Благосостояние пенсионеров в Китае: занятость, доходы и потребление
|
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к анализу благосостояния пенсионеров
1.1 Исторический анализ благосостояния
1.2 Современное состояние благосостояния
ГЛАВА 2. Особенности пенсионной системы Китая
2.1 Современное состояние пенсионной системы КНР
2.2 Социальная структура пенсионеров в Китае
ГЛАВА 3. Уровень благосостояния различных категорий китайских пенсионеров и их потребительские практики
3.1 Сельская пенсионная система
3.2 Городская пенсионная система
3.3 Пенсионные планы работодателя
3.4 Пенсионное обеспечение для вооруженных сил
3.5 Потребительская корзина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к анализу благосостояния пенсионеров
1.1 Исторический анализ благосостояния
1.2 Современное состояние благосостояния
ГЛАВА 2. Особенности пенсионной системы Китая
2.1 Современное состояние пенсионной системы КНР
2.2 Социальная структура пенсионеров в Китае
ГЛАВА 3. Уровень благосостояния различных категорий китайских пенсионеров и их потребительские практики
3.1 Сельская пенсионная система
3.2 Городская пенсионная система
3.3 Пенсионные планы работодателя
3.4 Пенсионное обеспечение для вооруженных сил
3.5 Потребительская корзина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Демографическая ситуация Китайской Народной Республики в настоящее время такова, что число людей пенсионного возраста неуклонно растет. Согласно международным стандартам оценки населения, выработанных Организацией Объединенных Наций, превышение доли граждан пенсионного возраста, то есть старше 65 лет, над лицами моложе 14 лет на 23% позволяет заявить о том, что население КНР следует называть «старым».
По данным Государственного статистического управления КНР, число лиц пенсионного возраста составляет более 250 миллионов, это около 18% населения КНР. Несмотря на то, что государство принимает множество мер по стабилизации уровня рождаемости, в настоящее время в Китае наблюдается процесс общего старения населения. В связи с этим, растущее число пенсионеров является причиной для проведения государством новых мер для исполнения своих социальных обязанностей.
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы выявить каково благосостояние китайских пенсионеров, какими способами государство влияет на рост других факторов и какие факторы влияют на его рост.
Современная китайская система пенсионного обеспечивания не может похвастаться разработанностью и эффективностью, так как существует ряд проблем, таких как, неполный охват населения Китая пенсионной системой, невысокой уровень централизации обязательного пенсионного страхования, снижение соотношения пенсии и заработной плате, а также нарушения в управлении фондом пенсионного страхования.
В связи со специфической ситуацией в пенсионной системе Китая, уровень благосостояния пенсионеров уделяется большое внимание в обществе: в настоящее время только 55% людей пенсионного возраста имеют возможность получать выплаты от государства, потому что особенностью пенсионного обеспечения в Китае является традиция проявления заботы детей о собственных родителях. Кроме того, законом не установлены льготы для пенсионеров в Китае, что также влияет на уровень их удовлетворенности социальным обеспечением и уровнем благосостояния.
Объектом данной диссертации является пенсионная система Китайской Народной Республики в совокупности с уровнем благосостояния пенсионеров.
Предметом данной диссертации являются социально-экономические отношения, возникающие между лицами пенсионного возраста и государством при выходе на пенсию.
Целью диссертационной работы является изучение теоретических и практических приемов измерения уровня благосостояния лиц пенсионного возраста в Китае, выявление социально-экономических и демографических особенности пенсионной системы Китая и прогноз развития пенсионной системы в будущем.
Для достижения поставленной цели были достигнуты следующие задачи:
1. Проанализировать теоретического подходов к категории «благосостояние» в историческом и современном аспектах для выявления основных проблем оценки уровня благосостояния;
2. Рассмотреть и выявить отличительных особенностей пенсионной системы Китая в совокупности в общим благосостоянием населения;
3. Проанализировать социальной структуры лиц пенсионного возраста в Китае с уклоном на общий уровень благосостояния населения;
4. Проанализировать виды пенсионного обеспечения в Китае с целью установления примерного уровня благосостояния пенсионеров;
5. Спрогнозировать развития и приоритетные направления пенсионной системы Китая;
6. Разработать рекомендации для улучшения эффективности пенсионной системы Китая.
Теоретической основой данной диссертационной работы послужили труды российских и китайских ученых по теории и практике пенсионного обеспечения и современных теорий благосостояния.
Методологической основой диссертации служит структурный анализ критериев, влияющих на уровень благосостояния. С помощью методологического метода становится возможным очертить круг вопросов, необходимых для разрешения поставленных задач. Сравнительно-исторический метод дает возможность рассмотреть историю социального обеспечения в Китае на разных временных промежутках, а также его современное состояние, результатом чего будет является выявление факторов, влияющих на развитие пенсионной системы Китая и этапы такого развития.
Новизна данной диссертации заключается в исследовании пенсионной системы Китая, и как она влияет на уровень благосостояния лиц пенсионного возраста в связи с последними экономическими успехами Китайской Народной Республики. В настоящее время много работ посвящено именно пенсионной системе Китая, однако не затрагиваются социально-экономические факторы, влияющие на ее развитие, в то же время как и отношения населения к пенсионной системе и анализ благосостояния китайских пенсионеров, результат которого послужит как для прогноза дальнейшего развития пенсионного обеспечения, так и для предложения новых приемов и методов его развития.
По данным Государственного статистического управления КНР, число лиц пенсионного возраста составляет более 250 миллионов, это около 18% населения КНР. Несмотря на то, что государство принимает множество мер по стабилизации уровня рождаемости, в настоящее время в Китае наблюдается процесс общего старения населения. В связи с этим, растущее число пенсионеров является причиной для проведения государством новых мер для исполнения своих социальных обязанностей.
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы выявить каково благосостояние китайских пенсионеров, какими способами государство влияет на рост других факторов и какие факторы влияют на его рост.
Современная китайская система пенсионного обеспечивания не может похвастаться разработанностью и эффективностью, так как существует ряд проблем, таких как, неполный охват населения Китая пенсионной системой, невысокой уровень централизации обязательного пенсионного страхования, снижение соотношения пенсии и заработной плате, а также нарушения в управлении фондом пенсионного страхования.
В связи со специфической ситуацией в пенсионной системе Китая, уровень благосостояния пенсионеров уделяется большое внимание в обществе: в настоящее время только 55% людей пенсионного возраста имеют возможность получать выплаты от государства, потому что особенностью пенсионного обеспечения в Китае является традиция проявления заботы детей о собственных родителях. Кроме того, законом не установлены льготы для пенсионеров в Китае, что также влияет на уровень их удовлетворенности социальным обеспечением и уровнем благосостояния.
Объектом данной диссертации является пенсионная система Китайской Народной Республики в совокупности с уровнем благосостояния пенсионеров.
Предметом данной диссертации являются социально-экономические отношения, возникающие между лицами пенсионного возраста и государством при выходе на пенсию.
Целью диссертационной работы является изучение теоретических и практических приемов измерения уровня благосостояния лиц пенсионного возраста в Китае, выявление социально-экономических и демографических особенности пенсионной системы Китая и прогноз развития пенсионной системы в будущем.
Для достижения поставленной цели были достигнуты следующие задачи:
1. Проанализировать теоретического подходов к категории «благосостояние» в историческом и современном аспектах для выявления основных проблем оценки уровня благосостояния;
2. Рассмотреть и выявить отличительных особенностей пенсионной системы Китая в совокупности в общим благосостоянием населения;
3. Проанализировать социальной структуры лиц пенсионного возраста в Китае с уклоном на общий уровень благосостояния населения;
4. Проанализировать виды пенсионного обеспечения в Китае с целью установления примерного уровня благосостояния пенсионеров;
5. Спрогнозировать развития и приоритетные направления пенсионной системы Китая;
6. Разработать рекомендации для улучшения эффективности пенсионной системы Китая.
Теоретической основой данной диссертационной работы послужили труды российских и китайских ученых по теории и практике пенсионного обеспечения и современных теорий благосостояния.
Методологической основой диссертации служит структурный анализ критериев, влияющих на уровень благосостояния. С помощью методологического метода становится возможным очертить круг вопросов, необходимых для разрешения поставленных задач. Сравнительно-исторический метод дает возможность рассмотреть историю социального обеспечения в Китае на разных временных промежутках, а также его современное состояние, результатом чего будет является выявление факторов, влияющих на развитие пенсионной системы Китая и этапы такого развития.
Новизна данной диссертации заключается в исследовании пенсионной системы Китая, и как она влияет на уровень благосостояния лиц пенсионного возраста в связи с последними экономическими успехами Китайской Народной Республики. В настоящее время много работ посвящено именно пенсионной системе Китая, однако не затрагиваются социально-экономические факторы, влияющие на ее развитие, в то же время как и отношения населения к пенсионной системе и анализ благосостояния китайских пенсионеров, результат которого послужит как для прогноза дальнейшего развития пенсионного обеспечения, так и для предложения новых приемов и методов его развития.
Опыт Китая на сегодняшний день является интересным примером с быстрым прогрессом в разработке законов и политики для обеспечения охвата его нынешнего и будущего пожилого населения, особенно в охвате неформальных работников. Развитие системы исторически отслеживается экономическое развитие в городских районах, с акцентом
Охват пенсионной системы явно стал главной заботой правительства. В октябре 2012 года Вэнь Цзябао признал важность улучшения системы социального обеспечения в Китае. Он подчеркнул его значение с точки зрения его важности для поддержания социальной стабильности в стране. Его приверженность также широко освещалась в средствах массовой информации. Например, в 2011 году China Daily сообщила, что Вэнь Цзябао заявил: «На данный момент важно обеспечить полный охват. После того, как это будет достигнуто, мы сможем внести вклад в улучшение этих программ и повышение стандартов страхования в соответствии с социально-экономическим развитием страны ». Это знаменательный переход от сосредоточения склонности конкретных групп к более инклюзивным целям, а также к явному намерению обеспечить охват в качестве приоритета, а не сосредоточиться на эффективности отдельных схем. Пенсионные реформы в Китае происходят в условиях быстрого экономического развития, растущего неравенства, значительной миграции из сельских районов в города и быстрого демографического перехода. В настоящее время вторая по величине экономика в мире, Китай переживает период быстрых и масштабных социально-экономических изменений. Начиная с конца 1970-х годов экономические реформы способствовали переходу к рыночной экономике после почти тридцати лет централизованного экономического планирования. Этот переход включал реформы для поддержки большей мобильности рабочей силы, что привело к массовой миграции из сельских районов в города. С экономической точки зрения переход к рыночной экономике позволил добиться значительного экономического роста в Китае, особенно в секторах, ориентированных на экспорт. Здесь есть уроки для других стран в признании взаимосвязи социальной безопасности и экономической политики и, в частности, в обеспечении минимального минимального уровня защиты в старости. Это было рекомендовано в качестве части исследовательских рекомендаций Центра стратегических и международных исследований в их исследованиях будущего выхода на пенсию в Восточной Азии.
Эта диссертация освещает локальные различия в авторитарных режимах благосостояния, принимая ориентированный на государство взгляд в контексте динамичных и меняющихся структурных условий. Представление, ориентированное на государство, дает важное и актуальное представление о понимании политики благосостояния в авторитарных режимах, где государственные лидеры относительно изолированы от давления со стороны социальных субъектов с различными предпочтениями в сфере благосостояния. Массовые изменения в структуре рынка труда и экономических условиях влияют на то, как эти государственные субъекты создают режимы социального обеспечения и кого они хотят включить в свою систему социального обеспечения или исключить из нее. Структурная трансформация изменяет стратегию обеспечения благосостояния субъектов авторитарного государства с узкой и сговорчивой на широкую, но скромную. Неформализация труда и мобильность рабочей силы являются двумя наиболее важными изменениями, которые повлияли на обеспечение благосостояния и стратегию вовлечения местных государственных субъектов. Неформальная рабочая сила вынудила местных участников решить, разрабатывать ли новую систему социального обеспечения, которая бы охватывала неформальных работников, или придерживаться исключительного режима социального обеспечения, предназначенного для официальных работников. Растущая мобильность рабочей силы и приток неместных работников позволили некоторым местным органам власти выселить непродуктивных работников вместо того, чтобы вовлекать растущее число аутсайдеров рынка труда в систему социального обеспечения. Выселение посторонних на рынке труда не было возможностью для местных государственных деятелей во внутренних районах Китая.
В этой диссертации рассматривается, как различные политические предпочтения центрального и местного правительства Китая сформировали китайскую пенсионную программу, характеризующуюся высоким уровнем функциональной и локальной фрагментации. Серьезные структурные изменения в китайской экономике и на рынке труда потребовали реформирования китайской пенсионной системы, но также изменили стимулы и предпочтения центральных и местных субъектов в отношении специфики пенсионной реформы, с другой стороны. Существующие институты и политическое наследие, такие как децентрализованные фискальные отношения между центральным и местным правительством, местная система социального обеспечения, подкрепленная институтами местного гражданства Китая (система хукоу), и механизмы оценки карьеры, подчеркивающие экономические показатели, - заставили местных участников развивать различные политические предпочтения и интересов, чем центральное правительство и уполномочил местных государственных субъектов противостоять попыткам центрального правительства централизовать пенсионную систему.
Разрыв между формальной и неформальной занятостью и разрыв между местными и не местными работниками как основными социальными категориями, которые расслаивают работников и делают человека «посторонними по благосостоянию». Эти социальные категории не являются новыми для китайского общества. Они долго существовали с дореформенной эпохи и разделили китайских рабочих. Однако по мере того, как в Китае происходила рыночная торговля, расслоение между внутренними работниками рынка труда (официальными работниками) и внешними работниками (неформальными работниками) стало еще более очевидным, институционализированным и сегментированным. С ростом мобильности рабочей силы и институциональных изменений местное и нелокальное разделение превратилось в важную социальную категорию, которая определяет право на социальное обеспечение. В некоторых регионах Китая неместные работники с большей вероятностью будут работать в качестве неформальных работников. Взаимодействие и совпадение двух социальных категорий может еще больше упрочить положение как аутсайдеров рынка труда, так и аутсайдеров социального обеспечения.
Влияние неформальной рабочей силы на участие отдельных лиц в социальном страховании может быть неоднородным. В случае с Китаем другим слоем, который наслаивает работников, является статус местного гражданства работника. Несмотря на то, что неформальная трудовая деятельность в целом препятствует участию неформальных работников в программах социального страхования, ее влияние еще более заметно для работников из разных мест. Как местные, так и не местные работники с меньшей вероятностью будут участвовать в пенсионной программе, основанной на трудоустройстве, когда их статус занятости меняется с формального на неформальный. Тем не менее, только местные работники с большей вероятностью будут участвовать в программе пенсионного обеспечения по месту жительства, чем их нелокальный коллега, поскольку их статус занятости меняется с формального на неформальный. В результате, неместные работники с большей вероятностью останутся незастрахованными ни по одной из программ социального страхования в стране, что приведет к серьезному расслоению внутри неформальных групп работников. Эта дискриминация и ограничения, налагаемые на внутренних рабочих-мигрантов, прибывающих из разных мест, аналогичны тем, которые налагаются на международных рабочих-мигрантов в других странах.
Охват пенсионной системы явно стал главной заботой правительства. В октябре 2012 года Вэнь Цзябао признал важность улучшения системы социального обеспечения в Китае. Он подчеркнул его значение с точки зрения его важности для поддержания социальной стабильности в стране. Его приверженность также широко освещалась в средствах массовой информации. Например, в 2011 году China Daily сообщила, что Вэнь Цзябао заявил: «На данный момент важно обеспечить полный охват. После того, как это будет достигнуто, мы сможем внести вклад в улучшение этих программ и повышение стандартов страхования в соответствии с социально-экономическим развитием страны ». Это знаменательный переход от сосредоточения склонности конкретных групп к более инклюзивным целям, а также к явному намерению обеспечить охват в качестве приоритета, а не сосредоточиться на эффективности отдельных схем. Пенсионные реформы в Китае происходят в условиях быстрого экономического развития, растущего неравенства, значительной миграции из сельских районов в города и быстрого демографического перехода. В настоящее время вторая по величине экономика в мире, Китай переживает период быстрых и масштабных социально-экономических изменений. Начиная с конца 1970-х годов экономические реформы способствовали переходу к рыночной экономике после почти тридцати лет централизованного экономического планирования. Этот переход включал реформы для поддержки большей мобильности рабочей силы, что привело к массовой миграции из сельских районов в города. С экономической точки зрения переход к рыночной экономике позволил добиться значительного экономического роста в Китае, особенно в секторах, ориентированных на экспорт. Здесь есть уроки для других стран в признании взаимосвязи социальной безопасности и экономической политики и, в частности, в обеспечении минимального минимального уровня защиты в старости. Это было рекомендовано в качестве части исследовательских рекомендаций Центра стратегических и международных исследований в их исследованиях будущего выхода на пенсию в Восточной Азии.
Эта диссертация освещает локальные различия в авторитарных режимах благосостояния, принимая ориентированный на государство взгляд в контексте динамичных и меняющихся структурных условий. Представление, ориентированное на государство, дает важное и актуальное представление о понимании политики благосостояния в авторитарных режимах, где государственные лидеры относительно изолированы от давления со стороны социальных субъектов с различными предпочтениями в сфере благосостояния. Массовые изменения в структуре рынка труда и экономических условиях влияют на то, как эти государственные субъекты создают режимы социального обеспечения и кого они хотят включить в свою систему социального обеспечения или исключить из нее. Структурная трансформация изменяет стратегию обеспечения благосостояния субъектов авторитарного государства с узкой и сговорчивой на широкую, но скромную. Неформализация труда и мобильность рабочей силы являются двумя наиболее важными изменениями, которые повлияли на обеспечение благосостояния и стратегию вовлечения местных государственных субъектов. Неформальная рабочая сила вынудила местных участников решить, разрабатывать ли новую систему социального обеспечения, которая бы охватывала неформальных работников, или придерживаться исключительного режима социального обеспечения, предназначенного для официальных работников. Растущая мобильность рабочей силы и приток неместных работников позволили некоторым местным органам власти выселить непродуктивных работников вместо того, чтобы вовлекать растущее число аутсайдеров рынка труда в систему социального обеспечения. Выселение посторонних на рынке труда не было возможностью для местных государственных деятелей во внутренних районах Китая.
В этой диссертации рассматривается, как различные политические предпочтения центрального и местного правительства Китая сформировали китайскую пенсионную программу, характеризующуюся высоким уровнем функциональной и локальной фрагментации. Серьезные структурные изменения в китайской экономике и на рынке труда потребовали реформирования китайской пенсионной системы, но также изменили стимулы и предпочтения центральных и местных субъектов в отношении специфики пенсионной реформы, с другой стороны. Существующие институты и политическое наследие, такие как децентрализованные фискальные отношения между центральным и местным правительством, местная система социального обеспечения, подкрепленная институтами местного гражданства Китая (система хукоу), и механизмы оценки карьеры, подчеркивающие экономические показатели, - заставили местных участников развивать различные политические предпочтения и интересов, чем центральное правительство и уполномочил местных государственных субъектов противостоять попыткам центрального правительства централизовать пенсионную систему.
Разрыв между формальной и неформальной занятостью и разрыв между местными и не местными работниками как основными социальными категориями, которые расслаивают работников и делают человека «посторонними по благосостоянию». Эти социальные категории не являются новыми для китайского общества. Они долго существовали с дореформенной эпохи и разделили китайских рабочих. Однако по мере того, как в Китае происходила рыночная торговля, расслоение между внутренними работниками рынка труда (официальными работниками) и внешними работниками (неформальными работниками) стало еще более очевидным, институционализированным и сегментированным. С ростом мобильности рабочей силы и институциональных изменений местное и нелокальное разделение превратилось в важную социальную категорию, которая определяет право на социальное обеспечение. В некоторых регионах Китая неместные работники с большей вероятностью будут работать в качестве неформальных работников. Взаимодействие и совпадение двух социальных категорий может еще больше упрочить положение как аутсайдеров рынка труда, так и аутсайдеров социального обеспечения.
Влияние неформальной рабочей силы на участие отдельных лиц в социальном страховании может быть неоднородным. В случае с Китаем другим слоем, который наслаивает работников, является статус местного гражданства работника. Несмотря на то, что неформальная трудовая деятельность в целом препятствует участию неформальных работников в программах социального страхования, ее влияние еще более заметно для работников из разных мест. Как местные, так и не местные работники с меньшей вероятностью будут участвовать в пенсионной программе, основанной на трудоустройстве, когда их статус занятости меняется с формального на неформальный. Тем не менее, только местные работники с большей вероятностью будут участвовать в программе пенсионного обеспечения по месту жительства, чем их нелокальный коллега, поскольку их статус занятости меняется с формального на неформальный. В результате, неместные работники с большей вероятностью останутся незастрахованными ни по одной из программ социального страхования в стране, что приведет к серьезному расслоению внутри неформальных групп работников. Эта дискриминация и ограничения, налагаемые на внутренних рабочих-мигрантов, прибывающих из разных мест, аналогичны тем, которые налагаются на международных рабочих-мигрантов в других странах.
Подобные работы
- ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КНР
(1990-2010-е ГОДЫ)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5640 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КНР (1990-2010-е ГОДЫ)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КНР (1990-2010-е ГОДЫ)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Влияние изменения возрастной структуры населения на экономический рост: сравнительное исследование Китая и России
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021



