Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации

Работа №122543

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Проблематика современной пенсионной системы 8
1.1. Пенсионная политика Российской Федерации 8
1.1.1. История формирования пенсионной системы России 8
1.1.2. Наблюдаемые тенденции в современной пенсионной политике России 10
1.1.3. Перспективы развития пенсионной системы РФ 13
1.2. Особенности формирования и развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации 15
1.2.1. Исторические особенности возникновения НПФ 15
1.2.2. Проблемы развития системы НПФ в России 17
1.2.3. Будущее накопительной части пенсии 19
1.3. Международная практика формирования пенсионной системы 21
1.3.1. Опыт развитых стран 21
1.3.2. Опыт развивающихся стран 23
1.3.3. Опыт стран с переходной экономикой 25
1.4. Выводы 27
Глава 2. Особенности института НПФ 28
2.1. Обзор литературы 28
2.1.1. Оценка эффективности деятельности НПФ 28
2.1.2. Специфика отношения населения к системе НПФ 31
2.1.3. Роль государственного регулирования в системе НПФ 33
2.2. Роль института НПФ в современной пенсионной системе РФ 36
2.2.1. Структура современной пенсионной системы 36
2.2.2. Условия получения пенсий в системе ОПС 40
2.2.3. Механизм взаимодействия субъектов системы ОПС 43
2.3. Выводы 45
Глава 3. Результаты эмпирического исследования 46
3.1. Описание данных 46
3.2. Гипотезы исследования 47
3.3. Результаты расчетов 49
3.3.1. Результаты проведения кластерного анализа 49
3.3.2. Дерево решений 51
3.3.3. Результаты расчета логит-модели 52
3.3.4. Предельные эффекты. Кривые отклика вероятности 54
3.4. Выводы 57
Заключение 58
Литература 60
Приложение 65



Ключевой точкой отсчета возрастания актуальности проблематики современной пенсионной системы России является речь Президента РФ В.В. Путина на заседании Президиума Государственного совета «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста», состоявшегося 05.08.2014 г. На заседании В.В.Путин обратил внимание на существующую тенденцию увеличения средней продолжительности жизни россиян и, как следствие, факт увеличения доли пожилого населения в Российской Федерации. [Официальный интернет-портал правовой информации, 2014].
По мнению министра финансов РФ А.Г. Силуанова, к 2035 г. в России количество работающих россиян сравняется с числом пенсионеров [Информационное агентство «РИА новости», 2015]. Отношение численности населения старше трудоспособного возраста к численности населения в трудоспособном возрасте показывает коэффициент пенсионной нагрузки, который непрерывно возрастает в последние годы. Так, например за последние 9 лет, то есть в период с 2007 г. (33%) по 2015 г. (40,6%) значение коэффициента возросло на 7, 6% [Росстат, 2015].
Другими словами, непрерывный рост численности пенсионеров создает серьезные трудности для пенсионной системы в целом. Уже на сегодняшний день очевидно, что пенсионный фонд России (далее ПФР) не справляется с возложенными на него обязательствами, так, дефицит ПФР в 2014 г. составил 335 млрд.руб., а в 2015 г. увеличился до 629 млрд. руб. [Центральное государственное информационное агентство России «ТАСС», 2015].
Значительное увеличение дефицита ПФР в 2015 г., безусловно, связано с ростом численности получателей пенсии, которое, в свою очередь, обуславливается, двумя факторами: естественным ростом численности пенсионеров и тем, что с 1 января 2015 г. пенсионерам Республики Крым и города федерального значения Севастополя стали начисляться пенсии по линии ПФР.
В попытках разрешить проблемы системы пенсионного обеспечения России, а также уменьшить финансовые обязательства ПФР, предлагаются различные меры. Во-первых, министр финансов А.Г. Силуанов предлагает поэтапное увеличение пенсионного возраста до 63 лет, при том, что данная цифра должна касаться как мужчин, так и женщин. Минфин настаивает на том, чтобы уже с 2016 г. у граждан России пенсионный возраст ежегодно повышался на полгода [Ведомости, 2015].
Однако основным противником данной меры выступает социальный блок Правительства РФ во главе с министром труда М.А.Топилиным, который предлагает ввести так называемую добровольную отсрочку выхода на пенсию, как альтернативу увеличения пенсионного возраста. По его словам, преимущества данной меры весьма сомнительны, поскольку вопрос трудоустройства граждан пожилого возраста остается нерешенным [Информационное агентство РБК, 2013].
Однако самым кардинальным решением Правительства РФ в попытке разрешить финансовые проблемы ПФР является решение о заморозке накопительной части пенсии. Другими словами, в 2014 г. в России впервые был введен мораторий на накопительную часть пенсии, фактически, это означало, что накопительная часть пенсий не направлялась в негосударственные пенсионные фонды (далее НПФ) или управляющие компании (далее УК) для ее последующего инвестирования, а оставалась в распоряжении Правительства РФ.
Мораторий должен был действовать лишь до конца 2014 г., однако по решению Правительства РФ он был продлен еще и на 2015 – 2016 гг. Таким образом, за два года мораторий позволил сэкономить более 500 млрд. руб. (в 2014 г.-243 млрд. руб., в 2015 г.-270 млрд. руб.), сэкономленные деньги были направлены в резерв на случай нестабильной экономической ситуации. [Центральное государственное информационное агентство России «ТАСС», 2015].
Однако, несмотря на трехлетнюю заморозку накопительной части пенсии, данный вопрос остается актуальным и в настоящее время. По мнению министра финансов А.Г.Силуанова мораторий следует продлить не только на 2016 г., но и на последующие годы и причем сэкономленные средства, по его мнению, стоит направить на сокращение дефицита бюджета. По расчетам Минфина, данная мера в 2016 г. даст бюджету 344 млрд. руб. (в 2017 г. – 412 млрд., в 2018 г. – 471 млрд.) [Электронное периодическое издание «Ведомости», 2015].
Одним из самых ярых противников данной меры является председатель ЦБ Э.С. Набиуллина: «Это будет означать, что мы ради решения краткосрочных проблем, затыкания дыр жертвуем долгосрочной перспективой, потому что накопительная часть пенсии способствует устойчивости всей пенсионной системы» [Электронное периодическое издание «Ведомости», 2015].
Любопытно, что в ряде зарубежных стран, таких как Швеция, Великобритания, Япония, действительно, роль государства в системе пенсионного обеспечения давно минимизирована и сводится к обеспечению минимальных гарантий, в то время как НПФ формируют основные пенсионные накопления, что и обеспечивает стабильность и развитие всей пенсионной системы страны в целом.
Однако в России система негосударственных пенсионных фондов (далее НПФ) испытывает ряд трудностей, а именно: низкий уровень доверия граждан к деятельности НПФ, связанный с недостаточным их информированием о структуре пенсионной системы; институциональная незащищенность НПФ, выражающаяся в их прямой зависимости от политики государства (введение и продление моратория, принудительная смена организационно-правовой формы и т.д.).
Кроме того, В России отсутствует система адекватных количественных показателей работы НПФ и УК, позволяющей всесторонне оценивать их долгосрочную эффективность и надежность. Это подтверждается размещением ПФР 30 марта 2016 г. открытого конкурса на разработку методики оценивания деятельности НПФ и УК. [Портал государственных закупок, 2016].
Таким образом, целью работы является выявление факторов, влияющих на развитие системы НПФ в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, нами сформулированы две принципиально значимые задачи: .
1. Выявление особенностей восприятия населением института НПФ.
2. Проведение эмпирического исследования на основе самостоятельно проведенного опроса граждан.
Объектом исследования являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), предмет исследования – факторы развития системы НПФ в Российской Федерации. К основным методологиям данного эмпирического исследования относятся: кластерный анализ, а также нелинейная модель бинарного выбора (логит-модель).
В соответствии с поставленной целью, работа имеет следующую структуру. Первая глава посвящена теоретическому обзору пенсионной системы РФ на всех этапах ее становления, а также анализу особенностей возникновения и функционирования НПФ. Кроме того, в данной главе рассматривается зарубежный опыт в вопросах развития пенсионной политики.
Во второй главе приводится узкоспециализированная литература, посвященная проблемам развития НПФ в России, а также анализируются механизмы взаимодействия институтов в системе пенсионного обеспечения. В третьей главе обсуждаются результаты проведенного эконометрического исследования, в частности, результаты расчета логит-модели и проведения кластерного анализа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью работы являлось выявление факторов, влияющих на развитие НПФ в России. Данная цель была достигнута, поскольку мы выяснили, какие препятствия существуют для развития данного института, в частности, речь идет: об отсутствии системы оценивая деятельности НПФ и частных УК, о низком уровне доверия граждан к системе НПФ, а также о чрезмерном государственном регулировании. По нашему мнению, именно решение данных проблем позволит открыть новые возможности для развития НПФ в Российской Федерации.
Однако, как показал мой личный опрос граждан в процессе стажировки в НПФ «Доверие», а также всесторонний анализ множественной отечественной и зарубежной литературы, именно проблема низкого уровня доверия граждан к системе НПФ является одной из самых ключевых и трудноразрешимых. Для решения данной проблемы требуется согласованная работа как всех фондов, действующих в России, так и органов государственной власти.
В целом, вопросам пенсионного обеспечения граждан уделяется большое внимание на протяжении длительного периода времени, а именно с 2002 г. когда стало очевидно, что распределительная пенсионная система больше не справляется с возложенными на нее обязательствами и что необходимо ввести накопительную компоненту пенсии. Однако в виду несогласованной работы органов государственной власти, выражающейся в ведении заморозки накопительной части пенсии, ограничений на срок инвестирования фондами пенсионных накоплений, а также на структуру инвестиционного портфеля, потенциал НПФ остается не раскрытым.
Для проведения эконометрического анализа полученных в процессе прохождения стажировки данных, в нашей работе используется нелинейная модель бинарного выбора (логит-модель), а также кластерный анализ. Зависимой переменной является переменная, отражающая участия респондента в НПФ. В качестве же независимых переменных рассматриваются переменные пола, возраста, семейного положения, стажа работы, уровня образования, а также переменная, отражающая осведомленность респондента о специфике деятельности НПФ.
Для оценки направления и величины влияния регрессоров на зависимую переменную в работе был проведен анализ чувствительности посредством расчета предельных эффектов. Кроме того, в частном, для нелинейной модели бинарного выбора, случае были построены кривые отклика вероятности.
Расчет предельных коэффициентов показал, что наибольшее положительное влияние на принятие решения индивидом об участии в НПФ оказывают переменные стажа трудовой деятельности и степени осведомленности о деятельности фондов. Кроме того, в дереве регрессии именно упомянутые выше переменные являются основными ветвями, что говорит о согласованности полученных результатов.
Помимо расчета логит-модели, в нашей работе был проведен кластерный анализ, по результатам которого мы выяснили, что репрезентативную выборку можно разделить на два кластера. Интересно отметить, что кластеры являются почти однородными по таким показателям как семейное положение, уровень образования и знание о специфике деятельности НПФ.
Однако, они значительно разнятся по полу, возрасту, опыту работы и доли участия в НПФ. Мы можем предположить, что такие расхождения связаны с тем, что во втором кластере представлены домохозяйки, опыт работы которых минимален в связи с уходом за детьми и домом, и, как следствие, минимальна и доля их участия в НПФ.
В целом, проделанная работа имеет практическое применение. В виду необходимости реформирования пенсионной системы с акцентом на развитие НПФ, полученные результаты, отражающие влияние отдельных характеристик индивида на принятие им положительного решения о формировании пенсионных накоплений в НПФ, могут приниматься во внимание представителями негосударственных пенсионных фондов.
Зная о том, какие факторы и в какой степени влияют на участие гражданина в системе НПФ, руководство фонда может адаптировать стратегию развития под современные реалии. Так, например, зная о том, какие факторы снижают уровень доверия граждан к данному институту, Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) посредством скооперированных действий может повлиять на данные факторы, тем самым постепенно увеличивая уровень доверия населения.



1. Абрамов А.Е. Анализ эффективности портфелей негосударственных пенсионных фондов и паевых инвестиционных фондов в Российской Федерации – Москва, 2014
2. Бутенко,И.А. Тенденции социокультурного развития России 1960–1990 гг. / И.А.Бутенко, К.Э.Разглов – Москва, 1996.
3. Гайдар Е.Т. Аномалии экономического роста / Е. Гайдар // Сочинения в двух томах. Т. 2. // М.: Евразия, 1997
4. Гвозденко А.Н. Изменения в регулировании и надзоре за деятельностью НПФ/А.Н.Гвозденко//Пенсионный обозреватель – Москва, 2015
5. Гуринович В.С.Доверие россиян как важнейший показатель деятельности НПФ/В.С.Гуринович – Москва, 2014
6. Кабаков Я.А. Подходы к оценке эффективности деятельности НПФ – Москва, 2014
7. Кокорев Р.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития / Р.А. Кокорев, С.А. Трухачев – Москва, 2004
8. Куликов А.И. Доверие к институту НПФ как основное направление деятельности органов государственной власти/А.И.Куликов//Пенсионный обозреватель – Москва, 2014
9. Лавренова Е.С. Инфляция как фактор риска в деятельности негосударственных пенсионных фондов России – Томск , 2015
10. Лисситса А.А. Анализ оболочки данных (DEA) – Современная методика определения эффективности производства/А.А.Лисситса, Т.М.Бабичева – Гелле, 2013
11. Мельников Г.А. Метод построения деревьев регрессии на основе муравьиных алгоритмов/Г.А.Мельников//В.В.Губарев – НГТУ, 2014
12. Пудовкин А.В. Анализ и перспективы развития НПФ в России- Москва, 2014
13. Рафикова Р.Р. Зарубежный опыт негосударственного пенсионного страхования/Р.Р.Рафикова – Киров, 2014
14. Сабитова Н.В. Тренды развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации/Н.В.Сабитова, С.М.Кулакова, И.Н.Шарафутдинова// Москва, 2015
15. Сычева Л.М. Реформы и вызовы в современной системе негосударственного пенсионного обеспечения/Л.М.Сычева, Л.А.Михайлов – OECD, 2013
16. Помазкин Д.В. НПФ как основа развития пенсионной системы РФ/Д.В.Помазкин//Пенсионный обозреватель – Москва, 2015
17. Cooper, A Comprehensive Text with models/W/Cooper//Springer, 2012
18. Garcia, Analysis of Challenges for Improvements on Process Management in the Perception of Professionals Acting in a Pension Fund in Brazil/J.Garcia//Brazil,2012
19. Guillén, Is efficiency the equivalent to a high rate of return for private pension funds? Evidence from Latin-American Countries/ H. Guillén// Centrum-Católica/ Lima, Perú, 2015
20. Kowalewski, Crisis, internal governance mechanisms and pension fund performance: Evidence from Poland/O.Kowalewski//Poland,2014
21. Orte, The Future Of Pensions And The Contributions Of The Elderly To Society/C.Orte, M.March, M.Vives – Spain, 2014
22. Wooldridge, J. Introductory econometrics. A modern approach / J.Wooldridge – 2010.
Нормативные документы
23. Вопросы инспекции НПФ при Министерстве социальной зашиты населения РФ: Постановление Правительства от 19.06.1994 №730: принят Правительством РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=228463 (19.06.1994)
24. О внесении изменений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты РФ: федер. Закон от 23.12.2013 г. № 410: принят Государственной Думой [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
25. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156533/ (23.12.2013)
26. О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений: фед. Закон от 28.12.2013 г. № 422: принят Государственной Думой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/517856/ (28.12.2013)
27. О государственных пенсиях в РСФСР: федер. Закон от 20.11.1990 № 340: принят Верховным Советом РСФСР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/49001/76122/ (20.11.1990)
28. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: фед. Закон от 15.12.2001 № 166: принят Государственной Думой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (15.12.2001)
29. О негосударственных пенсионных фондах: Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1077: принят Президентом РФ Б.Н. Ельциным [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_930/ (16.09.1992)
30. О некоммерческих организациях: федер. Закон от 12.01.1996 № 7: принят Государственной Думой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8824/ (12.01.1996)
31. О программе пенсионной реформы в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 г. N 463: принят Правительством РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/178735/ (20.05.1998)
32. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: фед. Закон от 15.12.2001 № 167: принят Государственной Думой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/ (15.12.2001)
Аналитические доклады
33. Малева, Т.М. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы/ Т.М.Малева, О.В.Синявская//Аналитический доклад – Москва, 2005 г.
34. Цепляева Ю.В. Макроэкономический обзор состояния института НПФ/Ю.В.Цепляева//Центра макроэкономических исследований Сбербанка, 2015
35. Широков, А.А. Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г./А.А.Широков, В.В.Потапенко//Аналитический доклад–Москва, 2014 г.
Информационные ресурсы
36. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс], – Режим доступа:, http://www.asv.org.ru/pension/ (01.01.2015)
37. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс], – Режим доступа:, http://www.pfrf.ru/press_center/~2015/08/07/95599 (07.08.2015)
38. Европейский пенсионный фонд НПФ АО [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.europf.com/europf-information-disclosure
39. Ежедневная деловая газета России «Ведомости» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/04/16/putin-povishenie-pensionnogo-vozrasta-ne-dolzhno-bit-rezkim (16.04.2015)
40. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.garant.ru/article/523869/ (07.02.2014)
41. Информационное агентство «РИА Новости» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20100425/227286221.html (25.04.2015)
42. Информационное агентство «РИА Новости» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://ria.ru/society/20150206/1046365942.html/ (06/02/2015)
43. Информационное агентство «РИА Новости» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20151106/975084128.html#ixzz44V4LW4IN (06.11.2015)
44. Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/16/07/2013/866275.shtml/ (16.07.2013)
45. Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг»» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://top.rbc.ru/society/12/07/2006/94406.shtml/ (12.07.2014)
46. Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг»» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.rbc.ru/finances/26/12/2014/549c165b9a79474a4242ebd4 (26.12.2014)
47. Международная неправительственная организация «HelpAge International» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.helpage.org/global-agewatch/population-ageing-data/global-rankings-table/ (01.01.2015)
48. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ (01.01.2015)
49. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/46397/ (05.08.2014)
50. Официальный портал государственных закупок [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/common-info.html?regNumber=0273100000116000048 (30.03.2016)
51. Пенсионный фонд России [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/about/isp_dir/history/ (01.01.2015)
52. Пенсионный фонд России [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/tambov/news~2014/08/18/66445 (18.08.2015)
53. Российское общественно-политическое информационное издание [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2015/02/16/6414545.shtml (17.02.2015)
54. Российский информационный портал пенсионного обеспечения «RusPension» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://ruspension.ru/modernsystem/ (17.03.2015)
55. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (31.12.2015)
56. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/# (31.12.2014)
57. Центр макроэкономических исследований Сбербанка России [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/analytics/2015/Nakopitelnaya_pensiya.pdf (01.03.2015)
58. Центр макроэкономических исследований Skandinaviska Enskilda Banken [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.seb.ee/ru/pensiya/pensionnaya-sistema-estonii (06.08.2015)
59. Центральное государственное информационное агентство России [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1206905 (22.05.2015)
60. Центральное государственное информационное агентство России «ТАСС» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1362279 (05.08.2015)
61. Центральное государственное информационное агентство России «ТАСС» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1362279 http://tass.ru/obschestvo/2582668 (13.01.2016)
62. Электронное периодическое издание «Ведомости» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/09/29/610770-pravitelstvo-medvedeva-zamorozilo (29.09.2015)
63. HelpAge International [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.helpage.org/resources/ageing-data/ (14.10.2014)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ