Введение
1. Энергетическая безопасность ЕС; основные аспекты и проблемы…………7
1.1. Основные положения энергетической безопасности ЕС………………….7
1.2. ФРГ как основной участник в обеспечении энергобезопасности ЕС…...14
1.3. Взаимодействие ФРГ с другими странами-членами для построения единого энергетического рынка
2. Политика ФРГ в энергетической сфере в 2010-2014 году………………….23
2.1. Развитие экологически безопасной энергетики в ФРГ………………..….23
2.2. Диверсификация и энергосберегающие технологии как путь к энергетической безопасности ФРГ и ЕС
3. Политика ФРГ в сфере обеспечения энергетической безопасности Европы в 2014-2018 году
3.1. Позиции ФРГ в энергетической сфере ЕС в настоящее время…………..39
3.2. Взаимодействие России и Германии в энергетической сфере……..…….41
3.3. Общественно-политические дискуссии в ФРГ о проекте «Северный поток 2»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность диссертации. На сегодняшний день вопрос обеспечения энергией остается неизменным, а сырье все также продолжает играть большую роль в развитии международных отношений. ЕС и совокупный хозяйственный потенциал его стран контрастирует с его ограниченной природной энергетической базой, что делает его очень чувствительным к различным энергетическим вызовам. События 2015 года, когда начался обвал цен на нефть, последовавшее затем подорожание цен на бензин и, как следствие, новый виток обострения международной ситуации, показали, насколько большую роль играет сырье. Строительство Южного потока и Северного потока 2, в свою очередь, проиллюстрировало, как тесно связан вопрос энергобезопасности с политическими процессами, происходящими в мире. Таким образом, становится ясной актуальность вопроса энергетической безопасности и то, что же все-таки следует под ней понимать. Европейский союз был и остается первым интеграционным объединением, которое достигло больших результатов в вопросе интеграции энергетических систем, но, несмотря на это, энергетическая политика ЕС не без недостатков, о них также будет написано в диссертации.
Актуальность выбранной темы диссертации подкрепляется также важностью происходящих в сфере энергетики ЕС процессов для Российской Федерации. Наша страна является основным внешним поставщиком энерготоваров в Европейский Союз, для этого выделяются масштабные объемы топлива из природных запасов и из внутреннего рынка. Также стоит отметить, что именно на российском экспорте в первую очередь концентрируется нынешняя энергетическая политика Европейского Союза.
Хронологические рамки работы. В диссертации исследуется энергетическая безопасность ЕС и ФРГ, демонстрируется ее эволюция. Для этого взят период со второй половины 50х годов 20 века до 2019 года. Это позволило показать в динамике как развивается политика ЕС и ФРГ в сфере энергетики, что, в свою очередь, позволило спрогнозировать дальнейшее развитие этой области и ее текущие недостатки.
Основной задачей диссертации является оценка энергетической безопасности ЕС, оценка зависимости энергетической системы ЕС от третьих стран, а также в анализе взаимодействия между странами Европейского Союза по вопросам энергетической сферы. Автор на примере ФРГ хочет описать энергетическую политику страны-члена ЕС, баланс ее национальных и общеевропейских интересов и, основываясь на выводах, полученных при исследовании, хочет показать место ФРГ в европейской структуре безопасности. Перечислим еще несколько важных задач исследования:
1. Анализ взаимоотношений ФРГ и РФ в сфере энергетики, влияние политической обстановки на их экономическое взаимодействие;
2. Анализ отношения ФРГ к вопросу развития зеленой энергетики, атомной энергетики, а также меры, принимаемые для диверсификации поставок и поставщиков.
Отдельный раздел посвящен дискуссиям в ЕС, его государствах-членах и отдельно в Германии относительно Северного потока 2, сравнение отношения к этому вопросу и формирование выводов.
Метод. В работе использован сравнительно-правовой анализ.
Структура работы. Работа состоит из 3 глав, в каждой из которой будут подразделы. Первая глава посвящена энергетической безопасности ЕС, ее основным аспектам и проблемам, проанализирована роль ФРГ в данной системе и ее взаимодействие с другими странами ЕС. Вторая глава посвящена политике ФРГ в энергетической сфере в 2010-2014 году, в частности, вопросу развития зеленой энергетики, диверсификации и энергосберегающих технологий. Третья глава изучает политику ФРГ в сфере обеспечения энергетической безопасности Европы в 2014-2018 году и состоит из трех разделов, посвященных позиции Германии в энергетической сфере в настоящее время, взаимоотношениям между Россией и Германией и общественно-политическим дискуссиям о Северном потоке 2.
Анализ источниковой базы. При написании использованы и проанализированы законодательные акты ФРГ и ЕС, а также иностранные и отечественные работы, посвященные энергетической безопасности ЕС и ФРГ. Также отдельный акцент сделан на европейских и российских интернет-ресурсах, которые публикуют новую актуальную информацию в сфере энергетических политик: это и новостные ресурсы и сайты профильных ведомств и организаций, работающих в энергетической сфере. В совокупности, эта источниковая база позволила подготовить актуальную работу, которая составит полную картину энергетической безопасности ЕС и ФРГ и ее ответы на текущие риски.
Степень научной разработанности темы. Различные теоретические аспекты, связанные с вопросом энергетической безопасности ЕС и ФРГ, уже поднимались в ряде работ. Среди них стоит отметить следующие:
Боровский, Ю. В. Концептуальные и институциональные аспекты энергетической политики ЕС (1990 – 2014). Эта работа изучает оформление европейской энергетической политики, их трансформацию с наступлением украинского кризиса 2014 года. В исследовании досконально изучаются как общеевропейские нормативные акты, так и международные акты, что позволяет автору сделать выводы об эволюции энергетической политики ЕС в указанный период.
Исполинов, А. С. Создание Единого энергетического рынка в ЕС: тихая революция с громкими последствиями. Данное исследование также важно при написании диссертации, поскольку автор проводит серьезное теоретическое осмысление и раскрытие процесса либерализации энергетического сектора, что помогает сделать выводы об их необходимости и целесообразности.
Две работы Кавешникова Н. Ю. «Развитие внешней энергетической политики Европейского Союза» и «Энергетический Союз как ответ на «российский вызов». В данных работах акцент ставится на перспективах расширения европейской интеграции в сфере энергетики. Оценивается проект Энергетического Союза, его цели и задачи. Недостаток исследования заключается в том, что описываются скорее перспективы, нежели текущее положение в энергетической сфере. Однако, акцент на одной проблеме позволяет сделать работу полной и подробной.
Седых, С. В. Новая энергетическая стратегия ФРГ. В статье рассматриваются факторы и основные этапы формирования энергетической стратегии ФРГ, политические установки и ориентиры развития отрасли. Большое внимание уделено политике ФРГ в сфере развития альтернативной энергетики, энергетической инфраструктуры.
Тоганова, Н. В. Политико-правовые стимулы экологизации энергетики. В работе анализируется путь ФРГ в развитии экологически безопасной энергетики, а также влияние на немецкую экономику от внедрения «зеленых» норм.
Также в диссертации отражены труды Пашковской И. Н., Харитоновой М. О., Зарицкого Б. Е.
Одной из главных задач, поставленных при написании научной работы, была оценка энергетической безопасности ЕС и ФРГ, а также роль Германии на европейской арене в ее обеспечении. Было установлено, что в ЕС нет единой энергетической политики, но страны активно участвуют в ее формировании. Члены Европейского Союза координируют свою деятельность при взаимодействии с другими странами по вопросам, входящим в сферу энергетики, но при этом каждый из них ведет собственную политику, когда тот или иной вопрос затрагивает суверенные национальные интересы и суверенные проекты. Достаточно вспомнить проект «Набукко», которые так из-за ряда причин так и не был реализован, и стал камнем преткновения ЕС и ФРГ. Причина кроется не в идеологических различиях между этими двумя акторами, а в том, что, не обладая единой энергетической политикой, ЕС не обладает ресурсами для поддержки общеевропейских проектов и вынужден реализовывать их на уровне стран-членов, что предполагает консенсус и приход к общему мнению. ФРГ же отдает предпочтение тем проектам, в которые сама и вкладывалась. Таким образом, можно сделать вывод, что в интересах ЕС было бы окончательное создание единой энергетической политики.
Европейский Союз уже сформировал основу для будущей общей энергетической политики и руководствуется такими принципами как: принцип надежного поставщика, бесперебойность поставок, диверсификация и инновации. Будучи очень зависим от иностранного сырья, ЕС вынужден строить свою политику, не имея при этом надежной ресурсной базы. Но эта проблема взаимосвязана с проблемой потери энергетического суверенитета, что вынуждает страны-члены искать пути для диверсификации источников энергии и развития альтернативных источников энергии. Диверсификация источников не позволяет при этом полностью отказаться от сырья из России, с которой ЕС находится в прохладных взаимоотношениях, но позволяет снизить риски при нарушении бесперебойности поставок. ЕС стремится поддерживать с РФ приемлемые экономические отношения, что осложняется политической обстановкой и страхами, что РФ будет использовать сырье как рычаг давления на ЕС. Таким образом, энергобезопасность интеграционного образования подвержена таким рискам, как отсутствие собственных ресурсов и напряженная международная обстановка. Но с каждым годом меры, которые применяются в ЕС, дают все больший позитивный эффект в сфере укрепления энергетической безопасности: это и развитие зеленой энергетики, которой уделяется большое внимание, и меры по энергоэффективности, и диверсификация как маршрутов поставок, так и поставщиков. В итоге, если сейчас бесперебойность поставок от ключевого партнера будет нарушена, то ЕС сможет довольно долгое время использовать альтернативные энергоресурсы, но это событие нанесет сильный удар по их экономике.
Подводя итог, диверсификация и энергосбережение являются одними из основных целей энергетической политики ЕС и ФРГ, как активного проводника политики ЕС на национальном уровне. Эти цели способствуют энергетической безопасности ФРГ и ЕС, поэтому на них возлагаются большие надежды. Германия солидарна с Европейским Союзом в области энергосбережения и последовательно проводит на национальном уровне идеи и меры, заложенные в общеевропейских Директивах.
ФРГ является главным и самым последовательным сторонником всех мер, которые осуществляются в ЕС для укрепления безопасности в сфере энергетики. За последние 10 лет, руководствуясь международными актами, актами ЕС, и собственными национальными программами, ФРГ удалось переделать свою энергетическую систему. Наибольших успехов страна добилась в развитии альтернативных источников энергии, отказе от атомной энергетики и повышения энергоэффективности. Стоит, однако, отметить, что Германии присуще очень сильное влияние зеленого лобби, под воздействием которого страна слишком быстро отказалась от ядерной энергетики, что привело к удорожанию других видов ресурсов и к общему дисбалансу экономики. Несмотря на этот дисбаланс, население поддерживает государственные шаги, что помогает проводить в этот переходный период непопулярные меры для достижения общих целей. Также автором диссертации был проведен общий анализ энергетической системы ФРГ, из которой стало ясно, что доля ВИЭ выросла, а потребность в сырье снизилась настолько, что говорить о зависимости энергосистемы ФРГ от России можно только в популистских целях.
Стоит отметить, что ФРГ заботится о собственных национальных интересах и является проводником именно тех общеевропейских проектов, которые приносят выгоду именно экономике страны. Германия также старается поддерживать экономические отношения с РФ, несмотря на охлаждение отношений после 2014 года. На общеевропейской арене вопрос Северного потока 1 и Северного потока 2 является резонансным и спорным, но в Германии он поддерживается и политиками, и населением, так как, по своей сути, он не ставит ФРГ в большую зависимость, а просто меняет маршруты поставок в обход Украины. Немецкие власти и другие страны выгодополучатели волнует именно вопрос рентабельности проекта, которая ставится под вопрос бюрократическими проволочками со стороны Дании, которая не спешит согласовывать маршрут через свою территорию. В этом кроется политическая составляющая. Дания не может запретить проход маршрута через свою исключительную экономическую зону, но она может максимально затянуть сроки проверок, например, на экологическую безопасность маршрута. Сырье из США сказывается на рентабельности российского проекта. Это сырье хоть и будет обходиться дороже, но будет поступать «бесперебойно и предсказуемо».
Таким образом, проект «Северный поток 2» становится заложником того негативного фона, который возник после витка международной напряженности, а также общей изоляции России. Многие чиновники из ЕС видят в стране непредсказуемость действий, которая ставит под угрозу статус России как надежного поставщика. Исходя из этого, можно сделать вывод, что экономика и политика тесно связаны и улучшение общего фона в будущем позитивно скажется на совместных проектах РФ и ФРГ с ЕС. Но общая тенденция, направленная на последующее развитие и укрепление энергетической безопасности ЕС и Германии с упором на зеленую энергетику и энергосберегательные технологии уже не поменяется.
ЕС осознает современные угрозы, которые стоят перед ее экономикой, одной из которых является потеря ее независимости. Именно поэтому Европейский Союз обозначает такие цели как диверсификация и энергосбережение, а ФРГ, мотор европейской интеграции, использует значительные финансовые ресурсы для формирования устойчивой и обособленной энергетики. Стратегические задачи, которые стоят перед ЕС, осложняются отсутствием общей политики в этой сфере и, как следствие, отсутствием бюджета в этой области. Однако все идет к появлению либо нового интеграционного экономического образования, либо новой функции на общеевропейском уровне.
Договор о ЕС; 1957 год.
Европейская энергетическая хартия; 1991 год.
Договор к Энергетической Хартии; 1994 год.
European Commission. Green Paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy; 2006.
Directive 98/30/EC of the European Parliament and of the Council of June 22, 1998, concerning common rules for the internal in natural gas//Official Journal of the European Communities (OJ), No: L204/1, 21/7/1998.
Directive 96/92/EC of the European Parliament and of the Council of 19 December 1996 concerning common rules for the internal market in electricity//Official Journal of the European Communities (OJ) № L27/20, 30.01.1997.
Directive 2006/32/EC of the European Parliament and of the Council of 5 April 2006 on energy end-use efficiency and energy services and repealing Council Directive 93/76/EEC.
Directive 2010/30/EU of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 on the indication by labelling and standard product information of the consumption of energy and other resources by energy-related products.
Directive 2012/27/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on energy efficiency.
Энергетическая концепция для экологически чистого, надежного и доступного энергоснабжения. ФРГ. 28 сентября 2010 г.
Закон ФРГ об энергосбережении (EnEV).
2. Литература:
Боровский, Ю. В. Концептуальные и институциональные аспекты энергетической политики ЕС (1990 – 2014) // Ю. В. Боровский, К. В. Траучук // Вестник МГИМО-Университа. — 2015. — № 1. — С. 9 – 15. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-i-institutsionalnye-aspekty-energeticheskoy-politiki-es-1990-2014-gg (дата обращения : 27.02.2019).
Исполинов, А. С. Создание Единого энергетического рынка в ЕС: тихая революция с громкими последствиями / А. С. Исполинов, Т. И. Двендацатова // Cyberleninka. — Москва, 2013. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-edinogo-energeticheskogo-rynka-es-tihaya-revolyutsiya-s-gromkimi-posledstviyami (дата обращения : 23.03.2019).
Кавешников, Н. Ю. Развитие внешней энергетической политики Европейского Союза / Н. Ю. Кавешников // Вестник МГИМО-Университа. — 2013. — № 4. — С. 82 – 91. — URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/af0/af0b97c0cb03b91cde8cf696f9b2184d.pdf (дата обращения : 12.12.2018).
Кавешников, Н. Ю. Энергетический Союз как ответ на «российский вызов» / Кавешников Н. Ю. // Институт Европы РАН. Аналитическая записка. — 2015. — № 25. — С. 5 – 13. — URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/anazap25.pdf (дата обращения : 17.01.2019).
Пашковская, И. Н. Европейский союз: формирование внешней энергетической политики. Аналитические доклады / И. Г. Пашковская // МГИМО – Университет. — 2011. — № 5. — 39 с. — URL: http://ehd.mgimo.ru/IORManagerMgimo/file?id=3701E4C0-D4CE-0CB9-812C-A9C9CE47C98D (дата обращения : 05.04.2019).
Седых, С. В. Новая энергетическая стратегия ФРГ / Седых Сергей Викторович // Вестник Финансового университета. — 2011. — № 1. — С. 61 – 66. — URL: https://econpapers.repec.org/article/scn031255/13965140.htm (дата обращения : 01.05.2019).
Тоганова, Н. В. Политико-правовые стимулы экологизации энергетики / Тоганова Н. В. // Международные процессы. — 2016. — № 2. — С. 48 – 64. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26513003 (дата обращения : 28.04.2019).
Харитонова, М. О. Энергетический вопрос в российско-германских отношениях [выпускная квалификационная работа] // Электронная библиотека УрГПУ. — Екатеринбург, 2017. — URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5752/1/21Kharitonova.pdf (дата обращения : 26.02.2019).
Apergis N., Payne, J. E. (2010). Renewable energy consumption and economic growth: Evidence from a panel of OECD countries. Energy Policy.
Chien T., Hu J. L. (2007). Renewable energy and macroeconomic efficiency of OECD and non-OECD economies. Energy Policy.
Marques A. C., Fuinhas J., Pires Manso J. R. (2010). Motivations driving renewable energy in European countries: A panel data approach. Energy Policy.
3. Интернет-источники:
Северный поток 2 // URL: http://www.gazprom.ru/projects/nord-stream2/ (дата обращения: 15.01.2019)
A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy. Green Paper Commission of the European Communities // URL: http://europa.eu/legislation_summaries/energy/ european_energy_policy/l27062_en.htm (дата обращения 01.02.2019)
Договор о ЕС; 1957 // URL: https://eulaw.ru/treaties/teuratom_edit/ (дата обращения 25.01.2019)
АЭС ФРГ закрываются к 2022 году // URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-13592208 (дата обращения: 15.04.2019)
EU legal blow to bid to regulate Russia's Nord Stream 2 pipeline // URL : https://www.reuters.com/article/us-eu-gazprom-nordstream/eu-legal-blow-to-bid-to-regulate-russias-nord-stream-2-pipeline-idUSKBN1GH28D (дата обращения: 10.04.2019)
ЕС и ФРГ обсуждают проблему энергобезопасности // URL : https://www.dw.com/ru/ес-и-правительство-фрг-обсуждают-проблему-энергобезопасности/a-2304977 (дата обращения: 03.03.2019)
Зеленые мечты немцев разбиваются о прозу тарифов на электричество // URL: https://www.dw.com/ru/зеленые-мечты-немцев-разбиваются-о-прозу-тарифов-на-электричество/a-17022956E/a-17022956 (дата обращения: 11.04.2019)
В ФРГ обанкротился крупный производитель солнечных батарей // URL: https://www.dw.com/ru/в-фрг-обанкротился-крупный-производитель-солнечных-батарей-q-cells/a-15856619 (дата обращения: 14.04.2019)
Программа партии «Зеленые» // URL: https://www.dw.com/ru/предвыборная-программа-партии-союз-90-зеленые/a-4243226 (дата обращения 12.02.2019)
Как немецкие депутаты относятся к Северному потоку 2 // URL: https://www.dw.com/ru/ как-немецкие-депутаты-относятся-к-северному-потоку-2/a-47508141 (дата обращения 14.04.2019)
Пять заблуждений и мифов о Северном потоке 2 // https://www.dw.com/ru/ пять-заблуждений-и-мифов-о-северном-потоке-2/a-47480267 (дата обращения 24.04.2019)
Проект Набукко закрыт // URL : https://finance.rambler.ru/economics/14107887-proekt-stroitelstva-gazoprovoda-nabucco-budet-okonchatelno-zakryt-k-kontsu-iyunya/ (дата обращения: 21.03.2019)
Отношения Армении и ЕС // URL : https://ru.euronews.com/2012/06/07/armenian-prime-minster (дата обращения: 13.04.2019)
«Нельзя повернуть проект вспять» // URL : https://russian.rt.com/world/article/602509-sevpotok-2-stroitelstvo-germaniya-realizaciya-proekt (дата обращения : 01.05.2019)
Энергетический Союз ЕС: вместе к уменьшению зависимости // URL: https://russian.rt.com/inotv/2015-03-20/Energeticheskij-soyuz-ES-vmeste-k (дата обращения: 07.05.2019)
В Германии произвели более 40% электроэнергии // URL : https://tass.ru/plus-one/5353677 (дата обращения: 18.02.2019)
Письмо о несогласии с проектом Северный поток 2 // URL : https://tass.ru/ekonomika/2745637 (дата обращения: 05.03.2019)