деяний, но преступлений и административных правонарушений, а связано это в том числе и с перечислением в одном перечне деяний относимых к обеим категориям, что нуждается в корректировке соответствующими методами (разграничения на законодательном уровне посредством обособления деяний за которые предусмотрена уголовная ответственность и административная в тексте закона).
Рассматриваемое выше явление, как совмещение в одном составе преступления двух мотивов воспринимается негативно, поскольку состав преступления с заложенным в него изначально пороком применяется на практике. Данный факт говорит либо о низком уровне правовой подготовленности правоприменителя, либо что правоприменитель «подводит» под соответствующий состав аргументацию, что в обоих случаях должно восприниматься отрицательно. Таким образом, законодателю необходимо проводить мониторинг законодательства с целью выявления так называемых «мертвых» составов.
Схожая с описанным выше явлением проблема связанная с выделением законодателем отдельных составов, которые могут быть:
-частным случаем определенного состава, например. Ст.280.1 УК РФ;
- выражать сущность пособничества (в понимании как одного из видов соучастия), например, ст.282.3 УК РФ, которая регламентирует финансирование экстремистской деятельности.
Видится, что тем самым законодатель подчеркивает значимость и особую охрану того или иного объекта общественных отношений, подкрепляя ужесточением наказания через соответствующие санкции. Если не брать этот аспект, то нет надобности в дополнительной нагрузке текста закона, а правоприменитель обошёлся бы уже имеющимися приемами юридической техники.
Для правоприменителя при рассмотрении соответствующих категорий дел необходимо проведение соответствующих экспертиз, поскольку компетентные специалисты могут сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях лица экстремистского мотива или же экстремисткой цели.
На основании вышесказанного перед законодателем стоит непростая задача по проведению целого ряда мер в сфере регулирования экстремизма и экстремисткой деятельности, которые будут направлены на эффективное совершенствование законодательства в этой области через внедрение нового понятийного аппарата, тщательной регламентации уже имеющихся перечней и их корректировок, выделения на законодательном уровне признаков экстремисткой деятельности, чтобы правоприменитель мог ориентироваться на них в ходе деятельности) и все они объединены целью противодействия экстремисткой деятельности, которая находит новые пути внедрения экстремистских настроений в массы (например, набирающий оборот экстремизм в сети Интернет).
В Ведении к данной работе отмечалось, что за последний год отмечается отрицательная динамика преступлений рассматриваемой категории, что говорит о верной политике государства, однако подходит к искоренению экстремизма в России необходимо комплексно, не ограничиваясь только уголовно-правовыми мерами.
Подобные работы
- Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Актуальные проблемы квалификации преступлений экстремистской направленности
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2019 - Криминалистическая характеристика преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием СМИ
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Преступления экстремистской направленности: уголовно-правовой и криминологический аспекты
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020 - Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2021 - Уголовная ответственность за преступления экстремистской
направленности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовой аспект преступлений экстремистской направленности (Всероссийский Государственный Университет Юстиции)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2025 - Противодействие вовлечению несовершеннолетних посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет в совершение преступлений экстремистской направленности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



