Развитие партнерских механизмов «БРИКС-плюс» / «аутрич» как пример создания устойчивой сети взаимовыгодного сотрудничества
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. БРИКС КАК МОДЕЛЬ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 12
1.1. Структура, цели и задачи БРИКС 12
1.2. Направления взаимодействия стран в рамках группы БРИКС 19
1.3. Теоретические основы и экспертные оценки форматов БРИКС +/ аутрич 28
Выводы по главе 33
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БРИКС С ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ В РАМКАХ ФОРМАТА БРИКС+ 36
2.1. Взаимодействие БРИКС с Аргентиной 36
2.2. Взаимодействие БРИКС с Ираном и Саудовской Аравией 46
2.3. Взаимодействие БРИКС с Турцией и Индонезией 60
2.4. Проблемы и перспективы дальнейшего взаимодействия в рамках формата БРИКС + 71
Выводы по главе 82
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН БРИКС С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ ФОРМАТА БРИКС-АУТРИЧ 86
3.1. Взаимодействие БРИКС и ШОС 86
3.2. Взаимодействие БРИКС с Африканским союзом 99
3.3. Проблемы и перспективы дальнейшего взаимодействия в рамках формата БРИКС-аутрич 109
Выводы по главе 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 121
ПРИЛОЖЕНИЕ А. SWOT-анализ цифровой экономики стран БРИКС 151
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анализ коннотаций статей Télam 154
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Анализ коннотаций статей Clarín 162
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Анализ коннотаций статей IRNA 167
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Схема транспортного коридора «Север-Юг» 171
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Анализ коннотаций статей Al Riyadh 172
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Анализ коннотаций статей Anadolu Ajansi 175
ПРИЛОЖЕНИЕ З. Анализ коннотаций статей Sözcü 180
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Анализ коннотаций статей Kompas 182
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Количество встреч Аргентины, Ирана, Саудовской Аравии, Турции и Индонезии на уровне глав государств и министерств 184
ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Количество встреч Аргентины, Ирана, Саудовской Аравии, Турции и Индонезии на неправительственном уровне 185
ГЛАВА 1. БРИКС КАК МОДЕЛЬ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 12
1.1. Структура, цели и задачи БРИКС 12
1.2. Направления взаимодействия стран в рамках группы БРИКС 19
1.3. Теоретические основы и экспертные оценки форматов БРИКС +/ аутрич 28
Выводы по главе 33
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БРИКС С ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ В РАМКАХ ФОРМАТА БРИКС+ 36
2.1. Взаимодействие БРИКС с Аргентиной 36
2.2. Взаимодействие БРИКС с Ираном и Саудовской Аравией 46
2.3. Взаимодействие БРИКС с Турцией и Индонезией 60
2.4. Проблемы и перспективы дальнейшего взаимодействия в рамках формата БРИКС + 71
Выводы по главе 82
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН БРИКС С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ ФОРМАТА БРИКС-АУТРИЧ 86
3.1. Взаимодействие БРИКС и ШОС 86
3.2. Взаимодействие БРИКС с Африканским союзом 99
3.3. Проблемы и перспективы дальнейшего взаимодействия в рамках формата БРИКС-аутрич 109
Выводы по главе 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 121
ПРИЛОЖЕНИЕ А. SWOT-анализ цифровой экономики стран БРИКС 151
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анализ коннотаций статей Télam 154
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Анализ коннотаций статей Clarín 162
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Анализ коннотаций статей IRNA 167
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Схема транспортного коридора «Север-Юг» 171
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Анализ коннотаций статей Al Riyadh 172
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Анализ коннотаций статей Anadolu Ajansi 175
ПРИЛОЖЕНИЕ З. Анализ коннотаций статей Sözcü 180
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Анализ коннотаций статей Kompas 182
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Количество встреч Аргентины, Ирана, Саудовской Аравии, Турции и Индонезии на уровне глав государств и министерств 184
ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Количество встреч Аргентины, Ирана, Саудовской Аравии, Турции и Индонезии на неправительственном уровне 185
Становление группы БРИКС в начале нового столетия явилось альтернативой существующему миропорядку. Как указано в Совместном заявлении стран БРИК от 2009 года, целями объединения являются перестройка глобальной финансовой архитектуры, укрепление позиций стран-участниц в системе ООН и выстраивание полицентричного мироустройства.
Стремление достичь поставленных перед БРИКС целей и желание отдельных государств иметь лидирующие позиции в своем регионе (для Бразилии – это страны Латинской Америки, для России – значительная часть Евразии, для Индии – страны БИМСТЭК, а для ЮАР – страны африканского континента) привели к развитию формата БРИКС-аутрич. Механизм аутрич означает участие в ряде видов деятельности группы представителей стран, входящих в зону влияния или в зону интересов той или иной страны БРИКС. Главная идея данного формата – усиление процессов региональной интеграции и перевод их в формат трансрегионализма. Необходимо отметить, что БРИКС-аутрич позволяет странам не только усилить позиции в своих регионах, но также нарастить присутствие в других. Особое значение это имеет для Китая, который увеличивает свое присутствие не только в Евразии, но также в Латинской Америке и Африке, в основном посредством инвестиций. Особую роль данный формат играет и для Бразилии, которая стремится расширить свое влияние в Африке, особенно в португалоязычных странах. Россия также стремится вернуть свое былое влияние, как в Латинской Америке, так и в Африке. ЮАР хочет расширить свое взаимодействие со странами Латинской Америки, особенно в торгово-экономической сфере. Небольшим исключением, по мнению автора, является Индия, которая, несмотря на расширение связей со странами Африки и Латинской Америки, не стремится к серьезному трансрегиональному влиянию и предпочитает добиваться лидерства в собственном регионе.
Механизм БРИКС+, инициированный Китаем, представляет более гибкий формат сотрудничества, который позволяет привлекать партнеров со всего мира. Для БРИКС, как для группы стран, географически отдаленно расположенных друг от друга, но связанных общими проблемами и подходами к их решению, данный формат является востребованным и перспективным.
Благодаря своей гибкости форматы БРИКС+/аутрич позволяют расширять и укреплять сотрудничество с партнерами из различных регионов мира в целях интеграции развивающихся стран в мировую экономику. Данные форматы имеют перспективу стать прочной платформой для согласования и продвижения общих инициатив в сфере экономики, торговли и безопасности. Автор считает необходимым определить, в какой мере данные механизмы способствуют увеличению возможностей группы за счет привлечения внешних акторов, или они являются лишь инструментами для осуществления конкретных целей одного из участника группы. Именно эти факторы и обуславливают актуальность исследования взаимодействия группы БРИКС, выявления проблем и перспектив дальнейшего создания устойчивой сети взаимовыгодного сотрудничества в целях развития, посредством механизмов БРИКС+ и БРИКС-аутрич на современном этапе. Необходимо отметить, что актуальность исследования повышается ввиду утверждения новой Концепции внешней политики России, в которой отмечена необходимость уделять приоритетное внимание укреплению потенциала БРИКС, ШОС, взаимодействию России, Индии и Китая. В Концепции также расширено внимание к роли АТР, стран исламского мира, Латинской Америки и Африки.
В рамках данной работы использование механизма БРИКС+ рассмотрено автором на примере взаимодействия стран БРИКС с Аргентиной, Ираном, Саудовской Аравией, Турцией и Индонезией, а анализ механизма БРИКС-аутрич проведен на примере сотрудничества с ШОС и Африканским союзом.
Цель исследования – дать оценку развития партнерских механизмов БРИКС плюс/аутрич на современном этапе.
Критериями результативности механизмов служат повышение эффективности группы путем привлечения возможностей других стран для дальнейших совместных действий; повышение легитимности; успешная реализация совместных программ; отсутствие конфликтов и консолидация позиций по обсуждаемым вопросам; политическая сплоченность и продвижение совместных идей на международной арене.
Задачи:
- определить этапы развития и институциализации БРИКС, посредством анализа ключевых документов группы;
- рассмотреть формы и направления взаимодействия стран в рамках БРИКС;
- определить основные и наиболее перспективные направления взаимодействия;
- выявить теоретические основы форматов БРИКС+ и «БРИКС аутрич;
- определить причины возникновения форматов БРИКС+/аутрич;
- провести анализ степени вовлеченности других стран и международных организаций в сотрудничество с БРИКС;
- рассмотреть совместные проекты стран в рамках форматов БРИКС+/аутрич;
- выявить проблемы и перспективы партнерских механизмов БРИКС+/аутрич.
Источниковая база исследования. Мотивам создания и теоретическим основам БРИКС, анализу целей и задач объединения в зарубежной и отечественной науке уделялось большое внимание. Такие авторы как Сергунин А. А., Гао Ф., Толорая Г.Д., Базаркина Д.Ю., Пашенцев Е.Н., Айрес А., Слонская М., Купер А., Кэцзинь Чж. в своих работах уделили внимание предпосылкам создания группы, направлениям деятельности стран-участниц, роли БРИКС в мире, перспективам более глубокого сотрудничества, а также провели анализ важнейших документов группы (включая декларации БРИКС).
Авторов, которые сконцентрировали свое внимание на гибких и открытых форматах сотрудничества БРИКС+/аутрич, а также принципам данных механизмов можно поделить на две группы: в первую группы входят авторы, которые положительно оценивают форматы БРИКС+/аутрич и выступают за расширение ядра БРИКС (Муратшина К.Г., Чжао Х., Лесаж Д., Соколов А.В., Шашнов С.А., Коцемир М.Н., Орлов В.А., Семенов С.Д., Ли Чж.). Ко второй группе можно причислить авторов, которые критически относятся к возможностям и перспективам расширению БРИКС, но поддерживают развитие гибких форматов (Лисоволик Я.Д., Винокуров Е.Ю., Шисана О., Мотиан М., Джози Дж.). Также необходимо отметить, что вышеназванные авторы проанализировали приоритетные области сотрудничества со странами, не входящими в БРИКС.
Вместе с тем мы считаем необходимым подчеркнуть, что в изученных работах вышеперечисленных авторов не отмечены происходящие в настоящее время глобальные изменения, в том числе повышение роли таких образований как БРИКС и укрепление их взаимодействия. В целом анализу взаимоотношений БРИКС с Турцией, Индонезией, Саудовской Аравией, Ираном, Аргентиной, а также с ШОС и Африканским союзом в отечественной и зарубежной литературе уделено крайне мало внимания.
Новизна исследования определяется постановкой вопроса, исследованием современной научной литературы, как монографической, так и публикациям в научных изданиях, а также использованием ряда документов, ранее не вводившихся в научный оборот. Более того, новизна работы отличается анализом взаимоотношений БРИКС с выбранными странами и организациями, а также перспектив их дальнейшего взаимодействия с учетом глобальных геополитических изменений, происходящих в последние годы.
Теоретическая база исследования. Создание БРИКС рассмотрено с позиций теории реализма. Это объясняется тем, что объединение пяти стран демонстрирует негативное отношение к либерализму с точки зрения политики и идеологии, а глобализация рассматривается как объективный исторический процесс. Кроме того, все страны-участницы БРИКС отстаивают свои национальные интересы и суверенитет.
В рамках теоретического подхода автор считает необходимым отметить, что, например, представитель реализма Дж. Миршаймер считает, что государства «стремятся максимизировать свое относительное положение власти над другими государствами» . Неореалист К. Уолтц, продолжая эту теорию, утверждает, что государства «как минимум стремятся к собственному сохранению и, как максимум, стремятся к всеобщему господству». Более того, государства нацелены на получение богатства, преимуществам, процветания и защиты своего суверенитета.
Г. Снайдер попытался создать более детерминированные реалистические объяснительные теории, вводя ряд «переменных процесса», которые фокусируются на паттернах взаимодействия . Его теория предполагает, что государства могут находиться в отношениях либо дружбы, либо вражды, рассматривая себя как союзников или противников. Наличие общих интересов способствует сотрудничеству государств.
Накладывая теорию реализма на БРИКС, мы можем сделать вывод, что наличие общих интересов пяти государств, а именно перестройка глобальной финансовой архитектуры, укрепление позиций стран-участниц в системе ООН, выстраивание полицентричного мироустройства, дедолларизация, повышение общего уровня жизни населения, решение глобальных проблем, способствовало их объединению.
Основы форматов БРИКС+/аутрич рассмотрены нами в рамках концепции гегемонистской стабильности Ч. Киндлбергера и Р. Гилпина, предложенной в рамках парадигмы реализма и вытекающей из теории гегемонистской стабильности групповой гегемонии А. Бейлин, которая объясняет стремление небольших объединений прибегать к аутрич-практикам в целях повышения своей легитимности и эффективности.
Политический и экономический смысл теории гегемонистской стабильности заключается в либеральной международной торговле, которая является результатом целенаправленной деятельности гегемона. Таким образом, страны, согласившиеся на существование такого гегемона, не противостоят его политике, так как страна-лидер предоставляет общественно значимые блага. Теория предполагает, что международная торговля, которая является свободной от любых барьеров, возможна при существовании одного гегемона, который обеспечивает управлением данными процессами. Неудовлетворенность мировым порядком с гегемонией Запада, стремлением стран БРИКС занять ключевое место на мировой арене, развивать свою национальную валюту, сподвигли страны пятерки бросить вызов существующей глобальной финансовой архитектуре и взять курс на ее перестройку.
Объектом исследования является взаимодействие пяти стран в рамках БРИКС.
Предмет исследования – влияние партнерских механизмов БРИКС+/аутрич на развитие взаимовыгодного сотрудничества с Аргентиной, Ираном, Саудовской Аравией, Турцией, Индонезией, ШОС и Африканским союзом.
Методы и методология исследования:
1. Дедукция. Для анализа целей и задач, а также взаимодействия стран БРИКС, в рамках магистерской диссертации автором использован метод дедукции. Проанализировано взаимодействие и перспективы развития взаимоотношений БРИКС с Аргентиной, Ираном, Саудовской Аравией, Турцией и Индонезией, а также с региональными организациями – ШОС и Африканский союз.
2. Хронологический метод. В рамках данной исследовательской работы эволюция взаимоотношений стран БРИКС, процессы институционализации, а также формирование механизмов БРИКС+ и БРИКС-аутрич, их развитие и частота применения рассмотрены в хронологической последовательности.
3. Контент-анализ. В рамках магистерской диссертации автор провел контент-анализы СМИ Аргентины, Ирана, Саудовской Аравии, Турции и Индонезии, которые позволили подробно рассмотреть, в каком свете и с какой частотой в выбранных странах упоминают взаимодействие со странами БРИКС. Анализ позволил выявить важность данных форматов и оценить перспективы их развития.
Также в работы были использованы элементы контент-анализа в целях установления целей и задач, приоритетных направлений взаимодействия стран, которые указаны в официальных документах БРИКС.
4. SWOT-анализ. В рамках исследовательской работы автором было проведено три SWOT-анализа. Первый анализ посвящен выявлению сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз цифровой экономики стран БРИКС на современном этапе. Второй посвящен анализу взаимодействия стран БРИКС в области внедрения цифровой экономики и определению возможностей, которые может принести сотрудничество пяти стран в данной сфере. Третий SWOT-анализ посвящен выявлению сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз, которые могут возникнуть при расширении постоянного состава участников БРИКС.
5. Метод сценариев. На основе данных, полученных в рамках проведения SWOT-анализа, автором работы были предложено три сценария развития механизма БРИКС+, а также перспектив присоединения Аргентины, Ирана, Саудовской Аравии, Турции и Индонезии к БРИКС.
6. Элементы ивент-анализа. Использования элементов ивент-анализа необходимо для выявления частоты участия выделенных стран и организаций в мероприятиях БРИКС+/аутрич. Рассмотрение автором вопроса участия Аргентины, Ирана, Саудовской Аравии, Турции и Индонезии, а также ШОС и Африканского союза в совместных мероприятиях с БРИКС позволило сделать вывод о том, какие страны и организации наиболее активно сотрудничают с БРИКС.
7. Синтез. Данный метод позволил объединить выводы, сделанные автором в ходе исследования и дать оценку механизмам БРИКС+/аутрич на современном этапе, а также спрогнозировать дальнейшее развитие данных механизмов. Этот метод необходим как для решения поставленной цели – дать оценку развитию партнерских механизмов БРИКС+/аутрич на современном этапе, так и для достижения последней поставленной задачи – выявить проблемы и перспективы партнерских механизмов БРИКС+/аутрич.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего изучения данной проблемы с целью определения перспектив взаимодействия стран-участниц и расширения БРИКС, их участия в формировании новой архитектуры системы международных отношений.
Практическая значимость работы позволяет использовать материал диссертации в органах власти, связанных с внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью, а также при проведении лекций и семинаров, написании методических рекомендаций в рамках учебного процесса.
Данная тема прошла апробацию в ходе публичного выступления в онлайн-школе БРИКС Фуданьского университета 06.08.2022 и была опубликована в сборнике научных трудов по материалам VIII Международной научной конференции «Время научного прогресса», а также в сборнике научных трудов «Международные отношения в глобальном измерении» .
Цель и задачи исследования определили структуру магистерской диссертации, которая состоит из введения, трех разделов, десяти подразделов, заключения, списка использованной литературы и одиннадцати приложений.
Стремление достичь поставленных перед БРИКС целей и желание отдельных государств иметь лидирующие позиции в своем регионе (для Бразилии – это страны Латинской Америки, для России – значительная часть Евразии, для Индии – страны БИМСТЭК, а для ЮАР – страны африканского континента) привели к развитию формата БРИКС-аутрич. Механизм аутрич означает участие в ряде видов деятельности группы представителей стран, входящих в зону влияния или в зону интересов той или иной страны БРИКС. Главная идея данного формата – усиление процессов региональной интеграции и перевод их в формат трансрегионализма. Необходимо отметить, что БРИКС-аутрич позволяет странам не только усилить позиции в своих регионах, но также нарастить присутствие в других. Особое значение это имеет для Китая, который увеличивает свое присутствие не только в Евразии, но также в Латинской Америке и Африке, в основном посредством инвестиций. Особую роль данный формат играет и для Бразилии, которая стремится расширить свое влияние в Африке, особенно в португалоязычных странах. Россия также стремится вернуть свое былое влияние, как в Латинской Америке, так и в Африке. ЮАР хочет расширить свое взаимодействие со странами Латинской Америки, особенно в торгово-экономической сфере. Небольшим исключением, по мнению автора, является Индия, которая, несмотря на расширение связей со странами Африки и Латинской Америки, не стремится к серьезному трансрегиональному влиянию и предпочитает добиваться лидерства в собственном регионе.
Механизм БРИКС+, инициированный Китаем, представляет более гибкий формат сотрудничества, который позволяет привлекать партнеров со всего мира. Для БРИКС, как для группы стран, географически отдаленно расположенных друг от друга, но связанных общими проблемами и подходами к их решению, данный формат является востребованным и перспективным.
Благодаря своей гибкости форматы БРИКС+/аутрич позволяют расширять и укреплять сотрудничество с партнерами из различных регионов мира в целях интеграции развивающихся стран в мировую экономику. Данные форматы имеют перспективу стать прочной платформой для согласования и продвижения общих инициатив в сфере экономики, торговли и безопасности. Автор считает необходимым определить, в какой мере данные механизмы способствуют увеличению возможностей группы за счет привлечения внешних акторов, или они являются лишь инструментами для осуществления конкретных целей одного из участника группы. Именно эти факторы и обуславливают актуальность исследования взаимодействия группы БРИКС, выявления проблем и перспектив дальнейшего создания устойчивой сети взаимовыгодного сотрудничества в целях развития, посредством механизмов БРИКС+ и БРИКС-аутрич на современном этапе. Необходимо отметить, что актуальность исследования повышается ввиду утверждения новой Концепции внешней политики России, в которой отмечена необходимость уделять приоритетное внимание укреплению потенциала БРИКС, ШОС, взаимодействию России, Индии и Китая. В Концепции также расширено внимание к роли АТР, стран исламского мира, Латинской Америки и Африки.
В рамках данной работы использование механизма БРИКС+ рассмотрено автором на примере взаимодействия стран БРИКС с Аргентиной, Ираном, Саудовской Аравией, Турцией и Индонезией, а анализ механизма БРИКС-аутрич проведен на примере сотрудничества с ШОС и Африканским союзом.
Цель исследования – дать оценку развития партнерских механизмов БРИКС плюс/аутрич на современном этапе.
Критериями результативности механизмов служат повышение эффективности группы путем привлечения возможностей других стран для дальнейших совместных действий; повышение легитимности; успешная реализация совместных программ; отсутствие конфликтов и консолидация позиций по обсуждаемым вопросам; политическая сплоченность и продвижение совместных идей на международной арене.
Задачи:
- определить этапы развития и институциализации БРИКС, посредством анализа ключевых документов группы;
- рассмотреть формы и направления взаимодействия стран в рамках БРИКС;
- определить основные и наиболее перспективные направления взаимодействия;
- выявить теоретические основы форматов БРИКС+ и «БРИКС аутрич;
- определить причины возникновения форматов БРИКС+/аутрич;
- провести анализ степени вовлеченности других стран и международных организаций в сотрудничество с БРИКС;
- рассмотреть совместные проекты стран в рамках форматов БРИКС+/аутрич;
- выявить проблемы и перспективы партнерских механизмов БРИКС+/аутрич.
Источниковая база исследования. Мотивам создания и теоретическим основам БРИКС, анализу целей и задач объединения в зарубежной и отечественной науке уделялось большое внимание. Такие авторы как Сергунин А. А., Гао Ф., Толорая Г.Д., Базаркина Д.Ю., Пашенцев Е.Н., Айрес А., Слонская М., Купер А., Кэцзинь Чж. в своих работах уделили внимание предпосылкам создания группы, направлениям деятельности стран-участниц, роли БРИКС в мире, перспективам более глубокого сотрудничества, а также провели анализ важнейших документов группы (включая декларации БРИКС).
Авторов, которые сконцентрировали свое внимание на гибких и открытых форматах сотрудничества БРИКС+/аутрич, а также принципам данных механизмов можно поделить на две группы: в первую группы входят авторы, которые положительно оценивают форматы БРИКС+/аутрич и выступают за расширение ядра БРИКС (Муратшина К.Г., Чжао Х., Лесаж Д., Соколов А.В., Шашнов С.А., Коцемир М.Н., Орлов В.А., Семенов С.Д., Ли Чж.). Ко второй группе можно причислить авторов, которые критически относятся к возможностям и перспективам расширению БРИКС, но поддерживают развитие гибких форматов (Лисоволик Я.Д., Винокуров Е.Ю., Шисана О., Мотиан М., Джози Дж.). Также необходимо отметить, что вышеназванные авторы проанализировали приоритетные области сотрудничества со странами, не входящими в БРИКС.
Вместе с тем мы считаем необходимым подчеркнуть, что в изученных работах вышеперечисленных авторов не отмечены происходящие в настоящее время глобальные изменения, в том числе повышение роли таких образований как БРИКС и укрепление их взаимодействия. В целом анализу взаимоотношений БРИКС с Турцией, Индонезией, Саудовской Аравией, Ираном, Аргентиной, а также с ШОС и Африканским союзом в отечественной и зарубежной литературе уделено крайне мало внимания.
Новизна исследования определяется постановкой вопроса, исследованием современной научной литературы, как монографической, так и публикациям в научных изданиях, а также использованием ряда документов, ранее не вводившихся в научный оборот. Более того, новизна работы отличается анализом взаимоотношений БРИКС с выбранными странами и организациями, а также перспектив их дальнейшего взаимодействия с учетом глобальных геополитических изменений, происходящих в последние годы.
Теоретическая база исследования. Создание БРИКС рассмотрено с позиций теории реализма. Это объясняется тем, что объединение пяти стран демонстрирует негативное отношение к либерализму с точки зрения политики и идеологии, а глобализация рассматривается как объективный исторический процесс. Кроме того, все страны-участницы БРИКС отстаивают свои национальные интересы и суверенитет.
В рамках теоретического подхода автор считает необходимым отметить, что, например, представитель реализма Дж. Миршаймер считает, что государства «стремятся максимизировать свое относительное положение власти над другими государствами» . Неореалист К. Уолтц, продолжая эту теорию, утверждает, что государства «как минимум стремятся к собственному сохранению и, как максимум, стремятся к всеобщему господству». Более того, государства нацелены на получение богатства, преимуществам, процветания и защиты своего суверенитета.
Г. Снайдер попытался создать более детерминированные реалистические объяснительные теории, вводя ряд «переменных процесса», которые фокусируются на паттернах взаимодействия . Его теория предполагает, что государства могут находиться в отношениях либо дружбы, либо вражды, рассматривая себя как союзников или противников. Наличие общих интересов способствует сотрудничеству государств.
Накладывая теорию реализма на БРИКС, мы можем сделать вывод, что наличие общих интересов пяти государств, а именно перестройка глобальной финансовой архитектуры, укрепление позиций стран-участниц в системе ООН, выстраивание полицентричного мироустройства, дедолларизация, повышение общего уровня жизни населения, решение глобальных проблем, способствовало их объединению.
Основы форматов БРИКС+/аутрич рассмотрены нами в рамках концепции гегемонистской стабильности Ч. Киндлбергера и Р. Гилпина, предложенной в рамках парадигмы реализма и вытекающей из теории гегемонистской стабильности групповой гегемонии А. Бейлин, которая объясняет стремление небольших объединений прибегать к аутрич-практикам в целях повышения своей легитимности и эффективности.
Политический и экономический смысл теории гегемонистской стабильности заключается в либеральной международной торговле, которая является результатом целенаправленной деятельности гегемона. Таким образом, страны, согласившиеся на существование такого гегемона, не противостоят его политике, так как страна-лидер предоставляет общественно значимые блага. Теория предполагает, что международная торговля, которая является свободной от любых барьеров, возможна при существовании одного гегемона, который обеспечивает управлением данными процессами. Неудовлетворенность мировым порядком с гегемонией Запада, стремлением стран БРИКС занять ключевое место на мировой арене, развивать свою национальную валюту, сподвигли страны пятерки бросить вызов существующей глобальной финансовой архитектуре и взять курс на ее перестройку.
Объектом исследования является взаимодействие пяти стран в рамках БРИКС.
Предмет исследования – влияние партнерских механизмов БРИКС+/аутрич на развитие взаимовыгодного сотрудничества с Аргентиной, Ираном, Саудовской Аравией, Турцией, Индонезией, ШОС и Африканским союзом.
Методы и методология исследования:
1. Дедукция. Для анализа целей и задач, а также взаимодействия стран БРИКС, в рамках магистерской диссертации автором использован метод дедукции. Проанализировано взаимодействие и перспективы развития взаимоотношений БРИКС с Аргентиной, Ираном, Саудовской Аравией, Турцией и Индонезией, а также с региональными организациями – ШОС и Африканский союз.
2. Хронологический метод. В рамках данной исследовательской работы эволюция взаимоотношений стран БРИКС, процессы институционализации, а также формирование механизмов БРИКС+ и БРИКС-аутрич, их развитие и частота применения рассмотрены в хронологической последовательности.
3. Контент-анализ. В рамках магистерской диссертации автор провел контент-анализы СМИ Аргентины, Ирана, Саудовской Аравии, Турции и Индонезии, которые позволили подробно рассмотреть, в каком свете и с какой частотой в выбранных странах упоминают взаимодействие со странами БРИКС. Анализ позволил выявить важность данных форматов и оценить перспективы их развития.
Также в работы были использованы элементы контент-анализа в целях установления целей и задач, приоритетных направлений взаимодействия стран, которые указаны в официальных документах БРИКС.
4. SWOT-анализ. В рамках исследовательской работы автором было проведено три SWOT-анализа. Первый анализ посвящен выявлению сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз цифровой экономики стран БРИКС на современном этапе. Второй посвящен анализу взаимодействия стран БРИКС в области внедрения цифровой экономики и определению возможностей, которые может принести сотрудничество пяти стран в данной сфере. Третий SWOT-анализ посвящен выявлению сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз, которые могут возникнуть при расширении постоянного состава участников БРИКС.
5. Метод сценариев. На основе данных, полученных в рамках проведения SWOT-анализа, автором работы были предложено три сценария развития механизма БРИКС+, а также перспектив присоединения Аргентины, Ирана, Саудовской Аравии, Турции и Индонезии к БРИКС.
6. Элементы ивент-анализа. Использования элементов ивент-анализа необходимо для выявления частоты участия выделенных стран и организаций в мероприятиях БРИКС+/аутрич. Рассмотрение автором вопроса участия Аргентины, Ирана, Саудовской Аравии, Турции и Индонезии, а также ШОС и Африканского союза в совместных мероприятиях с БРИКС позволило сделать вывод о том, какие страны и организации наиболее активно сотрудничают с БРИКС.
7. Синтез. Данный метод позволил объединить выводы, сделанные автором в ходе исследования и дать оценку механизмам БРИКС+/аутрич на современном этапе, а также спрогнозировать дальнейшее развитие данных механизмов. Этот метод необходим как для решения поставленной цели – дать оценку развитию партнерских механизмов БРИКС+/аутрич на современном этапе, так и для достижения последней поставленной задачи – выявить проблемы и перспективы партнерских механизмов БРИКС+/аутрич.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего изучения данной проблемы с целью определения перспектив взаимодействия стран-участниц и расширения БРИКС, их участия в формировании новой архитектуры системы международных отношений.
Практическая значимость работы позволяет использовать материал диссертации в органах власти, связанных с внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью, а также при проведении лекций и семинаров, написании методических рекомендаций в рамках учебного процесса.
Данная тема прошла апробацию в ходе публичного выступления в онлайн-школе БРИКС Фуданьского университета 06.08.2022 и была опубликована в сборнике научных трудов по материалам VIII Международной научной конференции «Время научного прогресса», а также в сборнике научных трудов «Международные отношения в глобальном измерении» .
Цель и задачи исследования определили структуру магистерской диссертации, которая состоит из введения, трех разделов, десяти подразделов, заключения, списка использованной литературы и одиннадцати приложений.
Объединение Бразилии, России, Индии и Китая и ЮАР (БРИКС) явилось альтернативой существующему миропорядку. Страны группы поставили перед собой цель реформировать существующие финансовые институты, сократить зависимость от доллара, выстроить полицентричное мироустройство и повысить роль государств-членов БРИКС в системе ООН.
В рамках данного исследования создание группы БРИКС было рассмотрено с позиций теории политического реализма. Согласно теории Г. Снайдера, государства могут находиться в отношениях либо дружбы, либо вражды, рассматривая себя как союзников или противников. Таким образом, наличие общих интересов способствовало появлению группы БРИКС.
В ходе исследования деклараций БРИКС было выявлено, что с каждым годом страны наращивают свое взаимодействие посредством увеличения числа сфер сотрудничества, создания различных институтов и рабочих групп. Важно отметить, что сотрудничество стран интенсифицировалось в 2015-2016 гг. при усилиях России и Индии, которые вводили новые форматы взаимодействия и начали реализацию ранее достигнутых договоренностей. Активизация взаимодействия в рамках БРИКС, начатая Россией, во многом объясняется стремлением преодоления последствий санкций и переориентацией экономики с европейского вектора на восточный. Более того, развитие отношений по линии Юг-Юг стало еще более необходимым для политической поддержки на международной арене и противодействия формированию антироссийской коалиции. Для Индии интенсификация взаимодействия в рамках БРИКС является необходимым условием для реализации ее внешней политики, основанной на принципах многополярности, сбалансированности и равноправности, а также для продвижения своей позиции по реформе Совета Безопасности ООН ввиду того, что два из пяти постоянных членов (Россия и Китай) являются участниками БРИКС. Также особое значение имеет то, что во внутренней политике особую роль играют антиколониальные настроения. Именно поэтому участие в БРИКС с одновременным сотрудничеством с США позволяет говорить о сбалансированной политике Нью-Дели.
В своих декларация особую роль БРИКС отводит Новому банку развития как важнейшему инструменту деятельности группы в целях формирования справедливой и не ориентированной на Запад мировой финансово-экономической системы. Необходимо отметить, что в настоящее время валютой капитала НБР является доллар США, в перспективе в целях достижения дедолларизации и снижения валютных рисков, необходимо развивать и укреплять практику вкладов и финансирования в инфраструктурные проекты в национальных валютах государств-членов Банка.
К ключевым направлениям взаимодействия были отнесены реформирование международных финансовых институтов, цифровизация экономики, кибербезопасность. В целях определения уровня готовности стран БРИКС к цифровизации экономики, автором был проведен SWOT-анализ, по итогам которого было выявлено, что государства-члены БРИКС имеют серьезный технологических разрыв с развитыми странами. Для его преодоления требуются серьезные государственные меры и крупные инвестиции, как в развитие инфраструктуры доступа к Интернету, так и в человеческий капитал. Также было выявлено, что цифровизация экономики неразрывно связана с вопросами обеспечения кибербезопасности, именно поэтому необходимо усилить взаимодействие в данной сфере.
Важным направление деятельности БРИКС является сотрудничество по линии Юг-Юг, которое предполагает взаимодействие с развивающимися странами. Первостепенную роль в развитии таких отношений играют механизмы БРИКС+/аутрич, которые были рассмотрены с точки зрения гегемонистской стабильности Ч. Киндлбергера и Р. Гилпина и теории групповой гегемонии А. Бейлин.
Функционирование данных механизмов было рассмотрено на примерах взаимодействия с Аргентиной, Ираном, Саудовской Аравией, Турцией, Индонезией, ШОС и Африканским союзом. Учитывая тот факт, что страны БРИКС нацелены на развитие цифровой экономики, автор сконцентрировала внимание на сотрудничестве в областях цифровизации, обеспечении кибербезопасности и развитии научно-технического сотрудничества.
В рамках анализа функционирования механизма БРИКС+ автор провела семь контент-анализов СМИ Аргентины (2 издания), Ирана (1 издание), Саудовской Аравии (1 издание), Турции (2 издания) и Индонезии (1 издание). По итогам проведенных анализов можно сделать вывод о том, что страны-партнеры положительно оценивают деятельность группы, поддерживают их стремления в реформировании существующей финансовой системы и стремятся стать полноправными участниками БРИКС, об этом свидетельствуют до 65% статей с положительной коннотацией. Большинство статей (в некоторых изданиях до 70%) имеют нейтральную коннотацию, в которых информируется о проведении мероприятий БРИКС. В рамках проведения контент-анализа статьи с негативной коннотацией были отмечены только в турецком издании Anadolu Ajansi (6%) и в индонезийском издании Kompas (10%).
Учитывая тот факт, что страны-участницы формата БРИКС+ изъявили желание присоединиться к группе, автором магистерской диссертации был проведен SWOT-анализ расширения БРИКС, который показал сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. На основе проведенного анализа автором были предложены три сценария дальнейшего сотрудничества выбранных стран с группой БРИКС.
Первый сценарий предполагает включение вышеперечисленных стран в список постоянных членов формата БРИКС+. Данный сценарий представляется наиболее перспективным, так как неприсоединение стран к ядру БРИКС на современном этапе не повлечет за собой негативных последствий.
Второй сценарий предполагает включение одной из стран в состав постоянных членов группы. Учитывая такие критерии, как: внешнеполитический вектор, участие стран в других интеграционных объединениях и экономическое развитие, автор пришла к выводу, что реализация второго сценария может привести к ряду рисков, которые могут снизить эффективность БРИКС.
Третий сценарий предполагает включение сразу пяти стран в состав постоянных членов. Данный сценарий представляется самым неперспективным и несет наибольшее количество рисков. Это объясняется, прежде всего, неоднородностью стран-кандидатов, а также конфликтами между странами-кандидатами.
Исходя из данных SWOT-анализа и предложенных сценариев, можно заключить, что на современном этапе автор видит бóльшую перспективу формирования ядра БРИКС+ и развития сотрудничества в рамках данного формата. Перспектива дальнейшего расширения ядра БРИКС не исключается. Однако присоединение новых участников должно занять более долгий процесс, во время которого необходимо сформировать четкие критерии для включения новых членов группы, принять во внимание все преимущества и угрозы, которые может принести расширение, чтобы не допустить конфликта внутри БРИКС и сохранить эффективность группы.
Функционирование механизма БРИКС-аутрич было рассмотрено на примере взаимодействия с ШОС и АС. По итогам проведенного исследования были выявлены сильные и слабые стороны данного формата. Сильные стороны проявились, главным образом, при взаимодействии БРИКС с ШОС. Учитывая наличие общих проблем, страны обоих объединений консолидировали свои позиции по таким важным вопросам, как: обеспечение кибербезопасности, научно-техническое сотрудничество. Придерживаясь схожих принципов, страны двух объединений обладают возможностью налаживать прочные связи и выступать единым фронтом в процессе решения современных глобальных проблем. При условии поддержания стабильного уровня взаимодействия, БРИКС и ШОС могут стать центрами формирования новых структур в целях обеспечения стабильного развития и безопасности. В качестве мер, усиливающих сотрудничество объединений и повышающих эффективность совместной работы, необходимо институционализировать формат сотрудничества БРИКС и ШОС для обеспечения мониторинга деятельности и быстрого реагирования на возникающие вызовы.
Пример взаимодействия с Африканским союзом выявил проблемы механизма БРИКС-аутрич, связанные с отсутствием институциализации, рабочей программы и систематического проведения совместных мероприятий. Учитывая важность африканского континента для всех стран БРИКС и идеологическую составляющую сотрудничества, государствам группы необходимо отойти от декларативной поддержки инициатив АС и перейти к конкретным действиям, направленным на решение, прежде всего, инфраструктурных проблем.
Учитывая вызовы, с которыми сталкиваются страны АС в области кибербезопасности, государства-члены БРИКС могут дать новый импульс развитию взаимодействия в данной сфере, посредством научно-технического и образовательного обмена.
Необходимо отметить, что в последние годы страны Африканского союза демонстрируют все большую независимость в проведении своей экономической и политической деятельности. Ввиду этого, странам БРИКС необходимо мобилизовать все ресурсы для развития взаимодействия, большей интеграции стран Африки в мировые экономические процессы. Также необходимо систематическое проведение совместных мероприятий на различных уровнях. Ключевую роль в контексте сотрудничества с Союзом необходимо отвести Новому банку развития. При условии эффективного взаимодействия, БРИКС может стать платформой, которая содействует формированию новых интеграционных процессов, которые способствуют устойчивому развитию Африки в области экономики, политики, инфраструктуры, здравоохранения, образовании.
Таким образом, на основе проведенного анализа взаимодействия пятерки с региональными организациями в формате БРИКС-аутрич, можно сделать вывод о том, что в настоящее время потенциал данного механизма не раскрыт в полной мере. Однако, по мнению автора, значение данного формата повышается и ввиду того, что западные страны начинают рассматривать расширение взаимодействия стран БРИКС с различными региональными организациями как угрозу своему влиянию.
Подводя итог, необходимо отметить, что партнерские механизмы БРИКС+/аутрич в рамках взаимодействия объединения с Аргентиной, Ираном, Саудовской Аравией, Турцией, Индонезией, ШОС и АС повышают легитимность группы и дают дополнительную поддержку на международной арене посредством политической поддержки инициатив группы, в частности это касается поддержки резолюции в области обеспечения информационной безопасности. Развивающиеся страны поддерживают стремление государств БРИКС реформировать международную финансовую систему и продвигать национальные валюты. Ценность механизмов БРИКС+/аутрич заключается в том, что взаимодействие строится на взаимных интересах, что ведет к консолидации позиций по интересующим все страны вопросам, а темы, по которым может возникнуть конфликт интересов, не обсуждаются. Таким образом, на современном этапе, в условиях происходящих геополитических изменений, функционирование и усиление форматов БРИКС+/аутрич является необходимым условием для развития стран Глобального Юга, а также для политической и экономической силы БРИКС и привлекательности объединения для других стран. Для повышения эффективности данных механизмов странам БРИКС необходимо определить круг постоянных участников формата БРИКС+, а также наиболее значимые региональные организации (БРИКС-аутрич), с которыми будет происходить сотрудничество на постоянной основе; создать законодательную базу и институционализировать данные механизмы.
В рамках данного исследования создание группы БРИКС было рассмотрено с позиций теории политического реализма. Согласно теории Г. Снайдера, государства могут находиться в отношениях либо дружбы, либо вражды, рассматривая себя как союзников или противников. Таким образом, наличие общих интересов способствовало появлению группы БРИКС.
В ходе исследования деклараций БРИКС было выявлено, что с каждым годом страны наращивают свое взаимодействие посредством увеличения числа сфер сотрудничества, создания различных институтов и рабочих групп. Важно отметить, что сотрудничество стран интенсифицировалось в 2015-2016 гг. при усилиях России и Индии, которые вводили новые форматы взаимодействия и начали реализацию ранее достигнутых договоренностей. Активизация взаимодействия в рамках БРИКС, начатая Россией, во многом объясняется стремлением преодоления последствий санкций и переориентацией экономики с европейского вектора на восточный. Более того, развитие отношений по линии Юг-Юг стало еще более необходимым для политической поддержки на международной арене и противодействия формированию антироссийской коалиции. Для Индии интенсификация взаимодействия в рамках БРИКС является необходимым условием для реализации ее внешней политики, основанной на принципах многополярности, сбалансированности и равноправности, а также для продвижения своей позиции по реформе Совета Безопасности ООН ввиду того, что два из пяти постоянных членов (Россия и Китай) являются участниками БРИКС. Также особое значение имеет то, что во внутренней политике особую роль играют антиколониальные настроения. Именно поэтому участие в БРИКС с одновременным сотрудничеством с США позволяет говорить о сбалансированной политике Нью-Дели.
В своих декларация особую роль БРИКС отводит Новому банку развития как важнейшему инструменту деятельности группы в целях формирования справедливой и не ориентированной на Запад мировой финансово-экономической системы. Необходимо отметить, что в настоящее время валютой капитала НБР является доллар США, в перспективе в целях достижения дедолларизации и снижения валютных рисков, необходимо развивать и укреплять практику вкладов и финансирования в инфраструктурные проекты в национальных валютах государств-членов Банка.
К ключевым направлениям взаимодействия были отнесены реформирование международных финансовых институтов, цифровизация экономики, кибербезопасность. В целях определения уровня готовности стран БРИКС к цифровизации экономики, автором был проведен SWOT-анализ, по итогам которого было выявлено, что государства-члены БРИКС имеют серьезный технологических разрыв с развитыми странами. Для его преодоления требуются серьезные государственные меры и крупные инвестиции, как в развитие инфраструктуры доступа к Интернету, так и в человеческий капитал. Также было выявлено, что цифровизация экономики неразрывно связана с вопросами обеспечения кибербезопасности, именно поэтому необходимо усилить взаимодействие в данной сфере.
Важным направление деятельности БРИКС является сотрудничество по линии Юг-Юг, которое предполагает взаимодействие с развивающимися странами. Первостепенную роль в развитии таких отношений играют механизмы БРИКС+/аутрич, которые были рассмотрены с точки зрения гегемонистской стабильности Ч. Киндлбергера и Р. Гилпина и теории групповой гегемонии А. Бейлин.
Функционирование данных механизмов было рассмотрено на примерах взаимодействия с Аргентиной, Ираном, Саудовской Аравией, Турцией, Индонезией, ШОС и Африканским союзом. Учитывая тот факт, что страны БРИКС нацелены на развитие цифровой экономики, автор сконцентрировала внимание на сотрудничестве в областях цифровизации, обеспечении кибербезопасности и развитии научно-технического сотрудничества.
В рамках анализа функционирования механизма БРИКС+ автор провела семь контент-анализов СМИ Аргентины (2 издания), Ирана (1 издание), Саудовской Аравии (1 издание), Турции (2 издания) и Индонезии (1 издание). По итогам проведенных анализов можно сделать вывод о том, что страны-партнеры положительно оценивают деятельность группы, поддерживают их стремления в реформировании существующей финансовой системы и стремятся стать полноправными участниками БРИКС, об этом свидетельствуют до 65% статей с положительной коннотацией. Большинство статей (в некоторых изданиях до 70%) имеют нейтральную коннотацию, в которых информируется о проведении мероприятий БРИКС. В рамках проведения контент-анализа статьи с негативной коннотацией были отмечены только в турецком издании Anadolu Ajansi (6%) и в индонезийском издании Kompas (10%).
Учитывая тот факт, что страны-участницы формата БРИКС+ изъявили желание присоединиться к группе, автором магистерской диссертации был проведен SWOT-анализ расширения БРИКС, который показал сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. На основе проведенного анализа автором были предложены три сценария дальнейшего сотрудничества выбранных стран с группой БРИКС.
Первый сценарий предполагает включение вышеперечисленных стран в список постоянных членов формата БРИКС+. Данный сценарий представляется наиболее перспективным, так как неприсоединение стран к ядру БРИКС на современном этапе не повлечет за собой негативных последствий.
Второй сценарий предполагает включение одной из стран в состав постоянных членов группы. Учитывая такие критерии, как: внешнеполитический вектор, участие стран в других интеграционных объединениях и экономическое развитие, автор пришла к выводу, что реализация второго сценария может привести к ряду рисков, которые могут снизить эффективность БРИКС.
Третий сценарий предполагает включение сразу пяти стран в состав постоянных членов. Данный сценарий представляется самым неперспективным и несет наибольшее количество рисков. Это объясняется, прежде всего, неоднородностью стран-кандидатов, а также конфликтами между странами-кандидатами.
Исходя из данных SWOT-анализа и предложенных сценариев, можно заключить, что на современном этапе автор видит бóльшую перспективу формирования ядра БРИКС+ и развития сотрудничества в рамках данного формата. Перспектива дальнейшего расширения ядра БРИКС не исключается. Однако присоединение новых участников должно занять более долгий процесс, во время которого необходимо сформировать четкие критерии для включения новых членов группы, принять во внимание все преимущества и угрозы, которые может принести расширение, чтобы не допустить конфликта внутри БРИКС и сохранить эффективность группы.
Функционирование механизма БРИКС-аутрич было рассмотрено на примере взаимодействия с ШОС и АС. По итогам проведенного исследования были выявлены сильные и слабые стороны данного формата. Сильные стороны проявились, главным образом, при взаимодействии БРИКС с ШОС. Учитывая наличие общих проблем, страны обоих объединений консолидировали свои позиции по таким важным вопросам, как: обеспечение кибербезопасности, научно-техническое сотрудничество. Придерживаясь схожих принципов, страны двух объединений обладают возможностью налаживать прочные связи и выступать единым фронтом в процессе решения современных глобальных проблем. При условии поддержания стабильного уровня взаимодействия, БРИКС и ШОС могут стать центрами формирования новых структур в целях обеспечения стабильного развития и безопасности. В качестве мер, усиливающих сотрудничество объединений и повышающих эффективность совместной работы, необходимо институционализировать формат сотрудничества БРИКС и ШОС для обеспечения мониторинга деятельности и быстрого реагирования на возникающие вызовы.
Пример взаимодействия с Африканским союзом выявил проблемы механизма БРИКС-аутрич, связанные с отсутствием институциализации, рабочей программы и систематического проведения совместных мероприятий. Учитывая важность африканского континента для всех стран БРИКС и идеологическую составляющую сотрудничества, государствам группы необходимо отойти от декларативной поддержки инициатив АС и перейти к конкретным действиям, направленным на решение, прежде всего, инфраструктурных проблем.
Учитывая вызовы, с которыми сталкиваются страны АС в области кибербезопасности, государства-члены БРИКС могут дать новый импульс развитию взаимодействия в данной сфере, посредством научно-технического и образовательного обмена.
Необходимо отметить, что в последние годы страны Африканского союза демонстрируют все большую независимость в проведении своей экономической и политической деятельности. Ввиду этого, странам БРИКС необходимо мобилизовать все ресурсы для развития взаимодействия, большей интеграции стран Африки в мировые экономические процессы. Также необходимо систематическое проведение совместных мероприятий на различных уровнях. Ключевую роль в контексте сотрудничества с Союзом необходимо отвести Новому банку развития. При условии эффективного взаимодействия, БРИКС может стать платформой, которая содействует формированию новых интеграционных процессов, которые способствуют устойчивому развитию Африки в области экономики, политики, инфраструктуры, здравоохранения, образовании.
Таким образом, на основе проведенного анализа взаимодействия пятерки с региональными организациями в формате БРИКС-аутрич, можно сделать вывод о том, что в настоящее время потенциал данного механизма не раскрыт в полной мере. Однако, по мнению автора, значение данного формата повышается и ввиду того, что западные страны начинают рассматривать расширение взаимодействия стран БРИКС с различными региональными организациями как угрозу своему влиянию.
Подводя итог, необходимо отметить, что партнерские механизмы БРИКС+/аутрич в рамках взаимодействия объединения с Аргентиной, Ираном, Саудовской Аравией, Турцией, Индонезией, ШОС и АС повышают легитимность группы и дают дополнительную поддержку на международной арене посредством политической поддержки инициатив группы, в частности это касается поддержки резолюции в области обеспечения информационной безопасности. Развивающиеся страны поддерживают стремление государств БРИКС реформировать международную финансовую систему и продвигать национальные валюты. Ценность механизмов БРИКС+/аутрич заключается в том, что взаимодействие строится на взаимных интересах, что ведет к консолидации позиций по интересующим все страны вопросам, а темы, по которым может возникнуть конфликт интересов, не обсуждаются. Таким образом, на современном этапе, в условиях происходящих геополитических изменений, функционирование и усиление форматов БРИКС+/аутрич является необходимым условием для развития стран Глобального Юга, а также для политической и экономической силы БРИКС и привлекательности объединения для других стран. Для повышения эффективности данных механизмов странам БРИКС необходимо определить круг постоянных участников формата БРИКС+, а также наиболее значимые региональные организации (БРИКС-аутрич), с которыми будет происходить сотрудничество на постоянной основе; создать законодательную базу и институционализировать данные механизмы.



